СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общение как средство педагогического сотрудничества 5
1.1 Сущность речевого общения и его структура 5
1.2 Невербальные средства общения 7
1.3 Виды общения 8
2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике 9
2.1 Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика 9
2.2 Сущность педагогического взаимодействия 10
3. Стили педагогического общения 12
4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения 15
4.1 Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания 15
4.2 Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения 16
5. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя 18
5.1 Коммуникативные качества и свойства личности педагога 18
5.2 Коммуникативные умения и способности педагога 20
5.3 Пути и способы развития педагогических способностей 21
5.4 Педагогическая этика 24
Заключение 25
Библиографический список 26
ВВЕДЕНИЕ
Отношения между людьми, в том числе и в учебном процессе, должны основываться на субъект-субъектной основе, когда все стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. Если это условие соблюдается, то устанавливается не межролевой контакт «педагог — студент», а межличностный контакт, в ходе которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Созидается оптимальная база для положительных изменений в разных сферах каждого из участников общения: познавательной, эмоциональной, поведенческой. Таким образом, при замене межролевого общения общением межличностным происходит отход от формализма и догматизма в обучении.
Фундаментальные формы педагогической деятельности заложены в условиях общения. Содержание общения основывается на обмене информацией, но только этим общение не исчерпывается. Наиболее важной стороной общения всегда было стремление зафиксировать облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через общую деятельность – и это уже личностное общение. Общаясь, люди пытаются разделить свое бытие с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны — это — личностное взаимодействие в общей деятельности педагога и ученика. В этом контексте общение выступает как главный инструмент решения учебно-воспитательных задач.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе
... основы процесса адаптации первоклассника к школе 1.1 Психолого-педагогическая сущность процесса адаптации первоклассника ... -педагогической литературы, обобщение и анализ психолого-педагогического опыта, наблюдение педагогического общения, ... способами познавательной деятельности, мотивацией[18, с. 80]. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процессом ...
Общение выступает в трех основных аспектах:
• как метод решения учебных задач;
• как система воспитательного процесса для социально-психологического обеспечения;
• как способ организации взаимоотношений педагогов и учеников, в котором сочетаются как обучение, так и воспитание;
• как процесс воспитания индивидуальности в личности, и творческой индивидуальности.
Итак, преподаватель для учащегося предстает как инициатор и руководитель процесса общения – диалога или монолога — суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия учителя и обучаемого коллектива, содержанием которого являются и обмен информацией, и учебно-воспитательное воздействие, и организация взаимоотношений, и трансляция личности педагога обучаемым.
В данной работе мы проанализируем структуру педагогического общения.
1. ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Сущность речевого общения и его структура
Общение изучается многими науками — философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими.
Под общением (коммуникацией) — понимается осознанная и неосознаннаявербальная связь, передача и прием информации , сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, осуществляющийся по следующим основным каналам:
• вербальный от лат. verbalis -речевой — устный, словесный;
• невербальный -неречевой.
Как средство общения, речь одновременно выступает как:
• источник информации;
• способ взаимодействия собеседников.
Структура речевого общения включает в себя следующие элементы:
• значение слов и фраз;
• смысл слов и фраз;
• речевые звуковые явления:
§ темп речи:
§ быстрый,
§ средний,
§ замедленный;
§ модуляция высоты голоса:
§ плавная,
§ резкая;
• тональность голоса:
§ высокая,
§ низкая;
• ритм:
§ равномерный,
§ прерывистый;
• тембр:
§ раскатистый,
§ хриплый,
§ скрипучий;
• интонация;
• дикция речи.
• выразительные качества голоса:
§ характерные специфические звуки, которые возникают при общении:
— смех,
— хмыканье,
— плач,
— шепот,
— вздохи;
§ разделительные звуки:
— кашель;
§ нулевые звуки:
— паузы;
§ звуки назализации:
— «хм-хм»,
-«э-э-э»
Также, важную роль в речевом общении играют:
• точность употребления слова;
§ выразительность;
§ доступность;
§ правильность построения фразы;
§ доходчивость фразы;
Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать ...
... процессе компенсации у неслышащего ребенка формируются специфические средства общения с окружающими такие, как дактилология и жестовая речь, ... эмоциональной окраски, модуляции, в речи присутствуют призвуки, недостатки голоса: либо слишком высокие, либо слишком низкие; невнятность, недостаток ... т.е. она отражает буквы русского алфавита, а не звуки. Дактильная речь впервые возникла в монастырях. Впервые ...
§ правильность произношения звуков, слов и выразительность;
§ смысл интонации.
Опыт показывает, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи собеседника.
1.2. Невербальные средства общения
Невербальные средства общения изучают такие науки как:
• кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);
• экстралингвистика и просодика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, то есть интонационные характеристики голоса);
• токесика (тактильные взаимодействия);
• проксемика (ориентации, дистанция, то есть пространственная организация общения).
Большая часть исследователей разделяют мнение, о том, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а иногда используется вместо словесных сообщений.
Невербальное общение выделяется тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно, самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания, т. о., отсутствие возможности подменить эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.
Существует всего девять основных категорий информации о говорящем, которые в границах невербального канала звуковым путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек- это 1.индивидуально-личностная; 2. эстетическая; 3. эмоциональная; 4. психологическая; 5. социально-иерархическая; 6. возрастная; 7. половая; 8. медицинская; 9.пространственная и другие.
1.3. Виды общения
Наиболее распространенным и разработанным является психологический подход к общению, как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают оригинальность деятельности общения, как формы обеспечения других видов деятельности и рассматривают его как особую деятельность, но ведь общение — это не просто ряд последовательных действий общающихся субъектов — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.
Выделяют два основных вида общения:
• социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе такого общения решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;
• личностноориентированное общение, которое может быть и деловым — направленным на какую-то совместную деятельность, и связанным с личными взаимоотношениями — …
**************************************************************