Тема 1 место социальной психологии в системе психологического знания

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

  1. 1.1. Теоретические основы социальной психологии.

  2. 1.1.1. Объект и предмет социальной психологии.
  3. 1.1.2. Структура социальной психологии как науки.
  4. 1.1.3. Основные парадигмы социальной психологии.
  5. 1.2. Краткая история социальной психологии.
  6. 1.2.1. Предпосылки возникновения социальной психологии в 19-м веке.
  7. 1.2.2. Прямые предшественники.
  8. 1.2.3. Современная зарубежная социальная психология.
  9. 1.2.4. Отечественная социальная психология.
  1. Теоретические основы социальной психологии

Прежде, чем погружаться в таинственный мир науки, описывающей законы взаимодействия людей, нам надо узнать историю взглядов на вопрос, нам надо ознакомиться с её основным научным аппаратом. Именно этим мы и займемся в данном разделе.

  1. Объект и предмет социальной психологии

Сегодня существует множество, данных разными авторами, определений того, что же такое – социальная психология. Но принципиальный водораздел проходит между зарубежным и отечественным подходами. И тут четко видны различия в основной парадигме нашей науки. Зарубежная психология центрирована, прежде всего, на отдельном индивиде. Поэтому тот же Д. Майерс (США) определяет социальную психологию как науку, изучающую как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Отечественная школа сосредоточена на проблематике групп, прежде всего. Поэтому в психологических словарях за авторством российских ученых приводится другое определение. Социальная психология, это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп. В какой-то мере промежуточным является подход, предлагаемый американским автором Т. Шибутани. В его понимании суть нашей науки описывается следующим образом. Задача социальных психологов заключается в том, чтобы свести многообразные поступки людей к ограниченному числу общих принципов. При этом они сосредоточены лишь на тех закономерностях человеческого поведения, которые обусловлены фактом участия людей в социальных группах.

Из указанных выше различий в понимании сути социальной психологии прямо вытекают и различия в трактовке объекта и предмета нашей науки. В отечественной традиции принято считать, что предмета у социальной психологии два: люди, как члены групп; собственно, группы. При этом, забегая вперед, надо подчеркнуть, что российская социальная психология изучает и малые, и большие социальные группы. При этом часть ученных присваивают группам уровень коллективного субьекта деятельности, продолжая теоретические наработки В.Бехтерева. В американской социальной психологии, напротив, в качестве объекта выступают либо индивиды, как члены групп, либо, исключительно малые группы. При этом американские авторы больше склоняют к изучению диадных отношений, редко интересуясь группами большой численности.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... с 50-хгодов XX в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения. Задачи психологии •Разработка проблем методологии и ... бихевиоральная терапия; клиентцентрированная; логотерапия; психодрама; арт-терапия;танцевальная; группы встреч и др. Отрасли психологии Место психологии в системе наук Рекомендуемая литература 1. Айсмонтас Б.Б. /Общая ...

Такие же различия существуют и в понимании предмета социальной психологии. Российские ученые говорят о специфике поведения, деятельности и общения, вытекающие из факта группового членства. Большая часть зарубежных коллег сосредоточена на проблемах межличностного взаимодействия. При этом следует особо выделить взгляды Л.Росса и Р.Нисбета. Данные авторы, продолжая линию Т.Парсонса, считают ключевым термином для социальной психологии вовсе не личность и не группу. Самое главное для них – социальная ситуация, в которой находится индивид. Данная категория, ситуация, имеет не только осязаемые, физические признаки. Нет, она также окружена ценностным и символическим, нематериальным, «обрамлением» и несет в себе некоторые элементы заданности своего развития и трактовки. На наш взгляд, подобный подход в анализе социального взаимодействия несет в себе определенную перспективу и открывает перед нашей наукой новые возможности.

Однако, следует лишь упомянуть о взглядах Росса и Нисбета, поскольку принятые Министерством образования государственные стандарты на преподавание дисциплины «Социальная психология» выстроены исключительно через понятие «группа». Поэтому мы в дальнейшем и будем придерживаться заявленного в отечественной традиции подхода.

Структура социальной психологии как науки

    Рассматривая структуру современной социальной психологии, можно выделить в ней три основных блока. Именно эти блоки являются ведущими и в трудах Г. Андреевой, и в работах Л. Столяренко.

    Первым блоком является комплекс проблем, описываемых как «Личность в группе». В рамках работы с его содержанием мы можем рассматривать следующие вопросы:

    3 стр., 1209 слов

    Социальная психология 18

    ... парадигма "Парадигма обьяснения" До 1963 года соц. психология считалась исключительно западной наукой. В 1962 году первая в России лабаротория по социальной психологии ... исследовать в эксперементальных условиях. Центральная проблема бихевериолизма это проблема научения, т.е. приобретением иднивида ... антипатия, безразличие, индеферентное и т.д.), лидерство и руководство, слухи, мода, традиции, обычаи, ...

    а) процессы социализации, десоциализации, ресоциализации;

    б) проблемы лидерства во всем своем многообразии, включая предпосылки лидерства, стили лидерства, функции лидерства;

    в) проблемы руководства, оно же, в терминах западных коллег, «формальное лидерство»;

    г) социальный статус и социальная роль, еще одна проблемная точка, в которой не совпали взгляды отечественных и зарубежных авторов;

    д) механизмы влияния большинства на группу и механизмы влияния меньшинства на группу.

    Во второй блок входит набор научных проблем, трактуемых через понятие «Группы». О чем тут пойдет наш разговор? Можно выделить следующие направления научного анализа:

    а) рассмотрение психологических особенностей гендерных групп, поскольку существуют значимые различия между мужчинами и женщинами, как членами групп;

    б) анализ структуры группы и состава группы;

    в) анализ социального группового процесса, описываемого в отечественной социальной психологии крайне неудачной калькой «огруппление мышления»;

    г) рассмотрение различий между социальными группами разного возраста, приводящими к существенным ценностно-психологическим различиям;

    д) проблемы социально-психологического разнообразия этнических и культурных групп, приводящие к различиям на уровне потребительского поведения, смысла жизни, способов совладания со стрессами, копинг-стратегиях и т.д.

    В третий блок попадают научные проблемы, трактуемые через ключевое понятие «Общение». Его содержание все больше и больше стремится к определенной автономии, превращаясь в самостоятельные отрасли психологической науки так интенсивно, что многие из занимающихся этими проблемами специалистов, уже и не помнят о породившей их социальной психологии. О чем тут пойдет разговор? В блок общение входят следующие проблемы:

    а) собственно, общение;

    б) деловое общение;

    в) психология познания людьми друг друга;

    г) психология невербального общения;

    д) психология массовых коммуникаций.

    1. Основные парадигмы социальной психологии

    Выдающийся отечественный специалист в области социальной психологии П.Шихирев выделял в теоретическом корпусе нашей науки три основные парадигмы. Прежде чем их рассматривать, давайте уточним, что такое, на его взгляд, парадигма. Итак, под термином «парадигма» он понимал систему понятий, объединенных по наличию какого-либо общего признака.

    7 стр., 3196 слов

    Социально-психологические проблемы подростков в обществе

    Содержание Введение Социально-психологические проблемы подростков в обществе Ценностные ориентации подростка в чужой культуре Заключение Список литературы Введение Проблема трудных учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежних устоев мировоззрения и несформированность новых, отсутствие должных знаний и умений жить и ...

    Первая парадигма сложилась в начале двадцатого века в США. Её методологической основой являются следующие положения:

    1. Социально-психологические проблемы изучаются сквозь призму отдельного индивида.
    1. Экспериментальное исследование составляет базу поиска и объяснения закономерностей психики человека.
    1. Полученные в эксперименте результаты обязательно подвергаются математической и статистической обработке.

    Вторая парадигма сложилась в Западной Европе в конце девятнадцатого века. Её основные положения выглядят так:

    1. Ход социально-психологического исследования диктует теория, а не методы.
    1. Исследователь и сам процесс научного поиска сосредоточены на смысловом, знаковом характере процесса общения.
    1. Личность изучается через призму социокультурной общности.
    1. Широко используются качественные методы, присущие всему комплексу наук о культуре и обществе.

    Третья парадигма возникла в Советском Союзе в середине двадцатого века и до сих пор остается доминирующей в российской социальной психологии. Её основные методологические положения сформулированы следующим образом:

    1. Психика человека изучается в процессе его социальной деятельности.
    1. Теоретическая направленность исследования доминирует над практическими аспектами.
    1. Существует сильная зависимость науки от господствующих в обществе идеологических концепций.
    1. Для большинства социально-психологических научных работ характерно слабое использование экспериментов при неоправданной опоре не тесты, опросники, анкеты, интервью.

    Подобные различия, безусловно, связаны существенным образом с историей этих регионов, с культуральными различиями, с этнической спецификой регионов, со спецификой их религиозного разнообразия. В своё время Курт Левин, вынужденный после прихода нацистов к власти, покинуть Европу и переселиться в США, наблюдательно подметил принципиальные социо-культурные различия между этими регионами.

    13 стр., 6375 слов

    Курс, 4 семестр (ОЗО) Психология и социальная педагогика

    Вопросы к экзамену По курсу «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска» для студентов заочного отделения, обучающихся По направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование курс, 4 семестр (ОЗО) Психология и социальная педагогика   1. Понятие о психологическом консультировании, его характеристики, отличие от других видов психологической помощи, виды ...

    1. Уважительное отношение к любому человеку в США есть выражение целостного, основополагающего принципа отношений между людьми, который связан с идеей о том, что каждый человек обладает одним и тем же набором прав, независимо от того, беден он или богат, президент он или обычный гражданин. Если водитель не останавливает машину, видя, что пешеход намерен перейти дорогу, то в США его сочтут невежливым. В Германии же такое поведение – в порядке вещей. В Германии водитель всегда чувствует свое превосходство над пешеходом; подобное положение кажется ему совершенно естественным, он абсолютно уверен в том, что именно пешеход должен пропустить автомобиль.

    2. Равенство в отношениях. Отсутствие требований покорности, свойственное отношениям между взрослым и ребенком, характеризует и взаимодействие американского работодателя и служащего, профессора и студента. Родители, как правило, обращаются с детьми с большим, чем в Германии, уважением. Обычно обращаясь к ребенку с какой-либо просьбой, например, принести какую-либо вещь, они делали это вежливо и ненавязчиво. Они дают ребенку возможность почувствовать, что он оказывает им одолжение, в то время как немецкий родитель в аналогичной ситуации выскажет свою просьбу в форме краткого требования.

    3. Внимание к индивидуальным успехам людей и к их индивидуальным различиям. В школах широко применяют тесты на диагностику этих различий, а газеты в маленьких городах США публикуют заметки об успехах школьников в чистописании и в арифметике.

    4. Формирование независимости у детей с самого раннего возраста в США. Выработка покорности у детей в Германии с самого раннего возраста.

    5. Обязательное объяснение ребенку причин поступков взрослых и предъявляемых к ребенку требований. Это считается демократической процедурой и предполагает вдумчивый обмен мнениями при сохранении равенства. В Германии же вмешательство взрослого в дела ребенка привычно, оно происходит внезапно и сопровождается повышением голоса. Форма вмешательства – команда. Детей приучают к слепому и безоговорочному подчинению, подчинению не вследствие веских причин, а в силу любви или веры.

    1. Различие в области запретов и степени свободы ребенка. В США у ребенка формируется привычка к неукоснительной пунктуальности в повседневной жизни, что связано с четкими границами возможного и допустимого с невозможным и недопустимым в делах и поведении. Это означает, что ребенку очень многое позволяется, но то, что нельзя, жестко пресекается. В Германии же границы допустимого размыты и требования изменчивы.

    Указанные различия в культурных моделях и парадигмах неизбежным образом сказываются на схемах организации социально-психологического исследования, однако этот вопрос мы рассмотрим во второй главе нашего электронного учебного пособия. Напомним, что именно в следующей главе будут обсуждены методология и методы социально-психологического исследования.

    12 стр., 5797 слов

    ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

    ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ: РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХИАТРОВ КОНЦА ПРОШЛОГО ВЕКА И.Е. СИРОТКИНА Данное исследование выполнено при поддержке Фонда фундаментальных исследований. Автор благодарит А.Г. Выгона и сотрудников Музея истории медицины Московской медицинской академии, познакомивших ее с материалами по истории Психиатрической клиники им. С.С. Корсакова. В статье пойдет речь об истории клинической ...

    1.2. Краткая история социальной психологии

    История возникновения и развития социальной психологии подробно изучается студентами-психологами, обучающимися по специализации «Социальная психология». У нас в Академии подобной специализации не существует, поэтому мы рассмотрим только краткое изложение истории развития нашей науки.

    Безусловно, корни современной социальной психологии следует искать в Древней Греции. Имена таких авторов как Платон, Аристотель, Сократ имеют полное право упоминаться в качестве основоположников нашей науки. При этом приоритет сохраняется за Платоном, именно его труды впервые включают в себя социально-психологическую проблематику.

    Из числа незаслуженно забытых авторов – предшественников нам хочется вспомнить итальянца Д. Вико (1668 – 1744).

    Традиционно его расматривают как основоположника этнологии, этнической психологии, философии истории. Однако именно в его трудах мы впервые встречаем идею разделения культуры и цивилизации, идею многоуровневости человеческих целей, приводящие к разным формам социальности человеческого поведения.

    Появление социальной психологии, научное оформление разбросанных в рамках других наук социально-психологических идей, готовили философы эпохи Просвещения, готовили гиганты классической немецкой философии, особенно И. Кант и И. Фихте. Так или иначе, но именно к концу девятнадцатого века социальная психология оформляется в отдельную науку.

    1.2.1. Предпосылки возникновения социальной психологии в 19-м веке

    Почему социальная психология появляется именно в конце девятнадцатого века, ни раньше и ни позже? Тому существует несколько причин. Рассмотрим их подробнее.

    1 стр., 446 слов

    Боевое ПТСР актуальная проблема психологии XXI века

    Боевое ПТСР – актуальная проблема психологии XXI века Фокин А.А. Проблема медико-психологических последствий катастроф, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, локальных войн и вооруженных конфликтов, характерных для конца ХХ в., в настоящее время вызывает серьезную озабоченность не только ученых, но и правительств различных стран мира вследствие увеличения их частоты, выраженности и ...

    Во-первых, именно в конце девятнадцатого века начинается массовая социальная миграция европейцев в Америку. Большей частью они едут в США, но не меньшей популярностью у покидающих Старый Свет пользуются и Канада, и Аргентина, и Парагвай. Из Ирландии уезжает две трети населения страны!!! В первую очередь, уезжают из Германии, из Ирландии, из Великобритании, из России, из Италии. Это не просто выбор нового места жительства, это – кардинальная смена образа жизни. Если раньше они трудились от зари до зари, то теперь их рабочий день нормирован. Они впервые узнают о существовании электричества, газет, слово священника перестает для них быть единственной истиной. За два месяца они зарабатывают столько же, сколько на своей Родине зарабатывали за год. Люди буквально переживают культурный шок. И встает задача совладания с этим шоком, встает задача превращения этих людей в полноценных работоспособных членов нового общества. Их же везли в США не на экскурсию, Америке нужны рабочие руки. Встает задача адаптации мигрантов к принципиально иной реальности. А для этого и нужна специальная наука, описывающая поведение человека в малых группах.

    Во-вторых, социальная психология становится нужной властям. Французский мыслитель Мишель Фуко прямо называл социальную психологию полицейской наукой. Эпоха индустиального труда приводит к тому, что обыватель, этот «маленький человек», обретает вдруг свободное время. Его труд становится нормированным, он не посвящает больше работе всю свою жизнь. Кроме того, резко возрастает его доход! У обывателя появляются свободные средства. Соединение свободного времени с некими свободными деньгами смертельно опасно для власти. Встает насущная задача мягкого управления большими людскими массами, задача переброски энергии масс в неопасные для властей занятия. Эпоха великих дел прошла, европейского обывателя 19-го века не заставишь участвовать в строительстве пирамид, не заманишь в крестовые походы или на покорение новых земель. Эти традиционные способы сброса социального напряжения больше не срабатывают. Поэтому-то и становится востребованной социальная психология. И, не случайно, одновременно с появлением нашей науки, становятся популярными массовые виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол. В Англии в футбол по определенным правилам играли уже в 1175-ом году!! Однако только в конце девятнадцатого века этот спорт, как и другие массовые виды спорта, оказываются востребованными властями. И, действительно, пусть лучше болельщики питерского «Зенита» воюют с болельщиками московского «Спартака», чем эти фанаты, объединившись, пойдут громить Смольный. Главное, чтобы противостояние между болельщиками оставалось в определенных рамках, разряжая энергию и недовольство обывателей в устраивающей властях форме.

    В-третьих, к появлению социальной психологии подтолкнули изменения в военном деле. Эпоха ведения войны каре и цепями заканчивалась. Провал военных компаний Наполеона в России и в Испании, также не покорившейся «узурпатору», показал бесперспективность старых способов ведения военных действий. И русские и испанцы боролись с французской армией методом партизанской войны. А это была уже иная война. В подобных мобильных вооруженных группах приходится одновременно решать две задачи. С одной стороны, надо всецело поощрять инициативу воинов. С другой стороны, остается задача управляемости подобными отрядами. Для сравнения, в современном спецназе бойцов учат беспрекословно подчиняться своему командиру. Но, одновременно, вырабатывают готовность убить этого же командира, если во время рейда по тылам врага он будет ранен. Тащить на себе его нельзя – это сорвет выполнение задания. Оставлять на месте тоже нельзя, при современных техниках допроса (например, «сыворотка правды») он все равно все расскажет. Как вложить в сознание две противоположные по смыслу задачи? Для этого нужна специальная наука, нужна социальная психология.

    В-четвертых, появление науки социальной психологии предопределили изменения в сфере религиозности европейцев. К концу девятнадцатого века в Европе, по проницательному замечанию Ф. Ницше, Бог умер! Однако, эта наступившая смерть Бога не могла отменить потребности в тех психологических актах, которые раньше совершались в рамках церковных обрядов. Человек, совершивший грех мог рассказать об этом неведомому собеседнику за решеткой в исповедальне католического собора и услыхать в ответ, что грехи его прощены и он может жить дальше? А теперь? Кому рассказать о лежащей на душе тяжести, о своем стыде и раскаянии? Служителю мертвого Бога? Отсюда и потребность в науке психологии, как в способе снятия имеющихся проблем, способе обретения душевного спокойствия и здоровья. Там где раньше был Бог, теперь властвуют либидо и мортидо, но личной вины индивида больше нет, ведь никто не в силах регулировать объем и способы проявления своего либидо.

    В-пятых, к концу девятнадцатого века в Европе становятся частично известны тайные знания Индии, Китая, Тибета, Японии. И Европа оказывается очарованной этими знаниями. По меткому замечанию К. Маркса европейская цивилизация пошла по пути наращивания «внешнего тела человека». Мы ценим человека по тому количеству материальных объектов, которыми он обладает. Восточная цивилизация пошла другим путем. Она учит человека управлять собой и другими людьми, учит регулировать внутренние состояния себя и других. Этими знаниями интересовался и молодой Гегель, и Маркс, и Энгельс. Психологические основы коммуникативных умений полезно знать вождям, основателям новых государств, выдающимся мыслителям.

    1.2.2. Прямые предшественники

    К числу прямых предшественников следует относить тех ученых, чьи работы оказали наибольшее влияние на формирующийся научный аппарат тогдашней молодой науки – социальной психологии. Трудно, а, может быть, и просто невозможно выделить кого-то из них. Поэтому последуем за признанным авторитетом в отечественной социальной психологии – Галиной Михайловной Андреевой.

    Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в Германии в середине девятнадцатого века. В ней допускалось существование сверхиндивидуальной души, подчиненной сверхиндивидуальной целостности, которой является нация. Непосредственными создателями психологии народов выступили М. Лацарус и Г.Штейнталь. Дух народа выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психологической связи. Задача социальной психологии у этих авторов – познать сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. Дополнения, внесенные в психологию народов В.Вундтом, с точки зрения социальной психологии непринципиальны. Ведь общей остается идея о том, что есть некие психологические феномены, корни которых лежат не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Поэтому и должен существовать специальный раздел психологической науки, занимающийся этими феноменами и применяющий свои, отличные от общей психологии методы. Принципиально важным для нас является в этом подходе признание заданости индивидуального сознания групповыми ценностями, целями, нормами, идеалами, ожиданиями, императивами.

    Психология масс родилась во Франции во второй половине девятнадцатого века. В первую очередь тут надо вспомнить работы Г. Тарда (1843 – 1904) В социальном поведении масс, на его взгляд, большую роль играют иррациональные моменты, и превалирует механизм подражания. Он разделял массу (общество) на толпу и публику. Публика – психологически более развитая группа людей, с более высоким интеллектом, имеющая общие источники информации. Эти люди имеют общий интерес, общие мнения, оценки, суждения, представления. Тут индивиды, сливаясь в унисон, тем не менее сохраняют свои индивидуальные особенности. В толпе же происходит деинтеллектуализация индивидов, проявляются нетерпимость, чувство безнаказанности, обостренные реакции, склонность к крайностям. Большинство индивидов живет, подражая высшим слоям, подражая вожакам. Только немногие способны к изобретениям, но именно они являются источником человеческого прогресса. Кроме того, Г.Тард сформулировал принципиально важную для социальной психологии мысль. Он считал, что социальный факт не может быть заключен в пределах одного мозга, а возникает только при соприкосновении нескольких умов.

    Оппонентом Тарда выступал французский же автор Г. Лебон (1841-1931).

    С его точки зрения всякая толпа есть масса, главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Человек в массе обладает типичными чертами поведения. К их числу Лебон относил: — господство импульсивных реакций; — преобладание чувств над интеллектом; — отказ от логики; — утрата чувства личной ответственности. Масса является недифференцируемой, бесструктурной большой социальной общностью, находящейся на низшей стадии своего психологического развития. Масса не осознает своих собственных потребностей и интересов, не вырабатывает своих собственных социально-ролевых представлений, ценностей, целей и норм. Масса по своей природе неупорядочена и хаотична, поэтому она нуждается в вожде, который перебрасывает энергию масс в определенное русло. Масса нуждается также и в элите, которая своим творчеством создаёт прогрессивные и мобилизующие массы идеи, ведет массу к благам цивилизации. Толпа же руководствуется лишь эмоциями, перенимая достижения элит через механизмы убеждения, заражения, подражания.

    Третьим прямым предшественником современной социальной психологии следует считать теорию инстинктов социального поведения шотландского психолога В.Макдугалла (1871 – 1938).

    Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения. Оно, предрасположение, возникает наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную, центральную и афферентную части. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собою инстинктов и эмоций:

    а) инстинкту борьбы соответствуют гнев и страх;

    б) инстинкту бегства – чувство самосохранения;

    в) инстинкту воспроизведения рода – ревность и женская робость;

    г) инстинкту приобретения – чувство собственности;

    д) инстинкту строительства – чувство созидания;

    е) стадный инстинкт – чувство принадлежности;

    ж) инстинкт агрессивности – ярость.

    Для таких инстинктов как любознательность, самоуничижение, самоутверждение, родительский инстинкт и пищевой инстинкт сам В. Макдуголл не предложил никаких соответствующих эмоций. Из инстинктов автор выводил и все социальные учреждения: семью, торговлю, войну.

    Все три вышеуказанных варианта подхода к социально-психологической проблематике сыграли скорее положительную роль в возникновении нашей науки. Были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения. При этом варианты ответов искались как со стороны индивида (психологическое начало), так и со стороны общества (социологическое начало).

    Следующим этапом стало построение социальной психологии на основе эксперимента.

    1.2.3. Современная зарубежная социальная психология

    Как ни странно это звучит, но до сих пор существуют разночтения в вопросе о том, кто же первый назвал нашу науку социальной психологией, и кому принадлежит честь первых научных работ в рамках данной науки. Часть авторов считают превопроходцем американского автора У. Самнера, впервые употребившего термин «социальная психология» в одном из своим трудов по этнологии в 1896 году. Другие склонны считать первопроходцем Дж. Болдуина (США) в 1897 году, опубликовавшем свой труд под названием «Исследования по социальной психологии». Эта работа написана под сильным влиянием Г. Тарда и продолжает идеи И. Канта о существовании естественной и социальной наследственности.

    Тем не менее, условной датой появления социальной психологии принято считать 1908 год. Именно в этом году и в США, и в Западной Европе, и в России появляются работы так или иначе пронизанные социально-психологической проблематикой, часто несущие в своем названии искомое словосочетание. В 1908 году в США выходит работа социолога Э. Росса «Социальная психология». В этом же году, там же за океаном выходит очередной том четырехтомного труда У. Самнера, подробно развивающий социально-психологическую проблематику. В 1908-м году шотландец В. Макдуголл публикует в Великобритании работу «Введение в социальную психологию». В России же первопроходцем следует считать В. Бехтерева, опубликовавшего во все том же 1908-м году свою небольшую работу «Внушение и его роль в общественной жизни», работу, которую можно по праву считать предтечей отечественных социальной психологии, политической психологии, психологии общения.

    Современная зарубежная социальная психология прошла долгий путь развития. Центр научной жизни, безусловно, сосредоточен сегодня в Соединенных Штатах. Этот тезис подтверждается простым фактом. Все преподаватели социальной психологии в западно-европейских университетах, лицеях, колледжах один раз в пять лет проходят повышение квалификации в других вузах. В качестве возможного места стажировки руководством вуза признаются только высшие учебные заведения США и Великобритании. Все остальное просто не котируется.

    Западная социальная психология, как и отечественная складывалась совместными усилиями психологов и социологов. Поэтому в США, Великобритании, Канаде, Австралии на титульном листе книги по социальной психологии обязательно указывают базовое образование автора. Пройдя период активного использования экспериментов в исследованиях социально-психологической проблематики, наша наука сегодня разделилась на четыре основные западные школы.

    Ведущие позиции, безусловно, сегодня занимает когнитивизм. Примерно 80% наших зарубежных коллег – когнитивисты. Свое начало этот подход берет в гештальтпсихологии, теории поля К. Левина, социальном бихевиоризме. Исходным принципом тут является рассмотрение социального поведения с точки зрения позновательных, когнитивных процессов. Особую роль в когнитивизме играют теории когнитивного соответствия. Они исходят из положения, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении сбалансированности его когнитивной структуры. Особо, на наш взгляд, в этом подходе следует выделить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теорию конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума.

    Бихевиоризм традиционно остается фирменным знаком социальной психологии США. Можно много и долго рассуждать о недостатках поведенческой психологии, о ее примитивности и т.д. Но надо честно признать, что в бихевиоризме есть рациональное звено, есть ядро, позволяющее специалисту управлять поведением масс. Например, возьмем концепцию фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, в интерпретации Л. Бертковица. Именно эта концепция внятно объясняет механизм сброса социального напряжения, применяемый во многих странах, в том числе, и в России. Надо поощрять легкие формы проявления агрессии, не запрещая народу всё и вся. В противном случае, загнанное во внутрь напряжение, прорвется в виде крайних актов вандализма и агрессии. Школа оперантного бихевиоризма Б. Скиннера впервые в социально-политической психологии разделяет реальную свободу и переживание свободы. Поскольку реальная свобода всегда связана с ответственностью, то человек, живущий в тоталитарном обществе, подчас чувствует себя более свободным, чем гражданин самого демократичного государства. Иллюзия свободы – великая вещь. Все диктаторские, тоталитарные и авторитарные режимы долго и настойчиво работают над созданием этой иллюзии.

    Кроме того, если отбросить всю околонаучную шелуху, то следует признать, что модный сегодня подход нейролингвистического перепрограммирования личности, лежит в рамках школы бихевиоризма.

    Психоанализ отнюдь не играет главной роли в сегодняшней социальной психологии. Более того, он никогда не занимал в нашей науке ведущих позиций. Но следует признать, что в рамках этой научной школы впервые рождается практика проведения Т-групп. Именно из этих групп и рождается социально-психологический треннинг, практика, без которой трудно представить современную социальную психологию. Кроме того, работы выдающегося неофрейдиста Э. Фромма внесли большой вклад в психологический анализ авторитарной личности, служащей социальной базой всех диктаторских режимов. Нельзя ни вспомнить и Г. Салливена, пионера в области психологии общения, психологии восприятия людьми друг друга. Популярный в среде отечественных социальных психологов Э. Бёрн также работает в рамках психоанализа.

    Интеракционизм как школа социальной психологии вырастает из работ Г. Мида по символическому интеракционизму. Именно в этой школе рождается теория референтных групп (Г. Хаймен), теория ролей (Т. Сабрин), социальная драматургия Э. Гофмана. Именно в рамках подхода Гофмана работают многие современные ведущие треннинговых групп как в России, так и за рубежом. Ключевым термином в этом подходе является понятие «человеческого взаимодействия». Кроме того, тут идут активные попытки установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Наиболее перспективные идеи, на наш взгляд, кроются в проблеме референтности и референтных групп. Почему и как один индивид становится настолько значимым для другого, что мы стремимся всецело подражать ему, начинаем разделять его ценности, нормы, цели, убеждения? Ответ на этот вопрос способен сильно продвинуть нашу науку вперед.

    1.2.4. Отечественная социальная психология

    Итак, как мы установили, истоки социальной психологии лежат в работах В. Бехтерева. Но эту позицию разделяют только психологи. С точки зрения социологов, истоки отечественной социальной психологии лежат в незаслуженно забытых трудах народника Н. Михайловского, находившегося под сильным влиянием О. Конта. Многие из историков вспомнили бы и работы К. Кавелина, предлагавшего в психологии свой третий путь, равноудаленный от материализма и идеализма. Филологи же предложили бы работы А. Потебни, также касающегося в своих трудах социально-психологической проблематики.

    В истории отечественной социальной психологии можно выделить два знаковых этапа: дискуссии 1920-х и 1950-х годов. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и способствуют выработке более точного определения ее предмета.

    К 1920-му году отечественная социальная психология приходит имея три основные методологические школы. До революции в царской России наибольшей поддержкой властей пользовались психологи-идеалисты, хотя нельзя сказать, что их количество было велико. Вторую школу представляли столь же немногочисленные, но постоянно гонимые властями психологи-материалисты. Третью школу, самую многочисленную составляли психологи естественно-научного направления. Они предлагали отдать проблематику существования души философам и церковникам, а ученые, на их взгляд, должны заниматься лишь теми психологическими эффектами, процессами, феноменами, которые можно проверить экспериментально.

    После победы Октябрьской революции психологи-идеалисты исчезли, а вот борьба между двумя оставшимися школами была упорной. Например, один из представителей естественно-научного направления, выдающийся русский ученый, создатель Психологического института, Г. Челпанов предлагал разделять психологию на собственно психологию и социальную психологию. В этом его поддерживал выдающийся русский ученый Г. Шпет. Социальная психология должна была развиваться в рамках марксистского подхода, а собственно психология – оставаться чисто эмпирической наукой. Главным был сопоставительный анализ психологических феноменов у представителей различных социальных слоев и этнических групп. Физиологический соблазн психологии расценивался как пережиток восемнадцатого века, а «устройство собачников» — вопиющим анахронизмом. Возражения взглядам Челпанова-Шпета были разнообразны. Некто В. Артемов предлагал разделить психологию на психологию индивида и психологию коллектива. Один из учеников Челпанова, лично многим учителю обязанный, Н. Корнилов предлагал рассматривать любое поведение человека как исключительно социальное. Коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель. Соответственно, задачей социальной психологии становилось измерение скорости, силы, динамики этих коллективных реакций. Такой автор как П. Блонский предлагал рассматривать социальную психологию как биологическую науку, поскольку для него социальностью выступало любое взаимодействие живых существ. В. Бехтерев трактовал проблематику коллективного поведения как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Задачей социальной психологии провозглашалось «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ». Коллектив у Бехтерева рассматривался как некий единый социальный субъект, в котором возникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодействии людей. При этом указанные качества и свойства развиваются по тем же законом и направлениям, что и у индивидов. В его подходе также использовалась идущая от Макдуголла идея о существовании социальных инстинктов. Наиболее радикальной и, вместе с тем, наиболее примитивной была позиция представителя отечественного психоанализа М. Рейснера. В полном соответствии с вульгарными трактовками победившей марксистской идеологии, условные рефлексы объявлялись надстройкой, а безусловные – системой производственных отношений. Соответственно, социальная психология объявлялась наукой о социальных раздражителях разного вида и типа.

    Итогом этой сложной борьбы явилась идея трактовки предмета социальной психологии как учения о социальной детерминации психики. Подобный подход не давал никаких оснований для самостоятельного статуса социальной психологии, что затормозило развитие нашей науки в Советском Союзе и обусловило значительное отстование от западных коллег. Выдвинутая Л. Выготским трактовка психологии как социально-исторической науки таила в себе предпосылки для развития отечественной социальной психологии, однако этот шанс был упущен. Кроме того, активным конкурентом нашей науки выступал исторический материализм как часть марксистского учения. Он совпадал с социальной психологией по проблематике, по предмету, часто – по объекту. Итогом явилось сворачивание социально-психолгических исследований.

    В конце 1950-х годов, насущные потребности общества вновь заставили психологическое сообщество вернуть к социально-психологической проблематике. В 1957 году в «Вестнике Ленинградского университета» появляется статья А.Г. Ковалева, предлагающая вновь ввести в научный оборот термин «социальная психология», а также ставящая на повестку дня ряд дискуссионных вопросов. Первый из них касался самого факта существования нашей науки. Из всего возможного спектра ответов выделялось три варианта. Далеко не все психологи считали необходимым вводить новую научную дисциплину и в этом с ними были согласны и многие социологи. Соответственно, они считали, что социальная психология не существует. Другие специалисты, в том числе и сам Ковалев, настаивали на факте существования подобной науки. Однако был и третий вариант ответа, достаточно традиционный для России. Считалось, что на Западе, мол, существует социальная психология, а у нас в стране есть психология общественная, описывающая сходную проблематику. Соответственно, всем терминам западной социальной психологии подбирались некие русские эквиваленты. Второй дискуссионный вопрос заключался в понимании предмета социальной психологии. Социологи считали, что социальная психология – это наука о массовидных явлениях психики и предлагали в ее рамках изучать проблемы молодежи, нравы, обычаи, моду. Психологи предлагали своим новым коллегам заняться проблемами личности в группе. Третья проблема заключалась в определении границ социальной психологии, в определении нашего места в системе научного знания. Часть авторов рассматривали социальную психологию как часть психологии, другие – как часть социологии, третьи – как науку, отрезающую часть проблематики и психологии и социологии одновременно. В конечном итоге, победила та точка зрения, в рамках которой социальная психология трактовалась как дисциплина, занимающая промежуточную область, лежащую между психологией и социологией. Эта дискуссия принесла свои плоды. В 1962 году в Ленинградском государственном университете, впервые в СССР, студентам начинают читать курс социальной психологии. В 1966 году в ЛГУ открывается первая в СССР лаборатория социальной психологии, а в 1969 – первая кафедра. Помимо упомянутого выше А. Ковалева, особо следует выделить роль Е. Кузмина, который сумел, вопреки сопротивлению именитых коллег, осуществить важную работу по организационному оформлению нашей научной дисциплины. Особую роль при этом сыграл тогдашний ректор ЛГУ математик А. Александров, прекрасно понимавший важность изучения социально-психологической проблематики в условиях изменения советского общества. Без его поддержки Кузьмину было бы трудно решить все возникающие перед ним задачи.

    В сегодняшней России социальная психология по праву стала второй по значимости дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Кроме того, основы нашей науки преподаются также будущим специалистам по многоим другим специальностям. При всем существующем многообразии авторов и подходов следует признать, что центров развития социальной психологии в Российской Федерации всего четыре: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Ярославль. В остальных городах пока не сложились свои школы и уход одного из лидеров, как правило, ведет к деградации и умиранию научных разработок и подходов. В указанных же центрах происходит взаимозамена и уход одного из авторов только подталкивает коллег к новым открытиям и достижениям.

    Литература

    1. Андреева Г.М. Социальная психология, М., Асток-Пресс, 2006

    2. Майер Д. Социальная психология, СПб, Питер, 2009
    3. Столяренко Л.Д. Социальная психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
    4. Парыгин Б.Д. Социальная психология, СПб, СПб ГУП, 2003

    15