Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
Факультет социальной работы педагогики и психологии
Кафедра социальной работы и социальной педагогики
Выполнили:
Студентки 4 курса
отделения дневного обучения
«Педагогика и психология»
Семененко Яна, Рыжкова Ирина, Якушина Мария, Сироткина Марина, Стрюк Виктория, Пигалицына Ксения
Вологда
2011
Содержание:
- Постановка проблемы………………………………………………….
- Описание проекта……………………………………………………….
- Критерии эффективности………………………………………………..
- Список литературы……….……………………………………………
-
Постановка проблемы
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в обществе является проблема раннего вступления подростков в половые связи.
Подростковый возраст один из важных этапов в развитии личности, связанный с одной стороны с физиологическими изменениями, а с другой – с психологическими.
Физиологические изменения включают в себя:
- Половое созревание (происходит бурный рост тела, возникает подростковая диспропорция – темп развития отдельных органов не совпадает; подростковая дисморфофобия – страх перед нарушенной формой; появляются вторичные половые признаки);
- Происходят изменения в эндокринной системе (выброс гормонов в 3-4 раза больше чем у взрослых, отсюда эмоциональная нестабильность, конфликты, ранняя беременность);
- Изменения в сердечно-сосудистой и нервной системах.
Психологические изменения включают в себя:
- Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
- Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками.
Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Организация социальной работы с семьями безработных
... правовые, социально-экономические, психологические. Во второй главе рассмотрены аспекты социальной работы по решению проблем занятости инвалидов, молодежи и женщин. В третьей главе разработаны ... рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, ...
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;
3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность — склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.
- Учебная деятельность и познавательное развитие подростков в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. Особенности личности подростков
- Центральное новообразование подростничества — «чувство взрослости»- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
- Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»).
- Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
- Заметное развитие волевых качеств.
- Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Несмотря на положительные изменения, происходящие с подростком, данный возраст считается трудным. Именно в этом возрасте, в связи с различными новообразованиями, старшеклассники подвержены различным формам девиантного поведения: агрессивное и аутоагрессивное поведение, криминальное, аддиктивное и др. Кроме того, в этом возрасте наблюдаются такие явления как: раннее вступление в половую жизнь, следствием которого зачастую являются ранняя беременность, аборты, СПИД и ВИЧ и др.
Следует отметить, что данные проблемы понимаются и активно обсуждаются как на уровне государства, так и на уровне школ, по этим сферам происходят профилактические работы, не смотря на то, что именно раннее вступление в половую жизнь является главной причиной ранней беременности, абортов и ЗПП, а не наоборот. И чтобы снизить показатели данных явлений нужно вначале решить проблему полового воспитания подростков. Зачастую беседы, касающиеся подобного рода тем, либо вообще не проводятся в школах, считая, что это неуместно и неэтично, либо проводятся людьми с авторитарными методами работы, т.е. они прибегают к манипуляциям, ложным убеждениям, психологическому давлению, а подростки претендуют на равенство позиций, на открытое и гуманное общение. Поэтому информация, полученная от таких людей, либо не воспринимается подростками, либо они воспринимают ее как «вызов» и делают все наоборот.
Общая характеристика особенностей общения подростков
... возраста. Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора занятий, что способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, и познавательной потребности, и некоторых других. Общение пронизывает всю жизнь подростков, ...
Следует отметить, что в последнее время наблюдается резкое увеличение добрачных половых связей, особенно в подростковом возрасте, о чем свидетельствуют различные статистические данные.
Американские учёные из Университета Айовы проанализировали данные около 4 тысяч анкет, заполненных женщинами-добровольцами, которым было предложено ответить на вопросы о браке, семье и сексе.
Одним из ключевых факторов исследования являлся возраст, в котором респонденки впервые вступили в половой контакт. Результаты показали, что возраст девушек, начавших заниматься сексом в подростковом возрасте — с 13 до 16 лет.
В настоящее время возраст начала половой жизни существенно снизился. К 15 годам начинают половую жизнь 26% юношей и девушек, к 19 годам — 79% девушек, 85% юношей. Девушки чаще вступают в половые контакты и имеют больше половых партнеров.
Добрачная половая связь возникает чаще всего под влиянием кратковременного чувственного порыва, когда вступающие в нее не понимают, недооценивают истинного значения любви, вмещающей не только сексуальное, но и более высокое, духовное начало.
Любовь — это огромное по своей значимости и ответственности чувство, на основе которого создается семья, ячейка общества, и продолжается человеческий род. Ранняя половая жизнь без глубокой, проверенной временем дружбы, без духовной близости молодых людей оскверняет высокое чувство любви.
Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам:
- скука,
- алкогольное опьянение,
- материальная выгода,
- желание привлечь к себе внимание и удержать партнера,
- для самоутверждения,
- как средство доказать свою взрослость,
- насилие.
Чаще всего эти половые связи приводят к таким последствиям:
- ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;
- браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей, — слабыми;
- при случайных половых связях создаются условия для заражения венерическими болезнями, наносящими огромный вред, в особенности женщине. Они вызывают тяжелые воспаления половых органов, нарушения их функций, иногда образуются воспалительные опухоли, требующие оперативного вмешательства;
- гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;
- трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;
- ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.
- увлечение половыми связями тормозит стремление к самосовершенствованию, преждевременно останавливает интеллектуальное развитие. Заманчивые планы на будущее остаются нереализованными, жизненные идеалы становятся несбыточными или в лучшем случае ограниченными. Молодые люди, как правило, не могут получить необходимое образование и занять то место в обществе, на какое они рассчитывали.
Таким образом, чтобы предотвратить такое негативное явление как раннее вступление подростков в половую жизнь необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков.
Описание проекта
1.Название проекта: |
Социальный проект «Береги себя» |
2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, целевая группа, учредители) |
Миссия: формирование половой культуры общества. Цели: — популяризация здорового образа жизни; — повышенный уровень осведомленности старшеклассников о вреде вступления в ранние половые связи; — повышенный уровень осведомленности о ранней беременности у несовершеннолетних; — развитие коммуникативных и профессиональных навыков у студентов-волонтеров. Задачи: реализовать информационную кампанию проекта; организовать обучение студентов волонтеров по темам: «Воспитательная работа со старшеклассниками», «Здоровый образ жизни», «Половая культура и половое воспитание», «Ранние половые связи»; провести занятия со школьниками. Целевая аудитория: обучающиеся 8-11 класса |
4. Сроки реализации и продолжительность проекта |
Продолжительность проекта – 4 месяца. Январь 2012 – Апрель 2012 |
5. Календарный план действий по проекту (мероприятия по проекту) |
|||
Этап |
Описание |
Сроки |
Ответственное лицо |
Организационный |
Написание образовательной программы для волонтеров, привлечение специалистов по темам образовательной программы для консультаций. Подготовка организационных документов: положения для школ, информационные письма для ВУЗов.
|
Январь 2012 |
Пигалицына К. Стрюк В. Рыжкова И.
|
Первичная работа с волонтерами |
Рассылка информационных писем в ВУЗы. Сбор заявок от волонтеров. Составление плана занятий. |
Январь — Февраль 2012 |
Якушина М. Семененко Я. Сироткина М. |
Обучение волонтеров |
Проведение обучающих тренингов привлеченными специалистами и педагогами. |
Февраль 2012 |
Стрюк В. Пигалицына К. Рыжкова И. Семененко Я. Якушина М. Сироткина М. |
Информационная кампания. |
Написание информационных материалов, пресс-релизов, рассылка положений в школы. Освещение проекта в СМИ, Интернете. |
Февраль 2012 |
Семененко Я. |
Этап составления графика занятий |
Сбор заявок на участие от школ города. Согласование времени занятий с администрацией школ. |
Февраль 2012 |
Стрюк В. |
Этап материально-технической подготовки. |
Заключение соглашений на поставку канцтоваров, необходимых для проведения занятий, печатной продукции и раздаточных материалов. Согласование требований к мультимедиа оборудованию с администрацией школ. |
Февраль-Март 2012 |
Рыжкова И. |
Проведение занятий со школьниками. |
Проведение занятий в школах, каждое из которых содержит вводное анкетирование и сбор обратной связи. |
Март-Апрель 2012 |
Стрюк В. Пигалицына К. Рыжкова И. Семененко Я. Якушина М. Сироткина М. |
Подведение итогов. |
Внутренний анализ работы, написание отчетной документации. Анализ обратной связи. Составление планов развития проекта. |
Апрель 2012 |
Сироткина М. Стрюк В. Рыжкова И. Семененко Я. Якушина М. Пигалицына К.
|
6. Ожидаемые результаты |
У школьников и студентов-волонтеров повышенный уровень осведомленности о половой культуре и половом воспитании. Расширен кругозор школьников и студентов-волонтеров о здоровом образе жизни. Изменено отношение школьников к вопросу раннего вступления в половые связи.
Работа проблеме раннего вступления в половые связи и ранней беременности станет систематической.
|
7. Концепция развития проекта |
Основные цели проекта объективно не могут быть достигнуты в полной мере через разовое проведение всех мероприятий. Предполагается, что занятия со школьниками будут проводиться регулярно и будут включены в программу воспитательной и социальной работы школ. |
8. Смета расходов по проекту |
||||
Статьи расходов |
Расчет |
Общая сумма расходов |
Собственные средства |
Запрашиваемые средства |
Печатная и раздаточная продукция |
Информационные листовки для участников: 3р.*300=900р Благодарственные письма 27р/шт*40=1080р |
1980 |
1980 |
|
Организационные расходы (телефонные переговоры, медикаменты, и прочее) |
1500 |
1500 |
||
Итого |
3480 |
3480 |
Критерии эффективности реализации мероприятий:
- Количественные:
Сравнительный анализ статистических данных по показателям:
— количество вступающих в половую жизнь в подростковом возрасте;
— количество абортов в подростковом возрасте;
— количество несовершеннолетних матерей;
— кол-во отказных детей;
— кол-во ИППП среди подростков.
Методы диагностики эффективности:
— анкетирование;
— опрос;
— наблюдение;
— анализ статистических данных;
— интервью.
- Качественные:
— Развитие у подростков бережного отношения к отношениям и ответственности за свои действия.
— Сформированность у подростков представлений о последствиях вступления в раннюю половую жизнь.
Список литературы:
- Анчаров М. Отношение подростков к вопросу половой жизни /М. Анчаров // Вопросы психологии. — 1990. — №9. – с. 35-49.
- Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России /С. И. Голод. — СПб, 1996. – 87 с.
- Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту /И. В. Дубровина. – М., 1987. — 190 с.
- Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1980.-192 с
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы /Л. Ф. Обухова. – М., 1995.
- Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Аккад. Пед. Наук СССР.-М.:Педагогика, 1987.-240 с.: ил.
13