Возьмём, к примеру, двух здоровых, симпатичных 6 – летних девочек, Нэнси и Трэйси, уровень интеллекта у которых выше среднего. Они посещают 1 –й класс школы. Нэнси энергична, общительна, жизнерадостна и хо – рошо учится. Её учительница считает, что она лучшая ученица класса (хотя это не так).
Услышав вопрос, Нэнси тут же тянет руку и кричит «Я знаю, я знаю», даже если смутно догадывается об ответе.Столкнувшись с труд – ной задачей, Нэнси проявляет настойчивость, пробует один за другим варианты решения; если она не может справиться сама, то не стесняется попросить помощи у учительницы.
Она популярна среди одноклассников, лидирует в групповых занятиях, внимательна и отзывчива по отношению к сверстникам. Трэйси – совсем дру – гой ребёнок – медлительная, тихая, застенчивая.Она плохо учится, учительница считает её неспособной (хотя это не так).
Она не вызывается отвечать на вопросы и сразу пасует перед трудными задачами – «Я не смогу это сделать». У Трэйси мало друзей, она не проявляет большого интереса к групповым играм и занятиям, редко делится с другими и не склонна оказывать помощь.
Чем объясняется такая несхожесть характеров социального поведения двух девочек? Может быть роль таких факторов, как наследственность, темперамент и качество привязанности в раннем возрасте. Однако при любом обсуждении социального и личностного развития на первый план неизбежно выходит понятие социали – зации.Социализация – это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, цен – ности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.
Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включённые в этот процесс родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ре – бёнка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребёнка. По этой причи – не она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче цен – ностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Какая семейная обстановка и какой опыт, полученный в семье, способствует когнитивному, эмоциона – льному и социальному развитию, компетентности и благополучию? Как происшедшие за последние десятиле – тия радикальные изменения в семейной структуре – растущее число разводов и родителей-одиночек – повли – яли на поведение и развитие детей? Какую роль в формировании поведения и личности ребёнка играют его братья и сёстры? ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества вза – имозависимых факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурный контекст.
Абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
... работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух ... не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы). На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, ...
Ещё одним фактором, вли – яющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребёнка. В общем, чем старше становится ребёнок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, всё чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения.
С совершенствованием речевых навыков ребёнка растёт эффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений и рас – суждений.Факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три большие категории: — воздействие родителей; — качества ребёнка; — более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско- детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.
Личностные качества и убеждения родителей. Стиль воспитания и используемые дисциплинарные методы с неизбежностью отражают личностные ка качества родителей и систему их убеждений.Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребёнком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менее благополучные в психическом плане.
Уверенные в себе родители с большим доверием отно – сятся и к другим людям, они убеждены, что способны контролировать происходящее с ними, в отношениях со своими детьми проявляют теплоту, принятие и отзывчивость. Влияние личностных способностей родителей на воспитательный процесс наглядно иллюстрирует пример взаимодействия родителей, страдающих депрессией, со своими детьми.В своей семье депрессивные матери создают обстановку конфликтных, враждебных, равнодушных отношений, которые отрицательно ска – зываются на развитии ребёнка. Депрессия родителя проявляется в разнообразных домашних ситуациях, что повышает уровень риска развития у ребёнка поведенческих нарушений.
В одном из недавних исследований изучалось чувство ответственности ребёнка; было обнаружено, что дети матерей, страдавших депрессией, в 5 – 6-летнем возрасте чаще, чем дети из нормальных семей, брали на себя ответственность за чувства других людей, а в 7 – 9-летнем возрасте делали это реже. Эта ярко выраженная закономерность наводит на мысль о том, что у детей депрессивных матерей нарушается развитие чувства ответственности. Возможно, что депрес – сивные матери возлагают эмоциональную ответственность на своих детей в возрасте слишком раннем, чтобы они могли эффективно реагировать на эмоции других людей.
Помимо личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителей о мотивации и способностях ребёнка. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нежелательные.
Образ человека в психоаналитической философии
... комплекса гуманитарных знаний. Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом особое ... она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, ... Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я выполняет три основных ...
Так, мать, уверенная, что её 3-х летняя дочь толкнула другого ребёнка нечаянно, вряд ли будет огорчена и скорее всего не накажет её. Но если она полагает, что это действие было преднамеренным, то может наказать или каким-либо иным образом повлиять на поведение ребёнка. Аналогично мать скорее всего не будет наказывать своего 3-летнего сына за его эмоциональные вспышки, если считает, что он ещё слишком мал, чтобы уметь контролировать себя; в этих обстоятельствах она, вероятно, посочувствует ребёнку и утешит его. Однако если она думает, что эмоциональная вспышка отражает эгоцентризм и нетерпимость ребёнка, то, вероятно, попытается пресечь подобные реакции.
Некоторые родители уверены, что ребёнок конструктивен и адаптивен в своём познании мира через экспериментирование.Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов, таким образом побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того, те, кто убеждён в естественной одарённости ребёнка, в его способности к быстрому обучению, полагают, что по отношению к ребёнку не следует быть жёстко директив – ными. Родители же, которые считают, что дети пассивны в своём познании мира, напротив, используют наста – вления и указания, которые в меньшей мере способствуют когнитивному развитию.
На взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная направленность родителей, их обоб – щённые представления о других людях.
Родители, подчёркивающие значение психологических характеристик, мотивов и чувств – в отличие от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе склонны использовать личностно-ориентированные дисциплинарные методы. Они обращают внимание детей на чувства и мотивы других людей, поощряют их размышления над собственным поведением и эмоциями.Такой подход способствует развитию познавательных навыков ребёнка, его чувства личной ответственности и автономности.
Таким образом, представления родителей о поведении и мотивации ребёнка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса. Однако представления о детстве и воспитании не являются чем-то неизменным.Родители могут радикальным образом изменить своё мнение о том, как следует воспитывать ребёнка, под влиянием опыта воспитания, получив совет от более опытных родителей, как нужно действовать в определённых незнакомых ситуациях (например, как подготовить ребёнка к обучению в школе), проконсультировавшись у специалистов, особенно в случае, если у ребёнка проблемы со здоровьем или психологические трудности.
Личностные особенности и поведение ребёнка Принцип взаимного влияния наглядно иллюстрирует отношения между родителем и ребёнком: темпе – рамент и особенности ребёнка влияют на качество и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребёнка. Возбу – димый, беспокойный младенец, скорее всего, будет фрустрировать тех, кто за ним ухаживает, вызывая реакцию раздражения, которая, в свою очередь, повышает возбудимость младенца.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Матери, считающие своих младенцев «трудными», меньше взаимодействуют с ними, менее чутко реагируют на их плач. Матери 4 – 8-летних детей с относительно низким уровнем самоконтроля – детей, которые задают очень много вопросов и менее склонны следовать указаниям, чем дети со средним уровнем самоконтроля используют более строгий контроль, дают больше указаний и чаще критикуют.
Взаимное влияние родителей и детей можно объяснить через концепцию верхней и нижней границ до – пускаемого родителями поведения. Если поведение ребёнка выходит за эти рамки, родитель пытается его скорректировать.Например, если агрессивность ребёнка вышла за пределы толерантности родителей к агрес – сии, они накажут его и постараются умерить его агрессивные побуждения. Те же родители могут поощрять излишне робкого ребёнка действовать более решительно.
Социальный контекст Супружеские отношения. Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сензитивным воспитанием, которое, в свою очередь, связано с надёжной привязанностью ребёнка к родителю.Взаимная поддержка родителей воздействует на воспитательный процесс несколькими способами. Первый вид воздействия – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный дистресс, неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личная поддержка повышает настроение и таким образом даёт возможность родителю взаимодействовать с ребёнком в более позитивном ключе.
Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вме – шательства, беря на себя часть забот, если супруг(а) устал(а) или если дети доставляют особенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счёт к общему решению.
Система поддержки родителей. Как и социальная поддержка, получаемая от супружеских отношений, социальная поддержка родственников и друзей существенным образом влияет на родительское поведение.У родителей, получающих социальную поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях; родители, не имеющие достаточной под – держки, в отношениях со своими детьми чаще используют ограничения и наказания.
Система социальной под – держки играет особенно важную роль в ситуациях стресса; стресс более пагубен, а поддержка более благо – творна для одиноких матерей. Социальная поддержка действует более опосредованно, чем супружеская.Она влияет преимущественно на общую эмоциональность родителей. Родственники и друзья реже, чем супруги, берут на себя часть забот о ребёнке и реже прямо вмешиваются в процесс воспитания.
Кроме того, социальная поддержка, исходящая от родственников и друзей, вероятно, по сути своей менее эффективна, чем супружеская, поскольку супружеские отношения, как правило, более эмоционально окрашены, чем другие социальные связи.МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ЭФФЕКТ Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какими должны быть их дети, т.е. какие знания, нравственные ценности и формы поведения они должны усвоить в процессе развития.
Поведение как психофизиологический феномен
... лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. Поведение как акт состоит из нескольких этапов: формирование потребности развитие мотивации, ... его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание ...
Пытаясь воплотить в детях эти идеальные образы, родители пробуют разнообразные стратегии, по – скольку для достижения каждой цели необходимы свои методы. Используя эти дисциплинарные воздействия, родители пытаются привести в соответствие с собственными и/или общественными ценностями и нормами по – ведения действия ребёнка не только дома или под присмотром, но и в одиночестве.Фактически задачей социа – лизации можно считать развитие у ребёнка саморегуляции.
То есть конечной целью применения дисциплинар – ных методов служит формирование у ребёнка внутренней мотивации, собственного желания вести себя соци – ально приемлемым образом.Подкрепление Подкрепление (или награда) может быть социальным (похвала, ласка) или несоциальным (подарки, послабления).
Для маленьких детей подкрепление наиболее эффективно, если происходит непосредственно после демонстрирования желательного поведения, таким образом чтобы связь между действием и наградой была очевидной.
Для старших детей незамедлительность получения награды, вероятно, не столь существенна, поскольку они в большей степени способны к отсрочиванию получения желаемого и к пониманию связи между своим поведением и следующей через некоторое время наградой.Внешние награды следует использовать с осторожностью, особенно если поведение ребёнка спонтанно, внутренне мотивировано, так как при опреде – лённых обстоятельствах подобные награды в действительности могут снизить интерес ребёнка к поощряемой деятельности.
Это было продемонстрировано в эксперименте, в котором детей награждали за рисование фло – мастером, к чему они сами имели высокую мотивацию и проявляли больший интерес; впоследствии это заня – тие привлекало их гораздо меньше.Наиболее эффективными являются награды, отвечающие принципу мини – мальной достаточности, который гласит, что наиболее эффективными средствами долговременного изменения поведения ребёнка являются награды, необходимые и достаточные для того, чтобы ребёнок усвоил новое пове – дение.
Иными словами, награда должна помочь привлечь ребёнка к новому способу действий, но не должна становиться столь значимым компонентом ситуации, чтобы ребёнок сосредоточивался в первую очередь на ней самой. Иногда подкрепление бывает ненамеренным, например когда на детей обращают внимание, если они плохо себя ведут. Рассмотрим следующий пример.Натали, играя в пятнашки с подружкой в пятнашки, пробе – гает по комнате, где работает мать. Мать отрывается от работы и говорит девочкам, чтобы они не забегали к ней в комнату.
Они опять прибегают, и мать, уже более строго, просит их прекратить. Они повторяют то же самое, мать встаёт, отводит девочек в игровую комнату и предлагает им складывать «пазлы». Как только мать вновь садится за работу, девочки прибегают опять. Что произошло? По-видимому, внимание матери служит позитивным подкреплением мешающим ей действиям.Что могла бы сделать мать? Один из методов, который иногда срабатывает торможение.
Если внимание имеет подкрепляющий эффект, тогда игнорированием нежелательных действий можно их пресечь. Матери следует не обращать внимания на подбегающих детей. После нескольких попыток они прекратят бе – гать, поскольку их поведение не будет получать подкрепление. Таким образом тормозится нежелательное по – ведение.Наказание Большинство родителей считают, что в некоторых ситуациях необходимо наказывать ребёнка, особен – но когда нужно научить его избегать опасностей.
Наказание и подкрепление альтернативного поведения
... влиянии на модификацию вашего собственного поведения. Наказание и подкрепление альтернативного поведения Часть 1. Наказание. Выберите особенность вашего поведения, которую бы вы хотели исправить. ... задание: В течение нескольких дней выполняйте упражнение «Наказание и подкрепление альтернативного поведения». По результатам выполнения сделайте сжатые письменные выводы об эффективности ...
Наказание может иметь негативные последствия, однако оно же может с успехом применяться для подавления или пресечения нежелательного поведения, развития само – контроля и социально приемлемого поведения. Чтобы выполнять эту функцию, наказание должно применяться в соответствии с некоторыми чёткими принципами. Во-первых, огромное значение имеет временной режим; чем короче временной промежуток между не – желательным поведением и наказанием, тем эффективнее само наказание.Идеальный момент для пресечения неприемлемого действия – ещё до его совершения или в самом его начале.
Например, если маленький ребёнок постоянно порывается выбежать на проезжую часть, наилучшим моментом для применения наказания будет тот, когда он только пытается сойти с тротуара. Во-вторых, наказание, получаемое от заботливого, любящего родителя, скорее приведёт к желаемому результату, чем наказание равнодушного или агрессивного родителя.В-третьих, если цель состоит в подавлении или торможении неприемлемых действий, имеет существенное зна – чение последовательность в применении наказания. Непоследовательность или бессистемность – наказание определённого поведения в одних случаях и игнорирование его в других – скорее всего вызовет закрепление.В-четвёртых, согласно принципу минимальной достаточности, строгость наказания за запрещённое действие не должна превышать уровень, достаточный чтобы вызвать послушание.
Строгое наказание может привести к следованию нормам в дальнейшем, но в то же время может вызвать возмущение и страх, которые, в свою оче – редь, приведут к тому, что ребёнок откажется принять и усвоить данные нормы.
Запреты и наказания скорее всего будут иметь предполагаемый эффект, если будут сопровождаться разъяснениями оснований и причин. Однако наказание следует использовать с осторожностью, поскольку оно может иметь нежелательный побочный эффект.Жёсткое наказание может вызвать у ребёнка тревогу, что он не усвоит урок, который это наказание должно было ему преподнести.
Кроме того, реагируя на наказание, которое ребёнок считает неспра – ведливым, он может начать избегать родителей, у которых теперь будет меньше возможностей обучать и на – правлять ребёнка. Наряду с вышесказанным, родители, использующие физическое наказание, подают пример агрессивного поведения.Ребёнок, которого регулярно шлёпают, бьют, трясут или на которого постоянно кри – чат, может начать использовать эти формы агрессивного взаимодействия со своими сверстниками.