Тема: Симптоматика и классификация заикания.

Лабораторный практикум по логопедии

Составитель: Кочарян А.А.

Тема: «ЗАИКАНИЕ»

Практические занятия (12 часов)

 

Занятие 1 (2 ч)

Тема: Причины, структура и механизм заикания.

Цель: развивать умение анализировать причины, структуру и механизмы заикания, сформировать представления об аспектах изучения заикания.

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризовать историю развития учения о заикании.

2. Этиология заикания

3. Механизм заикания с позиций:

а) клинико-физиологической;

б) нейрофизиологической;

в) психологической;

г) психолингвистической.

4. Структура проявления заикания, сходства и различия темпо-ритмической организации речевого высказывания несудорожного и судорожного характера.

Практическое задание:

1. Составить таблицу, отражающую историю развития учения о заикании.

Исторический период Трактовка механизма заикания Персоналии
Древнее времена    
17-18 век    
19-20 век    
21 век    

 

2. Установить соответствия:

А. Предполагающие причины заикания Б. Производящие причины заикания
… … … … … …

 

3. Установить наиболее типичные различия тахилалии и заикания:

Фактор Тахилалия (баттаризм, полтерн) Заикание
     

 

Задания для самостоятельной работы:

Пользуясь словарями и учебными пособиями, уточните значение терминов (их параметров) «темп речи», «ритм речи», «брадилалия», «тахилалия», «брадикинезия», «тасикинезия», «полтерн», «баттаризм», «физиологические итерации», «клаттеринг», «логоневроз». Выпишите термины и их значения в рабочую тетрадь.

Литература:

Основная:

Дополнительная:

Занятие 2 (2 ч)

Тема: Симптоматика и классификация заикания.

Цели: формировать аналитические умения соотносить клинические критерии разграничения форм заикания как расстройства функционального или органического, невротического или неврозоподобного характера.

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ симптоматики заикания с диалектических позиций взаимосвязи биологических (физиологических) и социальных (психологических) составляющих.

2. Характеристика основных внешних симптомов заикания:

а) по форме и длительности судорог;

б) по месту локализации судорог;

в) по характерным нарушениям речевой и общей моторики (насильственные движения – судороги, темп, миоклонусы в мышцах лица и шеи, уловки, общие моторное напряжение);

г) по эмоциональному отношению заикающихся к своему дефекту («болезненная фиксация»);

д) по степени тяжести заикания;

е) по типу течения заикания.

3. Классификация и распространенность заикания.

Практическое задание:

1. Составить таблицу сравнительных показателей различных форм заикания:

Форма заикания ПОКАЗАТЕЛИ
Локали-зация судорог Темп речи Просо-дика Звуко-произ-ношение Формы судорог Психо-моторное развитие Течение заикания Болез-ненная фиксация
Невротическое                
Неврозоподобное                
Смешанное                

 

2. Установить соответствия:

Симптоматика заикания

           
     
 

физиологические психологические

 

Типология судорог

           
     
 

по форме по длительности по локализации по степени тяжести

 

Факторы, влияющие на появление и усиление судорог

 

Типы течения заикания

Задания для самостоятельной работы:

1. Уточнить значение терминов: «гипергидроз», «лабильность», «энурез», «вегетодистония», «хезитация».

2. Схематично представить статистику заикания по следующим признакам:

– географический,

– половой принадлежности,

– возрастной,

– наследственной предрасположенности,

– этиологический.

3. Установить соответствия.

Персоналии Признаки классификации заикания
1. Алистер А., Досужев Ф., Берендес Ю.  
2. Никитина Е.С., Брунс М.Ф.  
3. Кочергина В.С., Власова Н.А., Герценштейн Э.М.  
4. Шельтинг А.Ф.  
5. Шуберт М.Е.  
6. Лебединский М.С., Янович Ф.П. и др.  
7. Асатиани М.Н., Казаков В.Г. и др.  

 

Литература:

Основная:

Дополнительная:

 

Занятие 3 (2ч)

Тема: Обследование заикающихся.

Цели: формировать умение анализировать методические приёмы обследования заикающихся дошкольников, школьников, подростков и взрослых; совершенствовать практические умения дифференциальной диагностики заикания и оформления речевой карты заикающегося.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика логопедического обследования заикающихся.

2. Этапы, принципы и содержание логопедического обследования заикающихся.

3. Приёмы логопедического обследования при:

– сборе анамнестических сведений;

– объективном обследовании;

– выявлении симптоматики заикания.

4. Деловая игра с моделированием ситуаций обследования заикающегося.

5. Анализ речевых карт составленных на заикающихся дошкольников, школьников и взрослых.

Практическое задание:

1. Изучить и проанализировать схемы логопедического обследования заикающихся.

2. Подготовить дидактический и речевой материал для обследования заикающихся.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить в рабочих тетрадях каталог различных приёмов логопедического обследования заикающихся.

2. Законспектировать методические рекомендации: Заикание: предупреждение его появления и усиления / Сост. К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева. – Мн., 1987.

3. Составить памятку родителям по предупреждению заикания у детей.

Литература:

Основная:

Дополнительная:

Занятие 4 (2ч)

Тема: Система коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками.

Цели: Систематизировать аналитические представления о системе и специфике коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками; формировать умение планировать логопедические заключения, закрепить навыки практического применения коррекционно-речевых упражнений в зависимости от степени речевой самостоятельности, ситуации речевого общения и игровой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Комплексный подход к преодолению заикания

2. Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми.

3. Дидактические основы, направления и содержания логопедических занятий в авторских методиках устранения заикания у дошкольников.

Практическое задание:

1. Установить соответствия: «Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками»

Методика, автор Концепция и сущность методики
1. Власова Н.А.  
2. Рау Е.Ф.  
3. Чевелёва Н.А.  
4. Миронова С.А.  
5. Селивёрстов В.И.  
6. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.  
7. Арутюнян-Андронова Л.З.  

 

2. Составить план индивидуальных занятий с дошкольником с заиканием по предложенной форме:

 

План проведения индивидуальных занятий на период с_____по_____

Логопедическое заключение:

Методика логопедических занятий

Этапы (периоды):

Этап (период), № занятия Цель Содержание Дата Результат
Подготовительный период        
Тренировочный период        
Заключительный период        

 

3. Составить конспект занятия с дошкольником с заиканием с соблюдением следующих его структурных частей: подготовительной, основной, заключительной.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать и систематизировать коррекционные упражнения:

– на расслабление мышц речевого аппарата;

– на развитие речевого дыхания, голоса, моторики (артикуляционной, общей, мимической, мелкой).

2. Подобрать и систематизировать речевые упражнения, используемые в процессе:

– музыкально ритмической деятельности;

– изобразительной деятельности;

– разных игр (дидактических, подвижных, творческих, коммуникативных);

– синхронизации речи с движениями пальцев кистей рук.

Литература:

Основная:

Дополнительная:

 

Занятие 5 (2 ч)