тренд от социологии и «психологизация» социальной психологии
1960-е: возникновение журналов Journal of Personality and Social Psychology и Journal of Experimental Social Psychology
1960-e: возникновение профессиональных ассоциаций
1970-е: вхождение во «второй кризис психологии»:
- «ученые-психологи сидят в своей башне из слоновой кости, играя в свои интересные маленькие игры с планами 2 х 2, в то время как терапевты, педагоги и менеджеры пытаются справиться с реальными людьми» (Gerard, 1983);
- «мы все еще не обладаем достаточной эпистемологией, чтобы справляться с нашими проблемами» (Berscheid, 1990)
Социальная психология и социология
Социологи и социальные психологи объединены интересом к Я, близким отношениям, группам;
В современной социологии анализ проводится на двух уровнях: макро- и микро-
- Социальная психология сближается с социологией на микро-уровне
Социология и социальная психология
Психологи используют самоотчеты и время реакции как базовые параметры. Социологи уходят в сторону большего усложнения: зависимыми переменными выступают агрегированные чувства, мысли и действия, а также коллективные действия (напр., легализация гомосексуальных браков);
СП моделировалась на естественных науках. Это предполагает эпистемологическую модель с нормами вроде эмпирицизма, объективизма и универсализма. Социология, напротив, никогда себя четко не отождествляла ни с естественными, ни с гуманитарными науками;
Основным методом СП является эксперимент с теоретически обоснованными гипотезами. Социологи, находящиеся под влиянием объяснительной традиции, хотя и интересуются тестированием гипотез, редко проводят эксперименты и более вероятно полагаются на опросы.
Интерпретативная традиция обычно отвергает методы тестирования гипотез в пользу наблюдения участников, этнографии, интервьюирования и других полевых методов, ориентированных на «обильное описание».
Экспериментальный метод дает более высокий уровень контроля переменных, но маргинализирует переменные, которыми трудно манипулировать. Это отражено в варьировании основных тем социологии и СП.
«Социологические» темы: возраст, искусство, коллективное поведение, культура, демография, отклонения, экономика, образование, среда, семья и секс, формальные организации, пол, забота о здоровье, раса и нация, религия, наука и технологии, малые группы, социальные изменения, социальные движения, социализация, спорт, стратификация, работа и занятость.
АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации
... сильно отстало. В последние годы социологи признали важность психологии на пути к более прочной социологической теории [35, p.185]. Н. Смелзер отмечал "социальные грани психоанализа" [38]. ... 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое развитие одного человека не ...
- Из этого списка в СП попадают лишь культура, раса и этничность, пол, образование, закон и малые группы
Социальная психология сегодня
по мере того, как связь между СП и социологией ослабляла, возникли связи СП с другими дисциплинами, такими как нейронаука, иммунологией, эволюционной биологией, политологией, поведенческой экономикой, антропологией. Нейронаука и биология становятся базой для СП.
Основные парадигмы социальной психологии
1) социо-культурная
2) эволюционная
3) социальное научение
4) феноменологическая
5) социально-когнитивная
14. Основные теоретические подходы в социальной психологии
(в западной социальной психологии)
В современной западной социально-психологической науке принято выделять следующие основные теоретические подходы:
- социокультурный,
- эволюционный,
- социальное научение,
- феноменологический и
- социально-когнитивный (Kenrick, Neuberg and Cialdini, 2002).
Каждый из этих подходов представляет собой совокупность теорий, объединенных общей методологической позицией.
Социокультурный подход. Основы такого подхода были заложены в одном из первых учебников по социальной психологии Э. Росса, опубликованном в 1908 г. По его мнению, источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. Росс рассматривал группу как своеобразную целостность, обладающую свойственным ей сознанием. В самом начале своей книги Росс определил социальную психологию как науку о «психических стадиях и течениях, которые возникают среди людей вследствие их связей» (Ross, 1908. Р. 1).
Наряду с Россом другие социологически ориентированные теоретики также подчеркивают роль социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов. В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности, и предрассудки человека обусловлены, прежде всего, факторами группового уровня (нация, социальный класс, нормыкультуры).
В центре данного теоретического подхода находится концепция культуры, которую мы самым общим образом можем определить как знания, убеждения, обычаи и язык, передаваемые из поколения в поколение в пределах определенного общества. Итак, можно сказать, что социокультурный подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп.
Эволюционный подход. Если исследователи социокультурного направления рассматривают в первую очередь различия в поведении людей, представляющих разные культуры, то сторонники эволюционного подхода, наоборот, нтересуются явлениями сходства, как в разных культурах, так и среди различных представителей живых организмов (включая человека).
Начала такого подхода были представлены в другом раннем учебнике по социальной психологии, У. Макдугалла, также вышедшем в 1908 г. Его автор ищет корни социального поведения человека в его физической и психической предрасположенности, которая помогала нашим предкам выживать и давать потомство. Центральной для эволюционного подхода является идея естественного отбора, выдвинутая Ч. Дарвином. В соответствии с ней предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Со временем новые свойства живых организмов, больше подходящие для определенной среды, приходят на смену менее пригодным для жизни и т.д.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Конечно, было бы ошибкой полагать, что эволюция могла привести к формированию лишь негативных «инстинктов», которые «запрограммированы при рождении» и не могут подвергаться сильному влиянию среды. Имеется немало современных данных, убедительно говорящих о том, что биологические факторы оказывают разное влияние на человека и другие животные организмы, и эти факторы связаны также с воздействием окружающей среды. Даже самые основные биологические потребности, такиекак голод, приводятся в действие факторами окружающей среды. Итак, эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.
Теория социального научения. Гораздо более современной и популярной, чем два предыдущих направления, является сейчас на Западе, особенно в США, теория социального научения. Этот подход к исследованию социального поведения обязан своим происхождением трудам А. Бандуры и Р. Уолтерса, в которых социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. При этом особенно подчеркивается роль подражания в развитии тех или иных поведенческих форм. Широкую известность приобрели эксперименты Бандуры по моделированию обучения детей посредством использования наблюдения. Так, например, было обнаружено, что дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Эти важные выводы поддерживают положение о том, что агрессия не является свойством, непременно присущим человеку (как полагают многие), но может оказываться результатом влияний со стороны окружения. Бандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкрепления как важных факторов, определяющих индивидуальное поведение. Итак, можно заключить, что данный подход уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида.
Феноменологический подход. В отличие от всех трех упомянутых выше подходов, уделяющих определенное внимание окружающей среде, феноменологический подход, наоборот, делает акцент на уникальной точке зрения индивида, или его феноменологии. В соответствии с таким подходом, который ведет свое начало от работ К. Левина, социальное поведение человека направляется именно его субъективной интерпретацией событий социального мира. Центральным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие «жизненного пространства». В это «пространство» входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. При этом поведение человека являет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. Одни из этих участков привлекательны, а другие – не привлекательны. Левин полагал, что интерпретация человеком той или иной ситуации связана с его целями в данный момент. Так, если фанату какой-либо футбольной команды не терпится ввязаться в драку с поклонниками «чужой» команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны. Общепризнано, что подход Левина, основанный на целях, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказал огромное влияние на социальную психологию. Итак, суть феноменологического подхода состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.
Степень влияния социальных сетей на поведение молодёжи
... человеку, группе людей, организации или обществу в целом»; «Конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка ... помимо языковой манифестации психологическую, прагматическую, поведенческую, социальную, политическую составляющие. Так, одни исследователи связывают ... непрерывном мониторинге деятельности, осуществляемой индивидами и окружающими их людьми. Существует мнение А. Бандуры ...
Социально-когнитивный подход. Считается, что внимание сторонников предыдущего, феноменологического, подхода к внутреннему опыту человека привело естественным образом к тесным связям между социальной и когнитивной психологией, подчеркивающей роль «внутренних», ментальных процессов. Основная проблематика когнитивной психологии – это процессы ощущения, восприятия, интерпретации, суждения и запоминания событий окружающей среды. За последние двадцать лет число социальных психологов, обратившихся к социально-когнитивному подходу, значительно возросло. Сторонники этого подхода изучают психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит в своей памяти. Предполагается, что социальное поведение человека направляется его вниманием к тому или иному аспекту ситуации, его пониманием этой ситуации и, наконец, возникшими у него ассоциациями данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти. Итак, социально-когнитивный подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.
Рассмотренные выше различные подходы к пониманию социально-психологических явлений не противоречат друг другу. Каждый из них представляет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа. Поэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие. Лишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.
15. Личность и ситуация как основная проблема социальной психологии
- Личность в социальной психологии
1.1 Социальные установки
Социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное его прошлым опытом. (Г. Оллпорт)
Установка формируется не только на основе собственного опыта, но и опыта, полученного от других людей. главный путь передачи установок — словесная (вербальная) форма.
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... стресса и уязвимости, слабости индивида, его неспособности выдерживать трудные жизненные ситуации на проблемы профилактики, предотвращения негативных последствий стресса для человека и усиление позитивных перемен ... если исследователь считает копинг относительно спонтанной и устойчивой реакцией индивида на специфическую ситуацию, то исследование будет построено как изучение индивидуальных различий в ...
Частные (парциальные) установки – установки такого вида, когда в своем личном опыте человек имеет дело с отдельным, единичным объектом.
Структура соц.установки (по М. Смиту):
- Когнитивный(познавательный) компонент – мнения, утверждения относительно объекта установки; знания о свойствах, назначении, способах обращения с объектом.
- Аффективный (эмоциональный) компонент – отношение к объекту, выраженное на языке переживаний и чувств, которые он вызывает; оценки «нравится»-«не нравится» либо амбивалентное (двойственное) отношение;
- Поведенческий компонент – готовность индивида к осуществлению определенной деятельности с объектом.
Происхождение обобщенных установок (установки на совокупность однородных объектов) связано с межличностной и массовой коммуникацией, они служат фактором упрочения установок индивида, т.к. мнения, согласующиеся со взглядами самого индивида, укрепляют его в правильности его собственных установок и поощряет в дальнейшем его обращение к тому же источнику информации.
Свойства установок:
- Устойчивость (индивид в разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычной и естественной манеру поведения в отношении объекта);
- Изменчивость (поступающая новая информация об объекте установки соотносится с уже имеющейся и, если установка содержит информационные противоречия («когнитивный диссонанс»), то под влиянием новой информации и рациональных аргументов в ней могут происходить изменения. Изменение установки весьма вероятно, когда индивид открывает, что объект установки в большей степени соответствует его интересам, чем он предполагал; в результате оценка в отношении объекта меняется с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и поведение индивида).
Виды установок по их модальности:
- Положительные (за объект);
- Отрицательные (против объекта);
- Нейтральные.
Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида. Парадокс Ла-Пьера: систематическое расхождение заявленных установок на объект и поведения, диктуемого ситуацией. В реальной ситуации, установка, проявляющаяся в поведении – доминантная, остальные – субдоминантные (латентные, скрытые).
Защитная функция установки достигается благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения. Индивид «подравнивает» свои установки под существующие нормативы, чтобы произвести хорошее впечатление и получить социальное одобрение. Таким образом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе.
Устойчивые, закрытые от влияния нового опыта установки – стереотипы и предрассудки. Главную роль в структуре стереотипа играет его эмоциональный заряд, который однозначно определяет, что принято, а что неприемлемо. В когнитивном компоненте предрассудка содержатся искаженные, иррациональные, абсурдные знания об объекте. значение предрассудка в том, что он косвенно способствует сохранению социального неравенства, тормозит прогрессивные перемены.
Совладание с трудными жизненными ситуациями
... совладания избрана следующая типология. 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. 2. ... попытке не повторять прежних ошибок. 6. Стратегия избегания складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее. 7. Стратегия планового решения проблемы состоит в ...
- Я-концепция (первым предложил Джемс)
Опирается в теоретико-концептуальном плане на положения феноменологического подхода, символического интеракционализма и в незначительной степени психоанализа.
Я-концепция – сложный составной образ, или картинка, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведение чела.
«эффект ссылки на себя»: информация, релевантная нашим Я-концепциям, быстро обрабатывается и хорошо усваивается
Глобальное «Я» содержит два аспекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I).
«Я» как объект содержит :
- Духовное я
- Материальное я
- Социальное я
- Телесное я.
Формула оценивания личностью самой себя: самооценка = . (Джемс)
Я-концепция, как структура установок на самого себя – отражает ее структурно-динамический характер:
- Реальное я (каким индивид представляет себя на данный момент)
- Социальное я(каким , по мнению индивида, представляют его другие люди)
- Идеальное я(каким индивиду хочется быть).
Образ «Я» складывается из следующих компонентов:
- Когнитивный – ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека (образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости);
- Эмоционально-оценочный – суждения индивида о самом себе, определяется источниками:
- Социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
- Социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
- Индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Человек реализует два процесса самооценки:
- Сравнение реального я с идеальным;
- Сравнение реального я с социальным.
Порой мы узнаем о самих себе в процессе отраженной оценки — наблюдая или воображая, что думают о нас другие. В этом процессе ребенок, который считает, что родители находят его талантливым, обаятельным или толстым, скорее всего будет думать о себе так же.
Социальное сравнение — это один из способов формирования и развития я_концепции (self_concept).
Теория социального сравнения Фестингера (Festinger, 1954) сосредоточивается на побуждении правильно оценивать свои способности и соответствие своего мнения мнению других людей. Иной причиной может быть стремление представить самих себя в лучшем свете (Wood).
Нисходящее социальное сравнение — сравнивание себя с теми, кто находится в худшем положении (подчеркивание своего относительного благополучия).
Восходящее социальное сравнение – сравнивание себя с теми, кто находится в лучшем положении (побуждает улучшать собственные достижения, но может иметь обратный эффект – принизить способности индивида. Дает положительный эффект в том случае, когда индивиду удается убедить себя в том, что он примерно на одном уровне, что и те, кто в чем-то лучше его, сосредотачивает внимание на найденном соответствии и, таким образом, повышает мнение о себе).
Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.
... межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Известны 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, ... общения, разрешения конфликтов, ведения переговоров и выполнения посреднической деятельности. Например, в США существуют программы обучения конструктивному разрешению конфликтов, начиная ...
- Ситуация
Присутствие других: количество людей, которые нас окружают, существенным образом влияет на социальное поведение. Например, простое присутствие других людей может способствовать выполнению простых и знакомых задач, но ухудшить выполнение непривычных и сложных; присутствие безликой толпы может вынудить людей забыть о своих внутренних ценностях и нормах и таким образом заставить их действовать антисоциально.
Допустимые возможности – возможности и угрозы, предоставляемые людьми и ситуациями (пьяный водитель может причинить нам вред, присутствие босса на пикнике дает возможность к продвижению в компании).
Люди довольно успешно оценивают их и корректируют свое поведение. (еще пример: считается, что детские черты лица у взрослых – большие глаза, высокие брови, маленький подбородок говорят о возможности теплогоотношения человека к окружающим, о его покорности и честности: люди часто вполне эффективно и без особых усилий различают такие возможности).
Дескриптивная (наглядная) норма – норма, которая определяет, что чаще всего делается в данной ситуации. (представление о том, что нам делать, дают окружающие нас люди).
Множественное незнание – феномен, при котором люди неправильно интерпретируют мнения других, потому что каждый действует вопреки собственному мнению (ученики на уроке, где учитель не ясно объясняет материал не переспрашивают его потому, что, оглядываясь на одноклассников видят на их лицах полное понимание и уверенность и тоже делают вид что все поняли, чтобы не оказаться самыми глупыми).
Инъюнктивные нормы – правила, закрепляющие, что должны или не должны делать люди в данной ситуации(например, норма взаимности, обязывающая нас воздавать другим той же услугой, которую они оказали нам).
В некоторых ситуациях существуют сценарии. Сценарий – список событий, происходящих в определенной ситуации в определенном порядке. Сценарий помогает человеку координировать свое поведение с поведением других и не нарушать запретов в той или иной ситуации.
Сильные ситуации:
- Предоставляют меньше возможностей и угроз(быстро едущий автомобиль предоставляет мало возможностей и одну явную угрозу – столкновения);
- Формируют дескриптивные и инъюнктивные нормы (например, совершенно очевидно, какое поведение приемлемо для похорон);
- Зачастую происходят по сценарию.
Слабые ситуации:
- Довольно много возможностей и угроз;
- Нет четких дескриптивных норм (в своей комнате можно делать, что заблагорассудится);
- Гораздо больше возможностей делать что-либо (нет четких сценариев).
Взаимодействие личности и ситуации:
- Важный тип взаимодействия человека и ситуации: разные люди различным образом реагируют на ту или иную ситуацию.
- Соответствие человека и ситуации – степень , в которой человек и ситуация совместимы (например, студенты, которые считают, что их ценности соответствуют ценностям окружения в ВУЗе, чувствую себя лучше, чем студенты, которые чувствуют, что не соотвествуют ВУЗу).
10 стр., 4601 слов
Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения
... групповой принадлежностью 3)Влияние на восприятие ситуации в целом Сторонниками изучения стереотипов выделяется 3 типа влияния стереотипов на оценку особенностей человека и ситуации в целом: -Влияние стереотипа и поступающей контрстереотипной информации ...
Степень соответствия имеет важные последствия для трудовой деятельности.
- Как ситуации могут выбирать человека (кто-то может не поступить в ВУЗ из-за недостаточно высокого балла за экзамен), так и человек – ситуации, основываясь на возможностях, которые они нам предлагают (мы решаем, как провести вечер).
- Различные ситуации стимулируют различные компоненты личности (ситуации способствуют тому, что у нас возникают цели и представления, которые влияют на наше поведение – мы по-разному реагируем на человека, которые нас толкнул и извинился, и того, кто толкнул, обозвал и что-нить еще. Мы по-разному ведем себя в вышке и дома).
- Люди меняют ситуацию (энергичный, знающий учитель может превратить тихий класс в активный и заинтересованный)
- Ситуации меняют людей.
17.Когнитивная эвристика и ее виды
Когнитивные эвристики (Kahneman & Tversky, 1972, 1973)
Когнитивная эвристика – совокупность методов упрощения мыслительной работы (упрощённые методы вынесения суждений).
Эвристика репрезентативности: суждения о принадлежности индивида основаны на том, насколько его характеристики соответствуют предполагаемым свойствам членов этой группы
Пример. Есть Джим, который пьёт пиво и постоянно рассматривает спортивные журналы. К какой организации Вы отнесёте Джима? К студенческому братству или элитному клубу? Скорее всего Вы решите, что он принадлежит именно к «студенческому братству».
Эвристика доступности: вероятность наступления события прямо пропорциональна легкости, с которой вспоминаются примеры этого события
Объясняется это с двух сторон. Во-первых, люди действительно помнят больше примеров событий того или иного типа. Во-вторых, людям легче вспомнить тот или иной пример события.
Эвристика зацепки и подгонки – упрощённый способ мышления, при котором человек использует в качестве исходной точки некую грубую оценку и затем корректирует её, учитывая уникальные характеристики настоящей ситуации.
Что подводит к когнитивному упрощению?
- Физиологическое возбуждение;
- Время суток: «жаворонки» используют эвристику вечером, а «совы» — утром (Bodenhausen, 1990)
- Хорошее настроение
- Давление времени
- Сложная ситуация
- Когнитивная нагрузка
- Высокие значения в потребности в познании (Thompson et al., 1989)
18.Самопрезентации
Самопрезентация
- процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других
Зачем людям самопрезентация?
- получение доступа к ресурсам других людей и социальных институтов (материальные, информационные, эмоциональные и прочие).
Человек, умеющий подать себя, легче других устроится на работу, понравится мужчине или женщине, найдет общий язык с руководителем и т.д.
- конструирование своего Я. Образ себя зависит не только от наших собственных убеждений, но также и от того, как, по нашему мнению, нас видят другие. Если окружающие смеются над вашими шутками, это будет формировать у вас представление, что вы — человек остроумный, несмотря на то, что сами вы в этом не уверенны. Если о вас говорят как о компетентном и знающем — со временем вы сами поверите в это. Хотите быть — умейте казаться (веселым, решительным, находчивым и т.д.).
Когда люди склонны к самопрезентации?
Социальный статус женщины в обществе
... о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», в которой подчеркивается, что по-прежнему имеет место дискриминация женщин, означающая различие, исключение или ограничение ... гендерными характеристиками и одноврнменноодновременно составляющими, которые определяют эмоциональное состояние человека. Социальное самочувствие женщины зависит от достаточно большого количества факторов. Но, в ...
- когда наблюдатели могут повлиять на достижения наших целей
- когда эти цели важны для нас
- когда мы думаем, что у наблюдателей создается «не то» впечатление
- эффект «светового пятна»
Тактики самопрезентации
- впечатление привлекательности
- впечатление компетентности
- впечатление высокого статуса и обладания властью
- Впечатление привлекательности
- выражение симпатии
- впечатление сходства
- физическая привлекательность
- демонстрация скромности
- Выражение симпатии
- Лесть эффективна, особенно если она осуществляется через третье лицо;
- Обращение за советом может быть аналогом лести, поскольку вы выражаете уважение к его знаниям и опыту;
- Лесть можно выражать невербально: улыбка, кивание головой, контакт глаз.
Слепота к лести
- Легко распознавая лесть в отношениях других людей, индивиды, сталкиваясь с лестью в свой адрес, воспринимают ее как адекватную оценку своих качеств
- Впечатление сходства
- Индивиды склонны использовать видимое сходство с другим как признак позитивной оценки этого человека;
- Люди могут корректировать свое мнение под схожее с объектом влияния
- поэтому люди корректируют свой имидж в сторону нравящихся им людей (корректировка имиджа «под звезду»)
- Физическая привлекательность
- Физически привлекательные люди больше нравятся другим и оцениваются более благоприятно;
- Их считают более честными;
- У них больше шансов быть принятыми на руководящие должности и быть избранными на общественные посты;
- Им выписывают меньшие штрафы, присуждают меньший тюремный срок;
- Им больше платят: «штраф» за некрасивую внешность составляет в среднем 7 %;
- В группах дошкольников «звездами» чаще становятся дети с «модельной внешностью»;
- Даже младенцы получают больше материнской любви
Почему физическая привлекательность – ключ?
- Ее легко и быстро можно оценить при первом контакте (в отличие от психологических параметров вроде интеллекта или доброжелательности);
- Общение с красивыми людьми – способ повысить собственный статус (аналогично общению со знаменитостями);
- В половых отношениях физическая привлекательность – информация о репродуктивных возможностях партнера
- Демонстрация скромности
- Люди, которые умаляют свои успехи, в целом нравятся больше;
- Люди, говорящие о своих достижениях, тем самым, говорят о недостатках аудитории;
- Как следствие, аудитория начинает обесценивать достижения такого человека для стабилизации самооценки;
- Демонстрация скромности не должна быть чрезмерной – люди могут поверить в вашу несостоятельность.
Гендерные различия привлекательности
- Женщины несколько чаще используют тактики приобретения расположения;
- В обществе они улыбаются больше мужчин;
- более склонны корректировать свое мнение
- больше озабочены своей физической привлекательностью
- женщины представляют себя скромнее;
- на их долю приходится до 90% всех пластических операций
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ КОМПЕТЕНТНЫМ
- Увеличение своей реальной компетенции, или:
- демонстрация артефактов компетентности
Вербальное заявление своей компетентности
- Воспринимается негативно: социальная норма предполагает, что компетентные люди говорят о своей компетентности поступками («Все говорят – мы делаем!»)
- Словесные заявления легче проходят, когда они делаются «по приглашению» (напр., на собеседовании в ответе на прямой вопрос о достижениях)
Атрибуты компетентности
- Привычки «специалиста» (напр., принимать вид «занятого», т.е. востребованного, человека)
- Компетентная внешность: халат, костюм, очки, борода и т.п.
- Приведение внешних оправданий неудачи
Подножка самому себе
- Неуспех потенциально талантливого человека может быть демонстрацией компетентности, если неудача была обусловлена несвязанными с талантом факторами
- Постановка недостижимых целей или преференций соперникам как «подножка самому себе»
- Демонстрация статуса
- Демонстрация артефактов статуса;
- Расточительное потребление: Чем больше хозяин выбросит или сломает, тем больше повышается его статус;
- Объединение себя со «звездами» и «чемпионами»;
- Сообщение о статусе и власти через невербальное поведение: визуальное доминирование и личное пространство;
- Люди особенно склонны декларировать свой высокий статус и власть, когда существует опасность лишиться имеющихся ресурсов или надежда захватить новые: Мужчины, которые видят, что их твердость и мужественность подвергаются сомнению, особенно склонны отвечать словесной или физической агрессией.
Статус и половые отношения
- Женщины высоко ценят в своих партнерах статус и власть, потому последние любят хвастаться в присутствии первых своей профессиональной и личной состоятельностью: например, покупают больше благотворительных билетов, если рядом женщина;
- В то же время, женщины не поощряют физическую агрессивность партнера: потому мужчины используют разные тактики давления в зависимости от пола партнеров по общению
- Билет 19. Предубеждения, стереотипы и дискриминация
- «Предубеждение — это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь».
- Наша установка по отношению к членам определенной группы — то, что мы чувствуем по отношению к представителям этой группы, — называется предубеждением. Спросите себя, что вы чувствуете, когда впервые встречаетесь с кем-то, ктопо вашим сведениям, является гомосексуалистом мусульманином или мексиканцем. Если вашей первоначальной реакцией будет антипатия или если вы захотите избежать этой встречи или закончит ее поскорее, значит, вы питаете негативные предубеждения против данной группы. Предубеждение (Prejudice)—обобщенная установка по отношению к членам некоторой социальной группы.
- Журналист Уолтер Липман (Lippman, 1922) придумал термин стереотип для обозначения обобщенных убеждений, которых мы придержи ваемся по отношению к группам людей, — наших мыслей о том, что представляют собой члены этих групп. Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, мало того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут тем не менее считать их умными и хорошо воспитанными.
- Стереотип (Stereotype)—обобщенное убеждение относительно членов некоторых социальных групп. Социальные психологи часто различают явны (эксплицитные) и неявные (имплицитные) стереотипы и предубеждения. Например, если вы спросите себя, как вы относитесь к членам группы X, и дадите какой-то ответ, это ваше осознанное отношение будет явным предубеждением. Вы можете прямо выразить это предубеждение, и ученые могут измерить его с помощью опросов. Но у вас также может быть некое неявное отношение к группе X — предубеждение, которое вы не осознаете и о котором не можете рассказать прямо. Неявные предубеждения и стереотипы можно измерить только косвенно, часто путем оценки того, как много времени уходит у человека на вынесение определенного суждения.
- Термин дискриминация описывает поведение по отношению к другим людям, причиной которого является их принадлежность к некоторой группе. Если мы обращаемся с двумя людьми по-разному и
- эти люди подобны друг другу во всем, кроме, допустим, их религии, нас можно правомерно обвинить в дискриминации на основании религии. Рассмотрим, например, следующее исследование, проведенное в Северной Ирландии (Kremer, Barry & McNally, 1986): случайно выбранным католикам и протестантам, жителям города, известного происходящими в нем религиозными конфликтами, разослали анкеты с вопросами об их привычках в области способов передвижения. В письмо был вложен конверт для ответа с маркой и адресом, причем исследователь, якобы проводивший опрос, был назван либо «католическим» именем (Патрик Коннолли), либо «протестантским» (Уильям Скотт).
Протестанты, жившие в этом городе, с одинаковой частотой возвращали заполненные анкеты и в случае, когда предполагаемый исследователь был протестантом, и в случае, когда он был католиком. Они не проявляли склонности к дискриминации. Католики, напротив, в два раза чаще присылали анкеты, когда можно было предположить, что исследователь — католик. Поскольку все анкеты были одинаковыми, разница в количестве заполненных анкет может отражать только тенденцик дискриминации протестантов со стороны участников-католиков.
- Дискриминация (Discrimination) — определенное поведение в отношении людей из-за их принадлежности к некоторой группе.
- Этот случай из жизни Северной Ирландии является примером личной дискриминации — дискриминации, производимой отдельными людьми. Но некоторые виды дискриминации исходят не от отдельных людей, а от общественных институтов.
- Институциональная дискриминация (institutionalized discrimination) — это дискриминация, встроенная в юридические, политические, экономические и социальные институты данной культуры (Feagin & Feagin, 1999).
Она может быть прямой и враждебной, как в случае, когда официальное законодательство запрещает некоторым группам людей жить в определенных местах или работать в определенных профессиональных сферах. Хотя прямая, враждебная дискриминация этого типа сегодня, как правило, запрещена законом, некоторые формы ее все еще остаются. Например, в армии действуют нормы, требующие увольнять гомосексуалистов, если обнаруживается их сексуальная ориентация.
- Однако в основном институциональная дискриминация в наше время обычно является косвенной и ненамеренной. В качестве примера возьмем то, что представителям ущемляемых меньшинств часто труднее конкурировать с другими за хорошую работу, потому что их образование, как правило, хуже. Хотя система, дающая богатым белы студентам из пригородов возможность получать высококачественное образование, не предназначена специально для того, чтобы создавать трудности черным или испано-язычным соискателям рабочих мест, это — одно из ее последствий. Как ни смешно, институциональная дискриминация иногда может быть даже продиктована благими намерениями, как в случае, когда покровительственное стремление держать женщин в безопасности и «на пьедестале» заставляет руководителей предприятий не брать женщин на работу в угольные шахты. Отдельные люди дискриминируют представителей «чужих» групп, то же самое делают и общественные институты. Сексуальные домогательства — распространенная форма дискриминации, приводящая к большим издержкам как в психологическом, так и в экономическом смысле. Но в чем состоит сексуальное домогательство?
- Расхождение во мнениях по этому вопросу огромно. Если руководитель настойчиво предлагает своей секретарше встретиться с ним вечером, несмотря на ее неоднократные отказы, это сексуальное домогательство? Если он живописно излагает содержание порнографического фильма и хвастается своими сексуальными возможностями, это домогательство? Как и в случае других форм дискриминации, будет ли поведение определено как «сексуальное домогательство», часто зависит от того, кто именно ведет себя так, на кого направлено это поведение и кто выносит определение. В целом, одно и то же поведение чаще рассматривается как сексуальное домогательство, когда оно исходит от человека, пользующегося относительной властью, такого как начальник на работе (Pryor & Day, 1988), и реже оценивается так, когда исходит от привлекательного частного лица (Sheets & Braver, 1993).
Кроме того, женщины чаще, чем мужчины, называют сексуальным домогательством такие виды поведения, как разглядывание и флирт.
- Гендерные стереотипы. Результаты изучения стереотипов позволяют сделать два неоспоримых вывода: существуют ярко выраженные гендерные стереотипы, и, как это часто случается, члены группы, в отношении которой они действуют, принимают их. И мужчины и женщины согласны с тем, что о человеке можно судить на основании того, что «на нем надето — брюки или юбка». На основании результатов своего исследования Мэри Джэкмен и Мэри Сентер пришли к выводу о том, что гендерные стереотипы значительно сильнее расовых (Jackman & Senter, 1981).
Например, только 22% мужчин полагали, что мужчины и женщины одинаково «эмоциональны». Среди остальных 78% тех, кто считал женщин более эмоциональными, оказалось в 15 раз больше, чем тех, кто приписывал большую эмоциональность мужчинам. А что же думали по этому поводу женщины? Практически то же самое: разница между «мужскими» и «женскими» показателями не превышала 1%. <Любое дело, которое по плечу мужчине, по плечу и женщине, и в любом из них женщина — всего лишь физически менее сильный мужчина. Платон,Республика> Заслуживают внимания и результаты другого исследования, проведенного Натали Портер, Флоренс Гейс и Джойс Дженнингс Уолстедт (Porter, Geis & Walstedt, 1983).
Они показывали студентам фотографии «аспирантов, сообща работающих над исследовательским проектом» (рис. 9.3), и интересовались их первым впечатлением, спрашивая, кто, по их мнению, вносит наибольший вклад в работу. Вспомните, что стереотипы — это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». (Они могут быть также и самоосуществляющимися пророчествами.) В главе 5 мы отмечали, что среднестатистические мужчина и женщина действительно несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Значит ли это, что нам следует признать гендерные стереотипы верными? Нередко они именно таковы, замечает Жанет Свим (Swim, 1994).
Она нашла, что стереотипные представления студентов Университета штата Пенсильвания о нетерпеливости, чувствительности к невербальному общению, агрессивности и прочим качествам мужчин и женщин весьма близки к реально существующим гендерным различиям. Более того, эти стереотипы весьма живучи и присущи разным эпохам и разным культурам. Обобщив данные, полученные в 27 странах, Джон Уильямс и его коллеги пришли к выводу о том, что женщины повсюду воспринимаются как более сговорчивые существа, а мужчины — как более склонные «к перемене мест» (Williams et al., 1999, 2000).
Живучесть и вездесущность гендерных стереотипов натолкнули эволюционных психологов на мысль о том, что они отражают данную нам от рождения, стабильную реальность (Lueptow et al., 1995).
Однако степень соответствия отдельных индивидов этим стереотипам варьируется в очень широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу» (Hall & Carter, 1999).
Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны; к этому выводу пришла Кэрол Линн Мартин, проведя опрос посетителей Университета Британской Колумбии (Martin, 1987).
Она предлагала респондентам перечень личностных качеств и просила их отметить, какие из этих качеств присутствуют у них, и сказать, сколько примерно (в процентах) североамериканских мужчин и женщин наделены каждым из этих качеств. Оказалось, что мужчины действительно несколько более, чем женщины, склонны приписывать себе уверенность в собственных силах и стремление доминировать; одновременно выяснилось, что они менее, чем женщины, склонны характеризовать себя как людей мягких и сочувствующих другим. Но стереотипные представления явно преувеличивали эти различия, ведь людям казалось, что североамериканские мужчины чуть ли не вдвое более уверены в себе, чем женщины, и примерно вполовину менее склонны к состраданию и к проявлениям нежности. <Женщины прекрасны прежде всего потому, что их так [воспринимают]. [Мужчины] воспринимаются как превосходящие женщин по определенным деловым качествам (склонности к соревновательности и доминированию], которые рассматриваются как качества, необходимые для достижения успеха в оплачиваемой работе, особенно в тех ее сферах, в которых заняты преимущественно мужчины.> Стереотипы (убеждения) и предрассудки (установки) — это разные вещи. Стереотипы способны подкреплять предрассудки. Однако при этом человек может не иметь предрассудков, но считать, что «хоть мужчины и женщины — разные, тем не менее они равны». Поэтому давайте посмотрим, как исследователи изучают гендерные предрассудки.
- Социальные источники предрассудков
- Какие социальные условия благоприятствуют предрассудкам? Как общество поддерживает их? У предрассудков есть несколько источников, ибо они исполняют несколько функций. Предрассудок может выражать наше ощущение собственного Я и добиваться расположения общества. Он может защищать наше Я от беспокойства, вызванного неуверенностью в собственной безопасности или внутренним конфликтом. Поддерживая то, что доставляет нам удовольствие, и противодействуя тому, что не доставляет его, предрассудок может также благоприятствовать нашему интересу к самим себе. Начнем с обсуждения того, как предрассудок может защищать самооценку и социальный статус.
- Социальное неравенство
- Социальное неравенство и предрассудки
- Принцип, который следует запомнить: социальное неравенство — благодатная почва для предрассудков.Хозяева считают рабов ленивыми, безответственными и безынициативными, т. е. они приписывают им именно такие черты, которые оправдывают рабство. У историков нет единого мнения о том, какие именно силы создают социальное неравенство. Но когда оно возникает, предрассудки помогают оправдать экономическое и социальное превосходство тех, в чьих руках богатство и власть. Скажите мне, какие экономические отношения связывают две группы, и я предскажу межгрупповые установки. Стереотипы оправдывают социальное неравенство (Yzerbyt et al., 1997).
<Предрассудки невозможно искоренить, они живут до тех пор, пока не исчезнут сами собой по той или иной причине. Уильям Хазлитт (1778-1830), «О предрассудках»> Примерам несть числа. До недавнего времени предрассудки сильнее ощущались в тех регионах, в которых когда-то существовало рабство. В XIX в. европейские политики и писатели оправдывали захватническую политику империалистических государств тем, что народы, населяющие колонии, «ниже по уровню развития», «нуждаются в защите» и представляют собой «бремя», которое эти государства вынуждены нести (G. W. Allport, 1958, р. 204-205).
Четыре десятилетия тому назад социолог Элен Мейер Хакер писала о том, как стереотипные представления об афроамериканцах и о женщинах помогают оправдывать более низкий социальный статус и тех и других: многие считают и чернокожих, и женщин умственно неполноценными, слишком эмоциональными, примитивными и довольными своим подчиненным положением. Афроамериканцы — «низшая раса», женщины — «слабые». Положение, которое занимают афроамериканцы, — именно то, что им и нужно, а женщины должны заниматься домашним хозяйством. При таком подходе разделение сексизма на «враждебный» и «благожелательный», предложенное Питером Гликом и Сьюзн Фиске, можно распространить и на прочие предрассудки. Мы воспринимаем другие группы как компетентные или привлекательные, но редко — как компетентные и привлекательные. Мы уважаем компетентность тех, чей статус выше нашего собственного, и симпатизируем тем, кто смирился со своим более низким, чем наш, статусом. По мнению Фиске и ее коллег, в США уважают выходцев из Азии, евреев, целеустремленных афроамериканцев, женщин и гомосексуалистов, но сказать, что им симпатизируют, нельзя (Fiske et al., 1999).
Афроамериканцы и американцы испанского происхождения, как правило, занимающие подчиненное положение, женщины, не стремящиеся делать карьеру, женственные гомосексуалисты и инвалиды традиционно считаются менее компетентными, но их любят за эмоциональность, духовность, артистизм или за успехи в спорте. <Человеку свойственно ненавидеть тех, кому он причиняет зло. Тацит,Агрикола> Когда возникают конфликты, установки легко «подгоняются» под поведение. Люди нередко воспринимают своих врагов как «недочеловеков» и деперсонифицируют их с помощью ярлыков. Во время Второй мировой войны японцы стали «узкоглазыми япошками», а после ее окончания превратились в «интеллигентных, трудолюбивых японцев». Установки удивительно адаптивны. Как уже не раз отмечалось в предыдущих главах, акты насилия формируют соответствующие установки.
19. Предубеждения, стереотипы и дискриминация
«Предубеждение — это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь».
Наша установка по отношению к членам определенной группы — то, что мы чувствуем по отношению к представителям этой группы, — называется предубеждением. Спросите себя, что вы чувствуете, когда впервые встречаетесь с кем-то, ктопо вашим сведениям, является гомосексуалистом мусульманином или мексиканцем. Если вашей первоначальной реакцией будет антипатия или если вы захотите избежать этой встречи или закончит ее поскорее, значит, вы питаете негативные предубеждения против данной группы. Предубеждение (Prejudice)—обобщенная установка по отношению к членам некоторой социальной группы.
Журналист Уолтер Липман (Lippman, 1922) придумал термин стереотип для обозначения обобщенных убеждений, которых мы придержи ваемся по отношению к группам людей, — наших мыслей о том, что представляют собой члены этих групп. Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, мало того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут тем не менее считать их умными и хорошо воспитанными.
Стереотип (Stereotype)—обобщенное убеждение относительно членов некоторых социальных групп. Социальные психологи часто различают явны (эксплицитные) и неявные (имплицитные) стереотипы и предубеждения. Например, если вы спросите себя, как вы относитесь к членам группы X, и дадите какой-то ответ, это ваше осознанное отношение будет явным предубеждением. Вы можете прямо выразить это предубеждение, и ученые могут измерить его с помощью опросов. Но у вас также может быть некое неявное отношение к группе X — предубеждение, которое вы не осознаете и о котором не можете рассказать прямо. Неявные предубеждения и стереотипы можно измерить только косвенно, часто путем оценки того, как много времени уходит у человека на вынесение определенного суждения.
Термин дискриминация описывает поведение по отношению к другим людям, причиной которого является их принадлежность к некоторой группе. Если мы обращаемся с двумя людьми по-разному и
эти люди подобны друг другу во всем, кроме, допустим, их религии, нас можно правомерно обвинить в дискриминации на основании религии. Рассмотрим, например, следующее исследование, проведенное в Северной Ирландии (Kremer, Barry & McNally, 1986): случайно выбранным католикам и протестантам, жителям города, известного происходящими в нем религиозными конфликтами, разослали анкеты с вопросами об их привычках в области способов передвижения. В письмо был вложен конверт для ответа с маркой и адресом, причем исследователь, якобы проводивший опрос, был назван либо «католическим» именем (Патрик Коннолли), либо «протестантским» (Уильям Скотт).
Протестанты, жившие в этом городе, с одинаковой частотой возвращали заполненные анкеты и в случае, когда предполагаемый исследователь был протестантом, и в случае, когда он был католиком. Они не проявляли склонности к дискриминации. Католики, напротив, в два раза чаще присылали анкеты, когда можно было предположить, что исследователь — католик. Поскольку все анкеты были одинаковыми, разница в количестве заполненных анкет может отражать только тенденцик дискриминации протестантов со стороны участников-католиков.
Дискриминация (Discrimination) — определенное поведение в отношении людей из-за их принадлежности к некоторой группе.
Этот случай из жизни Северной Ирландии является примером личной дискриминации — дискриминации, производимой отдельными людьми. Но некоторые виды дискриминации исходят не от отдельных людей, а от общественных институтов.
Институциональная дискриминация (institutionalized discrimination) — это дискриминация, встроенная в юридические, политические, экономические и социальные институты данной культуры (Feagin & Feagin, 1999).
Она может быть прямой и враждебной, как в случае, когда официальное законодательство запрещает некоторым группам людей жить в определенных местах или работать в определенных профессиональных сферах. Хотя прямая, враждебная дискриминация этого типа сегодня, как правило, запрещена законом, некоторые формы ее все еще остаются. Например, в армии действуют нормы, требующие увольнять гомосексуалистов, если обнаруживается их сексуальная ориентация.
Однако в основном институциональная дискриминация в наше время обычно является косвенной и ненамеренной. В качестве примера возьмем то, что представителям ущемляемых меньшинств часто труднее конкурировать с другими за хорошую работу, потому что их образование, как правило, хуже. Хотя система, дающая богатым белы студентам из пригородов возможность получать высококачественное образование, не предназначена специально для того, чтобы создавать трудности черным или испано-язычным соискателям рабочих мест, это — одно из ее последствий. Как ни смешно, институциональная дискриминация иногда может быть даже продиктована благими намерениями, как в случае, когда покровительственное стремление держать женщин в безопасности и «на пьедестале» заставляет руководителей предприятий не брать женщин на работу в угольные шахты. Отдельные люди дискриминируют представителей «чужих» групп, то же самое делают и общественные институты. Сексуальные домогательства — распространенная форма дискриминации, приводящая к большим издержкам как в психологическом, так и в экономическом смысле. Но в чем состоит сексуальное домогательство?
Расхождение во мнениях по этому вопросу огромно. Если руководитель настойчиво предлагает своей секретарше встретиться с ним вечером, несмотря на ее неоднократные отказы, это сексуальное домогательство? Если он живописно излагает содержание порнографического фильма и хвастается своими сексуальными возможностями, это домогательство? Как и в случае других форм дискриминации, будет ли поведение определено как «сексуальное домогательство», часто зависит от того, кто именно ведет себя так, на кого направлено это поведение и кто выносит определение. В целом, одно и то же поведение чаще рассматривается как сексуальное домогательство, когда оно исходит от человека, пользующегося относительной властью, такого как начальник на работе (Pryor & Day, 1988), и реже оценивается так, когда исходит от привлекательного частного лица (Sheets & Braver, 1993).
Кроме того, женщины чаще, чем мужчины, называют сексуальным домогательством такие виды поведения, как разглядывание и флирт.
Гендерные стереотипы. Результаты изучения стереотипов позволяют сделать два неоспоримых вывода: существуют ярко выраженные гендерные стереотипы, и, как это часто случается, члены группы, в отношении которой они действуют, принимают их. И мужчины и женщины согласны с тем, что о человеке можно судить на основании того, что «на нем надето — брюки или юбка». На основании результатов своего исследования Мэри Джэкмен и Мэри Сентер пришли к выводу о том, что гендерные стереотипы значительно сильнее расовых (Jackman & Senter, 1981).
Например, только 22% мужчин полагали, что мужчины и женщины одинаково «эмоциональны». Среди остальных 78% тех, кто считал женщин более эмоциональными, оказалось в 15 раз больше, чем тех, кто приписывал большую эмоциональность мужчинам. А что же думали по этому поводу женщины? Практически то же самое: разница между «мужскими» и «женскими» показателями не превышала 1%. <Любое дело, которое по плечу мужчине, по плечу и женщине, и в любом из них женщина — всего лишь физически менее сильный мужчина. Платон,Республика> Заслуживают внимания и результаты другого исследования, проведенного Натали Портер, Флоренс Гейс и Джойс Дженнингс Уолстедт (Porter, Geis & Walstedt, 1983).
Они показывали студентам фотографии «аспирантов, сообща работающих над исследовательским проектом» (рис. 9.3), и интересовались их первым впечатлением, спрашивая, кто, по их мнению, вносит наибольший вклад в работу. Вспомните, что стереотипы — это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». (Они могут быть также и самоосуществляющимися пророчествами.) В главе 5 мы отмечали, что среднестатистические мужчина и женщина действительно несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Значит ли это, что нам следует признать гендерные стереотипы верными? Нередко они именно таковы, замечает Жанет Свим (Swim, 1994).
Она нашла, что стереотипные представления студентов Университета штата Пенсильвания о нетерпеливости, чувствительности к невербальному общению, агрессивности и прочим качествам мужчин и женщин весьма близки к реально существующим гендерным различиям. Более того, эти стереотипы весьма живучи и присущи разным эпохам и разным культурам. Обобщив данные, полученные в 27 странах, Джон Уильямс и его коллеги пришли к выводу о том, что женщины повсюду воспринимаются как более сговорчивые существа, а мужчины — как более склонные «к перемене мест» (Williams et al., 1999, 2000).
Живучесть и вездесущность гендерных стереотипов натолкнули эволюционных психологов на мысль о том, что они отражают данную нам от рождения, стабильную реальность (Lueptow et al., 1995).
Однако степень соответствия отдельных индивидов этим стереотипам варьируется в очень широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу» (Hall & Carter, 1999).
Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны; к этому выводу пришла Кэрол Линн Мартин, проведя опрос посетителей Университета Британской Колумбии (Martin, 1987).
Она предлагала респондентам перечень личностных качеств и просила их отметить, какие из этих качеств присутствуют у них, и сказать, сколько примерно (в процентах) североамериканских мужчин и женщин наделены каждым из этих качеств. Оказалось, что мужчины действительно несколько более, чем женщины, склонны приписывать себе уверенность в собственных силах и стремление доминировать; одновременно выяснилось, что они менее, чем женщины, склонны характеризовать себя как людей мягких и сочувствующих другим. Но стереотипные представления явно преувеличивали эти различия, ведь людям казалось, что североамериканские мужчины чуть ли не вдвое более уверены в себе, чем женщины, и примерно вполовину менее склонны к состраданию и к проявлениям нежности. <Женщины прекрасны прежде всего потому, что их так [воспринимают]. [Мужчины] воспринимаются как превосходящие женщин по определенным деловым качествам (склонности к соревновательности и доминированию], которые рассматриваются как качества, необходимые для достижения успеха в оплачиваемой работе, особенно в тех ее сферах, в которых заняты преимущественно мужчины.> Стереотипы (убеждения) и предрассудки (установки) — это разные вещи. Стереотипы способны подкреплять предрассудки. Однако при этом человек может не иметь предрассудков, но считать, что «хоть мужчины и женщины — разные, тем не менее они равны». Поэтому давайте посмотрим, как исследователи изучают гендерные предрассудки.
Социальные источники предрассудков
Какие социальные условия благоприятствуют предрассудкам? Как общество поддерживает их? У предрассудков есть несколько источников, ибо они исполняют несколько функций. Предрассудок может выражать наше ощущение собственного Я и добиваться расположения общества. Он может защищать наше Я от беспокойства, вызванного неуверенностью в собственной безопасности или внутренним конфликтом. Поддерживая то, что доставляет нам удовольствие, и противодействуя тому, что не доставляет его, предрассудок может также благоприятствовать нашему интересу к самим себе. Начнем с обсуждения того, как предрассудок может защищать самооценку и социальный статус.
Социальное неравенство
Социальное неравенство и предрассудки
Принцип, который следует запомнить: социальное неравенство — благодатная почва для предрассудков.Хозяева считают рабов ленивыми, безответственными и безынициативными, т. е. они приписывают им именно такие черты, которые оправдывают рабство. У историков нет единого мнения о том, какие именно силы создают социальное неравенство. Но когда оно возникает, предрассудки помогают оправдать экономическое и социальное превосходство тех, в чьих руках богатство и власть. Скажите мне, какие экономические отношения связывают две группы, и я предскажу межгрупповые установки. Стереотипы оправдывают социальное неравенство (Yzerbyt et al., 1997).
<Предрассудки невозможно искоренить, они живут до тех пор, пока не исчезнут сами собой по той или иной причине. Уильям Хазлитт (1778-1830), «О предрассудках»> Примерам несть числа. До недавнего времени предрассудки сильнее ощущались в тех регионах, в которых когда-то существовало рабство. В XIX в. европейские политики и писатели оправдывали захватническую политику империалистических государств тем, что народы, населяющие колонии, «ниже по уровню развития», «нуждаются в защите» и представляют собой «бремя», которое эти государства вынуждены нести (G. W. Allport, 1958, р. 204-205).
Четыре десятилетия тому назад социолог Элен Мейер Хакер писала о том, как стереотипные представления об афроамериканцах и о женщинах помогают оправдывать более низкий социальный статус и тех и других: многие считают и чернокожих, и женщин умственно неполноценными, слишком эмоциональными, примитивными и довольными своим подчиненным положением. Афроамериканцы — «низшая раса», женщины — «слабые». Положение, которое занимают афроамериканцы, — именно то, что им и нужно, а женщины должны заниматься домашним хозяйством. При таком подходе разделение сексизма на «враждебный» и «благожелательный», предложенное Питером Гликом и Сьюзн Фиске, можно распространить и на прочие предрассудки. Мы воспринимаем другие группы как компетентные или привлекательные, но редко — как компетентные и привлекательные. Мы уважаем компетентность тех, чей статус выше нашего собственного, и симпатизируем тем, кто смирился со своим более низким, чем наш, статусом. По мнению Фиске и ее коллег, в США уважают выходцев из Азии, евреев, целеустремленных афроамериканцев, женщин и гомосексуалистов, но сказать, что им симпатизируют, нельзя (Fiske et al., 1999).
Афроамериканцы и американцы испанского происхождения, как правило, занимающие подчиненное положение, женщины, не стремящиеся делать карьеру, женственные гомосексуалисты и инвалиды традиционно считаются менее компетентными, но их любят за эмоциональность, духовность, артистизм или за успехи в спорте. <Человеку свойственно ненавидеть тех, кому он причиняет зло. Тацит,Агрикола> Когда возникают конфликты, установки легко «подгоняются» под поведение. Люди нередко воспринимают своих врагов как «недочеловеков» и деперсонифицируют их с помощью ярлыков. Во время Второй мировой войны японцы стали «узкоглазыми япошками», а после ее окончания превратились в «интеллигентных, трудолюбивых японцев». Установки удивительно адаптивны. Как уже не раз отмечалось в предыдущих главах, акты насилия формируют соответствующие установки.
29. Значение группы для индивида
Присутствие других:
Triplett (1897) — в присутствии других просыпается инстинкт соперничества
Zajonc (1965) – присутствие других возбуждает человека, усиливается сердцебиение, дыхание учащается
В опр. случаях присутствие других производит негативный эффект – в душе поют, а на сцене петь не могут.
Spence (1956) – присутствие других вызывает доминантные реакции (не требуют сознательного контроля, выполняются автоматически) => деятельность улучшается при выполнении доминантной реакции
Социальная фасилитация (Триплетт; Зайонц):
— Присутствие других улучшает выполнение усвоенных простых задач и мешает выполнению неосвоенных и сложных операций
— Когда люди считают, что наблюдатели их явно оценивают, они супер турбо стараются
Социальная Леность(Social loafing) — тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Деиндивидуализация(Л. Фестингер; Ф. Зимбардо) – в группе человек теряет чувство идентичности, ослабляются запреты на поведение.
Закон Йеркса-Додсона – лучше всего выполняется деятельность при средней интенсивности мотивации. При завышенной интенс. мотивации проявляется стресс, напряжение и волнение – все это ухудшает эффективность.
Групповая поляризация (С. Московиси) — феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две полярно противоположные позиции, исключающие любые компромиссы. Групповая поляризация может возникнуть и вне открытой дискуссии, будучи результатом систематического обмена мнениями между участниками совместной деятельности и порождая группировки с полярными позициями. В крайней своей форме групповая поляризация выражает состояние внутригруппового конфликта.
Огруппленное мышление — чем более близки члены команды между собой по своим данным (квалификации, ценностям и т.п.), тем большие удовлетворение и сплоченность они будут демонстрировать. В результате команда может превратиться в элитарное и скрепленное круговой порукой сообщество, которое начнет требовать конформизма от своих членов. Консенсус и гармония проявляются в такой степени, что нежелательные идеи, данные или информация умышленно игнорируются.
31.Социальная дилемма
(Social dilemma) — ситуация, в которой каждый отдельный индивидуум выигрывает, действуя эгоистически, однако в случае, если каждый выберет эгоистическую альтернативу, проигрывает вся группа.
Исследования социальных дилемм основываются на одной очень простой дилемме под названием дилемма заключенного (Rapoport, 1960; VanVugt, 1998).
Представьте себе, что вы — профессиональный вор и что вы и ваш сообщник арестованы по обвинению во взломе, и кроме этого на вас падает подозрение по поводу серии недавних краж. Адвокат ставит вас перед выбором: признаться в кражах и свидетельствовать против своего товарища, — тогда вы получите полную свободу, или держать рот на замке и дать возможность вашему компаньону свидетельствовать против вас. Если это произойдет, то он выйдет на свободу, а всю вину за преступления взвалят на вас и вы отправитесь в тюрьму на длительный срок. Если вы оба признаетесь в этих кражах, то ни один из вас не получит поблажки, но приговор, вынесенный каждому, будет менее строгим. Если вы оба будете держать рот на замке, то оба подвергнетесь относительно легкому наказанию за взлом, но избежите обвинения в действительно совершенных кражах. Вы и ваш сообщник стоите перед дилеммой, схематически изображенной на рис. 5.2. Когда студенты в ходе лабораторных экспериментов проигрывают различные варианты этой игры, выясняется, что одностороннее признание приводит к наилучшему результату для одного игрока и наихудшему результату для другого. Признание с обеих сторон ведет к несколько менее тяжелым негативным последствиям для обоих игроков, тогда как стратегия сотрудничества приносит им наибольшую совместную выгоду (умеренно положительные результаты для обеих сторон) (Scheldon, 1999; Ten-brunsel & Messick, 1999).
Трагедия общинных владений
Во многие социальные дилеммы оказываются вовлечены более двух участников. Парниковый эффект грозит нам из-за широко распространившейся вырубки лесов и из-за избытка углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу автомобилями, турбореактивными двигателями самолетов и заводами, работающими на угле.
Вклад в эту проблему каждого автомобилиста ничтожно мал, а вред от него распространяется на всех людей. Для моделирования таких социальных ситуаций исследователи разработали лабораторные дилеммы, охватывающие многих участников.
Метафорическим отражением коварной природы социальных дилемм выступает «трагедия общинных владений», названная так Гарретом Хардином (Garrett Hardin, 1968).
Он позаимствовал это название у пастбищ, расположенных рядом со старинными английскими городами, но «общинными владениями» могут быть воздух, вода, киты, печенье и любые другие общие ограниченные ресурсы. Если все пользуются ими умеренно, они могут восстанавливаться с той же скоростью, с какой истощаются. Трава вырастет, киты расплодятся, а вазочка с печеньем наполнится вновь.
Представьте себе, что вокруг выгона, способного прокормить 100 коров, располагаются 100 ферм. Сначала каждый фермер пасет там только одну корову, таким образом общинное пастбище используется оптимальным образом. Но затем один из них призадумывается: «А не выпустить ли мне на выгон еще одну корову, тем самым я удвою свою выгоду, а в общем на выгоне коров будет больше всего лишь на 1 %». Сказано — сделано: фермер добавляет еще одну корову. И так поступает каждый из них. Каков неизбежный результат? Трагедия общинного владения — утоптанная площадка без единой травинки.
Многие реальные ситуации аналогичны этой истории. Перегрузка сети Интернет происходит, когда пользователи не соблюдают регулярности в посещениях Web-сети, думая только о собственной выгоде (Huberman & Lukose, 1997).
Точно так же загрязнение окружающей среды является результатом многочисленных случаев разбрасывания мелкого мусора, что, конечно же, удобно для каждого из нас. Мы мусорим в общественных местах: в комнатах отдыха, парках и зоосадах, но сохраняем чистоту своего собственного жилища. И мы истощаем наши природные ресурсы, потому что непосредственное личное удовольствие от, скажем, длительного горячего душа перевешивает кажущиеся отдаленными печальные последствия. Китобои знают, что если не они, так другие будут убивать китов и что потеря нескольких китов не угрожает выживанию вида. В этом и заключается трагедия. Дело, общее для всех (сбережение природы), становится ничьим делом.
Некоторые элементы «дилеммы совместного владения» можно изучать в лабораторных условиях. Поставьте себя на место студентов Аризонского государственного университета, играющих в игру «Орехи», придуманную Джулианом Эдни (Julian Edney, 1979).
Вы и еще несколько человек сидите вокруг блюда, на котором первоначально лежат 10 орехов. Экспериментатор объясняет, что ваша цель — собрать орехов как можно больше. Каждый из вас в любой момент может взять орехов сколько захочет, и каждые 10 секунд количество орехов, остающихся на блюде, будет удваиваться. Оставите ли вы орехи на блюде «на развод», обеспечивая тем самым максимальный урожай для всех?
Скорее всего, нет. В экспериментах Эдни 65 % групп, если им не давали времени на то, чтобы договориться и выработать общую стратегию, не дождались даже первого удвоения. Стараясь ухватить свою долю, участники очень часто роняли блюдо на пол.
Орехи Эдни напомнили мне о банке с домашним печеньем в нашем доме. Чтобы печенья хватало до следующего наполнения банки, нам следовало соблюдать экономию и съедать ежедневно только по две-три штуки. Но из-за неорганизованности и боязни, что другие члены семьи вскоре опустошат источник, практически все мы пытались съесть как можно больше печенья, хватая его одно за другим. В результате через 24 часа изобилия как не бывало, банка опустошалась, и мы снова были вынуждены ждать ее наполнения.
«Дилемма заключенного» и «Трагедия общинных владений» имеют общие черты. Во-первых, обе они склоняют людей объяснять свое поведение ситуацией («Я должен был защититься, я не позволил соперникам использовать мои действия в своих интересах»), а поведение партнеров — их характером («Она была жадной», «Ему нельзя было доверять»).
Большая часть людей так и не осознают, что другие участники допускают по отношению к ним ту же самую фундаментальную ошибку атрибуции.
Во-вторых, мотивы часто меняются. Сначала люди хотят получить легкие деньги, затем — свести потери к минимуму и, наконец сохранить свое лицо и избежать поражения (Brockner & others, 1982; Teger, 1980).
Эта вереница мотивов поразительно похожа на смену мотивов, которая, по всей видимости, происходила у президента Джонсона во время развертывания вьетнамской войны в 60-х годах. Сначала его речи были посвящены стремлению Америки защитить демократию, свободу и справедливость. По мере развертывания конфликта президент начал выражать озабоченность тем, как защитить честь Америки и избежать национального позора из-за проигранной войны.
В-третьих, как и большинство конфликтов в реальной жизни, «Дилемма заключенного» и «Трагедия общинных владений» являются играми с ненулевой суммой. Сумма выигрышей и проигрышей обеих сторон не равняется нулю. Оба игрока могут выиграть, оба могут проиграть. В этих играх непосредственные интересы отдельного человека противопоставлены групповому благополучию.
Каждая из этих игр есть дьявольская социальная ловушка, которая демонстрирует, каким образом, даже при «рациональном» поведении, люди в итоге могут причинить себе вред. Никто злонамеренно не планировал ни смог, окутывающий Лос-Анджелес, ни чудовищные разрушения в боснийском конфликте, ни глобальное потепление климата из-за углекислого покрова.
Однако не всякое эгоистическое поведение ведет к коллективному бедствию. Во многих сообществах — так же, как в капиталистическом мире восемнадцатого столетия, описанном экономистом Адамом Смитом (1776), — индивиды, ищущие максимальной выгоды для себя, могут также удовлетворять потребности общества. «Не благотворительности мясника, пивовара и булочника обязаны мы своим обедом,— замечает Смит,— но их заботе о своих личных интересах».