Теория черт

Черта как элемент индивидуальности. Тип – крайнее , многообрзие отличий и стало предметом теории черт.

ТЧ – система исследовательских техник, созданных для выявления психологических характеристик, имеющих широкие инд различия. любые особенности м б описаны с помощью устойчивых характеристик. Черта представляет собой элемент психологической структуры свойств, являющихся относительно стабильными, проявляющимися в разных ситуациях, различающиеся по своей выраженности у разных людей.

Чтобы выявить существование отличий в теоретических чертах, предлагается сравнение черт психологических, по которому можно определить диапазон выраженности черт у разных людей.

Типологические концепции привлекли внимание к некоторым пс свойствам (интроверсия, экстраверсия), но список этих свойств был маленьким. – не было эмоц-вол, когнит сфер. Требовался более детальный анализ целостной структуры каждой черты.

Способы выделения черт:

  1. Концептуализация. Поиск черт, соответствующих теоретическим представлениям. Изучая сложное псих явление, исследователь имеет представление о нём и в соответствии выбирает методику. Гальтон изучал скорость сенсо-мот реакции, чтобы изучить интеллектуальную деятельность человека. Таким же образом Айзенк выделил интро- экстраверсию и нейротизм – психотизм. Гипотеза Дарвина о быстрой адаптации особей с лучшими сенсомоторными реакциями. Так выделяли скоростные реакции для изучения интеллекта.Лазурский: наиболее важная задача характерологии – поиск элементов психологической структуры. Итогом исследований Лазурского стал список свойств, охватывающих различные сферы личности. Диагностику предлагал проводить на основе эксперимента и наблюдения. Всего 100 характеристик. Этот способ лежал в основе теста Бине. Бине основывался на двух предположениях: * интеллект проявляется в решении проблемных ситуаций. * дети, отстающие в развитии, будут выполнять те задания, которые предназначены для детей более младшего возраста. В современной диф психологии концептуализация используется как первый этап.
  2. На основании семантического сходства. Каждое слово имеет значение. Слова, которые обозначают псих качества не исключение. Выделение черт возможно на основе семантического сходства. Способ предполагает сначала отбор слов, относящихся к пс характеристикам. Затем их группировка на основе сходства. Толчком для развития данного способа послужило изучение синестезий. В конце 30ых Каровски и Одберт соотнесли синестезию с особенностями мышления и речи. 13% студентов имеют постоянные цвето-слуховые синестезии. Другие, не испытывая подобных ощущений, нашли описания адекватными. Таков механизм появления метафор. (тоска зелёная, голубая мечта).

    15 стр., 7017 слов

    Основы глубинной психологической символики

    ... очередь привлекают такие вещи и процессы, которые благодаря даже еще столь отдаленному сходству напоминают о наиболее любимых ими переживаниях? На этой стадии маленькие мальчики любят ...

    В психологии использовался метод ассоциации и метод шкалирования. Тест личностных конструктов Келли, семантический дифференциал Осгуда. Это многоступенчатые процедуры, начинающиеся с составления словарей, заканчивающиеся мат обработкой. Явным недостатком является то, что семантическое свойство не всегда синонимично психологическому. Например, в реальности есть связь депрессивности, чувства вины и тревожности, а в семантическом исследовании таких связей нет.

  3. Факторно-аналичтическое выделение черт. Анализ и мат обработка может использоваться как основной способ или как завершающий. Факторный анализ позволяет описать наибольшее число коррелирующих между собой свойств с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных (факторов).

    Пример: при исследовании настойчивости, актисноти и общительности мы получили характеристики, имеющие инд различия. Эти свойства не смотря на разброс имеют общую область – область пересечения. (по Айзенку это интро- экстраверсия.).

    допустим, эти качества коррелируют друг с другом. Это означает, что психологические оценки связаны с инд оценками других характеристик. Дисперсия разных черт представлена пересечением областей изучаемых свойств. Таким образом на основе корреляции черт можно сформировать группы черт, имеющих нечто общее- это и есть фактор.

Исследования инд различий предполагают, что эти различия наиболее ярко проявляются именно в этих чертах. Основная задача теории черт – выяснение их структуры, что даёт возможность свести пс характеристики к обозримому количеству переменных. Изучение инд различий в теории черт: * выделение черт для сравнения людей между собой. * возможно исследование природы черт. * разные способы исследования черт дали толчок для исследования черт в изучении темперамента человека.

Исследование темперамента (Т) в теории черт:

  1. С 40 годов Т начинает изучаться в рамках теории черт. Но ещё в 1906 году Хейманс и Вирсме оценили разные поведенческие особенности у 2000 человек и выделили 3 характеристики: эмоциональность (частота возникновения эмоц.реакций), активности и преобладание первичных или вторичных функций.первичные – непосредственная реакция на стимуляцию. Вторичные – восстановление энергетических затрат организма. С 40ых создаются опрсники, полученные на основе факторного анализа. Берт – 3 характеристики. Гилфорд -13. Основой была интуиция и дедукция.
  2. Период использования концептуализации. Томас и Чесс: ньюйркское лонгитюдное исследование 1977 год.(дети с 1 года).

    Было получено 9 переменных – моторные характеристики, активность, адаптивность.интенсивность, настроение , порог реактивности, отвлекаемость, длит внимания и настойчивость.

Басс и Пломин:1976г. Наиболее популярная концепция Т. Выделили 5 критериес=в отнесения черты к Т: *стабильность, * сохранение на протяжении жизни, *наследственная обусловленность, * адаптивное значение.*проявляется у человека и животного. 3 характеристики подтвердились при факторизации: 1. Эмоциональность (легкость возн реакций), 2. Активность. 3. Социабельность (умение быть с другим).

4 стр., 1618 слов

Диагностика черт личности.Общая характеристика черт личности.Методы ...

... литературы по проблеме диагностики черт личности и акцентуаций. Глава 1. Диагностика черт личности 1.1. Общая характеристика черт личности Черты личности - стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при ... психологом Г. Олпортом. Согласно его представлениям, черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, ...

Я. Стреляу: критерии должны быть: не связанными с психологией, устойчивыми, связанными с энергетической системой организма и временными параметрами. Характеристики, связанные с протеканием реакции во времени:

* скорость реакции

* подвижность

*последствия реакции (реакция после прекращения действия стимула)

* темп реакции

*ритмичность

Особенностью работ Стреляю является изучение Т как характеристики эмоц и интел сфер.

  1. Отечественная психология.отнесение свойств к Т служит её формально-дин характер, то есть не сведение к терминам психологии. Динамичность проявляется в поиске показателей, через которые можно узнать особенности Т. Полей и Гербочевский(1972г) выделили показатели отнесения характеристик к Т:
  • Генетическая обусловленность
  • Онтогенетическая первичность
  • Сохранение на протяжении жизни
  • Проявление в различных ситуациях
  • Не влияют на продуктивность деятельности
  • Отчётливо проявляются в экстремальных ситуациях

Мерлин выделил 8 характеристик:

  • Сензитивность (по силе внешнего раздражителя)
  • Реактивность (непроизвольные реакции)
  • Активность
  • Соотношение реактивности и активности
  • Тепм
  • Пластичность – ригидность
  • Экстра- интроверсия.
  1. Признание формального характера и признание стилевого аспекта.свойства являются устойчивыми и прявляются на протяжении всей жизни. Биологическая обусловленность Т. Т. Нужно рассматривать в предметной и соц сфере.

Пример:

Теория Р. Б. Кэттелла исходит из теории черт и построения на их основе личностного профиля.

Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как ментальная структура, отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личность ― это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации.

Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида.

Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты.

Поверхностные черты ― это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов.

Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа.

Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон (черты, формируемые средой и конституциональные черты).

2 стр., 794 слов

Факторные теории личности

... организации структуры личности На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение. Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым ... интегральной оценки личности Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психологической ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ...

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты―способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности.

Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и других черт он предложил спецификационное уравнение для интегральной оценки личности.

Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением профиля черт и профиля индексов психологической ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.