Тема №1:Предмет, задачи и основные методы психологии
Для того чтобы обрести способность к психологическому познанию далеко недостаточно испытывать к нему интерес, что тоже очень важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот «мир психологии» формировался в течение тысячелетий и поэтому процесс его становления носит далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических отношений до процесса развития собственно психологического знания. Этот мир имеет довольно сложный для начального восприятия язык, свою систему закономерностей, принципов, категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей, выдвинутых мыслителями различных времен и народов.
Далеко не каждому под силу сориентироваться в этом безбрежном мире. Необходимо средство — «компас», который бы помог ознакомиться с психологическими теориями, концепциями, идеями прошлого и современности, выделить в них наиболее ценное для теоретической и практической деятельности. Таким теоретико-методологическим средством служит история психологии – наука о закономерностях развития психологического знания на различных этапах эволюции человечества.
На сегодняшний день психология — огромный мир знаний, включающий более сотни отраслей. Она «и очень старая, и совсем молодая наука, имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем» (С.Л.Рубинштейн).Истории психологии в этой системе психологического знания принадлежит особая роль: она отвечает на вопрос, как развивалась эта система? Данное обстоятельство позволяет определить место истории психологии. Во-первых, это — введение в психологию — психологическая пропедевтика; во-вторых, это — теоретико-методологическая основа деятельности психолога любого уровня. Ибо, не определившись в мировозренческих установках и характерной для нее системе познавательных и регулирующих средств, невозможно построение психологического познания и практики в научных рамках.
Термин психология имеет в своей основе 2 греческих слова: “псюхе” — душа, дыхание и “логос” — наука, учение. На русский язык это слово может быть переведено как наука о душевном мире человека, о его психике. Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Не одни лишь абстрактно взятые функции, а психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой.
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки. Метод - это выражение ... психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных ...
Современная психология— это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. К психическому миру человека обычно относят свойства, образования, процессы и состояния психики.
Существуют три основных подхода к пониманию, что представляет собой психика (душа):
- Идеалистический подход– психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира; основоположник – Платон: «Мир идей – сущность бытия» (материальный мир является отражением человеческого восприятия и самостоятельно не существует).
- Дуалистический подход – природа психики двойственна: существуют низшие, материально обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные; основоположник – Декарт: ввел понятие рефлекторной дуги и рефлекса.
- Материалистический подход – душа состоит из атомов (материальных элементов), от движения которых зависят свойства души; основоположник – Сократ.
Доказательства материальности психики:
— Филогенетическое – с усложнением организации существа усложняется его психическая деятельность
— Онтогенетическое – с развитием человека усложняется его психическая деятельность
— Патопсихологическое – при нарушении целостности мозга происходит нарушение психической деятельности
В настоящее время психикарассматривается, как свойство мозга особым образом отражать окружающую действительность.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Свойства психического отражения(психики):
- Идеальность – в психике представлен образ предмета, а не сам предмет.
- Субъективность – с одной стороны, любой психический процесс преломляется субъективными особенностями человека (установками, жизненным опытом, психическим состоянием), с другой стороны, психическое отражение принадлежит субъекту и доступно только ему.
Эта идея привела к появлению агностицизма – учения о непознаваемости психики, и интроспекции – самонаблюдения как метода изучения психики. Но на самом деле все психические процессы имеют внешние проявления – движения, даже мысль сопровождается увеличением напряжения мышц речедвигательного аппарата.
- Неточность – это свойство ярко проявляется в зрительных иллюзиях.
- Вынесенность (проекция) – несовпадение пространства объекта с пространством органов: на глаз попадает свет, но человек видит не отражение лампы на сетчатке, а лампу, стоящую на столе. Т.е. образ выносится, проецируется в объективную точку пространства.
- Опережающий характер психики – человек может предвидеть результат своих действий, это свойство нашло отражение в концепции Бернштейна и Анохина.
- Активность – психическое отражение регулирует взаимоотношения носителя психики и внешней среды: образ → запуск активной деятельности (в соответствии с потребностями человека) → влияние на внешнюю среду → формирование прямых и обратных связей.
Психология изучает психику в закономерностях ее развития.
ПЗ-6. Распознавание психических образований и их свойств
... исследовательском контексте психолого-педагогического направления. Перед началом работы напомню об общих вторичных свойствах психических образований. Предметность (при представлении) – это отделение объекта (фигуры) от ... в данном случае предметныйаспект образования как коммуникации культуры при воздействии человека на человека? Что, в итоге,школа больше всего дала этому учащемуся? Аргументируйте ...
Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния личности в её реальных взаимоотношениях со средой и закономерности её поведения.
Психические процессы – Психические процессы обладают динамическими характеристиками; имеют определенное начало, течение и конец, могут иметь различную степень длительности и устойчивости.
Психические процессы подразделяются на:
- Познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память, представление, воображение, внимание, речь)
- Эмоциональные (эмоции, чувства)
- Волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений)
Психические состояния— относительно устойчивые психические явления, характеризующие психику в целом, определяющие особенности протекания конкретных психических процессов. Психические состояния характеризуются длительностью и устойчивостью (активность, бодрость, усталость, угнетенность и т. д.).
Психические состояния могут быть: а) кратковременными, ситуативными, и б) устойчивыми, личностными.
Психические свойства – это наиболее устойчивые особенности личности. Они определяют специфику поведения и деятельности данного человека.
Психические свойства личности подразделяются на:
- Темперамент
- Направленность
- Характер
- Способности
Психические образования— это: знания, умения, навыки, привычки, взгляды, убеждения и т. д.
Значение психологиисостоит в том, что её знание:
— позволяет человеку лучше познать самого себя;
— облегчает взаимопонимание людей;
— способствует эффективному общению;
— повышает качество обучения и воспитания;
— облегчает правильный выбор профессии;
— укрепляет семью;
— интенсифицирует труд и учебу;
— помогает руководить другими людьми и т.д.
Психология политической деятельности
... психологии предмет труда политики характеризуется психолого-политическими состояниями населения, начало изучению которых было положено трудами Н.Д. Левитова (1964), определившим состояние как целостную характеристику психической деятельности ... политики, а человек не может сохранить свои гражданские качества в отсутствие как власти, так и политики. Власть, как и внимание, - психологический механизм и, ...
Использование психологических знаний для решения этих проблем является задачей психологии как науки.
II. Место и роль психологии в системе наук о человеке
В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.
В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.
В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная психология и генетическая психофизиология.
В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.
В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках — возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический ... восприятия. В исследованиях представителей когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность ...
В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название «эргономика«. Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем «человек-техника-среда».
III. Структура психологической науки
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд научных дисциплин и направлений.
Критерии различения отраслей:
1) содержание конкретной деятельности;
2) психологические аспекты развития;
3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).
- Если взять за основу первый критерий, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
а) Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ).
В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.
Психология труда имеет ряд самостоятельных разделов:
- инженерная психология(изучает деятельность оператора в автоматических системах управления, решает проблемы согласования функций между человеком и машиной);
- авиационная психология(изучает закономерности деятельности в процессе летного обучения);
- космическая психология(исследует психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости).
б) Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса о6учения, взаимоотношение между педагогами и учениками, индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.
Периоды развития теории управления
... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой ...
К разделам педагогической психологии относятся:
- психология обучения,
- психология воспитания,
- психология учителя,
- психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
в) Медицинская психология – раздел психологии, посвященный изучению влияния психических процессов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний, а также изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.
Выделяют 2 основные области приложения медицинской психологии:
1) нервно-психические заболевания (изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или врожденными аномалиями (Лурия, Зейгарник)),
2) соматические заболевания (изучение влияния психических состояний (факторов) на соматические процессы).
Медицинская психология подразделяется на:
- нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;
- психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
- психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;
- психопрофилактику и психогигиену.
г) Юридическая психология — рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Подразделяется на:
- судебную психологию, исследующую психологические особенности поведения участников уголовного процесса;
- криминальную психологию, занимающаяся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника,
- исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенных в исправительно-трудовых колониях.
д) Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические проблемы управления боевой техникой, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологиеской пропаганды и контрпропаганды и т.д.
е) Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.
Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»
... биологическое развитие животных и человека; C) высшая ступень совершенствования личности; D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. 4. ... умений и навыков. Какой из нижеперечисленных законов восприятия в психологии не существует? A) закон изменчивости чувствительности анализаторов; B) ...
ж) Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п.
з) Психология научного творчества – исследование закономерностей творческой деятельности, факторы, стимулирующие творческую активность.
и) Психология художественного творчества и эстетического восприятия.
- Если за основу классификации отраслей психологии принять психологические аспекты развития, то можно выделить следующие разделы:
а) Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности, развивающихся у человека, возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Она разветвляется на:
- детскую психологию,
- психологию подростка,
- психологию юности,
- психологию взрослого человека (акмеология),
- геронтопсихологию.
б) Психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на:
- патопсихологию, которая исследует отклонения в процессе развития психики;
- олигофренопсихологию— науку о патологии психического развития, связанного с врожденным дефектом мозга;
- сурдопсихологию— психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха;
- тифлопсихологию— психологию развития слабовидящих и незрячих.
в) Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, осуществляет сопоставление психики животных и человека, устанавливает характер и причины существующих сходств и различий в их поведении.
Сравнительная психология подразделяется на:
- зоопсихологию, изучающую психику животных, принадлежащих к различным видам, внешние формы и механизмы поведения,
- этологию— изучает врожденные механизмы поведения животных.
3. Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединенных понятием социальная психология.
а) Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах: проблемы коммуникации, психологической совместимости, межличностные отношения в группах, степень сплоченности, динамика отношений в семье, зависимость самооценки личности от групповой оценки
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы ... мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в ...
б) Политическая психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности в ее взаимоотношениях с политической средой и деятельность в этой среде.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающей значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли. Особое место среди прочих областей занимает общая психология.
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность, общие закономерности психических процессов, дифференциально-психологических особенностей личности, характера и темперамента, мотивы поведения.
Результаты исследований общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Общая психология раскрывает наиболее общие, основополагающие аспекты психики человека.
Общая психология— это раздел психологии, в рамках которой проводятся исследования психических процессов, психических состояний и психических свойств у нормального, психически здорового взрослого человека.
Общая психология ориентируется на психическую норму и изучает закономерности психической деятельности в норме. В рамках общей психологии изучается история психологии, разрабатываются методы психологического исследования, проводятся исследования психических явлений. Общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, описывает общие принципы, категории, понятия психологической науки.
Основные задачи общей психологии:
— изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов, как отражения объективной реальности;
— изучение качественных особенностей психических явлений и процессов;
— анализ формирования и развития психических явлений и процессов;
— изучение физиологических механизмов лежащих в основе психических явлений;
— содействие внедрению научных знаний по психологии в практику.
Общая психологияраскрывает наиболее общие, основополагающие аспекты психики человека. Изучением психологических особенностей разных видов деятельности человека занимаются: педагогическая, инженерная, авиационная, космическая, военная и другие отрасли психологии.
IV. Методы психологического исследования.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... работника наиболее развито тактильное ощущение, используемое им при пальпации, производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения, Теоретический и ... впечатление от данного конкретного ощущения Длительность ощущения не совпадет с длительностью раздражения. Действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение продолжается в течение еще ...
Метод — это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).
С точки зрения Б.Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:
1. Организационные методы:
- сравнительный метод
- лонгитюдинальный метод
- комплексный
Сравнительный методзаключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод«поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.
Лонгитюдинальный метод— это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований — регистрировать соматическое и психическое развитие личности.
Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ: лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.
Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.
Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).
2. Эмпирические методы:
а) Обсервационные методы
- объективное наблюдение
- непосредственное (индивидуальное и коллективное)
- опосредованное (анкеты, опросники)
- самонаблюдение
- непосредственное (словесный отчет)
- опосредованное (дневники, автобиографии, письма)
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.
б) Экспериментальные методы
- лабораторный
- метод психических реакций
- психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)
- психометрические методы (исследование мнемических, перцептивных процессов)
- естественный
- в условиях труда
- в условиях учения
- в условиях игры
- психолого-педагогический
- констатирующий
- обучающий
Экспериментальный методпредполагает следующее:
- исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
- экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
- эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
в) Психодиагностические методы(тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)
г)Праксиметрические методы— анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)
д) Биографические методы — анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека
- Методы обработки данных
- количественный анализ(математико-статистический) — применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ
- качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам).
К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым — описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход).
- Интерпретационные методы
- Генетический(филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический) – метод описания генетических связей и возрастной динамики.
- Структурный(определяются взаимосвязи между частями и целым, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни) – метод описания структурно-динамических связей.
V. Тесты как метод психологического исследования
Термин «тест» был введен в конце прошлого века американским психологом Кеттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как Бине, совместно с Симоном, разработал свою систему тестов для определения умственного развития или одаренности детей, а Мюнстерберг несколько позднее начал разработку тестов в целях профессионального отбора.
Тесты в собственном смысле слова — это испытания, которые ставят своей целью градуирование, определениерангового места личности в группе или коллективе, установление ееуровня. Тесты являются специализированными методами псииходиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Стандартизованные тестовые методики (тесты-опросники) предполагают определённое количество тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, наличие вариантов ответов, математический аппарат обработки данных, возможность соотнесения полученных результатов со средне-нормативными значениями.
Нестандартизованные качественные методики (тесты-задания) предполагают качественный анализ – анализ способов выполнения задания, поведения в момент обследования, отношения к обследованию. Они применяются в основном для исследования психических процессов – памяти, внимания, мышления и др.
Проективные методики – в основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям (предполагается, что личностные особенности человека, особенности его эмоционального состояния «проецируются» на деятельность, отражаются в результатах).
Тема №2: Познавательные психические процессы
- Ощущение
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств.
Ощущение— это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.
Специфическая черта ощущений — отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на анализатор.
Анализатор – это анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:
-
Периферического отдела, или рецептора. В нем происходит преобразование определенного вида воздействия энергии в нервный процесс.
- Афферентных, или центростремительных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора, и эфферентных, или центробежных нервов, по которым передается ответная реакция.
- Центрального отдела анализатора – специализированного участка коры головного мозга, где происходит преобразование нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Ответная реакция передается по эфферентному нерву.
Первичные эмпирические характеристики:
-
Модальность(качество) – «способность» отражать определенные состояния и формы материи, к воздействиям которой (свет, звук, теплота) физиологически приспособлен данный анализатор. Иначе: основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.
- Интенсивность – количественная характеристика; зависит от силы раздражителя и функционального состояния анализатора.
- Длительность ощущения — его временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя (время запаздывания — латентный период ощущения), оно и не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя (инерция ощущений проявляется в последействии).
Эффект последействия – ощущение продолжается после окончания действия раздражителя. Возникает последовательный образ, пока он соответствует по светлоте и цветовому фону – положительный послеобраз, когда начинает изменяться (со временем) – становится отрицательным.
- Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.
Значение ощущений:
— Источник материала для мышления (при ограничении сенсорных импульсов наступает сенсорная депривация)
— Участвуют в регуляции удовлетворения потребностей (удовлетворена потребность — снижается чувствительность)
— Участвуют в регуляции обменных процессов, обеспечивают гомеостаз
— Обеспечивают связь с внешним миром
2. Виды ощущений
2. Виды ощущений.
Классификация ощущений Ч. Шеррингтона(модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов):
-
Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
- Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
- Интерорецептивные, или органические, возникающие при отражении обменных процессов во внутренней среде организма с помощью специализированных рецепторов.
При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.
Классификация ощущений Б.Г. Ананьева(модель дифференциации ощущений по модальности):
-
Зрительные
- Слуховые
- Обонятельные
- Вкусовые
- Температурные
- Тактильные (кожно-осязательные)
- Мышечно-суставные (движения)
- Болевые
- Вестибулярные
- Статико-динамические (равновесие и ускорение)
- Органические
Классификация ощущений Х. Хэда(модель дифференциации ощущений по генетическому признаку):
-
протопатические (более древние и примитивные, аффективные, менее дифференцированные, не чётко локализованные)
- эпикритические (более тонко дифференцированные, представляют собой более высокий уровень)
3.Чувствительность и пороги чувствительности.
Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас мира, могут быть более или менее чувствительны к отражаемым ими явлениям, то есть, могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью.
Чувствительность — это способность живой материи (организма) отвечать на изменения внешней среды или внутренней среды.
В психологии под чувствительностью понимают способность живых систем реагировать на изменение окружающей и внутренней среды проявлением ощущений (сенсорная чувствительность).
Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающее едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений.
Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения.
Диапазон чувствительностиопределяется разницей между верхним и нижним абсолютными порогами.
Дифференциальный (разностный) порог чувствительности– минимальная величина прироста к силе действия раздражителя, которая вызывает едва заметное изменение (ослабление/усиление) ощущения (зависит от модальности).
Чувствительность не является постоянной характеристикой, находясь всё время в зависимости от различных факторов. Такое изменение чувствительности органов чувств под влиянием действий раздражителя называется сенсорная адаптация.
Виды сенсорной адаптации:
Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действий раздражителя. Виды адаптации:
-
Полная адаптация — полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.
- Негативная адаптация — притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя.
- Позитивная адаптация —повышение чувствительности под влиянием действия слабогораздражителя.
- Сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.
Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые могут приводить к серьезным функциональным нарушениям в организме.
Изменения и расстройства ощущений чрезвычайно многообразны. Все ощущения, в зависимости от индивидуальных особенностей физиологических систем, могут сопровождаться низкой чувствительностью (гипестезии), обостренной чувствительностью (гиперестезии), выпадением чувствительности в той или иной сфере чувств (анестезии) или ее извращением (парастезии).
Явления гиперестезии часто встречаются при астенических состояниях.
Соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристики процессов ощущения и восприятия. Знание закономерности этих изменений может оказать существенную помощь в квалификации состояния больного при постановке диагноза.
- Восприятие
Восприятие — второй познавательный психический процесс на чувственном уровне познания.
Восприятие — это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочивание и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. В акте восприятия всякий предмет приобретает обобщенное значение и выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом. В акте восприятия начинается управление действием.
Всякое восприятие включает в себя двигательный (моторный)компонент в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д. Восприятие – это, в первую очередь, активный процесс. Процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта.
2. Основные свойства восприятия
Предметность — выделение восприятием в окружающем мире предметов, отделение их от фона — выражается в, так называемом, акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру (феномен «фигуры и фона»).
Целостность. Восприятие — это процесс, состоящий в организации отдельных элементов образа в единое целое.В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета (а не фрагментарный), в котором восприятие деталей зависит от целого контекста (двойственное изображение «жены» и «тёщи»).
Структурность. С целостностью восприятия связана его структурность. В течение некоторого времени в процессе восприятия формируется обобщенная структура, фактически абстрагированная от ощущений.
Константность. Это способность системы восприятия компенсировать искажение объекта, связанные с изменением условий его восприятия, таких как расстояние до объекта, угол, под которым он наблюдается, освещенность и т. п. Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и цвету.
Осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринять объект – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить его в слово.
Апперцепция восприятия.Проявляется в зависимости восприятия от прошлого опыта личности, от ее психических состояний, мотивов, потребностей и интересов.
3. Виды восприятий
1. Классификация видов восприятий в зависимости от анализаторов, играющих в восприятии преобладающую роль:
— зрительные
— слуховые
— осязательные
— кинестетические
— обонятельные
— вкусовые
Эти виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, образуя сложные виды восприятий.
2. Классификация восприятия в зависимости от формы существования материи:
— восприятие пространства (форма, величина, взаимное расположение и удалённость предметов)
— восприятие времени (отражение скорости и последовательности явлений объективной действительности)
— восприятие движения (как пространственно — временного перемещения).
3. Классификация по степени направленности и сосредоточенности сознания на определённом объекте:
— непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Это восприятие направляется внешними обстоятельствами.
— преднамеренное (произвольное) восприятие. Оно регулируется заранее поставленной задачей – воспринять тот или иной объект, ознакомится с ним.
- Внимание
Главной особенностью психики является её избирательность. Все ощущения, восприятия, впечатления, знания человек получает при непосредственном участии в этом процессе внимания. Оно обеспечивает точность и полноту восприятия.
Внимание называется «сквозным» психическим процессом, так как присутствует при выполнении любых видов психической деятельности, как бы «пронизывая» всю психику человека.
Внимание – это избирательная направленность сознания на объект, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью. Внимание – своеобразный психический «фокус», фиксирующий в своем поле тот или иной предмет.
Внимание – необходимое условие выполнения любой психической деятельности человека. Без процессов внимания психическая жизнь человека представляла бы собой хаотичный поток ощущений, переживаний, мыслей и чувств.
При этом в отличие от познавательных процессов, внимание не имеет особого содержания. Внимание не существует само по себе, оно является динамической стороной всех познавательных процессов, оно проявляется внутри восприятия, внутри мышления, воображения, памяти. Внимание тесно связано с направленностью личности, её установками, интересами и потребностями. Оно характеризует степень изменения личности к объекту или явлению. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности повышается. Следовательно, внимание, не имея своего содержания, проявляется в других психических процессах, осуществляя взаимосвязь деятельности личности и объекта, на который деятельность направлена. Следует так же обратить внимание на двусторонность этого процесса, которая проявляется в том, что, с одной стороны, внимание направляется на объект, а с другой стороны, объект привлекает внимание.
Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания на каком-либо объекте, явлении или виде деятельности.
В свою очередь, под направленностьюпсихической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, — надо удержать этот выбор, сохранить его.Например, вы можете легко направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.
Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность.Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.
Функции внимания:
-
отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, второстепенных;
- удержание, сохранение требуемой деятельности (образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Виды внимания
Различают – произвольное и непроизвольное внимание, а также постпроизвольное.
Непроизвольное внимание– внимание, направляемое на объект без сознательных волевых усилий личности. Оно осуществляется непреднамеренно, определяется самим объектом и актуальным психическим состоянием человека. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками, возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека.
Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, а также психофизиологическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна, контрастность и интенсивность. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, резкие запахи, яркий свет и интенсивные цвета. Привлекает внимание всё новое, необычное, контрастное, пульсирующее, движущееся. Ещё большее значение в привлечении непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызывающий у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время привлекает его внимание. Помимо этого, непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. То, что интересно, занимательно, эмоционально насыщенно, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредоточение.
Произвольное– внимание, сознательно направляемое и регулируемое. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причинами возникновения произвольного внимания к любому объекту являются постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.
Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия.
Все три вида внимания – это динамические процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладащим.
Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые обычно называют свойствами. К основным свойствам внимания относят концентрацию, устойчивость, переключаемость, распределение и объем.
Концентрация внимания– способность фокусировать, сосредотачивать внимание на одном объекте, игнорируя другие при наличии помех. Чем меньше круг объектов и участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представление человека о том или ином предмете, его назначении, концентрации, форме.
Устойчивость внимания– характеризуется временем, в течение которого сохраняется концентрация. Устойчивость определяется как способность в течение длительного времени сохранять внимание на одном объекте, роде занятий, выполняемой деятельности. Показатель устойчивости внимания – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Предмет на наших глазах должен развиваться, обнаруживать перед нами новое содержание. Лишь изменяющееся, обновляющееся содержание способно поддерживать наше внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность «гасит» его.
Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения. Это свойство внимания нарушается при гипоманиакальных состояниях, когда отмечается отвлекаемость, очень высокая подвижность, невозможность сосредотачиваться длительное время, невозможность продуктивной работы.
Переключаемость внимания– сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой без существенной потери способности к концентрации. Переключаемость внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного действия к другому. Способность к переключению означает гибкость внимания.
Противоположное качество – ригидность, вязкость, застревание. Это как правило связано с подвижностью нервных процессов. Так при эпилепсии наблюдается склонность к застреванию, к детализации.
В житейском смысле плохая переключаемость внимания называется рассеянностью.
Распределение внимания– способность направлять и сосредотачивать внимание одновременно на нескольких объектах или на выполнении различных видов деятельности. Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более видов деятельности.
Объем внимания – определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов (букв, простых геометрических фигур) объем внимания у взрослого человека равен, в среднем, 5-7 элементам. Объем внимания у детей до младшего школьного возраста равен 2-3 элементам, с возрастом он расширяется. Уменьшение объема внимания обычно наблюдается при астенических состояниях и сопровождается истощаемостью внимания. Больной не может долго работать продуктивно, внимание трудно одновременно распределить на несколько предметов.
Изменения внимания в клинике
Среди нарушений внимания наиболее распространенными и значимыми являются: истощаемость, нарушение концентрации, отвлекаемость, инертность.
Истощаемость внимания– нарушение всех основных параметров внимания, всех его свойств при повышенной психической нагрузке, как правило в следствие патологической утомляемости. Повышенная истощаемость внимания наблюдается у больных с органическими поражениями головного мозга. Истощаемость внимания — это один из основных симптомов в структуре астении.
Нарушение концентрации внимания– ослабление и утрата способности сосредотачивать внимание на объектах или явлениях. Часто наблюдается при депрессивных состояниях различного генеза, когда больной не в состоянии сохранять интенсивную психическую связь с текущими событиями.
Отвлекаемость внимания (нарушение устойчивости)– снижение избирательности внимания, неспособность в течение длительного времени сосредоточиваться на каком-либо одном объекте, постоянное отвлечение на посторонние раздражители. О отвлекаемость выражается в постоянных колебаниях внимания – периодических ослаблениях внимания к тому или иному объекту или виду деятельности. Повышенная отвлекаемость внимания характерна для маниакальных состояний.
Инертность внимания– недостаточная переключаемость внимания с одного объекта на другой. Как правило сопровождается общей психической инертностью, тугоподвижностью, склонностью «застревать» на каких-либо событиях или объектах. Наиболее типичным нарушение переключаемости внимания является для больных эпилепсией.
Можно также выделить сужение объема внимания, при котром количество объектов, одномоментно удерживаемых в поле внимания, уменьшается. Сужение объема внимания отмечается при астенических состояниях.
- Память
Особенностью нашей психики является то, что образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают из нашего сознания бесследно. Они оставляют определенный след, сохраняются и закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память – возобновляющееся отражение действительности, отражение или воспроизведение пережитого, воспроизведение как чувственного, так и обобщенного смыслового содержания. Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком его индивидуального опыта.
Без памяти человек был бы существом мгновения, лишенным каких бы то ни было знаний, умений, навыков, неспособным накапливать жизненный опыт и пользоваться им в новых и сложных ситуациях. Такое существо, лишенное памяти, нельзя было бы назвать личностью.
Процессы памяти не только обеспечивают необходимый человеку багаж знаний и умений, но и позволяет формировать индивидуальный жизненный опыт, являющийся условием и компонентом психической адаптации личности.
Память – важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
В структурной организации памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Эти процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.
Запоминание– процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти. Здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не всё, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим перед себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны отношений.
Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела стимулируют более прочное запоминание (эффект Зейгарник).
Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к её забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
Сохранение – процесс накопления информации в памяти, её структурирование и организация. Информация может быть организована в памяти различными способами. Одним из способов организации информации может быть пространственная организация., которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. Другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов какими-либо общими признаками. Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории – более общей или более частной – он соответствует.
Воспроизведение– извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, когда мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия. Его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация. Воспроизведение может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним (чувство знакомости).
Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей при воспроизведении, требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.
Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Это обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток. Именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.
Забывание– процесс необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: в начале быстро, а затем медленно («кривая забывания» Эббингауза).
Процессом забывания трудно управлять. В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.
Виды памяти
Существует несколько классификаций видов памяти. По длительности сохранения информации выделяют следующие уровни памяти: мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная, буферная, долговременная.
Мгновеннаяпамять осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов, такая инерционность органов чувств обеспечивает непрерывность восприятия (при моргании, движениях глаз).
Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время – от 0,1 до 1,0 сек и характеризуются полнотой сохраняемой информации. В связи с раздельным хранением следов в мгновенной памяти разной модальности, некоторые формы получили особое название: иконическая память (зрительная), эконическая память (слуховая).
У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти длится до 10 минут. Это во многом объясняет явление эйдетизма. Мгновенная память не поддается произвольному управлению.
Кратковременнаяпамять сохраняет ту информацию, к которой было привлечено внимание на уровне сенсорной памяти или поступившей из долговременной памяти. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием, т.е. в неё попадает только та информация, которая отвечает актуальным интересам и потребностям человека.
Время хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд. Объем сохраняемой информации ограничен 5-9 структурными единицами информации – в среднем 7 единиц (правило Миллера).
Особенностью этого уровня памяти является то, что вновь поступившая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потере последней. Такое свойство кратковременной памяти называется замещением.
Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Оперативная память непосредственно включена в процесс деятельности для удержания её промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти.
Буфернаяпамять (промежуточная) обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что за время сна происходит переработка накопленной за день информации и очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее 3 часов в сутки или лишение сна приводит к отчетливым нарушениям внимания и кратковременной памяти.
Долговременнаяпамять обеспечивает длительное сохранение информации (месяцы, годы), т.е. практически не ограничивается объемом и временем хранения информации. Она бывает двух типов: долговременная память с сознательным произвольным доступом (где информация непрерывно преобразуется) и «закрытая» долговременная память (в обычных условиях к ней нет произвольного доступа, информация хранится в неизменном виде).
В долговременную память с произвольным доступом информация поступает из буферной памяти через преобразование её в кратковременной памяти. Для переноса следов в долговременную память требуется от 15 минут до часа – период консолидации. В этом процессе важна роль мышления: информация при преобразовании обобщается, группируется, классифицируется.
Долговременная память «закрытого» типа сохраняет все события жизни человека. Актуализировать во всех деталях зрительные, слуховые образы, запахи, переживания различных картин жизни человека можно во время гипноза или при операции на открытом мозге. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Это только упрочивает её следы в долговременной памяти. К факторам, определяющим сохранение информации в долговременной памяти, относятся: привычность материала, контекст, мотивация, углубление в изучаемый материал.
В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память – возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти. Двигательная память имеет особенно важное значение в профессиональной деятельности танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.
Эмоциональная память – память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — писал К.С. Станиславский, — у вас есть память на чувствования или эмоциональная память.
Образная память – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, каких-либо явных закономерностей автором не устанавливается, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей «художественных» профессий.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах, свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит состояние всех других видов памяти.
Такова классификация видов памяти по содержанию той информации, которая в ней запоминается, хранится и воспроизводится.
В соответствии с целями деятельности и характером участия воли в процессах запоминания память делят на непроизвольнуюипроизвольную. В первом случае имеется в виду такое запоминание, которое происходит как бы автоматически без каких-либо усилий со стороны человека и в отсутствии постановки специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс усвоения требует волевых усилий.
В соответствии с применяемыми приемами запоминания различают память механическую и смысловую.
Механическаяпамять – это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Основной прием механического запоминания – многократное повторение. Целью является абсолютно точное и неизменное воспроизведение заучиваемой информации. Этот вид памяти обусловлен возникновением нервных связей преимущественно первой сигнальной системы, которые закрепляются в результате повторения информации. Хорошая механическая память присуща актерам, дикторам.
Смысловаяпамять – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эта память предполагает предварительную работу мышления: материал подвергается анализу, расчленяется на составляющие части, среди которых выделяются наиболее важные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается суть изучаемого материала.
Смысловая память имеет своей физиологической основой нервные связи преимущественно второй сигнальной системы. Она является более продуктивной, чем механическая, так как опирается на более многочисленные и многообразные связи. Заученное с помощью смысловой памяти сохраняется долгое время, тогда как механически заученное имеет тенденцию быстро забываться.
Расстройства памяти
Проблема расстройства памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований, во-первых потому, что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе, а во-вторых потому, что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом.
В клинике выделяют прежде всего три вида нарушений – амнезии, гипермнезии, гипомнезии. Помимо этого, к нарушениям памяти относят также парамнезии.
Гипермнезия– патологическое усиление памяти. Это нарушение проявляется необычным, чаще врожденным усилением возможностей запоминания. Встречается редко и существенного значения в клинике, как правило, не имеет. В некоторых случаях наблюдается способность удерживать в памяти обильную малосущественную информацию (расписание движения транспорта, даты, номера телефонов), причем это свойство памяти может даже не зависеть от интеллекта человека и встречается при умственной отсталости. Проявления гипермнезии могут возникать на фоне болезненно повышенного настроения, когда продуктивность запоминания и воспроизведения резко увеличивается.
Гипомнезия– ослабление памяти, снижение мнестических функций. Гипомнезия может быть общей (тогда она касается процессов запоминания, и процессов воспроизведения) и частичной (например, больной испытывает затруднение при запоминании конкретного нового материала или при попытке что-то вспомнить в данный момент).
Гипомнезия может быть как постоянной, например, у лиц с резидуально-органической церебральной недостаточностью (вследствие патологии беременности, патологии родов, интоксикации, перенесённых черепно-мозговых травм и т.д.), так и преходящей, возникающей, например, на высоте интоксикации при инфекционных и соматических заболеваниях и в период реконвалисценции на фоне глубокой астении. Типична гипомнезия для лиц пожилого и старческого возраста, она преимущественно связана с атеросклеротическим процессом. Кроме того, явления гипомнезии могут наблюдаться у депрессивных больных.
Амнезиия – полное выпадение из памяти событий, имевших место в определенный период времени. Амнезии занимают ведущее место в клинике психических расстройств при органических заболеваниях головного мозга. При амнезии больной может ориентироваться в окружающей обстановке и приспосабливаться к ней.
Парамнезиивключают в себя псевдореминисценции, конфабуляции и криптомнезии. Парамнезии часто относят к клиническим формам извращения памяти. Это нарушение распределения припоминаемых событий во времени и пространстве (например, перемещение их из далекого прошлого в настоящее, из одних обстоятельств в другие), искажение ранее пережитых реальных событий, замещение их или заполнение пробелов памяти домыслами или фантазиями, отчуждение вспоминаемых переживаний от собственного жизненного опыта. Наиболее распространенной разновидностью парамнезии является псевдореминисценция, при которой ошибочность воспоминания касается лишь времени – когда-то реально пережитое вспоминается как недавно произошедшее. При конфабуляциях пробелы в памяти заполняются вымышленными и фантастическими псевдовоспоминаниями. В случаях криптомнезии ранее лично пережитое вспоминается как слышанное, виденное или прочитанное (по механизму отчуждения) либо, наоборот, слышанное и виденное вспоминается как лично пережитое (по механизму присвоения).
- Мышление
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, данные которых служат исходным материалом для работы мышления.
Мышление– познавательный психический процесс, который заключается в обобщении и опосредованном отражении связей и отношений между явлениями и предметами окружающего мира.Обобщенное и опосредованное познание объективной реальности.
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Весь свой материал мыслительная деятельность получает из чувственного познания. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые абстрактные их свойства. В процессе мышления человек выходит за рамки чувственного познания.
Всякая мыслительная деятельность возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Только с помощью речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное свойство и закрепить представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и точно она выражается в словах, в устной и письменной речи.
Логические формы мышления
Мышление протекает в трех логических формах – понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – обобщенное и опосредованное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных связей и отношений, это обозначение класса предметов на основе наиболее значимого объединяющего признака.
Понятия бывают большей и меньшей степени обобщенности. Например, «женщина», «врач» — понятия меньшей степени обобщенности, чем понятие «человек».
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме.
Суждение– это установление определенной связи между понятиями, между предметами и явлениями. Суждения бывают истинными и ложными. «Стекло прозрачное» — истинное. «Потолок вертикальный» — ложное.
Суждения бывают общими, частными и единичными.
В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса. «Воспалительный процесс сопровождается повышением температуры» — общее.
В частных суждениях утверждение или отрицание относится не ко всем, а лишь к некоторым определенным предметам. «Некоторые препараты имеют побочный эффект» — частное.
В единичных – только к одному. «Этот пациент болен гриппом» — единичное.
Умозаключение– такая связь между суждениями, когда из исходных суждений мы получаем новое, не сводимое к предыдущим. Исходные суждения называются посылками. Вывод, получаемый из посылок, называется заключением. Умозаключения могут быть двух видов: индукция (ход рассуждений от частных случаев к общему положению) и дедукция (ход рассуждений от общего положения к частным случаям).
Простейшим видом дедукции является силлогизм: «Все металлы электропроводны. Железо – металл. Следовательно, железо электропроводно».
Процессы мышления
Говоря о мышлении как о процессе, мы прежде всего выделяем в нем такие операции как анализ и синтез, которые составляют единую аналитико-синтетическую деятельность мышления.
Анализ– это разложение на части, выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов и свойств.
Объединение выделенных при анализе компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект.
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Неразрывное единство анализа и синтеза заключается в познавательном процессе сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с их сопоставления или соотнесения, т.е. с синтеза. В процессе этого синтетического действия, происходит анализ сравниваемых явлений, а именно выделение в них общего и различающегося. Поэтому говорят о единойаналитико-синтетической деятельности мышления, которая изучается в клинике при самых разных психических расстройствах.
Обобщение– еще один важнейший процесс мышления, который позволяет судить о его сохранности и продуктивности у пациентов психиатрической клиники.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах (в результате анализа) выделяются их общие свойства, которые могут быть двух видов:
- общие как сходные признаки;
- общие как существенные признаки.
Например, можно найти сходство между самыми разнородными предметами, в частности их можно объединить в одну группу по одному признаку, допустим по общности цвета: вишня, пион, кровь, сырое мясо, вареный рак. В данном случае сходство основано на внешних поверхностных несущественных признаках. Эти признаки в патопсихологии называют латентными, т.е. такими которые действительно принадлежат объединяемым предметам, но не выражают их сущности.
Если мышление здорового человека основано на выделении значимых существенных признаков, то мыслительные процессы больных шизофренией основаны на скрытых, неявных, несущественных латентных свойствах предметов и явлений.
Виды мышления
В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление, в основном, наглядно-действенное. Наглядно-действенное мышление – решение мыслительных задач в процессе практической деятельности. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают игрушки именно с целью выяснить «что там внутри».
Наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, то есть в возрасте четырех-семи лет. Наглядно-образное мышление тесно связано с восприятием. Здесь не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (иллюстрациями могут служить эксперименты Жана Пиаже по наглядно-образному мышлению).
Абстрактное мышление развивается у детей в школьном возрасте. В конце школьного обучения формируется система понятий. У взрослых людей представлены все виды мыслительной деятельности. Преобладание того или иного вида мышления может быть связано с профессиональной деятельностью: у техников, инженеров, конструкторов особое развитие получает наглядно-действенное мышление, у писателей – наглядно-образное (конкретно-чувственное), у математиков – абстрактное. В профессиональной деятельности врача важны все три вида мышления.
Патопсихологическая классификация нарушений мышления
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Существует множество разнообразных классификаций нарушения мышления, как психопатологических, так и патопсихологических. Наиболее значимой патопсихологической классификацией, является классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник. Именно эта классификация лежит в основе всех современных отечественных типологий мыслительных расстройств.
Зейгарник выделяет три вида патологии мышления:
- нарушение операциональной стороны мышления;
- нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления;
- нарушение динамики мышления.
Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений.
Нарушения операциональной стороны мышления.
Это нарушение процессов обобщения и опосредования, при котором теряется способность пользоваться основными операциями мышления. При исследованиях мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, отмечает Зейгарник, обнаружено, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всём их разнообразии их можно отнести к двум крайним вариантам:
- снижение уровня обобщения;
- искажение процесса обобщения.
Снижение уровня обобщения. В этом случае у больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. При ярко выраженном уровне обобщения больным не доступна задача на классификацию: для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены.
Искажение процесса обобщения.При таком нарушении процессов мышления, больной демонстрирует способность к обобщению, но при этом не может выделить существенные признаки путем абстрагирования, скорее напротив, за основу обобщения он берет чрезвычайно общие признаки и связи, только они при этом носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер. Предметное содержание вещей и явлений как правило не учитывается.
Нарушения мышления.
Нарушения мышления встречаются при самых разнообразных патологических состояниях, однако чаще всего они наблюдаются при нервно-психических расстройствах.
У больных страдающих органическими заболеваниями головного мозга, в мыслительной деятельности наблюдается такая черта как снижение уровня обобщения. При снижении уровня обобщения отмечается недостаточность функции обобщения и абстрагирования, затруднения в формировании понятий. Содержание ассоциаций в этом случае не выходит за пределы частных, единичных связей. Полученные непосредственные впечатления не синтезируются в словесно-логические связи, не имеют доминирующего значения. Конкретность и ситуативность мышления характерны, например, для больных атеросклерозом на выраженных стадиях заболевания.
У больных шизофренией отмечается нарушение, квалифицируемое как искажение процесса обобщения. Словесно-логические связи мало опираются на конкретные свойства и признаки предмета. Ассоциации случайные, ненаправленные. Нарушена иерархичность признаков по степени значимости; любой неявный (латентный), несущественный признак может стать центральным и лечь в основу рассуждения, определяя результат мышления.
К факторам, влияющим на процессы памяти и внимания, относятся: физиологическое состояние человека, его самочувствие, наличие и выраженность утомления. Депрессивное состояние ослабляет процессы памяти и внимания, радостное настроение усиливает их. Имеют значение и другие внешние и внутренние факторы: освещенность, шум, различные помехи, температура и влажность воздуха, а также кофе, алкоголь, никотин и т.д.