Структура педагогического общения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Общение как средство педагогического сотрудничества 5

1.1 Сущность речевого общения и его структура 5

1.2 Невербальные средства общения 7

1.3 Виды общения 8

2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике 9

2.1 Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика 9

2.2 Сущность педагогического взаимодействия 10

3. Стили педагогического общения 12

4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения 15

4.1 Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания 15

4.2 Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения 16

5. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя 18

5.1 Коммуникативные качества и свойства личности педагога 18

5.2 Коммуникативные умения и способности педагога 20

5.3 Пути и способы развития педагогических способностей 21

5.4 Педагогическая этика 24

Заключение 25

Библиографический список 26

ВВЕДЕНИЕ

Отношения между людьми, в том числе и в учебном процессе, должны основываться на субъект-субъектной основе, когда все стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. Если это условие соблюдается, то устанавливается не межролевой контакт «педагог — студент», а межличностный контакт, в ходе которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Созидается оптимальная база для положительных изменений в разных сферах каждого из участников общения: познавательной, эмоциональной, поведенческой. Таким образом, при замене межролевого общения общением межличностным происходит отход от формализма и догматизма в обучении.

Фундаментальные формы педагогической деятельности заложены в условиях общения. Содержание общения основывается на обмене информацией, но только этим общение не исчерпывается. Наиболее важной стороной общения всегда было стремление зафиксировать облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через общую деятельность – и это уже личностное общение. Общаясь, люди пытаются разделить свое бытие с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны — это — личностное взаимодействие в общей деятельности педагога и ученика. В этом контексте общение выступает как главный инструмент решения учебно-воспитательных задач.

18 стр., 8803 слов

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе

... основы процесса адаптации первоклассника к школе 1.1 Психолого-педагогическая сущность процесса адаптации первоклассника ... анализ психолого-педагогического опыта, наблюдение педагогического общения, анализ результатов. Теоретико-методологической ... способами познавательной деятельности, мотивацией[18, с. 80]. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процессом ...

Общение выступает в трех основных аспектах:

• как метод решения учебных задач;

• как система воспитательного процесса для социально-психологического обеспечения;

• как способ организации взаимоотношений педагогов и учеников, в котором сочетаются как обучение, так и воспитание;

• как процесс воспитания индивидуальности в личности, и творческой индивидуальности.

Итак, преподаватель для учащегося предстает как инициатор и руководитель процесса общения – диалога или монолога — суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия учителя и обучаемого коллектива, содержанием которого являются и обмен информацией, и учебно-воспитательное воздействие, и организация взаимоотношений, и трансляция личности педагога обучаемым.

В данной работе мы проанализируем структуру педагогического общения.

1. ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1. Сущность речевого общения и его структура

Общение изучается многими науками — философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими.

Под общением (коммуникацией) — понимается осознанная и неосознаннаявербальная связь, передача и прием информации , сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, осуществляющийся по следующим основным каналам:

• вербальный от лат. verbalis -речевой — устный, словесный;

• невербальный -неречевой.

Как средство общения, речь одновременно выступает как:

• источник информации;

• способ взаимодействия собеседников.

Структура речевого общения включает в себя следующие элементы:

• значение слов и фраз;

• смысл слов и фраз;

• речевые звуковые явления:

§ темп речи:

§ быстрый,

§ средний,

§ замедленный;

§ модуляция высоты голоса:

§ плавная,

§ резкая;

• тональность голоса:

§ высокая,

§ низкая;

• ритм:

§ равномерный,

§ прерывистый;

• тембр:

§ раскатистый,

§ хриплый,

§ скрипучий;

• интонация;

• дикция речи.

• выразительные качества голоса:

§ характерные специфические звуки, которые возникают при общении:

— смех,

— хмыканье,

— плач,

— шепот,

— вздохи;

§ разделительные звуки:

— кашель;

§ нулевые звуки:

— паузы;

§ звуки назализации:

— «хм-хм»,

-«э-э-э»

Также, важную роль в речевом общении играют:

• точность употребления слова;

§ выразительность;

§ доступность;

§ правильность построения фразы;

10 стр., 4514 слов

Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать ...

... процессе компенсации у неслышащего ребенка формируются специфические средства общения с окружающими такие, как дактилология и жестовая речь, ... эмоциональной окраски, модуляции, в речи присутствуют призвуки, недостатки голоса: либо слишком высокие, либо слишком низкие; невнятность, недостаток ... т.е. она отражает буквы русского алфавита, а не звуки. Дактильная речь впервые возникла в монастырях. Впервые ...

§ доходчивость фразы;

§ правильность произношения звуков, слов и выразительность;

§ смысл интонации.

Опыт показывает, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи собеседника.

1.2. Невербальные средства общения

Невербальные средства общения изучают такие науки как:

• кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

• экстралингвистика и просодика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, то есть интонационные характеристики голоса);

• токесика (тактильные взаимодействия);

• проксемика (ориентации, дистанция, то есть пространственная организация общения).

Большая часть исследователей разделяют мнение, о том, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а иногда используется вместо словесных сообщений.

Невербальное общение выделяется тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно, самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания, т. о., отсутствие возможности подменить эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Существует всего девять основных категорий информации о говорящем, которые в границах невербального канала звуковым путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек- это 1.индивидуально-личностная; 2. эстетическая; 3. эмоциональная; 4. психологическая; 5. социально-иерархическая; 6. возрастная; 7. половая; 8. медицинская; 9.пространственная и другие.

1.3. Виды общения

Наиболее распространенным и разработанным является психологический подход к общению, как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают оригинальность деятельности общения, как формы обеспечения других видов деятельности и рассматривают его как особую деятельность, но ведь общение — это не просто ряд последовательных действий общающихся субъектов — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Выделяют два основных вида общения:

• социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе такого общения решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

• личностноориентированное общение, которое может быть и деловым — направленным на какую-то совместную деятельность, и связанным с личными взаимоотношениями — …

**************************************************************