Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра социологии и БО
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИНПО
____________А.Г. Ширин
«____»__________2013 г.
Модуль ГСЭ цикла ООП
Рабочая программа
Дисциплина по направлению 031300.62
«Журналистика»
СОГЛАСОВАНО Начальник учебного отдела ___________ __________ «____» ___________2013 г. Заведующий выпускающей кафедры* ___________ _________ «___» __________ 2013 г. |
Разработала: Доцент кафедры социологии и БО_________ Е.Г. Луковицкая «____»_____________ 2013 г. Принято на заседании кафедры социологии и БО Заведующий кафедрой ___________А.Г.Ширин «____»_____________ 2013 г. |
1 Цели и задачи освоения модуля
Цель модуля: формирование компетентности студентов в области психологии и социологии журналистики, способствующей становлению их готовности к решению задач профессиональной деятельности.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
– формирование понимания студентами значимости психологических знаний и умений в процессе любой профессиональной деятельности, возможностей саморазвития и самообразования;
– формирование системы психологических и социологических знаний, позволяющей в будущем выстраивать на научной основе процессы профессиональной деятельности, связанные с изучением и анализом аудитории, текстов, функционированием общественного мнения, общения и взаимодействия в организациях.
– формирование умений применения психологических знаний в конкретных ситуациях, в том числе профессиональных;
– развитие саморефлексии и коммуникативных умений.
Модуль состоит из 2 УЭ:
– 1УЭ: Психология журналистики.
– 2УЭ: Социология журналистики.
Ведущие идеи модуля:
- Эффективность журналистской деятельности в большой степени обусловлено знаниямив областипсихологииобщения и массовой коммуникации.
2) Общение и кооперация с коллегами являются составной частью профессиональной компетентности специалиста, работающего в СМИ.
3) Понимание механизмов проведения и влияния на общество социологических опросов общественного мнения является актуальной компетенцией в профессиональнойдеятельности современного журналиста.
2 Место учебного модуля в структуре ооп направления подготовки
Данный модуль относится к профессиональному циклу. Для его изучения в качестве входных знаний необходимо понимание обучающимися принципов функционирования современного демократического общества, знание основ формирования его социальной структуры, типов социальных общностей и социальных процессов (предшествующая дисциплина «Социология»), а также механизмов взаимоотношений СМИ и общества, принципов и функций журналистской деятельности (предшествующая дисциплина «Основы теории журналистики»); знание основных видов социальной коммуникации, их специфики, в том числе – массовой коммуникации (предшествующая дисциплина «Основы теории коммуникации»), основных психологических теорий личности («Психология»).
Полученные в данном модуле знания, умения и навыки, а также результаты самостоятельных социологических исследований используются студентами как вспомогательные при подготовке выпускной дипломной работы. Кроме того, психологические знания, умения и навыки общения, ведения интервью, разрешения конфликтов будут использоваться студентами в своей практической журналистской работе.
3 Требования к результатам освоения модуля
Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
- ПК-16. Понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях
- ПК-17. Ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста
В результате освоения УМ студент должен знать, уметь и владеть:
Код компе-тенции |
Уровень освоения компетенции |
Знать |
Уметь |
Владеть |
ПК-16 |
базовый |
основные теории СМИ, общественного мнения, особенности функционирования СМИ как социального института, основные методы изучения СМИ и аудитории. |
находить источники социологических данных о функционировании СМИ, на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий; быть способным использовать полученное социологическое знание в своей профессиональной деятельности |
навыками организации и проведения собственных редакционных исследований, исследований аудитории и СМИ, подготовки технического задания и программы исследования, выбора адекватных методов исследования |
ПК-17 |
базовый |
Основы теории и практики общения, особенности и закономерности восприятия информации СМИ, социальные стереотипы и их роль в формировании средств массовой информации. Методы психологического изучения аудитории СМИ. Психологические и социально-психологические эффекты СМИ.
|
использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности |
навыками компетентного общения, эффективного разрешения конфликтов, формирования заказа на психологические тренинги. |
4 Структура и содержание модуля
4.1 Трудоемкость модуля, формы аттестации и формируемые компетенции
Учебная работа (УР) |
Всего |
Семестр 6 |
Коды формируемых компетенций |
|
Полная трудоёмкость модуля в зачётных единицах |
3 ЗЕ |
3 ЗЕ |
|
|
Распределение трудоёмкости по видам УР в академических часах (АЧ): |
72 |
72 |
|
|
УЭМ-1 |
|
19
8 17 |
19
8 17 |
ПК-17 |
УЭМ-2 |
|
17
4 19 |
17
4 19 |
ПК-16 |
Аттестация: |
экзамен |
4.2 Содержание и структура разделов учебного модуля
УЭМ-1. Психология журналистики
1.1 Введение в курс.
Представление программы курса и оценочной системы курса. Разъяснение основ подготовки программы социологического исследования, по которой студенты в течение семестра проводят самостоятельное социологическое исследование, которое станет основой дипломного исследования студента.
1.2 Основы теории и практики общения.
Общение как процесс обмена информацией, восприятия людьми друг другом и взаимовлияния. Основы коммуникативной компетентности журналиста. Тренинг формирования коммуникативных навыков.
1.3 Особенности и закономерности восприятия информации СМИ.
Роль внутренней позиции в восприятии журналистского текста. Проблема конгруэнтности коммуникатора и связь ее с осознанием собственных ролей, принятием миссии профессии.
1.4 Социальные стереотипы и их роль в формировании средств массовой информации.
Определение, виды социальных стереотипов — национальные, гендерные, социальные, профессиональные. Положительные и негативные эффекты использования стереотипов в СМИ. Слухи, факторы их появления, функции.
1.5 Аудитория СМИ и методы ее психологического изучения.
Типологические признаки аудитории СМИ. Социальные и психологические принципы изучения аудитории СМИ.
Большие социальные группы, эффекты массовой коммуникации
1.6 Личностные и общественные ценности в журналистике
Система ценностей. Терминальные и инструментальные ценности. Связь личностных и общественных ценностей в журналистской деятельности. Зависимость системы ценностей от типа общества. Функции и модели журналистики в историческом аспекте.
Недетерминированные ценности (по В. Франклу: ценность творчества, ценность переживания, ценность общения; по Э. Берну: ценность истинной близости).
Иерархическое расположение ценностей. Изменение общества и его ценностей.
УЭМ- 2 Социология журналистики.
2.1 Социология журналистики как область социологии.
Структура социологии журналистики – социология коммуникации и социокоммуникация. Предмет и объект социологии журналистики.
Основные функции социологии журналистики. Основные социологические теории СМИ.
Зоны применения социологии в журналистике: 1)Социологическое изучение функционирования СМИ в обществе, внутриредакционная социорефлексия. 2)Анализ данных социологических исследований. Виды исследований в рамках названных направлений.
Характеристики социологического мышления журналиста. Публикации о результатах социсследований в СМИ.
2.2 Сбор информации как социальное исследование: разработка программы. Понятие, структура и этапы социального исследования. Программа исследования и ее основные разделы – методологический и процедурный. Выборка как основа репрезентативности. Надежность выборки. Средства и приемы контроля и обеспечения надежности. Определение основных понятий. Эмпирическая интерпретация понятий. Шкалирование в социологии. Типы шкал. Выдвижение рабочих гипотез. Виды гипотез. Общие требования, которым должны удовлетворять гипотезы. Пилотажное исследование.
2.3 Методы сбора информации. Основные методы сбора информации в социологическом исследовании. Наблюдение в социологии, его достоинства и недостатки. Разновидности метода наблюдения и особенности их применения. Анализ документальных источников. Виды документов. Отбор документов для изучения. Основные методы анализа документов. Социологический опрос и его виды. Инструментарий опроса, правила его построения. Виды вопросов. Основные процедуры анкетного опроса. Интервью, его формы и разновидности: стандартизированное, фокусированное, групповое, свободное. Эксперимент как метод сбора информации.
2.4 Анализ и использование социальной информации в деятельности журналиста и СМИ. Функционирование СМИ в обществе.
Формирование электронной базы данных. Анализ данных и обобщение результатов исследования. Группировка информации. Поиск взаимосвязи признаков и ее интерпретация. Понятие корреляции. Оформление результатов исследования. Проблема практического использования социальной информации. Корректность интерпретации в журналистском творчестве.
2.5 Исследование аудитории.
Свойства современного массового сознания. Направления исследования массового сознания. Потребление СМИ. Аудиторное поведение. Функциональные ожидания от российских СМИ, мотивы выбора СМИ, представления о задачах СМИ. Потребности и интересы российской аудитории. Типы аудитории. Социально-демографические характеристики разных типов аудитории.
2.6 Функционирование общественного мнения в обществе – теории и их анализ
Общественное мнение как объект социологии. Предмет, социальная природа общественного мнения. Функции общественного мнения. Теории общественного мнения. Факторы, средства, механизмы формирования, манипулирования, выражения общественного мнения. Возможности и границы воздействия общественного мнения на различные сферы общества.
4.3 Организация изучения учебного модуля
Методические рекомендации по организации изучения УМ с учетом использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий даются в Приложении А.
5 Контроль и оценка качества освоения учебного модуля
Контроль качества освоения студентами УМ и его составляющих осуществляется непрерывно в течение всего периода обучения с использованием балльно-рейтинговой системы (БСР), являющейся обязательной к использованию всеми структурными подразделениями университета.
Оценка качества освоения модуля осуществляется с использованием фонда оценочных средств, разработанного для данного модуля, по всем формам контроля в соответствии с положением от 25.06.2013 «О фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников».
Содержание видов контроля и их график отражены в технологической карте учебного модуля (Приложение Б).
6 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного модуля
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного модуля представлено Картой учебно-методического обеспечения (Приложение В).
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля размещено на портале НовГУ на странице Луковицкой Е.Г.
Учебный модуль полностью обеспечен учебными и учебно-методическими материалами.
7 Материально-техническое обеспечение учебного модуля
Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходим компьютерный класс, оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации лекций-презентаций и презентаций сообщений, индивидуальных заданий, интернет.
Приложения (обязательные):
А – Методические рекомендации по организации изучения учебного модуля
Б – Технологическая карта
В – Карта учебно-методического обеспечения УМ
Приложение а
Методические рекомендации по организации изучения учебного модуля «Сети и телекоммуникации»
Образовательные технологии
Образовательный процесс по модулю строится на основе применения комбинации современных образовательных технологий и методик.
Образовательный процесс состоит из лекционных, семинарских и тренинговых занятий, а также самостоятельной работы студентов. Для проведения занятий используются следующие информационные технологии и мультимедиа-средства:
- электронные учебники
- мультимедиа-демонстрации (слайды, flash, видео)
- технология дистанционного обучения (удаленный доступ ко всем учебно-методическим материалам, расписание)
- корпоративная социальная сеть портала НовГУ (сообщество учебного курса)
- электронная почта
Для учебно-методического обеспечения курса на портале НовГУ представлены электронная версия учебных материалов, указания для самостоятельной работы студентов и проведения социологического исследования.
Важная цель обучения — самосовершенствование учащихся путем расширения их знаний и практических навыков. При этом необходимо понимать, что обучающие материалы и преподаватели могут только способствовать образованию. Ниже приводятся некоторые рекомендации, которые помогут студентам лучше изучить материал:
- Конспектирование. Конспектирование задействует моторную память студента и тем самым улучшает понимание с течением времени.
- Размышление. Курс предоставляет информацию, которая изменяет не только теоретические знания, но и практические навыки. Для лучшего усвоения материала поможет поиск дополнительной информации.
- Обмен своими знаниями с другими. Обучение друга или коллеги часто помогает закрепить свои знания. Обсуждение материалов курса с другими учащимися, коллегами и преподавателями поможет закрепить основные знания и умения, получаемые на занятиях.
Виды и перечни заданий для СРС
Таблица1.
№ |
Тема |
Наименование практического занятия |
Форма проведения |
Формы контроля |
Кол-во баллов |
ПР-1 |
1.1 |
Разработка программы социологического исследования и инструментария |
Работа в малых группах |
Уровень детальной разработки программы |
5 |
ПР-2 |
1.2 |
Участие в психологических упражнениях |
Работа в малых группах и в круге |
Степень активности |
10 |
ПР-3 |
1.4 |
Дискуссия по домашнему чтению |
Работа в малых группах |
Степень полноты ответа |
5 |
|
|
Рубежный контроль
|
Контрольная работа |
Количество правильных ответов на вопросы |
5 |
ПР-4 |
2.2 |
Сбор информации как социальное исследование |
Обсуждение домашнего чтения |
Степень активности в обсуждении |
5 |
ПР-5 |
2.3 |
Работа с методами исследования – проведение интервью. |
Ролевая игра, работа в парах |
Степень активности |
5 |
ПР-6 |
2.5 |
С.Г. Давыдов, Т.А. Немудрова. Потребители Медиа: Опыт Типологизации |
Обсуждение статей |
Полнота ответов на вопросы |
5 |
ПР-7 |
2.6 |
Бурдьё П. «Общественного мнения не существует» Э. Ноэль-Нойман «Спираль молчания»
|
Проблемный семинар |
Полнота ответов на вопросы |
5 |
Пр-8 |
2.7. |
Устная презентация исследовательских работ студентов |
Презентация социологического исследования в Power Point |
Качество устного представления исследовательской работы |
5 |
ИТОГО |
50 |
Темы домашних заданий для внеаудиторной СРС:
Таблица 2.
№ |
Тема |
Наименование домашнего задания |
Кол-во баллов |
|
Раздел 1 |
|
|
ДЗ-1 |
1.1 |
Конспект: Психологический компонент основных функций СМИ/ Шестерина А.М. Психология журналистики |
5 |
ДЗ-2 |
1.2 |
Эссе: Личностные и общественные ценности в журналистике |
5 |
ДЗ-3 |
1.4 |
Конспект: Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории/ Шестерина А.М. Психология журналистики |
5 |
ДЗ-4 |
2.1 |
Конспект: Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности/ Шестерина А.М. Психология журналистики |
5 |
ДЗ-5 |
2.2 |
Эссе: Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия. |
5 |
Раздел 2 |
|||
ДЗ-6 |
3.1-3.6 |
Проведение самостоятельного социологического исследования |
25 |
ИТОГО |
50 |
Приложение б Технологическая карта учебного курса «Социология и психология журналистики»
семестр – 6, ЗЕ – 3, вид аттестации – экзамен, акад.часов – 36, баллов рейтинга – 150
№ и наименование раздела |
№ недели сем. |
Трудоемкость, ак.час |
Форма текущего контроля успеваемости (в соответствии с паспортом ФОС) |
Максим. кол-во баллов рейтинга |
|||||||||
Аудиторные занятия |
СРС |
||||||||||||
ЛЕК |
ПЗ |
ЛР |
АСРС в т.ч. |
||||||||||
Раздел 1. Психология журналистики |
1-8 |
6 |
13 |
|
8 |
17 |
|
50 |
|||||
Тема 1.1Введение в курс |
1 |
1 |
2 |
|
2 |
|
Работа в малых группах над программой социологического исследования по теме дипломной работы
|
5
|
|||||
Тема 1.2. Основы теории и практики общения. Тренинг формирования коммуникативных навыков журналиста |
2-7 |
1 |
10 |
|
4 |
5 |
Дискуссии, работа в группах |
10 |
|||||
Конспект источника |
5 |
||||||||||||
Тема 1.3. Основы и закономерности восприятия информации СМИ |
7 |
2 |
|
|
|
4 |
Эссе Конспект источника |
5 5 |
|||||
Тема 1.4. Социальные стереотипы и их роль в формировании СМИ |
8 |
2 |
1 |
|
1 |
2 |
Дискуссия по вопросам к домашнему чтению эссе |
5 5 |
|||||
Тема 1.5. Аудитория СМИ и методы ее психологического изучения. Большие социальные группы, эффекты массовой коммуникации |
8 |
|
|
|
|
4 |
конспект источника по темам 1.5 и 1.6 |
5
|
|||||
Тема 1.6. Личностные и общественные ценности в журналистике |
8 |
|
|
|
|
2 |
Контрольная работа |
5
|
|||||
Рубежный контроль по разделу 1 |
|
Рубежная аттестация – не менее 25 баллов из 50 |
|||||||||||
Раздел 2. Социология журналистики |
9-16 |
6 |
11 |
|
4 |
19 |
|
50 |
|||||
Тема 2.1. Структура социологии журналистики. Основные функции социологии журналистики |
9 |
1 |
|
|
|
8 |
|
|
|||||
Тема 2.2. Сбор информации как социальное исследование. |
9-10 |
1 |
2 |
|
|
10 |
Дискуссия по вопросам к домашнему чтению |
5 |
|||||
Тема 2.3. Методы сбора информации – контент-анализ, интервью, анкетирование, фокус-группа |
11 |
1 |
2 |
|
1 |
11 |
Работа в группах , в парах |
5 |
|||||
Тема 2.4. Анализ и использование социальной информации в деятельности журналиста |
12 |
|
|
|
|
11 |
Самостоятельная работа с источниками |
|
|||||
Тема 2.5. Социологическое исследование аудитории. Аудиторное поведение. |
12-14 |
1 |
3 |
|
1 |
7 |
Дискуссия по вопросам к домашнему чтению |
5 |
|||||
Тема 2.6. Функционирование общественного мнения в обществе: теории ОМ, функции ОМ, анализ ОМ. |
14-15 |
2 |
2 |
|
1 |
7 |
Работа в малых группах |
5 |
|||||
Тема 2.7 Исследовательские работы студентов |
16 |
|
2 |
|
1 |
|
Презентация исследовательских работ Исследовательская работа |
5 25 |
|||||
Рубежный контроль по Разделу 2 |
16 |
не менее 25 баллов из 50 |
|||||||||||
Семестровый контроль |
17 |
Экзамен – не менее 25 баллов из 50 |
50 |
||||||||||
Итого: |
|
12 |
24 |
|
12 |
36 |
|
|
Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:
Рубежный контроль (до 9-й недели):
- пороговый – 25-34 баллов
- стандартный – 35-45 баллов.
- эталонный – 46 — 50 баллов.
Семестровый контроль
- пороговый (оценка «удовлетворительно») – от 75-104 баллов
- стандартный (оценка «хорошо») – от 105–134 баллов
- эталонный (оценка «отлично») – от 135 –150 баллов
Приложение В.
Карта учебно-методического обеспечения
Дисциплины: Социология и психология журналистики
направление: 031300 журналистика
форма обучения: очная
часов: всего – 36, лекций — 12, практ. занятия — 24, СРС – 36;
факультет: ППФ, кафедра социологии и БО
Таблица 1
Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. ср.) |
Вид занятия |
Число часов, обеспечиваемых изданием |
Кол-во экз. в библ. НовГУ |
Примечание ЭБС |
||||
1.Фомичева И.Д. — Социология СМИ: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2007.
|
Лек. Сем. СРС |
12 24 12 |
5
|
|
||||
2. Черных А.И. — Социология массовых коммуникаций: Учеб. пособие / Гос.ун-т Высш. шк. экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. |
Лек. Сем. СРС |
12 24 12 |
3 |
|
||||
3. Корконосенко С.Г. Социология журналистики: М, 2013. |
Лек. Сем. СРС |
12 24 12 |
10 |
|
||||
Таблица 2 Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями |
|
|
||||||
1. Рабочая программа курса «Социология и психология журналистики», 2013. Автор – к.п.н., доц. Е.Г. Луковицкая. Объем – 15 стр. |
Лек., сем., СРС |
12 24 12 |
1 |
|
||||
2. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология журналистики» |
Сем. |
12 |
1 |
|
||||
3. Луковицкая Е.Г. Социология журналистики. Учебно-методическое пособие для студентов. 2009 Великий Новгород |
Сем., СРС |
36 |
200 |
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины — 100 %
Для учебного года____/____ Зав. кафедрой д.п.н., профессор ___________ / А.Г. Ширин.
Согласовано с Научной Библиотекой НовГУ