Тема 1. Вступление в экономическую психологию

Тема 1. Вступление в экономическую психологию

Экономическая психология как наука: эволюция, необходимость появления, место в системе наук о человеке. Традиции отечественной науки в исследовании экономико-психологических реалий. Предмет, объект цель и основные задачи, практическая значимость экономической психологии. Методологические принципы экономической психологии. Методы исследования, которые используют в экономической психологии.

1 Экономическая психология как наука: эволюция, необходимость появления, место в системе наук о человеке.

Анализ процессов, характеризующих жизнедеятельность людей в их индивидуально-личностном и общественном, социальном проявлении, свидетельствует о выраженной, нарастающей экономизации и психологизации практически всех форм и видов человеческой деятельности. Экономизация проявляется в том, что образ жизни, способ существования людей становится все более связанным с экономикой труда и потребления, с социальной экономикой. Психологизация выражается в возрастающем влиянии психики, сознания, психологической ориентации людей и социальных групп на их поведение в целом, на отношение к жизненным событиям, процессам, явлениям и на экономическое поведение в частности.

Становится очевидным, что состояние и развитие экономических объектов, процессов, отношений в равной мере зависит как от классических факторов «земля», «труд», «капитал», «предпринимательская инициатива», так и от психологических детерминант «цели», «мотивы», «интересы» производителей, потребителей, управленцев, властных структур и их нравственно-этического наполнения, накопленного народом духовно-нравственного капитала.

Без учета этой двойственной связи невозможно понять, объяснить и тем более направить в нужную для народа, общества сторону социально-экономическую политику, проводимую мировым сообществом, государствами, регионами, корпорациями.

С тем, что в экономике роль психологического фактора увеличивается, а его недооценка имеет для хозяйства деструктивные последствия, согласны почти все, но данная истина в наших нынешних условиях нуждается в конкретизации и одновременно «онаучивании». Может, это и является причиной взрывного интереса к экономической психологии—дисциплине, возникшей на стыке двух наук и в не меньшей мере на стыке науки и хозяйственной практики в целом. У нас она только зарождается. Да и в Западной Европе экономическая психология (или поведенческая экономика) имеет не столь длительную историю. Там она ориентирована на изучение относительно стабильных процессов и обладает академической респектабельностью. В Америке неким ее аналогом является социоэкономика, возникшая также совсем недавно (общество социоэкономических исследований учредилось всего лишь в 1989 году).

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... эмоционального выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые представ­ ... объяснить всё непонятное в жизни человека. Основателем психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). II. Психология наука о сознании Начиная с ХVII века ...

Она делает акцент на «моральных измерениях» хозяйственной жизни.

Надо сказать, что в Украине, России экономические реалии воспринимаются иначе, чем в странах с действующим рыночным хозяйством. Устоявшаяся общественная психология, унаследованная от авторитарно-централистской системы управления, изживается с трудом и с большими жертвами. Плохо воспринимаются и навязываемые нам западные образцы экономической регуляции в стиле свободного рынка. Несостоятельны сегодня и чисто технократические стереотипы решения хозяйственных проблем. Обнаруживается необходимость некоего нового качества экономического сознания, концентрирующегося, прежде всего вокруг собственника (предпринимателя, держателя акций, хозяина рабочего места, потребителя), также актуальны проблемы честного предпринимательства и формирования социально-ответственного бизнеса и необходимых для этого изменений в сознании людей. Экономическая психология как раз и ориентирована на слежение за ростом такого сознания, равно как и на его формирование. В то же время она предостерегает от некритического восприятия западных (точнее местами и временами существовавших в некоторых странах Запада) образцов «первоначального накопления», «грубого, безжалостного капитализма» как якобы неизбежных при переходе к преуспеянию.

Можно назвать еще одну возможную причину изменения отношения экономистов к психологии. В последние годы оказалось во многом дискредитированным господствовавшее во второй половине прошлого века в экономике представление об «экономическом человеке», как о существе, способном правильно оценивать ситуацию и принимать рациональные решения, и ослабла вера в то, что на основе этого представления можно построить строгие математические модели экономических процессов, обладающие безусловной предсказательной силой. На протяжении десятилетий Нобелевские премии по экономике присуждались математикам. Разочарование наступило после того, как в_1997_г. нобелевскими лауреатами стали Роберт Мертон и Майрон Шоулз, которые не ограничились теоретическими исследованиями, а попытались применить свою теорию на прак­тике, организовав хеджевый фонд долгосрочного управления капиталами LТСМ (Long-Term Capital Management).

Управление Деятельностью фонда осуществляла группа трейдеров со значительным опытом работы на рынках, которую назвали dream team (командой мечты).

В 1996-1997гг. этот фонд функционировал очень успешно и его стратегия управления финансовыми рисками считалась самой надежной. Однако в 1998 г. фонд неожиданно потерпел ужасный крах, потеряв за несколько месяцев 4 миллиарда долларов. Не вдаваясь в детальный анализ причин этого краха, можно сказать, что не последнюю роль в нем сыграл «человеческий фактор», который, как известно, является основной причиной и большинства технических катастроф и аварий.

Все вышесказанное определяет актуальность изучения такой новой дисциплины как «Экономическая психология». Теперь необходимо хотя бы сжато описать эволюцию экономико-психологических идей и становления новой дисциплины.

9 стр., 4424 слов

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень ...

... эпо­ха, судьба, жизнь, а не отдельные люди с их специальны­ми психологиями, хотя о психологии и для психологии очень много в ... ее авторитетами церкви. Цель работы – выявить особенности психологии средневекового человека, основываясь на книгу Й. Хейзинга «Осень средневековья». При ... перед ним альтернатива­ми: замкнутая экономика или открытая, сельский мир или городской, жизнь в одной общей цитадели или ...

Среди других наук экономика, и в особенности психология, сравнительно поздно обрели самостоятельность. На раннем этапе развития в недрах философии размыш­ления о хозяйствовании и о человеческой душе, ее сущности и месте человека в мире фактически сливались. По продолжительности этот «ранний этап» в древнем мире и средневековье десятикратно превышает период, называемый новым временем. Это — последние двести лет, на протяжении которых возникли отдельные научные направления — экономика и психология, нашедшие затем точку пересечения и общие проблемные области.

Начиная с V в. до н. э. большинство наук развивалось в рамках философии. Греческое слово экономика в буквальном переводе означает искусство ведения домашнего хозяйства. Его ввел в научный обиход древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.).

Он отдавал безусловное предпочтение натуральному хозяйству, понимаемому как особые, высокоэмоциональные отношения земледельца с обрабатываемой землей. Ксенофонт порицал накопление земледельцем в личном пользовании золота и серебра (выделение из группы по уровню богатства), ибо богатство отдельного человека могло нанести вред общему хозяйственному организму — полису.

Из экономических учений Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) уцелел только один небольшой фрагмент. Если собрать отдельные высказывания из сочинений этого ученого о политике и этике, то можно восстановить целую систему воззрений на хозяйственную жизнь.

Свою науку о хозяйстве Аристотель делил на две части: экономику — домоводство, понимаемое им как наука о производстве для потребления, и хриматистику — науку о меновом хозяйстве и обогащении. Такое деление весьма примечательно, поскольку говорит о существенном различии частей. Естественным и непредосудительным Аристотель считал только способ приобретения благ посредством собственного производства необходимых для жизни продуктов. Хриматистике же он отводил подчиненное положение. Профессиональная торговля подвергалась осуждению, ибо основывалась не на естественных потребностях, а на барыше торгующих. Кроме того, источником денежного дохода при торговых сделках могли бытъ и моральные, и умственные качества человека, что не соответствует их сущности и предназначению. Так, например, естественной целью мужества является подвиг; врачебного искусства — здоровье, но никак не приобретение денег. Если же богатство является целью, то только в искусственном смысле. Ведь обе приведенные категории не имеют свойств быть годными к непосредственному употреблению человеком.

Наиболее ранние экономические доктрины, правила и законы можно найти также в источниках религиозного происхождения.

В Библии (Ветхом Завете), где описана история древнего еврейского народа, мы находим первые примеры, как нравственных законов, так и законов хозяйственной жизни, касающихся соблюдения прав собственности, возмещения ущерба при порче или краже чужой собственности, обязанностей честной торговли, оплаты наемного труда, отношения к рабам; правила касающиеся займов, ритма труда, милостыни. Здесь же объясняется и то, как должен человек относится к бедности и богатству, бедным и богатым людям, как возможно сдерживать себя от конфликтов и ссор, управлять своими негативными эмоциями.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... новую пс. Сущность о сознании человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине 19 века. Вунд ... направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии. Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими ...

Со становлением христианства как государственной религии связан долгий исторический этап развития западного общества и западной науки. Можно сказать, что до эпохи реформации и Нового времени развитие всех наук было связано с христианским мировоззрением. Эпоха Нового времени приносит рационально-атеистическое мировоззрение и это накладывает свой отпечаток на развитие западной науки. Но как раз именно в этот период экономическая теория формируется как отдельная наука.

Окончательное формирование западной экономической теории связано с именем Адама Смита (1723-1790).

Как ни парадоксально, но с его именем связывают как появление концепции «экономического человека», совершенно рационального субъекта , отделение этики как науки от экономики, так и первые ростки экономической психологии, которая как раз отрицает видение человека в экономической теории. Скорее всего, это связано с тем, что сами идеи Адама Смита были полярными. Преподавая на кафедре нравственной философии в Глазго, он в 1750 году выпускает один из своих главных трудов, книгу «Теория нравственных чувств», гораздо позже в 1776 году выходит другое фундаментальное исследование, книга «Исследование о природе и причинах богатства народов». Обнаружив диалектическое противоречие между объективными параметрами экономической деятельности и субъективными представлениями о ней, Адам Смит настойчиво подчеркивал значение последних как важной стороны хозяйственных связей между индивидами.

Далее развитие экономической науки идет по двум направлениям : большинство западных теоретиков экономистов отрицают проявление в экономике морально-культурных и психологических факторов, однако есть и такие, которые видят в экономическом поведении психологические детерминанты, связывают развитие экономики с социо-культурными , моральными и религиозными факторами. Эти два направления собственно во многом связаны с двумя противоположными мировоззренческими позициями: рационально-атеистической и религиозной .

Рационально-атеистическое мировоззрение видит человека и общество как сложный рациональный и неодухотворенный механизм. Это мировоззрение дает толчок к становлению научной психологии, которая отрицала в человеке духовное начало. И одновременно бурно развивается западная экономическая теория, которая также видит в человеке только рациональное начало. Таким образом, экономика, психология и религия существуют сами по себе.

Второе направление тесно связано с христианской теологией и культурой и видит в человеке творение Божие, наделенное душой и духом . «Венценосность», богоподобие человека, характерные для христианской культуры, предполагали нравственно психологическую компоненту в поведении человека в науке как само собой разумеющуюся.

Так, французские энциклопедисты XVIII в. относили экономику к морали в груп­пе наук о человеке. Позднее основатель французского позитивизма Огюст Конт (1798-1857) — автор первой современной классификации наук — выделил шесть основных наук, подразделяя их на формальные и реальные. Он включил экономику в группу «реальных наук о духе». Среди второго направления выделяется историческая школа Германии и российская экономическая школа (о ней чуть позже).

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...

В XIX веке многие экономисты держали в поле зрения психологические факторы; конец прошлого века даже ознаменовался созданием австрийской субъективно-психологической школы политэкономии.

Как самостоятельная область психологического знания, экономическая психология начала формироваться в первой трети XX в., хотя первые исследования были опубликованы несколькими десятками лет раньше. Одним из первых западных ученых, заметившим однобокость и искусственность существующей в экономической теории модели «экономического человека», был Т.Веблен (1857-1929гг.).

Он считал, что главным фактором поведения человека в сфере экономики является стремление повысить свой социальный статус, что в свою очередь стимулирует технический прогресс. В связи с этим Веблен настаивал на необходимости исследования человеческой природы и учета результатов исследования в теории экономики.

Одна из первых работ по экономической психологии, изданная в конце XIX в. в Германии Г. Мюнстербергом , вскоре была переведена на русский язык. Однако широкого распространения в то время экономико-психологические идеи не получили. В 1902 г. французским социопсихологом Г. Тардом был написан двухтомник «Экономическая психология», также не получивший должного признания у экономистов.

Позже, в 40-х гг., внимание научной общественности привлекли экспериментальные исследования американского психолога Дж. Катоны. Изучая поведение потребителя, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии. Примерно в это же время эта наука начинает формироваться и в Европе.

В начале своего существования проблематика экономической психологии фокусировалась прежде всего на отношениях между психологией и экономикой. Дж.Катона писал: «Мы будем рассматривать экономические процессы как проявления человеческого поведения и анализировать их с точки зрении современной психологии»

Катона предложил первый проект эмпирического исследования психологических аспектов экономического поведения. Одной из частей этого проекта стал способ понимания отношении между психологией людей и экономикой. При этом Катона имел тенденцию абстрагироваться от существенных различий между разными психологическими подходами, ссылаясь па некие «фундаментальные договоренности между всеми современными ученым и психологами» , (с.28).

Это была версия лингвистического бихевиоризма, распространенного тогда в психологии, в ко­тором на основе контролируемого наблюдения поведения исследуются взаимодействия между промежуточными психологическими переменными.

Катона считал, что существует очевидная связь между психологией людей и экономикой. «Объективные» экономические условия действуют на поведение индивидуума, но они же опосредованы субъективными воззрениями на экономику. Так, никто не «может предугадать в каком направлении идет экономика: будет ли и она развиваться или падать в следующий пе­риод времени — неясно. Людям же нужно решать вопрос, тратить или сохранять свои накопления. В этих условиях общественное мнение становиться значимым фактором экономики. Если большая группа людей одновременно меняет свое поведение, решая, тратить или сберегать средства, то их решение повлияет на такой макроэкономический феномен, как объем доступных для инвестиций денег. Психологический фактор изменит течение бизнес-цикла.

14 стр., 6994 слов

Психология девиантного поведения

... всегда строго осуждалось и наказывалось. Понятие нормы в психологии девиантного поведения Выше был оговорен предмет психологии девиантного поведения. Он включал отклоняющиеся от разнообразных норм: - ... расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни ...

Программа экономической психологии, намеченная в этих и других рассуждениях Катоны, весьма влиятельна и до сих пор. Она предполагает четкое разграничение между эко­номическими и социально- психологическими переменными в любой теоретической или методологической позиции и, следовательно между объективным и субъективным взглядом на экономику. Многие работы вслед за Катоной фокусировались на исследовании социального восприятия экономических индикаторов. По Катоне социально-экономические процессы действуют на уровне индивидуума, а не на уровне групп или масс. Экономическое поведение понимается как совокупность восприятия и поведения индивидуумов. Такое представление связано с подчеркиванием особой роли принятия решений в исследовании потребления.

В 70-е гг. создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии. В настоящее время в международной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

♦ психология занятости,

♦ психология денег,

♦ психология потребления,

♦ психология накопления,

♦ психология экономического поведения,

♦ макроэкономическая психология,

♦ психология предпринимательской деятельности,

♦ психология принятия решений в хозяйственной деятельности

Таким образом, экономическая психология возникла на Западе, как приклад­ная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории и практики хозяйствования.

Экономическая психология: предмет, объект, цели, задачи, практическая значимость

Предмет и объект

Любая наука может быть рассмотрена как сфера человеческой деятельности, основной задачей которой является разработка и систематизация знаний об окружающем мире. В основе базового распределения наук на группы могут лежать специфические особенности объектов, т.е. тех сторон реальности, на изучение которых направленная данная наука. Естественно, что ни одна наука не может описать свой объект полностью. Кроме того, науки отличаются и предметами исследования.

Поскольку экономическая психология возникла на стыке экономической теории (экономики в широком смысле слова) и психологии попробуем разобраться, чем принципиально различаются предметы исследования этих наук.

Экономика имеет дело с обращением, владением, управлением ограниченными ресурсами, а также с определенным поведением и деятельностью или ее результатами в денежном выражении.

Предметом изучения психологии является психика, поведение человека ( вне сферы экономики).

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию. Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается ...

Экономическая теория изучает производственные отношения во взаимосвязи с производительными силами, отношения между ними, которые не зависят от воли и желания людей.

Психология изучает отношения людей, но вне экономического контекста. Таким образом, отношения людей по поводу обмена, производства, распределения товаров, работ , услуг, ресурсов (вещей) не изучаются ни в экономике ,ни в психологии.

Экономическая психология изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений; закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в регуляции экономического поведения.

Экономическое поведение понимается как поведение человека, связанное с распоряжением, пользованием ограниченными ресурсами, выраженными в деньгах, времени и других условиях, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, экономическая психология это наука, изучающая взаимосвязь психологических характеристик (душевно-духовного мира) индивидов и групп с их хозяйственной активностью (деятельностью в широком смысле слова).

Она исследует характер и динамику представлений индивидов и групп об экономических процессах, а также базирующееся на этих представлениях поведение; выявляет и формализует закономерности экономического поведения во всех его формах от повседневной деятельности человека до внешней и внутренней политики государства.

Один из ключевых вопросов экономической психологии – в какой степени можно считать рациональным экономическое решение и насколько рациональна экономическая деятельность в целом? Экономист ответит: рациональна и вследствие этого эффективна тогда, когда ее осуществляет индивид, имеющий стабильные предпочтения и стремящийся к максимальной собственной выгоде. Такой индивид-калькулятор количественно оценивает альтернативы, просчитывает варианты и, опираясь на рациональные рассуждения, принимает решения. Но для экономических психологов данная схема — лишь один из вариантов возможных действий. Индивид может принять решение на основе привычки, под воздействием эмоций и при этом не обязательно выбирает самый выгодный вариант.

Если ключевым моментом в теории принятия решений — как она интерпретируется экономистами — является эгоизм, то психологи на­стоятельно подчеркивают значимость «экономического альтруизма», наглядным проявлением которого может служить благотворительность. В то время как экономисты сосредоточивают внимание на моменте своекорыстия в экономическом поведении, экономическая психология отстаивает тезис, что индивидуальная выгода — это функция как минимум двух переменных: полезности для себя и полезности для других.

Проанализировав разные литературные источники, где сделаны попытки определить предмет экономической психологии следует отметить, что наиболее емко удалось это сделать В. П. Познякову. По его мнению ее предметом являются психологические закономерности экономического поведения человека, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг; латентные (скрытые, невидимые) механизмы человеческой психики, которые определяют поведение личности и социальных групп в ответ на изменения таких экономических факторов как отношения собственности, инфляция, условия найма и оплаты труда, финансовые кризисы, реклама и т.д.

5 стр., 2121 слов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

... изучающими человека. Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов ... устанавливаются также возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретающего с определенного возраста гражданские права и обязанности. А с ...

Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нации, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях — микро-, мезо- и макроэкономическом.

Экономическая психология является молодой синтезированной наукой, вобравшей в себя научную информацию из различных научных дисциплин: экономика, социальная и общая психология, социология, антропология, юриспруденция, с одной стороны, и с теорией принятия решений, кибернетикой, теорией игр — с другой.

Обращаясь к структуре экономической психологии, следует отметить, что проблематика этой синтетической междисциплинарной науки богатая и разнообразная.

        Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др.

Экономическая психология дает ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели, учитывая человеческий фактор на психологическом уровне (характеристики личности, особенности поведения и деятельности, принятие решений).

Сферу интересов экономической психологии определяет как микро-, так и макроуровень рассмотрения влияния человеческого психологического фактора на разные экономические процессы.

Психологический фактор в экономике является процессом и результатом психического отображения человеком (или группой людей) материальных условий жизни (своих собственных и других людей), хозяйственного механизма и системы управления экономикой, продуктивных сил и производственных отношений общества. Каждая вещь из массива материальных ценностей, созданных промышленностью, сначала была замыслом, т.е. существовала в голове творца в идеальной форме, прежде чем стала продуктом работы, вобрав у себя эту идею (замысел), сырье, материалы, топливо и энергию, физический и интеллектуальный труд работников.

Начиная с момента производства и оканчивая фактом потребления продукта, психологический фактор присутствует в экономике постоянно. Но он действует, как правило, не как самостоятельная сила, а вместе с экономикой, техникой и технологией. В этой слитности, целостности психологический фактор через свою природу является замаскированным фактором производства, которое воспринимается непосредственно, а потому часто выскальзывает от «здравого смысла». С одной стороны, казалось бы, экономика является причиной психологии, которая порождает ее, но с другой, сама психология является действенным фактором, который определяет важнейшие характеристики экономики.

Практическая значимость цели и задачи экономической психологии

Анализируя результаты преобразований, осуществлявшихся в экономике Украины на протяжении последних 15 лет, многие ученые, как зарубежные, так и отечественные, отмечают, что причины социально-экономического кризиса во многом обусловлены неправильно выбранной моделью развития экономики. Эта модель была слепо скопирована с образцов преобразования развитых западных экономик и абсолютно не учитывала культурно-исторические, национальные особенности развития Украины, особенности сложившегося хозяйственного механизма, особенности экономического сознания, в целом психологии народа.

5 стр., 2287 слов

Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ...

... ТРАНСПОРТА.. 6 Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 7 Практическое занятие № 4. ПЕРСОНАЛ АВТОМОБИЛЬНОГО ...   Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ   Цель: сту

В связи с этим актуальным является разработка одного из важнейших разделов экономической психологии — макроэкономического психологического анализа, основной задачей которого является определение ключевых направлений экономического поведения больших социальных групп с целью выработки эффективной экономической политики и средств ее осуществления. Практика показывает, что даже самая совершенная экономическая модель не в состоянии вызвать и обеспечить развитие, если в ней не учтены психологические закономерности экономического поведения, социо-культурные и духовно-нравственные детерминанты. Это касается в первую очередь проблемы совместимости предлагаемых моделей экономического развития с традиционными моделями хозяйственного поведения. Рекомендуемые (или навязываемые) модели формы и институты, встречаясь с традициями хозяйствования, начинают функционировать, прежде всего, в соответствии с устоявшимся поведением и лишь через опосредование им — в соответствии с собственной экономической логикой. Если экономические и психологические модели несовместимы, может произойти вырождение даже самых эффективных и детально обработанных экономических моделей.

Примером подобного сценария может служить уже ставшая достоянием прошлого история, внедрения в советской экономике коэффициента трудового участи (КТУ) С его помощью хотели более адекватно оценивать трудовой вклад каждого работника. На самом же деле он «заработал» по своим законам, имевшим мало общего с экономической эффективностью. Очень часто более высокий КТУ выставлялся мастером себе и своим «приближенным»; в ряде мест вводился своеобразный график, по которому высокий КТУ в одном месяце получали одни, а в следующем другие рабочие (по очереди, чтобы «никому не было обидно»).

Тема 1 — Стр 2

Столь же поучительна неудача внедрения «кружков качества» в американской промышленности. Возникнув в начале 60-х годов в Японии, они в середине 70-х привлекли внимание менеджеров в США, и в первую очередь компанию Локхид. К 1980 году «кружки качества» функционировали уже в 230 американских компаниях. К концу 80-х, правда, выяснилось, что лишь в 8 из них они давали положительный эффект. Психология американских рабочих (в отличие от Японии и сопредельных с ней стран) оказалась невосприимчивой к этой форме борьбы за качество продукции.

Приведенные и им подобные уроки показывают: в выработке экономической политики следует начинать с анализа базовых параметров традиционной хозяйственной деятельности и в первую очередь психологии производителей.

Японский рабочий не может предать интересов своей фирмы, поскольку нахо­дится под воздействием моральных установок, воспитываемых с детства: «гири» — долга благодарности и «дзин» — обязательной верности, которые и побуждают его в ущерб своему времени и силам участвовать в тех же «кружках качества» (последние, по нашему мнению, только на данном основании и являются эффективными).

Не меньшую роль подобного рода ценности играют в восточных районах России и тем более в Средней Азии. Здесь сплошь и рядом встречаются такие образцы экономического поведения, как скидка с цены продажи для родственников, льготная арендная плата за землю единоверцу, льготный кредит земляку и т. д. Остатки похожих явлений имеют место и в западных_обществах.

Характерно, что иррациональные формы поведения присущи не только индивиду, но и группе, даже массам людей. Исторический пример петровских времен о распространении картофеля в России как нельзя более показателен в этом плане. Парод в силу привычки, незнания отвергал долгое время «второй хлеб», отравляясь многосемейными ягодами, зреющими сверху, а не клубнями, растущими снизу. В 1834 г., 1840-1843 гг. были картофельные бунты, когда эту культуру насаждали правительственными распоряжениями. То же происходило с «хрущевской» кукурузой, рьяно насаждавшейся, но так и не принятой.

Одна из главных задач экономической психологии — выявление социальных ценностей и психосоциальных норм, определяющих особенности экономического поведения в данном обществе или достаточно большой социальной группе. Констелляция таких ценностей и норм — важнейший момент в определении и стратегии, и тактики экономических изменений. Она должна быть спроецирована на вводимые экономические модели и их составляющие: политику занятости, особенности спроса и накопления, характер циркуляции денежной массы.

Так можно ли ввести «безотказно» действующую экономическую модель племенам Африки или Латинской Америки, если рабочий день у них длится не более 2-3 часов 3-4 дня в неделю? Другие факты подобного рода. Многие племена папуа Новой Гвинеи предпочитают выращивать таро, а не кофе, хотя последний является значительно более доходной рыночной культурой. В нигерийском племени тив существует три сферы обмена: обычных товаров (еда, инструменты), престижных (рабы, скот) и «бесценных» (женщины).

Каждая из этих сфер замкнута и не пересекается с другой, обладает своими правилами и пропорциями обмена, обслуживается «своими» деньгами. Малайские крестьяне осуществляют сбережения в форме крупного рогатого скота, хотя время ухода за ним может быть использовано более эффективно — для выращивания товарных культур, продажа которых позволит выручить больше денег. Многие племена имеют свои «деньги», и когда появляются деньги современные, то происходят парадоксальные вещи — металлические мелкие монеты оцениваются выше, чем крупные бумажные купюры. Практически во всех традиционных культурах значительная часть продуктов и денежных средств тратится на ритуалы. Такого рода крайние примеры служат яркой иллюстрацией взаимодействия экономических институтов и традиционной психологии.

Нужно заметить, что свои, труднообъясняемые с позиций чисто экономической теории особенности имеют и «нормальные» деньги. Так, экспериментальные экономико-психологические исследования восприятия денег в связи с интенсивностью их использования показывают: банкнота кажется большей равного ей по форме листка бумаги; старые банкноты воспринимаются не так, как новые; одна сторублевая купюра — не так, как 10 десятирублевых купюр и т. п. Для «экономического человека» все равно, какие деньги сохранять, а какие тратить. В реальной же жизни человек склонен тратить мелкие купюры и сохранять крупные. Отсюда объяснимость ситуаций, когда давно (еще до полуобманного обмена 100- и 50-рублевых купюр) за одну сторублевую бумажку могли платить более 100 рублей мелкими купюрами.

Еще больше проблем возникает с циркуляцией ценных бумаг. Опросы показывают, что в условиях нашей страны, где значительная часть населения финансово неграмотна, эта форма обращения финансов пока не вызывает особого интереса. В России ценные бумаги всегда вызывали психологическую настороженность, объяснимую культурно-историческими условиями. Да и в наиболее развитых социумах существует множество примеров нерационального с экономической точки зрения поведения в области финансов.

В основе экономического взаимодействия ( менеджер – подчиненный, деловые партнеры, покупатель – продавец, трудящийся – предмет труда, результат труда, вознаграждение за труд и т.д.) лежат определенные закономерности поведения человека, группы. Поэтому современный специалист должен овладеть навыками психологического анализа мотивов, стимулов, факторов социокультурной детерминации экономической активности; формирования экономического мышления и сознания. Это необходимо как для глубокого понимания экономических процессов и явлений, так и для использования знаний закономерностей поведения человека в принятии решений, планировании и прогнозировании деятельности предприятия, проведения преобразований в отдельных отраслях и экономике в целом.

Экономические реформы, которые проводятся в нашей стране, как мы уже отмечали, не учитывают особенности культуры, менталитета, стереотипов хозяйствования, психологии хозяйствующих субъектов, которые сложились за долгий период культурно-исторического и экономического развития украинского народа. Человеческий фактор в экономике и жизни общества может играть роль как созидающей, так и разрушающей силы. С этой точки зрения важно проследить взаимосвязь между состоянием экономики в целом, действующим экономическим механизмом с мыслями, чувствами, волей человека по поводу содержания и наполнения, принципов хозяйственной жизни, экономических преобразований, словом с психологией человека в сфере экономики. Психология человека может как принимать существующую экономическую реальность так и отвергать ее (непонимание, неприятие, несогласие), вступать с ней в конфликт явный или скрытый. В первом случае. Когда наблюдается резонанс, может быть достигнута максимальная степень экономической эффективности проводимой политики, реформ. Во втором случае следует ожидать минимальную эффективность, если эффективность вообще возможна в этом случае. Поэтому разработка теоретических основ и практических рекомендаций для достижения такого резонанса – главная цель экономической психологии.

Из нее вытекают конкретные задачи:

1. Выявление психолого-социальных норм, определение особенностей экономического поведения в данном обществе или достаточно большой социальной группе с целью выработки эффективной экономической политики и средств ее осуществления ( оценка совместимости предлагаемых моделей экономического развития с традиционными моделями экономического поведения) построение стратегии и тактики экономических изменений. Экономическая психология должна быть спроецирована на вводимые экономические модели и их составляющие: политику занятости, налоговую политику, особенности спроса и накопления, характер циркуляции денежной массы. Она должна быть направлена на разработку психологической составляющей экономической политики.

2. Поведенческие характеристики влияют, как это доказал Малахов С.В. на фазы экономического цикла, вызывая его спад или подъем. Поэтому задача экономической психологии состоит если не в предсказании вступления в ту или иную фазу, то, по крайней мере, в определении социально-психологических условий, ей благоприятствующих.

3. К заданию экономической психологии относят и активизацию резервов человеческого фактора в экономике в целом и на конкретном предприятии, а именно:

  • резкое повышение производительности труда и качества продукции;
  • полное использование творческого потенциала трудящихся;

• внедрение и строгое соблюдение режима бережливости в использовании материальных, финансовых, энергетических и трудовых ресурсов.

Для экономической психологии главным есть момент связи экономики в целом, хозяйственного механизма, конкретных хозяйственных решений с мыслями, чувствами, волей, — словом, с психологией человека.

Методологические принципы и методы исследований в экономической психологии

К методологическим принципам экономической психологии следует отнести следующие:

1.Принцип социокультурной обусловленности экономической деятельности. Законы экономического поведения не являются универсальными, они обусловлены и определяются особенностями исторического развития общества, социокультурной средой. В центре любых экономических отношений стоит человек. Человеческие отношения погружены в контекст культуры, при этом конкретного типа цивилизации, национальной культуры, имеющей свои нормы, кодексы поведения и, в частности, понятия о том, что «рационально», а что «нерационально», свою систему ценностей и ее иерархию. Особенности культуры, религии накладывают существенный отпечаток на нормы и стереотипы хозяйственного поведения, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, деньгам, успеху в бизнесе.

2. Принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических действий и влияния экономических условий, а активным субъектом, который реализует разные виды экономического поведения и вступает в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми).

Основными признаками субъектности являются: активность, сознание действия, целостность и избирательность. Человеку свойственно думать и выбирать, чувствовать и желать, выражать свои чувства. Через свои мысли и желания, деятельность человек способен повлиять на ход и результаты хозяйственной жизни, изменить себя и мир. Степень своей нравственности, духовности (состояние своей души) человек переносит на весь внешний мир, на свои отношения с людьми, свое отношение к труду, богатству, собственности. Так, к сожалению, мы знаем, что история богатства и огромных состояний ничтожного числа людей писалась кровью и вероломством, путем попрания жизненных интересов большинства. И причины тому необходимо искать не столько в экономике, сколько в самом человеке. Именно по его «образу и подобию» выстраивалось хозяйство и труд, распределение, обмен и потребление, «отливались» институциональные формы собственности, экономического права, инструменты финансовой, кредитной и денежной политики.

3. Принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости «внутреннего мира» человека (мыслей, желаний, чувств, иерархии ценностей), его поступков и «внешней среды» (в данном случае состояния экономики, хозяйства, конкретного дела, предприятия, организации).

Человек способен преобразить мир по своему образу, например, сделать его добрым, честным, бескорыстным или наоборот, ненасытным и эгоистичным. Но внешние экономические условия, морально-психологический климат в обществе также действуют на внутренний мир человека, особенно с еще не сформированным мировоззрением. Например пропаганда и создающийся в нашей стране культ потребления провоцируют в людях , особенно молодых развитие таких качеств как вещизм, жажда наживы , преклонение перед богатством и презрение к бедности.

4. Принцип диалектического единства (а не тождественности) сознания и поведения экономических субъектов предусматривает возможность не только похожести, согласованности, но и отличий, разногласий между экономическим поведением субъекта и его сознанием. Это связано в частности с тем, что экономическое поведение человека может быть обусловлено влиянием факторов бессознательного, например, когда человек действует согласно определенному сложившемуся и укоренившемуся в области бессознательного стереотипу или же навязываемому ему образу поведения.

  1. Принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики относительно экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в частности экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни. Он предусматривает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества. Этот принцип также означает необходимость использования социально-психологических исследований при проведении конкретных экономических, организационных преобразований как на уровне отдельного предприятия, так и на макроуровне.
  2. Принцип комплексности и междисциплинарности предусматривает, во-первых, рассмотрение во взаимной связи трех типов экономической реальности:
  • рынок (прежде всего психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
  • бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение соглашений, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);

• отношения «общество-гражданин» (налоги, прибыль, доходы инфляция, безработица, влияние на население мероприятий экономической политики).

Во-вторых, как при проведении исследований, их анализе принятии конкретных решений использовать междисциплинарный подход, т. е. применять методы исследований и знания о человеке, накопленные в таких дисциплинах как психология, экономическая теория, социология, религиозная антропология и психология и др.

Методы исследований используемые в экономической психологии

По своему статусу экономическая психология является сопредельной научной дисциплиной, основу которой составляют теоретические положения, методы и результаты исследований, накопленные как в психологической науке, так и в экономике.

Поэтому вся совокупность методов, которые используются в экономической психологии, может быть разделена на три группы:

  • первая группа — методы, которые традиционно используются в психологических исследованиях (наблюдение, эксперимент, анкетирование, разные виды опросов и интервью, тестирование, математико-статистические методы обработки и объективизации данных);

вторая группа — экономические методы и методы, которые используются в сопредельных научных направлениях (метод математического моделирования, логико-теоретический анализ, синтез, метод абстракции, исторический подход, мозговой штурм, метод дискуссий, метод экспертного прогнозирования, морфологического анализа и синтеза, теории решения изобретательских задач, функционально-стоимостного анализа и целый ряд других методов.

  • );
  • третья группа — собственно методы, которые стали активно использоваться с возникновением экономической психологии, разработанные с учетом специфики данной научной дисциплины (например, экономико-психологический эксперимент, который проводится по схеме традиционного экономического эксперимента, но с психологическим оснащением).

Анализ отечественных и зарубежных публикаций в области экономической психологии и сопредельных с ней областей свидетельствует о том, что в этих исследованиях все чаще используются исследовательский приемы операций, основанные на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, эвристическом программировании.

Достаточно эффективным инструментарием экономической психологии, особенно таких разделов как бизнес и предпринимательство, есть теория игр. Теоретико-игровые задачи используются для прогнозирования реакции конкурентов на смену цен, предложение дополнительного обслуживания, модификацию старой и освоение новой продукции, моделирование экономического поведения инвесторов на рынке ценных бумаг.

Успешно используются в управлении организационно-производственными системами программные методы сетевого планирования и управление, которые дают ответа на вопрос: когда начинать и заканчивать работы, как отстранять возникающие препятствия.

Как исследовательские приемы в экономической психологии можно выделить три основных: лабораторные эксперименты (разные экономические игры); полевые исследования, которые проводятся в естественных условиях, и специально разработанные опросные методики.

Сравнивая особенности развития экономической психологии в России и Украине со странами с развитой рыночной экономикой, нельзя не отметить одной особенности в постановке проблем и направлений эмпирических исследований. Для западной экономической психологии характерно акцентирование внимания на процессах принятия экономических решений, экономического поведения и взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и операций. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами. Не преуменьшая важности подобных исследований для получения строго фиксированных эмпирических данных и анализа взаимосвязей между изучаемыми переменными, следует подчеркнуть принципиальную ограниченность возможностей лабораторного эксперимента при изучении реальной экономической жизни и социальной обусловленности психологических особенностей хозяйствующих субъектов. Эта тенденция отображает игнорирование зарубежными учеными собственно социальных сторон и проблем экономической жизни: отношений собственности, бедности и богатства, безработицу.

Для отечественной экономической психологии, наоборот, характерное пристальное внимание именно к этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности.

Проведение эмпирических исследований по этим направлениям предусматривает изучение сознания и поведения представителей разных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности. При этом очень важно не ограничиваться анализом лишь субъективных представлений и мыслей, которые выявляются с помощью опросных методов, но и изучать их связи с особенностями реального экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. Здесь очень перспективным является использование стратегии естественного эксперимента, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отображения экономических условий жизнедеятельности субъектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменений.

Выбор и использования любого из этих методов определяется целью и задачами исследования.

В экономической психологии, как мы уже отмечали, активно используются методы, разработанные в психологии, рассмотрим их более подробно. Все методы по конечному результату можно разделить на четыре большие группы.

1. Эмпирические (обсервационные) методы

Возможность наблюдать за собой или окружающими дает нам наличие субъективного мира — познания и самопознания, рефлексивного сознания, мышления, пристрастного отношения (все наши образы и представления окрашены личным восприятием и чувством) и т. д.

К эмпирическим методам относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблюдение.

а) Самонаблюдение — это исследование человеком собственного душевного мира

Естественно, что исторически это первый метод. Путем самонаблюдения v. сопоставления с окружающей действительностью происходит рефлексия, распознавание себя среди других, своего роста и развития год от года, отношения к своему положению в общественной и экономической иерархии и т. п. Метод самонаблюдения доступен, корректен, может быть очень глубок так, как это продемонстрировано в книге М. Зощенко «Перед восходом солнца». Его наблюдения логичны и убедительны. Однако нельзя сказать с полной уверенностью, что они достоверны. В этом — главная погрешность метода. Нельзя взять случайную группу людей и «поручить» им самонаблюдение — их результаты будут несопоставимы. Представления о мире интерсубъективны (у нас индивидуальная психика, мы все связаны миром культуры и реагируем на него по-разному) и социализированы (наше поведение предопределено воспитанием, окружением, событиями).

К наблюдателю-исследователю следует предъявлять специальные требования, сформулировать которые довольно сложно. В отличие, например, от физических опытов, которые можно проводить в идеальных, специально созданных условиях, наблюдение за психикой человека происходит в реальной жизни, из которой почти ничего нельзя исключить, поскольку исключенное может быть определяющим в поведении или реакции человека. На психику оказывает влияние прошлый опыт, современное состояние, генетика, физические и физиологические особенности. Поэтому исследователю важно очень точно определить то, что он хочет наблюдать. Иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных фактов. Метод можно поручить применить к себе только специалистам. В общей психологии, например, психологам-исследователям, знающим о своих возможностях, пределах, погрешностях интерпретаций. В экономической психологии можно поручить провести самонаблюдение группе людей, подобранных по одинаковым параметрам (темперамент, характер, социальная среда, уровень материального достатка, семейное положение, успешность обучения или продвижения по службе и т. п.), и зафиксировать свои наблюдения по отношению, например, к собственности.

б) Наблюдение — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека. Наблюдателем также должен быть специально обученный человек. М. Зощенко пронаблюдал различное поведение людей по отношению к деньгам. В интерпретации результатов наблюдений следует обратить внимание на то, что одни и те же явления понимаются неоднозначно. Так, известное выражение «в здоровом теле — здоровый дух» одними людьми понимается как призыв к занятиям спортом, другими — что без здоровья не будет других радостей жизни, а третьими несколько изощренно — либо заниматься здоровьем, либо делом — и тогда все будет в порядке. Поговорка «не имей сто рублей, а имей сто друзей» при всей ее привлекательности для экстраверта, наверное, неверна для Гобсека, а Арсений Тарковский и вовсе говорил о другом — «когда тебе придется туго, найдешь и сто рублей, и друга. Себя найти куда трудней, чем друга или сто рублей».

2.Организационные методы

а) Сравнительный — метод поперечного среза, заключающийся в сопоставлении различных групп населения на определенный момент времени по каким либо признакам (социальное положение, род деятельности, материальный достаток, возраст, образование).

Можно сравнивать отдельных людей, разные группы. Например, студенческие группы в потоке только 1 -го курса прошлых лет обучения. На практике с помощью метода можно корректировать состав групп, уровень знаний, наблюдать динамику отношения к экономическим изменениям, политическим явлениям и др. Так, сравнение сегодняшних первокурсников и их родителей в бытность их студентами первого курса иллюстрирует картину произошедших изменений в отношении к имущественному неравенству, рыночным ценам, духовным ценностям. Старшему поколению, конечно, сложнее привыкнуть к изменениям, поскольку его опыт связан со знанием прошлых цен, ощущением относительного имущественного равенства, приоритетом духовных ценностей, давящим на восприятие изменений. Молодые же не знали «той» жизни, им не с чем сравнивать. Сказывается и гибкость восприятия ими жизни, отсутствие стереотипов. Немаловажным фактором является отсутствие канонов «как должно быть». Сегодня человеческая натура более свободна в изъявлении своих желаний.

Сравнение может осуществляться в рамках развития той или иной социокультурной среды (социокультурный подход).

При этом выявляются детерминанты формирования механизмов регуляции экономического поведения, системы отношений к экономическим явлениям, те или иные изменения в структуре личности людей с различной экономической активностью. Результаты такого анализа могут быть положены в основу экономической политики.

б) Лонгитюдный — метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени. Он позволяет выяснить, как психическое состояние человека в юном возрасте, зрелости впоследствии сказывается на его жизненных результатах. Так, американские ученые выяснили, что в студенческой группе примерно 3 % студентов имеют жизненные цели. Исследование, проведенное через 20 лет, показало, что именно эти 3 % достигли по сравнению со сверстниками более существенных результатов в деловой и семейной жизни. На отечественном материале можно увидеть своеобразное лонгитюдное исследование в фильме «Контрольная для взрослых». Можно наблюдать и изменение психики. Например, с возрастом меняется отношение к деньгам, наследству, к деятельности и т. д. Так, в старости, при необратимой регрессии личности происходят изменения психики, проявляющиеся в исчезновении недавно приобретенных навыков, в утрировании присущих ранее качеств (бережливость превращается в скупость, видение каких-либо высших целей заставляет завещать имущество монастырям или благотворительным организациям в ущерб семье и т. п.).

в) Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследования участвуют представители разных наук. Это позволяет установить связи и взаимозависимости между явлениями разного рода, а также включить элементы сравнительного и лонгитюдного методов. Он применяется в связи с недостаточностью изучения явлений психики каким-либо одним методом.

3. Экспериментальные методы

Они отличаются от наблюдения (эмпирического метода) активным вмешательство в ситуацию со стороны наблюдателя. В экспериментальном методе факты получаю из специально проведенного эксперимента, опыта. Используются они во многих науках, в том числе и психологии, но в экономической психологии приобретают осе бое значение, поскольку касаются не только тонкой материи взаимоотношения людей, а позволяют вскрыть особенности психики в условиях экономической жизни. Так, во избежание использования шаблонов в рекламной деятельности, нужны специальные эксперименты в среде «экономика — человек». Только экспериментально можно установить (или подтвердить теоретические построения), как поведут себя; люди в условиях экономических преобразований или как отреагируют на пирамиды Успешность «экономической пирамиды» предпринимателя-авантюриста Маврод была не только предрешена известной на мировом опыте спецификой поведение людей, но и отрепетирована путем организации маленьких пирамид (для детей — посылка по почте открыток, для взрослых — денег).

Экспериментальные методы разнообразны по организации их проведения.

Тема 1 — Стр 3

а) Лабораторный эксперимент. В общей психологии с помощью этого метода специально оборудованных лабораториях исследуются память, восприятие внимание, время протекания психических процессов, быстрота реакции и многое другое с помощью специальных приборов. Суть метода заключается в сравнении результатов с субъективными, существующими в сознании человека эталонами (экспертными оценками громкости, яркости, интереса) и объективными, находящимися вне сознания человека (порогами сенсорной чувствительности и др.).

Метод корректен, но испытуемый знает, что он идет на исследование, и результаты могут быть не слишком достоверными, поскольку существует магия прибора, перед которым одни ведут себя собранно, как в экстремальной обстановке, другие расслабляются и показывают худшие результаты. Испытуемого может смущать и искусственность среды.

В экономической психологии этим методом можно измерять скорость приобретения трудовых навыков, реакцию на информацию, специфику поведения в рисковых ситуациях. Испытания могут проводиться в условиях игры.

б) Естественный эксперимент. Проводится в естественных условиях. Испытуемый не подозревает, что над ним совершается эксперимент, и ведет себя обычно. Метод использовался в России еще в 1910 г. отечественным психологом Лазурским для изучения поведения школьников. Его можно применять для индивидуального наблюдения за кем-либо, для изучения возможностей коллектива. Издавна известен способ проверки на честность работника: ему подбрасываются деньги или вещи. Работодатель нередко незаметно проверяет, какую нагрузку может вынести работник — по количеству часов рабочего дня, по времени работы без перерывов, по реакции на неожиданные ситуации. С помощью этого метода можно создавать рабочие коллективы. Так, психологически оправдано, что в стенах экономических вузов «самоотбором» группируются люди, любящие математику или склонные к работе с людьми. На физфаках и физтехах собираются те, кто склонен к абстрактному мышлению. Но разделить их можно и в группе, собранной случайным образом, предложив решить два вида задач.

в) Искусственный эксперимент. Испытуемые знают, что участвуют в эксперименте. Метод корректен, но результат может быть искажен тем, что испытуемые нередко стараются вести себя согласно ожиданиям экспериментатора. Возможно и другое поведение. Так, если люди участвуют в эксперименте по изучению реакции на рекламу, то в зависимости от личных качеств экспериментатора и испытуемых они могут с одинаковым успехом показать и то, что реклама нравится и то, что не нравится. Если люди участвуют в игре, то вовлеченность в нее может заставить их забыть об эксперименте. Тогда они ведут себя естественно. Но возможны случаи, когда испытуемый проявляет активность просто как участник эксперимента.

4. Психодиагностические методы

а) Интервью, беседа. Это — вспомогательные методы разговора с индивидом, применяемые в особых условиях (разговор с глазу на глаз уместен в ситуации, когда человек «выбит из колеи» — расстроен, потерял работу и т. п.).

С их помощью определяют остроту тех или иных социальных проблем, экономических ситуаций. Чаще используются в социологии.

Обычно в интервью можно проследить реакции, отношение к тем или иным событиям в условиях особой доверительности, которые не могут быть отра­жены, например, при тестировании.

б) Тестирование — операция, с помощью которой можно выявить индивидуальные различия для выяснения сфер, где человек может себя реализовать. Тестирование проводится с помощью тестов — заданий стандартной формы, по которым и идут испытания. Существуют сложные методики их составления, проверки на валидность (то есть мерность) и надежность (получение одинаковых результатов при повторном измерении), достоверность и многое другое.

Со времени появления тестов — с начала XX в. (А. Бине и Т. Симон) — и до сих пор стоит проблема измерения подлинных возможностей человека. Вероятно, она разрешима с некоторой погрешностью, поскольку, с одной стороны, авторами теста являются люди, закладывающие в него вопросы по интересующей их проблеме, а с другой, — при всем желании измерить то, что дано человеку природой (генотип), вряд ли возможно. Ведь человеческая натура чрезвычайно богата. История психологии демонстрирует, что мир психики человека необъятен. Исследователь в большей степени измеряет то, что дано средой (фенотип), а также основные психологические характеристики. Поэтому тесты, скорее всего, измеряют степень адаптивности.

В настоящее время существует множество тестов, измеряющих особенности поведения, характера, темперамента, способность к творческой деятельности, уровень достижений, умственной одаренности. Толчком к развитию тестирования послу­жил интерес к интеллектуальным способностям. Коэффициент интеллектуальности (в отечественной практике 20-х гг. КУМС — коэффициент умственных способностей) используется в практике отбора учащихся. Однако проблема определения одаренности осталась неразрешенной до сих пор, поскольку по мере применения все новых тестов оказывалось, что можно измерить лишь какую-то одну сторону интелекта (быстроту понимания условий задачи, выделения однотипных задач и т. п. Кроме того, интеллект (схематически — хорошо устроенная для усвоения знания голова) не является залогом успешной деятельности. Оказывают влияние факторы внутренней мотивации (желание достичь успеха, быть первым, доводить дел до конца) и внешней (зависть, нежелание прозябать в бедности или безвестности. Тем не менее с помощью тестов IQ можно довольно точно определить интеллектуальный потенциал индивида (для выявления одаренных детей в США издавна использовались тесты, а у нас — олимпиады. Процент одаренных детей оказался сравнимым).

Но почему среди двух детей с одинаковым IQ один становится бизнесменом а другой математиком? Или почему отличный математик остается в бедности а двоечник становится богачом? Для решения этой задачи нужны специальные тесты, лишь частично затрагивающие вопросы общей психологии. К ним относятся тесты на способность руководить, быть бизнесменом и др. Вероятно, в них должна быть заложена идея стратегического видения, приоритетная цель опрашиваемого. Если целью является богатство, то все остальное — темперамент, ум, характер — будет работать на ее достижение. Чтобы создать тесты, позволяющие учесть индивидуальные различия в экономическом поведении, придется использовать другие методы, например экспериментальные (метод близнецов), иные науки. Так, психология индивидуального (генетическая, изучающая наследственные механизмы психики; дифференциальная, изучающая особенности различий между индивидами) позволяет выявить различия между людьми, ставшие особенно заметными при увеличении степеней свободы выбора, возможности реализоваться в разных видах деятельности. Люди, имеющие одинаковые темпераменты, характеры, интеллекты, совершенно по-разному ведут себя в различных экономических ситуациях. Если ученого интересуют только деньги, а журналист очень дорого «продается», то доверие к результатам работы этих специалистов можно сразу ставить под сомнение, поскольку всегда можно разгадать, по чьему сценарию и на кого они работают. Если ваша бабушка говорила, что не любит людей, у которых на уме только «купить-продать», то шанс того, что и вы такой же, достаточно высок. Надо сказать, что потомки настоящих русских купцов и предпринимателей, способных организовать и развивать дело, обладали способностями своих предков. Связь есть, но жесткой зависимости нет. Человек с ярко выраженными экономическими способностями может родиться в любой семье, аналогично тому как, по издревле известной притче, великий воин может родиться и в хижине пастуха. Кстати, идеи генетической предопределенности способностей придерживались в странах, где имелись сословные разграничения и преграды. В США придерживались противоположных точек зрения. Психология индивидуального является базой для разработки методов исследований в психологии экономической. Последняя же определяет, почему так или иначе люди ведут себя в разных экономических ситуациях, по-разному реагируют на бизнес, предпринимательство, рекламу, деньги и достигают различных успехов.

В заключении необходимо отметить, что общая психология изучает психику человека (или группы людей), как бы поставленного в идеальные условия — в чистом виде, без влияния окружающего мира. Наличие того или иного темперамента, интеллекта, внимания, памяти не может объяснить, почему один человек честен, а другой нет, один считает нормой обман или эксплуатацию других людей, а для другого это невозможно, один завистлив, другой рвется к власти (все равно какой — политической, моральной, экономической), третий и вовсе альтруист. Такого ответа не давала (и не ставила подобной задачи) общая психология. Ответ на них нужно искать в глубинах человеческой психики, которые достаточно хорошо исследованы в религиозной антропологии и психологии.

Литература

  1. Бункина Н.А., Семенов В.А Экономика и психология. М., 1998
  2. Ложкін Г.В.,Спасєнніков В.В.Комаровська В.Л. Економічна психологія: Навчальний посібник.- К.:ВД «Професіонал»,2004.-304 с.

3. Экономическая психология. Социокультурный подход./ Под ред.И.В.Андреевой СПб.:Питер, 2000.