Раздел 1. Теории психического развития

Содержание теста

1. Биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение:

эпигенеза

филогенеза

эмбриогенеза

гетерогенеза

2. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида – это

филогенез психики

онтогенез психики

нормативное психическое развитие

индивидуальное развитие

3. К … типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребенка

генетическому

непреформированному

преформированному

смешанному

4. К факторам, влияющим на психическое развитие относятся

социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент

самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых

мыслительные операции, интеллект

наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности

5. Основными формами развития являются

самосознание и направленность

филогенез и онтогенез

сознание и деятельность

наследственность и среда

6. Одним из подходов к объяснению психического развития является:

теория конвергенции двух факторов

биогенетическое направление

социологизаторское направление

все ответы верны

7. Автором теории рекапитуляции является….

Дж. Локк

Р. Заззо

С. Холл

В. Штерн

8. Автором культурно-исторической теории является

Дж. Брунер

Л.С. Выготский

С.Л. Рубинштейн

А.Валлон

9. Основоположником бихевиоризма является

А. Маслоу

К. Лоуренс

Ж.Пиаже

Дж. Уотсон

10. Автором теория культурно-исторического развития психики ребенка является

П.Я. Гальперин

Л.С. Выготский

Д.Б. Эльконин

А.Н. Леонтьев

11. … теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни

конвергенции двух факторов

социогенетическая

формирующая

биогенетическая

12. Автором теории конвергенции двух факторов является

Дж. Локк

Р. Заззо

С. Холл

В. Штерн

13. … теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий

биогенетическая

гуманистическая

конвергенции двух факторов

7 стр., 3050 слов

Развитие социального партнерства как фактор, обеспечивающий качество образования

Содержание Введение……………………………………………………………………………6 1 Развитие социального партнерства как фактор, обеспечивающий качество образования 1.1 Система получения практических навыков для формирования квалифицированного специалиста в ООО «METRO Cash & Carry < >»……………..9 2 Организационно-экономическая характеристика «Metro cash & carry < >» с учетом создания проекта ...

социогенетическая

14. В работе «Проблемы возраста» в психологии выделил различные характеристики возраста

Д.Б. Эльконин

Ж. Пиаже

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

15. Воспроизводство процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида определяется как

экстериоризация

ресоциализация

рекапитуляция

интериоризация

16. З. Фрейд считал источником психического развития

ид

супер-эго

либидо

эго

17. Латентная стадия психического развития по З.Фрейду

от 12 до 18 лет

от 4 до 5 лет

от 6 до 12 лет

от 4 до 10 лет

18. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно к подходу развитию..

социогенетическому

двухфакторному

биогенетическому

психогенетическому

19. Общество по мнению Э.Эриксона

существенно не влияет на развитие личности

не нуждается в развитие личности

стремится к такому устройству, чтобы поощрять и стимулировать развитие личности

затрудняет развитие личности

20. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением

развитию

обучению

воспитанию

научению

21. Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям

империческим

психологическим

педагогическим

биологизаторским

22. Понятие «зона ближайшего развития» ввел в психологию

Д.Б. Эльконин

Л.С. Выготский

В.В. Давыдов

П.Я. Гальперин

23. Психическое развитие, согласно концепции Э. Эриксона, предполагает прохождение … стадий

восьми

шести

четырех

семи

24. Психическая функция по Л.С. Выготскому называется … , если она стала достоянием ребенка и не связана с действиями взрослого

простой

интерпсихической

интрапсихической

сложной

25. Согласно концепции Ж.Пиаже фактором определяющим психическое развитие является

смена господствующих умственных структур

овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности

12 стр., 5536 слов

Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста

Введение В современном мире, когда внедряются многообразные информационные технологии, вводятся всё новые понятия о новейших формах массовой культуры, расширение человеческих контактов и так далее, рост темпа жизни приводит к увеличению объема знаний необходимых для жизни современному человеку и тем более его развитию в целом. В современном обществе, а значит и в образовательных учреждениях ...

сексуальный инстинкт

постоянная самоактуализация

26. Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда главным фактором, определяющим психическое развитие, является

овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности

смена господствующих умственных структур

сексуальный инстинкт

постоянная самоактуализация

27. … в ХV11 веке ввел понятие социальный опыт и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно

Э.Дюркгейм

А. Валлон

Дж. Локк

М.Мид

28. Установите соответствие между основными психологическими теориями развития личности и их представителями

1. Теория культурно-исторического развития .Л.С. Выготский

2. Теория рекапитуляции С. Холл

3. Психоаналитическая теория З.Фрейд

4. Когнитивная теория Ж.Пиаже

29. Установите соответствие между стадиями детского развития и их характеристиками согласно психоаналитическому подходу З.Фрейда

1. Оральная стадия приходится на младенчество. Центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится рот

2. Анальная стадия приходится на раннее детство. Чувственные наслаждения связаны с процессами выделения

3. Фаллическая стадия приходится на дошкольное детство. Источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка

4. Генитальная стадия приходится на подростковый период и всю последующую жизнь. Формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения

30. Установите соответствие между возрастными периодами и названиями стадий интеллектуального развития, согласно теории Ж.Пиаже

1. от 0 до 2 лет сенсомоторная стадия

2. от 2 до 7 лет дооперациональная стадия

3. от 7 до 12 лет стадия конкретных операций

4. после 12 лет стадия формальных операций

31. Утверждение, соответствующее концепции развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому

«онтогенез есть краткое и быстрое воспроизведение, повторение филогенеза»

«у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические свойства»

«в основе психического развития ребенка – овладение исторически сложившимися способами человеческой деятельности»

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся ...

«главный фактор, определяющий психическое развитие – сексуальный инстинкт»

32. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

мотивационно — потребностную

эмоциональную

мотивационную

потребностную

33. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов

уровня актуального развития и зоны ближайшего развития

индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста

показателей умственного развития и состояния памяти

34. В теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией

несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий

мысленное действие, обладающее обратимостью

стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям

действия с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками.

Раздел 2.Экзистенциальная психология современного человека

35.Основоположником гуманистической психологии является:

* З. Фрейд

* А Маслоу

* Дж. Брунер

* С.Холл

36.Экзистенциальная психология-это направление:

* Аналитической психологии

* Когнитивной психологии

* Бихевиористической психологии

* Гуманистической психологии

37.Экзистенциальная психология изучает :

* Проблемы времени, жизни и смерти

* Проблемы свободы, ответственности, выбора

* Проблемы общения, любви, одиночества, поиска смысла жизни.

* Все ответы верны.

38.Экзистенциальная психология утверждает ………………. личностного опыта человека

39 .Целью экзистенциальной психологии является восстановление ……………. личности.

40.Наука,изучающаяприродное происхождение человека называется :

* Психология

* Философия

* Биология

13 стр., 6235 слов

Ответы. Психология развития

... личности старшеклассников. Ответы. Психология развития - Стр 2 ... 26.Кризис 3 лет. Это кризис самостоятельности, называется кризисом «Я сам». Заключается в том, ... уровни психического развития конкретного человека. 2. понятие возраста в психол. Развития В психологии принято различать:1. ... противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно ...

* Антропология

41.Антрогенез, морфология, этногенез являются разделами:

* Социологии

* Философии

* Антропологии

* Аксиологии

42 .Наука о ценностях жизни и человека, содержании внутреннего мира личности и ценностных ориентациях называется:

* Антропология

* Философия

* Аксиология

* Педагогика

43. Особенности связи человека и культуры, особенности социализации человека в различных культурах изучает:

* Социальная антропология

* Аксиология

* Структурная антропология

* Культурная антропология

44. Учение, признающее личность первичной творческой реальностью, а духовные ценности высшим смыслом цивилизации, называется

* Персонализм

* Экзистенциализм

* Психоанализ

* Постмодернизм

45. Философское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало-идею, мировой разум — сверхиндивидуальное духовное начало, называется

* Материализм

* Дуализм

* Объективный идеализм

* Персонализм

46. Определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений называется

* Гипотеза

* Концепция

* Задача

* Теория

47. Философское учение, которое стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры, называется

* Феноменология

* Психология

* Этика

* Все ответы верны

48. Переживание субъектом своего «бытия в мире» называется

* Экзистенциальным

* Индивидуальным

* Психологическим

* Логическим

49. Философское учение о бытии называется

* Онтология

* Этика

* Эстетика

* Феноменология

Раздел 3.Психология субъективности человека.

50.Категория субъективной реальности определяет:

* Человеческое в человеке

* Внутренний мир

* Самость

* Все ответы верны

51.Субъективность- это особая форма общественного бытия человека, форма практического освоения мира, способность представлять явления бытия как фактор жизнедеятельности с точки зрения современной:

* Антропологии

* Философии

* Биологии

* Психологии

52.Возникновение и существование субъективности связано с …………….. к другим людям, к миру, и обществу, истории и самому себе

5 стр., 2015 слов

Тестовые задания по теме с эталонами ответов. Тема: «Философия сознания»

1. Занятие № 28 Тема: «Философия сознания» 2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное занятие. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения. 3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы). тема «Философия сознания» одна из самых важных и сложных тем в курсе философии. В рамках этой темы ...

53.Собственное отношение человека к другим людям и к себе, к миру и обществу создает особый уровень его жизни как:

* Объекта

* Профессионала

* Субъекта

* Организма

54. Субъективность-это отношение человека

* К внешнему миру

* Связь с внутренними причинами отношения

* Способ отражения внешней реальности все ответы верны

* Все ответы верны

55.Субъективность – это способность человека ………………. собственную жизнедеятельность в предмет практического.

56.Понимание и изучение условий, механизмов, закономерностей развития субъективности является профессиональной компетентностью

* Учителя

* Инженера

* Практического психолога

* Социолога

57.Филогенетические особенности человека необходимы для:

* Жизнедеятельности

* Развития самосознания

* Интериоризации

* Социализации

58.Для преобразования своей биологической природы и социальных особенностей человеку необходимо:

* Самосознание

* Воля

* Самоконтроль

* Все ответы верны

.

59. Путь становления внутреннего мира — это развитие у человека отношения к …………

60.В современной науке развитие субъективной реальности представлено в ……………. теоретических моделях изучения субъективности:

* Пяти

* Трех

* Двух

* Одной

61. Биогенетическая ориентация в изучении субъективности определяет закономерности, стадии, свойства человека как

* Субъекта

* Личности

* Организма

* Персоны

62.Персонологическая ориентация в изучении субъективности определяет сознание и самосознание как главное условие реализации :

* Субъекта

* Организма

* персоны

* Личности

63.Социогенетическая ориентация в изучении человека как субъекта определяет доминирующим фактором развития:

* Стадии формирования организма

65. Концепция, отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы, называется:

* Коллективизмом

* Индивидуализмом

* Гуманизмом

* Все ответы верны

66.Концепция, отдающая приоритет целям той или иной группы по сравнению с личными целями, называется:

9 стр., 4148 слов

ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ

ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ Д.А. ЛЕОНТЬЕВ (1)Пограничное положение психологии на стыке естественных и гуманитарных наук нигде, пожалуй, не сказывается так сильно, как в области исследований личности. Именно на этой арене постоянно разворачиваются столкновения между двумя различными подходами к человеку, двумя образами человека, двумя методологиями — естественнонаучной и гуманитарной. ...

* Индивидуализмом

* Коллективизмом

* Дискриминацией

* Аутизмом

67. Состояние сознания, при котором внимание человека фокусируется на самом себе, определяется как

* Восприятие

* Мышление

* Самосознание

* Отражение

68. Интроспекция-это метод изучения :

* Социальной группы

* Внутреннего мира человека

* Процессов адаптации в группе

* Особенностей памяти

69. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку называется

* Инстинктом

* Мышлением

* Раздражимостью

* Сознанием

70. Совокупность психических процессов посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности называется…

* Самосознанием

* Представлением

* Самоощущением

* Самопрезентацией

71.Формой психики, свойственной только человеку, является…

* Инстинкт

* Ощущение

* Сознание

* Мышление

72. Категория в психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека называется

* Индивидуальностью

* Личностью

* Индивидом

* Субъективностью

73. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении…

* Локуса контроля

* Самооценки

* Темперамента

* Познавательных процессов

74. Человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности — это:

* Индивид

* Универсум

* Индивидуальность

* Субъект деятельности

75. Механизм преобразования внешних по своей форме процессов с внешними вещественными предметами в процессы, протекающие в умственном плане…

* Интериоризация

* Экстериоризация

* Ригидность

* Резистентность

76. Степень, в которой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую «изнутри» посредством усилий и действий или контролируемую «извне» случаем или внешними силами называется

* Интроспекция

* Интериоризация

* Локус контроля

* Конформизм.

77. Мать и плод в период внутриутробного развития — это факт изначального психосоматического ……………………

78. Георг Вильям Гегель (1770 — 1831) в своей книге определяет отношение матери и плода во чреве как отношение ни чисто телесное, ни чисто духовное, но ……………….

79.С точки зрения экзистенциальной психологии, становление субъективности начинается с:

а) в раннем детстве

б) в дошкольном возрасте

в) с момента рождения

г) в младенчестве

80. В момент рождения ребенок переходит в новое состояние, которое называется обособление.

81.Внутреннее единство младенца с матерью определяется:

а) эмоциональным контактом

б) симбиотической зависимостью

в) продолжением утробного состояния

г) все ответы верны

82.Внутренне единство и внешняя противопоставленность друг другу — это онтологическое ……………..самой возможности возникновения субъективности.

83.Отсутствие изначального внутреннего единства при внешней противопоставленности порождает многочисленные факты нарушений:

а).

задержка или отсутствие «комплекса оживления»

б).

отсутствие чувства привязанности

в).

возникновение госпитализма детского развития

г).

все ответы верны

84.Госпитализм — глубокое психическое и физическое отставание ребенка в первые годы жизни вследствие дефицита ……………

85.Патологическая эмоциональная привязанность матери и ребенка, форма зависимого поведения определяется как:

а).

госпитализм

б).

аутизм

в).

симбиоз

86.Подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфические человеческие способности называется ……………., результатом его становится появление различных форм субъективности.

87.В течение первого года жизни между матерью и ребенком возникают новые формы единства, которые носят:

а).

физиологический характер

б).

биологический характер

в).

психологический характер

88.Эмоциональный контакт, взаимопонимание, сопереживание обеспечивают новую форму единства между младенцем и матерью, которое называется:

а).

обособление

б).

отождествление

в).

воздействие

г).

симбиоз

89.Единство и противоположенность обособления и отождествления и есть постоянно действующее живое …………………. события.

90.Фундаментальными механизмами становления субъективности являются (указать 2 ответа):

а).

подражание

б).

имитация

в).

идентификация

г).

рефлексия

91.Отождествление, узнавание, установление связи между предметом и действием называется:

а).

имиринтинг

в).

идентификация

г).

телесное уподобление

б).

бессознательная имитация

92.Механизм становления субъективности, появляющийся, закрепляющийся и развивающийся в раннем возрасте, являющийся доминирующей формой поведения во взаимодействии со взрослым называется:

а).

подражание без подражания

б).

рефлексия

в).

имиринтинг

г).

идентификация

93.Подражательные формы поведения превращаются и становятся ритуализированными системами действий при условии ………………….. взрослыми либо отмирают или приобретают неосознаваемый характер при условии, если они не поддерживаются со стороны взрослых.

Раздел 4.Формы и содержание внутреннего мира человека

94.Г.Гегель отразил свои размышления о становлении внутреннего мира человека в своей книге:

а).

Наука логики

б).

Философия права

в).

Феноменология духа

95.Механизмами становления внутреннего мира человека являются (выделить 2 правильных ответа):

а).

эмпатия

б).

подражание

в).

интериоризация

г).

рефлексия

96.С.Л.Рубинштейн определяет рефлексию как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки ………….к ней, вне ее и для суждения у ней.

97.Субъективное ощущение разрыва, раздвоения и выхода за пределы автоматически текущего состояния называется:

а).

интроспекция

б).

аттракция

в).

рефлексия

г).

отождествление

98.Условием возникновения рефлексии является:

а).

похвала

б).

непонимание

в).

поддержка

г).

опека

99.Осознание ребенком себя и своего я является началом развития …………………..

100.Первым содержанием внутреннего мира ребенка является ………………………

101.К перцептивным процессам в психологии относятся (выделите 2 правильных ответа):

а).

мышление

б).

память

в).

ощущение

г).

восприятие

102.Чувственно — практический опыт проявляется во …………………………..

103.Понимание основных перцептивных категорий в раннем возрасте включает (выделите 2 правильных ответа):

а).

восприятие цвета

б).

восприятие звука

в).

пространство и движение

г).

все ответы верны

104.Энерго — динамический компонент чувственности дает понимание действительности …………………….. уровне.

105.Всеодушевляющий символизм в раннем детстве характеризуется ……………………………. с одной стороны и с другой.

106.Субъективация — как форма внутреннего мира подростка, отражающая стремление к самостоятельности, потребность реализовать свои растущие возможности сопровождается

а).стабилизацией эмоционального состояния

б).

глубоким психологическим кризисом

в).стремлением к познанию нового

г).

все ответы верны

107.Кризис 3-х лет включает симптомокомлекс, состоящий из:

а).

трех симптомов

б).

семи

г).

двух

в).

все ответы верны

108.Типично — возрастные симптомы являются ………………… кризиса 3 лет.

109. Ситуативно — возрастные симптомы являются причиной …………………..кризиса 3 лет.

110.Персонализация внутреннего мира связана с утратой ……………… поведения.

111.Содержание внутреннего мира, определяющее развитие самосознания в период с дошкольного до подросткового возраста называется:

а).

чувственно — практический опыт

б).

персонализация

г).

универсализация

в).

субъективация

112.Дифференциация внутреннего мира, развитие рефлексии, понимание «Я — реального» и «Я — идеального» возможно в процессе развития субъективности на этапе:

а).

субъективации

б).

персонализации

г).

чувственно — практического опыта

в).

универсализации

113.Содержание внутреннего мира, связанное с стабилизацией представлений о себе и развитием целостной «Я — концепции» называется:

а).

субъективаци.

б).

универсализация

г).

персонализация

в).

чувственно-практический опыт

114.Относительно устойчивая, осознанная система представлений подростка о себе самом на основе которых он строит свои взаимоотношения с другими называется