Социальная работа с семьей в ситуации развода

Оглавление

Стр.

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Социально-психологические особенности развода…………… 5

1.1.Понятие и причины развода……………………………………. 5

1.2. Последствия развода для бывших супругов………………………. 10

Глава II. Направления социальной поддержки семей в ситуации

развода…………………………………………………………… 15

2.1.Консультирование в ситуации развода………………………. 15

2.2. Социальные технологии, применяемые в работе с семьями 20

2.3. Психологические рекомендации супругам во время и после

развода………………………………………………………… 24

Заключение………………………………………………………………… 26

Библиографический список………………………………………………. 28

Введение

Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь — не всегда источник радостей, она не может всегда протекать ровно и гладко, есть не мало семейных трудностей. Как и в любой динамической системе в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть, и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры. К сожалению не каждая семья может с ними справиться, «семейный корабль» дает трещину и идет ко дну [21;118].

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук — психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

Количество разводов в нашей стране с каждым годом все увеличивается, то поддержка семей в ситуации развода является весьма актуальной. Развиваются уже существующие и разрабатываются новые методы и подходы в работе с семьей. Интерес к этому вопросу объясняется трудностями, которые испытывает огромное количество семей, так как с проблемами развода сталкивается в своей жизни и каждая пятая пара.

Развод — это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно и оказывает негативное и серьезное влияние, как на физическое, так и на психическое состояние личности. Отмечается, что статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак — 3616, разводятся — 1534. В такой ситуации огромному количеству людей необходима помощь квалифицированного специалиста, владеющего основными методами и техниками, направленными на оказание психологической помощи и адаптации к новому социальному статусу клиента[16;249].

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... за отсутствия собственного жидья. 3. Неполная семья – возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская ... здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, ...

Объект исследования — расторжение брака в современных семьях.

Предмет исследования — социальная работа с семьей в ситуации развода.

Цель работы — раскрыть содержание социальной работы с семьей, находящейся в ситуации развода.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие, причины и последствия развода;

2. Рассмотреть семью в ситуации развода как объект социальной работы;

3. Определить содержание социальной работы с семьей в ситуации развода;

Методы исследования — теоретический анализ, обобщение, изучение источников и литературы.

Глава I. Социально-психологические особенности развода

1.1.Понятие и причины развода

Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Россия занимает 2-е место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие страны. Примерно 22% мужчин и женщин один раз в жизни прошли процедуру развода, и, судя по статистике загсов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60%. Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей……..

Заключение

Целью данной курсовой работы являлось раскрытие содержания социальной работы с семьей, находящейся в ситуации развода.

Для достижения поставленной цели были изучены работы, посвященные проблеме разводов, следующих авторов: Н.М. Римашевская, А. Розенфельд, Ю.Е. Алешина, Р. Лэнг, В. Сатир, Андреева Т.В., Карабанова О.А., Лысенко Е.М. и другие.

Были изучены понятие развода, причины и последствия развода, направления социальной поддержки семьям в ситуации развода, рекомендации супругам во время и после развода.

Проанализировав материал, можно сделать следующие выводы:

· Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи — это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

· Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга [8;214].

12 стр., 5786 слов

Технология работы социального педагога в центре помощи детям, ...

... 3. Провести исследование технологии работы социального педагога. 4. Разработать рекомендации по совершенствованию действий социального педагога 1. Теоретические аспекты работы социального педагога в ... социального педагога входит: 1. Изучение личности ребенка, группы, семьи, ближайшего окружения, социально-педагогических проблем. 2. Социально-педагогическая поддержка личности в критических ситуациях. ...

· В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а, приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если один из супругов находится в плохом настроении, другой должен помочь ему избавиться от угнетенного психического состояния. В каждой тревожной и печальной ситуации нужно попытаться уловить юмористические нотки, посмотреть на себя со стороны; в доме следует культивировать юмор и шутки. Если наваливаются неприятности, надо не пугаться, а попытаться спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.

· Развод не проходит бесследно ни для одного члена семьи. Он оставляет свой след в душе каждого, кто с ним столкнулся, будь то бывшие супруги или их дети. Этот след может быть разным. Или это будет полезный опыт, или тяжелая психологическая травма. Зависит это, прежде всего от супругов. Если это взрослые, здравомыслящие люди, то негативных последствий можно будет избежать. В принципе, можно избежать и развода.

· Но если развода избежать не удалось? Что же делать дальше? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что тут так же все зависит только от конкретного человека, готов ли он принять реальность такой, какая она есть, и учиться на ошибках, или нет. В любом случае возможность найти любовь и быть счастливым есть всегда [13;359].

Таким образом, в ситуации развода супруги переживают очень тяжелый психологический, эмоциональный стресс, меняются устои жизни, изменяется круг друзей. И пережить все это самостоятельно очень трудно, поэтому необходима социально-психологическая поддержка людей, находящихся в ситуации развода.