Темперамент и характер 5

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Темпераменти характер»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие о темпераменте и егофизиологические основы

2. Основные типы темперамента

3. Темперамент и свойства человека

4. Понятие о характере

5. Характер и черты личности

Заключение

Список литературы

Введение

Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенностиповедения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этомотношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другиемедлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контактыс окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.

Психические особенности человеческой личности характеризуютсяразличными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека.Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Характер же – это каркас личности, в который входят тольконаиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливопроявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это чертыличности, но не все черты личности – черты характера.

Тема работы представляется мне актуальной, т.к. темперамент ихарактер являются неотъемлемой частью человеческой сущности, изучение которойпредставляет собой одну из главных задач человечества в области познаниясобственного бытия.

Целью работы является изучение темперамента и характера. Исходя изпоставленной цели, можно определить основные задачи работы: рассмотрениепонятия темперамента, его особенностей, анализ основных типов характера, атакже рассмотрение основных черт характера человека.

1. Понятие отемпераменте и его физиологические основы

Наиболее важные и интересные разделыобщей психологии – те, в которых осуществляется целостный подход к человеку. Вних человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств,и со стороны его неповторимой индивидуальности.

Главные понятия, которые здесьиспользуются,- индивид и личность. Трактовка этих понятий в психологическойлитературе неоднозначна. Выберем лишь одну из них – ту, которая принадлежит А.Н. Леонтьеву.

Об индивиде говорят, когдарассматривают человека как представителя вида «homo sapiens». В понятии«индивид» отражается по крайней мере два основных признака: во-первых,неделимость, или целостность субъекта и, во-вторых, наличие у него особенных(индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того жевида.

6 стр., 2748 слов

Базовые основания личности человека как фактор духовно-нравственного воспитания

... личность человека, выделяет сущностные свойства человека, а также базовые основания личности. Такой двоякий подход к личности человека обусловлен тем, что сущностные свойства человека характеризуют внутренний мир человека, а базовые основания личности ... в основных чертах становление личности в ... характер, манера, содержание и проч., с другой стороны – я, мое понимание, если хотите, моя личность ...

Человек (или животное) рождаетсяиндивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип.Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются ипреобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются другот друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост,телесная конструкция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическимисвойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Личность – это качественно новоеобразование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтомуличностью может быть только человек, и то достигший определённого возраста. Входе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественныеотношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со сторонысамого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всегокак развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Это развиваемое А. Н. Леонтьевым представление о личностидостаточно сложно и требует пояснений.

Прежде всего замечу, что оно не совпадает с более традиционной,расширенной трактовкой понятия «личность». Согласно этой трактовке в структуруличности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологическиеособенности его организма вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность истойкость такого расширенного понимания личности в психологической литературеобъясняется, наверное, тем что оно совпадает с общежитейским значением этогослова: для обыденного сознания личность – это конкретный человек со всеми егоиндивидуальными особенностями, всё то, что, по меткому выражению А. Н.Леонтьева, «заключено под его кожей».

Однако научные понятия не всегда совпадают с житейскими по своимсодержанию, объёму, границам. Иногда они входят в противоречие с так называемымздравым смыслом и, несмотря на это, а может быть и благодаря этому, становятсямощным оружием понятия действительности.

Так обстоит дело с понятием «личность» в узком смысле слова. Онопозволяет вычленить очень важный аспект бытия человека, который связан с общественнымхарактером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые(личностные) качества, которые отсутствуют у него, если его рассматривать вкачестве изолированного, несоциального индивида.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

Тема. Физиология нервной системы План 1. Значение нервной системы. 2. Общая схема строение нервной системы. Нервная ткань. 3. Физиологические свойства нервной ткани. 4.Рефлекс и рефлекторная дуга. 5. Особенности нервных процессов в юношеском возрасте.   Ключевые понятия и термины: низшая и высшая нервная деятельность, нервная система (НС), центральная НС, периферическая НС, вегетативная НС, ...

Чтобы лучше понять эти качества, рассмотрим их с точки зренияинтересов и задач общества. Человеческое общество, чтобы существовать, должнозаботиться о воспроизводстве своих членов, причем таких, которые способныподдерживать его устойчивость и развитие.

Но в лице каждого своего члена общество встречается с активнымсубъектом, деятельность которого определяется прежде всего его потребностями имотивами. Отсюда главный путь действительного воспроизводство члена общества —это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какойсистема его мотивов оказывается сформированной требованиями общества. Конечно,«требования» эти могут быть очень разными. Они могут отражать интересынебольшой социальной группы, класса или человечества в целом («общечеловеческиеидеалы»).

От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и ккоторым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность темзначительнее, — пишет С. Л. Рубинштейн, — чем больше в индивидуальномпреломлении в ней представлено всеобщее».

Темперамент – это те врожденныеособенности человека, которые обусловливают динамические характеристикиинтенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости иуравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеетсвои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не напеределку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), ана разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательныхграней.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основытемперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервнойсистемы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение иторможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всехразные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости отсоотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшейнервной деятельности:

12 стр., 5832 слов

Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента

... и двигательных процессов. Сангвиник Тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстрой реакцией. Свойства нервной системы человека Комплекс физических характеристик нервной системы, определяющей процессы возникновения, проведения ...

1) «безудержный»(сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствуеттемпераменту холерика);

2) «живой» (сильный,подвижный, уравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераментусангвиника);

3) «спокойный»(сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы – соответствуеттемпераменту флегматика);

4) «слабый» (слабый,неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы – обусловливает темпераментмеланхолика).

2. Основные типытемперамента

Холерик – это человек, нервная система которого определяетсяпреобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует оченьбыстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляетнетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность,несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяетцикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, онстрастно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, кактолько они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость(«все падает из рук»).

Чередование положительных циклов подъема настроения иэнергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровностьповедения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлениюневротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервнойсистемой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен,благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств,привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новымусловиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому унего широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении ипривязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересныхдел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становитсяскучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, были изложены И. М. Сеченовым. Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном моз­ге осуществляются врожденные рефлекторные реакции, а в коре большого мозга нервные связи ...

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервнойсистемой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляютсязамедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокойработоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительнымраздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданныхновых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться отвыработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни,работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям.Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остаетсявнешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающийповышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильныйраздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресскролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению соспокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстромуутомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, нообычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, нерассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям,часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнутьневротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервнойсистемы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальныеспособности.

 

3. Темперамент и свойства человека

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иноговзрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью,но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действиемсистематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервныепроцессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться ихпереключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (ониэнергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могутотвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервныхпроцессов).

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

... .С. Иванов. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека 21) Варашкевич С.А. История конверсии компьютерной игры. М.: ИП ... т.д. Возникает конфликт). На следующем этапе процесс приобретает необратимый характер, возникает зависимость уже с целым набором психовегетативных симптомов. Компьютерная белая ...

Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервнойдеятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания этовнешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка»истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента,но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется вповедении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения,например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя вкомпании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его тольковозбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новойситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми,свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет поводапознакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в концеконцов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедленритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков,сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но нестоль устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями еготемперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительныйэффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий кдругому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированностьдеятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики имеланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного трудаобнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерикии сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенностиреакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но несодержательные характеристики поведения. На основе одного и того жетемперамента возможна и «великая» и социально-ничтожная личность.

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности наэкстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»).Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный типвысшей нервной деятельности., по темпераменту они сангвиники или холерики. Интровертымалообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются восновном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения,контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. Вкаждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденныхкачеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

... содержание. Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде; совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Индивидуальность – неповторимая совокупность особенностей характера и ...

4. Понятие охарактере

Как и полагается, следует начать с определения характера. Однакоэтого нельзя сделать без некоторых предварительных замечаний.

Дело в том, что «характер» трактуется в психологии далеко неоднозначно. Выше уже обсуждались трудности различения характера и темперамента.Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и«личность».

В психологической литературе можно найти всевозможные вариантысоотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются,т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность ирассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается какспецифическая часть характера; личность и характер рассматриваются как«пересекающиеся» образования.

Избежать смешения понятий характера и личности можно, еслипридерживаться более узкого их толкования. Представление о личности в узком смыслебыло уже разобрано в начале предыдущей лекции. Более специальное пониманиехарактера также существует, и я собираюсь вас с ним познакомить.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупностьустойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способыэмоционального реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как исвойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическимособенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно таквыразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколькобольшей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферыприлагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный»,«резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный»,«аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случаетемперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый»,«чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый»,«недоверчивый». Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая темперамент ихарактер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие междухарактером и личностью (в узком смысле).

Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Преждевсего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных,которые применяются для описания личности и характера. Говорят о личности«высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. Вотношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый»,«жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокийхарактер» или «мягкая личность».

Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, чтоналицо разные образования. Но еще более убеждают в этом следующие соображения:когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то этиоценки могут не только совпадать, но и быть противоположными по знаку.

Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос:известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно.Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень«крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим статьвыдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.

Характер – это каркас личности, в который входят тольконаиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливопроявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это чертыличности, но не все черты личности – черты характера.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых,существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, вопределенном отношении:

1) к себе (степеньтребовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям(индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта,безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость ит. п.);

3) к порученномуделу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность илипассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность илибезответственность, организованность и т. п.);

4) в характереотражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную ифизическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности,дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека –это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными втечение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или,наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента.Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другиетруднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработатьфлегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошиморганизатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однаконедопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами,темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любомтемпераменте.

5. Характер ичерты личности

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и ксамому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередкосравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнениео своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует«набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны,требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть вышесреднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность вдостаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение– один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим,человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладаетдостаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничегострашного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно»,т.е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышеннойили заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самыйчестный).

Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Ягораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный исамый больной».

Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренноэто подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно– ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношениек окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым. Неадекватноесамомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим– неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться слюдьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливоотносятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть кумственному превосходству», – утверждал Д. Филдинг. Когда чьи-то способности иуспехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативноеотношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой чертехарактера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, – это чувство,возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но чтозначит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже егособственного мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствуетобидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другаякрайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко ксердцу).

Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен вситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд.Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду изависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением вчей-либо адрес.

С какими же трудностями в общении сталкивается человек сзаниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом,невезучем, несчастном, больном создают пониженный фон настроения, закрепляют«комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собойчрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание,проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Как обычно человек реагирует на попытки окружающих снизить егосамооценку упреками, критикой? Понятно, что удовольствия при этом он неиспытывает, но эмоции его зависят от того, кто критикует, за что критикует, скакой целью и главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится ссобственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых оченьдорожат (их замечания не для того, чтобы унизить, а чтобы помочь).

Подчас непринимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей. Но укаждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызываетрезкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка ихвнешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин – профессиональных качеств итрадиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки).

Есть слова, которые,прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие«компенсирующие» действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссорычеловек заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так,что подтверждают дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят ссобой тепло супружеских отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретномуповоду давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзяизводить человека постоянными мелочными упреками. «Иначе такая критикавызывает обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить,напасть на надоевшего критика.

Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с человеком, источающимнепрерывные восторги в их честь. Дело в том, что в ситуации, когда одинчеловек, хвалит другого, они находятся в неравных отношениях: первый осознаетсвою цель и истинные чувства и четко понимает, что у него за этим кроется, –лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается вболее трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника.Поэтому неудивительна настороженность и негативизм, с которым встречаютхвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста или малознакомого человека.Лесть – это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоеватьчье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наноситему вред – делает его надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а впоследующем закономерно рождает неприязнь и насмешки окружающих.

Комплимент в отличие от лести не преследует выгоду и являетсяследствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости.Своевременно сказанный комплимент, хоть и ненадолго, но повышает настроениечеловека.

Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровеньпритязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи –вот в чем польза похвалы. Она произносится и реже, и убежденнее, безпатетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнениемдорожат, то доставляет удовольствие.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы,действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников,отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человекформирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учитсяоценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14–15 годам подростоковладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализируетдостигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я неспасовал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить труднуюзадачу, значит я способный» и т. п.).

Сложившаяся у человека самооценка можетбыть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либонеадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будетвлиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудноститех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляетсячеловеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний – тот уровеньтрудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своегопредыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудачи удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности.Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которыереально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям,возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнеесамооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишкомпростые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей)возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает своиспособности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен ипри высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но целивыбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляясвоеобразную «социальную хитрость»).

Завышенный уровень притязаний, когдачеловек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно можетприводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности частовыдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоценивают своиспособности, в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражаетокружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Только путем многочисленныхпроб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как нинеприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснеепониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека,побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достиженияпоставленных целей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится критики,насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей.

темпераментличность характер человек

Заключение

Темперамент – это индивидуальные особенности человека,определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Поддинамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психическихпроцессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешниеособенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту илизамедленность реакций и т. д.

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющиетемперамент:

— общая активность психической деятельности и поведения человекавыражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать ипреобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразнойдеятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

— двигательная, или моторная, активность показывает состояниеактивности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте,силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешнейподвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ).

— эмоциональная активность выражается в эмоциональнойвпечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям),импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональныхсостояний, начала и прекращение их).

Темперамент проявляется в деятельности,поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивымпризнакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых,существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, вопределенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характереотражаются волевые качества.

Список литературы

1. Бородина А.В. Психология характера. М.:МГУ, 2005.

2. Березовин Н. А., Чепиков В. Т.,Чеховских М. И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие,Минск, 2008 г., 336 стр.

3. Самыгин С. И., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х., Психология и педагогика для студентоввузов 4-е издание,учебное пособие, Ростов на Дону, “Феникс”, 2008 г., 256 стр.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 5-еизд., доп. и перераб. – Ростов — на-Дону: Феникс,2006.

5. ЧеховскихМ.И. Основы психологии. Учебное пособие, Мн.: ООО «Новое знание», 2002.