Профилактика педагогических ошибок в воспитании детей в семье

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Ошибки семейного воспитания с точки зрения педагогической психологии 5

1.1 Стили родительского воспитания 5

1.2. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств 8

1.3. Недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка как причина ошибок в воспитании 15

1.4. Недооценка родителями личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка 17

Глава 2. Пути преодоления ошибок семейного воспитания в работе социального педагога 22

2.1. Исследование наличия ошибок семейного воспитания 22

2.2. Программа опытно-экспериментальной работы по коррекции ошибок семейного воспитания 25

Заключение 38

Библиография 40

Введение

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить:

§ разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;

§ все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье;

§ дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;

§ жилищные и материальные затруднения – все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций.

Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность в этом плане представляют те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывающими о том, что взаимоотношения эти всегда имеют воспитательный характер. Поэтому тема работы является актуальной.

Данное исследование посвящено проблеме устранения ошибок семейного воспитания и представлена концепция работы социального педагога.

Цель работы обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную работу по устранению ошибок семейного воспитания

Задачи исследования:

— провести анализ современного состояния проблемы в семье.

9 стр., 4224 слов

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка

... Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? Как правильно воспитать ребенка? Каких ошибок нельзя допускать? Эта работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье. В ней будут рассмотрены различные типы ... с ним на всю жизнь. Именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из ...

— обобщить научную литературу по проблеме влияния семьи на процесс воспитания ребенка.

-обосновать пути решения проблемы успешной работы по устранению ошибок семейного воспитания.

Гипотеза исследования: Решение проблемы воспитания ребенка возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

осуществление информационной помощи семье;

организация профилактики нарушений воспитания в семьях

при кардиционно – организационной помощи со стороны социального педагога.

Объектом исследования явились родители детей.

Предметом исследования явилось воспитание.

Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, психодиагностические методы: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»; эксперимент.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Ошибки семейного воспитания с точки зрения педагогической психологии

1.1 Стили родительского воспитания

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов, т. к. имеет прямую и непосредственную связь с развитием человечества. Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование характера и развитие ребенка как личности. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором как в сказке отражаются все неудачи, переживания, тревоги, победы и успехи, как в личной, так и в общественной жизни всех членов семьи.

То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей жизни и к моменту поступления в школу, он уже более чем на половину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. И вместе с тем, ничто другое не может потенциально нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько может сделать это семья.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений.

Под стилем родительского воспитания обычно понимают весь комплекс отношений, оценок и действий родителей по отношению к ребенку [18 с. 23]. Различают довольно большое количество различных стилей воспитания – это объясняется тем что разделение на стили разные исследователи проводят по различным критериям.

23 стр., 11039 слов

Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста

... В последние годы специалисты обращают все больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями, сказывающимися не только ... внимания к их психосексуальному развитию. Даже думающие иначе родители и воспитатели обычно не могут преодолеть в общении с детьми эмоциональные или предрассудочные поведенческие барьеры. Нередко порожденное ...

С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

§ родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);

§ власть используется лишь в меру необходимости;

§ в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

§ родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;

§ он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний [15, с. 46].

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, средств массовой коммуникации – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым Я.

Родительские установки в подавляющем большинстве случаев не являются конечной причиной аномалий семейного воспитания и нарушений детско-родительских отношений. Родительские установки довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к семьям родителей супругов – бабушек и дедушек, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей.

Дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи: к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций. У них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или, напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и, вследствие этого, не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие.

3 стр., 1009 слов

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

... меняться под влиянием обстоятельств. Кроме этого, стиль семейного воспитания определяется и последовательностью воспитательной позиции родителей. Семейное воспитание в России, исконно многонациональном государстве, имеет свои ... Божьему веленью. Стихи. Духовные песнопения. - Минск, 1998. 7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1990. 8. Майерс Д. Социальная психология ...

Проблемы, возникающие в процессе семейного воспитания, могут быть обусловлены и целым рядом других причин. Однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье, и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его ошибок в этом важном деле.

В этой связи имеет смысл отдельно остановиться на характеристике типичных ошибок воспитания, наиболее часто встречающихся в неблагополучных семьях.

1.2. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств

Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка или же возведение даже незначительных его успехов в ранг выдающихся способностей – воспитание по типу «кумира семьи»).

Гиперопека выражается в стремлении родителей:

1) окружать ребенка повышенным вниманием;

2) во всем защищать его, даже если в этом нет реальной необходимости;

3) сопровождать каждый его шаг;

4) предохранять от возможных опасностей, которые нередко являются плодом родительского воображения;

5) беспокоиться по любому поводу и без повода;

6) удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам;

7) обязывать поступать определенным способом [7, с. 23].

Ограждая детей от любых трудностей и скучных, неприятных дел, потворствуя их прихотям и капризам, родители, по сути, не столько воспитывают их, сколько прислуживают им. Все это может дополняться преувеличением их способностей и талантов, и дети растут в атмосфере безудержного восхваления и восхищения. Таким способом прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, ожидание блестящего будущего. Но когда этого не случается, то кризис неизбежен. Одни пытаются взять все желаемое силой, любыми незаконными средствами. Другие сникают и считают себя несчастными, обманутыми, ущемленными. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, и, прежде всего, от родителей; развивается так называемая “выученная беспомощность” – привычка, условно рефлекторная реакция на любые препятствия как на непреодолимые. Возможен и иной печальный исход. Мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя могут со временем озлобить детей, а, возмужав, они поднимают бунт против притеснения и если не добиваются послабления, то могут покинуть родной дом.

Как правило, чрезмерная опека, как неестественный, повышенный уровень заботы, нужна, прежде всего, не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко заостренную потребность в привязанности и любви. По мнению специалистов, важную роль в данном случае играют факторы, связанные с детством самих родителей, и в первую очередь матерей (согласно исследованиям психологов и врачей, матери больше склонны опекать детей), многие из которых сами выросли в семьях без душевного тепла и родительской любви [8, с. 150]. Поэтому они полны решимости дать своим детям то, что недополучили сами, но “перегибают палку”, что в конечном итоге приводит к возникновению чересчур заботливого отношения к ребенку.

10 стр., 4815 слов

Организация работы с родителями детей с ДЦП

... Также в следствии гиперопеки у ребенка снижается его самооценка, появляется замкнутость и неуверенность в себе. Цель курсовой работы - рассмотреть организацию работы с родителями детей с ДЦП. Для ... заболевания; социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов. Воспитание в семье ребенка с ДЦП часто происходит под чрезмерной опекой. Родители часто переживают и беспокоятся за своего ...

Стремление матери “привязать” к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги по поводу состояния здоровья ребенка, если его рождение сопровождалось какими-либо осложнениями или в младенчестве он часто страдал хроническими, а иногда и опасными для жизни заболеваниями. В таких случаях гиперопека в период болезни является разумной мерой, трудности же возникают в результате того, что она продолжается и после выздоровления.

Нередко в основе гиперопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей р…

**************************************************************