41. Социальная работа с семьёй после брака

Методы и технологии работы с детьми в семьях разведённых родителей Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре они больше думали о детях. При работе с детьми из семей разведённых родителей особое внимание должно уделяться психолого-педагогическим проблемам, к которым относятся: усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни, формирование дефектов характера и нравственного развития, однобокое воспитание (феминизация мальчиков, нарушения половой идентификации) [6]. Для работы с детьми в семьях разведенных родителей применяют проективные методики, психодиагностические тесты, наблюдение и др. Выбор методик социальной работы с детьми в семьях разведённых родителей также во многом зависит от типа семьи, в которой они воспитывались «до» или воспитываются «после» прекращения брака.

В организации работы с неполными семьями в настоящее время большую роль играет социальный педагог школы, который может по сути, своей профессиональной деятельности, внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и учителей, он стремится к достижению конечной цели – обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи современной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя два компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию. К сожалению, чаще всего за помощью к специалистам обращаются клиенты уже после распада семьи, тогда как состояние психологического напряжения и дискомфорта у ребенка особенно остро проявляется в периоды до и во время развода.

11 стр., 5101 слов

Социологический анализ семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

... места работы практически каждый десятый родитель ребенка с ограниченными умственными возможностями и почти треть (36,7%) родителей обычных детей. Такой высокий процент безработных среди родителей детей массовой ... условий. Сравнительный анализ жилищно-бытовых условий семей выявил, что почти 90% семей обычных детей и 58,5% семей детей с ментальными отклонениями проживают в благоустроенных ...

Также к этому вопросу следует отнести вопросы общения ребёнка с родителями после развода, социально – педагогические беседы с родителями, в случае необходимости психологическая помощь родителям.

40. Социальная работа с семьёй в браке.

Сущность и содержание социальной работы с семьей. Современная семья призвана не только решать многочислен­ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельности своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека.  Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.  Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи­тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.  Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози­тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур­сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

 Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле­дующие функции: — диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов); — охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод); — организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); — социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж); — прогностическую (моделирование ситуаций и разработка  определенных программ адресной помощи); .- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со­циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)[5]. Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. Важную ... документально. Функции современной семьи Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время ...

39. Социальная работа с семьёй до брака

Подготовка молодежи к семейной жизни

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель — ученик) или стихийный (подросток — сверстники).

8 стр., 3840 слов

Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка ...

... и тревогой за его жизнь, здоровье и успешность. Деструктивные родительские позиции характеризуются несбалансированностью содержания общения. Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, ... в распаде супружеской подсистемы. Однако болезнь ребенка может выступать в роли фактора, стабилизирующего семейную систему. Семья с больным ребенком превращается в проблемную в том ...

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

38. Социальная работа с семьей вне дома

Работа социального работника осуществляется в специализированных центрах.

Примеры (в Туле):

  1. Помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями — Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского р-на г. Тулы
  2. Помощь матерям одиночкам, несовершеннолетним мамам, семьям с насилием над детьми и жёнами — Кризисный центр помощи женщинам
  3. Помощь пожилым семейным парам и инвалидам – Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста по районам города и городские центры обслуживания населения
  4. Помощь семьям с детьми девиантного поведения — Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1, 2, 3(один из них на Р. Зорге №1) и областные центры по каждому району.

37. Социальная работа с семьёй на дому.

В данном случае социальный работник производит обслуживание на дому. Психологическая, педагогическая, бытовая помощь, патронаж семей. К обслуживаемым семьям могут относиться семьи:

  1. Неполные
  2. С детьми девиантного поведения
  3. Пожилые пары
  4. Семьи с детьми с ограниченными возможностями
  5. Социально неблагополучные семьи
  6. Многодетные семьи