Темы семинарских занятий
- Психология как наука и как практическая деятельность.
- Научные школы в зарубежной и отечественной психологии.
- Предмет и объект психологии.
- Понятие психики.
- Особенности психического отражения.
- Психика и организм. Основные функции психики.
- Методы психологии: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, анализ результатов деятельности.
- Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками (историей, социологией, философией, педагогикой, медициной).
- История развития психологического знания, основные направления в психологии.
- Виды и способы получения психологического знания.
Тема 2. Познавательные психические процессы.
- Ощущения и их характеристики.
- Восприятие. Свойства восприятия. Виды восприятия, формы восприятия.
- Внимание и его психофизиологическая характеристика.
- Основные свойства внимания. Виды внимания.
- Память. Психологические закономерности памяти. Основные процессы памяти и их характеристика. Виды памяти. Условия, влияющие на продуктивность запоминания. Приемы управления памятью.
- Воображение. Виды воображения. Формы воображения. Приемы и способы воображения. Функции воображения. Связь воображения с творчеством.
- Мышление как психологический феномен. Стадии становления мышления. Формы мышления. Методы мышления. Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность).
Мышление как процесс разрешения проблем и решения задач. Мышление и речь, как способ оформления мысли и образа.
Тема 3. Понятие о личности.
- Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект жизнедеятельности».
- Индивидуализация и социализация.
- Механизмы и стадии социализации. Экономическая социализация.
- Траектории развития личности. Критерии личностной зрелости. Типологии личности.
- Понятие Я-концепции. Компоненты Я-концепции. Самооценка и ее влияние на поведение и деятельность в сфере экономики. Самосознание людей, материально благополучных и неблагополучных.
Тема 4. Темперамент, характер, способности.
- Понятие темперамента. Теории, объясняющие сущность темперамента. Темперамент как композиция свойств нервной системы. Психологическая характеристика темперамента. Психологические особенности представителей различных типов темперамента. Учет темперамента в деятельности.
- Сущность характера. Понятие акцентуации характера. Типы акцентуаций.
- Способности.
7 стр., 3141 слов
Воображение: понятие и значение в жизни человека
... воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательныхобразов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть простоотождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий ... 3. Виды ...
Задатки и способности.
- Деятельность и способности. Общие и специальные способности. Профессиональные способности.
- Возможности компенсации способностей. Роль обучения и труда в развитии способностей.
- Роль интересов и склонностей в формировании способностей.
Тема 5. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Понятие потребностей личности.
- Социализированный характер потребностей.
- Потребности первичные и вторичные, потребности организма и личности, осознаваемые и неосознаваемые.
- Классификация потребностей А.Маслоу.
- Понятия мотив и мотивация. Мотив как основание поступка, действия. Структура мотива.
- Связь между эмоциями и мотивацией. Различные подходы к исследованию мотивации. Мотивация трудовой деятельности. Мотивация достижения.
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
- Понятие эмоций. Структура эмоций. Функции эмоций. Классификации эмоций. Формы эмоций.
- Аффект. Чувства. Стресс и его структура. Приемы и способы саморегуляции психо-эмоционального состояния.
- Психическое здоровье личности.
- Понятие воли.
Воля как характеристика сознания. Волевая регуляция поведения. Структура волевого процесса.
- Развитие волевых качеств личности.
- Психическая регуляция поведения и деятельности.
Тема 7. Психология малых групп и коллективов.
- Понятие социальной группы.
- Социальные и психологические характеристики социальных групп. Классификации социальных групп.
- Виды малых социальных групп (реальные, условные, формальные, неформальные, группы членства, референтные, антиреферентные).
- Специфика коллектива как малой социальной группы.
- Социальная роль. Композиция группы. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Тема 8. Психология общения.
- Функции, механизмы, средства, структура общения. Профессиональное общение.
- Роль и место общения в структуре делового взаимодействия.
- Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека. Общение как коммуникация.
- Этапы передачи информации. Типы информации. Вербальные и невербальные коммуникативные умения.
- Виды и техника слушания. Коммуникативные барьеры. Интерактивная сторона общения.
- Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению. Эффекты восприятия друг друга партнерами по общению.
Тема 9. Общие основы педагогики.
- Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития.
- Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы исследования.
- Структура педагогики (общая педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, история педагогики).
- Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача
Тема 10. Теория обучения и теория воспитания.
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... личности. Другое направлениев педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современных ученых на воспитание и связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъект воспитания. Белорусские ученые в понятие «воспитание» ... По своей структуре воспитательный процесс ... обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению ...
- Дидактика как раздел педагогической науки, педагогическая теория обучения.
- Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.
- Закономерности обучения.
- Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
- Методы обучения.
- Формы организации обучения в школе и вузе: урок, лекция, семинарские и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
Тема 11. Теория воспитания.
- Воспитание в педагогическом процессе.
- Сущность воспитания и самовоспитания.
- Понятие «воспитание» в историческом аспекте.
- Основные характеристики воспитания как педагогического явления (целенаправленность, соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, присутствие определенной системы организационных влияний).
- Классификации методов воспитания.
- Модели и стили воспитания.
Тема 12. Семья как субъект педагогического взаимодействия.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия.
- Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Виды и типя семей.
- Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.
- Основные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, первичной социализации, экономическая и др.).
- Характерные черты семейного воспитания, его проблемы.
5.3. Примерная тематика рефератов (докладов, эссе)
- Сферы проявления психической жизни (внутренний опыт; внешнее поведение неосознаваемое; психосоматика; материальная и духовная культура).
- Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения.
- Научная психология и практика.
- Художественная литература (примеры описаний внутренних переживаний и внешнего поведения человека, неосознаваемых и психосоматических явлений и т.п.).
- Явления сознания как предмет психологии.
- Объективные и субъективные элементы сознания. Объем сознания и объем внимания.
- Понятие ассоциаций и апперцепции.
- Соотношение предмета и метода в психологии сознания.
- Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Понятие рефлексии у Дж. Локка. Аналитическая интроспекция: требования, понятие «ошибки стимула». Метод интроспекции и. использование данных самонаблюдения (отличия).
- Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: критика «психологии сознания», требования объективного метода. Понимание поведения в бихевиоризме; отношение к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм: понятие «промежуточных переменных»; оперантное обусловливание.
- Неосознаваемые процессы.
Классификация неосознаваемых процессов. Понятие установки.
- Фрейд о природе бессознательного и его отношении к сознанию. Проявления бессознательного. Методы психоанализа.
- Строение деятельности. Потребности, мотивы и цели деятельности.
- Деятельность и сознание. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Проблема возникновения сознания человека.
- Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
- Высшие психические функции человека: их строение, свойства, генезис.
- Понятие интериоризации. Присвоение общественно-исторического опыта индивидом в процессе онтогенеза.
- Понятия «индивид», «личность», «субъект жизнедеятельности». Самоопределение личности.
- Способности: определение, задатки, механизмы развития.
- Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания; эволюция учения о типах нервной системы, современное состояние проблемы.
- Характер: определение характера; психопатии и акцентуации; биологические предпосылки и прижизненное формирование, характер и личность, характер и темперамент.
- Личность и ее формирование.
2 стр., 923 слов
ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...
... это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также в творческой деятельности в различных видах искусства, науки ... отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями; 2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, ...
Стихийные механизмы формирования. Самосознание и его функции.
- Отражение экономических явлений и процессов в сознании детей дошкольного возраста, отрочества, подростков и юношества (возможно рассмотрение какого-либо одного возрастного этапа).
- Особенности усвоения и интерпретации детьми экономических категорий (исследования отечественных и зарубежных ученых о влиянии раннего экономического образования на особенности протекания экономической социализации).
- Экономическая социализация. Специфика на материале любого возрастного этапа.
- Экономическое самоопределение. Специфика на материале любого возрастного этапа.
- Денежное поведение. Сущность, особенности проявления, типы денежного поведения, экономические мотивы.
- Влияние экономических условий в стране на формирование денежного поведения человека (на примере стран с различными уровнями экономического развития).
- Специфика самосознания людей с различными уровнями материального благосостояния.
- Специфика восприятия и понимания категорий «бедность» и «богатство» («философия нищеты или нищета философии», соотношение духовного и материального в современном российском социуме).
- Общение в профессиональной деятельности.
- Стресс в профессиональной деятельности.
- Психологические аспекты мотивации персонала коммерческой фирмы.
- Роль саморегуляции поведения и деятельности коммерсанта в эффективности профессиональной деятельности.
- Роль саморегуляции поведения и деятельности руководителя в эффективности деятельности коммерческой фирмы.
- Понятие о дидактике и ее важнейшие категории.
- Обучение как подсистема целостного учебно-воспитательного процесса.
- Структура процесса обучения: цель, содержание, средства, методы, формы организации, принципы, достигаемые результаты.
- Движущие силы процесса обучения.
- Современный образовательный процесс
- Цели обучения: предметная и личностная. Управление учебной деятельностью.
- Условия успешного обучения.
- Концепция ассоциативно – рефлекторного обучения.
- Характеристика основных концепций развивающего обучения. Зона ближайшего и зона актуального развития.
- Концепция формирования умственных действий.
- Концепция проблемного обучения.
- Концепция программированного обучения.
- Концепция личностно-развивающего обучения.
- Концепция контекстного обучения.
- Особенности закономерностей процесса обучения как одного из важнейших социальных явлений.
- Дидактические принципы как важнейшие условия реализации закономерностей процесса обучения.
- Понятие о принципах и правилах обучения.
- Принципы как социальная и историческая категория.
- Дидактическая сущность понятия «образование».
- Процесс образования и обучения как целостная система.
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Система образования как совокупность и соотношение основных видов образования (общего, политехнического, профессионального), как важнейший путь формирования и развития сознания человека.
- Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (учебный план, программы, учебник).
- Стандарт образования и модель выпускника школы.
- Государственный образовательный стандарт общего среднего образования.
- Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- Общее понятие о методах обучения.
- Приемы обучения.
- Различные подходы к классификации методов обучения.
- Общее понятие о формах организации процесса обучения
- Основные особенности форм обучения.
- Современные модели организации процесса обучения.
- Урок как важнейший элемент процесса обучения.
- Дидактические цели урока как предвидение изменений в знаниях и в познавательной деятельности учащихся.
- Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся).
- План урока как результат творческой деятельности учителя.
- Формирование личности школьника на уроке, создание условий для его самореализации.
- Классификация уроков. Виды уроков.
- Требования, предъявляемые к уроку.
- Особенности практикумов, семинарских занятий, учебных экскурсий, собеседований с учащимися (зачетов), организаций самостоятельной работы учащихся с книгой и другими источниками знаний как дополнительных форм обучения.
- Организация индивидуальных и групповых консультаций как своеобразных форм учебной работы, их роль и особенности.
- Домашняя работа учащихся как одна из важнейших форм обучения, особенности ее организации.
- Проверка и оценка знаний учащихся.
- Виды проверки. Оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Отметка.
- Учебная деятельность как часть процесса обучения
- Мотивационная основа учебной деятельности.
- Проблема формирования учебной мотивации.
- Совместная учебная деятельность.
- Мониторинг развития индивидуальности школьника.
- Общая характеристика мониторинга.
- Технология педагогического мониторинга.
- Педагогический консилиум.
- Инновации в образовании.
- Инновационные образовательные процессы.
- Подготовка учителя к инновационной педагогической деятельности.
- Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании.
- Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.
- Гуманистическая воспитательная система школы В.А. Караковского.
- Гуманистическая воспитательная система школы Ш.А. Амонашвили.
- «Педагогика общей заботы» как воспитательная система.
- «Педагогика успеха» как воспитательная система.
- Школа диалога культур.
- Вальфдорская школа.
- Пионерская организация в школе.
- Скаутизм как воспитательная система.
- Система воспитательной работы школы и характеристика деятельности учителя-воспитателя.
- Воспитание как фактор социализации личности.
- Методика работы учителя с родителями младших школьников.
- Проектировочная деятельность учителя – воспитателя начальной школы.
- Организаторская деятельность учителя-воспитателя начальной школы.
- Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.
- Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.
- Технология воспитательной работы учителя начальной школы … (по выбору студента).
- Учение как средство воспитания.
- Своеобразие формирования межнациональной толерантности.
- Особенности, формы, метода внешкольного воспитания.
- Организация коллективного творческого дела.
- Классный руководитель и его роль в формировании личностных качеств личности школьника.
- Вальдорфская школа как воспитательная система.
- Система М. Монтессори как условие целостного развития ребенка.
- Личность воспитателя: его роль в целостном развитии ребенка.
- Нравственные ценности и личность.
- Особенности семейного воспитания в современных условиях.
5.6 Контрольные вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
- Психология как наука. Объект и предмет психологии. Отрасли психологии.
- Методы исследования в психологии.
- Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками.
- Ощущения, их свойства и виды, влияние на профессиональную деятельность в сфере экономики.
- Психологические особенности восприятия, виды восприятия.
- Память как психический процесс.
- Воображение как психический процесс..
- Роль воображения в профессиональной деятельности.
- Внимание как психический процесс.
- Мышление как психологический феномен.
- Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект жизнедеятельности».
- Социализация и индивидуализация личности.
- Структура личности. Типология личности.
- Самосознание личности. Понятие Я-концепции, ее формирование и значение.
- Понятие темперамента. Типы темперамента и их характеристика.
- Понятие характера. Понятие акцентуации характера. Типы акцентуаций, их характеристика.
- Способности. Задатки и способности. Деятельность и способности. Общие и специальные способности. Возможности компенсации способностей.
- Понятие потребностей личности. Классификации потребностей. Классификация потребностей А. Маслоу. Самоактуализация личности.
- Понятия «мотив» и «мотивация». Структура мотива как основания поступка.
- Различные подходы к исследованию мотивации. Мотивация деятельности. Мотивация трудовой деятельности. Мотивация достижения.
- Различные подходы к исследованию эмоций. Классификации эмоций.
- Волевая регуляция поведения. Структура волевого процесса. Влияние эмоционально-волевой сферы личности на профессиональную деятельность.
- Понятие социальной группы. Социальные и психологические характеристики социальных групп.
- Классификации социальных групп. Общественные и межличностные отношения. Социальная роль. Социально-ролевой конфликт.
- Определения конфликта. Причины возникновения и функции конфликтов. Структурные и динамические характеристики конфликта.
- Классификации конфликтов. Отдельные виды конфликтов (личностные, межличностные, межгрупповые).
- Конфликт. Индивидуальные стратегии разрешения конфликтов. Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений.
- Общее представление о психологическом общении. Единство общения и деятельности. Структура, функции и основные характеристики процесса общения.
- Общение как коммуникация (обмен информацией).
13 стр., 6110 слов
Психология массовой коммуникации лекции
... Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из ... – ведущий, главный субъект коммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации) Феноменологические характеристики коммуникации Лекция №2 (19 сентября 2007г.) 1. Виды 1. по характеру ориентации · ...
15 стр., 7230 словГлущенко П.П., Безносов С.П. и др. Юридическая психология. Краткий курс лекций
... с общей психологией, так и с философией, педагогикой, судебной психиатрией, деловым общением юриста, криминалистикой и многими другими специальными правовыми науками. Краткий курс лекций поможет студентам ... 3. Различия научного и религиозного подходов? Лекция 2. Основные этапы развития юридической психологии 1. Зарождение юридической психологии. 2. Этапы развития науки. Зарождение и ранние ...
5 стр., 2315 словИзменение пищевой ценности продуктов в процессе тепловой обработки. ...
... качество продуктов, необходимо правильно выбрать способ и продолжительность тепловой обработки. 2 Особенности питания детей, подростков Не вызывает сомнения тот факт, что от обеспеченности ... нагревании сахара выше 140-160 °С образуются при распылении темноокрашенные вещества. Процесс распада сахара называется карамелизацией. При тепловой обработке протопектин, скрепляющий растительной клетки между ...
5 стр., 2046 словКурс лекций по ВНД для специалистов и магистров. Социальное поведение. ...
... при драках. У людей существует еще и четвертый критерий – ранг самооценки. В психологии распространен предложенный А.Бандурой термин «самоэффективность», который обозначает оценку человеком своей способности совершить ...
Этапы коммуникативного процесса. Типы информации.
- Речь как основное средство общения.
- Общение как коммуникация. Виды и техника слушания. Коммуникативные барьеры.
- Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы исследования.
- Основные категории педагогики.
- Система педагогических наук (общая педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, история педагогики и т.д.).
- Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение. Закономерности обучения.
- Формы организации обучения в школе и вузе.
- Воспитание как педагогическое явление.
- Классификация методов воспитания.
- Сущность и структура педагогической деятельности.
- Педагогическое общение.
- Стили педагогического руководства.
- Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Основная и дополнительная литература
Основная литература
- Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пос. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2007. – 480 с.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. – 4-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2006. – 368 с., ил., табл.
- Макарова, И.В. Психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2004. – 234 с.
- Психология и педагогика: Учеб. пос. / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. – 585 с.
- Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пос. / А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
Дополнительная литература
- Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 352 с.
- Меренкова, Л.Ю. Психологические условия развития экономического самоопределения будущих коммерсантов / Л.Ю. Меренкова, Л.В. Шибаева. – Орел: Издательство ОРАГС, 2007. – 192 с.
- Меренкова, Л.Ю. Сборник тестовых заданий для текущего контроля студентов / Л.Ю. Меренкова. – Орел: изд-во ОрелГИЭТ, 2011. – 105 с.
- Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд, перераб. И доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с.