Языковая семантика и образ мира. Материалы международной научной конференции, посв. 200-летию Казанского госуд. унив-та. 7 — 10 октября 1997 г.
Овшиева Н. Л. Стереотипы сознания как составляющие образа мира // Языковая семантика и образ мира. Материалы международной научной конференции, посв. 200-летию Казанского госуд. унив-та. 7 — 10 октября 1997 г. Режим доступа:
Овшиева Н. Л. (Элиста)
Общение между партнерами не сводится только к обмену информации, но представляет собой взаимопроникновение их понятий о себе и о мире. Чем более сходны их модели мира, тем глубже такое проникновение и тем быстрее и легче достигается согласованность точек зрения партнеров по общению. При этом происходит как бы обмен перспективами, основанный на сходстве установок, целей и ценностей. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым об’ектам. Немаловажную роль при этом играют стереотипы, которые регулируют процесс общения: сходные обобщенные представления о явлении, оказавшемся предметом обсуждения, способствуют установлению взаимопонимания между участниками разговора.
Относя человека к той или иной социальной общности, тому или иному «личному типажу» в рамках своей типологии обыденного сознания, реципиент приписывает (атрибутирует) этому человеку и определенную мировоззренческую картину (Петренко, 1988, 191).
Примерами таких инвариантов образа мира могут быть этнокультурный и профессиональный образы мира. Поскольку каждый из нас как носитель индивидуального сознания обладает своей системой значений, организующихся в житейские представления, социальные стереотипы и эталоны, сквозь призму которых мы выделяем в ситуации или в другом человеке значимые, актуальные для нас признаки, то должны быть учтены тонкие переходы от стереотипов сознания как составляющих образа мира к социальной и коммуникативной интеракции и, наоборот, имеющие место в реальном процессе речевой коммуникации. Стереотипы сознания воспринимающего речь суб’екта, предсознательные представления представляют собой интериоризированные социальные межличностные отношения в соответствии с культурно-исторической концепцией развития человека Л. С. Выготского (Выготский, 1983, 145).
Психологические особенности содержания представлений образа как ...
... представлений образа сотрудника ГИБДД. Цель исследования: изучение психологических представлений образа сотрудника ГИБДД в сознании ... другом нормированном эталоне). Языковое сознание при этом осуществляет ... 1. Образ мира. Значение как единица сознания Проблема ... сознание, как и индивидуальное, гетерогенно, и наряду с научным знанием в нем содержатся и житейские представления, социальные стереотипы, ...
Стереотипы сознания прежде всего облегчают, упрощают общение, делая его более надежным, обеспечивая взаимопонимание. Однако при взаимодействии людей с различиями по полу, возрасту, национальности, религии, культурному уровню, социальному слою они становятся психологичискими барьерами в межличностном общении, нарушая взаимопонимание. Эмоционально окрашенные и предельно схематизированные, устойчивые образы представителей конкретной группы препятствуют адекватному пониманию окружающих людей, т. к. включают весьма ограниченный набор стандартных подходов к оценке их поведения. Все стереотипы представляются организацией и усточивостью реализующих их установок, включающих три компонента: когнитивный, как знание о чем-то, эмоциональный (оценочный), как отношение к чему-то, и поведенческий, как готовность действовать определенным образом (Грановская, Крижанская, 1994, 156).
Стереотипы выступают как когнитивные пресуппозиции, влияя решительным образом даже на процесс, который кажется в значительной степени независимым от обстоятельств, а именно на установление значения слова. Они составляют каркас, на основе которого высказывание воспринимается, анализируется и понимается, поскольку осмысление, т. е. «придание значения» воспринимаемому, осуществляется по законам (нормам), принятым в данном социуме. В межличностном общении стереотипы не осознаются: «верхушкой айсберга» стереотипов являются значения, актуализируемые ассоциативными связями предсознательных представлений с соответствующими словесными представлениями.
Способность предсознательных представлений вступать в ассоциативную связь со «следами воспоминаний услышанного слова» (Фрейд, 1989, 375-376) отражает в сущности и обусловливает создание той системы значений- составляющих сознания, которая специфична для каждого конкретного социума. Ментальность как образ мыслей, совокупность навыков и установок проявляется и в разных «речевых кодах», разных наборах правил о том, как людям следует выбирать слова и как их комбинировать в соответствии с ситуацией.
Итак, в построении речи, в языковых значениях происходит об’ективация образа мышления человека, его внутреннего мира. При этом «слово, имея общий смысл для той или иной группы людей, имеет еще всегда у каждого человека индивидуальный… контекст, связанный с его индивидуальной значимостью для человека. А эта значимость в свою очередь определяется местом, которое в прошлом опыте того или иного человека заняли предметы, лица и обстоятельства, символизируемые данными словами… » (Бодалев, 1983, 32).
Суб’ективное отношение человека к каждому из них проявляется и формируется, как правило, в общении. В общении люди обмениваются мыслями и чувствами, чтобы лучше понимать свой мир и сообщать о нем. Соответственно, реконструкция стереотипов сознания коммуникантов является необходимым звеном в анализе процессов понимания и порождения речи.
1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека
... общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание ... характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает ...