Социализация личности 3

Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его

группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется

уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом

образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его

успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и

воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и

способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает

участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском

заведении, школе, средства массовой информации и т. д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов:

ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным

стадиям:

1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет

целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду,

личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый

стремлением к удовольствию; «эго» — осуществляющий контроль личности, на

основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный

элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания

врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления

этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет

четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так

называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой

зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии

личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их

последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.

6 стр., 2838 слов

Социализация личности и девиантное поведение.

... преступного поведения — проблема происхождения такого поведения, его обусловленность теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной ... социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности ...

Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-

моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия

конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15) .

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации

продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация

взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация

взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация

детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на

то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в

детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд

предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как

продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются

психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как

всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть

законом для окружающих)

2. Я-концепция как социально-психологический феномен

Психология Я-концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интракцинизма и в незначительной степени психоанализа. Я-концепция — это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

7 стр., 3240 слов

Анализ авторских концепций социализации

... и подражательной доверчивости его близких»[4]. Эмиль Дюркгейм концепция социализации опирается на выдвинутый им принцип социологизма. В духе ... мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела. Каким образом это получается? Мы ... тело и в веру»[18]. П. А. Сорокин выделены три наиважнейших фактора социальной интеграции, а именно: 1. «Космическо-географическая» социализация ...

Согласно современным представлениям, Я -концепция личности имеет сложную структуру. В нее входят образ тела (телесное Я), наличное Я (или настоящее Я), динамическое фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. Для изучения конкретных процессов участия Я-концепции в адаптивных процессах следует описать эти ее подструктуры и раскрыть и позитивные функции и возможности. Следует иметь в виду «измерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самоценности.

1. В образе тела (телесное Я) В. Шонфельд выделяет следующие компоненты, на сознательном или бессознательном уровнях определяющие образ человека в его представлении:

1) актуальное субъекты — приятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;

2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта и вида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях;

3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;

4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей".

Некоторыми советскими авторами схема тела характеризуется в качестве субъективного образа взаимного положении состояния движения частей тела в пространстве. «Схема тела служит в качестве эталона для сравнения поступающей информации с тем, что должно быть», облегчает организацию движений. Однако вряд ли можно утверждать, будто этим исчерпываются функции схемы тела важного «блока» Я-концепции личности. Чтобы убедится в неправомерности нашего сомнения, достаточно ознакомим последствиями патологических изменений схемы тела, а также теми ситуациями, в которых такие нарушения возникают. Поскольку схема тела входит в общую структуру Я-концепции, ее нарушения никогда, по-видимому, не бывают полностью изолированными.К. Клейст заметил, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятий и представлений сопровождаются тонким снижением «чувства Я».

18 стр., 8870 слов

Личность и характер человека 2

... представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут ... в индивидуальном, вне которого оно было бы пустой схемой. 3.      & ... описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из ...

Схему тела можно назвать телесным Я образом личности. Она является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Исходя из такою понимания схемы тела, мы не можем согласиться с мыслью, будто схема тела и самочувствие личности не входят в структуру Я, поскольку, как выражается В. Столин, «они встроены непосредственно в психическую структуру организма». Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не «аналогами Я на уровне организма», а полноценными «блоками» или подструктурами Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепцин, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах (особенно после юношеского возраста.

2. Настоящее (актуальное) Я. В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный «момент» ее жизни качеств. Настоящее Я участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются то настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающие гибкое реагирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.

3. Динамическое Я, Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции которая зависит от социального статуса личности и возможности успехов.

4. Фантастическое Я. В эту подструктуру входит представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы все было возможно, т. е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.

Поскольку с достижением зрелости человек обычно все в большей степени становится реалистом, то мы предполагаем, что структура фантастического Я, начиная с конца юношеского возраста, постепенно свертывается. В повседневной жизни.

3 стр., 1176 слов

Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях

... Университета, г. Санкт-Петербург. В настоящем исследовании изучена роль родительской семьи в формировании представлений молодых людей об ... Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях Ким Э.Ф., педагог-психолог Кафедра социальной адаптации и психологической коррекции личности Санкт-Петербургского Государственного ...

5. Идеальное Я, адаптивные возможности личности и «синдром Пеле». Идеальное Я как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов.

Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно. Это те нормы, которые желательны для наиболее значимых социальных

6. Будущее или возможное Я. Эту подструктуру Я-концепции М. Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать. Считается, что этот тип может резко отличаться от идеального Я: человек может стремиться стать героем, в то же время чувствует, что становится мещанином. Иначе говоря, к своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

7. Идеализированное Я. Такое наименование получил тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас.

8. Представляемые Я. Под названием представляемых Я-образов понимают такие образы и маски, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, идиосинкразии, слабости своего реального Я.

9. Фальшивое Я и его защитно-адаптивные последствия. Поскольку самопознание — очень сложное и тонкое явление, осуществляемое в значительной степени социально опосредованными путями, то человек нередко приобретает искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное настоящее (актуальное) Я, хотя в принципе любая из описанных подструктур Я-концепции может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное Я называют также фальшивым Я. Для поддержания фальшивых (но желательных) Я личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение В результате этих процессов личность приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера, как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других, неспособность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т. д.

12 стр., 5777 слов

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

... самооценки, формирование адекватной, положительной самооценки; ·исследование особенностей жизненной позиции, осознание социальной роли студента, формирование учебно-профессиональной мотивации; ·формирование представления о сущности профессиональной деятельности, личности ... соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни. [20] Каждый человек в процессе жизнедеятельности неоднократно ...

10. Соотношения между центром Я и подструктурами Я-концепции. Для понимания динамики человеческой психики следует иметь представление о том, каким образом центральная инстанция Я осуществляет контрольное управление психической деятельностью. Бернс сосредотачивает свое внимание на трех основных составляющих Я-концепции. Когнитивной, поведенческой и оценочной составляющих Я-концепции

Когнитивная Я-концепция по мнению Бернса это представления индивида о самом себе, как правило, кажутся у убедительными независимо от того, основываются ли они объективном знании или субъективном мнении, являются ли я истинными или ложными. Конкретные способы самовоспитания, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», и т. д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуациями. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой — избирательность нашего восприятия. То же самое исходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо им относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным сдельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самовоспитания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.

4 стр., 1638 слов

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП

... психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием ... «Я» Дети с ДЦП обладают завышенной самооценкой, нереалистичным уровнем притязаний, противоречивым "образом Я ... , в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в ... , и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря ...

3. Социальное мышление

Чтобы понятие «социальное» не оказалось рядоположным понятиям «техническое», «математическое» и т. д. мышление, чтобы преодолеть ставшую столь привычной обособленность психологии мышления, недостаточно установить связь этой области с областью проблем психологии личности. Нужно найти тот контекст, в котором эти области исследования связаны в реальном объекте и, соответственно, выделить новый предмет исследования. Нужно поставить проблему мыслящей личности и сделать последнюю предметом исследования.

Социальность мышления личности раскрывается, прежде всего, через эту сферу, которая является предметом — областью ее мышления, и через потребность личности как субъекта соотнестись с этой сферой. Поиск и определение личностью своей позиции в этой действительности, в сплетении зависящих и независящих от нее детерминант, своей идентичности и идентификации — все эти жизненно-практические самоосуществления, самореализации озадачивают личность, актуализируя ее сознание, требуя его «работы». Мышление же, которое С.Л. Рубинштейн определял еще в 30-е годы как «форму сознания» [10], является его механизмом.

Личность мыслит о социальной действительности в целом и одновременно очерчивает своим сознанием ту ее сферу, в которой она осуществляет себя, устанавливает связи с другими людьми, проходит этапы своего жизненного пути. Ее сознание обеспечивает определенность представления о действительности (в широком смысле слова), выявляет ее связи и противоречия, имеющие всеобщее значение и смысл для данной личности. Сам способ мышления социален в том отношении, что он детерминирован объективной позицией личности в этой действительности, а последняя является конкретно-исторической, социокультурной. Крестьянин, привязанный бесконечным трудом к земле, не в состоянии охватить своим сознанием ту теоретическую действительность, которую построил своим сознанием и воплотил в своей теории А. Эйнштейн. Именно эта позиция, являясь изначально социально-практической, определяет точку зрения, образующую основную ось его сознания. Эта точка зрения, названная Ж. Пиаже эгоцентризмом ребенка, представляет своеобразный «эгоцентризм», связанный с позицией взрослой личности. Этот «эгоцентризм» определяется совокупностью (ансамблем) тех жизненных потребностей, реализация которых и требует «работы» сознания. Этот «эгоцентризм», который точнее было бы назвать эпицентризмом «я», от которого исходит и к которому каждый раз возвращается сознание личности, ответившее или не ответившее на ее вопросы, не исключает влияния (детерминации) сознания общественным сознанием. Эта детерминация осуществляется двумя способами, двумя разными механизмами. Первый — детерминация, идущая от общества, извне, действующая во множестве конкретных направлений и разнообразных форм. Это общественные значения, понятия, установки, нормы, ценности, идеалы. Это стереотипы, которые ребенок усваивает с детства, изначально определяющие и его поведение, и способ мышления. Для первобытного человека оказалось бы непостижимым понятие и даже представление об информации, космосе и т. д. Причем, ряд понятий, установок, ценностей, будучи присвоен, уходит в сферу неосознаваемого и актуализируется лишь в проблемных, сложных ситуациях. Но целый ряд идеологических, политических, институциональных значений для одних личностей составляет сферу их актуального сознания, т. е. его высшего уровня. Для других — сферу более-менее четких (смутных), чаще довольно далеких представлений. Для третьих — то, чему личность сознательно противодействует (так мы пытаемся противостоять воздействию рекламы и других, менее безопасных форм интервенции на наше сознание со стороны СМИ).

До недавнего времени это было целенаправленное политически и социально «подкрепленное» воздействие социалистической идеологии («кто не с нами, тот — против нас»).

Самооценка

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Главные факторы, обычно определяющие самооценку человека — это его статус и его компетентность, как гарантия успешности. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное — всегда возможен личный выбор человека.

Итак, разнообразие факторов, влияющих на самооценку:

• Статус: его место в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений.

• Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял.

• Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес.

• Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все.

• Рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и корсет уверенности — самооценка поднимается.

• Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем веселый и бодрый.

• Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее.

• Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху! См.→

• Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать.

4.

В процесс переработки информации, относящемся к нашему Я, вторгается предрасположение. Мы охотно прощаем свои неудачи, принимаем похвалу и наши успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое мнение о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть опасность «задрать нос»

Существует достаточно распространенное мнение, что многие из нас имеют низкую самооценку. Психолог-гуманист Карл Роджерс пришел к выводу, что большинство людей, которых он знал, «презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить» Многие популяризаторы гуманистической психологии соглашаются с этим. «У всех нас есть комплексы неполноценности, — утверждает Джон Пауэлл. — Те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются».

Действительно, большинство из нас имеет хорошую репутацию у самих себя. Исследования самооценки показали, что даже ответы людей с низкими показателями достижений не выходят за пределы среднего. (В ответах на такие утверждения, как «У меня бывают хорошие идеи», человек с низкой самооценкой использует слова типа «в некоторой степени» или «иногда») Более того, одно из самых вызывающих, но строго установленных заключений социальной психологии касается силы предрасположения в пользу своего Я.

Предрасположение в пользу своего Я — тенденция воспринимать себя благосклонно.

Объяснение человеком позитивных и негативных событий

Раз за разом экспериментаторы обнаруживают, что люди охотно соглашаются с похвалой, когда им говорят, что они в чем-то преуспели (они относят успех на счет своих способностей и усилий), но приписывают неудачу влиянию внешних факторов, типа невезения или изначальной нерешаемости проблемы. Точно так же и спортсмены, объясняя свои победы, обычно хвалят себя, но относят потери к чему-то другому плохой день, невнятные замечания судьи, сверхусилия другой команды или нечестная игра. А как вы думаете, какую долю ответственности обычно принимаю! на себя водители в дорожно-транспортных происшествиях? В страховых пописах водители описывают свои аварии примерно так: «Неизвестно откуда взявшийся автомобиль ударил мою машину и скрылся», «Когда я приблизился к перекрестку, откуда ни возьмись появился забор, закрывающий видимость, и я не заметил другую машину», «Появился пешеход и бросился под мою машину». Для ситуаций, где играют роль и умение, и случай (игры, экзамены, резюме для приема на работу), особенно характерен следующий феномен: победители могут с легкостью приписать успех своим умениям, а проигравшие могут отнести свой проигрыш к случаю. Если я побеждаю в скраббл, это происходит благодаря моей вербальной смекалке; если же я проигрываю, то «что же можно составить с мягким знаком, не имея согласных?».

Майкл Росс и Фиоре Сиколи наблюдали феномен предрасположения в пользу своего Я в супружеском варианте. Они обнаружили, что молодые женатые мужчины обычно чувствовали, что берут на себя большую ответственность за такую домашнюю работу, как уборка и забота о детях, чем их супруги приписывают им. В американском опросе 91% жен и только 76% мужей считали, что жены чаще занимаются покупкой продуктов.

В другом исследовании мужья, оценивая свою работу по ведению домашнего хозяйства, пришли к выводу, что они делали чуть больше, чем их жены; жены, однако, считали, что они тратили вдвое больше усилий, чем их мужья. Каждый вечер мы с женой бросаем вещи для стирки в футе от корзины для грязного белья. Утром один из нас кладет его внутрь. Когда она сказала, что это моя обязанность, я подумал: «Хм, я же делаю это в 75% случаев». Поэтому я спросил ее, как часто, по ее мнению, она подбирает белье «Ну, — ответила она, — почти в 75% случаев». Неудивительно, что разведенные люди обычно обвиняют в разрыве своего партнера или что менеджеры обычно возлагают вину за плохую работу на отсутствие способностей или усилий со стороны работников. (Работники, вероятнее всего, возложат вину на что-то другое — на не отвечающие требованиям поставки, чрезмерную загруженность работой, плохой характер коллег, нечеткие указания.)

«Я» стало главной темой в психологии на основании того, что оно помогает организовать наше социальное мышление и дает энергию нашему социальному поведению. Но что влияет на наше чувство Я? В этой главе обсуждаются два компонента Я.

Культура. Индивидуалистические западные культуры воспитывают независимое, обособленное чувство Я. Коллективистские азиатские культуры и культуры стран третьего мира воспитывают более взаимозависимое, «социально связанное» чувство своего Я.

Личный опыт. Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение задачи, требующей больших усилий, порождает чувство собственной компетентности.

Далее будут рассматриваться другие компоненты Я.

Суждения других людей. Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение.

Роли, которые мы играем. Когда мы начинаем играть новую роль (студента колледжа, родителя, продавца и т. д.), сперва мы можем испытывать чувство неловкости. Постепенно, однако, наше чувство Я впитывает в себя то, что ранее воспринималось просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью.

Самооправдание и самовосприятие. Мы иногда испытываем дискомфорт, если говорили или действовали неискренне. Или если выступали в поддержку чего-то, о чем в действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои действия, идентифицируя себя с ними. Более того, наблюдая за самими собой, можно открыть, что теперь мы воспринимаем себя как человека, придерживающегося взглядов, которые мы выражали.

Социальное сравнение. Мы всегда стремимся осознать то, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Как единственная женщина в группе мужчин или как единственный канадец в группе европейцев, мы осознаем свою уникальность. Сравнение с другими также формирует нашу самоидентификацию как богатых или бедных, остроумных или туповатых, высоких или низеньких.

У студентов тоже бывает предрасположение в пользу своего Я. Тот, кто получил положительную отметку на экзамене, хочет получить и личную похвалу. Они считают, что экзамен адекватно оценивает их компетентность. Те же, кто «завалил» экзамен, скорее всего, будут его критиковать.

Но давайте рассмотрим то, как преподаватели объясняют хорошую или плохую успеваемость студентов. Когда нет необходимости казаться скромным, те, кто находится в роли учителя, имеют тенденцию хвалить себя за хорошие результаты и сваливать вину на студентов за плохие. Возможно, учителя думают: «С моей помощью Мария окончила год с отличием. Несмотря на все мои усилия, Мелинда провалилась».

Предрасположение в пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают себя с другими. Если прав был Лао-Цзы, китайский философ, живший в VI веке до н. э., говоря, что «ни в какие времена в мире не станет человек в здравом уме брать на себя слишком много, расстраивать свое здоровье, переоценивать себя», то большинство из нас несколько безумны. Ибо почти по всем параметрам, и по субъективным, и по социально желательным, большинство людей рассматривают себя не как среднего человека, а несколько выше. Это особенно заметно, когда мы сравниваем себя с людьми вообще, а не со своими конкретными знакомыми. Рассмотрим эту тему повнимательнее.

Большинство бизнесменов считают, что их нравственные устои более высоки, чем у среднего человека, занимающегося бизнесом. 90% менеджеров считают, что их коэффициент полезного действия выше, чем у среднего менеджера, равного им по рангу.

В Австралии 86% людей оценивают выполнение своей работы выше среднего уровня, 1% — ниже среднего.

В Голландии большинство учащихся средней школы считают, что они более честные, настойчивые, неординарные, дружелюбные и надежные, чем учащиеся школы в среднем.

Большинство водителей (даже те, кто в результате аварии был госпитализирован) считают себя более осторожными и умелыми, чем средние водители.

Большинство людей считает, что они более умны, чем обычные, равные им по служебному рангу лица, они лучше выглядят, у них меньше предубеждений, чем у остальных членов их сообщества.

Большинство взрослых верят в то, что они заботятся о своих престарелых родителях больше, чем их братья и сестры.

Жители Лос-Анджелеса считают, что их здоровье лучше, чем у их соседей, а большинство студентов колледжа полагают, что они переживут статистически прогнозированный для них возраст смерти почти на 10 лет.

Кажется, что любое общество подобно вымышленному Гаррисоном Кейлло-ром озеру Уобегон, где «все женщины сильны, все мужчины красивы и все дети имеют способности выше среднего». Возможно, причина такого оптимизма в том, что, несмотря на те 12% людей, которые ощущают себя старше своего возраста, значительно большее число — 66% — считают, что они слишком молоды для своего возраста. В связи с этим на ум приходит анекдот Фрейда о человеке, который говорил своей жене: «Если один из нас умрет, я думаю, что поеду жить в Париж».

Социализация личности — Стр 2

Субъективные параметры (такие как «дисциплинированный») вызывают большее предрасположение в пользу своего Я, чем объективные поведенческие параметры (такие как «пунктуальный»).

Студенты, вероятнее всего, будут оценивать себя выше по «нравственным добродетелям», чем по «умственным способностям». Жители того или иного населенного пункта в подавляющем большинстве случаев считают, что они в большей степени, чем другие, пекутся об окружающей среде, голодающих и других социальных проблемах. Тем не менее они не рассматривают себя с точки зрения того, что делают больше, например, тратят время или деньги на эти проблемы. Отчасти это происходит потому, что субъективные качества дают очень много погрешностей при формулировке нами собственных определений успеха. Оценивая свои «спортивные способности», я думаю о том, как я играл в баскетбол, а не о тех мучительных неделях, когда я прятался на правом поле, играя в бейсбол в составе Малой лиги. Оценивая свои «лидерские способности», я представляю себе образ выдающегося лидера, чей стиль схож с моим. Давая нечетким критериям свои собственные определения, каждый из нас может считать себя относительно успешным. В одном колледже приемная комиссия опросила 829 000 выпускников, и оказалось, что ни один из них не оценил себя ниже среднего по способности «ладить с другими» (субъективная желаемая черта), 60% поставили себя в верхний 10%-ный интервал выраженности этой способности, а 25% отнесли себя к самому высокому 1%-ному интервалу!

Мы также поддерживаем наше представление о себе, приписывая большое значение тому, что мы делаем хорошо. Тот, кто в течение семестра освоил вводный курс пользования компьютером, будет считать себя грамотным человеком в области компьютерной науки в современном мире. Тот, чьи успехи по данному предмету были не так высоки, скорее всего, будет презирать этих «чокнутых компьютерщиков» и исключать навыки работы с компьютером из своего имиджа.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector