Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж

Технология развивающего обучения (Г.К. Селевко)

Выполнила:

учащаяся гр. 3-ин.яз.-1

Тойгамбаева Г.А.

г. Усть-Каменогорск

2008

Селевко Герман Константинович — кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

* в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

* в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

* в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

* в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому

Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая, антропософская. По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности — СУМ.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

20 стр., 9898 слов

Исследование социально–психологических характеристик личности ...

... 60% от числа российских пользователей Интернета. Информационные технологии открывают новые возможности для ее развития и самосовершенствования. Компьютерные игры и Интернет формируют новое сознание, ... пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и др. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и ...

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.

По организационным формам: классно-урочная + клубная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

По категории обучающихся: массовая.

Акценты целей

* Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).

* Формирование СУМ — самоуправляющих механизмов личности.

* Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

* Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

* Ученик — субъект, а не объект процесса обучения

* Обучение приоритетно по отношению к развитию

* Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью — СУМ

* Ведущая роль теоретических, методологических знаний

Дополнительные гипотезы

* Все высшие духовные потребности человека — в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации учения — значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

* Доминанта самосовершенствования — установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя — может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

* На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

* Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

Особенности содержания

1. «Теория» — освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента — курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2. «Практика» — формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.

3. «Методика» — реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

12 стр., 5570 слов

Динамика развития профессионально важных качеств личности студента ...

... развития личности и становления профессионала в процессе обучения в Вузе. Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование профессиональных ... качеств специалиста. Цель данной работы - выявление особенностей и динамики личностного развития и профессионального становления студентов на 1-3-х курсах обучения. Теоретическую основу ...

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы — Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. — Познай себя (психология личности);

VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл — Учись учиться (самообразование);

VIII кл. — Культура общения (самоутверждение);

IX кл. — Самоопределение;

X кл. — Саморегуляция;

XI кл. — Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания — методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в этой сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

— осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

— участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

— адекватные стиль и методы внешних воздействий.

10 стр., 4990 слов

Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

... священнослужитель. Что же, собственно говоря, составляет деятельность священника? Чаще всего в сознании возникает ... того чтобы служение было успешным, необходимо образование, воспитание и серьезная подготовка. Как методологически ... помогает человеку решить свои трудности в процессе жизни. Решить эти жизненные трудности ... нельзя забывать о том, что человеческая личность обладает даром свободы, и потому ...

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

* психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

* составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

* осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

* тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П. Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное — при сложившейся сегодня в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

Межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»).

Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

8 стр., 3642 слов

Высшие чувства личности и формирования их в современных условиях 2

... Введение. В  курсовой работе по теме  “Высшие чувства личности, их формирование всовременных условиях”  рассмотреныпроблемы нравственного, эстетического и интеллектуального ... маме, жертвуя игройс товарищами. Переживания,возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальнымичувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильностирешения ...

Организация учебного процесса по предметам основана на

* перенесение акцента с преподавания на учение;

* превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно-воспитательного процесса;

* использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

* приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Литература

1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987.

2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание — М., 1986.

3.Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. — М., 1996.

4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. — М., 1989.

5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания — Минск, 1974.

6.Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. — М.,1996.

7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. — М., 1990.

8.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. — 1995. — № 8;

10.Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. — Ярославль: ИПК, 1996.|

11. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. — Л., 1950.

12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.