Технология социально-педагогической профилактики и коррекции.
Технология – осн. Задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации.
Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Психолого-педагогаческая профилактика — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в’ профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.
Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной ...
... - предусматривать непрерывность, систематичность, демократичность процесса профилактики компьютерной ... профилактике компьютерной зависимости детей и подростков 2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков 2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей ...
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка.
Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий — к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.
В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:
Детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности;
в детстве закладываются нравственные и этические эталоны;
в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;
нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;
в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью;
в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги — его главные авторитеты.
Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.
Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Составляющей частью процесса ресоциализации является коррекция.
Формы и методы профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.
... позицию и направление курсовой работы. Целью исследования является анализ форм, методов профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи. ?????? гипотеза гендерные программы среди несовершеннолетней молодежи снизят количество ... которые не подпадают под действия уголовного кодекса, а запрещены только подросткам. Это может быть побег из дома, прогулы занятий в учебных учреждениях, ...
Коррекция – сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, смысловые установки и тп) с влияниями, предполагающими изменения в развитии личности (Шакурова М.В.).
Коррекция, по мнению А.И. Кочетова, имеет следующие функции:
- Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости;
- Компенсирующую – формирование у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (спорт, труд и тд);
- Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика (осуждение, одобрение, т.е. небезразличное отношение к личности подростка);
- Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощ, убежд, пример и тд).
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка со взрослыми, сверстниками и корректировку педагогической позиции учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, имеет ли место психологическая изоляция, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления