1) Пример: теория детского развития л.С. Выготского

Задачи к курсу «Методологические проблемы психологии».

  1. Приведите пример 1-2 психологических теорий, в которых реализуется принцип детерминизма, объясните принцип его реализации.

ОТВЕТ:

1) детерминизм типа обратной связи(указывает на то, что следствие воздействует на вызвавшую причину).

Пример:теория эмоций Джеймса – Ланге: страх появился потому, что у субъекта участилось сердцебиение, волосы встали дыбом, он приготовился убежать/нам грустно, потому что мы плачем.

2) статический детерминизм(при сходных причинах возникают разные эффекты, подчиняющиеся статической закономерности).

Пример:теория когнитивного развития Пиаже: при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества не одинаковый, т.е. в зависимости от влияния различных факторов развитие будет происходить по-разному.

  1. Объясните, как вы понимаете выражение «Плюрализм психологического знания».

ОТВЕТ:

На мой взгляд понятие психологического плюрализма практически синонимично понятию мультипарадигмальности психологии, т.е. это предполагает наличие множественности дополняющих друг друга психологических концепций в силу многоуровневости психики и несводимости всех психологических явлений к описанию в рамках одной объяснительной парадигмы.

своеобразие пси­хологии, состоит в том, что вновь появляющиеся парадигмы не приводят к уходу прежних, они продол­жают сосуществовать и развиваться параллельно с новыми => плюрализм психологического знания/ мультипарадигмальная психология.

Плюрализм психологического знания не может суще­ствовать теория даже самого высокого уровня, которая бы априори была пригодной для преодоления вновь возникающей познаватель­ной трудности.

  1. Раскройте, каким образом реализуется принцип развития в психологических теориях (на примере 1-2 теорий).

ОТВЕТ:

Выготский понимает раз-е как процесс вхождения ребенка в культуру и овладение сис-ой культурных орудий (средства управления внутренним миром человека, его поведение).

6 стр., 2792 слов

Особенности когнитивного развития дошкольника в теории Ж. Пиаже

... С другой стороны, теории, подобные теории Халла, сводят знание к простым "функциональным копиям", которые не обогащают реальности. Проблема, которую мы должны решить для объяснения когнитивного развития, - это проблема ...

Основные законы детского раз-я:

  1. цикличность – периоды спада сменяются периодами подъема (стабильные и кризисные периоды)
  2. неравномерность – разные стороны личности развиваются неравномерно
  3. скачкообразные изменения; психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было прежде и будет потом
  4. сочетание процессов эволюции и инволюции (обратное раз-е, связанное с разрушением того, что образовалось на предыдущем этапе) в развитии ребенка

Основной критерий периодизации по Выготскому: соотношение стабильных и кризисных периодов в раз-и человека, когда происходит накопление и проявление новообразования.

Этапы психического раз-я:

  1. кризис новорожденности (рождение до 2 мес.)
  2. младенческий возраст (от 2 до 12 мес.)
  3. кризис 1-го года
  4. ранее детство (от 1 до 2 лет)
  5. кризис 3-х лет
  6. дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
  7. кризис 7-ми лет
  8. школьный возраст (от 7 лет до 12 лет)
  9. кризис 13-ти лет
  10. подростковый возраст (от 13 до 17 лет)
  11. кризис 17-ти лет.

2) Пример: психоаналитический подход к развитию человека (Фрейд).

Периодизация раз-я ребенка:

  1. Оральная стадия(от рождения до 1 года), удовлетворение потребностей ребенка происходит с участием ротовой полости.
  2. Анальная стадия (от 1 до 2-3 лет), большое внимание ребенок уделяет работе кишечника и мочегонного аппарата; на этой стадии ребенок впервые сталкивает с требованиями взрослых, начинает формироватьсяСуперэго.
  3. Фаллическая стадия (от 2-3 до 5-6 лет), возникает конфликт:Эдипов комплексу мальчиков икомплекс Электрыу девочек; способ разрешения – наложение запрета на сексуальное влечение к родителю; происходит идентификация ребенка с родителями соответствующего пола и выработка у них присущих черт; является самой напряженной стадией (пик сексуального раз-я).
  4. Латентная стадия(от 5-6 до 12 лет), сексуальные потребности ребенка переходят на второй план, а на первом места – познавательные потребности.
  5. Зрелогенитальная стадия(после 12 лет), переход человека в отношения с противоположным полом.

Теория З. Фрейдаоснована на критерии психосексуального раз-я, этот критерий относится к раз-ю личности, не затрагивая когнитивной сферы.

  1. Раскройте сущность категории деятельности и ее роли в психологии.

ОТВЕТ:

Категория Д. является метакатегорией и соотносится с такой базовой категорией как категория действия. Деятельность– активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство/порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

Автор – Леонтьев.

Структура:

13 стр., 6171 слов

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

... строении психического отражения реальности в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она ... способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, ...

деятельность — потребность + мотив

(потребности + мотивы = основа Д.)

(Д. реализуется через действия) действия — цель

(в зависимости от целей будут выбираться те или иные действия)

Операция — условия

(в зависимости от условий и тех целей которые поставлены, будут осуществляться определенные операции; операция выбирается в зависимости от имеющихся условий)

Т.о. Д. – это способ объективации субъективного, который дает возможность проникнуть во внутренний мир человека, т.е. в Д. проявляется сознание человека (единство сознания и Д.) => можно изучать психику человека, наблюдая со стороны, а не путем интроспекции => открывает пути для применения объективного метода в психологии.

  1. Приведите несколько примеров теорий верхнего уровня. Объясните почему вы относите их к этому уровню.

ОТВЕТ:

К теориям верхнего уровня можно отнести теорию деятельности Леонтьева, теорию субъекта Рубинштейна, культурно – историческая теория Выготского.

Т.к. эти теории наиболее высокой степени обобщенности, являются базисом для построения более частых теорий, н-р, на основе теории деятельности Леонтьева построены теория произвольного запоминания Смирнова, теория непроизвольного запоминания П.И. Зинченко, концепция поэтапного формирования умственных действий Гальперина (+ культурно – историческая концепция Выготского); на основе теории субъекта Рубинштейна созданы работы Абульхановой – Славской, Брушлинского; на основе культурно – исторической теории Выготского построены работы Эльконина (соц. ситуация развития, вед. дея-ть, новообразования, кризис).

Гипотезы, положенные в их основу, являются наиболее обобщенными и эмпирически напрямую не проверяются, т.е. эмпирически ненагруженные гипотезы, т.е. теоретические гипотезы (т. деятельности Леонтьева и т. Смирнова, Зинченко); используемые понятия в имеют статус научных категорий (деятельность, субъект, сознание и др.).

  1. Приведите примеры теории среднего уровня. Объясните, почему именно эти теории следует отнести к данному уровню.

ОТВЕТ:

1) Пример: любая теория к. Левина, н-р, учение о потребности

Н-р, Левин в своей теории ввел квазипотребности (некая напряженная система, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивая деятельность человека, и стремится к разрядке/удовлетворению, т.е. социально обусловленная потребность).

Для доказательства этого положения были проведены опыты ученицы Левина – Овсянкиной. Эксперимент: испытуемым предлагалось выполнить определенное нетрудное задание (например, сложить пазлы и т.п.) => когда человек уже увлекся выполнением заданием у него его забирали без объяснения причин и предлагали выполнить другое задание, которое абсолютно не было похоже на предыдущее; когда испытуемый увлекся выполнением другого задания, экспериментатор намеренно первое задание каким – либо образом пытался скрыть, например, спрятать задание в шкаф или прикрыть его газетой и т.п.; когда испытуемый завершал выполнение второго задания, экспериментатор делал вид что чем – то занят (отворачивался к окну и что – то разглядывал, читал документы и т.п.) и испытуемые по завершению выполнения второго задания демонстрировали стремление к возврату и завершению первого заданию (86% испытуемых пытались завершить первое задание – открывали ящик, где лежит задание, доставали его из – под газеты и т.п.)=> вывод: квазипотребность существует и стремится к своему удовлетворению.

5 стр., 2282 слов

Презентация на тему: Методы

... процессы идут на четырех “уровнях”: на уровне всего общества (государства) на уровне коллектива (организации) на уровне рабочей группы на уровне индивида (личности) Методы комплектования малых групп позволяют определить ... пользуется и распоряжается этим имуществом по его назначению в соответствии с заданиями собственника и целями своей деятельности. Он вправе изъять излишнее, используемое не ...

Или Левин в своей теории выдвинул идею о том, что квазипотребность определяет и мимическую деятельность человека. Для подтверждения этого положения Левин придумал эксперименты с законченными и незаконченными заданиями, такие эксперименты провела Зейгарник => Зейгарник сделала вывод, что незавершенные действия воспроизводятся на 90% лучше, чем завершенные (когда действие завершено – квазипотребность удовлетворяется; когда действие не завершено, то квазипотребность не удовлетворена и действия, направленные на завершение задания, являются удовлетворением квазипотребности).

Или положение о том, что удовлетворение квазипотребности имеют замещающий характер => эксперименты сотрудниц Левина Малер и Лисснер: испытуемым предлагалось выполнить какое-либо задание, но затем его выполнение прерывалось экспериментатором (т.е. действие было незавершенно) и предлагалось выполнить другое, но СХОЖЕЕ с 1-м задание => испытуемые к выполнению первого задания не возвращались, т.е. второе задание носило замещающий характер.

2) Пример: теория поля Левина,где вводятся такие понятия как «стать над полем» и «власть поля» => эксперименты1) в автобусе перед вами стоит человек в черном пальто, к которому прицепилась белая нитка => и вне зависимости от того, что человек не знаком, вам хочется снять эту белую нитку; 2) испытуемого приглашали в кабинет, якобы ради исследования памяти; в данном кабинете был накрыт стол, с различной вкусной едой; экспериментатор предлагал испытуемому подождать пока начнется эксперимент и в это время покушать; некоторые испытуемые начинали возмущаться и говорили, что они сюда пришли не для того, чтобы кушать, а другие – радовались тому, что появилась помимо участия в эксперименте у них появилась возможность и вкусно покушать.

Т.о., теории К. Левина мною отнесены к теориям среднего уровня, т.к. его теории, не прямо соотносят общие/универсальные положения о сущности психических процессов/феноменов с уровнем эмпирического исследования, а предполагают построение промежуточных гипотез, которые доступны эмпирической проверке; отличие теорий верхнего уровня от теорий среднего уровня: для того, чтобы проверить теорию верхнего уровня необходимо построение частных теорий, а теории среднего уровня не являются базисом для построения др. теорий, это достаточно обобщенная теория, но и при этом не прямо выходящая на эмпирическое исследование (пр. любая теория К. Левина, н-р, теория поля);

  1. Приведите примеры теорий нижнего уровня. Почему данные теории вы отнесли к этому уровню. Объясните.

ОТВЕТ:

1) Пример: теория фрустрации Розенцвейга

Все реакции на фрустрирующие обстоятельства Розенцвейг предлагает разделить на 3 группы:

4 стр., 1744 слов

Эталоны ответов. Теория и практика сестринского дела

... и осложнений г) постановка сестринского диагноза 51. При подготовке пациента к диагностическому исследованию действия медицинской сестры являются  а) зависимыми б) самостоятельными в) взаимозависимыми* г) ... принадлежность б) выживание* в) достижение успеха г) безопасность 23. К наиболее высокому уровню /ступени/ «пирамиды» по А.Маслоу относится следующая потребность человека: а) пить б) ...

1. Экстрапунитивные реакции; субъект активно обвиняет внешние препятствия или другие лица. Это как правило сопровождается такими эмоциями как гнев, возбуждение.

2. Интрапунитивные реакции/самообвиняющие; человек испытывает чувство вины, угрызения совести.

3. Импунитивные реакции; здесь имеет место попытка уклониться от упреков, причем высказанных как другими, так и субъектом самому себе и стремление рассматриваться фрустрирующую ситуации примиряющим образом.

Для диагностики фрустрационных реакций Розенцвейгом был разработан рисуночный тест => прямой выход на эмпирическую проверку данных.

Данные теории правомочно отнести к теориям нижнего уровня т.к. они наиболее операционализированные; гипотезы максимально эмпирически нагружены и непосредственно эмпирически проверяемы (это эмпирические гипотезы); индикатором отнесения теории к теории нижнего уровня является наличие методики, которая выводится из теоретических построений.

2) Пример: теория агрессии Басса – Дарки.

  1. Назовите временной период открытого кризиса в психологии. Выделите причины и признаки кризиса.

ОТВЕТ:

Временной период – 60-е гг. 19 в. — 10-е гг. 20 в.

Причины: запросы практики, необходимость ответить на которые привела к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов (ассоцианизм) и к появлению новых направлений в исследованиях и новых концепций.

Признак кризиса: не возможность объяснить накопившиеся аномалии.

В этот временной промежуток ассоцианизм получил серьезную критику в трудах его же основателей. Дж. С. Миль показал в своих работах, что ассоцианизм не способен решать конкретные задачи и первым предложил ввести в психологию идею естественных науки, тем самым подорвав основу ассоцианистической психологии (один из признаков кризиса, когда ученые господствующей парадигмы признают невозможность ответить на поставленные практикой вопросы) => в психологию стал внедряться объективней метод – метод эксперимента + стали появляться школы, принципиально отличающихся по своему предмету, методу и базовым принципам – бихевиоризм, гештальт – психология и классический психоанализ.

В бихевиоризмеутверждался однозначно объективный метод изучения поведения человека; абсолютным новшеством явилось введение понятия поведение.

Утверждение гештальт – психологииначинается с открытия фи – феномена и принципа целостности в объяснении психических процессов; предмет исследования гештальт – психологии – восприятие; основной метод – феноменологический метод.

Классический психоанализ, предметом изучения которого становится бессознательное; основной метод исследования – ассоциативный эксперимент или метод свободных ассоциаций.

  1. Объясните, чем отличаются понятия «научный подход» и «научная парадигма».

ОТВЕТ:

13 стр., 6235 слов

Ответы. Психология развития

... и обстоятельствами 3) между возрастными способностями и старыми формами деятельности 4)между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями. Т.е. движущей силой психического развития ... развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями – появлением новообразований. 4.Связь психологии развития с другими отраслями психологической науки. 5. Факторы психического развития. ...

Научная парадигма (Кун) – совокупность фундаментальных достижений в конкретной науке, которые задают общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и которые признаются в течении определенного времени научным сообществом как основа их научно – исследовательской деятельности (н-р, ассоцианизм/интраспективная психология/психология сознания).

Научный подход– некоторая идея или конструктивный принцип в науке или практике, вокруг которого объединяются теории, концепции и другие виды теоретического знания (н-р, экзистенциально-гуманистический подход = В. Франкл, Роджерс, Ялом, Мей).

  1. Можно ли говорить о деятельностном подходе и деятельностной парадигме или нельзя. Приведите обоснование своей точки зрения.

ОТВЕТ (ПЛОХОЙ ОТВЕТ):

Деятельностный подход приобрел статус научной парадигмы с присущими всякой парадигме атрибутами: методологическими и теоретическими основаниями (теория Маркса), фазами развития, историческим вкладом, персоналиями.

Критериями научной парадигмы является такая область научного знания, которая:

  1. имеет собственный предмет исследования (деятельность);
  2. наличие специфических методов исследования данного предмета;
  3. наличие понятийного аппарата, который описывает изучаемую предметную область;
  4. принципы объяснения получаемых фактов в рамках данного направления;
  5. данная область знания признается большинством ученых на определенном этапе развития науки.

Алексей Николаевич Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования.

  1. Приведите обоснование необходимости для психологии философской категории «отражение».

ОТВЕТ:

Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. При этом фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Понятие отражения является в психологии исходным, т.к. как бы научные представления в рамках психологии не изменялись подход к психике как к субъективному отражению объективной реальности остался непоколебимым.

  1. Раскройте систему понятий, отражающих категорию «личность».

ОТВЕТ:

Единицами анализа для теории личности могут служить понят индивид, индивидуальность, активность, деятельность, общение, группа, коллектив, сознание, развитие.

+ ответ про категорию личности (если остается время продиктовать – быстро прочитать).

  1. Через какие психологические понятия и в каких теориях раскрывается категория активности?

ОТВЕТ:

НЕ ЗНАЮ!

  1. Назовите содержательные характеристики понятия, через которые раскрывается категория деятельности.

ОТВЕТ:

8 стр., 3748 слов

Ответы Психология

... технологическая психологическая адаптация). Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют пять основных вида психологической адаптации специалиста: - социальную; ... различных средств. Таким образом, в активной целенаправленно приспособительной деятельности человека проявляются две в разной степени выраженные и параллельно идущие тенденции: ...

деятельность — потребность + мотив

(потребности + мотивы = основа Д.)

(Д. реализуется через действия) действия — цель

(в зависимости от целей будут выбираться те или иные действия)

Операция — условия

(в зависимости от условий и тех целей которые поставлены, будут осуществляться определенные операции; операция выбирается в зависимости от имеющихся условий)

+ ответ про категорию деятельности (если остается время продиктовать – быстро прочитать).

  1. Прокомментируйте, как вы понимаете принцип единства сознания и деятельности. Приведите пример теории, реализующей данные принцип.

ОТВЕТ:

Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30–е гг.

Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.

Пример: теория деятельности Леонтьева.

  1. Существует выражение Рубинштейна «Внешнее воздействие опосредовано внутренними условиями». Докажите справедливость этого выражения.

ОТВЕТ:

Данное выражение справедливо, т.к. конечный эффект любого внешнего воздействия всегда зависит от особенностей сформированных ранее внутренних условий.

Любые внешние причины, воздействия (н-р, педагогические) влияют на индивида неоднозначно и непосредственно, а лишь опосредованно через его внутренние, специфические условия, т.е. через его психику, деятельность, вообще активность. Отсюда строжайшая избирательность субъекта по отношению ко всем внешним влияниям. Например, эксперименты показали, что, когда человек, решая трудную для него задачу, получает от экспериментатора помощь в виде подсказки, он может ее использовать лишь в меру собственной активности, т.е. в зависимости от того, насколько он сам уже продвинулся в анализе задачи, насколько сформировались внутренние условия его мышления, опосредующие все внешние воздействия. Эти внутренние условия представляют собой связь субъекта с внешним миром и вместе с тем психологическую самозащиту от неприемлемых воздействий. Каждый субъект (в том числе ребенок) открыт для влияний извне, но он не «всеяден» и не беззащитен по отношению к ним, поскольку они всегда опосредствуются его внутренним к ним отношением (собственной деятельностью и т.д.).

  1. Объяснительная и описательная парадигма в психологи – в чем различия? Объясните.

ОТВЕТ:

Объяснительная и описательная психология демонстрируют два принципиально отличных подхода к человеку.

Объяснительная психология- подход, ориентированный на требования и познавательные средства естествознания и стремящийся объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телесного. Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства).

4 стр., 1922 слов

Психология рекламной деятельности 3

... поведения. Пример формирования доминанты Поскольку психология - и наука, и сфера практической деятельности, особенно в части наблюдений за ... Причем это может случиться совершенно неожиданно, под воздействием какого-нибудь случайного впечатления. Точно так же ... принятие решения покупателем, часто даже вопреки логике; в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ...

Из этих элементов конструируется вся душевная жизнь человека. Такая психология представляет собой, говоря словами В. Дильтея, «учение о душе без души», она не способна проникать в духовную ценность человека, понять человеческую индивидуальность.

Описательная психология, согласно В. Дильтею, подход, который исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, изначально представляющего собой живую связь и целостность. Предметом описательной психологии должны являться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и проанализирована во всей ее целостности.