Организация и проведение ролевой игры

Ролевая игра — это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающемуся:

1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;

2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;

3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначению они подразделяются на ролевые игры:

— по диагностике личностных качеств;

— по тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с элементами психо- и социодрамы);

-по развитию коммуникативных и организаторских качеств.

В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры дифференцируются на игры:

— со слабо обозначенным сюжетом;

— с достаточно полно обозначенным сюжетом;

— с жестко заданным сюжетом.

Характерные признаки ролевой игры:

— наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль;

— различие ролевых целей при решении поставленных задач. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями;

— взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;

— наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;

— многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций;

— наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков;

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. «Ругаемся овощами» (Кряжева н.Л., 1997)

... Ребенок в этой игре выступает в двух ролях – своей собственной и куклы. Исполняя различные роли, дети приобретают позитивный ... агрессивного поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ... спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность ...

— система индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.

Процедура проведения ролевой игры:

1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.

2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т. е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа — осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между

участниками игры.

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках

компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?

Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ ее участников и «обратную связь» (мнения, комментарии) в их адрес от других членов группы.

В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».

2 стр., 526 слов

Решение индивидуальных ситуаций участников в процессе семинара

... ролевой игры. – ролевая игра ü Техника амортизационного общения. – индивидуальные и парные техники ü Упражнения, развивающие групповую сплоченность. – подвижные игры ü Упражнения для активизации креативности участников ... – двигательные упражнения   Решение индивидуальных ситуаций участников в процессе семинара. Каждый участник получает сертификат Международной Академии Здоровья о прохождении ...

Приложение 6

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЭКЗАМЕН»

Источник: Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. — М.: Знание, 1988. — С. 53−64. 49

Сюжетно-ролевые игры проводятся по предварительно разработанному сценарию, имеют развернутые инструкции для всех участников игры с описанием их предметных и даже межличностных позиций. Сюжетные игры основаны на задачах, которые ведущий ставит перед собой заранее, планируя весь учебно-тренировочный цикл. Они ориентированы на анализ наиболее типичных коммуникативных проблем, которые, по мнению ведущего, свойственны большинству членов группы. В таких играх моделируются сложные коммуникативные ситуации, закладывается механизм развертывания достаточно длительных коммуникативных процессов, что требует определенных временных затрат и в учебном процессе.

Описание игры

Сюжетно-ролевая игра «Экзамен моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей. В ней участвуют персонажи: Студент и преподаватели кафедры физики (Ассистент, Доцент и Профессор — Заведующий кафедрой).

Конфликт целей основных персонажей (Студента и Заведующего кафедрой) задается тем, что, пытаясь решить свои актуальные (сиюминутные) проблемы, эти участники игры хотят добиться разных результатов экзамена: Студент — получить «неуд», а Заведующий кафедрой — поставить положительную оценку.

3 стр., 1161 слов

Определения для студентов 2010−11к экзамену

... структура деятельности мотив-цель-план-действия-операции-контроль и оценка результатов. Субъект деятельности- носитель активности, осознающий мотивы, ... целеполагание, учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Учебная задача –направлена на освоение общего способа решения ... в раннем детстве (1-3 года); сюжетно-ролевая игра у дошкольников; учебная деятельность у младших школьников; ...

Игра предназначена в первую очередь для анализа стратегической составляющей коммуникации, а также выяснения причин выбора коммуникативных стратегий. В то же время она может быть использована для работы с тактической и технической составляющими коммуникативной компетентности участников.

Основные персонажи игры имеют аналогичные проблемы — проблемы зависимости от других. Особенность сюжета этой игры состоит в том, что свои проблемы участники не могут решить с помощью закрытой стратегии. При этом не важно, кто добился своих целей, — проблемы зависимости не прорабатываются и в решении этих проблем никто не продвигается. Эффективно разрешить проблему зависимости участники могут, только отказавшись от закрытой стратегии и вступив в кооперативное взаимодействие. Но это требует от них (особенно, от Заведующего кафедрой) выхода из ролевой позиции.

Инструкция Заведующему кафедрой

Вы — профессор, заведующий кафедрой физики Института Электро-ники. По окончании летней сессии Вы узнали, что экзамен по дисциплине «Физика твердого тела» не сдал лишь один студент 2-го курса. Вы поговорили с преподавателями (Ассистентом и Доцентом), которым Студент дважды проваливал экзамен, и с удивлением узнали, что этот Студент — сын крупных специалистов в области электроники и до этой сессии учился только на «отлично». Преподаватели сообщили также, что Студент исправно посещал занятия и выполнял все контрольные работы. Перед экзаменом они не сомневались, что он получит высокую оценку. Однако и на экзамене, и на первой пересдаче Студент обнаружил полное незнание предмета. Его поведение вызывало полное недоумение, он был как бы сам не свой. Все усилия помочь Студенту ни к чему не привели, он смог ответить хотя бы на «удовлетворительно». Вместе с тем преподаватели не потеряли расположение к Студенту и считают, что комиссии стоит приложить усилия, чтобы поставить положительную оценку.

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется ... организовывать осмотр завода и т.п.? Описание хода деловой игры Студенты делятся на группы от 5 до 12 человек. Из ... , на котором действуют передовые методы организации производства, заслужил высокую оценку, как в нашей стране, так и за рубежом. На ...

Вы назначили день экзамена, а Вам домой позвонил ректор и доверительно сообщил, что разговаривал с отцом Студента, который рассказал ему о трудностях своего сына с физикой. Родители считают, что парень переутомился, у него легкое нервное расстройство. Возможно, он чего-то не понял в этом предмете, попытался разобраться — не получилось, и у него возникла иллюзия, будто он не понимает предмета в целом, появился страх перед экзаменом. Ректор попросил Вас повнимательней отнестись к Студенту и постараться поставить ему положительную оценку. Причем сделать это надо как можно более корректно: парень отличается честно-стью и принципиальностью.

Сейчас Вы будете вместе с Ассистентом и Доцентом принимать у Студента экзамен. Продумайте цели и тактику Вашего поведения.

Инструкция Ассистенту

Вы вели занятия в учебной группе, в которой обучался Студент. Лично Вам парень импонирует, и поэтому его поведение на экзамене Вас очень удивило и огорчило. Как Вы ни старались помочь, его ответы никак не давали возможность выставить ему положительную оценку. Пытаясь задним числом объяснить происшедшее, Вы склоняетесь к мысли, что всему виной какие-то события и «амурном фронте», ведь и Вы в студенческие годы чуть не провалили одну из сессий, влюбившись в сокурсницу, и думаете, что нечто подобное происходит со Студентом. Однако никаких фактов, подтверждающих это предположение, у Вас нет.

Инструкция Доценту

Вы читали курс лекций на потоке, где учится Студент. Ничем особенным он, на Ваш взгляд, от остальных не отличался. По Вашему мнению, парень просто «с жиру бесится», избалован донельзя своими родите лями, и эта встряска пойдет ему только на пользу. Однако Вы не сторон-ник крайних мер и считаете, что серьезный разговор, который мог бы про-вести со Студентом Заведующий кафедрой, снял бы проблему. В то же время Вы не склонны предаваться «сантиментам» и намерены вести себя «по правилам», и если Студент будет отвечать на последней переэкзаме-новке столь же плохо, то Вы поставите ему неудовлетворительную оценку.

3 стр., 1060 слов

Культурно-ист 2012 студентам

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Литература: Л.С.Выготский.Психология.-М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. История развития высших психических функций (с.511) Мышление и речь (с.262) Орудие и знак в развитии ребенка (с.828) Основные положения теории Л.С.Выготского: Слитный характер биологического и культурного развития ребенка Два типа орудий человека:орудия труда и психологические орудия- ...

Инструкция Студенту

Вы — студент 2-го курса Института Электроники. Ваши родители — крупные специалисты в области электроники, занимают высокие должности в электронной промышленности. Лет пять назад ректор Вашего института был заместителем Вашего отца, но их добрые деловые отношения сохранились и по сей день. Родители всегда хотели, чтобы сын продолжил их дело. Сначала Вы искренне поддерживали их планы, но в выпускном классе школы у вас появился сильный и устойчивый интерес к медицине. Однако родители отнеслись к этому как несерьезному увлечению, которое пройдет. По их настоянию Вы поступили в Институт Электроники.

Учились Вы без интереса, но добросовестно, экзамены сдавали всегда на «отлично», не отлынивали от общественной работы и поддерживали хорошие отношения с товарищами. К концу второго курса Вы окончатель-но осознали, что Ваше призвание — медицина, и решили уйти из института. Но для того, чтобы не расстраивать родителей, которые до сих пор не со-мневаются, что подсказали Вам правильный путь, Вы решили симулиро-вать свою неспособность учиться и провалить предпоследний экзамен. Однако, несмотря на более чем слабый ответ, Вам поставили «удовлетво-рительно». Теперь последняя надежда на экзамен по «Физике твердого те-ла». Вы уже дважды проваливали его. Назначена последняя пересдача. Вы ожидаете, что комиссия попытается выставить Вам положительную оцен-ку, но это не входит в Ваши планы. Объяснять комиссии причины, по ко-торым Вам надо получить «неуд», Вы также не расположены, поскольку не исключаете, что об этом станет известно родителям. Дома знают о Ва-ших неудачах, переживают, и Вы тоже делаете вид, что переживаете и усиленно готовитесь к экзамену. Вместе с тем Вы уже не раз жаловались родителям, что неспособны понять эту науку и, вероятнее всего, в третий раз тоже провалитесь.

13 стр., 6434 слов

Использование игры и игровых ситуаций на логопедических занятиях у детей с дислалией

Министерство образования Российской Федерации Кафедра логопедии Курсовая работа Использование игры и игровых ситуаций на логопедических занятиях у детей с дислалией 2010 ... качественный анализ результатов экспериментального исследования. Практическая значимость. Данная работа адресована студентам дефектологического института, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Структура ...

Инструкция члену экспертной группы по анализу поведения персона-жей игры

Вы входите в состав экспертной группы по анализу поведения пер-сонажей игры. Внимательно наблюдайте за ходом игры и будьте готовы ответить на следующие вопросы.

1. Какой техникой слушания пользовались персонажи, какие прие-мы использовались? Прерывали ли собеседники друг друга и как часто? Владеют ли они паузой?

2. Кто был лидером в диалогах? Кто больше всех говорил? Кто про-вел свое решение?

Насколько оказалась удачной последовательность, в которой бы-ло организовано взаимодействие (порядок приглашения на бесе-ды)?

4. Постарайтесь определить преобладающее эго-состояние персона-жей в терминах «Родитель — Взрослый — Ребенок». Были ли пере-ходы и когда? Каковы возможные причины этих переходов?

5. Как распределялась ответственность между персонажами? Были ли попытки кого-либо из персонажей переложить ответствен-ность на чужие плечи?

6. Все ли, на Ваш взгляд, было сделано для того, чтобы прояснить ситуацию, добиться взаимопонимания?

Типичные варианты поведения персонажей

Наиболее плодотворным является анализ ролей Заведующего кафед-рой и Студента, поскольку Ассистент и Доцент — фигуры вспомогатель-ные. Для этого удобно «расчленить» весь ход событий на три эпизода: раз-говор Заведующего кафедрой с Доцентом и Ассистентом в отсутствие Студента, беседа Заведующего кафедрой наедине со Студентом и «экза-мен», когда встречаются все четыре участника игры. Хотя наличие всех трех эпизодов совсем не обязательно, именно такой рисунок событий можно назвать типичным.

Предварительную встречу с другими членами комиссии Заведующий кафедрой, как правило, проводит для того, чтобы уточнить ситуацию и вы-яснить предметные позиции Доцента и Ассистента, т. е. узнать степень из информированности о ситуации в целом, а также их предположения и на-мерения. Типичны и его попытки убедить членов комиссии в желательно-сти благополучного исхода экзамена — проставлении положительной оцен-ки даже при весьма слабом знании Студентом предмета. Разговор при этом ведется с «закрытых» позиций, истинная причина желания поставить по-ложительную оценку не демонстрируется, а наоборот, маскируется каки-ми-либо благовидными резонами о разной роли конкретных дисциплин в уровне общего профессионализма.

Но, пожалуй, еще более часто встречается такой способ ведения раз-говора, при котором Заведующий кафедрой стремится услышать от своих подчиненных заверения в том, что они готовы поставить положительную оценку, а затем позволяет им уговорить и себя. При этом он не интересует-ся даже тем, что же думают собеседники о причинах провала Студента в предыдущих случаях, или же интересуется только ради проформы. Иногда такая тактика имеет успех, и Заведующему кафедрой удается склонить своих подчиненных к решению во что бы то ни стало выставить удовле-творительную отметку. Тогда игра быстро идет к финалу. Тут же пригла-шается Студент, и комиссия выводит ему положительную оценку. Робкие попытки Студента поставить под вопрос качество своих знаний отверга-ются под предлогом, что преподавателям виднее, знает ли он их предмет. 53

Анализ такого, в общем-то весьма удручающего, хода дел не вызы-вает особых трудностей. Предметные позиции (т.е. представления о ситуа-ции) всех участников остаются закрытыми, известны только их намерения, вытекающие из весьма односторонней и неадекватной интерпретации со-бытий. Студент за счет обмана манипулирует чувствами своих родите-лей, родители, играя на старой привязанности, манипулируют ректором, ректор — Заведующим кафедрой. Заведующий кафедрой манипулирует своими сотрудниками, а преподавательский состав — Студентом. Круг замкнулся! Все участники лишь усугубили собственные проблемы, укрепив свои инфантильные зависимости.

В самой игре «в кадре» находится лишь часть замкнутой цепочки взаимных манипуляций. Получив от оставшегося «за кадром» ректора цель в форме задачи (а не проблемы!), Заведующий кафедрой не стремится к полной ориентировке в ситуации. Он, в свою очередь, доводит эту задачу до своих подчиненных. Никто из участников не берет на себя ответст-венности за разрешение проблемы. Иной раз дело доходит до курьезов — Заведующий кафедрой может сказать: «Примите у этого молодого челове-ка экзамен, а мне сейчас необходимо отлучиться по важным делам». Тут он снимает с себя ответственность даже за решение задачи.

Беседа со Студентом — центральный эпизод всей игры. Выбор адек-ватного способа ее проведения предопределяет успех или неуспех разре-шения ситуации. Здесь важно все: способ установления контакта, поста-новка цели, распределение инициативы, умение выслушать другого и го-товность разделить ответственность за исход беседы. Раскрыть действи-тельные причины поведения Студента — это всего лишь полдела. Результат более продуктивен, если оба участника установят отношения типа «Взрос-лый — Взрослый» и реализуют открытую стратегию. Обмен предметными позициями (не только информацией, но и отношением к ситуации) создает предпосылки для поиска конструктивных решений, где часть ответствен-ности берет на себя Студент (прояснение отношений — вплоть до конфрон-тации — со своими родителями).

Если дело дошло до разыгрывания «экзамена», то надежд на продук-тивное разрешение проблем почти не остается. Кто бы ни «победил», а это в основном зависит от напористости участников, основные персонажи ос-таются со своими проблемами. Этот эпизод интересен разве только с точки зрения диагностики ресурсов давления.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector