15.Технология социально-педагогической профилактики и коррекции

Технология социально-педагогической профилактики и коррекции.

Технология – осн. Задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации.

Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комп­лексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятель­ность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации прин­ципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необхо­димый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогичес­кая, медицинская и социально-педагогическая.

Психолого-педагогаческая профилактика — это систе­ма предупредительных мер, связанных с устранением внеш­них причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педа­гогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает вклю­чение в’ профилактическую работу систему мер по соци­альной защите детства.

Профилактика предусматривает решение еще не воз­никших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоя­тельность, предупреждая тем самым социальный инфан­тилизм и пассивность.

26 стр., 12980 слов

Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной ...

... - предусматривать непрерывность, систематичность, демократичность процесса профилактики компьютерной ... профилактике компьютерной зависимости детей и подростков 2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков 2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей ...

Другие профилактические меры принимаются непос­редственно перед возникновением проблем. Так, при воз­никновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему ин­дивидуальные задания, дополнительно разъясняет мате­риал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую за­пущенность или неуспеваемость ребенка.

Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с от­дельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств.

Первые два подхода можно отнести к общей профилак­тике, а третий — к специальной. Специальной профилакти­кой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилак­тика школьных страхов и т.п.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:

Детство является тем периодом, в котором заклады­вается фундамент личности;

в детстве закладываются нравственные и этические эталоны;

в детстве формируются правилосообразное поведе­ние и нормативная деятельность;

нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;

в этом периоде ребенок обладает повышенной вну­шаемостью, подражаемостью;

в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а ро­дители и педагоги — его главные авторитеты.

Социально-педагогическая профилактика — это систе­ма мер социального воспитания, направленных на созда­ние оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) ас­пектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный пе­дагог может направить свою деятельность на воспитатель­ный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа свер­стников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представле­ния об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопро­вождающие их переживания и изменять их. Наконец он мо­жет способствовать изменению позиции ребенка по отно­шению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

Составляющей частью процесса ресоциализации является коррекция.

11 стр., 5139 слов

Формы и методы профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.

... позицию и направление курсовой работы. Целью исследования является анализ форм, методов профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи. ?????? гипотеза гендерные программы среди несовершеннолетней молодежи снизят количество ... которые не подпадают под действия уголовного кодекса, а запрещены только подросткам. Это может быть побег из дома, прогулы занятий в учебных учреждениях, ...

Коррекция – сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, смысловые установки и тп) с влияниями, предполагающими изменения в развитии личности (Шакурова М.В.).

Коррекция, по мнению А.И. Кочетова, имеет следующие функции:

  • Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости;
  • Компенсирующую – формирование у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (спорт, труд и тд);
  • Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика (осуждение, одобрение, т.е. небезразличное отношение к личности подростка);
  • Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощ, убежд, пример и тд).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка со взрослыми, сверстниками и корректировку педагогической позиции учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, имеет ли место психологическая изоляция, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления