Социология и психология журналистики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра социологии и БО

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНПО

____________А.Г. Ширин

«____»__________2013 г.

Модуль ГСЭ цикла ООП

Рабочая программа

Дисциплина по направлению 031300.62

«Журналистика»

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебного отдела

___________ __________

«____» ___________2013 г.

Заведующий выпускающей

кафедры*

___________ _________

«___» __________ 2013 г.

Разработала:

Доцент кафедры социологии и БО_________ Е.Г. Луковицкая

«____»_____________ 2013 г.

Принято на заседании кафедры социологии и БО

Заведующий кафедрой

___________А.Г.Ширин

«____»_____________ 2013 г.

1 Цели и задачи освоения модуля

Цель модуля: формирование компетентности студентов в области психологии и социологии журналистики, способствующей становлению их готовности к решению задач профессиональной деятельности.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

– формирование понимания студентами значимости психологических знаний и умений в процессе любой профессиональной деятельности, возможностей саморазвития и самообразования;

– формирование системы психологических и социологических знаний, позволяющей в будущем выстраивать на научной основе процессы профессиональной деятельности, связанные с изучением и анализом аудитории, текстов, функционированием общественного мнения, общения и взаимодействия в организациях.

– формирование умений применения психологических знаний в конкретных ситуациях, в том числе профессиональных;

– развитие саморефлексии и коммуникативных умений.

Модуль состоит из 2 УЭ:

– 1УЭ: Психология журналистики.

– 2УЭ: Социология журналистики.

Ведущие идеи модуля:

  1. Эффективность журналистской деятельности в большой степени обусловлено знаниямив областипсихологииобщения и массовой коммуникации.

2) Общение и кооперация с коллегами являются составной частью профессиональной компетентности специалиста, работающего в СМИ.

3) Понимание механизмов проведения и влияния на общество социологических опросов общественного мнения является актуальной компетенцией в профессиональнойдеятельности современного журналиста.

2 Место учебного модуля в структуре ооп направления подготовки

Данный модуль относится к профессиональному циклу. Для его изучения в качестве входных знаний необходимо понимание обучающимися принципов функционирования современного демократического общества, знание основ формирования его социальной структуры, типов социальных общностей и социальных процессов (предшествующая дисциплина «Социология»), а также механизмов взаимоотношений СМИ и общества, принципов и функций журналистской деятельности (предшествующая дисциплина «Основы теории журналистики»); знание основных видов социальной коммуникации, их специфики, в том числе – массовой коммуникации (предшествующая дисциплина «Основы теории коммуникации»), основных психологических теорий личности («Психология»).

Полученные в данном модуле знания, умения и навыки, а также результаты самостоятельных социологических исследований используются студентами как вспомогательные при подготовке выпускной дипломной работы. Кроме того, психологические знания, умения и навыки общения, ведения интервью, разрешения конфликтов будут использоваться студентами в своей практической журналистской работе.

3 Требования к результатам освоения модуля

Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

  1. ПК-16. Понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях
  2. ПК-17. Ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста

В результате освоения УМ студент должен знать, уметь и владеть:

Код компе-тенции

Уровень освоения компетенции

Знать

Уметь

Владеть

ПК-16

базовый

основные теории СМИ, общественного мнения, особенности функционирования СМИ как социального института, основные методы изучения СМИ и аудитории.

находить источники социологических данных о функционировании СМИ, на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий; быть способным использовать полученное социологическое знание в своей профессиональной деятельности

навыками организации и проведения собственных редакционных исследований, исследований аудитории и СМИ, подготовки технического задания и программы исследования, выбора адекватных методов исследования

ПК-17

базовый

Основы теории и практики общения, особенности и закономерности восприятия информации СМИ, социальные стереотипы и их роль в формировании средств массовой информации. Методы психологического изучения аудитории СМИ. Психологические и социально-психологические эффекты СМИ.

использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности

навыками компетентного общения, эффективного разрешения конфликтов, формирования заказа на психологические тренинги.

4 Структура и содержание модуля

4.1 Трудоемкость модуля, формы аттестации и формируемые компетенции

Учебная работа (УР)

Всего

Семестр

6

Коды формируемых компетенций

Полная трудоёмкость модуля в зачётных единицах

3 ЗЕ

3 ЗЕ

Распределение трудоёмкости по видам УР в академических часах (АЧ):

72

72

УЭМ-1

  • лекционно-практические занятия
  • аудиторная СРС
  • внеаудиторная СРС

19

8

17

19

8

17

ПК-17

УЭМ-2

  • лекционно-практические занятия
  • аудиторная СРС
  • внеаудиторная СРС

17

4

19

17

4

19

ПК-16

Аттестация:

экзамен

4.2 Содержание и структура разделов учебного модуля

УЭМ-1. Психология журналистики

1.1 Введение в курс.

Представление программы курса и оценочной системы курса. Разъяснение основ подготовки программы социологического исследования, по которой студенты в течение семестра проводят самостоятельное социологическое исследование, которое станет основой дипломного исследования студента.

1.2 Основы теории и практики общения.

Общение как процесс обмена информацией, восприятия людьми друг другом и взаимовлияния. Основы коммуникативной компетентности журналиста. Тренинг формирования коммуникативных навыков.

1.3 Особенности и закономерности восприятия информации СМИ.

Роль внутренней позиции в восприятии журналистского текста. Проблема конгруэнтности коммуникатора и связь ее с осознанием собственных ролей, принятием миссии профессии.

1.4 Социальные стереотипы и их роль в формировании средств массовой информации.

Определение, виды социальных стереотипов — национальные, гендерные, социальные, профессиональные. Положительные и негативные эффекты использования стереотипов в СМИ. Слухи, факторы их появления, функции.

1.5 Аудитория СМИ и методы ее психологического изучения.

Типологические признаки аудитории СМИ. Социальные и психологические принципы изучения аудитории СМИ.

Большие социальные группы, эффекты массовой коммуникации

1.6 Личностные и общественные ценности в журналистике

Система ценностей. Терминальные и инструментальные ценности. Связь личностных и общественных ценностей в журналистской деятельности. Зависимость системы ценностей от типа общества. Функции и модели журналистики в историческом аспекте.

Недетерминированные ценности (по В. Франклу: ценность творчества, ценность переживания, ценность общения; по Э. Берну: ценность истинной близости).

Иерархическое расположение ценностей. Изменение общества и его ценностей.

УЭМ- 2 Социология журналистики.

2.1 Социология журналистики как область социологии.

Структура социологии журналистики – социология коммуникации и социокоммуникация. Предмет и объект социологии журналистики.

Основные функции социологии журналистики. Основные социологические теории СМИ.

Зоны применения социологии в журналистике: 1)Социологическое изучение функционирования СМИ в обществе, внутриредакционная социорефлексия. 2)Анализ данных социологических исследований. Виды исследований в рамках названных направлений.

Характеристики социологического мышления журналиста. Публикации о результатах социсследований в СМИ.

2.2 Сбор информации как социальное исследование: разработка программы. Понятие, структура и этапы социального исследования. Программа исследования и ее основные разделы – методологический и процедурный. Выборка как основа репрезентативности. Надежность выборки. Средства и приемы контроля и обеспечения надежности. Определение основных понятий. Эмпирическая интерпретация понятий. Шкалирование в социологии. Типы шкал. Выдвижение рабочих гипотез. Виды гипотез. Общие требования, которым должны удовлетворять гипотезы. Пилотажное исследование.

2.3 Методы сбора информации. Основные методы сбора информации в социологическом исследовании. Наблюдение в социологии, его достоинства и недостатки. Разновидности метода наблюдения и особенности их применения. Анализ документальных источников. Виды документов. Отбор документов для изучения. Основные методы анализа документов. Социологический опрос и его виды. Инструментарий опроса, правила его построения. Виды вопросов. Основные процедуры анкетного опроса. Интервью, его формы и разновидности: стандартизированное, фокусированное, групповое, свободное. Эксперимент как метод сбора информации.

2.4 Анализ и использование социальной информации в деятельности журналиста и СМИ. Функционирование СМИ в обществе.

Формирование электронной базы данных. Анализ данных и обобщение результатов исследования. Группировка информации. Поиск взаимосвязи признаков и ее интерпретация. Понятие корреляции. Оформление результатов исследования. Проблема практического использования социальной информации. Корректность интерпретации в журналистском творчестве.

2.5 Исследование аудитории.

Свойства современного массового сознания. Направления исследования массового сознания. Потребление СМИ. Аудиторное поведение. Функциональные ожидания от российских СМИ, мотивы выбора СМИ, представления о задачах СМИ. Потребности и интересы российской аудитории. Типы аудитории. Социально-демографические характеристики разных типов аудитории.

2.6 Функционирование общественного мнения в обществе – теории и их анализ

Общественное мнение как объект социологии. Предмет, социальная природа общественного мнения. Функции общественного мнения. Теории общественного мнения. Факторы, средства, механизмы формирования, манипулирования, выражения общественного мнения. Возможности и границы воздействия общественного мнения на различные сферы общества.

4.3 Организация изучения учебного модуля

Методические рекомендации по организации изучения УМ с учетом использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий даются в Приложении А.

5 Контроль и оценка качества освоения учебного модуля

Контроль качества освоения студентами УМ и его составляющих осуществляется непрерывно в течение всего периода обучения с использованием балльно-рейтинговой системы (БСР), являющейся обязательной к использованию всеми структурными подразделениями университета.

Оценка качества освоения модуля осуществляется с использованием фонда оценочных средств, разработанного для данного модуля, по всем формам контроля в соответствии с положением от 25.06.2013 «О фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников».

Содержание видов контроля и их график отражены в технологической карте учебного модуля (Приложение Б).

6 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного модуля

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного модуля представлено Картой учебно-методического обеспечения (Приложение В).

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля размещено на портале НовГУ на странице Луковицкой Е.Г.

Учебный модуль полностью обеспечен учебными и учебно-методическими материалами.

7 Материально-техническое обеспечение учебного модуля

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходим компьютерный класс, оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации лекций-презентаций и презентаций сообщений, индивидуальных заданий, интернет.

Приложения (обязательные):

А – Методические рекомендации по организации изучения учебного модуля

Б – Технологическая карта

В – Карта учебно-методического обеспечения УМ

Приложение а

Методические рекомендации по организации изучения учебного модуля «Сети и телекоммуникации»

Образовательные технологии

Образовательный процесс по модулю строится на основе применения комбинации современных образовательных технологий и методик.

Образовательный процесс состоит из лекционных, семинарских и тренинговых занятий, а также самостоятельной работы студентов. Для проведения занятий используются следующие информационные технологии и мультимедиа-средства:

  • электронные учебники
  • мультимедиа-демонстрации (слайды, flash, видео)
  • технология дистанционного обучения (удаленный доступ ко всем учебно-методическим материалам, расписание)
  • корпоративная социальная сеть портала НовГУ (сообщество учебного курса)
  • электронная почта

Для учебно-методического обеспечения курса на портале НовГУ представлены электронная версия учебных материалов, указания для самостоятельной работы студентов и проведения социологического исследования.

Важная цель обучения — самосовершенствование учащихся путем расширения их знаний и практических навыков. При этом необходимо понимать, что обучающие материалы и преподаватели могут только способствовать образованию. Ниже приводятся некоторые рекомендации, которые помогут студентам лучше изучить материал:

  1. Конспектирование. Конспектирование задействует моторную память студента и тем самым улучшает понимание с течением времени.
  2. Размышление. Курс предоставляет информацию, которая изменяет не только теоретические знания, но и практические навыки. Для лучшего усвоения материала поможет поиск дополнительной информации.
  3. Обмен своими знаниями с другими. Обучение друга или коллеги часто помогает закрепить свои знания. Обсуждение материалов курса с другими учащимися, коллегами и преподавателями поможет закрепить основные знания и умения, получаемые на занятиях.

Виды и перечни заданий для СРС

Таблица1.

Тема

Наименование практического занятия

Форма проведения

Формы контроля

Кол-во баллов

ПР-1

1.1

Разработка программы социологического исследования и инструментария

Работа в малых группах

Уровень детальной разработки программы

5

ПР-2

1.2

Участие в психологических упражнениях

Работа в малых группах и в круге

Степень активности

10

ПР-3

1.4

Дискуссия по домашнему чтению

Работа в малых группах

Степень полноты ответа

5

Рубежный контроль

Контрольная работа

Количество правильных ответов на вопросы

5

ПР-4

2.2

Сбор информации как социальное исследование

Обсуждение домашнего чтения

Степень активности в обсуждении

5

ПР-5

2.3

Работа с методами исследования – проведение интервью.

Ролевая игра, работа в парах

Степень активности

5

ПР-6

2.5

С.Г. Давыдов, Т.А. Немудрова. Потребители Медиа: Опыт Типологизации

Обсуждение статей

Полнота ответов на вопросы

5

ПР-7

2.6

Бурдьё П. «Общественного мнения не существует»

Э. Ноэль-Нойман «Спираль молчания»

Проблемный семинар

Полнота ответов на вопросы

5

Пр-8

2.7.

Устная презентация исследовательских работ студентов

Презентация социологического исследования в Power Point

Качество устного представления исследовательской работы

5

ИТОГО

50

Темы домашних заданий для внеаудиторной СРС:

Таблица 2.

Тема

Наименование домашнего задания

Кол-во баллов

Раздел 1

ДЗ-1

1.1

Конспект: Психологический компонент основных функций СМИ/ Шестерина А.М. Психология журналистики

5

ДЗ-2

1.2

Эссе: Личностные и общественные ценности в журналистике

5

ДЗ-3

1.4

Конспект: Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории/ Шестерина А.М. Психология журналистики

5

ДЗ-4

2.1

Конспект: Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности/ Шестерина А.М. Психология журналистики

5

ДЗ-5

2.2

Эссе: Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия.

5

Раздел 2

ДЗ-6

3.1-3.6

Проведение самостоятельного социологического исследования

25

ИТОГО

50

Приложение б Технологическая карта учебного курса «Социология и психология журналистики»

семестр – 6, ЗЕ – 3, вид аттестации – экзамен, акад.часов – 36, баллов рейтинга – 150

№ и наименование раздела

№ недели сем.

Трудоемкость, ак.час

Форма текущего контроля успеваемости (в соответствии с паспортом ФОС)

Максим. кол-во баллов рейтинга

Аудиторные занятия

СРС

ЛЕК

ПЗ

ЛР

АСРС в т.ч.

Раздел 1. Психология журналистики

1-8

6

13

8

17

50

Тема 1.1Введение в курс

1

1

2

2

Работа в малых группах над программой социологического исследования по теме дипломной работы

5

Тема 1.2. Основы теории и практики общения. Тренинг формирования коммуникативных навыков журналиста

2-7

1

10

4

5

Дискуссии, работа в группах

10

Конспект источника

5

Тема 1.3. Основы и закономерности восприятия информации СМИ

7

2

4

Эссе

Конспект источника

5

5

Тема 1.4. Социальные стереотипы и их роль в формировании СМИ

8

2

1

1

2

Дискуссия по вопросам к домашнему чтению

эссе

5

5

Тема 1.5. Аудитория СМИ и методы ее психологического изучения. Большие социальные группы, эффекты массовой коммуникации

8

4

конспект источника по темам 1.5 и 1.6

5

Тема 1.6. Личностные и общественные ценности в журналистике

8

2

Контрольная работа

5

Рубежный контроль по разделу 1

Рубежная аттестация – не менее 25 баллов из 50

Раздел 2. Социология журналистики

9-16

6

11

4

19

50

Тема 2.1. Структура социологии журналистики. Основные функции социологии журналистики

9

1

8

Тема 2.2. Сбор информации как социальное исследование.

9-10

1

2

10

Дискуссия по вопросам к домашнему чтению

5

Тема 2.3. Методы сбора информации – контент-анализ, интервью, анкетирование, фокус-группа

11

1

2

1

11

Работа в группах , в парах

5

Тема 2.4. Анализ и использование социальной информации в деятельности журналиста

12

11

Самостоятельная работа с источниками

Тема 2.5. Социологическое исследование аудитории. Аудиторное поведение.

12-14

1

3

1

7

Дискуссия по вопросам к домашнему чтению

5

Тема 2.6. Функционирование общественного мнения в обществе: теории ОМ, функции ОМ, анализ ОМ.

14-15

2

2

1

7

Работа в малых группах

5

Тема 2.7 Исследовательские работы студентов

16

2

1

Презентация исследовательских работ

Исследовательская работа

5

25

Рубежный контроль по Разделу 2

16

не менее 25 баллов из 50

Семестровый контроль

17

Экзамен – не менее 25 баллов из 50

50

Итого:

12

24

12

36

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

Рубежный контроль (до 9-й недели):

  • пороговый – 25-34 баллов
  • стандартный – 35-45 баллов.
  • эталонный – 46 — 50 баллов.

Семестровый контроль

  • пороговый (оценка «удовлетворительно») – от 75-104 баллов
  • стандартный (оценка «хорошо») – от 105–134 баллов
  • эталонный (оценка «отлично») – от 135 –150 баллов

Приложение В.

Карта учебно-методического обеспечения

Дисциплины: Социология и психология журналистики

направление: 031300 журналистика

форма обучения: очная

часов: всего – 36, лекций — 12, практ. занятия — 24, СРС – 36;

факультет: ППФ, кафедра социологии и БО

Таблица 1

Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. ср.)

Вид

занятия

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол-во экз. в библ. НовГУ

Примечание

ЭБС

1.Фомичева И.Д. — Социология СМИ: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2007.

Лек.

Сем.

СРС

12

24

12

5

2. Черных А.И. — Социология массовых коммуникаций: Учеб. пособие / Гос.ун-т Высш. шк. экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2008.

Лек.

Сем.

СРС

12

24

12

3

3. Корконосенко С.Г. Социология журналистики: М, 2013.

Лек.

Сем.

СРС

12

24

12

10

Таблица 2

Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

1. Рабочая программа курса «Социология и психология журналистики», 2013. Автор – к.п.н., доц. Е.Г. Луковицкая. Объем – 15 стр.

Лек., сем., СРС

12

24

12

1

2. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология журналистики»

Сем.

12

1

3. Луковицкая Е.Г. Социология журналистики. Учебно-методическое пособие для студентов. 2009 Великий Новгород

Сем., СРС

36

200

Учебно-методическое обеспечение дисциплины — 100 %

Для учебного года____/____ Зав. кафедрой д.п.н., профессор ___________ / А.Г. Ширин.

Согласовано с Научной Библиотекой НовГУ