7. Социология г. Спенсера

Вопрос 1. Социология – наука о развитии социальных систем. Термин введен впервые французским философом Огюстом Контом (1798 – 1857).

Как самостоятельная наука социология появилась в первой половине XIX века. Основателем социологии считается Огюст Конт.

Предпосылками возникновения социологии как науки об обществе являются:

1.Социальные потребности. Социология как любая другая наука возникла тогда, когда появилась в этом нужда, потребность. Например, наука математика (Пифагор – философ и математик) возникла из потребности количественных измерений. Для социологии эти потребности связаны: с историческим развитием человечества (становление и развитие капитализма); с историческим развитием научного знания в целом – в конце XVIII в. возникает идея эволюции, а в XIX в. – теории эволюции (Чарльз Дарвин, Томас Гексли, Фридрих Энгельс).

Применительно к истории культуры понятие эволюции использовали и развивали американский этнограф Льюис Генри Морган и английский этнограф Эдвард Тайлор.

2.Теоретические предпосылки — это историческое развитие научных представлений об обществе от античности до современности. Социология – наука о становлении, развитии, функционировании социальных общностей, а также механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.Становление социологии как самостоятельной науки связано с процессом ее институционализации, то есть приобретении социологией атрибутов относительно самостоятельного знания, статуса социального института.

Вопрос 1. Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Как самостоятельная наука об обществе — целостной системе и о развитии его элементов — она сформировалась только к середине XIX века. Указанный процесс обуславливается рядом предпосылок: 1) быстрое развитие капиталистических отношений; 2) нарастание и обострение социальной нестабильности; 3) поворот в социальной философии к практическому и прикладному изучению общества, основанному на достижениях конкретных наук. Явственно ощущалась необходимость социальной науки, которая, в отличие от абстрактных философских схем, предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, уже собранных конкретными науками, и на основе этих обобщений дала бы объяснение новым социальным явлениям.

Вопрос 2. Социология как наука: ее структура, функции и метод. Предмет социологии по Конту — социальная статика (социальные связи, отношения между людьми) и социальная динамика (развитие этих связей и отношений).

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой ... Социальная психология как наука и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные ...

Структура социологического знания: 1. Общая социологическая теория. 2. Частные социологические теории (теория среднего уровня) 3. Прикладной уровень социологии.     а) эмпирическая социология, которая эмпирирует большое количество теоретических знаний;     б) конкретные социологические исследования, метода;     в) эмпирическая социология. Функции социологии: 1. Познавательная функция, связанная с изучением законов функционирования социальной системы. 2. Управляющая функция. 3. Организационно-технологическая функция, связанная с внедрением социальных технологий. 4. Ценностно-ориентированная функция. 1. Познавательная функция, обеспечивающая прирост научного знания о фактах и законо-мерностях развития общества. 2. Практическая функция — поскольку харак-терной чертой социологии выступает единство теории и практики. Появляется возможность научного прогнозирования, предвидения перспектив социального развития. Социологи проводят социальную иагностику, разрабатывают соц. проекты. 3. Мировоззренческая функция, связанная с формированием у людей представлений об ок-ружающем мире, базирующихся на знании, а не на заблуждениях и предрассудках. Метод социологии. Метод науки — путь, направление, средство исследования (познания).

Как и любая другая наука, социология опирается на эмпирическую информацию, которая соби-рается при помощи специальных методов (наблюдение, анализ документальных источников, опрос, тестирование и др.).

Собранные данные проверяют, обобщают. Далее проводится ана-лиз, выявляются и интерпретируются социальные факты, обнаруживаются и объясняются закономерности. Особенности социологического метода: социология стремится к знанию, а не к оценочным суж-дениям о социальных явлениях. Это знание основывается на принципах научности, на объективных понятиях и доказательности, аргументированности. Социология опирается на со-циальные факты для обоснования собственных суждений.

Место социологии в системе наук. В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает центральное место. Это объясняется тем, что: 1) она является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах; 2) включает в себя общесоциологическую теорию, которая служит теорией и мето-дологией всех других общественных и гуманитарных наук; 3) все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны общественной жизни имели социальный аспект; 4) техника и методы изучения человека и его деятельности, методы соц. измерения и др., разрабатывае-мые социологией, необходимы и используются общественными и гуманитарными науками; 5) сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (соц.-экономические, соц.демографические, соц.-политические).

9 стр., 4204 слов

Социология наука об обществе

... теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, ... дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, ...

При этом следует отметить, что социологию нельзя назвать «наукой наук». Скорее можно сравнить ее положение в системе щественных и гуманитарных наук с тем положением, которое занимают общая химия или общая биология (соответственно в системе химических на

Вопрос 3. История социологии — это не просто абстрактное, отвлеченное, сугубо космополитическое знание, которое не имеет своей национальной почвы. При всем «интернационализме» социологической науки она так или иначе «привязана» к национальной почве, традициям народа, его культуре. Познавая историю социологии, мы можем понять культуру того или иного народа, специфику его социального мышления и социальных институтов. Тем самым мы раздвигаем горизонты своего собственного, национального видения мира. История социологии — это самосознание социологии, ее рефлексия на саму себя, отражение ее глубины или поверхностности, целостности или разобщенности.

Можно сказать, что наука движется импульсами — отталкиваясь от «наличных», то есть исторических «данных», понятий и именно ими она пользуется при решении сегодняшних актуальных проблем. Каждая практическая трудность, стоящая сегодня в обществе, неизбежно выступает и как теоретическая. Последняя раскрывается как историческая проблема — проблема истории конструирования и возникновения понятий, используемых нами сегодня. В теперешних противоречиях теории с эмпирией история ^социологии предстает как активный ее участник, фактически она присутствует в каждом из исторически сложившихся социологических понятий, которые мы используем сегодня как простой инструмент теоретического упорядочения действительности, понимания общих тенденций, скрывающихся за индивидуальными фактами и отдельными практическими проблемами.6

К истории мы вынуждены обращаться уже при решении первого вопроса — что такое социология, каков предмет ее исследования? И эти вопросы далеко не из легких.

Таким образом можно убедиться, сколь тесно современные теоретические проблемы социологии зависят от их исторической постановки и решения. Приступая к написанию истории социологии, не .обойтись без решения вопроса о ее предмете, ибо без этого невЪзможно решить, какое историческое знание следует, а какое не следует относить к истории социологии.

Как представляется, в самом общем виде, это решение должно быть таким, чтобы в нем одновременно учитывалось многообразие толкований предмета социологии, так или иначе повлиявших на ее историческое развитие. Этим отличается решение вопроса о предмете истории социологии от его решения в теории социологии. Теоретик социологии может себе позволить определить предмет таким образом, что «вне социологии» может оказаться целый ряд существовавших или существующих школ, направлений или отдельных фигур. Избежать такого риска историк социологии может, дополнив «чисто» теоретический подход к определению предмета социологии «конвенциональным», аппелируя прежде всего к представлениям, распространенным в «научном сообществе» социологов, учитывая многообразие представлений о социологии, то есть факт существования тех или иных концепций, школ или направлений, признаваемых большинством «сообщества социологов» в прошлом или настоящем, выступает в конечном счете в качестве решающего для истории социологии. Ибо само причисление их к социологии — это также факт ее истории, свидетельствующий о ее состоянии и уровне развития, который не может не учитывать исследователь, выстраивая логику истории социологии.

23 стр., 11166 слов

История развития психологических взглядов

... как науки Глава V. Развитие отраслей психологии §1. Экспериментальная психология §2. Дифференциальная психология §3 Основные психологические школы Заключение Список литературы Введение История психологии – это особая отрасль ... В основе гилозоизма лежал принцип монизма Гераклит: душа как "искорка Логоса". Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита (конец VI – начало Vв до н.э.), ...

Исходя из целей данной работы, а также определенной традиции будем выстраивать логику исторического развития западной социологии от О. Конта, заложившего идеи будущего развития социологии, причем одного из основных ее направлений — позитивизма. Именно на позициях позитивизма социология добилась своего признания и инстиТуционализации, он также долгое время монопольно определял ее теоретико-методологические принципы, методику и технику социологических исследований.7

4. Сущность «позитивного метода» О.Канта (1798-1857).     · Поставил вопрос о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать новая наука «социология».     · Новая наука об обществе должна быть позитивной или «истинно положительной, достоверной, полезной». Основные критерии: доказательность, аргументированность и подтверждение фактами.     · Установил закон трех стадий развития общества, человечества и человеческого разума: 1) теологический этап (господство религиозно-мистических и мифических представлений об обществе); 2) метафизический этап (критические тенденции, пересмотр предыдущих точек зрения); 3) позитивистский этап (позитивное мышление).

  

 5.  В структуре социологии Конт выделяет социальную статику и социальную динамику. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, изучает явления социального строения. Социальная динамика изучает процессы общественной жизни, имеет дело с законами развития и изменения социума. Суть позитивистского подхода: социология как наука должна строиться по образу естественных наук, т.е.: 1) социальные явления следует рассматривать как явления природные; 2) методы анализа, разрабатываемые в естественных науках применимы в изучении социальных яв-лений (в социальном исследовании); 3) задача социологии состоит в выработке таких обобщенных, эмпирически обоснованных положений, которые могли бы стать основой прогнозирования социальных явлений. Позитивистская социология разбивается на ряд школ, учений и направлений. И все то же, но проще: «Отцом социологии» считается Огюст Конт, французский философ и популяризатор науки. Он решительно отделили социологию от философии. Предмет социологии по Конту — социальная статика (социальные связи, отношения между людьми) и социальная динамика (развитие этих связей и отношений).

Социологические знания добываются точно так же, как получают знания в естественных науках: при помощи наблюдения, эксперимента, сравнения. Надо собирать, систематизировать данные и объяснять социальные явления, надо строить гипотезы и проверять их, превращая в теории. Это и есть научное изучение общества. Не следует заниматься тем, что не поддается общенаучным методам изучения, иначе исследователь впадет в бесплодное философствование. Такой научный подход определяют как позитивизм.

21 стр., 10169 слов

Становление и развитие социологии в XIX веке

... большую роль в развитии социологии. Еще в конце 19 в. сложилось психологическое направление в социологии. Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими ... невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе. 1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века Сороковые годы 19 века - период ...

Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией представлены и развиты в трудах английского социолога Герберта Спенсера (1820—1903).

Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный организм покоится в конце концов не на мнениях, но почти всецело на характерах» Таким образом, Спенсер стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом. Попытка объяснить явления, происходящие в общественной жизни, биологическими аналогиями во многом связана с теорией Дарвина. Появившись в середине 19 века, она оказала сильное влияние на социологию, породив различные биологизаторские социологические концепции, в том числе и социал-дарвинистские. Суть последних состояла в том, что их авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора и борьбы за существование, видя в них универсальную модель эволюционного процесса.

Вопрос 8. Социологические воззрения Г. Спенсера (1820-1903).

Герберт Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель биологического направления, стремился развить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе, а значит и в обществе, господствует всеобщий закон эволюции — закон сохранения энергии, которая в своем движении меняет формы. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, для которого характерны следующие особенности: 1) социальный организм на протя-жении большей части своей истории растет, развивается, изменяется; 2) по мере роста общества структура его усложняется; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций.     · Специфика английской социологии заключается в индивидуализме: общество — совокуп-ность индивидов и только понимание природы индивида дает ключ к пониманию социального целого.     · Спенсер проводит различие между биологическим организмом и обществом: в живом орга-низме элементы существуют ради целого, а в обществе наоборот.     · Спенсер устанавливает закономерность в эволюции общества, а именно: процесс соци-альных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей.

Вопрос 8. Идея все­общей эволюции — центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его уси­лия были направлены на обоснование этой идеи.

Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к опре­деленности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещест­ва, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой ве­щество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное вещест­вом движение претерпевает аналогичное превращение». Пре­дел, за который эволюция не может перейти, — равновесие системы.

10 стр., 4707 слов

Развитие психологической социологии (конец 19 века)

... объяснению всех социальных явлений и процессов в психических факторах развития человека и общества. Представители психологической социологии обращали внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального ... может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу ...

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со време­нем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к зако­нам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общест­во — часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса о том, что человек в естественном состоянии «в значительной мере ан­тисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длитель­ной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает чис­ленный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособле­ния социальной организации, которая в свою очередь способствовала вы­работке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции — социализация человека.

На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философ­скую систему Спенсера.

Вопрос 9. Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... обществе. Общество является объектом социологии. 2. Предмет социологии Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии. 1) Социология - это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер) 2) Социология изучает социальное ...

Вопрос 10. В конце ХIХ в. органическая концепция общества, которая пыталась объяснить социальные явления исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива).

Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.

Вопрос 11. Групповая психология

К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век — век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития — «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.

Теория подражания (интеракционализм)

Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы — это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений — обновляющая мысль, а закон всемирного повторения — основной закон общественной жизни.

Вопрос 12.Инстинктивизм — теория, согласно которой социальные процессы объясняются инстинктами людей.По мнению Фрейда, сознание – это только верхушка айсберга, под которой скрывается бессознательное — огромная подводная часть айсберга, которая оказывает огромное влияние на поведение человека. Это было восстание против разума.Подсознание напоминает котёл, который вырабатывает много сексуальной и агрессивной энергии, она требует выхода, иначе котёл может взорваться и наступит болезнь в форме невроза.В процессе беспрепятственного выхода энергии человек освобождается от напряжённости и испытывает кратковременное состояние блаженства. Фрейд выделил два инстинкта – инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос. Инстинкт жизни включает в себя голод, жажду, секс. Либидо (от латинского «хотеть» или «желать») – это форма психической энергии. Инстинкты смерти могут быть направлены как вовнутрь в форме самоубийства, так и вовне в форме в форме ненависти и агрессии.

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... значительной степени зависит стратегия развития общества. В отечественной социальной философии и теоретической социологии неоднократно дискутировался вопрос, какое же противоречие считать основным: ... между природой и обществом? между производством (его ...

13.Социологическая концепция личности ч.Х. Кули (1864-1929)

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе — родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного «я», называемое «зеркальным я». Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «я», как некая сумма зеркальных «я», т.е. человеческое «я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

14.Генезис общества в концепции к.Маркса и ф.Энгельса

Община трактуется Марксом не просто как элемент первобытного общества, а как его последняя, завершающая фаза. Это означает, что в земледельческой общине появляются зародыши вторичной формации, в том числе прибавочный продукт. Поэтому усиление коллективного начала и изолированность сельской земледельческой общины К. Маркс связывает не с сохранением первобытного общества, а с возникновением централизованного деспотизма. С одной стороны, Маркс характеризует азиатский способ производства как систему изолированных друг от друга сельских земледельческих общин (называя его централизованным деспотизмом), с другой — он считает возможным поместить земледельческую общину и основанный на ней централизованный деспотизм в качестве завершающего этапа архаической, или первичной, формации. Вторичная формация охватывает, разумеется, ряд обществ, основывающихся на рабстве и крепостничестве».      История развития человечества делится К. Марксом на три формации: первичную, основанную на общей собственности (в рамках которой выделяются кровнородственные общины, земледельческие общины и централизованный деспотизм), вторичную, основанную на частной собственности (включает общества, базирующиеся на рабстве, крепостничестве, а также капитализм), и коммунистическую      Такая классификация всемирно-исторического процесса позволила К. Марксу выявить коренное различие между генезисом капитализма в странах Западной Европы и в России. У русских же крестьян пришлось бы, наоборот, превратить их общую собственность в частную собственность» 60[Там же. С. 251]. Однако Маркс не исключал такую возможность, когда при устранении «тлетворных влияний», разлагающих земледельческую общину, она станет «точкой опоры социального возрождения России» .

4 стр., 1559 слов

Социология( Брак и сеиья)

    Семья — один из наиболее древних и  значимых социальных институтов, но, тем  не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты  ведут свое происхождение от семьи  и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по ...

Вопрос 15. Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895).

Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Согласно марсизму, процесс перемен в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К.Маркс рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. С К.Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.Источник перемен, по Марксу, находится в самом обществе, прежде всего, в противоречиях экономической системы. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели их к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе

Вопрос 16. Согласно материалистическому пониманию истории (см. Исторический материализм), в процессе своей практической общественно-производственной деятельности люди вступают друг с другом в определённые материальные, не зависящие от их воли отношения, которые и определяют их общественное сознание (см. Производственные отношения). Общественно-экономическая формация (см. Формация общественно-экономическая) как целостная социальная система имеет своей основой исторически определённый способ производства материальных благ, которому соответствуют определённая классовая структура общества, политическая надстройка, культура, формы общественного сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каждое из этих общественных явлений обладает относительной самостоятельностью, имеет собственную структуру и специфические законы своего развития и функционирования. Эта дифференциация общественных явлений лежит в основе специализации социологических исследований по отраслям (Социология труда, Социология семьи, Социология образования и т. д.).

Однако отдельно взятые социальные явления можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного социального целого. Каждой общественной формации присущи свои специфические противоречия и движущие силы. Поэтому марксистская Социология не только теснейшим образом связана с историей, но и сама является исторической, прослеживающей закономерности смены общественных формаций.

18.Теоретические и мировоззренческие основания социологии э. Дюркгейма

В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895 г.) в русском переводе «Метод социологии» (1899 г.).

Что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических иссле-* дований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Об этом говорит его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897 г.), русский перевод которого осуществлен в 1912 г.Дюркгейм был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту (1596—1650).

Вопрос 19. Центральной в творчестве Э.Дюркгеяма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

20. Социальная проблема для Дюркгейма не столько экономическая, сколько моральная, и в этом вопросе он очень далек от марксистского понимания социализма. Сущность социализма Дюркгейм усматривает не в отношении к собственности и даже не в планировании. Социализм Дюркгейма — это, по сути дела, «социализм» Конта, который резюмировал его в двух ключевых словах: организация и морализация. Социализм представляет собой лучшую, то есть более осознанную организацию коллективной жизни, цель и следствие которой интеграция индивидов в социальных общностях, наделенных моральным авторитетом и поэтому способных выполнять воспитательную функцию.

Вопрос 23. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917).

Эмиль Дюркгейм — наиболее видный представитель коллективно-психологической теории. Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности). Э. Дюркгейм: по его мнению социальные явления нельзя рассматривать как просто индивиду-альные психологические факты. Социальные явления существуют как вещи, особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиняться. Социальное превосходит индивидуальное как целое превосходит часть, и потому общественное сознание представляет собой индивидуаль-ность особого вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распо-знают, поскольку они существуют как нечто внешнее, поскольку коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них. Дюркгейм подчеркивал что общество — есть особая область действительности, имеющая свои особые законы, и что социальные явления объективны и независимы от сознания индивидов.

Вопрос 24. Французский ученый Гюстав Лебон (1841 – 1931) одним из первых разработал понятие Толпы, или Массы, по которой понимал группу людей собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером («Психология народов и масс», «Психологические законы эволюции народов»).

В толпе человек теряет свою индивидуальность, заражаясь общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». Чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера.

Вопрос 26. Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).

При этом «универсальными» социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Г.Тарда, являются «законы подражания«.

Вопрос 28. Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, разработать собственный категориальный аппарат и методику исследования, основываясь на категориях и методологии естественных наук. Позитивизм позволил социологии занять определенное место в системе наук и отмеживаться от многочисленных лженаучных и спекулятивных теорий XIX века. Однако, к концу XIX века стало очевидно, что позитивизм уже не может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие. От позитивизма к антипозитивизму В конце XIX века среди немецких философов зарождается антипозитивизм, представители которого считали, что социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться самостоятельно. Новую методологию предложили немецкие ученые Геогр Зиммель (1858-1918) и Макс Вебер (1864-1920).

29,30.Фердинанд Теннис — немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель «понимающей социологии», сторонник «формальной социологии».Теннис являлся одним из создателей формальной школы, попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.Теннис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией. Выделял два типа общества, два типа общественных связей — общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни:· социальные отношения; · группы; · корпорации или объединения.По главной концепции Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.Теннис различает «волю» двух типов: · естественную — основу «гемейншафта» (общности); · рациональную — основу «гезельшафта» (общества).

Вопрос 31. Георг Зиммель является родоначальником т.н. «формальной социологии», он считал, что все социальные явления уже изучаются другими науками и потому социология должна утвердиться не выбором предмета, а как метод. «Социология должна исследовать не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям». По Зиммелю, общество — это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые и составляют содержание общественной жизни или «материю обобществления». Материя обобществления сама-по-себе не социальна, однако все действия индивида, становятся социальными, поскольку заставляют индивида вступать во взаимодействие.

Вопрос 32. Обобществление — это реализующиеся в бесконечном количестве способов формы, в которых индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы Зиммель назвал «формами социации». Главное для социологии, с точки зрения Зиммеля — изучение форм социации. Изучая формы социации, Зиммель выделил несколько основных видов: 1.социальные процессы — постоянные, независящие от конкретных обстоятельств их реализации, отношения 2.социальные типы — стандартные взаимоотношения индивидов, представляющих различные группы и слои общества 3.модели развития — система взаимодействия во всех сферах общественной жизни, включающая наиболее значимые социальные институты. Согласно теории Зиммеля, формы социации возникают на основе материи обобществления, однако затем постепенно могут терять с ней связь. Исходя из этого, Зиммель различал формы социации по мере их отдаления от «потока жизни». Зиммель выделил 3 вида форм социации: 1.спонтанные формы — взаимодействия, вызываемые сиюминутными потребностями 2.экономические и государственно-правовые формы — обеспечивающие опосредствованную реализацию интересов людей 3.игровые формы — чистые формы социации, оторванные от реальных потребностей Георг Зиммель в своей теории определил, что должна изучать социология и отметил, что существующая методология позитивизма непригодна для изучения форм социаций, однако предложить собственную методологию не сумел, ограничившись критикой. Эту проблему решил другой немецкий ученый — Макс Вебер.

33. Философская социология. Концепция понимания

Зиммель писал о двоякого рода границах, пролегающих там, где конкретно-научное мышление переходит в философское. Одна из этих границ обнаруживается тогда, когда встает вопрос о предпо­сылках познания. Конкретные науки не могут быть беспредпосылочными: каждый их последующий шаг требует доказательства, т.е. основывается на предпосылках содержательного и методического характера. Именно эти предпосылки раскрывает и исследует философия. Вторая граница обнаруживает себя тем, что «неизбежно фрагментарное содержание позитивного знания стремится воспол­нить себя, образовав картину мира, и соотнестись с целостностью жизни вообще».

Применительно к социологии проблема философского обоснова­ния ставилась Зиммелем как проблема (а) разработки социологи­ческой теории познания и (б) создания социальной философии или, как говорил сам Зиммель, социальной метафизики.

Вопрос 34. Философия Денег Зиммеля

Основными понятиями социально-исторической концепции Зиммеля являются интеллект и денежная экономика Появление денег как универсального средства обмена связано с подъемом и развитием интеллекта и появлением денежной экономики Деньги, как и интеллект, развиваются параллельно с ростом свободы и возрастанием индивидуализации членов социальных групп посредством разделения труда, означая собой начало общества в историческом периоде его развития По Зиммелю, история общества – это история возрастающей интеллектуализации (рационализации) и общественной жизни и углубления влияния принципов денежной экономики Он отождествлял историю общества с историей формирования современного капитализма и сопровождающими его характерными чертами: интеллектом и деньгами Деньги отбрасывают все типы естественности, характерные для прошлого, и царит всеобщее отчуждение: деньги лишают произведенные вещи целевого характера и отделяют индивида пространственно и духовно от вещей, им принадлежащих Зиммель изучал социальную функцию денег и логического сознания во всевозможных проявлениях: в современной демократии, в идеологии либерализма, в развитии технологии, в ритме и темпе современной жизни Его книга “Философия денег” (1900) стала началом многочисленных серий, посвященных духу капитализм

35. Немецкая социологическая школа: М. Вебер (1846-1920).

Макс Вебер — основоположник понимающей социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального созна-ния и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. И, определяя таким образом социальное явление как индивидуальное действие, связанное с поведением другого индивида, М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления. Типология социальных действий: 1) целе-рациональный тип; 2) ценностно-рациональный тип; 3) аффективный тип; 4) традиционный (первичный) тип. Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие «идеаль-ный тип» (теоретическая схема, идеально-типичная модель, конструкция).

Вопрос 36. Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть «понимающей», т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придаёт действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.

Вопрос 36. Изучая социальные действия, Макс Вебер выделил четыре основных вида: 1.цели-рациональные — определяются, через ожидание какого-либо поведения от других людей или предметов внешнего мира и при использовании этого ожидания как условия или как средства для достижение рационально-направленных или регулируемых целей; 2.ценностно-рациональные — определяются через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую ценность определенного поведения; 3.аффективные — определяются через эмоции и чувства; 4.традиционные — определяются через привычку или установку. Понять поведение человека и смысл социального взаимодействия возможно только проведя процедуру отнесения к действиям и отнесения к виду социального действия. Общество, по Веберу, образует система действий

38. Политическая социология м. Вебера

Теория рационализации Вебера связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социологии Вебера.Наглядно все это «работает» в учении Вебера о типе легитимного господства, то есть такого господства, которое признано со стороны управляемых индивидов.Первый тип господства Вебер называет легальным. Здесь в качестве «мотива уступчивости» имеет место соображение интереса, то есть целерациональное действие. К такому типу, по его мнению, относятся современные ему европейские государства: Англия, Франция и др., а также США.Самым чистым типом легального господства Вебер считает бюрократию. Этот тип господства наиболее соответствует, по Веберу, формально-рациональной структуре экономики. Бюрократическое управление означает господство посредством знания и в этом состоит его специфически-рациональный характер Второй тип легитимного господства Вебер называет традиционным. Этот тип обусловлен «нравами», привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей.Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство. Это общества, которые предшествовали современному буржуазному обществу. Тип традиционного господства по своей структуре сходен, по Веберу, со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности.Различие между рациональным способом управления (и рациональным типом государства) и способом управления в традиционном обществе Вебер показывает путем сравнения современного западного чиновника с китайским мандарином.Третьим типом господства является, по Веберу, харизматическое господство. Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное никогда ранее не признававшееся. Основной базой харизматического господства является аффективный тип социального действия. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме.

Вопрос 39. Изучая развитие общества, Макс Вебер пришел к выводу, что главной движущей силой общественного прогресса является религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение определяет систему и иерархию ценностей общества, а это формирует систему цели- и ценностно-рациональных действий. Проанализировав в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» основные религии и их внутренние учения, Вебер пришел к выводу, что наиболее динамично развиваются страны, народы которых исповедают протестанизм. Далее идут католицизм и православие. Такие религии, как ислам и буддизм, тормозят развитие общества, поскольку ориентируют на традиционные ценности, не поддерживающие перемены в обществе и прогресс.

39. Религия в социологической концепции м. Вебера

Степень рационализации, как показывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, который присутствует в каждой религии. Эта пара противоположностей (рациональное — магическое) является одним из главных инструментов его анализа религии.По мере того, как он осмыслял роль религиозного фактора в структуре социальной жизни, его социология религии получила наряду с прежней еще одну нагрузку. Вебер в социологии религии пытается выявить компоненту, которая составляет важнейшую характеристику социального действия, а именно: субъективно подразумеваемый смысл. Если в социологии права и государства (политической социологии) он анализирует типические формы «ориентации на другого» («ожидание»), то в социологии религии типологизирует наиболее существенные формы смыслов, как они выступали в истории. Исследователи творчества Вебера отмечают, что изучение социологии религии Вебера дает возможность оценить содержание и значение его методологической категории «социального действия» как ориентированного на «субъективно подразумеваемый смысл»; и напротив, только имея в виду эту методологическую категорию, можно адекватно оценивать место и роль социологии религии в веберовской социологии вообще.В социальном действии практически невозможно отделить друг от друга такие его моменты, как «субъективно подразумеваемый смысл» и «ориентацию на другого», ибо они слиты воедино. Собственно, также трудно отделить друг от друга религиозно-этические и государственно-правовые образования. Они в истории всегда тесно связаны. Но в целях анализа Вебер сознательно разводит (расщепляет) эти моменты, чтобы затем, в ходе исследования, связать их сознательно и, стало быть, уяснить себе механизм их связи.

Вопрос 40. В.Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования. Социология должна стать такой же точной наукой как физика, химия и астрономия, пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он считал, что полезность теории определяется результатами её применения. Если результаты будут полезны для общества, то полезна и теория.Одной из центральных идей В.Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Стремясь найти источник движения системы, В.Парето переходил на позиции биологизма и психологизма и искал источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположенностях людей. Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики он выводил свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Теория элит стала наиболее влиятельной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций.

42. Концепция круговорота элит

Элита — это избранная часть населения, остальная его часть лишь «приспосабливается к полученным от нее стимулам» (Ibid., vol.I, p.168]. В свою очередь элита подразделяется на две части: одна — прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом («правящая элита», или «правящий класс»), а другая — не участвует в управлении и подвизается в художественной или научной сферах («неуправляющая элита») [Ibid, vol.2, p.531].

Элита и неэлита образуют, соответственно, высший и низший слои общества. Представители низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы1. Происходит циркуляция, или круговорот, элит — про-цесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине.

Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, умение видеть слабые и наиболее чувствительные места в других и использовать их для своей выгоды, в то время как массы обычно запутываются, в сетях эмоций и предрассудков. Это оправдывает «разделение общества на две части. Те, в ком преобладает знание, управляют и руководят теми, в ком преобладают чувства, так что в конце концов их действия оказываются энергичными и мудро направляемыми» [Ibid., p.351].

1