Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Биографические очерки жизни Г.С. Салливена …………………………… 4
1.1Семья. Учёба. Практическая деятельность ……….…………………… 4
1.2Первые труды. Направленность научной деятельности……………….. 5
2.Интерперсональная теория психиатрии…………………………………… 6
2.1Основные предпосылки межличностной теории ………………………6
2.2Сущность интерперсональной теории психиатрии …………………… 7
2.3Роль концепции »динамизма» ………………………………………… 8
3.Понятие беспокойства в теории Салливена ………………………………. 9
4.Сравнительный анализ научных исследований Г.С. Салливена с
исследованиями других учёных …………………………………………… 9
Выводы ………………………………………………………………….… 12
Список использованной литературы……………………………………… 13
ВВЕДЕНИЕ
В поисках новых подходов психологии в конце XIX – начале XX веков было развито множество точек зрения относительно психоанализа. В частности, зародились два ответвления психоанализа, известные как неофрейдизм и »психология эго». Неофрейдизм главный упор сделал на социальной детерминации неврозов, конфликтов, вытесненных влечений и т.д. Важное значение было придано межличностным отношениям (психосоциальным отношениям).
»Психология эго» главное место отвела личности как целостной системе.
Лидерами неофрейдизма принято считать К.Хорни (1885-1953), Г.Салливена (1892-1949) и Э.Фромма (1900).
В 20-х годах Хорни и Фромм были практикующими психоаналитиками в Берлине. Они испытали в известной степени влияние марксизма. Однако действительный смысл марксистского мировоззрения, его революционная сущность остались ими непонятыми. Их знакомство с марксистской теорией было весьма поверхностным. Тем не менее, оно не прошло бесследно. Оно побудило подвергнуть критике фрейдистский постулат о фиксированных биологических влечениях и обратить внимание на роль социальных факторов.
В начале 30-х годов XX века группа западноевропейских аналитиков переехала в США. Это был период крупных потрясений в мировой системе империализма. В Германии пришёл к власти фашизм. Соединённые штаты только что пережили жесточайший экономический кризис. Во всём капиталистическом мире классовые и национальные противоречия приобрели исключительную остроту. Общественно-политическая атмосфера придала исследованиям психической деятельности новую направленность. Быстрыми темпами развивается социальная психология, ставшая на путь эмпирического изучения »человеческих отношений», анализа общественного мнения, выявления установок и т.д.
Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...
... ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она ... при попытке самоубийства (Rubins, 1978). К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных ... учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные ...
Изучение зависимости мотивационного потенциала личности от её включений в процесс общения с другими людьми – одна из основных проблем психологии.
Однако попытка присоединить к фрейдистскому взгляду на мотивацию принцип межличностных связей, представлений в категории психосоциального отношения, привела к тому, что в этих связях растворились как мотивация в её своеобразном, несводимом к другим категориям значении, так и личность. К такому результату пришёл, например, Гарри Стэк Салливен.
Отправной точкой для него, так же как и для других неофрейдистов, служило представление о мотивах, вытесненных в тайники бессознательной психики.
Стремление преодолеть антагонизм между личностью, представшей в »классическом» психоанализе в виде замкнутой системы, и социальным окружением, будто бы изначально ей враждебным, привело Салливена к тому, что сама среда испарилась в сеть межличностных психологических отношений, а личность оказалась лишь проекцией этой сети. [1, с. 231, 233]
Целью данной работы является ознакомление с основными биографическими очерками одного из представителей неофрейдизма Г.С.Салливена, особенностями и уникальностью его теорий, в частности »Межличностной (интерперсональной) теорией психиатрии», основанных на классическом психоанализе, а также критическими и дифференцирующими мнениями относительно их применения отечественных учёных с помощью использования некоторых источников относительно данного вопроса.
Задача: осуществление выбора литературных источников, являющихся наиболее актуальными в соответствии с данной темой; ознакомление с литературой; обощение и структурирование полученной информации по отношению к цели.
Биографические очерки жизни Г.С. Салливена
Семья. Учёба. Практическая деятельность
Гарри Стэк Салливен родился 21 февраля 1892 г. в Норидже, штат Нью-Йорк. Его отец Тимоти Салливен, был фермером, его мать Элла, происходила из семьи юристов и священников. Она тяготилась собственным неравным, по её мнению, браком и воспитывала сына на легендах о её великих и могущественных предках. Гарри с 3 лет жил на ферме. Он был единственным ребёнком в единственной католической семье среди протестантского сообщества, а потому был лишён общения со сверстниками.
В 1897 г. он поступил в »Юнион скул», получил среднее и начальное образование. Отношения с одноклассниками у него не сложились, а потому всё своё свободное время Гарри Стэк Салливен посвящал книгам. В 1908 году он окончил школу, и, получив стипендию от штата, уехал в Корнелльский университет. Первые несколько месяцев он учился хорошо, но уже после второго семестра его отчислили за неуспеваемость, а через 2 года, в 1911 году, Салливен поступил в Чикагский колледж медицины и хирургии, где стал изучать психиатрию. В студенческие годы он заинтересовался психоанализом, который после визита Фрейда в США в 1909 году стал приобретать всё большую популярность. Первоначально, все его идеи основывались на этой теории. Салливэн и сам прошёл курс психоаналитической терапии, не столько в связи с тем, что нуждался в нём как пациент, сколько ради удовлетворения познавательного интереса.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... формируется положительное эмоциональное отношение к ним; формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, ... установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Таким образом, ... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. ...
После окончания колледжа он получил степень магистра и стал практиковать в больнице Шеппард-Прэт. Особое внимание он уделял подбору персонала, работающего с пациентами. В 1923 году он прошёл настоящий, полный курс диалектического психоанализа у Клары Томпсон, с которой у него завязались близкие отношения. В последние годы работы в больнице Салливен разработал метод лечебного социального окружения, основанный на его межличностных отношений как сойиально-психологический феномен">теории межличностных отношений, позднее разработанного позже. Суть метода заключалась в том, что лечение пациента должно основываться на освобождении от ситуации, вызвавшей начало шизофренических процессов. Задача, которую ставит перед собой Салливен, заключалась в попытке помочь пациенту обрести свободу общения с другими людьми. На основании этого метода в больнице, в отделении, где работал учёный, были заведены особые правила. Так, например, общение пациентов между собой поощрялось, но Салливен предпочитал объединять в группы общения пациентов одного возраста и заболевания, с тем, чтобы нивелировать чувство одиночества и незащищённости. Несмотря на то, что в больнице постоянно бывали студенты, учёные, исследователи, изучающие различные патологии и методы их лечения, в отделении Салливена было запрещено наблюдать за пациентами без разрешения врача. Это опять же делалось для того, чтобы не провоцировать чувство незащищённости и беспокойство, преследующие больных шизофренией.
Помимо врачебной практики, Салливен проводил в Шеппард-Прэт и обширные клинические исследования. На основании этого опыта он пришёл к выводу о необходимости переосмысления постулатов классического фрейдизма. Этот подход был созвучен идеям Томпсон, также настроенной на реформирование психоанализа. Салливен пришёл к необходимости отказаться от наиболее одиозных и гротескных черт классического фрейдизма. Инстинкты смерти и разрушения, либидо, инфантильные сексуальные стадии, комплекс Эдина – всё это было им отвергнуто.
В 1930 году он переехал в Нью-Йорк, где занялся частной практикой, специализируясь на неврозе навязчивых состояний. Там он познакомился с эмигрировавшими в Америку К.Хорни и Э.Фроммом, это знакомство вылилось в плодотворное творческое сотрудничество. [3, с. 338-339]
В 1897 г. он поступил в »Юнион скул», получил среднее и начальное образование. Отношения с одноклассниками у него не сложились, а потому всё своё… После окончания колледжа он получил степень магистра и стал практиковать в… Помимо врачебной практики, Салливен проводил в Шеппард-Прэт и обширные клинические исследования. На основании этого…
Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи
... я поставил перед собой цель ознакомить читателя с отношением людей к смерти в разные культурные эпохи, от архаических ... Эти ритуалы были составной частью общей стратегии человека в отношении к природе. Человек обычно заблаговременно чувствовал приближение конца и ... смерти. Затем постараюсь показать на литературных примерах отношение к смерти людей, живших в разные культурные эпохи: Древние времена ...
Первые труды. Направленность научной деятельности
В 1931 году вышла его статья »Факторы среды в этиологии и курсе лечения шизофрении» В ней Салливен высказал мысль о том, что проявление шизофрении можно объяснять на основе человеческого опыта, а не наследственных или органических факторов, значение которых несравнимо меньше. По его мнению, под влиянием опыта у некоторых людей могут возникнуть изменения в поведении и образе мыслей. Именно их Салливен понимал как проявление шизофренического психоза. Истоки этого психоза, по мнению Салливена, лежат в тех событиях реальной жизни, которые переживались пациентом или его близкими. Огромное значение при этом имеет общение в самом раннем возрасте с матерью или человеком, заменяющим мать. Если младенческие аспекты личности, формирующиеся при этом, будут искажены, это может привести к нарушению в последующем развитие и формированию патологической личности, или, если они не слишком выражены, к возникновению невропатологической зависимости от матери у мальчиков.
При этом происходит полная или частичная интеграция материнской системы взглядов, что в последствие может привести к нарушению развития естественного интереса к девочкам. Личность ребёнка будет не в состоянии сама развиваться в направлении естественной гетеросексуальности, что отрицательным образом может повлиять на его отношения с окружающими.
Такое нарушенное развитие влечёт за собой ухудшение межличностных отношений. В сочетании с этим чрезмерная самоидентификация с матерью может стать причиной шизофренического психоза. Эти идеи о взаимосвязи межперсонального поведения и патологии Салливен отразил в своей единственной монографии, вышедшей при жизни – »Концепция современной психиатрии» (1947г.)
В этом случае основной задачей психотерапии становится выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих её адекватное приспособление к окружающим. Для достижения этой цели Салливен разработал метод »Психиатрического интервью», которое предполагает воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом. Определённое влияние здесь уделяется роли врача во время такого общения. Задача терапевта, по мнению Салливена, при этом заключается в том, чтобы помочь пациенту понять и выразить словами свой опыт. [3, с. 339-340]
2 Интерперсональная теория психиатрии
При этом происходит полная или частичная интеграция материнской системы взглядов, что в последствие может привести к нарушению развития… Такое нарушенное развитие влечёт за собой ухудшение межличностных отношений. В… В этом случае основной задачей психотерапии становится выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих её…
Основные предпосылки межличностной теории
Наряду с исследованием культурных детерминант жизнедеятельности человека в философии, социологии и психологии в 20-30-х годах XX столетия глубоко актуальным становится изучение проблемы интеракции – общения, социального взаимодействия между индивидами. Разработка данной проблемы находит своё отражение в работах многих теоретиков, включая американского философа Дж. Мида, социолога Ч. Кули, психолога К. Левина. Все они исследуют взаимоотношения личности с окружающим её социальным миром, взаимосвязи между индивидами в процессе их совместной жизнедеятельности, поведенческие реакции, возникающие у человека в ответ на конкретные социальные ситуации.
Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления
... личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений. Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, ... коллектива, принимает их. Коллектив "поглощает" личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни. По второй линии поведения возможны ...
Среди тех, кто обратил особое внимание на эту проблематику, был и американский психиатр Гарри Стэк Салливэн (1892-1949), который выдвинул »Межличностную теорию психиатрии», по смыслу и внутреннему содержанию совпадающую с концепциями социологически ориентированного неофрейдизма. В отличие от Хорни, которую интересовала проблема культурной обусловленности человеческого поведения в целом, Салливэн посвящает свои исследования анализу межличностного существования человека, рассмотрению личности под углом зрения межличностных связей и отношений, устанавливаемых в процессе общения между людьми. Поскольку жизнь каждого индивида, рассуждает Салливэн, неразрывно связана с межличностными ситуациями, в которых он постоянно пребывает, для понимания всего комплекса проблем внутрипсихической жизнедеятельности человека, внешне фиксируемого социального общения и общественного существования необходимо выявить, прежде всего, смысл, значение и содержание межличностного поведения. [2, с. 121]
Формирование взглядов американского психиатра происходило под влиянием не только психоаналитического учения Фрейда, но и различных школ в психиатрии, философии, социологии, психологии, большинство которых получило распространение на американской почве. Так, на Г. Салливэна оказали влияние идеи психиатров У. Уайта и А. Мейера, философов П. Бриджмена и Дж. Мида, психологов К. Левина Дж. Морено, социологов Ч. Кули, Р. Парка, антропологов Р. Бенедикт и Б. Малиновского. В его работах можно встретить ссылки на Бергсона и К. Ясперса, Б. Рассела и Л. Леви-Брюля. Такое разноплановое переплетение идей различных учёных и философов обусловило специфику »межличностной психиатрии» Салливэна, которая имела свою терминологию, основанную на изучении явлений шизофрении, использовании категорий психологической »Теории поля» Левина, ряда гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также операционалистской философии Бриджмена. Вместе с тем, несмотря на терминологические расхождения, иной срез исследования личности и неприятие отдельных теоретических постулатов Фрейда, »Межличностная психиатрия» может рассматриваться как видоизменённый вариант классического психоанализа.
[2, с. 122]
Среди тех, кто обратил особое внимание на эту проблематику, был и американский психиатр Гарри Стэк Салливэн (1892-1949), который выдвинул… Формирование взглядов американского психиатра происходило под влиянием не… [2, с. 122]
Сущность интерперсональной теории психиатрии
Основные свои идеи Салливэн изложил в единственной опубликованной при его жизни книге »Концепции современной психиатрии» (1947).
Представление о его теоретических взглядах дают также работы »Межличностная теория психиатрии» и »Психиатрическое интервью» (опубликованы после его смерти и представляют изложение курса лекций, прочитанного им в Вашингтонской школе психиатрии) и материалы, вошедшие в объёмистое двухтомное издание его работ, вышедшее в США в 1965 г.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...
На основании своего межличностного подхода Салливен выдвинул идею о том, что »Я-концепция» является социологическим продуктом. Он выделял семь стадий развития, которые проходит человек в течение жизни: младенчество, детство, отрочество, период, предшествующий юности, юность, поздний период юности и зрелость. [3, с. 340]
Не игнорируя полностью биологические факторы, Салливен сосредоточивает внимание на социальных детерминантах психического развития человека. Особое значение он придаёт рассмотрению связей и отношений между индивидами, так как считает, что подлинная личность проявляется только при общении с другими людьми; »личность никогда не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых она живёт» (H.S. Sullivan. The Collected Works, vol. I.N.Y., 1965, p. 10.)
Салливен понимает, что межличностные отношения не всегда зримо присутствуют в жизни человека. Они могут носить воображаемый, а подчас и иллюзорный характер, когда, например, личность имеет дело не с реальными людьми, а с литературными героями или мифологическими образами. Но в той или иной форме межличностные отношения всегда присутствуют в жизнедеятельности человека, независимо от того осознаёт он это или нет. Таким образом, можно сказать, что все психические процессы являются по своему характеру межличностными. И Салливен приходит к выводу, что для познания природы и внутренней жизни индивида, специфики человеческого существования необходимо исследовать межличностные ситуации, в которых человек проявляет свои чувства и эмоции, обнаруживает направленность своей деятельности.
По собственному признанию автора, в основе его »Межличностной теории» лежат три принципа, почерпнутые из биологии: принцип коммунального существования, принцип функциональной деятельности и принцип организации. При этом он даже не пытается сколько-нибудь разумное обоснование перенесения этих принципов, закономерностей развития живых организмов на исследование социального существа – человека. Для Салливена данные биологические принципы являются раз и навсегда установленными, поэтому, не затрудняет себя проверкой применимости их на уровне социального общения и человеческого поведения. [2, с. 124, 125]
2.3 Роль концепции »динамизма»
Рассматривая вопрос о механизмах мотивационного поведения человека в контексте межличностных отношений, Салливен не приемлет фрейдовские положения о сексуальной обусловленности человеческой деятельности и сексуальной этиологии болезненного расщепления сознания личности. Он полагает, что определяющим началом психической деятельности индивида является специфический »динамизм» – »относительно постоянный образец энергии» живого организма, который проявляется в характерных процессах в межличностных отношениях. Во внутрипсихической жизни каждого человека, по Салливену, присутствует множество »динамизмов» (например, »динамизм сублимации», »динамизм навязчивой идеи», »динамизм зависти», »динамизм беспокойства», »динамизм самости», »динамизм диссоциации»), внешнее проявление которых осуществляется у индивидов по-разному в зависимости от сложившейся социальной ситуации и жизненного опыта. Общая линия поведения личности, её жизнедеятельность обусловлены сочетанием этих »динамизмов».
Волевые процессы личности человека 2
... самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость. Цель работы Рассмотреть психические процессы личности человека. Задачи работы Дать определение воли, ее характеристику Оценить разработанность проблемы в ... воли в трудах отечественных психологов Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился ...
Подчеркнём, что концепция »динамизма» не имеет в теории Салливена строго очерченных границ: под »динамизмом» понимается и внутрипсихическая энергия человека, и процесс, происходящий в межличностных отношениях, и »часть» личности, функционирование которой рассматривается как нечто целое, зависящее от социальных условий существования человека. Такая многозначность, а подчас и неопределённость в трактовке »динамизма» приводит к тому, что данное понятие распространяется на совершенно различные явления: оно может быть отнесено к тому, что обычно обозначается термином »привычка», и к тому, что рассматривается как »установка», »инстинкт», к бессознательному влечению и к вполне осознанному проявлению чувств человека. Одним словом, заявляя о новом подходе к исследованию личность, Салливен создаёт теорию, которая не отличается терминологической строгостью, определённостью и чёткостью формулировок. Уже одно это свидетельствует о необоснованности его претензий дать адекватное объяснение внутрипсихической деятельности человека.
Американский психиатр соотносит »динамизмы» с потребностями человека, возникающими в процессе межличностного общения. Многие конфликтные ситуации в личности возникают, по его мнению, в силу несоответствия (»напряжения») между человеческими потребностями и их удовлетворением. В результате будто бы происходит становление так называемого »динамизма диссоциации», который предопределяет патологическое и асоциальное поведение индивида в межличностных ситуациях. Согласно Салливену, существует два основных источника внутрипсихического »напряжения» личности: первый – это разрыв между потребностями живого организма и способами удовлетворения их в существующих социальных условиях; второй – это »беспокойство» личности по поводу своего существования в социальном мире, межличностном окружении. Последний источник рождает наиболее опасный для личности вид »напряжения», обусловленный нарушением межличностных связей и отношений. [2, с. 127]
Понятие беспокойства в теории Салливена
Также в последние годы своей жизни Салливен уделял большое внимание изучению состояния беспокойства. По его мнению, организм стремится к достижению динамического постоянства, при котором происходит удовлетворение всех потребностей. На психологическом уровне индивид стремится к безболезненному приспособлению к окружающей среде. Если эти два уровня, биологический и психологический, сочетаются, то у человека продуцируются чувство высокого самоуважения. В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, беспокойство. Салливен считал, что беспокойство является силой, проистекающей из низкой самооценки, которая вносит в жизнь человека тревогу и нервозность. Корень всех душевных заболеваний Салливен видел именно в беспокойстве. »Беспокойство» возникает с момента рождения и существует до последних дней жизни человека. Будучи первоначально переданным, от матери к ребёнку, испытывающему потребность в материнской заботе и ласке, и одновременно пребывающему в постоянном страхе от возможности утратить расположение матери, »беспокойство» становится существенной характеристикой личности. Поэтому в задачу теории »межличностных отношений» входит выявление механизмов защиты, которые способствовали бы нейтрализации этого чувства.
ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ
... и процессов функционирования этой системы в реальной жизнедеятельности субъекта в мире может сочетаться с анализом закономерностей организации внутреннего мира личности, описанием мира человека не извне, а изнутри, ... как теоретикам, так и авторам учебных программ по общей психологии. (12)Поскольку личность присуща одному лишь человеку, нам не обойтись без экскурса в философское понимание сущности ...
[2, с. 127; 3, с. 341]
[2, с. 127; 3, с. 341]
Сравнительный анализ научных исследований
Г.С. Салливена с исследованиями других учёных
Подобно Фрейду и Юнгу, Салливен в своих исследованиях также обращается к рассмотрению символической проблематики – символической деятельности человека, значения знаков, символов в житейском опыте личности. Он отмечает, в частности, ту важную роль, которую играет символическая деятельность в жизни пациентов с нарушенной и неустойчивой психикой. Вслед за Юнгом он утверждает, что символические представления нормальных людей имеет много общего с фантазиями шизофреников и что различия между нормой и патологией, здоровьем и болезнью в этом смысле весьма относительны. Поэтому соображения, возникшие на основе исследования символического материала шизофреников, Салливен переносит на символическую деятельность психически здорового человека. В онтогенезе каждого индивида, по его мнению, можно обнаружить многочисленные символы, свидетельствующие о развитии образных представлений личности и наличии всевозможных иллюзий в жизни человека. Эти символы способны как бы образовать в психике индивида своеобразную символическую систему, которая оказывает существенное влияние на жизнедеятельность личности, её умонастроение, ценностные ориентации.
В своё время Фрейд прямо заявил о необходимости избавления людей от груза религиозных иллюзий. Салливен также стремится развенчать человеческие иллюзии, которые воспринимаются индивидом как истинные ценности и реальные сущности, несмотря на них символическую и иллюзорную природу. Однако предметом его исследования становятся не религиозные представления людей, а их вера в могущество предметов материального мира, социального престижа, человеческих персонификаций, являющихся символами преуспевания личности в буржуазном обществе.
Салливен фиксирует тот реальный факт, что в иррациональном социальном бытии достижение материальных благ воспринимается как самоутверждение в жизни и как надежная единственная гарантия устойчивого существования индивида; происходит утрата внутреннего мира личности, заполнение его иллюзорными престижными ценностями. Иными словами, иррациональное общество способствует порождению человеческих иллюзий, которые становятся заместителями подлинных ценностей индивидуально-личностного существования человека в таком широком масштабе, что сама личность превращается в своего рода иллюзию – в нивелированную личность, ориентирующуюся на типичные для данного общества социальные иллюзии, лишённую индивидуально-личностных характеристик, т.е. в »иллюзию личностной индивидуальности». Поэтому человеческая личность воспринимается Салливеном не более как гипотеза, как совокупность различных масок, которые необходимы человеку в межличностном (лучше сказать – в »межмасочном») общении. В известном смысле этот аспект рассмотрения личности совпадает у Салливэна с аналогичными рассуждениями Юнга и Рейха. Но если за »архетипами» »Маска», »Персона» и поверхностным, »социально-притворным» слоем личности у Юнга и Рейха стояли подлинные сущности человека, то в межличностной психиатрии Салливена за различными персонификациями личности не просматривается то глубинное ядро, которое образует уникальность и индивидуальность человеческого существа. Для американского психиатра и социальные маски, и личностная индивидуальность не более чем иллюзия. И сам человек не замечает утраты своей индивидуальности в буржуазном обществе лишь потому, что в его психической жизни вырабатывается особый механизм так называемого »избирательного невнимания», благодаря чему индивид видит только то, что он хотел бы иметь (по типу »как если бы»), и не обращает внимания на подлинную реальность: иллюзии воспринимаются им как действительность.
Понятие о личности человека в психологии
... с помощью существующего, реального объекта; с 7 до старости) Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства ... 6. Вкусовая. 7. Двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем). 8. Эмоциональная (на чувства, помнить огорчения, любовь, переживания). 9. Словесно-логическая ( ...
Возникновение иллюзии личностной индивидуальности, образно описанной Салливеном, соотносится им не столько с конкретно-определёнными условиями существования человека, сколько с механизмами функционирования индивида в межличностных ситуациях, независимо от этих условий. Поэтому, в противоположность Юнгу и Рейху, признающим человеческую индивидуальность (пусть искажённую или прикрытую социальными и культурными наслоениями), Салливен вообще отрицает её, воспринимая как типичную иллюзию, ошибочно разделяемую людьми. Это свидетельствует о том, что в попытке развенчания социальных иллюзий американский психиатр сам оказался во власти иллюзии, отождествив индивидуальность человека с индивидуалистическим настроением личности, функционирующей в межличностных ситуациях буржуазного общества.
Иллюзию личностного существования, утрату человеком своей индивидуальности Салливен опять таки связывает с обострением чувства »беспокойства» личности по поводу своего существования и отношений, складывающихся с другими людьми. В качестве защитных мер против усиливающегося чувства »беспокойства» у личности развивается, как считает Салливен, так называемая »система самости», или »система антибеспокойства». Она санкционирует определённые типы поведения личности, устраняющие или минимизирующие чувство »беспокойства». »Система самости», таким образом, выступает в »межличностной психиатрии» в качестве своеобразного защитного механизма личности, напоминая собой адлеровскую »сверхкомпенсацию». Но в отличие от »сверхкомпенсации» Адлера, которая не имеет прямого отношения к социальным условиям существования человека, возникая в ответ на присущее ему чувство »неполноценности», »система самости» Салливена связана с иррациональным характером общества и межличностными отношениями; она складывается и начинает проявляться именно в процессе образования и социализации личности.
Призванная стабилизировать нормальную жизнедеятельность человека путём устранения или нейтрализации личностных чувств »беспокойства», »система самости» представляет собой такую инстанцию личности, которая выступает в роли своеобразного »переключателя» внутрипсихической жизни человека на какие-то новые ориентиры, возникающие в процессе социального общения между людьми. И хотя Салливен утверждает, что его »система самости» не тождественна какой-либо фрейдовской инстанции личности, тем не менее, она имеет сходные черты со »Сверх-Я» и функции у них аналогичные: обе инстанции призваны корректировать мотивационное поведение человека с учётом внешне обусловленной социальной реальности, будь то существующие институты общества или межличностные ситуации.
Ранее мы показали, что в »индивидуальной психологии» Адлера, »аналитической психологии» Юнга и »культурно-философской психопатологии» Хорни понятие »самости» служило тем идеалом, достижение которого означало подлинное развитие личности, развитие всех её внутренних сил, становление человеческой индивидуальности. В этих системах »Самость» выступала как высшая цель индивидуально-личностного развития, к чему стремится каждое человеческое существо, обладающее нормальной, а не патологической психикой. Иную значимость имеет »система самости» в »межличностной психиатрии» Салливена. Предназначенная для устранения чувств личностного »беспокойства», она не выступает как конкретная цель, предопределяющая внутрипсихическое развитие человека, а скорее является механизмом приспособления к существующей реальности, основное предназначение которого заключается в ориентации личности на соответствующие социальные ценности. Поскольку же большинство из этих ценностей рассматриваются Салливеном как иллюзии, то и »система самости» не может быть и не является конечной целью и скрытым смыслом развития личности. Поэтому »межличностную психиатрию» Салливена никак нельзя причислить к оптимистически ориентированным учениям. [2, с. 128-130]
В своё время Фрейд прямо заявил о необходимости избавления людей от груза религиозных иллюзий. Салливен также стремится развенчать человеческие… Салливен фиксирует тот реальный факт, что в иррациональном социальном бытии… Возникновение иллюзии личностной индивидуальности, образно описанной Салливеном, соотносится им не столько с…
ВЫВОДЫ
»Межличностная психиатрия» Салливена претендовала на новое видение человека, учитывающее процессы коммуникации личности, межличностные связи и отношения. Но эти претензии оказались несостоятельными уже потому только, что Салливен не выходит за рамки метода исследования личности, свойственного классическому психоанализу и последующим его модификациям. Подобно другим учениям психоаналитического толка, »межличностная психиатрия» Салливена не решила проблему соотношения личности и общества; ограничившись указанием на социальный, межличностный контекст мотивационного поведения человека, она не сумела раскрыть подлинные механизмы взаимодействия личности с окружающей культурной и социальной средой. Как и в классическом психоанализе, личностное и общественное в трактовке Салливена представляют в виде неразрешимого антагонизма, который может быть »смягчён» посредством психотерапии, обеспечивающей соответствующую ориентацию человека в системе межличностных отношений, но не устранён.
В конечном счёте »межличностная психиатрия» оказывается ориентированной не на изменение существующих условий, а на »притирку» индивида к ним. Ведь появляющаяся в процессе социализации личности »система самости» так или иначе, вбирает в себя установки существующей социальной организации, ценности общества. Так развенчание социальных иллюзий в »межличностной психиатрии» оборачивается не чем иным, как порождением ещё одной иллюзии.
Гарри Стэк Салливен умер в январе 1949 года в Париже. Наряду с К.Хорни, Э.Фроммом он был одним из самых заметных и знаменитых неофрейдистов. Основываясь на теориях Фрейда, он подвергал их критическому анализу, развивал свои собственные взгляды. Его теории оказали влияние на развитие взглядов других психологов, теория личности легла в основу работы К.Роджерса, а также предшественника теории развития личности Э.Эриксона.
Таким образом, данная проделанная работа раскрыла некоторые особенности научных исследований, концепций Г.С. Салливена, которые внесли неоценимую лепту в историю развития науки психотерапии, психологии как попытку раскрыть структурные качества межличностного общения.
В дальнейшем возможно продолжение исследования научных данных по этой теме с последующим выполнением конкретных задач в рамках отрасли психологии.
Список использованной литературы
1.Ярошевский М.Г. – Психология в XX столетии. Теоретические проблемы
развития психологической науки. Изд.2-е, доп. М., Политиздат, 1974, 447 с.
2.Лейбин В.М. – Психоанализ и философия неофрейдизма, Москва,
Политиздат, 1977 г., 246 с. (Социальный прогресс и буржуазная философия)
3.100 великих психологов ¤ [ Авт. – сост. В. Яровицкий – М. Вече, 2004. – 431 с.