Лабораторный практикум по логопедии
Составитель: Кочарян А.А.
Тема: «ЗАИКАНИЕ»
Практические занятия (12 часов)
Занятие 1 (2 ч)
Тема: Причины, структура и механизм заикания.
Цель: развивать умение анализировать причины, структуру и механизмы заикания, сформировать представления об аспектах изучения заикания.
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризовать историю развития учения о заикании.
2. Этиология заикания
3. Механизм заикания с позиций:
а) клинико-физиологической;
б) нейрофизиологической;
в) психологической;
г) психолингвистической.
4. Структура проявления заикания, сходства и различия темпо-ритмической организации речевого высказывания несудорожного и судорожного характера.
Практическое задание:
1. Составить таблицу, отражающую историю развития учения о заикании.
Исторический период | Трактовка механизма заикания | Персоналии |
Древнее времена | ||
17-18 век | ||
19-20 век | ||
21 век |
2. Установить соответствия:
А. Предполагающие причины заикания | Б. Производящие причины заикания |
… … … | … … … |
3. Установить наиболее типичные различия тахилалии и заикания:
Фактор | Тахилалия (баттаризм, полтерн) | Заикание |
Задания для самостоятельной работы:
Пользуясь словарями и учебными пособиями, уточните значение терминов (их параметров) «темп речи», «ритм речи», «брадилалия», «тахилалия», «брадикинезия», «тасикинезия», «полтерн», «баттаризм», «физиологические итерации», «клаттеринг», «логоневроз». Выпишите термины и их значения в рабочую тетрадь.
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 2 (2 ч)
Тема: Симптоматика и классификация заикания.
Цели: формировать аналитические умения соотносить клинические критерии разграничения форм заикания как расстройства функционального или органического, невротического или неврозоподобного характера.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ симптоматики заикания с диалектических позиций взаимосвязи биологических (физиологических) и социальных (психологических) составляющих.
2. Характеристика основных внешних симптомов заикания:
а) по форме и длительности судорог;
б) по месту локализации судорог;
в) по характерным нарушениям речевой и общей моторики (насильственные движения – судороги, темп, миоклонусы в мышцах лица и шеи, уловки, общие моторное напряжение);
г) по эмоциональному отношению заикающихся к своему дефекту («болезненная фиксация»);
д) по степени тяжести заикания;
е) по типу течения заикания.
3. Классификация и распространенность заикания.
Практическое задание:
1. Составить таблицу сравнительных показателей различных форм заикания:
Форма заикания | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||||
Локали-зация судорог | Темп речи | Просо-дика | Звуко-произ-ношение | Формы судорог | Психо-моторное развитие | Течение заикания | Болез-ненная фиксация | |
Невротическое | ||||||||
Неврозоподобное | ||||||||
Смешанное |
2. Установить соответствия:
Симптоматика заикания
физиологические психологические
Типология судорог
по форме по длительности по локализации по степени тяжести
Факторы, влияющие на появление и усиление судорог
Типы течения заикания
Задания для самостоятельной работы:
1. Уточнить значение терминов: «гипергидроз», «лабильность», «энурез», «вегетодистония», «хезитация».
2. Схематично представить статистику заикания по следующим признакам:
– географический,
– половой принадлежности,
– возрастной,
– наследственной предрасположенности,
– этиологический.
3. Установить соответствия.
Персоналии | Признаки классификации заикания | |
1. | Алистер А., Досужев Ф., Берендес Ю. | |
2. | Никитина Е.С., Брунс М.Ф. | |
3. | Кочергина В.С., Власова Н.А., Герценштейн Э.М. | |
4. | Шельтинг А.Ф. | |
5. | Шуберт М.Е. | |
6. | Лебединский М.С., Янович Ф.П. и др. | |
7. | Асатиани М.Н., Казаков В.Г. и др. |
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 3 (2ч)
Тема: Обследование заикающихся.
Цели: формировать умение анализировать методические приёмы обследования заикающихся дошкольников, школьников, подростков и взрослых; совершенствовать практические умения дифференциальной диагностики заикания и оформления речевой карты заикающегося.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика логопедического обследования заикающихся.
2. Этапы, принципы и содержание логопедического обследования заикающихся.
3. Приёмы логопедического обследования при:
– сборе анамнестических сведений;
– объективном обследовании;
– выявлении симптоматики заикания.
4. Деловая игра с моделированием ситуаций обследования заикающегося.
5. Анализ речевых карт составленных на заикающихся дошкольников, школьников и взрослых.
Практическое задание:
1. Изучить и проанализировать схемы логопедического обследования заикающихся.
2. Подготовить дидактический и речевой материал для обследования заикающихся.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить в рабочих тетрадях каталог различных приёмов логопедического обследования заикающихся.
2. Законспектировать методические рекомендации: Заикание: предупреждение его появления и усиления / Сост. К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева. – Мн., 1987.
3. Составить памятку родителям по предупреждению заикания у детей.
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 4 (2ч)
Тема: Система коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками.
Цели: Систематизировать аналитические представления о системе и специфике коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками; формировать умение планировать логопедические заключения, закрепить навыки практического применения коррекционно-речевых упражнений в зависимости от степени речевой самостоятельности, ситуации речевого общения и игровой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Комплексный подход к преодолению заикания
2. Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми.
3. Дидактические основы, направления и содержания логопедических занятий в авторских методиках устранения заикания у дошкольников.
Практическое задание:
1. Установить соответствия: «Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками»
№ | Методика, автор | Концепция и сущность методики |
1. | Власова Н.А. | |
2. | Рау Е.Ф. | |
3. | Чевелёва Н.А. | |
4. | Миронова С.А. | |
5. | Селивёрстов В.И. | |
6. | Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. | |
7. | Арутюнян-Андронова Л.З. |
2. Составить план индивидуальных занятий с дошкольником с заиканием по предложенной форме:
План проведения индивидуальных занятий на период с_____по_____
Логопедическое заключение:
Методика логопедических занятий
Этапы (периоды):
Этап (период), № занятия | Цель | Содержание | Дата | Результат |
Подготовительный период | ||||
… | ||||
Тренировочный период | ||||
… | ||||
Заключительный период | ||||
… |
3. Составить конспект занятия с дошкольником с заиканием с соблюдением следующих его структурных частей: подготовительной, основной, заключительной.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подобрать и систематизировать коррекционные упражнения:
– на расслабление мышц речевого аппарата;
– на развитие речевого дыхания, голоса, моторики (артикуляционной, общей, мимической, мелкой).
2. Подобрать и систематизировать речевые упражнения, используемые в процессе:
– музыкально ритмической деятельности;
– изобразительной деятельности;
– разных игр (дидактических, подвижных, творческих, коммуникативных);
– синхронизации речи с движениями пальцев кистей рук.
Литература:
Основная:
Дополнительная: