4.1. Опрос как метода получения социологической информации.
Виды опросов.
4.2. Типы и формы вопросов, используемых при опросах
4.3. Анкетный опрос. Структура анкеты
4.4. Этапы исследования
4.5. Понятие интервью. Особенности интервью как метода сбора первичной
социологической информации
Опросы являются самыми распространенными методами сбора первичной социологической информации. Опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Поэтому овладение методикой опроса – залог качества полученной информации.
4.1. Опрос как метода получения социологической информации.
Виды опросов
Метод опроса применяется, когда необходимо получить информацию о явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и недостаточно полно отражены в анализируемых документах.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной информации, путем ответа на вопросы анкеты или интервьюера.
Классификация опросов
По характеру взаимосвязи социолога и респондента:
- очные (личные), в процессе которых осуществляется непосредственный контакт исследователя с респондентом (интервью).
- заочные, в процессе которых контакта не происходит (анкетные опросы).
По степени формализации:
- стандартизированные – проводятся по заранее подготовленному плану;
- не стандартизированные (свободные).
По месту проведения:
- опрос по месту жительства и
- опрос по месту работы.
По степени охвата генеральной совокупности:
- сплошные (опрашивают всю совокупность единиц наблюдения, то есть число опрашиваемых равно числу членов генеральной совокупности);
- выборочные (число опрашиваемых составляет какую-то определенную часть от числа изучаемой генеральной совокупности).
По частоте проведения:
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных ... семьи. В качестве методик исследования на данном этапе используйте – интервью и метод анализа документов. Охарактеризуйте следующие параметры: стаж брака; возраст супругов и ...
- одноразовые и
- многоразовые.
Специфическим видом опроса является опрос экспертов – специалистов в исследуемой области.
Достоинства метода опроса
Опрос – это незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях, ценностных ориентациях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации.
Это нужно, чтобы выявить устойчивость мотивов, интересов, предпочтений людей, которые лежат в основе их поведения и влияют на их жизненные планы, структуру отношений в трудовых коллективах, семейную жизнь и т.д.
- С помощью метода опроса можно за относительно короткий период опросить большое число респондентов и достаточно быстро получить большие объемы информации.
- Анкету легко обрабатывать на компьютере, потому что ответы на вопросы кодируются до опроса, т.е. анкета формализована.
- Если выборка сделана правильно и грамотно, то можно говорить об экономической выгоде от использования метода опроса, потому что на основании опроса небольшой совокупности лиц можно получить информацию о состоянии и тенденциях развития изучаемого объекта в целом.
Для опросов используют анкеты и опросные листы.
Анкета – это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
С помощью вопросов социолог получает в виде ответов респондентов (опрашиваемых) эмпирическую информацию (первичные данные).
Качество, достоверность и надежность получаемых в результате исследования данных будет зависеть от того, как составлена анкета или бланк интервью.
Вопросник (анкета, бланк интервью) считается надежным, если
- обеспечивает получение искомой информации;
- дает достоверную информацию;
- дает устойчивые данные, то есть данные, которые можно перепроверить при воспроизведении исследования другими лицами в аналогичных условиях.
Для получения достоверных данных необходимо, чтобы респондент:
- воспринял нужную информацию;
- правильно понял ее;
- смог вспомнить, если потребуется, о каких-то событиях прошлого;
- выбрал или сформулировал ответ, соответствующий его мнению или фактическому положению дел;
- смог соответственно выразить в словах выбранный им ответ;
- не только мог, но и хотел искренне ответить на вопросы.
4.2. Типы и формы вопросов, используемых при опросах
Для успешного использования метода опроса надо знать:
Опросные методы в социологии
... выделить групповые и индивидуальные интервью. Письменный опрос - анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. ... управления) и другие качества группы определяются с помощью определенных тестов (анкет), называемых социометрическими методиками. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по определенной ...
- о чем именно спрашивать,
- как спрашивать,
- какие задавать вопросы,
- кого спрашивать,
- где вести беседу,
- как проверить полученные ответы.
Вопрос – это исследовательский инструмент опроса.
Вопросы должны быть точными, пониматься всеми людьми однозначно.
Большое внимание надо уделять языку опросника.
- Он должен соответствовать терминологии и словарному запасу респондента.
- Идея вопроса должна быть понятна респонденту.
- Вопрос должен выражать одну идею.
Если не существует ясного единого смысла вопроса, ответы будет сложно или вообще невозможно интерпретировать.
- Вопросы надо формулировать таким образом, чтобы респондент не боялся давать ответы, которые могут быть социально осуждаемыми, охарактеризовать его не с лучшей стороны.
- Очень важно соблюдать временные рамки вопроса. Чем дальше по времени событие, о котором спрашивают респондента, тем больше вероятность провалов в памяти. Со временем события забываются, и люди их могут неверно истолковывать. Там, где возможна неправильная интерпретация вопроса, необходимо задавать точные временные рамки.
Многообразие задаваемых вопросов можно разделить по трем направлениям в зависимости от:
- цели, с которой задается вопрос;
- наличия или отсутствия возможных ответов;
- содержания вопросов.
I. В зависимости от цели вопросы подразделяются на:
- содержательные (результативные);
- функциональные.
Основными вопросами анкеты считаются результативные вопросы.
Они направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.
Функциональные вопросы относятся к неосновными вопросам.
Они нужны для оптимизации и упорядочения течения опросов. Иногда в функциональные вопросы добавляют содержательный элемент. Некоторые социологи считают, что чаще всего эти вопросы не срабатывают.
Среди функциональных вопросов выделяют: функционально-психологические, фильтры и контрольные.
Функционально-психологические вопросы используются:
- для снятия напряжения. Например, если анкета слишком длинная, то через 15-20 вопросов надо включить вопрос для отдыха и снятия напряжения.
- для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента.
- для перехода от одной темы к другой используют вопросы на переключение внимания.
Вопросы-фильтры выполняют функцию уточнения адресата, то есть позволяют разделить респондентов на владеющих данной информацией и не владеющих.
Контрольные вопросы предназначены для проверки достоверности ответов. С их помощью можно контролировать ответы на отдельные вопросы или темы. Они помогают вычислить коэффициент доверия к отдельному вопросу и к анкете в целом.
Лучше, если контрольный вопрос не будет следовать сразу за тем вопросом, ответ на который мы хотим проверить.
Вопросы-ловушки помогают определить добросовестность и искренность респондентов.
Вопросы бывают прямые и косвенные
Можно задать вопрос прямо. Например, вопрос «Укажите размер Ваших доходов в рублях?» – прямой. Если задать вопрос иначе:
«Укажите размер Ваших расходов в рублях?» или «Какие крупные покупки Вы сделали за последнее время (месяц, год, и т.д.)?» то эти вопросы косвенно отражают доходы.
Вопросы бывают личные и безличные
Например, «Платите ли Вы налоги?» и «Все ли москвичи платят налоги?». «Какую музыку Вы предпочитаете?» и «Ходят ли студенты в консерваторию?».
Проективные (ситуативные) вопросы –
помогают выявить общую направленность интересов, мотивов деятельности, ценностные ориентации. Респонденту предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения или мнения в заданных условиях.
Например, прямой вопрос: «Удовлетворены ли Вы учебой в институте?» Ответ – «Да». Прожективный вопрос: «Если бы судьба забросила Вас в Оксфорд на один год, то вернулись бы Вы потом в институт?».
II. В зависимости от способа фиксации ответа вопросы подразделяются на
- открытые,
- закрытые и
- полузакрытые.
В открытом вопросе респонденту предоставляется возможность самостоятельно сформулировать один из возможных ответов, основываясь на собственном понимании смысла вопроса. Ответ записывается либо интервьюером, либо самим респондентом. Например, «Укажите, пожалуйста, Вашу профессию?________________________________».
Полуоткрытые вопросы (полузакрытые вопросы) – это такие вопросы, когда после перечня предлагаемых ответов есть позиция «Другое____» или «Что еще?_____».
Респондент по своему усмотрению дополнительно пишет свой вариант ответа. При этом он может отметить и предлагаемые варианты ответов. Например, «Какие передачи Вы предпочитаете смотреть по телевизору году?
— новости, – художественные фильмы, – другое (напишите)_____________________
Закрытым вопрос называется в том случае, если он включает перечень вариантов ответов.
Использование шкал для упорядочения ответов на закрытые вопросы.
Ответы на вопросы должны иметь такой вид, чтобы можно было бы применить для их обработки математико-статистические методы. Для этого используют шкалы и кодировку.
4.2.1. Шкалы
Шкалой называется алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту ставится в соответствии некоторое число. Это число называется шкальным значением. Шкала – это определенный упорядоченный числовой ряд.
Респондент по шкале может выбрать цифру, число, которое соответствует его мнению относительно интенсивности протекания того или иного социального процесса. Например: «Как часто вы ходите на дискотеку?»
Очень часто |
Довольно часто |
Редко |
Довольно редко |
Практически не хожу на дискотеку |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Наиболее часто в социологии используются следующие шкалы:
Шкала наименований (номинальная, классификационная).
Номинальная – это простое перечисление изучаемых объектов. При использовании номинальных шкал невозможно установить никаких математических отношений между ответом и изучаемой переменной. Например, мотивами увольнения с работы могут быть:
- конфликт с руководителем;
- недостаточная оплата труда;
- плохие условия труда.
Приведенный ряд наименований не упорядочен, но имеет единое основание – причины увольнения с работы. Для обработки величин, выраженных номинальными шкалами, можно применять только табличные методы и метод диаграмм.
Порядковая шкала (ранговая шкала)
Предполагает упорядочивание объектов по убыванию или возрастанию количества или интенсивности признака. Здесь создается ранговая последовательность значения переменной, однако интервалы между значениями переменной не заданы и они не равны. Например, студент I-го, II-го, III-го, IV-го, V-го курса; неактивный, активный, более активный, самый активный; низкое значение, среднее значение, высокое значение.
Для обработки величин, полученных при помощи порядковых шкал, можно применять, кроме таблиц, коэффициенты Чупрова, Пирсона и Крамера. Недостатком порядковой шкалы является неравенство интервалов между значениями переменной. Пример порядковой шкалы для измерения интенсивности признака:
«Используя предложенную Вам шкалу, определите свойственные Вам качества».
духовность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
практичность |
Или «Оцените, пожалуйста, по семибалльной шкале уровень дружеских отношений в вашей группе».
В небольшой степени |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В большой степени |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Интервальная шкала –
Это такая шкала, в которой обязательным является соблюдения требования одинаковых интервалов между значениями переменных. Например, разметка термометра. На шкале термометра расстояние между нулевым и 1-ым градусом точно такое же, как между 99 и 100 градусом. Примером таких шкал является возраст (число лет на одного человека), зарплата (количество денег на одного человека), производительность труда (количество деталей в один час, в день, год); количество кв.м жилой площади на одного члена семьи; доход на одного члена семьи. Время (минуты, часы, годы).
Благодаря равенству интервалов для обработки данных можно применять любые математические методы. (Математики считают это некорректным, но статистики пренебрегают мнением математиков).
Шкала отношений
Имеет единицы измерения – длина (метр), площадь, объем, вес (кг, граммы, тонны), единицы (количество штук, рубли, человек).
Например: «Сколько Вы весите?___________кг»; «Укажите Ваш рост?___________см». «Сколько рублей вы получили на руки в прошлом месяце?____________».
С точки зрения применения математических методов для обработки данных эта шкала идеальна. Величины, выраженные шкалой отношений, можно складывать, вычитать, умножать, делить. Например, если взять одну квартиру и еще одну, получим две квартиры. Величины, выраженные интервальной шкалой нельзя складывать. Например, если мы возьмем двух студентов 19 лет, то мы не получим студента 38 лет.
Существует несколько видов закрытых вопросов: «да – нет», альтернативные и неальтернативные.
Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа из предложенных. После обработки сумма ответов на все варианты всегда составляет 100%. В альтернативных вопросах ответы должны быть взаимоисключающими.
В неальтернативных закрытых вопросах (вопросы-меню) можно выбирать не один, а несколько вариантов сразу из предлагаемого перечня.
Вопросы в форме диалога
Нужны для того, чтобы некоторые абстрактные понятия сделать более наглядными. Иногда для этого используют рисунки, изображающие собеседников. Это усиливает эффект, позволяет ввести респондента в ситуацию опроса.
Открытые вопросы применяются:
- в пилотажных исследованиях;
- чаще в персональных интервью, чем в анкетах, заполняемых самим респондентом;
- когда невозможно ограничить рамки темы ответа респондента на вопрос;
- когда у респондента еще не сформировано ясное мнение относительно вопроса;
- когда существует большое количество возможных категорий ответов (например,
- переменные возраста или должности);
- когда вы располагаете опытным кодировщиком.
Закрытые вопросы применяются:
- когда вы можете определить область ответов респондентов;
- когда у вас есть детально разработанная гипотеза, которую вы хотите проверить;
- когда респондентам знаком предмет обсуждения;
- если в случае открытого вопроса ответы респондентов будут чрезмерно размыты или их нельзя будет сравнить;
- когда ограничены возможности кодировки и экспертизы, или когда исследование проводится в жестких временных рамках;
- когда используются вопросы с ответами, проранжированными по степени их значимости;
- когда у респондентов отсутствует мотивация к ответу.
III. По содержанию вопросы подразделяются на:
Вопросы о фактах нужны для получения информации о социальных явлениях или признаках, которые могут быть однозначно определены. Например: «Вы ходили вчера в кино?», «У Вас есть радиоприемник?»
Вопросы о знаниях нужны для получения сведений об информированности респондента.
Самыми сложными являются вопросы о мнениях, мотивах и оценках. Мнения, мотивы и оценки могут быть осознаны респондентом или, наоборот, неопределенными и неосознанными. Эти вопросы должны быть заданы в нейтральной форме, не содержать внушающих слов.
Основные требования к вопросам:
- Вопросы и ответы должны быть сформулированы по возможности кратко, просто, однозначно.
- Различные обстоятельства не следует объединять в одном вопросе.
- Следует избегать слов, предложений, высказываний, вопросов, речевых оборотов, которые могут оказывать внушающее воздействие.
- Форма вопросов должна быть разнообразной, например, не следует все вопросы начинать с одних и тех же слов.
4.3. Анкетный опрос. Структура анкеты
Разновидности анкетных опросов:
1. Очный опрос
проводится при непосредственном участии анкетера. Очный опрос подразделяется на
- раздаточный (групповой) и
- индивидуальный.
При раздаточном опросе анкетер раздает анкеты в аудитории. Респонденты сами тут же заполняют анкеты и сдают анкетеру. Одновременно можно опросить 30–40 человек.
2. Заочный опрос
подразделяют на
- почтовые опросы и
- массовые.
При почтовом опросе анкета рассылается и возвращается по почте.
При массовом опросе анкета размещается в газете, в расчете на то, что читатели заполнят и пришлют ее. В том и другом случае возвращается не более 5% анкет.
3. Существует также зондажный или экспресс-опрос.
Он применяется в обследованиях общественного мнения и содержит небольшое количество вопросов (3–4 вопроса и социально-демографические характеристики опрашиваемых).
Структура анкеты
Для того, чтобы исследование прошло успешно, надо заинтересовать и расположить к себе тех, кого мы собираемся опрашивать. Это надо учитывать при разработке анкеты.
Анкету начинают с вводной части, которую, как правило, располагают на титульном листе. В ней указывают, кто проводит исследование (фирма, научно-исследовательское учреждение, лаборатория и т.п.), наименование документа (это может быть анкета или опросный лист), краткое наименование темы, основные цели и задачи исследования, место и время проведения опроса. Здесь же или на отдельной странице помещают обращение к респонденту с просьбой заполнить анкету или с просьбой ответить на вопросы и инструкцию, как заполнять анкету.
Затем следует основная часть, то есть сами вопросы.
Первыми ставятся контактные вопросы.
Их цель – заинтересовать респондента и облегчить ему включение в проблему.
Затем идут основные вопросы.
С их помощью получают основную информацию.
Их содержание определяется целями и задачами исследования.
В конце анкеты задаются вопросы о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, образование, семейное положение, материальное положение и др.).
Они называются паспортичкой.
Некоторые социологи считают, что помещать паспортичку в начале анкеты не этично и не целесообразно. Потому что эти вопросы могут насторожить респондента. Особенно, когда речь идет об изучении политических, религиозных, нравственных и иных деликатных сфер.
Недостатки метода анкетного опроса
- Из-за анонимности анкетного опроса трудно контролировать искренность и точность ответов респондентов.
- Некоторые респонденты не располагают информацией, но из вежливости отвечают на вопросы анкеты. В результате мы получаем дезинформацию.
- В силу анонимности исследователь не может задать уточняющие или дополнительные вопросы, поэтому проблема может быть изучена не до конца, и приходится проводить дополнительное обследование.
4.4. Этапы исследования
- Разработка программы.
- Разработка анкеты.
- Разработка инструкции для анкетера.
- Расчет выборки.
- Тиражирование анкет.
- Подготовка анкетеров.
- Полевые исследования.
- Обработка и анализ информации.
- Написание отчета.
- Сроки проведения исследования от 3-х дней до 7 лет. Панельные исследования охватывают 20 и 30 лет.
4.5. Понятие интервью. Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации
Интервью – метод получения необходимой информации путем проведения по определенному плану беседы, при которой осуществляется непосредственный контакт интервьюера с респондентом, и запись ответов производится либо интервьюером или его ассистентом, либо механически (на пленку).
Интервью можно рассматривать как определенную форму социально-психологического взаимодействия интервьюера и респондента.
Специфика этого взаимодействия заключается в строгом распределении ролей между ними.
Специфика этого метода состоит в следующем:
- С помощью интервью получают глубинную информацию о мнениях, мотивах и представлениях респондентов.
- Непринужденная обстановка, которая может сложиться и к которой надо стремиться при беседе, способствует повышению искренности ответов. Это дает возможность получить самые полные и правдивые ответы на вопросы.
- При непосредственном контакте с респондентом интервьюер может вести наблюдение за его психологическими реакциями и при необходимости скорректировать ситуацию.
- Личное общение способствует более серьезному отношению респондента к процедуре опроса.
Интервью применяют на ранних стадиях исследования. Интервью используют как для разработки методики больших опросов-обследований, так и в качестве основного метода сбора социологической информации при ограниченной или малой выборке. Интервью может быть дополнительным методом получения информации совместно с анкетированием, наблюдением, анализом документов. Интервью используют в качестве контрольного метода для уточнения и проверки данных, полученных другими методами.
4.5.1. Виды интервью
Существует несколько разновидностей интервью.
По целевому назначению интервью делятся на:
- документальные и
- интервью мнений.
С помощью документальных интервью воспроизводят прошедшие события и факты, уточняют и изучают их, опрашивая свидетелей или непосредственных участников.
Интервью мнений нужны, чтобы выявлять мнения, оценки, взгляды, суждения и реакции людей на какие-либо явления, события социальной действительности.
В особую группу выделяют интервью с экспертами.
Под экспертом подразумевают лицо, которое в силу своего профессионального опыта, статуса обладает наибольшей компетентностью и владеет надежной и достаточно полной информацией по исследуемой проблеме.
По технике или по форме проведения интервью подразделяются на
- неформализованные (нестандартизированные),
- формализованные (стандартизированные) и
- полустандартизированные.
В неформализованных интервью формулировку, последовательность и количество вопросов, а также предполагаемые ответы на них заранее не определяют. Неформализованное интервью позволяет интервьюеру задавать те вопросы, которые подходят в данной конкретной ситуации, разъяснять вопросы, перефразируя их и изменять. Роль интервьюера состоит в том, что он должен умело стимулировать ответы на задаваемые вопросы. Влияние интервьюера на ответы респондента должно быть минимальным. Недостатком неформализованного интервью является то, что из-за гибкости и динамичности ведения беседы в процессе обработки данных могут возникнуть трудности при сопоставлении результатов.
Самым распространенным является формализованное (стандартизированное) интервью. Оно проводится по детально разработанному вопроснику, то есть сначала определяют формулировку вопросов, их порядок, количество и перечень возможных альтернативных ответов, их кодировку, форму записи. Здесь важно строго фиксировать ответы и соблюдать при этом принцип единообразия. Интервьюер не может изменять формулировки вопросов и их последовательность.
Различия между формализованным и неформализованным интервью
Формализованные интервью более подходят, если:
- время, отпущенное на интервью, ограничено;
- интервьюеры менее опытны и менее знакомы с темой;
- исследователь уверен в том, какие проблемы важны для респондентов.
Неформализованные интервью более подходят, если:
- интервьюеры опытны и знакомы с темой;
- изучение проблемы носит исследовательский характер;
- важно понять то, как респондент относится к проблеме, а не просто получить информацию.
Часто в социологических исследованиях используют различные типы полустандартизированных интервью.
Их отличительной чертой является частичная стандартизация процедуры интервью, то есть в каждом из тематических блоков должен быть перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.
В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть
- углубленным, то есть интенсивным и продолжительным, и
- фокусированным – кратковременным.
Углубленное интервью – метод, особенно широко используемый на Западе. С его помощью детально исследуют самые различные сферы интересов.
Фокусированное интервью применяют для сбора мнений и оценок респондента по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Данный вид интервью позволяет выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Фокусированное интервью используют в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям.
По способу организации интервью делят на:
- групповые и
- индивидуальные.
Для быстрого зондажа мнений используют телефонные интервью.
При интервью с открытыми вопросами разрабатывают подробный план интервью, по условиям которого нельзя менять последовательность вопросов и их формулировку. Респондент дает ответы в свободной форме, интервьюер должен подробно и точно их записать. На стадии обработки проводят классификацию ответов и их кодирование. Этот вид интервью широко используется в пилотажных исследованиях.
4.5.2. Процедура интервью. Подготовка интервьюеров. Проблемы интервью
В конкретных социальных исследованиях процесс интервьюирования состоит из следующих этапов:
- создание вопросника интервью;
- проведение собственно интервью.
При стандартизированных интервью успех исследования во многом определяется качеством вопросника и тем, насколько он по своему содержанию соответствует целям исследования. Чем больше стандартизируется процесс интервьюирования, тем более сопоставимые и надежные данные мы получим.
В вопроснике указывается:
- имя интервьюера,
- тема,
- место проведения интервью,
- отношение респондента к беседе,
- длительность беседы,
- вопросы и ответы на них,
- социально-демографические данные на респондента.
Составление вопросника начинают с изучения темы, проблемы, объекта и предмета исследования. Вопросник состоит из вводной, основной и демографической частей. К вопросникам прилагаются протоколы интервьюера (отчеты об интервью).
Данный вид интервью позволяет привлекать для опроса в качестве интервьюеров самых обычных людей, предварительно их подготовив. Влияние интервьюера на качество результатов опроса может быть как положительным, так и отрицательным. Организатор опроса должен так подобрать и подготовить интервьюеров, чтобы свести к минимуму возможные просчеты, связанные с их участием в опросе.
Работа интервьюера состоит в получении необходимой информации без управления или подсказки респонденту.
Для этого надо выполнить следующее.
- Определить респондента – это означает, что интервьюер должен найти конкретное лицо, выбранное для включения в выборку. Интервьюер не должен никогда заменять его какой-либо подходящей альтернативой. Например, в случае, когда интервью проводится в домашних условиях и нет того члена семьи, который должен быть включен в выборку, никакой другой член семьи не может за него заполнить анкету, даже, если он сам это предлагает. Каждый интервьюер должен знать, что выборка является самым важным этапом интервью. В некоторых случаях, когда используется выборка по месту проживания, интервьюер может сам выбирать людей, которые будут включены в выборку. В этом случае интервьюеров необходимо снабдить инструкциями, которых они должны придерживаться.
- Надо добиться согласия на интервью. Для интервью на дому интервьюер должен иметь визитную карточку или документ, удостоверяющий его личность. Он должен рассказать респонденту об организации (иногда и финансировании) исследования, его причинах и целях, об объекте исследования и времени, которое потребуется интервьюируемому для ответа на все вопросы. Надо при необходимости заверить респондента в конфиденциальности полученной информации.
- Задать вопросы. Необходимо задать все вопросы в том порядке, в котором они расположены в анкете: интервьюерам не разрешается изменять формулировки или помогать респонденту. Если респондент затрудняется с ответом, вопрос необходимо повторить, и, если ответ снова не получен, интервьюер должен перейти к следующему вопросу.
- Записать ответы. Записывая ответы респондента, интервьюер должен проявлять особое внимание и аккуратность. В анкете не должно быть пропусков.
Запись ответов зависит от вида интервью, квалификации интервьюера и обстановки проведения опроса. При проведении интервью важным моментом является выбор правильного темпа ведения беседы. Темп интервью зависит от темы разговора, длительности интервью, места и обстановки проведения опроса.
Короткое по времени интервью состоит из динамичных вопросов, длительное интервью проводят в спокойном ритме. Интервьюер должен заранее изучить план беседы и чередование вопросов. В плане интервью следует предусмотреть чередование темпов.
4.5.3.Требования к интервьюеру
Интервьюер должен добросовестно и пунктуально исполнять все инструкции и обладать следующими качествами: внимательностью, наблюдательностью, терпением, умением слушать, умением молчать. Недопустимы жесткость, требовательность, властность.
Кроме того, большую роль играет внешний вид интервьюера. Интервьюер должен быть одет с учетом той обстановки, в которой ему придется работать. Внешний вид интервьюера не должен отвлекать респондента.
Обучение интервьюеров
Перед началом любого исследования необходимо провести обучение интервьюеров.
- В ходе обучения интервьюеры должны уяснить, что внешность, вежливость и расположенность к респонденту позволяют получить более высокий процент ответов и, что принуждать силой респондента к ответу на вопрос нельзя.
- Интервьюеры должны помнить, что на даваемые респондентом ответы могут оказать влияние намеки, реплики со стороны интервьюера (выражение лица, одобрительное покачивание головой).
Это недопустимо. Во избежание пристрастия, каждый интервьюер должен опрашивать людей, представляющих относительно различные сферы.
На качество опроса влияют различия во взглядах на предмет опроса, несовпадение вкусов, языка, манер, возраста, пола, образовательного уровня интервьюера и респондента.
Влияние пола и возраста проводящего опрос на результаты опроса обычно проявляются следующим образом:
- между мужчинами, как правило, чаще складываются неофициальные отношения, чем между женщинами;
- мужчины-интервьюеры предпочитают работать с мужчинами, женщины могут интервьюировать респондентов обоего пола;
- мужчины-интервьюеры более критичны к своим собеседникам, чем женщины;
- разница в поле проводящего опрос и респондента может вызвать скованность у опрашиваемых;
- значительная возрастная разница между интервьюером и опрашиваемым отрицательно сказывается на результатах.
Проблемы интервью
- Поиск психологического контакта с каждым респондентом.
- Значительные материальные и временные затраты.
- Трудоемкость подготовки интервьюеров.
- Проблема анонимности.
4.5.4. Планирование интервью
- Определяют центральные темы и подтемы, относящиеся к данному проекту исследования и гипотезам.
- Надо иметь представление о предмете разговора. Ознакомиться с темой, чтобы задавать уместные вопросы для получения необходимой информации.
- Надо составить серию вопросов по каждой теме, начиная каждый раз с общего вопроса. Это позволит респонденту установить порядок очередности. Когда респондент прекращает говорить, задайте ему дополнительные вопросы по теме.
- Надо быть готовым записать информацию. При глубинном интервью предпочтительно использовать сочетание магнитофонных записей и заметок. Обязательно нужно попросить разрешение на запись беседы. С самого начала надо удостовериться, что запись производится в процессе всего интервью. Можно использовать в качестве дублера ассистента.
Проведение интервью
Для успешного проведения интервью важно создать соответствующую психологическую обстановку:
- Дайте возможность респонденту почувствовать себя непринужденно. Позвольте ему в начале рассказать о себе.
- Никогда не противоречьте тому, что говорит респондент. Будьте дружелюбны, но не вставляйте собственных замечаний.
- Высказывайте уважение к теме интервью своей информированностью и интересом.
- Особо болезненные вопросы лучше поднимать в конце интервью.
- Если вы замечаете, что респондент чувствует себя неловко или устает, постарайтесь быстро и эффективно закончить обсуждение всех намеченных тем, или изменить тему на более интересную для него.
- Всегда отправляйте благодарственное письмо по окончанию интервью.
Схема 4.1
Метод анкетного опроса
Метод анкетного опроса (анкетный опрос) основывается на высказываниях отдельных лиц. Проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнениях респондентов. Начинается с формулировки программных вопросов |
|
Требования, предъявляемые к проведению анкетирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классификация вопросов анкеты по форме (деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способы контроля достоверности информации |
|
|
|
Этапы подготовки анкеты |
|
|
|
|
Схема 4.2
Интервью
Интервью – заранее запрограммированная целенаправленная беседа с респондентом |
|
Особенности |
|
|
|
|
|
Действия, запрещенные интервьюеру при проведении опроса |
|
|
|
|
|
|
|
Виды интервью |
|
|
|
|