Введение 3
1. Общие особенности межличностных отношений 4
2 Эмпатия как механизм развития межличностных отношений 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
Исследование межличностных отношений важно в разных организациях, на разных этапах развития личности. Но особенно важна проблема построения отношений в компаниях, на предприятиях, в экономических организациях.
В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально-психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации.
Целью контрольной работы является изучение феноменологии межличностных отношений.
Для того, чтобы достигнуть цель контрольной работы необходимо решить следующие задачи:
— выявить общие особенности межличностных отношений;
— дать характеристику эмпатии в межличностных отношениях.
1. Общие особенности межличностных отношений
В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу.
Понятие «отношение» в узком смысле выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями.
Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением.
Теоретическое и практическое исследование межличностных отношений в организациях
... организации Детский дом с. Корсаково; )Анализ межличностных отношений организации; )Разработка предложений по совершенствованию проектирования организационных отношений. Курсовая работа посвящена вопросу организационного поведения и тому, как оно влияет на эффективность работы организации. Курсовая работа ...
Иначе говоря, отношение — атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной.
Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека. Отношение, таким образом, — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.
Понимание категории «отношения» в узком смысле подразумевает доминирующее значение, например категории «экономические отношения». Вместе с тем при анализе жизни и деятельности отдельного индивида, вступающего в контакт с другими людьми, зачастую приходится абстрагироваться от более широкого понимания категории «отношения», принимая во внимание только ее более узкое значение.
Категория «отношения» может рассматриваться и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект—объект», «субъект—субъект». В первом случае понятие «отношение» сливается с понятием установки как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально проявляющейся у человека, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Готовность в этом случае понимается только как возможность раскрытия связи. Отношения же человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личностный опыт и внутренне определяет его действия и переживания.
Отношения в рамках «субъект—объект» и «субъект—субъект» не являются идентичными. Так, общим для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д. Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной связи являются однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий).
Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится «нашим». Субъект-субъектные отношения характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта.
Таким образом, психологические отношения обнаруживаются в рамках как субъект-объектных, так и субъект — субъектных отношений. Межличностные отношения — всегда субъект — субъектные связи. В этом смысле психологические отношения выступают родовым понятием по отношению к видовому — «межличностным отношениям».
Другой аспект анализа отношений — по направленности — приводит к пониманию особенностей их мотивации.
Субъект-субъектные отношения включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, т.е. самоотношение.
Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи
... связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект- ная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому ...
В свою очередь, субъект-объектные отношения — это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение.
Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем так или иначе соприкасается человек Привязанность как система отношений стабилизирует положение личности, индивидуальности. Негативной стороной ее является инертность связей и отношений, а следовательно, и развития личности, индивидуальности.
Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через их личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.
Межличностные отношения людей — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Через межличностные отношения и общение индивид опосредованно может включиться в систему общественных отношений. Если у ребенка такое включение происходит через ближайшее окружение, то у взрослого границы значительно расширяются. Он непосредственно, а не только через межличностные отношения и общение, включается в разнообразные общественные отношения, становится их носителем. Взаимоотношения складываются и протекают в условиях взаимодействия большого числа людей. Отбор партнеров для общения и выполнения какой-либо деятельности — сложный процесс и зависит как от общей атмосферы в группах взаимодействующих людей, так и от психологических особенностей их самих.
Проблема межличностных отношений лежит на стыке общей и социальной психологии. Взаимоотношения, не охватывая всех общественных отношений человека, являются, однако, наиболее близкими личности и задачам ее формирования. Неофициальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность и связь с интимными сторонами жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных взаимоотношений на личность.
Существует сложная система зависимости некоторых параметров межличностных отношений от характерологических, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических особенностей личности. Так, устойчивые парные дружеские отношения и взаимодействия приводят к изменению некоторых личностных свойств партнеров, сделав их сходными по ряду параметров. Межличностная взаимная неприязнь, наоборот, сохраняет различия между партнерами по этим параметрам. Выявлено также влияние сходства—различия реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентации, интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, неиродинамики) на образование и развитие парных дружеских отношений.
В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие три таких мотивационных компонента, как «я хочу», «я могу» и «надо». Личного желания («я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («Я могу» удовлетворить потребность другой личности).
Тема 4. Методы изучения межличностных отношений и межличностного восприятия
... СМ критерий является инструментом для измерения межличностных отношений в группе. Но взаимоотношения имеют много измерения (деловые, половые, психологические). ... метод исследования структуры малой группы и изучения личности как элемента группы. По мнению 269 экспертов ... точнее, симметрия отношений между испытуемым и другим членом группы. Симметричные отношения предполагают выбор партнера равной роли, ...
Наконец, третий компонент («надо») есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отношений («надо—не надо»), являющаяся не субъективной стороной отношений, а объективной. Она характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.
Более общим явлением межличностных отношений выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности—непривлекательности относятся симпатии—антипатии и притяжение—отталкивание. Если симпатия—антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение—неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний.
Притяжение—отталкивание, как одно из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение—отталкивание часто, но не всегда, связано с переживанием симпатий—антипатий (эмоциональным компонентом межличностных отношений).
Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения потребности быть вместе и рядом».
Можно говорить о следующих видах межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функциях отношений.
Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее характеристик: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидуальные. Социокультурными характеристиками считаются национальность, социальный статус, профессия, образование, политическая и религиозная принадлежность и т. п.; психологическими — интеллект, мотивация, характер, темперамент и т. п.; индивидуальными — все индивидуально неповторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.
Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.
Второй критерий — степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства.
Третий критерий — различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.
Лекция 4 тема : личность и межличностные отношения
... ЖИЗНИ, ЕЕ ПОЛЕЗНОСТИ. Вопрос 3. Понятие межличностных отношений , их роль в жизни человека ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ УДЕЛЯЕТСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ - ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ. ОНИ ДЕЛЯТСЯ НА : ОФИЦИАЛЬНЫЕ И ...
Дополнительными критериями для различения межличностных отношений можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.
Каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч.
Общая закономерность такова: чем глубже отношения (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством), тем короче дистанция, чаще контакты, меньше ролевых клише.
Отношения дружбы характеризуются очень высокой избирательностью, если они правильно оцениваются. Возможна переоценка отношений одним из партнеров, и на этой почве возникают недоразумения. Недооценка дружеских отношений может привести к их распаду.
Дружеские отношения принято разделять на инструментальные и эмоционально-исповедные. Единая профессия, род занятий совпадение интересов, совместная или просто взаимосвязанная работа, учеба скорее приведут к образованию инструментальной дружбы. Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в тех или иных жизненных обстоятельствах. Эти отношения близки к товарищеским, но отличаются от них тем, что цели дружеских инструментальных отношений могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из партнеров. Эмоционально-исповедные дружеские отношения строятся при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости. Они характеризуются:
- высокой доверительностью между партнерами, взаимораскрытием внутреннего мира (доверение тайн, мечтаний, интимных переживаний, скрываемых черт личности, фактов биографии):
- снятием социальной внешней маски поведения (возможность быть самим собой);
- понижением самоконтроля и раскованностью в контакте («не боишься, что тебя не так поймут, неверно оценят твой поступок»);
- преобладанием положительного оценочного отношения партнеров (отсутствие осуждения, насмешки, неприятия).
Для понимания существа дружбы, товарищества необходимо знать их антиподы: вражду, товарищество. Для некоторых видов межличностных отношений в реальной жизни можно обнаружить такие противоположности: дружба — вражда, товарищество — соперничество, родные — чужие. Однако некоторые виды взаимоотношений не имеют антиподов, и их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Разрыв таких отношений выражается в полном исчезновении отношения, переходе в другой вид (знакомство — в приятельство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).
Полнота анализа межличностных отношений требует исследования негативных форм. Негативной формой (антиподом) дружеских взаимоотношений является вражда. Вражда предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, в скупости контактов и передачи информации партнеру, нарушении его планов, препятствовании ему в деятельности, намеренном занижении его самооценки, статуса, намеренной дезориентации сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.
Гендерные особенности эмпатии у людей среднего возраста
... отношение к деятельности, к самому себе, к людям, к предметам и явлениям окружающего мира. Целью исследования является изучение гендерных особенностей эмпатии в среднем возрасте. Объект исследования –личность людей ... среднего возраста Предметом исследования является гендерные особенности эмпатии у людей среднего ...
Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.
Основной функцией деструктивных отношений является культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт — стяжательства, агрессии, хулиганства и т. п. людей, объединившихся по этому признаку (обычно их называют группировкой).
Этой функцией обусловлено и число входящих в группировку лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт не вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями [9].
Проявление данного вида отношений — взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей, при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.
Каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.
В процессе взаимоотношений огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание совместной деятельности.
Социальное восприятие (синоним: социальная перцепция) представляет собой сложный процесс
а) восприятия внешних признаков других людей,
б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками,
в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.
Обычно выделяют следующие четыре основные функции социальной перцепции:
- познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
- познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
- установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.
В ходе социального восприятия формируются образы-представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности. Во-первых, их содержательная структура соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка». Это не случайно, так как путь к внутреннему миру партнера познающий его человек прокладывает через поведенческие сигналы о состояниях и свойствах воспринимаемого. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.
Место общения в системе отношений человека
... т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной ... или независимыми и т.д. Место общения в системе отношений человека. Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте ...
Во-вторых, особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы в данный момент для участников взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере выделяются обязательно доминирующие качества его личности.
Эталоны и стереотипы взаимного познания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан жизнью. Прежде всего, это семья и этнос, которые пользуются культурно-исторической спецификой деятельности и поведения людей. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает политико-экономические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания человека человеком.
Практическое назначение взаимных представлений партнеров заключено в том, что понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный или отрицательный образ партнера закрепляет отношение той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между участниками взаимодействия. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты причины психологических конфликтов когнитивного плана, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения взаимодействующих людей.
От непосредственного образа партнера человек в процессе социальной перцепции поднимается к знанию о человеке вообще и возвращается к самооценке. Совершая эти круги взаимного познания он уточняет информацию о себе и о том месте, которое может занимать в обществе.
2 Эмпатия как механизм развития межличностных отношений
Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие — эмоциональный и когнитивный процесс. Высказываются противоречивые мнения по поводу того, является ли данный феномен процессом или свойством.
Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.
В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень) , проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.
Межличностная аттракция и ее влияние на отношение между людьми
... в межличностных отношениях 1.1 Понятие аттракции в социальной психологии Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг ... – проявление межличностной аттракции на отношениях между людьми. Гипотеза: полагаю, что для получения достоверной информации о влиянии межличностной аттракции на отношения между людьми, состоящими в ...
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.
Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).
Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979), В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная).
Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом.
Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований в России и за рубежом, симпатия является одной из основных форм проявления эмпатии Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей Принцип подобия представлен в многочисленных работах И.С Кона, Н.Н. Обозова. Т, П. Гавриловой, Ф, Хайдера, Т. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
Если принцип подобия у общающихся не проявляется, то это говорит об индифферентности чувств Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии.
Как показывают результаты исследований, чаще всего межличностные отношения основываются на принципе подобия (сходства), а иногда и на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов и др. люди бессознательно, а иногда и осознанно, выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности. На основе этого могут развиваться позитивные межперсональные отношения.
Проявление симпатии может интенсифицировать переход от одной стадии межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять интерперсональные отношения. Симпатия, как и антипатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).
Очень близко к понятию «эмпатия» понятие «синтотостъ», под которым понимается способность приобщаться к эмоциональной жизни другой личности, обусловленная потребностью в эмоциональном контакте. В отечественной литературе данное понятие встречается довольно редко.
Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т.П. Гавриловой и Н.Н. Обозова. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.
Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек
... механизм межличностного общения, какмы уже выяснили, в его структуре активно участвуют функции бессознательного. К основнымвидам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек можно ... 1. О ведущейроли биоэнергетического излучения в процессе коммуникационных отношений ивзаимодействий между людьми. 2. О тесной связибиоэнергетического излучения с содержанием бессознательного. Цели ...
Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д.
Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.
Условия развития межличностных отношений. Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на их динамику, широту и глубину.
В городских условиях по сравнению с сельской местностью достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате — большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д.
Исследования за рубежом свидетельствуют, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг другу. По-видимому, и наоборот, чем реже встречаются знакомые, тем быстрее межличностные отношения между ними ослабляются и прекращаются. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.
Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д.
Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются (проходят все этапы вплоть до доверительного) в определенных местах (например, в больнице, поезде к др.).
Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.
Значение временного фактора в интерперсональных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.
По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования влияния временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.
Для измерения различных аспектов межличностных отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т. Лири (доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-сортировка» (зависимость—независимость, общительность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест описания поведения К. Томаса (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Методика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методика И.М. Юсупова для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские методики В. Н. Куницыной, анкетная методика В. Азарова по изучению импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского и др.
Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Заключение
Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через их личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.
Межличностные отношения людей — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции (Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Список использованной литературы
- Басина Н.И., Пожарская Е.Н. Психология. Учебное пособие для вузов. BookLand Press. Торонто, Канада. 2008.
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Лекции по курсу «Возрастная психология». Учеб. для студентов высших учебных заведений — Ростов-на-Дону, изд. РГУ. 2001.
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Лекции по курсу «Психология человека». Учеб. для студентов высших учебных заведений — Ростов-на-Дону, изд. РГУ. 2001.
- Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. ― 2-е изд., перераб. и доп. ― М.: Педагогика-Пресс, 1999.
- Психология для технических ВУЗов. / Под. ред. Дружинина ― Изд. «Питер», 2001.
- Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин ― 2-е изд., испр. и доп. ― М.: Центр, 2000.
- Психология: Учебник / Под. ред А.А. Крылова ― М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
- Современный словарь по педагогике. / Сост. Е.С. Рапацевич. ― Мн.: Современное слово, 2001.
- Что такое психология. / Под ред. Годфруа Ж.. В 2 т.: Пер. с франц. ― М.: Мир, 1992.
13