Тема 1.2. Профессиональная психологическая компетентность

  1. Понятие и содержание профессиональной компетентности.
  2. Основные принципы профессиональной компетентности.
  3. Основные психологические правила работы психолога.
  4. Структура деятельности психолога.
  5. Взаимодействие социального работника и психолога.

1.2.1. Понятие и содержание профессиональной компетентности

Профессиональная психологическая компетентность специалиста характеризуется сформированностью у него единого комплекса:

  • знаний,
  • навыков,
  • умений,
  • психологических особенностей (качеств),
  • профессиональных позиций,
  • акмеологических1 инвариантов.

При этом знания, навыки и умения являются ролевыми характеристиками профессиональной психологической компетентности. Все остальные компоненты: психологические особенности (качества), профессиональные позиции, акмеологические1 инварианты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога как специалиста к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых могут быть индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения проф-ных ф-ций. К ним относятся, напр-р, агрессивность, жестокость, эгоизм и др.

Профессиональные знания проявляются как объективно необходимые сведения о всех сторонах труда психолога и складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов, необходимые для успешной деятельности. Профессиональные знания психолога, охватывают сведения об объ­ектах работы и исследования, психологических технологиях реализации функциональных обязанностей, данные о всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Они составляют основу для формирования психологической культуры и непосредственно достижения психологом желаемых результатов труда.

Профессиональные умения представляют собой действия и «техники» психолога, применяемые им для реализации своих обязан­ностей и функций в процессе деятельности. Они выступают ис­ходными элементами целостной технологии его социально-психологи-ческой работы.

Профессиональные навыки отражают приобретенную способность психолога выполнять проф-ые действия, приемы, конкретные должностные функции непосредственно в процессе трудовой деятельности.

3 стр., 1016 слов

Психологические основы профессиональной компетентности

... качество деятельности психолога- профессиональная компетентность. Она включает в себя: профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется ...

Психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профес­сионала — психических процессов, свойств, состояний, образо­ваний, которые позволяют ему выполнять избранную деятель­ность. Их специфический характер определяется как природными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта.

Профессиональная позиция психолога — это целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (или не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации им собственной профессионально-деятельностной концепции. Она включает общесоциальный, профессиональный и акмеолого-психологический аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность — деятельность.

Акмеологические инварианты психолога представляют собой формируемые и используемые компо­ненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктив­ность труда независимо от действия внешних условий и факто­ров. В числе общих и специфических акмеологических инвари­антов, определяющих продвижение психолога к вершинам профессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.

Акмеологический подход, основанный на принципах акмеологии, дает возможность описать труд психолога-специалиста как целостный феномен, который включает в себя вполне определенную совокупность компонентов объективного и субъективного характера.

Попробуем аргументировать изложенное содержание профессиональной психологической компетентности специалиста. Профессиональная деятельность челове­ка в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмет в содержание «Я-концепции» человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но в них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне «Я-концепции» человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия, знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования — преодоление «Не умею».

18 стр., 8713 слов

Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности

... реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Большая психологическая энциклопедия профессиональная этика психолога Толкование профессиональная этика психолога      психолог: этика профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, ...

Появление профессии психолога в начале века было связано с социаль­ными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учится. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического звания — психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог, на заре существования этой профессии, начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни — с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в доста­точно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

Таким образом, психолог несет человеку знание о нем, именно об этом человеке, используя обобщенное представление о людях вообще.

1.2.2. Основные принципы профессиональной компетентности

Цели и задачи труда в социальной сфере, где психолог реализует свои функции, достигаются в целостном деятельностном процессе посредством принципов профессиональной компетентности. Принципы профессиональной компетентности являются организационными мерами психологического характера, регламентирующими профессиональную деятельность психолога. Психолог как ведущий субъект социально-психологической работы выступает профессионалом, соответствие которого подтверждено соответствующим государственным дипломом.

В основе профессиональной компетентности психолога лежат следующие принципы:

  • Принцип профессиональной компетентности,
  • Принцип не нанесения ущерба испытуемому,
  • Принцип беспристрастности,
  • Принцип конфиденциальности,
  • Принцип позитивно ориентированной активности.
  1. Принцип профессиональной компетентности. Данный прин­цип указывает на то, что реализация должностных функций ос­новывается на знании сущности социально-психологического яв­ления (процесса) и особенностей его проявления в конкретных условиях и ситуациях. Не менее важно иметь ясное представле­ние о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничени­ях. Профессиональная компетентность в конечном итоге предпо­лагает совершенное владение инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных обя­занностей.

Этот принцип предопределяет обязательность соблюдения психологом:

  • профессио­нальное общение и взаимодействие с клиентом,
  • научно обос­нованная профессиональная деятельность психолога для достижения желаемого результата,
  • сотрудничество психолога и заказчи­ка на заинтересованной и компетентной основе.
  • Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Данный прин­цип обращает внимание психолога на то, чтобы ни процесс, ни результаты его деятельности не наносили вреда здоровью, социальному положению и интересам человека, а спо­собствовали более продуктивному использованию его потенци­альных возможностей в избранной сфере труда и полноценной активной жизни.

Здесь важно учитывать особенности каждого человека , с кем прихо­дится работать. Необходимо применять безопасные и наиболее приемлемые методики достижения цели, обеспечивать не нанесение вреда ис­пытуемому должностными лицами, осведомленными о его взаи­модействии с психологом или использующими полученные психологом результаты.

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... работников с клиентами, на принципы их отношений. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ... у них проблемы и трудности. Социальная работа - это особый вид деятельности, главная цель которого - помощь человеку, ... психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности находят отражение в подходах к феномену клиента социаль­ной работы ...

Требования данного принципа предполагают соблюдение психологом:

  • взаимоуважение психолога и клиента,
  • безопасность для испытуемого применяемых модели, алгоритма, технологии и непосредственных методик, техник, приемов,
  • предупреждение неправильных действий заказчика.

3. Принцип беспристрастности требует от психолога не допускать предвзятого отношения к любому человеку, исключать формирование выводов и осуществление действий психологического характера, противоречащих научным данным. Здесь важно занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Этот прин­цип предполагает также использование инструментария и техно­логии, адекватным целям работы, особенностям объекта иссле­дования и реальным возможностям. Полученные результаты все­гда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены.

В соотв-вии с требованиями данного принципа психолог обязан руководствоваться сле-ми правилами:

  • адекват­ность психолог-ого инструментария целям, условиям и осо­бенностям конкретного клиента,
  • объективность и научная обоснованность результатов,
  • целесообразность и взвешен­ность сведений, передаваемых психологом заказчику.

4. Принцип конфиденциальности означает, что любой матери­ал не подлежит сознательному или случайному распростране­нию, чтобы избежать компрометации кого бы то ни было — клиента, испы­туемого, психолога, руководителя и др.

В отдельных сферах труда данный принцип нашел норматив­ное закрепление. «Психолог несет ответственность за сохране­ние протоколов обследований, за ведение документации в соот­ветствии с положениями, установленными настоящим Времен­ным положением»,— записано в документе, ориентированном на систему образования. Ознакомление с ними третьих лиц осуществляется только с согласия клиента.

  1. Принцип позитивно ориентированной активности предпола­гает целенаправленное участие практического психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента, а также действенное влияние на весь комплекс их психоло-их составляющих. Здесь важно держать в поле зрения не только формирие и развитие конструктивных структурных и функциональных компонентов, но и то, что мешает их проявлению.

1.2.1. Основные психологические правила работы психолога

В своей практической работе психологу важно руководствоваться рядом правил, которые основаны на социально-правовых и профессионально-этических нормах.

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... единства психики и деятельности, разработанного С.Л. Рубинштейн [42, С.712], в контексте учения психологической деятельности, предложенной А.Н. ... Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.  Психологи считают, что общение включает две противоречивые ... C.127]. Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. ...

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию.

а) Сле­дует хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше ор­ганизовать проводимые мероприятия, соотнести их с реальными практическими задачами или жизненными потребностями клиента.

б) Не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулирова­нии выводов и рекомендаций.

в) Результаты только в том случае будут близки к истине, если получены путем комплексного, всестороннего анализа.

г) Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, использовать нецелесообразно.

д) Особо осто­рожно следует подходить к применению психотера­певтических методов воздействия.

Во-вторых, вся исследовательская деятельность психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с про­цессами жизни и деятельности клиента.

а) Следует про­являть максимум корректности. Прежде всего, не до­пускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях так и при проведении психологической работы.

б) Необходимо добиваться доверительных и доброжелательных взаимоотноше­ний с любым клиентом. Корректность нужна и при использовании психологического инструментария.

В – третьих, в основе работы психолога лежит известный принцип «НЕ НАВРЕДИ».

Следует отметить, что в ряде зарубежных стран существуют соответствующие правила работы психолога. Так, в Германии действует закон о психологической деятельности, регламентирующий практическую деятельность психологов в этой стране.

В США также действуют моральные принципы деятельности психолога. Американской психологической ассоциаци­ей (AFIA) и аналогичными организациями в Кана­де и Великобритании были выработаны основные инструкции по обращению с испытуемыми — как с людьми, так и с животными (Американ­ская психологическая ассоциация, 1990).

В США федеральное законода­тельство требует от любой организации, прово­дящей исследования на деньги федерального бюджета, существования внутреннего наблю­дательного совета. Этот совет должен контро­лировать проводимые исследования и гаранти­ровать, что при обращении с испытуемыми бу­дут соблюдены инструкции, основанные на определенных этических принципах.

Первый принципэтического обращения с людьми-испытуемыми — это минимизация рис­ка. В США в соответствующих федеральных инструкциях сказано, что в большинстве случа­ев предполагаемый риск при ведении исследо­вания не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью. Очевидно, что Человеку не должен быть причинен физический вред или травма, но не всегда можно однознач­но решить, какой величины психологический стресс являете я этически оправданным в том или ином исследовательском проекте. Конечно, в обычной жизни люди часто ведут себя невеж­ливо, лгут и доставляют беспокойство другим. При каких условиях для исследователя будет эти­чески оправданным делать то же самое с испы­туемым с цепью выполнения исследовательско­го проекта? Это именно те вопросы, которые наблюдательный совет должен рассматривать в каждом отдельном случае.

Второй принципэтического обращения с ис­пытуемыми-людьми требует их информирован­ного согласия. Испытуемые должны участвовать в исследовании добровольно и должны иметь право отказаться от него в любой момент по своему желанию и безо всяких штрафов. Их так­же обязаны предупреждать заранее обо всех особенностях исследования, которые предполо­жительно могут повлиять на их желание сотруд­ничать. Как и принцип минимального риска, тре­бование информированного согласия не всегда легко реализовать. В частности, это требование иногда противоречит другому общепринятому требованию к проведению исследования: чтобы испытуемый не знал, какие гипотезы в этом ис­следовании проверяются. Если планируется сравнить заучивание одними испытуемыми зна­комых слов, а другими — незнакомых слов, то никаких этических проблем не возникнет, если просто сказать испытуемым заранее, что они будут заучивать списки слов, причем им не нужно знать, чем отличаются слова.

Не будет серьезных этических проблем, даже если испытуемым устраивать внезапную проверку на знание слов, тестирования которых они не ожидали. Но что если исследователю надо сравнить заучивание слов испытуемыми, настроенными нейтрально, с заучиванием слов испытуемыми, пребывающими в состоянии гне­ва или замешательства? Ясно, что это исследова­ние не даст достоверных выводов, если испыту­емым придется сказать заранее, что их будут на­меренно злить (путем грубого обращения) или намеренно приводить в замешательство (застав­ляя поверить, что они случайно сломали какой-нибудь прибор).

По этому поводу в инструкциях сказано, что такие исследования проводить можно, но испытуемых следует вывести из не­ведения как можно скорее после их участия.

При этом следует объяснить им, почему их надо было держать в неведении или обманы­вать, и, кроме этого, следует устранить их оста­точный гнев или замешательство, так чтобы их достоинство не пострадало, а оценка проводи­мого исследования повысилась. Наблюдательный совет должен быть убежден, что процеду­ра выведения испытуемых из исследования со­ответствует этим требованиям.

Третий этический принцип исследования — это право испытуемых на конфиденциальность. Информацию о человеке, полученную в про­цессе исследования, следует считать конфиден­циальной и исключить доступ к ней других лиц без его согласия. Обычно с этой целью проводят отделение имен испытуемых и другой ин­формации, позволяющей их идентифицировать, от полученных данных. В этом случае иденти­фикация данных ведется по буквенному или цифровому коду. Таким образом, только экс­периментатор имеет доступ к результатам ис­пытуемого. Примерно в 7—8% всех психологи­ческих экспериментов используются животные (в основном грызуны и птицы), и в очень немно­гих из них животные подвергаются болезнен­ным или причиняющим вред процедурам. Тем не менее, в последние годы наблюдаются повы­шенный интерес к этой проблеме и споры по по­воду использования животных в научных иссле­дованиях, их содержания и обращения с ними; инструкции как федеральных властей, так и АПА требуют, чтобы все болезненные или нанося­щие животному вред процедуры были полно­стью оправданы тем знанием, которое получа­ется в результате такого исследования. Есть так­же специальные правила, регламентирующие условия жизни лабораторных животных и про­цедуры ухода за ними.

Помимо конкретных инструкций действует общий этический принцип, говорящий, что участников психологических экспериментов следует считать полноценными партнерами ис­следователя.

1.2.4. Структура деятельности психолога

В сфере психологической деятельности психолога между психологом и другими субъектами и объектами его профессиональной деятельности складываются вполне определенные взаимосвязи и отношения. При решении психологической проблемы они приобретают субъектно-объектный характер, где психолог выступает преимущественно главным воздействующим лицом. Наряду с психологом в этой системе взаимодействия, образующих цикл деятельности также можно выделить заказчика, клиента, результаты труда, а также объект труда – психологическую проблему. Важнейшими компонентами этого цикла являются: а) заказ, б) объект труда, в) результат труда.

В целом цикл деятельности психолога может быть представлен следующим образом (рис. 2).

Рис.2 . Цикл деятельности практического психолога

Заказчиком выступает социальный субъект (организация, семья, конкретный человек), который обратился к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности (профессиональной компетенции), очерченную нормативными требов-ями.

Психологическая проблема часто предстает в виде трудности, барьера, «блокатора», которые клиент желает преодо­леть при содействии психолога. Для психолога данная проблема является главным компонентом объекта его труда.

Получив, заказ, психолог изучает объект труда, определяет цель этого труда и принимает решение о выполнении профессиональной деятельности. При этом устанавливаются нормативные регламентации, характер связей и отношений, определяются условия для получения намеченного результата. Все данные вопросы следует оформить договором или трудовым соглашением, планом или иным нормативным актом.

В последующем, психолог вырабатывает оптимальные модели, алгоритм и технологию практической деятельности для получения ожидаемых результатов.

Полученные результаты психолог передает за­казчику в виде заключения. При этом представленное заключение должно содержать обоснованные рекомендации.

Основным результатом труда психолога следует считать все реальное, что получено в процессе решения психологической проблемы (воздействия на объект труда психолога).

Сюда относятся и материалы психодиагностики, и результаты психологического развития, коррекции, просвещения, консультирования.

В результаты труда психологатакже можно также включить рост его профессиональной компетентности, оптимизацию всего уклада его труда и многое другое. Это также результаты, влияющие на решение психологической проблемы конкретного клиента.

В рамках предлагаемой системы психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления:

В совокупности они охватывают вопросы:

  • психодиагностики,
  • развития и психокоррекции,
  • психологической реабилитации,
  • психогигиены,
  • психопрофилактики,
  • психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов,
  • психологического консультирования и просвещения,
  • совершенствования профессиональной компетентности психолога и условий его труда.

Данные направления тесным образом взаимосвязаны. Однако это вовсе не означает их обезличивания. В каждом из них мож­но выделить вполне определенное содержание.

Заказчик применяет рекомендации в общем контексте своего труда и жизни, а также как целевые меры психодиагностического, развивающего, коррекционного или иного характера

В процессе практической деятельности перед психологом встает один из трудных вопросов — вопрос о способах фиксации содержания психологической за­дачи для клиента. Опыт работы позволяет использовать для этой цели четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологическую задачу. Эти модальности сле­дующие:

  • «я хочу» (потребности, мотивы, влечения и другие проявления мотивационно-потреб-ностной сферы),
  • «я могу» (делать, сделать и другие проявления способностей челове­ка),
  • «я чувствую» (чувственный тон, эмоции, настроения, пе­реживания и другие проявления эмоционально-волевой сфе­ры человека),
  • «я думаю» (ощущения, восприятия, представ­ления памяти, образы мышления и другие проявления когни­тивной сферы человека).

Используя эти модальности при сбо­ре психологической информации, психолог способствует формулированию клиентом собственной пси­хологической задачи взаимодействия с ним и одновременно сам психолог демонстрирует клиенту свою профессиональ­ную позицию.

Таким образом, структура последовательности деятельности психолога в социальной сфере выглядит следующим образом (рис.).

Заказчик

Психолог

Клиент

Объект труда психолога

( психологическая проблема)

Результат труда психолога

При взаимодействии психолога и клиента важное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания зака­за в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщен­ная психологическая теория или содержание научных знаний практического пси­холога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность отве­тить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

Психолог, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. Его лидерское положение не меняется даже и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей, психолог опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как лидер–руково­дитель соответствующего нового типа. Этот стиль лидерства наиболее эффективно способствует развитию самопомощи у его клиентов.

В социальной работе психолог чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, силь­ные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Психолог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, обеспечивающей условия общения. Он разви­вает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Оказывая психологическую помощь, психолог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспи­тания, практический психолог обретает у клиентов доверие.

Таким образом, для профессиональной деятельности психолога в сфере социальной работы характерна самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что психо­логия является важной частью, теоретическим и методологическим стер­жнем социальной работы. Кроме этого профессиональная деятельность психолога носит комплексный характер. Психологическими средствами психолог диагнос­тирует ситуацию и состояние ее участников, обо­сновывает необходимость применения социальных технологий. Используя различные психологические методы и практики, психолог информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразо­вания социума и личности.

1.2.5. Взаимодействие психолога и социального работника

Профессия социального работника в нашей стране пока не является массовой. Это приходятся констатировать с сожалением, учитывая многочисленное число проблем, с которыми одному человеку (или семье) подчас просто не справиться. Вот только некоторые из них: инвалид­ность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкого­лизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т. п.

Социальная и физическая беспомощность человека — так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок времени вместе с чужими для него людьми. При этом предметом его профессиональной деятельности является непосредственное присутствие в жизни конкретного челове­ка, где место социального работника будет определяться степенью его влияния на самые главные составляющие конкретной судьбы человека. Может случиться так, что социальный работник будет выполнять даже роль какого-то органа тела человека — глаз, ушей, ног, рук, головы.

Естественно, что он должен и обязан (это требования профессионализма) делать это в соответствии с закономерностями индивидуальной жизни человека. Это уже предмет для профессионального сотрудничества психолога и социаль­ного работника.

Именно закономерности индивидуальной жизни, в которых важнейшее место отводится задачам и резервам развития человека, ключевым системам его отноше­ний с другими людьми, вне которых невозможно решение задач и выявление имеющихся психологических резервов является предметом взаимодействия социального работника и психолога.

Психолог, взаимодействуя с социальным работником, помогает человеку в решении задач его развития и эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует своя усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной поста­новке задач развития, но и создающих необходимую для осуществления жизни перспективу. Психолог через глубинную диагностику может существенно помочь соци­альному работнику в организации его усилий по осуществлению професси­ональных воздействий, активизировать усилия по реабилитации человека и возвращению его к профессиональной деятельности.

Если социальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осуществления воздействия, то присутствие психолога относительно крат­ковременно. В плане сотрудничества с социальным работником оно более ограничено конкретными обстоятельствами жизни. Можно сказать, что психолог берет на себя ответственность за адекватную ориентировку в задачах и резервах развития конкретного человека, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в системе отношений человека, выполняет исполнительную часть через воздействие обоснованное содержанием ориентировки.

Изобразим эти отношения в виде схемы (рис. ).

Рис. Схема взаимодействия психолога и социального работника

Понимая всю условность этой схемы, считаю необходимым использование её в тексте, так как это позволяет в одной наглядной форме уточнить проблему професси­ональных ограничений в каждом виде деятельности и возможность сотруд­ничества разных специалистов, основанную на факте этих ограни­чений.

Различие во владении закономерностями индивидуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях больше, меньше, равно, выглядит как материал, на котором каждый из них строят свое знание о предмете взаимодействия.

Для клиента — это его собственная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне.

Для социального работника — известные ему закономерности индивиду­альной жизни клиента.

Для психолога закономерности индивиду­альной жизни клиента представлены в более широком контексте, который задает научная психологическая теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы:

  • адекватного отражения клиентом закономерностей его жиз­ни;
  • осознавая роли и места социального работник и психолога в его жизни;
  • ответственности за осуществ-ние жизни как со стороны соц-ого работника, так и со стороны клиента;
  • перспектив индивидуальной жизни и возможности их осу­ществления;
  • профессиональной ответственности за воздействие в орга­низацию жизни клиента.

Таким образом, социальный работник помогает человеку в решении задач, необходимых для осуществления жизни, а психолог через диагностику может существенно помочь социальному работнику в организации его усилий по осуществлению его профессиональных воздействий.

Диагностический подход обусловлен двумя стратегиями: развитие предвидения и психологической поддержки. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа рассматривает как приоритетное направление, поскольку оно позволяет освобож­даться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эф­фективно осуществлять интервенции. Так, например, применяя элементы психо­анализа, социальные работники могут использовать возможности памяти конфликта, вскрыть области сознательного и дос­тупные области бессознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение уверен­ности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избира-тельные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие ас­пекты поведения клиента. Так, например диагностическая школа ставит перед собой следующие задачи:

  • применение модели предвидения в социальной работе с кли­ентом;
  • повышение действенности применительно к случаю;
  • определение процедур поддержки в самой модели.

В принципе перечень профессий людей, работающих в социальной сфере, с которыми взаимодействует или может это делать психолог, по-моему, бесконечен. Поэтому, следует иметь в виду, что там и тогда востребуются знания о свойствах психической реальности человека, где и когда оно становятся основой целенаправленного воздействия людей друг на друга. Тогда это психологическое знание приобретает особый характер — оно осознается как ценное, его стремятся фиксировать, сохранять, обновлять и т. д. Другими словами, с ним начинают обращаться как с товаром, сортируя его по качеству и своевременности использования. Важно не потерять бы при этом критерии истины психологического знания. Так, усвоив однажды, что можно плакать для мамы, а не от боли, можно впоследствии впасть в крайность потери чувствительности к этой самой боли?

1От греч. Akme – высшая степень чего – либо.

1

9