Социология организации и управления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

Факультет политических наук и социологии

Кафедра социологических наук

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

политических наук и социологии
название факультета
/ Желтов В.В. /

" " г.

" " …

Рабочая программа дисциплины

«Cоциология детства»

Направление подготовки

40 100.62 «Социология»

Профиль подготовки:

Социология организации и управления

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

______________очная____________

Кемерово

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Социология детства» являются следующие:

Основные цели обучающихся:

· формирование научных основ понимания предметной области социологии детства;

· освоение логического аппарата социологии детства (понятий, способов информационного обмена на рабочем языке социологов);

· характеристика основных подходов к исследованию социальных проблем детства и институтов первичной социализации;

· освоение основных методов изучения детства;

· личностное развитие студента на основе рефлексии и самооценки;

· придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.

Основные цели обучающихся: · формирование научных основ понимания предметной области социологии… · освоение логического аппарата социологии детства (понятий, способов информационного обмена на рабочем языке…

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии

Дисциплина «Социология детства» располагается в Б.3.ДВ2 — Дисциплина по выбору в Профессиональном цикле. Ее освоение происходит в 5 семестре. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по социологии можно отнести: социологию образования, социологию молодежи, социологию семьи и др.

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать базовыми знаниями по социологии и социальной психологии, владеть категориальным аппаратом социологии.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления о предмете социологии детства и рассмотреть основные подходы к изучению детства в социологии.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Социология детства».

В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:

общекультурные: ОК-10(способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы).

профессиональные (ПК-5)(Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные категории и понятия социологии детства;

· основные социологические и междисциплинарные концепции детства и подростковости;

· Процедурные подходы к изучению мнений и представлений детей разного возраста;

· актуальные проблемы детства;

· основные направления социальной политики в отношении детей в современном российском обществе.

Уметь:

· использовать социологические методы в исследовании проблем детства;

· применять социальные технологии в работе с различными группами детей.

Владеть:

· понятийно-категориальным аппаратом социологии детства;

· культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации;

· навыками анализа социологических источников;

· навыками получения информации из различных источников, включая Интернет;

· навыками самостоятельного анализа основных социальных проблем детства с точки зрения возможности их выявления и решения (коррекции);

· навыками составления рефератов и выступления перед аудиторией;

· приемами ведения дискуссии.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Социология детства»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетные единицы _108___ часов.

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать базовыми знаниями по социологии и социальной психологии, владеть категориальным… Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить… 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Социология детства».

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Вид промежуточного контроля Опрос, проверка конспектов и рефератов, выполнение тестовых заданий, решение задач
Вид итогового контроля Зачет

Вид учебной работы Всего часов Общая трудоемкость базового модуля дисциплины Аудиторные…

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц. семин. конс. срс
Предметная область социологии детства (2)2 2 неделя семестра- проверка конспекта
Социологические исследования детства 2−3 (4)4 3 неделя семестра — Опрос на семинаре
Социологические и междисциплинарные концепции детства и подростковости 4−5 (2)4 5 неделя семестра- проверка конспекта
Первичная социализация (2)2 6 неделя семестра — тест
Положение детей в России 7−8 (4)4 8 неделя семестра — опрос на семинаре
Социальная депривация детей. Эксклюзия и инклюзия 9−10 (4)4 10 неделя семестра- опрос на семинаре
Девиантное поведение детей и подростков. Дезадаптация и реадаптация. 11−12 (4)4 12 неделя семестра — решение задач.
Детская и подростковая субкультура 13−14 (4)4 14 неделя семестра проверка конспекта.
Права детей и подростков в обществе (2)2 15 неделя семестра — проверка конспекта, решение задач
Социальная политика в отношении детей и подростков 16−17 (4)4 17 неделя семестра — Тест по схемам и табл.
Итого: зачет


Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Предметная область социологии детства Предметная область социологии детства. Различные подходы к определению детства, социологии детства. Специфика социологического познания детства. Теоретический и эмпирический подходы исследования детства. Элементарные понятия социологии детства. Социокультурные аспекты развития детства. Детство, как объект специального социологического анализа. Исторические условия, социальные предпосылки и источники формирования социологии детства. Общие черты современной социологической теории детства. Институциализированная и неинституциализированная форма детства. Типология концепций, отражающих изменение содержания детства на рубеже XX -XXI веков. Отношение к социологии детства в современном научном сообществе. Основные научные направления и школы в социологии детства. Структурализм. Функционализм. Символический интеракционизм. Марксистская традиция. Феноменология. Краткий обзор основных направлений. ОК-10
Социологические исследования детства Социологическое изучение детства на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях. Специфические социологические парадигмы при изучении детства. Рассмотрение детства как особого «племени» (tribal group), со своей особой культурой, языком, игровыми традициями и т. д. Дети как социальное меньшинство, аналогичное гендерным, расовым, социально-экономическим и этническим меньшинствам. Познавательные возможности данной парадигмы в отношении проблем социального неравенства, дискриминации. Проблемы маркирования социального пространства детства как признанного компонента всех социальных структур. Статус и соучастие в общественной жизни. Изучение дискурсов, производящих и видоизменяющих идею ребенка и детства, отношения детей и взрослых. Методические сложности прямого изучения детского сообщества. Процедурные подходы к изучению мнений и представлений детей разного возраста. Традиционные методики изучения общественного мнения для применения их к детям. Нестандартные, игровые, рисуночные и иные мягкие методики. Разрешение проблемы неискренности респондентов-детей при общении с взрослым исследователем. Взрослые — эксперты по проблемам детства, методические и процедурные подходы. Опросные и неопросные методы исследования. ОК-10 ПК-5
Социологические и междисциплинарные концепции детства и подростковости Возможности социализирующего воздействия на индивида в обществе. Концепция личности культурно-исторической школы русского психолога Л. Н. Выготского. Понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели. Понятие социальной ситуации развития. Своеобразие психического развития и отличительных черт каждого возраста. Соотношение внутренних и внешних условий, определяющих возрастные и индивидуальные особенности ребенка, развитие мотивационной сферы ребенка: желаний, стремлений и намерений, потребностей. Роль первичных групп в социальном становлении человека (Чарльз Хортон Кули).

Природа человека, органическое сочетание в человеке наследственного и социального в процессах взаимодействия со средой. Процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. Сущность процесса восприятия индивидом других личностей, теория Дж. Мида. Концепция «обобщенного Другого». Стадии обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Концепция «значимого Другого». «Значимый Другой» — это личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает.

ОК-10 ПК-5
Первичная социализация Жизненный мир ребенка. Социализация как условие жизни ребенка в обществе. Детство как жизненный цикл. Специфика первичной социализации детей. Роль социализирующих институтов в становлении человека личностью. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в первичной социализации. Социальная среда: пределы влияния на личность. Социальная идентификация и ее пределы. Индивидуализм и коллективизм как социальные установки личности ребенка, проблема уникального в личности. Самоидентификация личности ребенка и групп, общества в целом в процессах социализации. Нормативное в личности ребенка. Проблемы дезинтегративности личности в обществе и конкретной социальной среде. Ценностные ориентации личности ребенка. Проблема самореализации личности в обществе. Личный успех. ОК-10 ПК-5
Положение детей в России Изменения в условиях жизни отдельных категорий детей нашей страны. Проблемы их семей, родителей. Процессы социальных преобразований, их последствия для жизни детей. Специфика взросления ребенка, его вхождение во взрослую жизнь. Исследования социологов, психологов и педагогов последних лет об увеличении влияния общества сверстников на формирование личности ребенка. Сужение игрового пространства детства, увеличения различий между детской и подростковой культурой, культурой девочек и мальчиков, о влиянии криминала на подростковую среду. Государственная политика в интересах детей, становление которой происходит в нашем государстве сегодня. Забота о материальных и духовных условиях развития подрастающего поколения. Политика способствует включению юного поколения в процесс жизнедеятельности общества в посильных границах для этого возраста, обеспечению при этом гарантий соблюдения прав детей. Последовательное осуществление норм Конвенции о правах ребенка и перспективная цель улучшения на этой основе положения детей в России ОК-10 ПК-5
Социальная депривация детей. Эксклюзия и инклюзия. Определение депривации. Концепция относительной депривации, основными представителями которой являются С. Стауффер и Р.К. Мертон. М. Браун и Н. Мэдж о понятии множественной депривации. Тенденция к совмещению факторов неравного доступа к общественным благам в различных областях социальной жизни. Феномен умножения депривации в понятии передаваемой депривации Три основные группы источников социальной депривации, которые реализуются на соответствующих уровнях: макроуровень, мезоуровень, микроуровень (эго-уровень).

Социальное исключение (эксклюзия) и социальное включение (инклюзия): роль общества, государства, семьи и остального непосредственного социального окружения детей и подростков.

ОК-10 ПК-5
Девиантное поведение детей и подростков. Дезадаптация и реадаптация. Трактовки девиантности детей и подростков в социологии. Роль асоциальных традиций семьи и референтных групп в дезадаптации ребенка. Типология необходимых форм контроля и профилактических социальных воздействий на ребенка и подростка. Насилие над ребенком. Проблема агрессивности и жестокости детей и подростков в конкретных жизненных ситуациях. Семейное насилие. Предотвращение в обществе несправедливости и незаконности принуждений и расправ. Факторы оздоровления образа жизни семей и реадаптации девиантных детей и подростков. ОК-10 ПК-5
Детская субкультура Детская субкультура как неинституционализированная форма социального образования — детства, вариант широко распространенного в обществе объективного процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. Основные ценности детской субкультуры. Оказание влияния детской субкультуры на конструирование индивидуального детства, становление личности. Социальные функции детской субкультуры. Субкультура как средство: удовлетворения потребностей детей в изоляции от взрослых; близости, интимности за пределами семьи; самостоятельности; дистанцирования от групп ровесников, чуждых по духу, интересам; соучастия в социальных изменениях. Консервативность и динамичность детской субкультуры. Проявление гендерных различих детской субкультуры. Исследования детской субкультуры. Возрастной символизм и образы детства как объекты социологического исследования. ОК-10 ПК-5
Права ребенка в обществе Последовательное осуществление норм Конвенции о правах ребенка. Осознание современного общества своей обязанности считаться с мнением детей в соответствии с их возрастом и степенью их зрелости. Демоскопическое изучение самих детей и подростков по проблемам их жизнедеятельности, интересов, потребностей и притязаний к обществу и взрослому миру. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принципы гуманизма и справедливости в социальной политике. Социальная политика и социальная работа. Политика государства способствующая включению юного поколения в процесс жизнедеятельности общества в посильных границах для этого возраста, обеспечению при этом гарантий соблюдения прав детей Определение социальной опеки и попечительства. Категории детей, на которые направлены социальная опека и попечительство. Органы социальной опеки и попечительства. Типы семей. Социальные проблемы разных категорий семей: семьи с детьми инвалидами, многодетные семьи, неполные семьи, малообеспеченные и др. ОК-10 ПК-5
Социальная политика в отношении детей Причины безнадзорности и беспризорности детей в российском обществе, обусловленные ситуацией в семье, социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Негативное влияние бедности. Безнадзорность, как социальное явление, сопровождаемое резким ростом наркомании, токсикомании, правонарушениями и преступлениями, суицидом. Система социальной помощи детям в современном российском обществе. Функции социальных учреждений в решении проблем детства. Учреждения социальной защиты населения, предлагающие широкий спектр услуг, рассчитанных на детей и подростков, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Региональная сеть учреждений социального обслуживания. Размещение учреждений на территории, масштабы и направленность их деятельности. Индивидуальное разрешение проблемной ситуации каждого ребенка и социальное назначение данного типа учреждения. ОК-10 ПК-5

Темы семинарских занятий

Занятие 1. Социологические исследования детства (2 ч.)

1. Предметная область социологии детства

2. Методические сложности изучения детского сообщества.

3. Процедурные подходы к изучению мнений и представлений детей разного возраста.

4. Опросные и неопросные методы исследования.

Занятие 2. Социологические и междисциплинарные концепции детства и подростковости (2 ч.)

1. Культурно-историческая концепция личности Л. Н. Выготского.

2. Роль первичных групп в социальном становлении человека (Чарльз Хортон Кули).

3. Сущность процесса восприятия индивидом других личностей (теория Дж. Мида).

Занятия 3−4. Первичная социализация ребенка (4 ч.)

1. Социализация как условие жизни ребенка в обществе.

2. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в первичной социализации. .

3. Положение детей в России

Занятие 5. Социальная депривация детей и подростков (2 час.)

1. Определение понятия депривации.

2. Основные виды социальной депривации.

3. Социологическое изучение эксклюзии и инклюзии детей и подростков.

Занятие 6. Девиантное поведение детей и подростков. Дезадаптация и реадаптация (2 час.)

1. Обусловленность девиантного поведения детей и подростков в обществе.

2. Роль социальной среды, референтных групп в дезадаптации детей и подростков.

3. Демонстрация образцов как способ изменения норм поведения ребенка.

Занятие 7. Детская субкультура (1 час.)

1. Признаки субкультуры детей и подростков.

2. Социальные функции детской субкультуры.

Занятие 8. Права детей и подростков в обществе (2 час.)

1.Нормы Конвенции о правах ребенка и положение детей в России.

2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Права семей с детьми инвалидами, многодетных и неполных семей, малообеспеченных и др.

Занятие 9. Социальная политика в отношении детей (2 часа)

1. Государственная политика в интересах детей. Принципы гуманизма и справедливости в социальной политике.

2. Система социальной помощи детям в современном российском обществе.

3. Функции социальных учреждений в решении проблем детства.

Занятие 1. Социологические исследования детства (2 ч.) 1. Предметная область социологии детства 2. Методические сложности изучения детского сообщества.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров специальности «Социология», реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:

Проблемные ситуации, моделируемые преподавателем, для освещения сложных разделов и тем. Сложность ситуации задается и корректируется в зависимости от изучаемой темы, уровня подготовки аудитории, разновидности занятий, наличия дополнительной литературы и т. д.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Для лекции-беседы можно использовать все разделы дисциплины. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Особенность лекции-беседы состоит в том, что преподаватель по ходу занятия ставит перед обучаемыми вопросы и предлагает им дать на них ответы с места. Вопросы задаются обучаемым не для контроля их знаний, а с целью выяснения уровня их подготовки и готовности к восприятию предлагаемой учебной информации. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Проблемная лекция используется для изучения вопросов, которые студенты в состоянии решить совместно с преподавателем на занятии. Проблемные вопросы отличаются нетривиальностью решения, вариативностью способов и механизмов достижения цели (решения проблемы), ограниченности во времени, поэтому целесообразно использовать подготовительные задания, предваряющие проблемную лекцию.

Лекция — дискуссия.Особенность этой лекции состоит в том, что в процессе ее чтения преподаватель ставит перед обучаемыми вопросы и организует их обсуждению (дискуссию) в течение 10−20 минут.

Наибольших результатов достигает обсуждение в том случае, когда вопрос перед обучаемыми поставлен заблаговременно (в конце предыдущей лекции) и они имели возможность к нему специально подготовиться.

Цель лекции-дискуссии — рассмотрение, анализ различных позиций, точек зрения ученых на содержание той или иной проблемы, концепции выбора путей практической реализации стоящих перед обществом задач. Одновременно лекция-дискуссия имеет своей целью обучение методике анализа важнейших проблем, ведения научных дискуссий, применения и умелого использования необходимых аргументов для защиты своих позиций или критики точек зрения оппонентов.

Лекция-дискуссия, как правило, затрагивает наиболее острые и насущные проблемы. Заинтересованность обучаемых и результативность дискуссии тем больше, чем грамотнее и целенаправленнее подобраны, сформулированы и поставлены вопросы, чем в большей степени они приближены к квалификации слушателей и стоящими перед ними проблемами.

Элементы ролевых игр, уместно использовать для проведения семинарских занятий или творческих заданий. Характеризуется тщательной проработкой дополнительного материала и домашней подготовкой студенческих выступлений. Например, при изучении темы «Социологические исследовании детства», можно представить ситуацию проведения социологического исследования и проработать такие роли, как социолог, интервьюер, респондент и др.

В ходе лекционных занятий преподаватель может использовать разбор конкретных ситуаций, которые могут рассматриваться с использованием знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения учебного курса, с целью формирования и развития исследовательских навыков обучающихся. Студенты должны проанализировать ситуацию и выработать варианты решения содержащейся в ситуации проблемы.

«Круглый стол « когдав рамках занятия организуется беседа, в которой участвует небольшая группа студентов (5 — 10 человек) и происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией. Тема и «сценарий» «круглого стола» объявляются заранее, участниками беседы могут быть студенты, как правило, наиболее подготовленные, а также преподаватели, приглашенные специалисты.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40 100 — «Социология», утвержденного приказом Минобр и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 230).

Основной объем интерактивных образовательных форм реализуется в лекционных занятиях и во время семинарских занятий.

Проблемные ситуации, моделируемые преподавателем, для освещения сложных разделов и тем. Сложность ситуации задается и корректируется в зависимости… Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и… Проблемная лекция используется для изучения вопросов, которые студенты в состоянии решить совместно с преподавателем…

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Методические указания к семинарам

Семинары проводить с акцентом на проработку ключевых вопросов темы, студенты должны конспектировать основные тезисы для ответов на вопросы.

В течение семестра студенты готовят рефераты по предложенным темам, и на семинарах выступают с докладом.

Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Реферат содержит основные положения произведения, фактические сведения и выводы и позволяет определить целесообразность его чтения целиком. Реферат является формой предоставления результатов документального преобразования (компиляции) информации, то есть процесса аналитико-синтетического изучения документов (текстов, документов) и подготовки вторичной информации, отражающей наиболее существенные элементы содержания этих текстов. Цель написания реферата — передать содержание реферируемого произведения или темы: факты, идеи, концепции, мнения. Если позволяет аудиторное время, качественные работы студентов можно заслушать в форме докладов, например, в блоке семинарских занятий по дисциплине.

План Реферата:

1. тема, предмет (объект) и цель работы;

2. метод проведения работы, анализ выбранной темы;

3. результаты работы;

4. выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы;

5. список использованной литературы.

Зачет реферата осуществляется с учетом вышеприведенных факторов, оформление реферата произвольное, количество страниц — не менее 10 печатных.

При подготовке к семинару студенты должны самостоятельно работать с текстами: учебниками, первоисточниками, периодическими изданиями, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернет, а также прорабатывать конспекты лекций.

При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социс», «Социологический журнал», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Социология 4М», «Советник», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

По результатам докладов на семинарских занятиях важно предлагать для обсуждения наиболее качественно и полно поданные материалы. Поощряются активные формы работы на семинарах, вопросы и обсуждения, проблемные дискуссии (при условии, что в аудитории поддерживается деловой характер общения).

Обращать внимание на дополнительные вопросы, которые могут возникать у студентов в ходе и по завершению семинарских занятий. Постараться не пропускать заданные вопросы без внимания и / или совместного обсуждения.

В течение семестра студенты готовят рефераты по предложенным темам, и на семинарах выступают с докладом. Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое… План Реферата:

Методические советы преподавателям

На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента.

Составленный студентами конспект поможет в запоминании прочтенного материала. Рекомендуется основные понятия темы выучить наизусть. Выученные понятия и категории позволят студентам легко ориентироваться в теме и принимать активное участие в обсуждении ее на семинарских занятиях.

Важно, чтобы студенты поняли содержание предмета и объекта изучаемой дисциплины.

В подаче лекционного материала использовать примеры, которые отражают междисциплинарную связь. Методы самопроверки (экспресс-опросы и самоопросы по типу «вопрос-ответ») способствуют успешному освоению учебного курса. Студентам можно рекомендовать ведение «словника» основных понятий и важных примечаний.

Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины.

Составленный студентами конспект поможет в запоминании прочтенного материала. Рекомендуется основные понятия темы выучить наизусть. Выученные… Важно, чтобы студенты поняли содержание предмета и объекта изучаемой… В подаче лекционного материала использовать примеры, которые отражают междисциплинарную связь. Методы самопроверки…

Примерные темы рефератов по социологии детства

Традиционные методики изучения общественного мнения для применения их к детям.

Нестандартные, игровые, рисуночные и иные мягкие методики изучения детства.

Различные подходы к определению детства.

Основные понятия социологии детства.

Вторичный анализ в социологии детства.

Нормативное в личности ребенка.

Жизненный мир ребенка и подростка

Уличные дети: социологический портрет

Механизмы ресоциализации детей и подростков.

Предотвращение в обществе несправедливости и незаконности принуждений и расправ.

Типология форм контроля и социальных воздействий на ребенка.

Влияние субкультуры на конструирование индивидуального детства, становление личности, формирование ценностей и норм.

Проявление гендерных различих детской субкультуры.

Использование социальной опеки и попечительства в правовой защите детей.

Демоскопическое изучение жизни детей и подростков

Дети и подростки из неблагополучных семей: помощь социальных учреждений.

Региональная сеть учреждений социального обслуживания.

Индивидуальные задания для студентов по социологии

(используются для подготовки к семинарским занятиям)

Социология детства рассматривает детей как соучастников социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир. Какие общие черты современных социологических концепций детства вы можете описать?

Охарактеризуйте, от чего зависит продолжительность детства, процесс взросления ребенка.

Различные научные дисциплины по-разному определяют само понятие «детство» и «дети». Выпишите из словарей и учебной литературы несколько определений понятия. Проанализируйте определения.

По каким возрастным циклам выстраивается цепочка жизни рожденного человека?

Изучите возможные меры по нейтрализации основных мотивов лжи детей, приведите процедурные особенности проведения опросных методов.

Опишите процесс формирования личности ребенка в результате группового опыта. Что представляет собой процесс первичной социализации личности?

Проанализируйте социализацию детей в информационном пространстве. Как СМИ, Интернет влияют на развитие детей? Найдите социологические источники на эту тему.

Охарактеризуйте взаимосвязи социальной депривации и эксклюзии.

Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Социология детства»

1. Предметная область социологии детства

2. Методические сложности изучения детского сообщества.

3. Процедурные подходы к изучению мнений и представлений детей разного возраста.

4. Опросные и неопросные методы исследования детства.

5. Социализация как условие жизни ребенка в обществе.

6. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в первичной социализации.

7. Положение детей в России

8. Определение понятия депривации.

9. Основные виды социальной депривации.

10. Социологическое изучение эксклюзии и инклюзии детей и подростков.

11. Девиантное поведение детей и подростков.

12. Признаки субкультуры детей и подростков.

13. Социальные функции детской субкультуры.

14. Нормы Конвенции о правах ребенка и положение детей в России.

  1. Права ребенка в обществе.
  2. Государственная политика в интересах детей. Принципы гуманизма и справедливости в социальной политике.
  3. Система социальной помощи детям в современном российском обществе.
  4. Функции социальных учреждений в решении проблем детства.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социология детства»:

а) основная литература:

1. Теория социальной работы [Текст]: учебник / Г. Ю. Бурлака; ред. Е.И. Холостова. — М.: Юристъ, 1998. — 332 c. — (Disciplinae).

2. Теория социальной работы [Текст]: учеб. для вузов / Г. Ю. Бурлака; ред. Е.И. Холостова. — М.: Юристъ, 1999. — 332 c. — (Социальная работа) (Disciplinae).

3. Филатова, Елена Витальевна. Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Филатова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 96 с. — Библиогр.: с. 94.

4. Мудрик, Анатолий Викторович. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Мудрик, 2002. — 194 с.

5. Олиференко, Людмила Яковлевна. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, Т.И. Шульга, 2002. — 254 c ил .

6. Акатова, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие / Л. И. Акатова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

7. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью: учебник для вузов / С. И. Григорьев. — М.: Гардарики, 2006. — 204 с.

8. Гуслякова, Л. Г. Основы теории социальной работы: учебное пособие / Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова. — М., 1997.

9. Голенкова, З. Т. Общая социология: учеб. пособие / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. — М.: Гардарики, 2005. — 474 с.

10. Основы социальной работы: учеб. пособие / ред. Е. В. Ханжин. — М.: Академия, 2001. — 140 c.

11. Смелзер, Нейл. Социология: учеб. пособие для студентов / Н. Смелзер; пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов. — М.: Феникс, 1994. — 686 с.

12. Смирнов, П. И. Социология личности: учеб. пособие / П. И. Смирнов. — СПб., 2001. — 380 с.

13. Основы социальной работы: учеб. для вузов / отв. ред. П. Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 394 с.

14. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / ред. Е. И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 427 с.

15. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие для вузов / А. В. Бабушкин; ред. Е. И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 426 c.

16. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. В. И. Курбатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 480 с.

17. Социальные работники за безопасность в семье: учебное пособие. — М., 1999.

18. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие / А. Н. Богаевская, Е. Н. Данилова, Л. М. Дробижева и др. — М.: Флинта, МПСИ, 2005. — 584 с.

19. Технологии социальной работы: учебники для вузов / Т. В. Шеляг; ред. Е. И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 400 c.

20. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / И. Г. Зайнышев; ред. И. Г. Зайнышев. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 238 с.

21. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 431 c.

22. Технологии социальной работы: учеб. для вузов / Т. В. Шеляг; ред. Е. И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 399 c.

23. Шафранов-Куцев Г. Ф. Социология: курс лекций с мультимедиа сопровождением. / Г. Ф Шафранов-Куцев. — М.: Университетская книга, Логос, 2008. — 368 с.

24. Шпак, Л. Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. — Кемерово: Изд. КемГУ, 2001. — 376 с. Шпак, Л. Л. Социология: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Л. Шпак; КемГУ. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 213 с.

25. Шпак, Л. Л. Социодинамика дезадаптации в повседневной жизни: ретроспектива и реальность: монография. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010 — 450 с.

б) дополнительная литература по курсу «Cоциология»

1. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы / Алтайский гос. ун-т; ред. С. И. Григорьев. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1993. — 230 c.

2. Алешина, Ю. Е. Семейное консультирование / Ю. Е. Алешина. — М., 1998.

3. Антология социальной работы / сост. М. В. Фирсов. — М., 1995.

4. Бернер, Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернер, Л. Юнсо. — М., 1992.

5. Божович, Л. И. Избранные психологические труды (Проблемы формирования личности) / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 210 с.

6. Взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп: научно-методические рекомендации / под. ред. Г. М. Иващенко. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 160 с.

7. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 401−462

8. Давыдова, Н. М. Депривационный подход в оценке бедности. // Н. М. Давыдова / Социс. — 2003. — № 6 — С. 88−96.

9. Кон, И. С. Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства) // Советская социология. — М.: Наука, 1982. — Т. 1. Социальная теория и социальная практика. — С. 237−249.

10. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.

11. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули; пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллект. книги, 2000. — 309 с.

12. Насилие в семье: информационный выпуск / Аналитический Центр Государственной думы. — М., 1997.

13. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Жан Пиаже. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.

14. Проблемы организации социального обслуживания семьи и детей с участием негосударственного сектора: Результаты аналит. исслед. / Л. Г. Зубова и др. — М.: Просвещение, 2003. — 400 с.

15. Рыбинский, Е. М. Детство как социальный феномен / Е. М Рыбинский — М.: ДОМ, 1998. — 108 с.

16. Черняева, Т. И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей / Т. И. Черняева // Социс. — 2005. — № 6 — С. 85−95.

17. Щеглова, С. Н. «Социология детства» как элективный курс. Опыт преподавания // С. Н Щеглова. / Социс. — 2003. — № 6. — С. 109−113.

18. Щеглова, С. Н. Социология детства / С. Н. Щеглова. — М.: Институт Молодежи, 1996. — 127 с.

19. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Ленато, АСТ, 1996. — 592 с.

20. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / / Э. Эриксон; общ.ред. и предисл. А. В.Толстых. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. — 342 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Рабочая программа и учебные материалы выполнены с использованием лицензионного ПО Windows 7, Microsoft Office Word — 2007.

Электронные источники по социологии

Гуманитарный Интернет-университет // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: www. i-u.ru

Гуманитарный Интернет портал // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: www.auditorium.ru

Журнал «Социологические исследования» // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: socis.isras.ru

«Журнал социологии и социальной антропологии» // [Электрон. ресурс]. — 2008. — Режим доступа:

Журнал «Социальная реальность» (электронная версия 2006 г., изд-во «ФОМ») // [Электрон. ресурс]. — 2006. — Режим доступа: socreal.fom.ru/?link=PAST_RELEASES

Исследовательский комитет «Социология детства» Российского общества социологов // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: ik.childsoc.ru/

«Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Информационный бюллетень Всероссийского центра изучения общественного мнения // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа:

Официальный сайт ЮНИСЕФ в России // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа:

Сайт С. Н. Майровой-Щегловой «Социология детства» // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: www.childsoc.ru/index.php?parametrr=1

Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет социологии // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа:

«Фонд общественное мнение» (ФОМ) // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: www.fom.ru/

Федеральный образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент» // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа:

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Социология детства»:

набор слайдов, экран, компьютер.

Гуманитарный Интернет портал // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: www.auditorium.ru Журнал «Социологические исследования» // [Электрон. ресурс]. — Режим доступа:… «Журнал социологии и социальной антропологии» // [Электрон. ресурс]. — 2008. — Режим доступа:…

Глоссарий.

Глоссарий

Адаптация— это субсидиарная (вспомогательно-инструментальная) форма взаимодействия человека с социальной средой, обеспечивающая взаимоприспособление и обмен индивидуально-личностными возможностями и результатами (продуктами) духовно-практической и предметной деятельностью.

Артефакт — созданный человеком объект.

Аскриптивныевозрастные свойства — культурно-нормативный аналог и эквивалент индивидуальных возрастных различий и свойств соответствующих возрастных слоев (классов).

Буллинг— запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Гипертимность — повышенная активность и возбудимость.

Депривация определяется как неравенство доступа к социальным благам.

Демоскопия — изучение общественного мнения

Детство — выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей; эта совокупность формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают социальность и интегрируются в социум. .

Детская субкультура — это совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Депривационный подход (или оценка бедности через испытываемые лишения) — подход при котором учитывается целый ряд не только материальных, но и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога». Ниже которого недостаточность душевых доходов приводит индивида или домохозяйство на грань выпадения из привычных социальных связей и общепринятого образа жизни большинства населения определенного региона или стран.

Дети-юзеры — дети, которые умеют играть на компьютере, осваивают обучающие программы и могут набирать, верстать тексты, умеют пользоваться Интернетом, применяют компьютер для общения.

Зеркальное Я — человеческое Я, открывающееся через реакцию других.

«Значимый другой» — это личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает.

Инкарнация — вселение в тело новорожденного ребенка умершего предка или его души, т. е. представление о ребенке как о вернувшемся и повторяющем свою жизнь предке.

Кофигуративные культуры человечества. В этих культурах отмечается растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной культуры и, как следствие вышесказанного, возникновение межпоколенческих конфликтов.

Личность— «) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. отличают также от понятий „индивид“ и „индивидуальность“. Л. формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловоена также биологическими особенностями»

Лонгитюдные исследования — исследования, которые роднят три принципиальных момента: интерес к диалектике постоянства и изменения в процессе развития человека; акцент на взаимосвязи этапов жизненного пути, которые не могут быть поняты отдельно друг от друга; понимание того, что развитие человека зависит от социально-исторических условий, в которых оно протекает.

Множественная депривация — тенденция к совмещению факторов неравного доступа к общественным благам в различных областях социальной жизни.

«Мягкие» методы исследования детства — нестандартные, необычные методики с применением графики, рисунков, которые учитывают особенности психического и общего развития личности.

«Ненавязчивые» — неопросные методы исследования детства позволяющие устранить различного рода недостатки, связанные с влиянием исследователя на данную возрастную группу, логике количественного или качественного исследования (социальный эксперимент, контент-анализ и качественный анализ документов, наблюдение).

«Обобщенный другой»представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ.

Относительная депривация— это один из факторов развития социальных групп и общественных организаций, который субъективно проявляется как чувство недовольства, испытываемое группой по отношению к своему настоящему состоянию, а объективно — как стремление данной группы достигнуть уровня другой группы, более развитой или более благополучной в социальном отношении.

Постфигуративныекультуры человечества, когда дети учатся главным образом у своих предков.

Политика социальная— система целенаправленных действий государства и всего общества по защите слабых категорий и групп населения, поддержке активного самообеспечения динамичной части общества и реабилитации лиц, испытавших лишения, дезинтегрированных из социально организованной.

Префигуративные культуры человечества, в которых взрослые учатся также у своих детей. По мнению автора, человечество в конце XX века постепенно входит в эру префигуративных культур.

Семья— это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов.

Социология детства изучает детство как социальное образование, его функции в обществе, взаимодействие общества и детства, государственную политику в интересах детей.

Социализационный подход рассматривает детей и их созревание в отношении передачи знаний для жизни в обществе; и соответственно в контексте будущего и инструментализации.

Социальная эксклюзия — фактическое исключение определенной доли населения из нормальных условий жизнедеятельности.

Социокинетика детства — науки о детском движении.

Социолингвистика — наука, изучающая особенности применения языка в обществе и специфику речевого поведения индивидов и социальных групп в обществе.

Социолингвистическое тестирование — исследование языка и речи детского сообщества.

Специальная социологическая теория детства — это теоретическая конструкция, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники.

Социализация — процесс воспроизводства состава общества, интеграция людей в социальные структуры, связи и отношения с помощью социализирующих институтов и механизмов. Это гражданское становление человека, усвоение личностью социально значимых и востребованных качеств и одновременная самореализация индивидуальности во взаимодействии с обществом.

Темпоральность детства — возрастные границы, периодизация детства.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 40 100.62— «Социология» и профилю подготовки «Социология организации и управления».

Автор:

Рецензент (ы): ________________________

Рабочая программа дисциплины «Социология детства»
обсуждена на заседании кафедры социологических наук

Протокол № от « » г.

Зав. кафедрой ________________________ Е. В. Головацкий
(подпись)

Одобрено методической комиссией факультета ПНиС

Протокол № от « » г.

Председатель методической комиссии _____________ Е. В. Гоосен
(подпись)

Адаптация- это субсидиарная (вспомогательно-инструментальная) форма… Артефакт — созданный человеком объект.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector