Спортивная тренировка – педагогический процесс. Цель спортивной тренировки

Спортивная тренировка 

Спортивная тренировка представляет собой педагогический процесс, направленный на достижение максимально возможного для спортсмена результата. Как уже говорилось выше, обучение и тренировка — это единый педагогический процесс, который проводится с обязательным учетом основных принципов физического воспитания (см. III.5).

Кроме того, спортивная тренировка имеет свои специфические закономерности: направленность на высшие спортивные достижения, углубленную специализацию, единство общей и специальной подготовки, непрерывность, единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики тренировочной нагрузки, цикличность. 

Педагогический контроль в структуре тренировки.

Важнейшее звено в структуре тренировки занимает педагогический контроль. Оптимизация тренировочного процесса и объективная оценка эффективности не только обобщённого фактора, но и его составляющих, предполагает в качестве обязательного мероприятия проведение оперативного, текущего и этапного контроля. Объективный педагогический контроль позволяет выявить степень развития какого-либо фактора, а тренировочные мероприятия создают вероятную основу его совершенствования. Поэтому педагогический контроль должен быть связан с получением информации о физическом, функциональном и психологическом состоянии организма спортсмена с целью проверки эффективности тренировочных воздействий для повышения результативности тренировки и соревновательной деятельности. Главными задачами педагогического контроля являются:

· Оценка эффективности тренировочных средств и нагрузок.

· Оценка действующей системы планирования тренировки.

· Оценка темпов развития физических качеств.

· Оценка уровня общей и специальной работоспособности (тренированности).

· Оценка технической подготовленности.

Главным в педагогическом контроле является оценка состояния, в котором находится спортсмен. Оцениваются и контролируются три типа состояния:

· Оперативное — изменяющееся в процессе занятия, под влиянием выполнения упражнения. Оперативный контроль необходим для регистрации тренировочных нагрузок, выполняемых на занятии. Изменения, наступившие в организме в следствие этой нагрузки, целесообразно оценивать на следующий день, до начала занятий.

17 стр., 8324 слов

Метод тестирования как средство педагогического контроля обученности ...

... психолого-педагогической литературе. 3. Определить особенности педагогического контроля обученности старшеклассников. 4. Экспериментальным путем проверить эффективность метода тестирования как средства педагогического контроля обученности ... определяет обученность как достижение обучаемым на момент проверки и оценки определенного уровня владения знаниями, умениями, навыками [33, с.289 ...

· Текущее состояние — изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий. Текущий контроль должен преследовать цель сделать анализ тренировочной нагрузки, которая осуществлялась в течение нескольких микроциклов, образующих значительный этап тренировки.

· Перманентное состояние — сохраняющееся относительно длительный период времени. Этапный контроль предполагает систематизацию данных текущего контроля за относительно законченный цикл (полугодичный, годичный).

Все данные по нагрузке необходимо представить в графическом виде. Такой приём позволит тренеру качественнее разобраться в содержании, организации и стратегии спланированных нагрузок, а также определить уровни развития физических качеств, биоэнергетических возможностей, оценить соревновательную деятельность, техническую подготовленность.

Желательно, чтобы в систему контроля поступали показатели полученные врачами, физиологами, биохимиками и психологами.

Цель спортивной тренировки – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.

Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить на группы: физическая (специальная и общая), техническая, тактическая, теоретическая, психологическая и морально-волевая.

  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Темп развития спортивной работоспособности подвергается воздействию ряда факторов. Среди этих факторов тренировочные и соревновательные нагрузки играют ведущую роль. При хорошо «отлаженной» тренировке (целесообразные тренировочные методы и средства, правильное соотношение объема и интенсивности нагрузки, а также нагрузки и отдыха, определение нагрузки с учетом индивидуальной работоспособности) достижения находятся в тесной зависимости от темпа повышения нагрузки. При одинаковой одаренности в каком-либо виде спорта быстрее растут те спортсмены, которые тренируются чаще, с большим объемом и интенсивнее. Эти преимущества спортсменов, использующих повышенные нагрузки, становятся все заметнее в ходе тренировочного процесса, так как обусловливают более быструю адаптацию к нагрузкам, что, в свою очередь, создает условия для более быстрого дальнейшего повышения нагрузки. Тренировочные и соревновательные нагрузки являются, таким образом, необходимой предпосылкой и важнейшим условием развития способностей спортсменов.

В последние годы еще более очевидным стало то, что спортсмены, определяющие мировой уровень результатов, занимают ведущее место и по величине применяемых тренировочных нагрузок. Это в одинаковой мере относится и к юным спортсменам. По сообщениям Тисса11), ведущие юные спортсмены, участники Спартакиады детей и юношей, тренируются чаще, чем их товарищи, имеющие более низкие результаты (табл. 1).

Таблица 1. Распределение участников в различных видах спорта на Германской детской и юношеской спартакиаде 1966 г. в Берлине по частоте их тренировок в неделю и категориям занятых мест (мужской пол)

Виды и разновидности спорта

Категория А

Категория В

Категория В

Вместе: А, Б и В

1-2 раза

3-4 раза

5—6 раз и больше

1-2 раза

3-4 раза

5—6 раз и больше

1-2 раза

3-4 раза

5—6 раз и больше

1-2 раза

3-4

раза

5—6 раз и более

 

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Л/атлетич. спринт и прыжки Длину

в 10

32

58

15

52

33

26

48

25

17

46

38

Прыжок в высоту

41

80

13

37

50

33

31

35

15

37

48

Толкание и метание

8

32

59

20

30

50

22

52

26

17

36

48

Бег на средн. и длин. диет.

7

34

61

9

47

44

11

49

39

9

44

47

Гребля академическая

2

43

54

4

82

15

1

69

29

3

70

28

Плавание

2

1

97

16

27

58

26

60

14

12

22

66

Гребля на байдарках и каноэ

2

34

65

15

38

48

21

57

23

12

31

50

Гимнастика

100

2

20

79

21

50

29

6

22

73

Прыжки в воду

25

75

27

72

49

49

_

33

67

Волейбол

5

51

42

65

33

2

91

9

60

32

9

Л/атлетич. многоборье

4

30

65

12

36

52

7

35

57

8

34

57

Баскетбол

17

41

43

43

54

3

88

9

4

45

41

14

Примечание. Категория А —все занявшие места в первой четверти участников; категория Б — все занявшие места в обеих средних четвертях участников; категория В — все занявшие места в последней четверти участников.

Высокие тренировочные и соревновательные нагрузки требуют высокой готовности. Высоких результатов может добиться лишь тот, кто борется за них с полной самомобилизацией. Важными предпосылками этого являются заинтересованность и страстное увлечение деятельностью в большом спорте, и в особенности в избранном виде спорта. Выбор целенаправленных способов формирования и развития спортивных интересов — важная задача тренера. Решение ее облегчается, если тренер насыщает тренировку положительными эмоциями, показывает спортсмену ее перспективы и доводит их до глубокого осознания. Тренер должен создать жизнерадостный, боевой коллектив, в котором спортсмен хорошо себя чувствует, который помогает ему переносить трудности и побуждает к более высоким достижениям.

Следующая важная предпосылка успешной тренировки — это отношения прочного доверия между тренером и спортсменом. Спортсмен прежде всего ожидает от тренера руководства тренировкой со знанием дела, на основе новейших научных данных, так, чтобы его личные усилия вели к успеху; он хочет получать ясную и точную оценку своих достижений и возможностей; он ждет, что тренер непредубежденно будет заботиться о нем, руководить им и поддерживать его; он хочет также высказывать свое мнение о тренировке и встречать соответствующий отклик; он, с другой стороны, ждет четких решений тренера. Хорошие отношения между тренером и спортсменом положительно сказываются на результатах, на поведении спортсмена в коллективе во время тренировок и соревнований, повышая готовность спортсмена переносить высокие нагрузки.

Хотя тренировка — главный фактор развития работоспособности и готовности к достижениям, на спортивные успехи также оказывают большее или меньшее влияние и другие многочисленные факторы (табл. 2).

Таблица 2 Экзогенные факторы, способствующие спортивным достижениям

Образ жизни

Условия окружающей среды

Материальные предпосылки

Достаточный ночной сон

Свободная от напряжений семейная жизнь

Высококачественные места для тренировки

Регулярный распорядок дня

Любящие спорт и поощряющие спортивные занятия члены семьи, учителя и товарищи по профессии

Полноценное снаряжение (спортивная одежда и обувь)

Оптимальное питание

Отношения прочного доверия в спортивном коллективе: спортсмен—спортсмен; спортсмен— тренер, спортсмен — спортивный врач

Полноценные спортивные снаряды

Отказ от употребления алкоголя, никотина, кофеина

Нормальная регулярная половая жизнь

Правильный уход за телом

Разумное, дающее разрядку, заполнение свободного времени.

Упорядоченные жилищные условия в свободном от шума окружении с чистым воздухом

Удовлетворение от профессии, успехи в профессиональной работе, на курсах или в школе, ясные профессиональные перспективы

Координация нагрузок в тренировке, на работе, в школе

Недалекие подъездные пути к местам работы и тренировки

Определенные территориальные и климатические особенности

Активный участник большого спорта должен вести «спортивный образ жизни». Под этим, в частности, подразумевается: оптимальное, рассчитанное на специфику деятельности в большом спорте питание 12); достаточный ночной сон; отказ от каких бы то ни было возбуждающих и опьяняющих веществ (никотин, алкоголь, значительные дозы кофеина); правильный распорядок дня с целесообразным распределением профессиональной работы или занятий в школе, тренировки и досуга; регулярный уход за телом. Эффект тренировки тем больше, чем последовательнее соблюдается спортивный образ жизни, и тем меньше, чем больше допускается в нем нарушений. Поэтому воспитание у спортсменов стремления твердо соблюдать режим составляет одну из главных задач тренера, которой он не должен ни в коем случае пренебрегать. При этом необходимо довести до сознания спортсмена, что спортивный образ жизни вовсе не «жертва», но важная предпосылка высокой спортивной работоспособности, устойчивого здоровья и долголетия.

Весьма значительное влияние на стремление к достижениям и тем самым на спортивные результаты могут оказывать: родители, учителя и воспитатели в школе и профессиональных учебных заведениях, товарищи в классе и коллеги по профессии, друзья и супруги, а также все другие, с кем спортсмен общается. Их ощутимое сочувствие к деятельности спортсмена в большом спорте, их помощь и поддержка, их похвалы, а также и порицание стимулирующим образом влияют на спортсмена, особенно юного. Поэтому тренеры и спортсмен должны сообща стараться привлечь в свои союзники родителей, учителей и других наставников. Это будет тем легче сделать, чем лучше сам тренер разрешает свои воспитательные задачи и успешнее содействует тому, чтобы юные спортсмены показывали более высокие результаты не только в спорте, но также в школе и в профессиональной подготовке.

В аспекте большого спорта нужно, однако, также учитывать, что не все юные спортсмены, даже при большом объеме и интенсивности тренировки, могут добиться результатов международного значения. Анатомо-физиологические особенности и особенности нервной системы обусловливают определенные границы достижений. Эти границы, конечно, не абсолютны. Ибо уровень развития способностей зависит, между прочим, и от уровня знаний в методике спортивной тренировки и их реализации. Поэтому-то по мере развития методики тренировки постепенно повышается и средний уровень достижений всех спортсменов. Однако национальный и международный высший уровень достижений определяется все же такими спортсменами, которые обладают особенно благоприятными предпосылками для соответствующего вида спорта. Так, уже установлена четкая зависимость между достижениями в различных видах спорта, с одной стороны, и отличительными чертами телосложения (такими, как рост, вес, соотношения рычагов) — с другой. Каждый вид спорта предъявляет особые требования к особенностям телосложения. Это нужно учитывать уже при отборе спортсменов в том или ином виде спорта. Существенную роль играют рост и вес тела. Роста, значительно превышающего средний рост населения, требуют, например, такие виды спорта, как баскетбол, волейбол, академическая гребля, водное поло, прыжки в высоту, толкание и метания, многоборье (рост мужчин—выше 180 см), а также плавание, бег на средние дистанции, ручной мяч и спринт (рост мужчин—выше 175 см).

Наряду с ростом большую роль в ряде видов спорта играет вес тела. Это относится прежде всего к видам спорта, требующим больших силовых возможностей (легкоатлетические метания и др.).

Гребцы, однако, не должны быть чрезмерно тяжелыми, ибо это мешает им достигнуть требуемой в гребле выносливости.

В беге на длинные дистанции среди ведущих спортсменов преобладают легкие по весу и поэтому чаще всего среднего роста спортсмены (приблизительно от 170 до 175 см), причем эта тенденция особенно четко выступает у марафонцев. В футболе и хоккее на льду нет, видимо, крайних типов телосложения, в то время как рост гимнастов часто ниже среднего роста населения.

Очень большое значение для достижения высоких результатов имеют функциональные возможности организма. Тот факт, что спортсмены с одинаковыми характерными чертами телосложения и другими сходными данными развиваются с неодинаковой быстротой и их рекордные результаты различны в возрасте высших достижений, позволяет допустить, что существуют индивидуальные различия в тренируемости функциональных систем и органов (нервной системы, сердечнососудистой системы, обмена веществ, эндокринной системы, гормональной системы, органов чувств, дыхания), определяющих достижения. Идет ли речь при этом действительно об эндогенных факторах, ограничивающих рост достижений, или главную причину различного роста достижений надо усматривать в том, что нагрузка дозируется зачастую без знания и учета индивидуальных физиологических особенностей,— на этот вопрос пока нельзя ответить однозначно.

В то время как для определения спортивной пригодности можно воспользоваться характерными чертами телосложения, по крайней мере после завершения основного периода роста, тенденции развития физиологических, биохимических, психических и других компонентов, обусловливающих достижения, могут быть расшифрованы в самом тренировочном процессе.

Общая физическая подготовка

    Физическая подготовка — это процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, разностороннее физическое развитие, воспитание необходимых двигательных качеств и подготовку организма спортсмена к максимальным напряжениям в условиях соревнований.

    Общая физическая подготовка — процесс совершенствования физи­ческих качеств, направленный на всестороннее физическое развитие чело­века.

    К задачам общей физической подготовки относятся:

    • обеспечение всестороннего и гармонического физического разви­тия организма человека;
    • укрепление здоровья;
    • создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности.

    Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

    ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

    ? достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

    ? приобрести общую выносливость;

    ? повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

    ? увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

    ? улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спор-тивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

    ? научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

    Так, например, профессор В.М. Зациорский отмечает, что независимо от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Это группы мышц: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Необходимое условие развития этих групп мышц – предварительно укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области.

    Основной целевой задачей физической подготовки основного кон-тингента студентов является общая физическая подготовка.

    Именно с ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подготовке в учебную программу для вузов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках.

    Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как кон-трольные и в конце – как зачетные.

    С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Но даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессио-нального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – силы и т.д.

    Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов

    № п/п

    Характеристика направленности тестов

    Оценка в очках

    женщины

    мужчины

    5

    4

    3

    2

    1

    5

    4

    3

    2

    1

    1

    Тест на скоростно-силовую подготовленность

    — бег 100 м (сек)

    15,7

    16,0

    17,0

    17,9

    18,7

    13,2

    13,8

    14,0

    14,3

    14,6

    2

    Тест на силовую подготовленность:

    • поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз);
    • подтягивание на перекладине (кол-во раз)

    60

    50

    40

    30

    20

    15

    12

    9

    7

    5

    3

    Тест на общую выносливость – бег 2000 м (мин., сек)

    10,15

    10,50

    11,15

    11,50

    12,15

    4

    Тест на общую выносливость – бег 3000 м (мин., сек.)

    12,00

    12,35

    13,10

    13,50

    14,0

    * Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные и в конце – как определяющий сдвиг за прошедший учебный период.

    Тесты

    По общей физической подготовке

    Для оценки физической подготовленности студентов

    Основного и спортивного учебных отделений

    п/п

    Тесты

    Оценка в очках

    женщины

    5

    4

    3

    2

    1

    1

    Бег 3000 м (мин.сек)

    5000 м (мин.сек.)

    19.00

    20.15

    21.00

    22.00

    22.30

    2

    Бег на лыжах 3 км (мин. сек)

    или 5 км (мин. сек)

    18.00

    31.00

    18.30

    32.30

    19.30

    34.15

    20.00

    36.40

    21.00

    38.б/вр

    3

    Прыжки в длину с места (см)

    190

    180

    168

    160

    150

    4

    Подтягивание в висе лежа (перекладина на

    высоте 90 см)

    20

    16

    10

    6

    4

    5

    Приседание на одной ноге, опора на стену (кол-во раз на каждой)

    12

    10

    8

    6

    4

    6

    Профессионально-прикладная подготовка

    1 курс

    1семестр

    — овладеть умением, подавать команды, построить группу и отдать рапорт;

    — знать определенный перечень строевых и порядковых упражнений;

    — уметь правильно дышать, держать корпус, управлять своим телом;

    — ознакомиться с организацией и методикой проведении утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы;

    — уметь проводить беседы по вопросам физической культуры и спорта;

    — ознакомиться с правилами хранения спортивного оборудования и выбора лыжного инвентаря.

    2 семестр

    — организовать и провести лыжную прогулку;

    — уметь выбрать и провести комплекс утренней гигиенической гимнастики и одну из частей занятия.

    2 курс

    3 семестр

    — знать организацию и методику проведения организованных перемен;

    — уметь составлять конспект и провести занятия по избранному виду спорта;

    — владеть навыками проведения подвижных и национальных игр.

    4 семестр

    — знать упрощенные правила по баскетболу, волейболу;

    — уметь организовать и провести однодневный туристический поход;

    — овладеть навыками организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий в вузе, пионерском лагере.

    3 курс

    5 семестр

    — овладеть навыками организации вечеров и массовых физкультурных выступлений.

    6 семестр

    — уметь оборудовать простейшую школьную площадку для занятий физическими упражнениями.

    1. Специальная физическая подготовка

    Специальная физическая подготовка (СФП) — это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

    В различных видах спорта требуется преимущественное развитие вполне определенных физических качеств. В штанге — скоростно-силовых качеств, в гимнастике — силы, ловкости, гибкости, выразительности, в беге на длинные дистанции — выносливости. Поэтому СФП направлена на развитие требуемых для каждого вида спорта физических качеств и их необходимое сочетание.

    Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

    * спортивная подготовка;

    * профессионально-прикладная физическая подготовка.

    Спортивная подготовка

      Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

      В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

      Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

      Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

      Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

      Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

      Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

      В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

      Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

      Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами и формами.

      Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

      Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

      В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

      *устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

      *кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

      *способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

      *способность воспринимать, организовывать и ‘перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

      Спортивно-техническая и тактическая подготовки

        Спортивно-техническая подготовка.

        На первом этапе, т. е. в тренировке начинающих, спортсмены усваивают основной состав элементарных технических навыков, уже доводя их до уровня тонко отточенных по форме движений.

        В дальнейшем ходе тренировки спортивная техника совершенствуется и развивается до степени вариабельного навыка. Объем (количество навыков) спортивной техники существенно расширяется. Вместе с тем необходимо развивать широкий двигательный базис как генеральную основу для перспективного совершенствования координационных способностей.

        В спортивно-технической подготовке отмечаются следующие различия по видам или группам видов спорта. В технических видах спорта формирование спортивной техники, естественно, первостепенная задача, и в соответствии с этим ей отводится большее время в тренировке. Решение ее на этапе становления спортсмена находит свое конкретное выражение в том, что, например, гимнасты и фигуристы овладевают упражнениями и соответствующими элементами техники, которые составляют содержание обязательной и и произвольной программы мастеров.

        В скоростных и скоростно-силовых видах спорта, так же, как и в спортивных играх и единоборствах, спортивно-техническая подготовка имеет достаточно большое значение, хотя существуют известные различия между этими группами видов спорта. В то время как в беге на короткие дистанции, в прыжках и метаниях физические способности необходимо развивать предпочтительно по сравнению со спортивной техникой, в спортивных играх и единоборствах приходится уделять относительно больше времени спортивно-технической подготовке, поскольку в них существенно больше подлежащих усвоению технических навыков (например, в спортивных играх).

        В то время как, например, в беге на короткие дистанции и в прыжках в длину изучают лишь небольшое число постоянно повторяющихся движений, занимающиеся спортивными играми должны овладевать многочисленными техническими навыками (ведение мяча, прием мяча, удары по мячу, передача мяча и т. д.), включая финты и специальные технические приемы (например, виды бросков); при этом существенными критериями степени овладения навыками служат их вариабельность, быстрота движений и устойчивость в обстановке соревнования.

        В тех видах спорта, где результаты в решающей мере зависят от силы и выносливости, спортивно-техническая подготовка занимает тем меньшее время, чем больше его отводится на развитие физических способностей.

        Тактическая подготовка

        Начинающий прежде всего должен научиться владеть элементарными стандартными тактическими операциями, в которых он может осмысленно применить свои физические способности и спортивную технику. Более подготовленный спортсмен должен совершенствовать тактические способности и знания, учиться демонстрировать отвечающие правилам состязаний способы ведения борьбы, полностью использовать с помощью тактики свои физические способности и спортивную технику, а также самостоятельно и творчески разрешать возникающие ситуации.

        В связи с развитием тактических способностей именно в тренировке подрастающих спортсменов очень важно сформировать у них тактику, направленную на победу и наступательное ведение борьбы, подготовить их к спортивной борьбе и настроить на нее. Тактическая подготовка почти во всех видах спорта имеет определяющее значение в создании предпосылок для рационального ведения соревнования. Поэтому она должна с самого начала иметь место в тренировке подрастающих спортсменов.

        Объем тактической подготовки, однако, различен в отдельных видах спорта. В спортивных играх и в единоборствах он ввиду многообразия тактических возможностей будет больше, чем, скажем, в беговых видах, особенно в беге на короткие дистанции.

        Характеристика психологической подготовки

          Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

          Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

          Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой — неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

          Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

          Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

          При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

          Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов.

          Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить «на слово» в эффективность этих средств; осознанность — это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.

          Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим.

          Принцип всесторонности . Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

          Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).

          Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам .