Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт.
Он предложил создать новую науку, которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной, как и естественные науки.
В его понимании она была равнозначна всему обществознанию.
Однако по мере накопления знаний, она постепенно теряла статус универсальной теории общества.
Современная социология – наука об обществе, как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах.
Социология изучает закономерности общественного развития, поэтому ее можно характеризовать как науку о закономерностях функционирования и развития социальных систем и проявлениях данных закономерностей.
Как наука социология имеет объект изучения. Это общество в целом, социальные группы, личности.
Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе. Это определяет и структуру социологического знания.
Она включает в себя, во-первых, знания об обществе как целостном организме.
Во-вторых, представления о функционировании отдельных сфер общественной жизни:
— знания о социальном составе населения и социальной структуре общества
— знания о деятельности существующих социальных институтов.
В структуре социологических знаний выделяют отдельные уровни:
1. общесоциологические теории – они анализируют, как устроено общество, как и почему оно функционирует (функционализм, теория конфликта)
2. специальные социологические теории – посвящены отдельным социальным процессам (социология семьи, социология конфликта, социология труда и т.д.)
3. конкретно-социологические исследования, предназначенные для добывания фактов и анализа текущих процессов.
2. Функции социологической науки
Социология выполняет в обществе и общественном сознании ряд важных функций.
К числу основных функций относятся:
1. Познавательная
Состоит в получении адекватных знаний о действительности. Иногда в ее составе выделяют ряд более мелких функций:
Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений
... наук Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем: 1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах. 2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, ...
— информационная (социологи дают информацию о процессах в обществе)
— теоретическая (позволяет выявлять новые тенденции и закономерности в развитии общества)
— прогностическая (на основе анализа социальных процессов вырабатываются научные прогнозы их дальнейшего развития. Они могут носить долгосрочный и текущий характер)
2. практическая
Социологи разрабатывают практические рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности людей, совершения экономических и политических отношений, повышения оптимизации управления
3. идеологическая
Социологи отражают точки зрения определенных политических сил, социальных групп и слоев общества. Здесь возникает проблема манипулирования результатами социологических исследований.
3. Социальная мобильность и ее разновидности
Социальная мобильность – переход индивида или группы с одной социальной позиции на другую.
Выделяют 2 основных вида мобильности:
- горизонтальную
- вертикальную
Горизонтальная предполагает перемещение индивида в рамках своего социального слоя.
Разновидностью горизонтальной мобильности является миграция – географическое перемещение населения.
В свою очередь миграция делится на:
— эмиграцию – выезд за пределы региона или страны в другие территории на ПМЖ
— иммиграцию – выезд на территорию данного региона или страны из других территорий на ПМЖ или работу.
Вертикальная мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного социального слоя в другой.
Она бывает:
- восходящая
- нисходящая
В стабильных обществах вертикальная мобильность носит индивидуальный характер. Каналами такой вертикальной мобильности могут быть образование, брак, политическая карьера, предпринимательство.
Групповая вертикальная мобильность связана с революциями, гражданскими войнами, изменениями социально – экономической системы, структурной перестройкой экономики (индустриализация)
4. Социализация личности
Процесс формирования социальных качеств, свойств, усвоение знаний, ценностей, освоение социальных ролей называется социализацией.
Социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов, норм поведения, ценностей общества и помогают обществу воспроизвести себя. Механизм действия социализации направлен на индивида с тем, чтобы подчинить себе, заставить вести себя так, как в этом заинтересовано общество.
Агентами социализации выступают семья, институты образования, трудовой коллектив, государство, СМИ, церковь и др.
«ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ...
... как синонимы слова «социализация»: «воспитание» и «развитие личности». Процесс социализации - это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм ... подросток первоначально асоциален, а его социализация представляет собой процесс трансформации прежде асоциального индивида в социальную личность, которая оперирует общепринятыми в социуме ...
Тип «модель социализации» определяется тип, каким ценностям привержено данное общество. Так, в обществах с жестокими внешними требованиями (тоталитарные) создаются предпосылки для массового воспроизводства «человека – винтика», приученного жить, как все.
Жесткие внешние рамки одновременно являются и жизненными подпорками, без которых он слаб и беспомощен.
Американский ученый Льюис Кельберг предложил теорию «морального развития личности» в соответствии с ней существуют 3 главных уровня морального сознания личности:
- доморальный, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями;
- конвенционный (договорной морали), для которого характерна ориентация на заданные из вне нормы и требования;
- уровень автономной морали, ориентируемый на внутренне воспринятую систему принципов.
В своем развитии люди нередко застывают на подступах к автономной морали. В этом сказывается как развитие их интеллектуального уровня, так и социокультурная среда, в которой они живут, тонус нравственной и деловой жизни.
Процесс обретения социальных норм, усвоения новых ролей не имеет возрастных границ. Обычно в социализации выделяют первичную социализацию до совершеннолетия и вторичную – в зрелом возрасте. Процесс освоения новых социальных ролей называется ресоциализацией. Иногда еще выделяют десоциализацию, т.е. процесс утраты социальных качеств, свойств личности.
5. Опрос как основной вид социологического исследования
Одним из основных методов исследования является опрос.
Он проводится в двух основных видах:
— интервью
— анкетирование
интервью – тоже анкетирование, только вопросы задает интервьюер, при этом он может учитывать реакцию респондента, уточнить вопрос.
Интервью – очень трудоемкая процедура, требующая значительного психологического напряжения. В этом состоит ограниченность метода. Обычно интервью продолжается 40-50 мин. В день один интервьюер может опросить 8-10 человек.
Виды интервью:
1) свободное – не имеет четкого плана
2) глубинное – выясняет причины появления данных фактов
3) фокусированное (направленное) – предполагает изучение общественного мнения относительно конкретной ситуации, факта.
Проведение интервью требует соблюдение условий.
Лучше всего его проводить не на рабочем месте.
При этом не должно присутствовать третье лицо.
Исследования показали, что респонденты более доверяют женщинам, чем мужчинам интервьюерам.
Анкетирование сочетает в себе:
— массовость
— точность
Формирование представлений об образе семьи у детей старшего дошкольного возраста
... жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Репродуктивная функция - порождение и воспитание детей. Регенеративная функция (лат. regeneratio ... чувствует себя счастливым, любимым или защищенными благодаря людям, составляющим его семью. Семья и брак - культурно-исторические явления, претерпевшие значительные изменения в процессе ...
— выразительность результатов, возможность их сопоставления.
Оно сохраняет анонимность и независимость опрашиваемого. Обычно анкета насчитывает 30-40 вопросов. Они подчинены единой логике исследования. Вопросы различаются:
1) по содержанию (о событиях, фактах, мотивах, оценках, мнениях)
2) по функциям (основные, контрольные, контактные, фильтрующие)
3) по структуре (открытые и закрытые)
открытые дают возможность респонденту самому сформулировать ответ, а закрытые вопросы предполагают сделать выбор из предложенных вариантов ответа.
Вопросы должны быть четко и лаконично сформулированы, понятны респонденту, и не подсказывать ответ.
Особенностью социологических исследований является изучение интенсивности проявлений мнений и суждений респондентов.
Для этого существует специальная процедура – квантификация (измерения), т.е. приписывание изучаемым качественным признаками количественных определителей.
6. Семья как социальный институт
В социологии отмечают, что семья носит двойственный характер. С одной стороны, ее определяют как социальный институт, призванный удовлетворять личные и общественные потребности, а с другой стороны, это малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке, совместном проживании и ведении домашнего хозяйства.
Это определение охватывает основной тип семьи, а те семейные объединения, где отсутствует один из указанных признаков, попадают под определение «социальная группа».
Типы семейных структур зависят от характера общественных отношений, развития экономики, культуры. В зависимости от характера супружества выделяют моногамную семью и полигамную.
Моногамная семья предполагает брак одного мужчины с 1 женщиной.
Полигамная – брак 1 супруга с несколькими. Она делится на полигинию (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (1 женщина – несколько мужчин).
Выделяют экзогамный брак, где супружество возможно вне одной родственной семейной группы; эндогамный брак – заключается лишь внутри родственно – семейной группы.
На основе различных принципов наследования фамилии, имущества, социального положения по отцу или матери делятся:
— патрилинеальные
— матрилинеальные семьи
По критерию власти различают патриархальные и матриархальные семьи. Где нет выраженного главенства, и где преобладают ситуационное распределение власти, можно говорить об эгалитарных семьях.
По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги приблизительно из одной социальной страты, и гетерогенные, где супруги происходят из различных социальных групп, каст, классов.
По демографическим признакам семьи:
Социальная работа с семьёй и детьми
... социальная группа семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подвергаются отношения между индивидами, составляющими семью. Такой подход позволяет установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, ... -семейному». 7.Структура семьи, система семейных отношений. 8.Семья и брак как социальные институты. Семья выступает в качестве социального института в ...
— гомогамные (однородные по национальности, возрасту, профессии)
— гетерогамные (наблюдается различие по этим социальным индикаторам)
По критерию пространственно- территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, где молодые переходят жить в дом отца мужа; и матрилокальные, где молодые живут у родителей жены. Встречаются и неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей.
Самой распространенной в современных городских условиях является нуклеарная семья. Она состоит из родителей и их детей.
Расширенная семья состоит из трех поколений (2 и более нуклеарных семьи, ведущих единое домохозяйство).
За последние 10-ия широкое распространение получили повторные семьи, основанные на повторном браке. В социологии и демографии разделяют семьи по числу детей на 3 типа: — малодетные (1-2); — среднедетные (3-4); — многодетные (5 и более).
К числу основных функций семьи относятся:
1. Репродуктивная
2. Воспитательная
3. Хозяйственно – экономическая
4. Рекреационная
1. репродуктивная: отличительной особенностью современной семьи можно отметить снижение рождаемости. Для простого воспроизводства населения в России необходимо, чтобы 50% семей имели по 2 детей, а другие 50% — по 3.
Современная цивилизация, городской образ жизни привели к тому, что дети рассматриваются как помеха.
Если ранее они были экономически необходимы и даже выгодны, то сейчас они рассматриваются как обуза, как причина заметного снижения уровня жизни, как препятствие в профессиональной карьере.
Идет сокращение рождаемости в развитых странах. Уровень жизни здесь обратно пропорционален числу детей.
2. воспитательная: переход к современной семье привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины в семье и снижению согласованности воспитательного воздействия супругов.
Социологи отмечают несколько устойчивых стереотипов в семейном воспитании:
1) детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, в результате дети вырастают избалованными
2) профессионализм, т.е. отказ родителей от воспитания детей, этим должна заниматься школа, дет. сад
3) прагматизм, т.е. воспитание с целью выработки у детей умения ловко устраивать свои дела
3. рекреационная: предполагает, что семья создает у человека чувство комфорта, безопасности, она обеспечивает эмоциональную поддержку.
Другие функции семьи относятся к неспецифическим, они отражают исторический характер связей между семьей и обществом. К ним можно отнести:
— накопление и передача собственности
— организация производства и потребления
С рациональным изменением общества изменилась и семья. Обычно в социологии для характеристики изменений используют понятия «традиционная семья» и «современная семья».
Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы
... стабильности и безопасности государства. Социальная работа в многодетных семьях этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности в ней ...
В традиционной семье главенствовал родственно – семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над выгодой индивида, семейное домохозяйство являлось основой традиционного общества.
Современная модель связана с разделением дома и работы, с появлением наемного труда с индивидуальной оплатой. Семейное производство перестает быть ведущим.
Для традиционной семьи были характерны низкая социальная и географическая мобильность. Для современного характерна высокая степень мобильности. Для традиционной семьи характерны ценности, как долг, следование семейным решениям и нормам, ценность детей, доминирование родительского авторитета и мужского влияния. Для современной семьи характерны другие ценности – индивидуализм, независимость, свобода выбора, права личности, самовыражение. В традиционной семье развод был редок и по инициативе мужа. В современной семье развод стал обыденностью, вызван межличностным несовпадением супругов. Традиционную семью от современной отличает «закрытый» выбор супругов.
Современная семья переживает трудные времена. Отпали многие факторы, которые ранее стабилизировали семью:
— религиозные и моральные запреты
— осуждение разводов
— экономическая зависимость женщин
Резко выросло число разводов супругов. Свыше половины всех браков заканчивается разводами. В основе их лежат конфликты между супругами.
Выделяют следующие конфликты:
- психофизиологические
- психологические
- социально- ролевой
- социокультурный (духовный)
Причинами разводов в основном является бытовые и межличностные конфликты, внешние факторы (влияние родителей, измена, появление новой семьи).
Все большее распространение получают эгалитарные семьи и гражданский брак.
Западные социологи отмечают, что современный брак все более становится похожим на союз двух добрых друзей.
7. Соц. Исследование: понятия, виды, основные этапы
Составной частью социологии является конкретно-социологические исследования. Их основная задача состоит в добывании социальных фактов.
Социальный факт – строго фиксированный описанный фрагмент социальной реальности.
Научному описанию подлежат следующие фрагменты реальности:
1. поведенческие акты индивидов и социальных групп (перемещение)
2. продукты человеческой деятельности (машины, станки и др.)
3. вербальные акты, т.е. мнения, суждения, высказывания людей.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических, организационно – технических процедур, подчиненных единой цели получить точные объективные данные об изучаемом явлении.
Конкретно-социологические исследования бывают разных видов. Среди них различают:
Социальный проект «Береги себя»
... проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, целевая группа, учредители) Миссия: формирование половой культуры общества. Цели: - ... заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте; трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством; ранняя половая жизнь ...
1. разведывательные, или формулятивные исследования. Здесь уточняются задачи и гипотезы для последующих более углубленного изучения проблемы.
2. описательные, или дескриптивные исследования. Оно предполагает изучение эмпирических данных, дающих полное представление о структуре изучаемого объекта.
3. аналитическое исследование, когда не только описывается структура объекта, но и те факты, которые воздействуют на него.
4. повторно – сравнительное исследование. Оно проявляется по единой программе через определенные интервалы времени для обнаружения тенденций в развитии социальных объектов.
Социологическое исследование проходит ряд этапов:
1. включает обдумывание целей, составление программы и плана исследования
2. включает сбор первичной информации
3. состоит в обработке собранной информации на компьютере
4. включает анализ собранной информации, формулирование выводов и рекомендаций для заказчиков.
8. Предприниматели как социальный слой
Современная экономика немыслима без предпринимателей. Предпринимателем (бизнесменом) называют человека, организовавшего прибыльное дело и вложившего в него необходимые средства.
Предпринимателя отличает особый способ действия – свобода в выборе целей и методов, самостоятельность ответственность за принятое решение, в т.ч. за риск и крах, постоянная ориентация на достижение коммерческого успеха.
Предприниматель принимает участие в формировании начального капитала и в управлении фирмой.
Из каждых трех новых предпринимателей двое терпят крах в течение первых 4-х лет.
Социологи и психологи отмечают, что не каждый способен стать предприятием (не > 7%).
Обычно предпринимателями становятся молодые люди. Типичный возраст – 30-35 лет. Часто ими становятся те, кто не доволен своей прежней работой. Бизнес –элита хорошо образована. Но рядовой бизнесмен менее образован, чем рядовой гражданин.
В конце 19в американский психолог У. Джемс вывели два инстинкта – честолюбие и стремление к соперничеству, которые на 90% определяют успех в предпринимательстве.
В середине 20в. американские психологи Макклелланд и Аткинсон связали предпринимательскую деятельность с потребностью в достижении. Это состязание с неким эталоном, внутреннее стремление превзойти его.
Мотивация на достижение – потребность делать нечто лучше, чем оно было сделано ранее.
Только 34% опрошенных российских предпринимателей считают приобретение богатства своей основной цель, 55% — в качестве приоритета называют достижение высокого социального статуса и престижа в обществе.
Только на ранней стадии деятельности деньги и прибыль оцениваются как адекватное вознаграждение за риск.
В дальнейшем всё большее значение приобретает самооценка, индивидуальное «я» (ощущение себя хозяином судьбы, наличие властных полномочий).
Социальная работа с наркозависимыми группами населения
... постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации. Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не ...
9. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов
Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.
Причины:
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе.
Функции:
1. разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
2. Коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы.
3. Консолидирующая. Это происходит тогда когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству.
Конфликт может носить негативный характер, дестабилизировать отношения в соц системах, разрушать соц общности и групповое единство.
Субъектом является отдельный человек или соц. группа способные создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта.
10. Социальный статус и его виды
Личность – единичный человек как система устойчивых свойств, качеств, реализованных в социальных связях, отношениях, институтах, культуре.
Индивид – единичный человек как биосоциальное существо.
Каждый человек выполняет в обществе определенные функции. Для выполнения функций его наделяют определенными правами и обязанностями.
Функции индивида и вытекающие из них права и обязанности определяют его социальный статус.
Социальный статус – позиция, ранг, занимаемый человеком в данном обществе или группе.
Каждый человек выполняет множество функций, соответственно, он имеет несколько статусов.
Особую роль играют генеральные или всеобщие статусы (статус человека гражданина, члена данного сообщества).
Статус можно приобрести от рождения (приписные статусы) – национальность, социальное происхождение, место рождения. Другие статусы приобретаются в ходе жизненной карьеры (достигаемые статусы).
В закрытых сословных обществах статусы могут быть юридически зафиксированы (дворянин).
Статусы могут носить формализованный и неформализованный характер (в зависимости от характера института).
Институт психоанализа
© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е.Ю. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 1. ...
Статусы образуют своеобразную иерархию. Выделение главного статуса определяет человека социально.
Ранжир статусов закрепляется в социальном престиже.
Престиж – иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре в общественном мнении.
Сама иерархия и престиж статусов в обществе складывается под влиянием 2-х факторов:
- реальная значимость для общества к-л функций
- система ценностей, предпочтений, учитываемых культурой при анализе этих функций.
Общество, где существует необоснованный престиж одних статусов и необоснованное занижение другой неспособна нормально развиваться. Здесь утрачено равновесие статусов. Престиж статуса оказывает существенное влияние на самоутверждение собственного «я».
11. Общественное мнение: понятие и сущность
Словосочетание «общественное мнение» появилось в Англии в 1159 году и в конце 18в. стало общепризнанным.
Общественное мнение – отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляется сначала в эмоциях и чувствах, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью, стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные явления или тема, по которым высказывают точки зрения индивиды, группы, широкая общественность.
Общественное мнение отражает реальные состояния общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и социальных групп.
Общественное мнение детерминировано социальными интересами людей. Оно формируется, когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющее важное значение, затрагивающие существующие интересы. Предметом его чаще всего становится дискуссионные вопросы.
1. первое общественное мнение есть конкретные выводы, определенные в общности людей по к-л проблемам.
2. Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности.
3. Массовые суждения обладают различной степенью объективности.
4. Общественные мнения выступают в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей.
Образование общественного мнения подчинено правилу нелинейного сложения.
Отдельное мнение может стать общим, а некоторые вообще не попадут в общее мнение. В качестве выразителей общественного мнения могут выступать отдельные лица, группы людей; СМИ являются средствами формирования и выражения общественного мнения.
Для общественного мнения характерны функции:
1. Экспрессивная (контролирующая) – она контролирует органы власти и лидеров.
2. Консультативная – дает советы относительно способа решения к-л социальных, экономических, политических проблем.
3. Директивная – оно выносит решения по к-л проблемам социальной жизни (во время выборов, референдумов).
В зависимости от содержания суждений мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.
Оценочное суждение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций.
Аналитическое и конструктивное суждения связаны между собой. Здесь необходимы элементы теоретического мышления, напряженная работа мыслей.
Регулятивное общественное мнение вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений. Общественное мнение может выступать как в форме позитивных, так и негативных суждений. Формирование общественного мнения может носить стихийный и сознательный характер (пресса).
Оно может создать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности.
12. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе
В 90-е годы ХХв. В России произошли революционные изменения, которые затронули и социальную структуру общества. В связи с переходом от социализма к капитализму изменились принципы социальной стратификации.
Стратификация постсоветского общества характеризуется двумя учеными терминами: «социальная поляризация» и «бразилификация».
Социальная поляризация – рост пропасти между богатыми и бедными.
В 90-е годы доля лиц, отнесенных к бедным доходила до 70% всего состава общества. В начале ХХIв. В связи с ростом доходов в сырьевых отраслях и подъемом экономики, удельный вес бедных к 2007г. сократился до 14,8%, но пропасть между богатыми и бедными не сокращается.
Уровень доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет как 14 к 1 в то время, как критическим считается уровень 10 к 1 (в США – 8 к 1).
Бразилификация – особый тип поляризации, сопровождаемый вымыванием среднего класса, прироста нищеты, падении уровня жизни, расцвете теневой экономики.
Если в советское время доля среднего класса составляла 41%, то к 2007 г. она составляет лишь 25%. Характер сырьевой экономики препятствует увеличению доли среднего класса.
Его самую значительную часть составляет чиновничество.
Появилось в России новое социальное явление – застойная нищета (из поколения в поколение).
Серьезное изменение привело к росту мобильности российского населения. Можно выдвинуть процессы: увеличение миграции с востока на запад (с Дальнего Востока в Европейскую часть).
Возрастают потоки в Москву, Московский регион, нефтяные районы, в мегаполисы. Появляется новый социальный слой — гастарбайтеры (иностранные рабочие).
13. Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры
Термин «культура» имеет многозначный смысл. Насчитывают сотни определений этого феномена.
Сам термин произошел от лат. глагола cultura, означавшего возделывание, облагораживание земли.
Культура – все, что отличает человека от природы, все что создано им. Она означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Он выражается в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Человечество усваивает культуру в процессе социализации – усвоение норм, ценностей, навыков, социальных ролей.
Культура представляет сложную, многоуровневую систему.
По ее носителям выделяют культуру:
- мировую
- национальную
- социальной общности (городская, сельская)
- семьи
- индивидуальную
Культура подразделяется на:
- материальную
- духовную
Материальная культура – культура труда и материального производства, быта, физическая культура тела.
Духовная культура – способ ценностного освоения действительности. Она включает в себя интеллектуальную, философскую, религиозную, нравственную, художественную, правовую.
Первоосновой любой культуры является понятийно – логический аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа.
Он существует как язык. Он выступает и ретранслятором культуры.
Своеобразие культуры, ее целостный характер обеспечивается ее ядром.
Ядро любой культуры составляет ее ценности, нормы.
Ценности – определенный элемент культуры. Это критерий оценки действий, предметов, идей.
Культура, рассматривающаяся в данном аспекте, это социальный механизм, который выявляет, систематизирует, сохраняет, передает ценности в обществе.
Ценности выступают как:
- желательное состояние связей социальных идей
- критерии оценки реальных явлений
- они определяют смысл целенаправленной деятельности
- внутренне побуждают к действию
Основанием систем ценностей выступают нравственные ценности. Они подкрепляются внутриличностными, наиболее глубокими формами самоконтроля (совесть, стыд, покаяние).
В рамках одной культуры могут существовать конфликты ценностей.
Ценности, описанные и интерпретированные в виде строгой, рационально обоснованной доктрины, называется идеологией.
Культура любого современного общества представляет собой сложное переплетение ее различных пластов.
Еще со времен разделения умственного и физического труда сохраняют свою специфику такие формы которые, как высокая (элитарная) и народная.
Развитие массовых коммуникаций в 20в. привело к появлению массовой культуры. Кроме этого, в культуре выделяют субкультуры (подкультуры).
Можно выделить субкультуры, которые противостоят господствующей культуре, являются ее антагонистами (контр – культура (Запад 30-80г. 20в.), уголовного мира) и позитивные субкультуры (врачей, моряков и др.)
С позитивными мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, поселенческими, территориальными, профессиональными особенностями той или иной группы людей.
Но при этом сохраняется характерный для всей культуры менталитет, иерархия ведущих ценностей и норм.
Наличие таких субкультур есть свидетельство способности культуры к развитию и адаптации в новых условиях.
В последние десятилетия получили распространение субкультуры, противопоставляющие господствующие ценностям (уголовного мира).
Так, по некоторым данным, в современном русский язык вошло свыше 2 тыс. слов и выражений из уголовного жаргона.
Такое широкое распространение субкультуры свидетельствует о нравственном кризисе в обществе.
14. Маргинализация как явление современного общества, истоки ее появления
Понятие «маргинальность» исполняется в различных областях знания. Социологи понимают под ней промежуточность позиции индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в группе и не полностью включенные в данное социальное образование.
Маргинальная группа находящаяся на границе двух культур.
Маргиналы – люди, покинувшие одну социальную страну и не адаптировавшиеся в другой.
Маргинальность является результатом интенсивных процессов социальной мобильности.
Переход с одной позиции на другую воспринимается индивидом как кризис.
Маргинальность в современной России вызвана нисходящей социальной мобильности и ведет к нарастанию социальной энтропии (распаду) в обществе. Появляются маргинальные группы. Причинами их появления являются:
— переход от одной социально-экономической системы к другой
— неуправляемое перемещение больших масс людей
— снижение материального уровня жизни населения
— девальвация традиционных норм и ценностей.
Образуются стойкие маргинальные группы (бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, безработные).
Однако к маргиналам принадлежат и люди достойно благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.
Появились новые маргинальные группы – жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости, — это работники бюджетных организаций и науки, культуры, образования, предприятий ВПК, люди среднего и пожилого возраста.
Поведение маргиналов отличаются непредсказуемостью, кратностью. Он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы.
У маргинальности могут быть как конструктивные, так и деструктивные последствия (повышение творческой активности или суицид).
Все зависит от того, каким будет направление выхода из кризиса – нисходящая или восходящая мобильность, подавляемость или творческий подъем.
15. Теория социальной стратификации
Одной из основных характеристик общества является наличие в нем социального неравенства. Для описания неравенства в социологии используют теорию социальной стратификации.
Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых.
Страта – слой людей, имеющих сходные показатели по основным критериям стратификации.
Критериями выделения страт являются:
— объективные
— субъективные
Объективные критерии – уровень дохода, объем власти, уровень престижа, образование.
Субъективные – самоотнесение себя к той или иной страте.
В науке известны 4 главных типа стратификационных систем:
1. Рабство
2. Кастовая система
3. Сословная система
4. Классовая система
Рабство существовало в Древнем мире (Др.Греция, Др.Рим).
Здесь все члены общества делились на свободных граждан, обладающих всеми политическими и экономическими правами и рабов. Рабы были юридически закабалены, т.е. лишены всех прав.
Кастовая система сложилась в Др. Индии на основе этнических различий. Каста – замкнутая группа, членством в которой человек обязан своим рождением. Переход из одной касты в другую был невозможен. Каждая каста имела свою профессию, браки заключались внутри касты.
Сословная система сложилась в Ср.века в период феодализма. Сословие – большие, замкнутые группы, обладавшие закрепленными юридическими правами, привилегиями и обязанностями. Переход из одного сословия в другое был практически не возможен.
В Зап. Европе в 13в. было 3 сословия:
— духовенство
— дворянство
— горожане, купцы, ремесленники, крестьяне
В России в 18в. было 5 сословий:
— дворянство
— духовенство
— купечество
— мещанство (городские средние слои)
— крестьянство
Классовая система юридически никак не закреплена. Она складывается в Зап. Европе с конца 18 – начала 19вв. после буржуазных революций и связана с развитием капитализма.
16. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России
Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества — социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений.
Трудовые конфликты часто являются реакцией на перекосы в экономической и социальной политике правительства, на его неумение осознать последствия принимаемых решений. Основное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности и становление рыночных отношений.
Большое число конфликтов в экономической сфере связано еще и тем, что в стране до сих пор отсутствует четкая законодательная база решения трудовых споров.
Конфликты в социально-политической среде – это конфликты по поводу перераспределения власти, доминирования, влияния, авторитета.
Политические конфликты – нормальное явление. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе их кризиса и обновлении общества. Это находит свое отражении в программах. Но они не могут их реализовать о тех пор, пока находятся вне сферы власти.
Заметное место занимают межнациональные, межэтнические конфликты. В основе их лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными претензиями. Суверенитет народа или этнической группы выступает доминирующей идеей в конфликте.
Наиболее открытой формой выражения конфликта могут быть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований, прямые акции социального протеста. (митинги, демонстрации, голодовки, забастовки).
17. Социальные институты и организации
Одним из видов социальных связей, имеющих наиболее важный характер являются социальные институты.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечивать удовлетворение основных потребностей личности, социальной группы, общества в целом.
Его отличают следующие черты:
- постоянное и прочное взаимодействие между участниками
- четкое определение прав, функций и обязанностей
- наличие регламентации и контроля
- наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов
Образование социального института проходит несколько последовательных этапов:
- формирование общих целей
- появление социальных норм и правил
- появление особых процедур, связанных с нормами и правилами
- принятие норм, правил, процедур
- установление системы санкций за их поддержание
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института
Социальные институты могут быть формальными и неформальными.
Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между его субъектами осуществляются на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.
Неформальные институты не имеют таких четко оговоренных правил. Взаимодействие осуществляется на основе межличностных доверительных отношений и связи (дружбы и внебрачные сожительства).
Социальные институты по типу потребления задач, которые они решают можно выделить:
1) экономические институты, связанные с производством, распределением материальных ресурсов, продуктов.
Выделяют: — институты собственности; — рынок; — институт трудовой деятельности; — институт денежного обращения
2) политические институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение.
Относятся: — государство; — армия; — партия; — обществ. организации и др.
3) институты культуры и социализации, включающие в себя форму взаимодействия по поводу создания, распределения культуры и социализации новых поколений.
Включают в себя: — семья; — наука; — образование
Развитие общества идет через социальные институты. Многообразие институтов, их развитость – верный критерий зрелости общества.
Социальная организация – система отношений, объединяющая к-л число элементов для достижений общей цели.
Социальные организации имеют ряд общих черт:
— они созданы для достижения определенных целей
— члены организованны распределены по иерархичной лестнице соответственно своим ролям и статусам.
Организации бывают формальными (бюрократическими) и неформальными (спонтанно сложившиеся система социальных связей и взаимодействий).
9