Тема: Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика

1.Характеристика основных методов малоформализованной психодиагностики: наблюдения, беседы, контент-анализ.

К малоформализованным методамотносятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Положительными сторонами данных методов выступают:

— гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;

— возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;

— высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

— стремление к всестороннему описанию личности.

В качестве недостатков необходимо отметить следующее:

— субъективизм диагностических суждений;

— сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

— значительные временные затраты на их проведение;

— непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.

1. Метод наблюдения- один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Поднаблюдениемпонимается —  целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления.

Объектом наблюдения являются:

— отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия

— большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;

б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;

в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;

4 стр., 1534 слов

Построение поведенческого портрета по методу наблюдения

... портрет по данным наблюдения. ) Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Статья «Метод наблюдения в психологии» Приложение Объект наблюдения: Катя Т. Пол: Женский ... портрета необходимо провести систематическое наблюдение за человеком. Портрет, построенный без проведения систематического наблюдения, будет скорее основан ... в основном чтобы изменить представление о ее лице. Волосы обычно собраны в высокий хвост ...

г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;

д) сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. В зависимости от характера проводимого исследования и его этапа возможными задачами наблюдения могут быть:

— предварительная ориентировка в объекте;

— выдвижение рабочих гипотез и их проверка;

— уточнение результатов, полученных с помощью других методов;

— иллюстрация концептуальных положений.

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

— оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;

— оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;

— важно, как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;

— в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Ситуации наблюдения должны выбираться с таким расчетом, чтобы изучаемое свойство в них проявлялось наиболее полно. Под единицами(признаками) наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения. Например, для определения тревожности у школьников при ответе на экзамене такими единицами могут быть: речевая запинка, мышечный тремор, покраснение или побледнение лица. Причем, каждому из этих признаков могут приписываться различные баллы, характеризующие их значимость для выявления и оценки интересующего психического свойства.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:

а) Карточка наблюдения — предназначена для регистрации первичных признаков наблюдения в строго формализованном виде и, как правило, в закодированном виде (например, «трм» — тремор, «взм» — вазомоторика, «зпк» — запинка).

В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);

б) Протокол наблюдения — предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах по нескольким объектам наблюдения. Он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) Дневник наблюдения — предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... с возможным разным восприятием ситуации с позиций внешних наблюдателей или экспериментаторов и самих ее участников, а также с так называемой ошибкой экспериментатора, связанной с невозможностью ... его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии ...

Преимуществами методами наблюдения являются:

— непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;

— оперативность получения информации;

— объективность и конкретность данных;

— более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;

— возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);

— снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;

— возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков следует отнести:

— сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;

— перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;

— возможность утомления исследователя вследствие монотонии;

— влияние на исследователя наблюдаемых им лиц;

— трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;

— значительные затраты времени;

— ошибки личностного и психологического происхождения:

а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;

б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;

в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;

г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»= «добродушие»);

д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя.

е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).

Виды наблюдения. Существует несколько разновидностей метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное, регулярности проведения — систематическое и случайное. Данные виды наблюдения наглядно представлены в таблице.

Контролируемое наблюдениезаранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда психолог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдениеприменяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность наблюдения широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

19 стр., 9321 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

... больше стресс, тем скорее человек войдет в свой сценарий. Ситуация, когда мы подозреваем искажение партнером информации, несомненно, оценивается как стрессовая. И чем более значима для ... нас ситуация, тем больший стресс испытывает человек.      2. Когда есть сходство между ситуацией "здесь ...

Открытое наблюдениепредполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение.

При скрытом наблюдениинаблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

Включенное наблюдениепредполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытоевключенное наблюдение), осуществляя изучение объекта (например, преступной группы, группы наркоманов и т.п.) как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.

В случае предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят о включенном открытомнаблюдении (например, совместное с наблюдателем выполнение производственных задач, спортивные игры и т.д.).

Такой вид наблюдения полезен тогда, когда наблюдатель может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

Невключенное наблюдениеосуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть, как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение— наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, в походе, парке и т.д.).

Лабораторное наблюдениехарактеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психологом (другим наблюдателем).

Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности людей.

Систематическое наблюдениепроводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Случайное наблюдениеобычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают психологически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

2. Анализ продуктов деятельностиисходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

6 стр., 2856 слов

Беседа (анкетирование) как метод педагогического исследования

... студентов при подготовке и проведении таких методов педагогического исследования как беседа, интервью и анкетирование. Глава 1. Методы педагогических исследований: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ Для ... что беседа и анкетирование занимают важное место в системе методов педагогического исследования. Методы исследования: изучение научных источников, публикаций и статей, аналитический метод. Теоретической ...

2. По содержанию информации документальные источники делятся на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты ( ГОСТы) и т.п.

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ— метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ? Выделим главные из них:

— изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;

— изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

— изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

— изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.).

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т. п.

При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т. д.

При контент-анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он прежде всего на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным. 2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет. 3. Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления; 4. ... возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 ...

Следует особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.

Hеобходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует , как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Образец гибкого следования письменной речи за меняющейся во Франции обстановкой можно найти у Е. В.Тарле. Он приводит наблюдение над спецификой подбора слов в парижской прессе для описания продвижения Наполеона с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж (период Ста дней).

Первая публикация: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан», вторая — «Людоед идет к Граcсу», третья — «Узурпатор вошел в Гренобль», четвертая — «Бонапарт взял Лион», пятая — «Наполеон приближается к Фонтенбло», шестая — «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже».

Вся эта литературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при одном и том же составе редакции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними — слова.

Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология — метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека.

3. Индивидуальная беседа является более «психологичной» формой опроса. В отличие от классического интервью она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседыпсихолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа,которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

13 стр., 6125 слов

План семинарского занятия № 7. Современная западная философия ...

... бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель _________. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая ... данное высказывание? Предложите собственный вариант. 3.4. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он ...

— четкое определение основной цели, последовательности вопросов;

— непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;

— исключение каких-либо записей во время беседы;

— позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

Беседа. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Беседа — один из основных видов взаимодействия людей. Разговаривая, люди узнают других людей, их взгляды, чувства, переживания, отношения, в общении получают знания о том, как люди видят окружающий их мир и осмысляют его. Беседа — очень древняя форма получения знания. Так, Фукидид опрашивал участников Пелопонесских войн, чтобы написать историю этих войн, а Сократ известен своими диалогами, в которых рождалось философское знание. Беседа является и традиционным методом исследования в современных гуманитарных науках, в частности в социологии и психологии.

Беседа имеет разнообразные формы — от житейской до профессиональной, к которой относятся журналистские интервью, допросы, исповеди, психотерапевтические диалоги. Здесь будет рассматриваться беседа как метод психологической диагностики, называемый интервью. Обыденное сознание недооценивает интервью как диагностический метод, считая, что в психологической диагностике используются только строго формализованные методы, и прежде всего тесты. Недаром психодиагностику часто называют тестологией, а процедуру диагностирования — тестированием. Между тем в профессии практического психолога-психодиагноста беседа является необходимым инструментом, используемым при проведении любого диагностического обследования. Беседа может служить вспомогательным методом в комплексе с другими методами, но может обладать и самостоятельной ценностью, так как позволяет получить о человеке информацию, которую никакими другими способами получить нельзя. Например, только в беседе можно узнать о том, о чем думал и что чувствовал человек в определенный момент. Следует отметить также, что данные интервью полезно использовать при конструировании опросников.

Цели, с которыми можно применять беседу, различны. Во-первых, с помощью беседы устанавливается контакт с будущим клиентом, пациентом, испытуемым; происходит настройка на сотрудничество; она применяется для создания позитивного отношения к будущему обследованию, формирования необходимой мотивации. С помощью беседы осуществляется подготовка человека к диагностике (сообщается инструкция, разбираются примеры ответов, выясняется, что осталось непонятным для испытуемого и требует дополнительных разъяснений).

После завершения обследования беседа используется для снятия тревожности, неудовлетворенности, разочарования, которые могли возникнуть в его ходе. Метод беседы применяется для оказания психологической помощи. В этом случае беседа носит название психотерапевтической, иликлинического интервью. И, самое главное, беседа может применяться для получения диагностической информации о человеке. В этом случае беседу называютдиагностическим интервью.

11 стр., 5057 слов

8. Тесты их виды и общая характеристика

... деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценок». виды тестов Традиционные тесты Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, ... интересы, жизненный опыт. Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — это стандартизированные опросники или краткое задание, одновариантная контрольная работа, охватывающие вопросы, которые подлежат ...

Оба вида интервью связаны между собой. Любое из них должно начинаться с установления контакта и привлечения к сотрудничеству. В психотерапевтической беседе первый этап может быть построен по типу психодиагностического интервью, а диагностическое интервью может содержать элементы психотерапевтического воздействия.

Интервью отличается от житейской беседы наличием цели и определенной структуры, а также регистрацией ответов. Если обыденный разговор выглядит как свободный обмен мнениями, диалог, то диагностическое интервью представляет собой процедуру, направленную на получение определенного знания об интервьюируемом. Эта процедура имеет вид достаточно тщательного и подробного расспрашивания и выслушивания. Поэтому второе отличие интервью от житейской беседы состоит в том, что диагност определяет и контролирует ситуацию. Эта особенность приводит к тому, что собеседники в процедуре диагностического интервью занимают неравные, асимметричные позиции: один (психолог) задает вопросы или иными способами получает информацию о собеседнике (расспрашивает в одностороннем порядке), а собеседник должен отвечать на поставленные вопросы, предоставляя знания о себе. Неравенство собеседников при проведении интервью может нарушить контакт, доверительные отношения между собеседниками, что в свою очередь грозит возникновением со стороны интервьюируемого стремления исказить предоставляемую информацию или даже желания закрыться, уйти в себя, не отвечать на вопросы, не участвовать в процедуре диагностирования. Чтобы избежать таких последствий асимметричности позиций собеседников, диагносты рекомендуют применять некоторые проверенные практикой приемы. Один из них состоит в том, что диагност перед началом интервью, в процессе установления контакта предлагает интервьюируемому сначала ответить на вопросы психолога, после чего психолог готов ответить на вопросы собеседника. Такое разделение во времени вопросов собеседников позволяет смягчить неравенство их позиций. Рекомендация опытных психодиагностов состоит в том, что психолог должен вести себя максимально тактично, не демонстрируя своего ведущего положения, внимательно выслушивая интервьюируемого и реагируя на комментарии и вопросы, которые у него возникают.

Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. Одним из вариантов данного метода является контент-анализ— метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Цели контент-анализа

  • изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей — авторов (как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений);

  • изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

  • изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

  • изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

  • обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т.д.).

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы и т.п.

4 стр., 1787 слов

Тест-опросник для измерения потребности в общении

... зло, а также ощущаемые им угрызения совести.   Тест-опросник для измерения потребности в общении 1. Потребность в общении ... скованным. Внутренний конфликт между бессилием и агрессивностью парализует активность личности.   Согласно концепции Басса-Дарки, выделяются следующие виды ... Вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером вопроса, если не согласны – «нет»». 1. Временами я не ...

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество тематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого [62]. Следует коротко остановиться еще на одном классе методик. В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само их появление в психодиагностической литературе следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.

2.Основные правила проведения наблюдения

2.Основные правила проведения наблюдения.

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

— оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;

— оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;

— важно, как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;

— в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

3.Основные виды и правила составления диагностического интервью.

Общие правила.

· Диагностическое интервью не должно быть очень длинным.

· Регистрация должна осуществляться в момент ответов, но регистрация не должна тормозить искренность испытуемого (возможно использование диктофона).

· Интерпретация диагностического интервью должна проводиться в контексте всех дополнительных сведений об испытуемом.

  1. Нужно сформулировать цель и задачу психодиагностического интервью.

  2. Регистрация и обработка вербального материала. Критерием выступает наличие или отсутствие предварительной подготовки плана, или программы. Также важно, на чьей стороне находится инициатива проведения интервью. По этим критериям психодиагностическое интервью делят на:

  • управляемое или программное. В данном виде психодиагностического интервью есть заранее составленный план, инициатива на стороне психолога.

  • неуправляемое или непрограммируемое. Неуправляемое интервью — инициатива на стороне клиента (беседа исповедального характера), без вопросов со стороны психолога. Психолог в этой ситуации должен быть активным слушателем и должен следовать принципам недирективной психотерапии. Должен установить контакт, выражать эмпатию, относиться с уважением к словам клиента.

Любой психодиагност должен уметь составить диагностическое интервью. Правила составления диагностического интервью:

  1. этап психодиагностического интервью — введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество.

  2. этап психодиагностического интервью — свободные, неуправляемые высказывания испытуемого без помощи психолога.

  3. этап психодиагностического интервью — вопросы задает психолог. Задаются общие вопросы.

  4. этап психодиагностического интервью — диагностическое интервью.

  5. этап психодиагностического интервью — заключительные слова психолога, выражение признательности за то, что человек ответил на вопросы.

Как нужно составлять сами вопросы для психодиагностического интервью?

  1. Нужно определиться — как обращаться к клиенту (с подросткового возраста на «Вы»).

  2. Какие слова использовать для беседы. Лексика должна соответствовать той социальной, возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый.

  3. Вопросы составляются таким образом, чтобы ответы были искренними.

Приемы составления вопросов для психодиагностического интервью.

  1. Прием предварительного такта в вопросах. Вопросы должны формулироваться заранее и в самой формулировке нужно уменьшить неприятное отношение к затрагиваемым темам. (Например: всем приходится иногда драться. А тебе?)

  2. Комментарий, который использует психолог, включая в вопрос рассказ о себе. (Например: мальчишки часто дерутся. Пауза. Испытуемый должен что-то сказать о себе).

  3. Использование эвфемизмов — замена, уменьшающая отрицательную оценку (Например: вы с братом часто не понимаете (деретесь) друг с другом?)

  4. Письменный ответ на некоторые особо неприятные вопросы. Существует несколько видов вопросов:

  • прямые (Ты боишься грозы?)

  • косвенный (Что ты делаешь, когда бывает гроза?)

  • проективный (Дети боятся грозы?)

Общие правила составления диагностического интервью:

  1. Интервью не должно быть очень длинные, не более 40 минут.

  2. Регистрация должна осуществляться в момент проведения интервью (Запись, звукозаписывающая техника).

    Регистрация не должна быть слишком навязчивой и не должна мешать искренним ответам испытуемого.

Как проводить беседу с детьми и подростками?

Отличие состоит в том, что взрослые обращаются к психологу сами, а детей приводят учителя или родители. У детей отсутствует мотивация общения с психологом. Бывает сложно наладить контакт, доверительные отношения. От психолога требуется изобретательность, опыт… Это касается маленьких детей, а также трудных детей.

Что помогает наладить контакт?

Игра. У психолога должны быть под рукой игры, игрушки, головоломки, цветные карандаши. Нужно вовлечь в совместную с психологом деятельность. Важна форма обращения к ребенку. Психолог должен называть его по имени, так, как называют ребенка в семье. Говорить на понятном ему языке, учитывая возраст, пол, специфические условия жизни. Нужно понять насколько ребенок способен к рефлексии, самонаблюдению. (ближе к подростковому возрасту).

У ребенка нет навыков припоминания. Важно: умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос. Это помогает ребенку осознать свои переживания.

Проективные и косвенные вопросы позволяют получить больше информации, чем задавание прямых вопросов. Нужно уметь занять позицию недирективной психотерапии — это дает возможность к правдивым ответам. Также всегда нужно помнить, что ребенок имеет право на тайну личной жизни.

4.Особенности беседы в работе с детьми

4.Особенности беседы в работе с детьми.

Поскольку беседа – один из главнейших приемов работы с детьми, уместно вкратце показать ее специфику в этом случае. Специалисты считают, что беседа с детьми – дело куда более ответственное и сложное, чем беседа со взрослыми. Отличия и осложнения начинаются уже с того, что за психологической помощью взрослые обычно обращаются сами, по своей инициативе, а детей к психологу приводят взрослые (родители, учителя, опекуны, тренеры и т. д.).

Поэтому понятно, что у детей отсутствует мотивация общения со специалистом, с ними гораздо труднее установить нужный для доверительной беседы контакт.

Отсюда вытекает ряд специфических приемов для налаживания взаимоотношений с ребенком. Один из них – игра. Через игру психологу проще привлечь ребенка к сотрудничеству. Для этого под рукой специалиста всегда должно быть соответствующее обеспечение: куклы, игрушки, бумага и карандаши, книжки с картинками, занимательные вещицы и т. п.

Особое требование предъявляется к речи и языку психолога, так как взрослая речь во многих случаях еще не доступна ребенку. И наоборот, для правильного понимания маленького собеседника необходимо представлять его субкультуру и владеть его словарем. А иногда даже для плодотворного общения с подростком полезно перейти на его жаргон.

Нельзя забывать также, что способности к самонаблюдению у детей еще ограничены. Поэтому очень важна правильная, т. е. посильная для понимания и способствующая нахождению ответа формулировка вопросов. Тогда вопросы выполняют еще не только функцию познания детской психики, но и развивающую функцию, т. е. помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.

Наконец, еще одной немаловажной особенностью беседы с детьми является возрастная дистанция, усиливающая неравенство позиций собеседников.

Известный специалист по психологии развития Й. Шванцара считает, что возникающие вследствие этих причин трудности» смягчаются, если психолог займет позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:

  1. надо создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;

  2. ребенка следует принимать таким, каков он есть;

  3. дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности и благожелательности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;

  4. нельзя ничего осуждать или оправдывать в позициях ребенка, но надо понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

Поскольку важным элементом психологической беседы являются вопросы, то многие сведения, излагаемые ниже по поводу ведения опросов, приложимы и к беседе. Впрочем, как и многие сведения о беседе (особенно в части поведения и качеств исследователя) можно отнести на счет опросов, поскольку любой опрос в какой-либо мере неизбежно сопровождается разговором.

В заключение надо сказать, что большинство исследователей стремится дополнить данные беседы сведениями, получаемыми с помощью других методов. Дело в том, что почерпнутые в беседе основные данные носят, конечно, субъективный характер, поскольку базируются на самонаблюдении респондентов. А, как известно, многие ученые к самонаблюдению относятся весьма настороженно и считают, что подобные сведения должны рассматриваться «как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими объективными данными».

5.Тесты, их характеристика, критерии их классификации

5.Тесты, их характеристика, критерии их классификации.

Тест — это особый вид неэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Тестирование — обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей.

Классификация тестов:

  • 1) по форме:

    • а) устные и письменные;

    • б) индивидуальные и групповые;

    • в) аппаратурные и бланковые;

    • г) предметные и компьютерные;

    • д) вербальные и невербальные (выполнение заданий опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), а речевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций. К невербальным тестам относятся большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т. п.);

  • 2) по содержанию:

    • а) изучающие свойства интеллекта;

    • б) способности;

    • в) отдельные характеристики личности и т. д.;

  • 3) по целям тестирования:

    • а) тесты для самопознания не являются строго научными, имеют небольшой объем, их отличает простота тестирования и подсчета результатов, они публикуются в популярных газетах, журналах, книжных изданиях;

    • б) тесты для диагностирования специалистом являются наиболее строгими в плане стандартизации процедуры тестирования и структуры, содержания тестовых заданий (стимульного материала), а также обработки информации и ее интерпретации, для них характерна валидность, они должны иметь нормативы по базовым группам;

    • в) тесты для экспертизы проводятся по инициативе официальных лиц (например, администрации, желающей проверить своих сотрудников на профессиональную пригодность или нанять на работу наиболее достойных, имеющих наилучшие результаты тестовых испытаний), требования аналогичны требованиям, предъявляемым к тестам для специалистов. Особенностью данных тесов является использование вопросов, минимизирующих неискренние ответы;

  • 4) по временным ограничениям:

    • а) тесты, учитывающие скорость выполнения заданий;

    • б) тесты результативности;

  • 5) по методическому принципу, положенному в основу методики:

    • а) объективные тесты;

    • б) методики стандартизированного самоотчета, в том числе:

      • — тесты-опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемые выносят свои суждения (как правило, «да» или «нет», реже трехальтернативный выбор ответов);

  • — открытые опросники, предполагающие последующий кон тент-анализ;

  • — шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;

  • — индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

  • в) проективные техники, в которых, стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.);

  • г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Требования к тестовым методам исследования:

  • 1) репрезентативность (представительность) — это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов;

  • 2) однозначность методики — характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется. Обычно это качество проверяется повторными измерениями;

  • 3) валидность (обоснованность) — это обоснованность выводов, полученных в результате применения данной методики;

  • 4) точность — способность методики чутко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе социально-психологического диагностического эксперимента;

  • 5) надежность — возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк с текстами задач).

Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, — настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки с помощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты

  • 1. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

  • 2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

3. Проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает окружающий коллектив и среду в которой он находится.

Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т.е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

4. Дополнительные методы. По сравнению с беседой, которая характеризуется растянутостью, медленным накоплением данных при массовых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой. Одной из разновидностей групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик, который используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала

Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов — его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Данный метод применим к малоразработанной в нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

6.Опросники и анкеты, их виды

6.Опросники и анкеты, их виды.

Опросники– это обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов.

Виды опросников

  1. Опросники-анкеты– опросники, предназначенные для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека называется биографическими опросниками. Наиболее типичные вопросы биографических опросников относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям.

  2. Личностные опросники– опросники, направленные на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники получили широчайшее распространение в психодиагностических исследованиях. Эти опросники могут быть подразделены на несколько видов:

  • Опросники черт личности– группа опросников, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности в этом случае выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования опросников типологических, такой подход требует группировки личностных признаков, а не самих обследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется по степени выраженности черт. Примером данного вида опросников является “Шестнадцатифакторный личностный опросник” Р. Кэттелла.

  • Опросники типологические– группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов).

    Данный подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В данном случае диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усреднённым) типом личности. Примером таких опросников являются личностные опросники Айзенка.

  • Опросники мотивов,опросники интересов,опросники ценностей,опросники установок и т.д.– группы опросников, предназначенных для измерения индивидуальных особенностей различных сфер и проявлений личности.

Различают следующие виды анкетирования:

  • 1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

    • -прессовый (вопросник печатают в газете, журнале);

    • -почтовый (рассылают анкеты по почте)

    • -раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

  • 2. По месту проведения:

    • -по месту жительства

    • -по месту работы или учебы.

В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным);

  • 3. По уровню стандартизации:

    • -полностью стандартизированным

    • -частично стандартизированным.

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

7.Проективная техника, виды проективных методик, их отличительные особенности

7.Проективная техника, виды проективных методик, их отличительные особенности.

Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.

Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты).

Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т. д.

Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней личностью» (как в стандартизованных методах).

Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования.

Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

  • особенностями стимульного материала;

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

  • особенностями поставленной перед респондентом задачи;

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

  • особенностями обработки и интерпретации результатов.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

  1. Методики дополнения.Стимульный материал:

  • Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).

  • Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).

  • Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

  • Методики интерпретации.Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

  • Методики структурирования.Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).

  • Методики изучения экспрессии(анализ почерка, особенностей речевого поведения).

  • Методики изучения продуктов творчества.Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

8.Возможности и специфические трудности применения психодиагностических методик

8.Возможности и специфические трудности применения психодиагностических методик.

7