Социальные проблемы семьи.

Содержание

Введение

Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика.

1.1. Понятие семьи.

1.2. Социальные проблемы семей.

1.3. Основные функции семьи.

Глава II. Технология социальной работы с семьей.

2.1. Работа социального педагога с семьей.

2.2. Социальная поддержка семей с детьми в Архангельской области.

Заключение

Список информационных источников

 

Введение

Все мы родом из семьи. Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Актуальность темы нашей курсовой работы является семья как клиент социальной работы. Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов.

Что касается современных российских семей, то ее возможности усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что отражает процесс их социализации.

Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи. Что касается предмета, курсовой работы, то этим предметом в данном случаи, является семья в которой находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

Объектом курсового исследования выступает семья как социальный институт.

Предметом курсовой работы является социальная работа с семьей.

Цель курсовой работы: изучить семью, как социальный институт и объект социальной работы

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи курсового исследования:

1) рассмотреть понятие « семьи»

2) определить проблемы современной семьи.

12 стр., 5708 слов

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

... 2) члены семьи клиента и его ближайшего окружения; 3) больные с выраженными социальными проблемами; 4) длительно и часто болеющие; 5) инвалиды. Второе. В работе с ... II. Медико-социальная работа патогенетической направленности: 1. Социальная экспертиза семьи; 2. Медико-социальная помощь в планировании семьи, охране материнства и детства; 3. Медико-социальный патронаж семей социального риска; 4. ...

2) изучить основные функции семьи.

3) проанализировать работу социального педагога с семьей.

4) рассмотреть социальную поддержку семей с детьми в Архангельской области.

Гипотеза исследования:

Методы исследования:

1) Методы теоретического исследования (теоретический анализ, конспектирование).

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из: введения, 2 глав (5 параграфов), заключения, списка информационных источников

 

Глава 1. Семья, как социальный институт, ее характеристика.

Понятие семьи.

Существует множество определений семьи в социологии, А. Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях «супружества — родительства — родства». Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20% и бездетные супруги -10-15%.

Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют «семейные группы». Семья — не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.

Понятие семьи имеет социальный, а не юридический характер. В связи с этим в правовых актах понятие семьи связано с установлением круга лиц, образующих ее состав. Установление же круга членов семьи в свою очередь зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «член семьи». Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права — семейном, гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве).

В СК РФ нет общего определения семьи по причине, указанной выше. В силу различного определения семьи в различных отраслях законодательства включение определения понятия «семья» в СК РФ и установление исчерпывающего перечня членов семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи. Однако термины «семья», «член семьи» часто употребляется в СК РФ.

21 стр., 10141 слов

Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста

... исследования - система семейных отношений в семьях детей дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности восприятия детьми дошкольного возраста семьи и семейных отношений. Цель работы - исследование восприятия семьи и семейных отношений детей дошкольного возраста связанно с ...

Термины брак и семья, как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Семьёй называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию .

Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья — это прежде всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт, но и построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи.

 

Социальные проблемы семьи.

Семья является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Основные социальные проблемы семьи:

1. трудное материальное положение семьи;

2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;

4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... форму: развалиться или будет закреплена документально. Функции современной семьи Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или ... умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной ... онтогенеза. Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и ...

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

1. тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);

2. сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

В педагогически несостоятельных семьях низкая культура воспитателей родителей сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Дети в таких семьях растут как «сорняки». Обычно они плохо учатся и прогуливают занятия в школе, рано начинают употреблять алкоголь, курить. При этом, родители попустительствуют такому поведению. Например, мотивируя это ошибочными установками (например: «мы тоже были такими», «школа ничему не научит», «жизнь всему научит»).

Чаще всего такие семьи встречаются в ситуациях, когда доминирующий родитель является неродным по отношению к детям. Например, занятый исключительно своими делами отчим, подчиняющаяся ему во всем жена и ее «отбившийся от рук» ребенок от другого брака. Также такое воспитание встречается в семьях, где родителей по разным причинам заменяют дедушки и бабушки. Например, родители в тюрьме, а взявшие на воспитание внуков бабушки и дедушки слишком жалеют внуков, стараются попустительствовать им во всем.

 

Основные функции семьи

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется, прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. Ослон В.Н., ... обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них ...

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.

10 стр., 4876 слов

Комплексная поддержка семей инвалидов

... следующие виды: - семья, воспитывающая ребенка-инвалида; - семья, в которой один или оба взрослых (супруга, родителя) являются инвалидами; - семья, в структуре которой ближайшие родственники – инвалиды (бабушка, дедушка, дядя, тетя, племянники); - семья инвалидов войны и ...

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.

От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.

 

Работа социального педагога с семьей.

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами, семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться, тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

— наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

4 стр., 1688 слов

Профилактика педагогических ошибок в воспитании детей в семье

... как в личной, так и в общественной жизни всех членов семьи. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ... семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей ...

— дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

— разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

— вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий; отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

— Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

— Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить.

Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

— Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

6 стр., 2789 слов

Психологические особенности детей из многодетных семей

... влияние число детей в семье. Дети из многодетной семьи испытывают больше трудностей в учебе, чем дети из обычных семей. В заключении, ... работы была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза: в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, ... в возрасте от 6—7 до 22—23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в ...

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

 

Социальная поддержка семей с детьми в Архангельской области.

На учете в государственных учреждениях социальной защиты населения на 01 января 2011 года состоят 4002 ребенка-инвалида, проживающих в Архангельской области, из них:

236 детей-инвалидов проживают в государственном учреждении Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии», в том числе 15 сирот и 123 ребенка, оставшихся без попечения родителей;

7 детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, проживают в государственном учреждении Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Северодвинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»;

3759 детей-инвалидов проживают в семьях.

На 01 апреля 2011 года количество семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года — 253. Получили меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в 2010 году — 3 семьи, в 2011 году — 1 семья.

В 2010 году в Архангельской области функционировало 6 дневных отделений по работе с детьми-инвалидами на базе следующих государственных учреждений: государственных специализированных учреждений Архангельской области для несовершеннолетних «Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» и «Каргопольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; государственного комплексного учреждения Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям»; государственного учреждения Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Северодвинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»; государственного учреждения Архангельской области социального обслуживания населения «Ненецкий комплексный центр социального обслуживания»; государственного учреждения Архангельской области «Реабилитационный центр «Родник». В 2007 году в области функционировало 2 отделения по работе с детьми-инвалидами и обслужено 605 детей-инвалидов (13% от общего числа детей-инвалидов, зарегистрированных в области).

11 стр., 5045 слов

Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)

... музыку?» Данные выполнения диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования ... Данные выполнения диагностических заданий ребенком 5-ти – 6-ти лет (старшая группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования ...

В 2008 году — 3 отделения по работе с детьми-инвалидами и обслужено 727 детей-инвалидов (17,5% от общего числа детей-инвалидов, зарегистрированных в области).

В 2010 году государственными учреждениями обслужено 753 детей-инвалидов (18,8% от общего числа детей-инвалидов, зарегистрированных в области).

Во втором полугодии 2011 года в городе Котласе планируется открытие государственного бюджетного учреждения Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», в котором будут созданы условия для комплексной реабилитации и социальной адаптации. Возможности центра позволят обслуживать не менее 100 детей с ограниченными возможностями ежемесячно.

В 2010 через государственные учреждения социальной защиты населения и социального обслуживания семьи и детей 3540 детей-инвалидов получили новогодние подарки на общую сумму 463 340 (Четыреста шестьдесят три тысячи триста сорок) рублей.

Система учреждений социальной защиты населения и социального обслуживания семей и детей, осуществляющих функции профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия на 1 января 2011 года включает в себя:

13 государственных учреждений — отделений социальной защиты населения в Коношском, Лешуконском, Плесецком, Приморском, Устьянском, Пинежском, Няндомском, Ленском, Виноградовском, Холмогорском, Шенкурском районах, г. Мирном и Коряжме;

12 отделений профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия при ГУ СРЦН и КЦСО в Вельском, Верхнетоемском, Вилегодском, Мезенском, Онежском, Котласском, Красноборском, Каргопольском районах, городах Архангельске, Северодвинске, Котласе, Новодвинске.

Социальное обслуживание семей с детьми осуществляют 25 государственных и муниципальных учреждения, осуществляющих государственные функции по социальному обслуживанию семьи и детей. Учреждения оказывают реабилитационные услуги в отделениях дневного пребывания на 298 мест и в стационарных отделениях на 357 мест.

В области действуют:

1 стационарный детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии;

2 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями здоровья;

1 центр социальной помощи семье и детям;

10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

6 социальных приютов при ГУ КЦСО;

стационарное отделение «Мать и дитя» для семей с детьми инвалидами;

4 дневных отделения по работе с детьми-инвалидами;

12 отделений профилактики и семейного неблагополучия;

3 муниципальных учреждения социального обслуживания семьи и детей.

В городе Котласе ведется строительство реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями. В 2010 году в городе Вельске открыто государственное комплексное учреждение «Вельский центр социальной помощи семье и детям». В Центре действует отделение дневного пребывания для детей дошкольного возраста из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями, отделение профилактики безнадзорности детей и семейного неблагополучия, отделение подготовки и сопровождения замещающих семей, служба «Телефон доверия». За 2010 год центром оказано более 400 услуг населению Вельского района. С 1 марта 2011 года в Центре открыто дневное отделение социализации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

Общая численность обслуженных за 2010 год социальными учреждениями составляет — 52365 человек, из них несовершеннолетних — 25161, в том числе детей-инвалидов 1615. Обслужено семей по категориям: с детьми-инвалидами — 1364, многодетные — 2146, неполные — 6980, малообеспеченные — 10968. Стационарными отделениями обслужено — 1928 несовершеннолетних. Количество несовершеннолетних, обслуженных стационарными отделениями, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 12,2%.

Общая численность детей, прошедших социальную реабилитацию в условиях круглосуточного стационара в социально-реабилитационных центрах или социальных приютах за 2010 год, составила 933 ребенка. Из общего числа несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях в 2010 году, 716 возвращены в родные семьи (76,7 %), 163 направлены в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (17,5 %), 54 переданы под опеку, направлены в приемные семьи (5,8 %).

Для поощрения многодетных семей, достойно воспитавших троих детей до достижения восьмилетнего возраста, учрежден специальный диплом «Признательность» с выплатой единовременного вознаграждения в размере 5848 рублей. В 2010 году вручены дипломы 195 человек. В 2011 году специальный диплом «Признательность» получили 210 многодетных матерей.

В 2011 году планируется внести изменений в областной закон Архангельской области от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» в части усиления мер социальной поддержки многодетным семьям, воспитывающим несовершеннолетних, профессионально занимающихся спортом и искусством.

В соответствии с областным законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа» награждены знаком отличия: «Материнская слава II степени» 2 многодетные матери НАО с выплатой единовременного денежного вознаграждения в размере 75950 рублей; «Материнская слава III степени» четыре многодетные матери с выплатой единовременного вознаграждения в размере 54250 рублей. Из областного бюджета на данные цели израсходовано 374,4 тыс. рублей.

8 июля 2010 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности с награждением семей и вручением медалей «За любовь и верность» 49 лучшим семьям Архангельской области.

19 ноября 2010 в рамках Декады семьи впервые в Архангельской области состоялся Форум отцов Архангельской области, проводимый министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области совместно с Общественным движением «Совет отцов Архангельской области». В рамках Форума отцов состоялось пленарное заседание, в котором приняли активное участие около 100 отцов, и II-областной конкурс «Отец— ответственная должность». На Форуме обсуждались вопросы о роли отцов в укреплении семьи, семейных ценностях, духовно-нравственном воспитании детей, повышении престижа и ответственности отцов, об опыте работы Советов отцов.

На торжественном мероприятии, посвященном Дню отца, состоялось награждение Почетной грамотой Губернатора Архангельской области 13 одиноких отцов, которые достойно воспитывают троих и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), принявших под опеку (попечительство) или в приемную семью, а также одного и более несовершеннолетних детей в случаях смерти матери, признания ее безвестно отсутствующей или лишения ее родительских прав.

26 ноября 2010 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное празднованию Дня матери.

В соответствии с распоряжением Губернатора Архангельской области «О награждении знаком отличия «Материнская слава» в 2010 году знаком отличия «Материнская слава» III степени награждены 8 многодетных матерей Архангельской области, которые достойно воспитывают пять и более детей, с выплатой единовременного денежного вознаграждения в размере 50 000 рублей каждой.

21 декабря 2010 года состоялась торжественная церемония награждения победителей и участников областного конкурса «Женщина — директор года — 2010».

В 2010 году разработаны и приняты долгосрочные целевые программы Архангельской области «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области на 2011–2013 годы» и «Развитие социальной помощи населению Архангельской области на 2011−2013 годы».

В 2010 году объем финансирования из бюджетов разных уровней составил 424,089 млн. рублей, в том числе:

из федерального бюджета на проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа — 73,890 млн. рублей;

из областного бюджета запланированы средства в размере 325,199 млн. рублей, в том числе: 180,0 млн. рублей — на отдых и оздоровление детей в лагерях с дневным пребыванием и детских стационарных оздоровительных учреждениях, специализированных (профильных) лагерях, а также проезд организованных групп детей до места отдыха и обратно, ремонт и реконструкцию стационарных лагерей, расположенных на территории Архангельской области; 112,199 млн. рублей — на оздоровление детей в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия; 21,0 млн. рублей — на оздоровление детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 12,0 млн. рублей — на оздоровление детей, проживающих в Ненецком автономном округе;

из муниципальных бюджетов на организацию отдыха и оздоровления детей выделяется 25,0 млн. рублей (в 2009 году — 22,0 млн. рублей).

За счет средств средства из областного бюджета отдохнуло около 60 тысяч детей (55% от общего числа обучающихся), в том числе 87% детей работающих граждан, в том числе: 10,5 тысяч детей из малообеспеченных семей, 3,6 тысячи детей из многодетных семей, 4 тысячи детей из неполных семей, 391 ребенок-инвалид, 545 подростков, состоящих на учете в подразделениях и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Произведена оплата проездных документов до места отдыха 4602 детям, в обратном направлении 765 детям.

Отдых и оздоровление детей на территории Архангельской области был организован в 498 летних оздоровительных учреждениях, в том числе 440 лагерях с дневным пребыванием, 30 загородных стационарных лагерях, 4 детских санаториях, 24 палаточных лагерях.

Перспективы развития на 2011 год:

завершить работу по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жилыми помещениями;

создать геронтопсихиатрический центр на базе ГУ «Маймаксанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в городе Архангельске;

увеличить число мест геронтопсихиатрического профиля в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

вывести из эксплуатации Пуксоозерский специальный дом-интернат (Плесецкий район) с последующим открытием специальных домов-интернатов в Пинежском (поселок Таежный) и Плесецком (поселок Плесецк) районах;

перевод стационарных учреждений социального обслуживания в разряд бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ;

проведение мониторинга и усиление совместно с общественными организациями контроля за приемом инвалидов на работу;

сократить размер устанавливаемой квоты (до 2%) для предприятий, имеющих среднесписочную численность

 

Заключение.

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально- педагогической) работы.

На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию –

первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода причин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.

Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роли субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению её воспитательного потенциала.