Тема 2. История психологии Образовательные задачи:

–       Понять специфику становления психологии.

–       Осознать закономерности развития представлений о предмете психологии.

–       Усвоить основные категории и особенности построенных на их основе психологических научных школ.

–       Сформировать представление об этапах развития психологии.

Содержание

1.       Этапы развития психологии.

2.       Донаучный этап развития психологического знания.

3.       Различные категории как основа для оформления научных школ в психологии.

1. Этапы развития психологии

Историю развития психологии можно рассматривать как историю развития представлений о её предмете.

Выделим основные этапы становления психологии как науки:

I этап – психология как наука о душе. Такое представление психологии было дано 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVIII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX столетии. Задачи психологии состоят в наблюдении за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

IV этап – психология как наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики [8].

Самостоятельной дисциплиной психология стала, когда в естественно-научном опыте были открыты психодетерминанты как особые факторы организации и регуляции жизненных отношений индивида с миром. Выявление их несводимости к другим причинным факторам породило представление о замкнутом ряде психических причин [10]. Действительное же значение и влияние этих психических детерминант выступает только в их взаимосвязи с природными и социальными процессами. От успехов в познании этих процессов зависит продвижение психологической мысли к новым рубежам.

11 стр., 5398 слов

Тема №2 Основные исторические этапы становления и развития социологии как науки

... людьми политической системы духовной системы   Тема №2 Основные исторические этапы становления и развития социологии как науки   12.Кто является основоположником методологии позитивизма: Э.Дюркгейм О.Конт М.Вебер Р.Мертон ...

2. Донаучный этап развития психологического знания

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете. Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Еще в древней Греции возникли первые попытки объяснить психические явления. Эти представления рассматривали психику, душу как непременный атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Этот взгляд на природу психики получил название анимизма (от лат. anima – душа, дух).

Дальнейшее развитие представлений о природе психики связано с именами Демокрита и Платона.

Демокрит явился родоначальником материалистических взглядов на психику. Считая, что душа состоит из атомов, он обосновал идеи причинности и отсутствие беспричинных явлений.

Платон утверждал первичность идей и вторичность материального мира. Всякое познание есть воспоминание души, считал он. Платон является родоначальником философии идеализма. Античные ученые, философы, врачи высказывали мысли о связи психики и мозга, выдвигали идеи о зависимости психики от окружающей среды, об устойчивых индивидуальных признаках психики человека (учение о темпераменте).

Более подробно о развитии этого этапа можно прочитать в работах А. В. Петровского, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ж. Годфруа, Т. Д. Марцинковской, С. Л. Рубинштейна.

Картезианская философия и дуализм р. Декарта

Несмотря на то, что господствующая в средние века религия запрещала изучение человека, интерес в данной области продолжался. Начиная с XV в., на развитие психологической мысли огромное влияние стала оказывать механика, достигшая в этот период своего расцвета. Одним из первых попытался применить законы механики к психике животных и человека Р. Декарт [11]. Он сравнил работу организма с техническими устройствами, автоматами, считая, что животное не обладает душой, а его поведение – лишь реакция на внешнее воздействие. Позднее в учении Ламетри идеи машинообразности поведения животных были распространены на человека. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но “разорвал” их. Он считал, что рефлекторными механизмами можно объяснить поведение животных и простейшие (машинообразные) акты человеческого поведения. Сознание он рассматривал как замкнутое в себе и доступное лишь для интроспекции (самонаблюдения) явление. Он противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа – только мыслить. Это учение получило название дуализма [7].

Попытку преодолеть дуализм Декарта и создать учение о человеке как целостном существе предпринял Спиноза. Он полагал, что у человека существуют три главные побудительные силы: влечение, радость, печаль, а из них выводится все многообразие эмоциональных состояний. Печаль уменьшает способность тела к действию, радость увеличивает ее. Идеи чувственных источников познания мира обосновал и развил Локк. Его учение получило название сенсуализма, так как он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного – это “чистая доска” (tabula rasa), на которой опыт пишет свое содержание. Главный механизм психической деятельности – ассоциации, то есть связи между отдельными представлениями и идеями. Учение об ассоциациях получило широкое распространение и разрабатывалось в психологии вплоть до начала XX в.

11 стр., 5288 слов

Психология человека

... в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Он ... раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделённые учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза. Нет ... Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы ...

Французские философы и естествоиспытатели XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк впервые разработали идеи о социальной детерминации психики человека, которые являются важнейшим положением современной психологии.

В начале XIX в. стали складываться новые подходы к психике, возникли предпосылки для формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок относится развитие анатомии и физиологии нервной системы. Усилиями чешского исследователя Прохазки, француза Мажанди и англичанина Белла были открыты сенсорные и моторные нервные пути, и обрела реальные материалистические основания идея Декарта о рефлекторной дуге. Широкую популярность завоевала френология (от греч. phren – душа) австрийского анатома Галля. Он выдвинул идею о том, что способности заданы структурой мозга и по очертаниям черепа можно судить о развитии мозга и способностях человека. Все эти исследования привлекли внимание ученых к изучению мозга и его роли в психической деятельности. Появилось большое количество работ, посвященных изучению локализации функций в головном мозге (Фритче и Гитциг открыли центры движений и чувствительности, а Брока и Вернике – моторный и сенсорный центры речи).

В этот же период активно разрабатывалась физиология органов чувств (Мюллер, Гельмгольц).

Большое значение имела концепция Дарвина, благодаря которой психическую жизнь стали рассматривать как результат процесса эволюции.

Таким образом, во второй половине XIX в. знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой для создания научной психологии.

3. Различные категории как основа для оформления научных школ в психологии Интроспективная психология

Основание научной психологии связано с проникновением в нее экспериментальных методов (до того времени в психологии господствующим был метод интроспекции).

В тот период появились работы, посвященные экспериментальному исследованию чувствительности человека (Вебер), в которых устанавливалось соотношение между силой внешнего стимула и величиной ощущения. Впоследствии Фехнер дал математическую интерпретацию найденной Вебером закономерности, появились работы Гельмгольца по психофизиологии органов чувств.

Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистических позиций. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим [9].

8 стр., 3813 слов

Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»

... природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, ... чистом явлении сознания». Французский экзистенциализм в лице Ж.-П. Сартра и А. Камю использует и развивает гуссерлевский метод внутреннего анализа сознания для исследования индивидуального ...

Неоценимый вклад в разработку материалистических основ психологии внесли труды Сеченова. В 1863 г. вышла его работа «Рефлексы головного мозга», в которой он рассматривает рефлекс как основной механизм психических явлений: «Все психические явления по сути своей есть рефлексы…». Модель рефлекторной дуги он заменил моделью рефлекторного кольца, фактически разработав понятие и механизм обратной связи и заложив тем самым основы теории саморегуляции поведения.

Первой психологической лабораторией в России была лаборатория, основанная Бехтеревым в Казани.Бехтерев проделал колоссальную работу по созданию объективной психологии, положив в основу своей концепции учение о сочетательных рефлексах, заложил основы медицинской, возрастной, социальной психологии в России.

Конец XIX – начало XX вв. ознаменованы бурным ростом экспериментальной и различных отраслей прикладной психологии. В области экспериментальной психологии можно назвать исследования памяти, проведенные Эббингаузом. Используя эксперимент и количественный анализ, он открыл собственно психологические закономерности.

С работ Гальтона началось изучение индивидуальных различий и разработка тестов.Первые тесты интеллекта были разработаны французским психологом Бине и заложили основы психодиагностики. Психология постепенно обретала свой предмет и объективные методы исследования в сочетании с количественным анализом результатов. На рубеже веков в психологии формируется целый ряд школ и направлений, которые отражали расхождение позиций в определении предмета и метода психологии. Остановимся кратко на некоторых из них [5].

Психология как наука о поведении

Во втором десятилетии XX в. произошла смена предмета психологии. Им стало поведение. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон (1873–1958).

Бихевиоризм исключил сознание из психологии, поскольку изучать, по мнению Дж. Уотсона, можно лишь то, что объективно наблюдаемо. При этом само наличие сознания не отрицалось.

С точки зрения бихевиоризма, поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которого происходит приспособление индивида к окружающему миру и которое может быть описано формулой “стимул – реакция” (S → R).

По Дж. Уотсону, задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. При этом аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи [3; 4].

Бихевиоризм исследует поведение методами, использующимися в естествознании: наблюдением и экспериментом.

Явления сознания как предмет психологии

В XVIII в. место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в себе, оборачиваясь на свою “внутреннюю душевную деятельность”. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное.

В начале XVIII в. вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII в. сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX в. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у А. Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма “конструктивной ассоциации” на основе проб и ошибок.

Для Г. Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела программа, разработанная В. Вундтом. Уникальным предметом психологии, по Вундту, является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты (“действия”), которые производит субъект (акты представления, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает “направленность на” интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И. М. Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического “по способу происхождения”, то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Бессознательное как предмет психологии

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Считалось что корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку “основным беспокойством” (или “базальной тревогой”), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие “коллективного бессознательного” [12].

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограммированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации).

Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики.

Предмет психологии в трудах отечественных психологов

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Она внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии ВНД. Идеи М. И. Сеченова повлияли на работу таких известных ученых, как В. М. Бехтерев, И. П. Павлов. Особенно значительный вклад в разработку психологических идей был внесен признанными в мире трудами И. П. Павлова.

Немаловажная роль в развитии психологических знаний на рубеже веков принадлежала таким ученым, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский.

Резюме

В психологии принято выделять четыре основных этапа развития в зависимости от представлений о предмете психологии (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Основные этапы развития психологии

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       Раскройте содержание основных этапов становления психологии.

2.       Раскройте психологическое содержание понятий: “интроспекция”, “ассоциация”. Объясните, какое направление психологии они характеризуют.

3.       Объясните, по каким причинам, по вашему мнению, происходила смена представлений о предмете психологии.

4.       Какова роль бихевиоризма в становлении современной психологии?

5.       Какие исследования послужили основой для формирования научных школ психологии?

Библиографический список

1.       Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М., 1996.

2.       Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

3.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.

4.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 2.

5.       Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. / Б. Д. Карвасарский. – М., 2004.

6.       Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

7.       Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – М., 2004.

8.       Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.

9.       Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2003.

10.   Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / авт.-сост. Е. И. Рогов. – М., 2001.

11.   Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

12.   Первушина, О. Н. Общая психология: методические указания / О. Н. Первушина. – Новосибирск, 1996.