1.Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
2.Психологическая характеристика типов темперамента. 3.Темперамент и деятельность. 3.Понятие о характере. Структура характера. Акцентуация черт характера. 4.Формирование характера. Характер и деятельность. Характер и темперамент. Характер и межличностные отношения. Характер и внешность.
5.Понятие о способностях. Виды способностей. Структура таланта. 6.Теории происхождения способностей. Способности и задатки.
Подготовка к контрольным работам по различным разделам общей психологии, озвученным на лекционных занятиях:
1.Контрольная работа №1. Вопросы к теме «Предмет психологии. Пути и способы познания психической реальности» (для первого курса дневного и вечернего отделения ИИЯ)
1.Анимистические представления о душе в первобытном обществе. Материалистические и идеалистические представления о душе в античной философии: Демокрит, Платон, Аристотель.
2.Предпосылки возникновения и становления психологии как науки о сознании (Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Френсис Бэкон).
Рене Декарт и его понимание предмета психологии и путей его познания. Рефлекторный принцип и психофизическая проблема в учении Рене Декарта.
3.Эмпиризм Джона Локка: два вида опыта, содержание и метод изучения сознания. Ассоциативная психология Д. Гартли. Три вида ассоциаций как механизм порождения психического.
4.Кризис интроспективной психологии во второй половине девятнадцатого века и возникновение экспериментальной психологии (В. Вундт).
Назначение эксперимента в психологическом исследовании и метод интроспекции. Культурно-исторический подход к изучению сложных явлений сознания в теории В. Вундта..
5.И.М. Сеченов и его роль в развитии психологии. Открытие И.М. Сеченовым явления центрального торможения и понимание им психической деятельности как рефлекторной. Взгляды И.М. Сеченова на методы исследования. Место психологии в системе наук">предмет и методы психологии в его труде «Кому и как изучать психологию».
6.Поведение как предмет психологии в бихевиоризме Дж. Уотсона. Задачи бихевиоризма (формула S – R).
Понятие «души» в представлениях Платона
... психология Индивидуальная психология Аналитическая психология 8. Гуманистическая психология… Рассматривает психологию как науку о поведении Рассматривает проблему развития интеллекта Предметом психологических исследований считает здоровую творческую личность Дает представление ... Тестированием Понятие «души» в представлениях Платона Это форма элемента, из ...
Необихевиоризм и понятие промежуточной переменной (Эдвард Толмен, Кларк Халл).
Беррес Скиннер и его изучение оперантного поведения.
7.Психоанализ З. Фрейда. Фрейд как ученый, его взгляды на научное исследование. Каковы причины психических расстройств, по мнению З. Фрейда? В чем заключается задача врача при лечении психических расстройств? Теория личности З.Фрейда. Метод словесных ассоциаций как способ избавления пациента от невроза.
8.Неофрейдизм (К.-Г. Юнг, Альфред Адлер).
9. Гештальтпсихология: целостный подход против элементаризма. Как в гештальтпсихологии объясняли возникновение целостного образа предметной ситуации? Каковы возражения отечественных психологов против такого объяснения? Что должно предшествовать заучиванию учебного материала с позиций гештальтпсихологии?
10. Гуманистическая психология: спор между номотетическим и идиографическим подходом в познании человека. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы исследования в познании человека. Возникновение гуманистической психологии в 60-х годах ХХ столетия, ее основатели. Отличия гуманистической психологии от других направлений в психологической науке. Недирективная центрированная на клиенте терапия К. Роджерса. Необходимые и достаточные условия гуманизации межличностных отношений по К. Рожерсу. Идея самоактуализации человека К. Роджерса и А. Маслоу. Концепция активности личности А. Маслоу. Познание человека с позиций гуманистической психологии.
11.Деятельностный подход в психологии: отечественная психология о предмете и путях познания психической реальности. История становления деятельностного подхода. Психологи-основатели деятельностного подхода. Идеи К. Маркса, положенные в основу деятельностного подхода. Предмет изучения и методы исследования. Самонаблюдение в психологии с позиций деятельностного подхода.
12. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования в психологии. Наблюдение как метод исследования, его достоинства и недостатки. Эксперимент в психологии, его виды. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением. Методы опроса в психологии: беседа, интервью, письменный опрос. Тестирование в психологии: тест-опросники и объективные тесты. Анализ продуктов деятельности (архивный метод) в психологии. Проективные методы.
2.Контрольная работа №2. Вопросы к теме «Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Личность в деятельности».
1.Что значит рассматривать человека как индивида?
2.Классификация индивидных свойств человека по Б.Г. Ананьеву.
3.Дайте свое понимание закономерности влияния индивидных свойств на психологические особенности человека.
4.Приведите пример влияния возрастных свойств индивида на его психологические особенности.
5.Каким образом половой диморфизм проявляет себя в психологических особенностях человека?
6.Каким образом конституционные свойства индивида сказываются на его психологических свойствах?
7.Каково соотношение нейродинамических особенностей индивида и его психической деятельности? Насколько верны теории строгой локализации психических функций?
8.Что собою представляют функциональные блоки головного мозга, выделенные А. Р. Лурией, и как они связаны с функционированием психологических функций человека?
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... психологии и медицине. Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека ... психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии ... 6.Ощущение. Определение, виды, свойства. Ощущение ...
9.В чем заключается функциональная асимметрия больших полушарий? Как это явление связано с практикой школьного образования?
10.Почему леворукому ребенку труднее учиться в школе? Нужно ли переучивать леворукого ребенка?
11.В каком смысле человек является субъектом?
12.Каким образом человек становится субъектом?
13.Для чего нужно изучать человека как личность? При каких условиях человек может стать личностью? Приведите определение личности.
14.Каким образом можно изучить личность? Что определяет личностное бытие человека? Каким оно может быть?
15.Как построить психологический эксперимент, в котором изучаются «вклады» личности в других людей?
16.Что понимает С.Л Рубинштейн под собственно личностными свойствами?
17.Что понимается под индивидуальностью человека?
18.Что понимается под активностью личности в деятельностном подходе? Как называется теория активности личности в данном направлении психологии?
19.Что такое потребность в деятельностном подходе? Объясните причину многообразия потребностей человека согласно деятельностному подходу? Какие потребности возникают у человека в ходе жизни? Почему человек не всегда действует в соответствии со своими потребностями?
20.Что является непосредственным побудителем активности человека? Как развертывается активность личности? Какие виды мотивов могут быть обнаружены в мотивационно-потребностной сфере человека? Что такое направленность личности? Какие виды направленности личности можно выделить?
21.Какова роль самосознания в реализации активности личности? Образ «Я» и его компоненты. Виды образа «Я».
22.Самооценка как когнитивный компонент образа «Я». Виды самооценки.
23.Уровень притязаний личности. Соотношение уровня притязаний и самооценки личности.
24.Деятельность личности и поведение. В чем их отличие? Почему важно изучать деятельность личности.
25.Стуктура деятельности: единицы и элементы деятельности.
26.Чем различаются между собой действие и деятельность? Приведите пример А.Н. Леонтьева, показывающий различие между действием и деятельностью.
27.Каким образом, по А. Н. Леонтьеву, происходит превращение действия в деятельность. Приведите пример такого превращения действия в деятельность.