Структура сознания 2

Структура сознания (по А. Н. Леонтьеву).

Современные преставления о структуре сознания

Леонтьев о сущности и структуре сознания

сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание — образ становится также сознанием — деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, — управляющим ею;

другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т. д.;

особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности;

4 стр., 1816 слов

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

... Коломинского и др.). Взаимодействие, общение, взаимоотношения в структуре деятельности участников образовательного процесса. Виды стилей взаимоотношений участников ... Ф. Гербарта. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Понятие о доверии в психологии, ... и против. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса а) основная литература Андреева.Г. ...

чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно — свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения. На сегодня можно выделить три основных подхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения); расширительно-отражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование (А.Н.Леонтьев), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий); социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе).

Два первых являются наиболее употребительными и достаточно изученными, третий подход становится одним из наиболее интенсивно прогрессирующих в последнее время. В настоящее время концепция социальных представлений, разработанная С. Московичи в 1961 году и получившая мировое признание в 80-х годах, становится одним из наиболее влиятельных направлений в психологии социального познания в мировой науке [20]. Экспериментальное изучение восприятия в конце девятнадцатого, начале двадцатого столетий, привело к идее о том, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Сложилось целое направление, которое выдвинуло программу изучения психики с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривался как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений [12]. Такое толкование первоначально применялось к описанию психики, а затем распространилось на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Серьезное внимание анализу влияния образов на поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризма Д.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Они определяли образ как «…все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует…» По их мнению, образ «…включает все, что приобрел организм — его оценки наряду с фактами…» [24]. Важность изучения проблемы образа и ее влияния на практическую деятельность подчеркивал Б.Ф.Ломов: «К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она и для решения многочисленных практических задач, которые ставятся перед психологией» [8]. Об этом же говорит и Е.А.Климов: «Одним из фундаментальных понятий психологии является „образ“ (как отображение, субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта).

…Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) — необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми»

Учение как деятельность

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности.

6 стр., 2735 слов

Организация и управление самостоятельной деятельностью студентов по психологии

... психологии Реферат на тему: «Организация и управление самостоятельной деятельностью студентов по психологии» ... для психологов это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях ... конкретным целям обучения, ведущим мотивом учения и возрастным особенностям учащихся, - ... деятельности, т. е. совсем не обязательно быть «как все» или «копировать» действия ...

Отсюда видно, что учение является специфически человеческой деятельностью. У животных возможно лишь научение. Да и у человека учение возможно ступени, когда он овладевает способностью регулировать свои действия сознаваемой идеальной целью. По-видимому, эта способность достигает достаточного развития лишь к 4−5 годам, формируясь на базе предшествующих видов поведения и деятельности — игры, речи, практического поведения и др.

Что же это за деятельность?

Первый возможный ответ очень прост. Любая деятельность — это совокупность каких-то физических действий, практических или речевых. Следовательно, и научение совершается путем выполнения человеком различных действий: движении, письма, речи, работы и т. д. Плавать человек научается плавая; мыслить — рассуждая, решая задачи; писать — практикуясь в письме и т. п.

Однако опыт школы свидетельствует, что и без активной внешней деятельности, просто молча и неподвижно сидя, глядя, слушая, люди тоже могут научиться. Причем порой совсем неплохо. Это подтверждается и специальными опытами.

Итак, внешняя деятельность, точнее двигательная активность, вовсе не связывается обязательным условием научения. В одних случаях она, по-видимому, играет важную роль. Например, для усвоения двигательных навыков (письмо, речь, плавание, рисование, управление машиной).

В других — не имеет особого значения. Например, для запоминания слов или текста, решения математических задач, сочинения текстов, узнавания, а различения предметов и их свойств.

Итог неожиданный и тревожный. Если учение — это деятельность, то, как же деятельность может осуществляться без деятельности? Это кажущееся противоречие возникает в американской психологии учения, потому что большинство ее представителей неправильно понимают активность. Будучи бихевиористами, они под активностью понимают лишь наблюдаемое поведение, т. е. в конечном счете движения, совершаемые учащимся. Нет движений, значит нет активности, нет деятельности.

9 стр., 4078 слов

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

... деятельности возникли речь и язык. Теоретические исследования по судебной психиатрии и экспертная практика в нашей стране опираются на данные учения о высшей нервной деятельности ... системы и типов высшей нервной деятельности под действием внешних факторов. Под влиянием воспитания ... них условиям лаборатории. Как показали дальнейшие наблюдения и исследования, указанные индивидуальные особенности зависели ...

Глубокие исследования отечественных психологов показали, что кроме практической деятельности человек (и многие высшие животные) способен осуществлять еще особую — гностическую деятельность (от греческого «гнозис» — знание).

Цель этой деятельности — познавание, т. е. сбор и переработка информации о свойствах окружающего мира.

Гностическая деятельность, как и практическая, может быть внешней (ощупывание, перемещение вокруг предметов, манипулирование ими, разрушение, соединение и т. д.).

Но в отличие от практической деятельности она может быть и внутренней, или, по крайней мере, ненаблюдаемой.

Так, исследования В.П. Зинченко и других показали, что восприятие и особенно наблюдение осуществляются с помощью специальных перцептивных действий («перцепцио» — восприятие).

Это — движения глаз по предмету, отбор ориентиров, конструирование образа и др. Исследования А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева и других показали, что запоминание реализуется путем специальных мнемических действий («мнемос» — память).

К ним относятся, например, упорядочение и организация материала, выделение в нем смысловых ориентиров и связей, установление его связей с прошлым опытом или знаниями, называние и означивание, схематизация и повторение и др. Исследования С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской и других обнаружили, что мышление заключается в осуществлении ряда умственных действий, или интеллектуальных операций: анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения, ориентировки и селекции, классификации и сериации, кодирования и перекодирования и др.

Итак, пока что во всех достоверно известных психологии случаях учение выражается в активной гностической деятельности и основывается на ней. Правда, во многих случаях эта деятельность может быть внутренней.

3 стр., 1386 слов

Использование интернета для проведения исследований как технологии по связям с общественностью

... "Использование интернета для проведения исследований как технологии по связям с общественностью" Содержание Интернет-технологии в связях с общественностью Пример использования интернета ... . [2] интернет связь общественность психологический Пример использования интернета для психологического исследования Предположим, существует необходимость провести исследование среди подростков. Исследоваться ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector