Развитие речи ребенка 2

22

Введение……………………………………………………………………………2

Развитие речи ребенка………………………………………………………….3

Понимание и становление речи детей раннего возраста………………..6

Факторы риска речевых нарушений…………………………………………11

Профилактическая работа в ДОУ…………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………………….21

Введение

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции.

Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Л.Г. Соловьева, Е.Д. Дмитриева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Целью данной работы является изучение профилактики нарушения речи у детей раннего возраста. Для достижения поставленной цели в работе были рассмотрены вопросы развития речи ребенка, понимания и становления речи, факторы риска речевых нарушений и профилактическая работа в ДОУ.

Развитие речи ребенка

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь-«думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового мате­риала.

Речь не является врожденной способностью человека, она фор­мируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенству­ются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в про­цессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение фор­мируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного язы­ка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения нераз­рывно связана с работой по развитию речи детей.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы — сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутрен­ней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая раз­витию движений и речи, задерживается и его физическое и пси­хическое развитие.

Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображение, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания — диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях ...

... развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Проблема развития речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством ... письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь ...

К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му и др.).

Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Ребенок может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. Откуда ребенку знать, как нужно говорить? Он смотрит на взрослых, вслушивается и «всматривается» в их речь и пытается в меру своих возрастных и других возможностей ей подражать, постепенно все более и более приближаясь к «предлагаемому» образцу. И если он чаще всего слышит, например, «картавое» Р, то именно такое произношение этого звука и усваивает. Этим объясняются случаи нередко встречающейся «семейной» картавости, которую многие родители пытаются объяснять «наследственностью». Таким образом, здесь имеет место прямое подражание неправильному образцу.

Неблагоприятное влияние на формирование речи ребенка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Сложно в этих условиях «рассмотреть» и расслышать, как произносятся те или иные звуки, уловить звуко-слоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п. Развитие речи детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. В тех случаях, когда речь наиболее часто общающихся с ребенком взрослых бедна по содержанию и неправильна по грамматическому оформлению (бедный словарный запас, неправильное согласование слов между собой), ребенку не остается ничего другого, как усвоить предлагаемый ему «усеченный» образец.

Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В период раннего детства необходимо развивать пассивный словарь (слова которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами. Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).

Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь – искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество – изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К 3-м годам малыш употребляет почти все части речи, распространённые предложения, его общение с взрослыми и детьми становится речевым. В этот период бурно развивается инициативное обращение к взрослым (вопросы: «как?» «где?» и т.д.).

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... Боброва Музыкальный театр «Слоненок» в жизни детей-сирот М.А. Басок Развитие речи ребенка раннего возраста Н.Я. Семаго Формирование математических ... (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 вида Лешинская Т.Л. год № название автор страница   Организация индивидуального на ... слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи Г.В. Бабина, ...

Таким образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К 3-му году жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности.

Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление речи в этом возрасте ещё несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков «р», «л», наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга.

К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологи­ческие нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

Понимание и становление речи детей раннего возраста

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Для своевременного развития речи взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И. С. Кон, Е. О. Смирнова, Т. М. Сорокина, Р. В. Овчарова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается  на эмоциональную сферу матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Хорошо описаны в литературе стили привязанности ребенка к матери, а также стили воспитания. Значение этих факторов экспериментально доказано и не вызывает сомнений. Особенности речи матери, то, как она строит свое общение с ребенком, – все  это не может не сказываться на языковом и личностном развитии ребенка. Известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков. Необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым «играм» младенца. Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Поэтому очень полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

... объединяющей труды врачей и психологов. Цели данной курсовой работы: - исследование различных аспектов развития психической жизни ребенка в утробе матери, - изучение методик перинатального воспитания, - выяснение необходимости воздействия ... законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для развития жизни. Роды всегда проходили в специально

Как уже было отмечено, важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка с взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь взрослого является образцом для под­ражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной, богословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Исключительно, важное значение имеет интонационная выразительность речи. Установлено, что раньше всего малыш начинает понимать и соответственно реагировать именно на рече­вую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи может быть для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит кроме родного языка еще и другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

Желательно, чтобы члены семьи были информированы о ходе развития речи в норме и, в соответствии с этим, предъявляли к речи ребенка реальные, а не завышенные требования. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответа, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить. Темп развития речи и расширения словарного запаса в немалой степени зависит от того, сколько времени родители и другие взрослые уделяют общению с ребенком. Взрослые должны внимательно вслушиваться в речь малыша и повторять правильно те слова, которые он искажает. Воспроизводя звуки и слова по подражанию, ребенок постепенно исправляет свою речь. Особенно неразумным представляется «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Здесь ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении ее качества.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистом речевом потоке, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и ненормативное для родного языка звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и исчезают сами собой к 4-5 годам. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребёнка будет окружать напряжённая психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздражённо поправлять.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха; 2) временем возникновения слухового дефекта; 3) педагогическими ...

Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая среда должна быть специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребёнком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения (например, маршировка), пением и декламацией.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умением слышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Процесс обучения ребёнка различать звуки способствует развитию внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти.

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Это создаёт значительные трудности на пути овладения детьми грамотой.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, так как речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).
  4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
  5. В будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Факторы риска речевых нарушений

 К факторам риска речевых нарушений относится состояние мозговой недостаточности, вызванной действием биологических и социально-психологических вредностей (патогенных факторов) во внутриутробной жизни, во время родов и послеродовом периоде жизни ребёнка.В научной литературе возникает понятие «фактор риска», под которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

9 стр., 4140 слов

Тема 5. Речевые нарушения.

... Общее понятие о речевых нарушениях. Статистика распространенности различных речевых нарушений. Сравнительная характеристика нормы, недоразвития (несформированности) и нарушения речи. Отличие речевых нарушений от физиологического несовершенства речевой деятельности ребенка. Этиология речевых нарушений. Три критических периода в развитии речевой функции. Центральный ...

Биологические факторы риска развития речевых нарушений имеют патогенную природу и действуют на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.

Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, регламентируемых соответствующими законами и обеспечиваемых всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связанна с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому в системе психопрофилактических мер большое значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью исключения возможности наследственной патологии психики и речи ребёнка.

В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:

• травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;

• воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит и пр.);

• недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;

• применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;

• приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальцев и т. п.);

• наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.

С рождением ребёнка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью. Сон, крик, движение и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. На первом году жизни, помимо осмотров педиатра, ребёнка важно показать невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, в  возрасте 2-х  лет  – тем же  специалистам, а также логопеду. Такие углублённые осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути развития речи. Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. логопедический нарушение речь Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще ...

В коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Им следует знать, что сиплый или слабый голос ребенка, малая двигательная активность низкий уровень развития сосательного рефлекса и прочее свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Логопед должен разъяснить родителям механизмы компенсации имеющегося органического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для развития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо себе представлять, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Работа с детьми имеющими фактор риска речевых нарушений строится исходя из сущности патологии центральной нервной системы. Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа включает в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взгляда, его прослеживание; слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, вызывание голосовых реакций (гуления, лепета) и т.д. Жизнь ребёнка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы всё способствовало правильному развитию его движений и психики. Ранняя диагностика нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза и последствий органической недостаточности мозга.

Основное внимание обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.

К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности, нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).

Одной из профилактических рекомендаций будет ни в коем случае не переучивать насильно на правую руку. В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т.п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т.д.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи.Родителям, страдающим ею, необходимо консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребёнком.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной).

3 стр., 1079 слов

Развитие речи детей с нарушением зрения

... большой – маленький). Развитие речевого общения слабовидящего, как и зрячего ребенка, опирается на развитие фонематического слуха. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитие речи ребенка и она начинает ... разрешающей способности лаза.   Речь при нарушениях зрения     Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако ...

Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • характериологические и поведенческие особенности родителей

(тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

  • неполная семья;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре

семьи (смерть, болезнь близких, развод и т.д.)

  • резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
  • неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека);
  • несогласованность в воспитательных позициях родителей.

По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций может значительно расширяться за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуации испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка и пр.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в раннем возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

Профилактическая работа в доу

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная цель этой работы — создание педагогами такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений, в числе которых профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Но зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Но не стоит забывать, что профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей является одним из важнейших направлений работы.

Основной целью организации работы ДОУ должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач. Первая из них — диагностическая — состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации. Вторая задача — профилактическая — в самом общем виде может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии. Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей нарушений речи.

Профилактическая деятельность педагога ДОУ заключается в помощи, методическом содействии дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. Понятие «полноценность» является ключевым для профилактического блока и во многом определяет его наполнение. Педагог обязан помнить о том, что дошкольный возраст — период наиболее интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Поэтому профилактику в широком смысле следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно-потребностной и операциональной составляющих.

Современные психолого-педагогические исследования и практика дошкольного воспитания убедительно доказывают, что в основе развития и становления речи ребенка лежит развитие и становление всей его личности. Поэтому пути, прямо обращенные к нему и направленные непосредственно на развитие речи (рассказывание, чтение, объяснение картинок, беседы и др.) недостаточны. Огромное значение имеют и все те косвенные, опосредованные способы, которые ведут к укреплению сил ребенка, к поднятию всего жизненного тонуса, к наполнению его жизни ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность в речи. Выработка такой потребности и условий для ее удовлетворения являются одним из ключевых аспектов профилактической деятельности педагога дошкольного учреждения.

С этой целью в первую очередь должна быть организована доступная по форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и творческих способностей педагога, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм.

Кроме того, полноценности речевого развития содействует окружающая среда. Важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. Актуальными остаются разработанные педагогом Е.И. Тихеевой методические требования:

  • речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
  • по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
  • структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
  • содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
  • речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Требования к культуре речевой среды особенно ужесточаются, а ответственность педагога повышается в тех случаях, когда приходится работать с детьми воспитывающимися в социально неблагополучных семьях, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия. И если на причины болезнетворного, патофизиологического или анатомического характера, предрасполагающие к появлению речевых отклонений, педагогу влиять гораздо труднее (хотя в определенной степени возможно), то факторы общей и речевой среды всегда могут быть изменены им. Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности. Детская речь, как известно, в период интенсивного становления чрезвычайно ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактическая деятельность воспитателя обязательно должна включать в себя:

  • охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
  • обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение травмирующих ребенка внешних воздействий;
  • раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
  • пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.

Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока и основание для выбора соответствующих педагогических технологий определяются неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи подопечных с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития — с одной стороны, а с другой — пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Заключение

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с окружающими. Таким образом, подводя итоги изучения данной темы можно отметить следующие основные моменты:

1. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего, психологического предупреждения расстройств психических функций.

2. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрос­лым: педагогу — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят его успехи в усвоении речи.

3. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп), и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

4. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах дея­тельности.

5. Профилактические воздействия нарушения речи должны проводиться посте­пенно и направляться на все стороны нервно — психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Список литературы:

  1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарьер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  2. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2008. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
  3. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева, И.Г. Соловьева, Т.В. Титкова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с. – (Сердце отдаю детям)
  4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособ. для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2004. – 288с.
  5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: учеб. пособ. для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.