Обращениек исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявлениянаиболее характерно для австрийского психолога, невропато лога, психиатра ЗигмундаФрейда и его учеников.Основные работы З.Фрейда, содержащие философскиеидеи и концеп ции, Массовая психология и анализ человеческого Я , По ту сторону принципа удовольствия , Я и Оно , Психология бессознательного , Неудовлетворенность вкультуре , Циви лизация и анализ человеческого Я и др. Фрейдвыдвинул ги потезу об исключительной роли сексуальности в возникнове нииневрозов.
Затем последовало утверждение о роли бессо знательного и возможностиего познания через толкование сновидений. З.Фрейд уточнил, что психическаядеятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а пси хическаядеятельность подсознательного принципу реаль ности.Сообразуясь с реальностьювнешнего мира, подсозна тельное вытесняет обратно в бессознательноенеприемлемые желания и идеи , эгоистические, асоциальные , сопротивляется ихпопыткам проникнуть в сознание.
Ключе вой для философии З.Фрейда становитсяидея о том, что пове дением людей управляют иррациональные психические силы, ане законы общественного развития, что интеллект аппа рат маскировки этих сил,а не средство активного отражения реальности, все более углубленного егоосмысления.Исследует З.Фрейд роль важнейшего, по его мнению, двигателяпсихичес кой жизни человека либидо полового влечения , определя ющегопротиворечия человека и социальной среды, человека и культуры, человека ицивилизации.
Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, илинеразряженным вы теснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергияпосредством реактивных образований стыд, мораль и сублимации переключениеэнергии с неприемлемых целей и объек тов на приемлемые . Через призмусублимации З.Фрейд рас смотрел формирование религиозных культов и обрядов, появ лениеискусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец,саморазвитие человечества.З.Фрейд ввел также понятия космических первичныхпозывов Жизнь и Смерть .Как философ З.Фрейд дает свое осмысление человека икультуры.
Культура выступает у него как Сверх Я , она осно вана на отказе отудовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированнойэнергии либидо. В работе Неудовлетворенность в культуре З.Фрейд приходит квыводу о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает учеловека чувство вины из-за ограничения его при родных желаний.Прирассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует внимание не наее надындиви дуальном характере, а на природной склонности человека к агрессии,разрушению, которая может быть обуздана культурой.Карл Густав Юнг швейцарский психолог,культуролог, философ, начал свою деятельность как ближайший соратник З.Фрейдасогласно трактовке Юнга, это не просто некое влечение, а поток витально психической энергии.
Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума
... фильтром, «цензурой» подсознательных стремлений человека. Оно не дает некоторым желанием бессознательного проникнуть в сознание, т.к. они прежде всего подчинены принципу удовольствия, а не логике, и ... в философию». http://eurasialand.ru/txt/frolov1/menu.htm Основателем психоанализа стал врач-психиатр Зигмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд). Родился он 6 мая 1856 года во Фрайберге. Почти ...
Поэтому все феномены бессознательной и сознательнойжизни челове ка рассматриваются Юнгом в качестве различных проявлений единойэнергии либидо.
Эта энергия либидо под влиянием не преодолимых жизненных препятствийспособна поворачи ваться вспять , вести к репродукции в сознании человека обра зови переживаний, которые не связаны с опытом данного ин дивида, а являютсяпервичными формами адаптации к миру человеческого рода. Согласно К. Г. Юнгу,бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, вы ясненноеза порог сознания, но прежде всего это коллективное и безличное психическоесодержание, уходящее корнями в глубокуюдревность.
Эти коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами.Архетипы, по Юнгу, невозможно осмыслить осознанно они противостоят сознанию ине поддаются выражению в языке.Психология может лишь описывать, их и осуществлять возможную типизацию, чему ипосвящена значительная часть работ К. Г. Юнга. Его обобщения зачастую неопираются на достаточные логические основания, хотя ос новному доказательству,ориентированному на науку, он уделяет внимание.
Это закон Э.Геккеля оповторении в онтогенезе отдельного индивида филогенеза исторического развития группы особей.К.Г. Юнг ввел в научный оборот такие объекты исследова ния, как учение о карме,метемпсихозе и реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Он исследовалвосточные ре лигиозно-мистические культы, в которых личностное началорастворено в архаической стихии коллективного бессознатель ного.Факт наличия бессознательного в психике человека подвалы души был давно зафиксирован в психологии.
Однако тольконачиная с Фрейда, эта часть сознания вот здесь-то и выявляется сложность,связанная с употреблением слова сознание так как приходится говорить обессознательном в сознании сделалась предметом пристального внимания испециального исследования.Причины неврозов могут лежать там. В подвалах души,в бессознательном, решил Фрейд. Задача состоит в том, чтобы помочь человеку осознать неосознаваемое и благодаря этому облегчить психическоесостояние или даже, может быть, излечитьбольного.
Фрейд разработал целую систему приемов, получившую название психоанализ , призванных решить эту задачу. Для объяснения психическихпроцессов Фрейд использовал как известные ранее понятия например, понятиеэнергии , так и вновь введенные им поня тия главным из которых были вытеснение , сублимация в ранних работах, Сверх-Я в более поздних .Августин решаел проблемы общечеловеческой истории.Его Испо ведь это исследование самосознания личности, ее психоло гическихсостояний.
Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и доутверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью от насилия в школе над ребенком до государственного насилия.Августин выдвига етпроблему свободы личности, которая спустя много веков привлекла к его философиипредставителей экзистенциализ ма. Августин считал, что субъективно человекдействует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Абытие Бога можно вывести из самосознания человека, из само достоверностичеловеческого мышления.
Теория личности Зигмунда Фрейда
... сторону удовольствия» Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из тр ... труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, ... фактом объясняется следующий часто наблюдаемый феномен: индивид может испытывать глубокое чувство ... Фрейд определил секс таким необычным образом, был тот очевидный факт, что сексуальные усилия взрослых людей ...
Августин показал роль само сознания для личности. ВедьЯ это закрытое, интимное су щество, которое отделяется от внешнего мира идаже закры вается от него. Августина интересует вопрос как человек осу ществляет открытие своего Я.С Августина Блаженного начинается и разработка филосо фииистории, хотя сам термин принадлежит Вольтеру.Поня тие историческое у античныхфилософов отсутствовало греки воспринимали мир эстетически, как завершенныйкос мос. Августин же философски осмыслил взаимосвязь прошло го настоящего будущего. Настоящее момент, ибо оно уходит в прошлое и устремляется кбудущему, о чем свидетель ствует жизнь града человеческого общества.