Тема 4. Темперамент. Характер. Способности

8

4.1. Понятие темперамента.

Темперамент (от лат. temperamentum– надлежащее соотношение частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение), не определяет непосредственно содержательные черты личности. Темперамент не показывает «что» именно делает человек, но показывает «как» он это делает. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе. Т.е. в процессе жизнедеятельности человека. Свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает (кровь, желчь, слизь, черная желчь).

В связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический.

В исследованиях академика И.П.Павлова (в ХХ веке) было выявлено, что нервная клетка может быть сильной, т.е. иметь большую работоспособность, или слабой, т.е. быстро утомляемой. Нервные процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешены, и может быть преобладание одного из них, либо возбуждения, либо торможения. Эти процессы могут быть подвижными, т.е. быстро менять друг друга, или инертными, т.е. процессы протекают и удерживаются длительный период времени. Таким образом, выделяют три основных свойства нервной системы: 1) сила – слабость: 2) уравновешенность – неуравновешенность; 3) подвижность – инертность. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  • сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
  • сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;
  • сильный, неуравновешенный – холерик;
  • слабый – меланхолик.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что структура основных свойств нервной системы значительно сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это представлялось ранее. Тем не менее, указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

9 стр., 4323 слов

Понятие о темпераменте и его типах

... личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Объектом исследования является человек. Предмет исследования - темперамент и его типы. Основная ... условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. И.П. Павлов различал 4 основных типа нервной системы : . ...

В реальности каждый человек, обладая сложным набором свойств нервной системы, имеет темпераментную структуру, т.е. определенное сочетание, свойственное различным темпераментам, но один из темпераментов, как правило, является преобладающим.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

... быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы ... других? Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы? Можете ли Вы работать ночью, ... Уровень процессов торможения Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы ... реакциях. Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих ...

В поведенческом общении можно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально- ничтожная личность.

4.2. Психологические характеристики типов темперамента

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик– это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он реагирует очень быстро, часто необдуманно; не успевает затормозить, сдержаться; проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»).

Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник– человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

7 стр., 3459 слов

Нервная система человека

Реферат Выполнила Студентка I курса Группы ДПЯ-08 Чепаксина Елена. Ульяновский педагогический университет имени И.М.Ульянова Ульяновск, 2008г. Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения ( ...

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик– человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется длительный отдых).

Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

4.3. Понятие характера и акцентуации характера

Характер (от греч. character- печать, чеканка, зарубка) – индивидуально-своеобразный комплекс устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. В обыденной речи для описания личности используют прилагательные «высокая», «выдающаяся», «творческая» и т.д. В отношении характера используются прилагательные «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования – характер и личность. Но еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Истории известны выдающиеся люди с плохим характером. Например, существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф.М.Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П.Павлова.

3 стр., 1033 слов

ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

... и своей деятельности. В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Акцентуация характера– это усиление отдельных черт характера, при ... Ко второй группеотносятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. 4. Черты характера и отношения личности Характер человека определяется его отношением к: 1. ...

Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. П.Б.Ганнушкин пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения: «Историю интересует творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются непосредственно окружающие люди, родные, близкие. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать более значимым, чем его личность. Если совсем кратко выразить суть различий между личностью и характером, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

Кафедра тяжелоатлетических видов спорта имени А.С. Медведева РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ (КУРС ЛЕКЦИЙ)     Проблема 1. Медико-биологические и психологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную деятельность   Лекция 9. Влияние силовых нагрузок на организм тяжелоатлета   Профессор: Ю.В. Верхошанский ...

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, , инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.);

4) к материальному миру (аккуратность или неряшливость).

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными, или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно стать при любом темпераменте.

Понятие акцентуации впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная детским психиатром, профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

Акцентуация – дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими, и даже повышенными, способностями к социальной адаптации в других условиях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

24 стр., 11965 слов

Направленность и мотивы деятельности личности

... личности. Ведущая деятельность -- это такая деятельность, в которой формируются новые значимые свойства личности. Например, для старшего дошкольника ведущей деятельностью ... определенной потребности. 2) Ментализация основывается на способности отражать в сознании содержание потребностей или ... желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, ...

Одной из распространенных практических ошибок, от которой хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях, но и обнаружить в весьма солидных академических публикациях. Отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К.Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Автор даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хоть и не склонен развиваться в неблагополучную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

4.4. Описание типов акцентуаций

К.Леонгард предложил следующую классификацию акцентуаций,.

Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

Дистимический тип. Дистимическая личность – антипод гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в ососбенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности).

Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Циклотимический тип. Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными, легко уязвимыми, хотя в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип. Главными особенностями эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как говорят, «глаза на мокром месте»).

Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без особой нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Понятие способностей. Задатки и способности. Способности общие и специальные

    Способности – это такая совокупность (врожденных и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием ее успешного выполнения.

    Способности включают в себя все индивидуально-психологические свойства, которые способствуют успешному овладению и выполнению данной общественно значимой деятельности. И те, которые в большей мере имеют врожденный характер (например, психический темп, переключаемость внимания, механическая память и т. д.), и те, которые в большей мере являются результатом воспитания и социального влияния (например, интересы и ценности).

    Каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, оп­ределяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами – осознанностью, целенаправленностью и т. д.).

    Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.

    Чем определяются способности в большей степени – врожденными индивидуальными особенностями или совокупностью социальных условий, в которых происходит формирование личности? Современная научная психология, опирающаяся на эмпирические и экспериментальные данные, дает такой ответ на этот вопрос.

    Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б.Г. Ананьеву, задатки наряду с темпераментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека – возрастных, половых, конституциональных характеристик, нейродинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от перечисленных психофизиологических функций (сенсорных, анемических, вербально-логических и т.д.) и структуры органических потребностей. Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и состав­ляют группу врожденных факторов.

    На роль наследственных факторов в формировании способностей указывают следующие факты. Выяснилось, например, что разлученные при рождении и выросшие в разных условиях однояйцевые близнецы но своему умственному развитию были друг к другу ближе, чем разнояйцевые, воспитывавшиеся вместе. Было обнаружено также, что умственные способности взрослых людей, бывших приемными детьми, усыновленными при рождении, больше приближались к умственным способностям именно биологических, а не приемных родителей. Интерпретация этих фактов не может быть однозначной по ряду причин. Наличие врожденных задатков не исключает тезиса о решающей роли социального фактора в формировании способностей. Только что приведенные факты коротко можно объяснить, в частности, тем, что обнаруживающиеся в раннем детстве интеллектуальные задатки в силу универсальной ценности интеллекта в любой культуре получают одобрение, подкрепление и создание для их превращения в способности соответствующих межличностных или социальных условий просто по принципу обратной социальной связи. Таким образом, для того чтобы задатки превратились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенными социальными условиями.

    В отечественной психологии общепризнанным считается тезис о том, что способности формируются в деятельности. Деятельность является для способностей не только той специфической средой, в которой они себя проявляют, но и тем обязательным условием, только при наличии которого способности формируются и развиваются.Даже при наличии определенных задатков способности к данной деятельности просто по определению не могут успешно развиваться вне процесса её выполнения и овладения ею. С точки зрения методологии, абстрактная деятельность с ее структурой и функциональной организацией существует только в теории. В реальной жизни деятельность как форма человеческой активности воплощается в конкретных исторически обусловленных и общественно значимых видах. Например, способности составления программ для компьютеров не могли сформироваться и обнаружиться до появления самих компьютеров.

    Под общими способностями в психологии понимается такая совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требованиям широкого класса деятельностей и позволяет успешно решать разнообразные задачи. Чаще всего исследование общих способностей сопряжено с исследованием интеллекта. Однако понятие общих способностей не тождественно понятию интеллекта, поскольку включает в себя помимо умственной, ментальной сферы и другие индивидуальные свойства.

    Интеллект – это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. Общие же способности определяют­ся не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креатив­ность.

    Обучаемость – это скорость и объем возрастания эффективности деятельности (в том числе и интеллектуальной) под влиянием обучающих воздействий. В качестве критериев обучаемости выступают: 1) количество дозированной помощи, в которой нуждается ребенок (со стороны учителя); 2) возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания (М.А. Холодная).

    Креативность – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Это способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот. Чрезмерное и однобокое поощрение оригинальности мышления не обязательно способствует развитию креативности, оно может даже оказаться вредным, поскольку в отрыве от иных компонентов общих способностей будет препятствовать усвоению необходимых устоявшихся знаний и умений.

    С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирования и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому. Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслительных процессов, повышенных возможностей анализа и обобщения отличает также энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу. В исследованиях американских ученых было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем, что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость.

    Специальные способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности. Сразу же следует отметить, что специальные способности (например, музыкальные) – это не некая единственная монолитная способность, это тоже совокупность множества определенных психических свойств, обеспечивающих в своем функциональном единстве успешность выполнения именно данного вида деятельности.

    Так, например, способность к умственному труду содержит следующие компоненты: способность понимать идеи и выражать в словах свои мысли; богатство словаря; способность предвидеть, планировать действия; способность использовать свой опыт; память; быстрые и точные счетные операции; способность улавливать пространственные отношения; умение усматривать сходство и различие.

    В структуре организаторских способностей Л.И. Уманский перечисляет 18 психологических качеств: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, настойчивости, работоспособности, активности и организованности как способности организовать самого себя.

    Успешность педагогической деятельности определяется помимо всего прочего конструктивными, организаторскими, коммуникативными способностями, педагогическим тактом, интересом и любовью к детям, доступностью и общительностью, выдержкой, умением работать коллегиально, личным педагогическим мастерством, изобретательностью и выдумкой в работе и рядом других общечеловеческих качеств.

    Успешность в любой специфической деятельности обусловлена наличием как специальных, так и общих способностей, но самое главное – выполнением самой деятельности, интересом к ней, настойчивостью, упорством и терпением.