Работа со сновидениями

Работа со сновидениями

Артем Кримнус

Мой подход к работе со сновидениями сформировался под влиянием многих психологических течений. Пожалуй, даже не только психологических, но и философских, и, отчасти, эзотерических. Ведь, чтобы говорить о том, какова цель сновидений и, как она ими достигается, надо иметь представление о душевном устройстве человека.

А в моем случае это представление носит скорее философско-мистический характер, чем строго психологический.

Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на свое представление о структуре и динамике психики.

 Надо сказать, что не существует правильной теории сновидений, как не существует в психологии и правильной теории личности. Каждый психолог разрабатывает ее для себя сам, конечно, основываясь на более фундаментальных разработках.

 У меня тоже к сновидениям свой собственный подход. Я не говорю, что придумал что-то новое. Нет, мой вариант — это солянка из того, что мне понравилось в чужих подходах и, что удалось приспособить для себя. Как и положено, все эксперименты по началу ставились на самом себе — именно мои собственные сновидения были первичным материалом для анализа. Рассказывать о том, каким мне видится устройство души, не буду — это предмет отдельного разговора. Скажу лишь, что, по моему представлению, психика стремится к равновесию, и когда человек чрезмерно развивает или, наоборот, подавляет какой-то аспект своей личности, то разными способами психика стремится вернуть человека на «путь истинный». Сновидения — это первая ласточка. Сначала душа через сновидения тихонечко подсказывает человеку, что идет не так в его жизни. А если человек намеков не понимает, душа использует более мощное средство — тревожные сны, а на следующем этапе — кошмары.

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

... учетом его социального окружения. В соответствии с данной теорией организационное поведение человека характеризуется тем, что: 1) каждый человек обладает определенным набором поведенческих реакций, сформировавшихся в течение ... выявить травмирующие переживания и освободить от них личность. Для этого используется анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. Фрейд ввел в психологию ряд важных ...

 Можно сказать, что цель сновидения — удержать человека от впадения в крайности и помочь реализовать заложенный в него потенциал. С такой позиции, вполне очевидно, что, понимая язык своих сновидений, человек может обойти очень многие мели на своем пути. Анализом и работой со сновидениями мы и займемся.

 Сновидения я рассматриваю, как тщательно поставленные спектакли с глубоким метафорическим смыслом.

Действующие лица и отдельные объекты таких постановок — это отдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма — это иллюстрация к связям и взаимоотношениям между этими аспектами, рассказанная эзоповым языком.

Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что каждый образ сновидения (персонаж или пассивный объект) — это метафорическая персонализация какой-то психической структуры. То есть, все происходящее в сновидении — это отображение происходящих в душе процессов. Поэтому, я очень осторожно отношусь к «вещим» снам. Я не говорю, что их не бывает — бывают, но только редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомого человека, это ничего не говорит о состоянии здоровья того человека и не предупреждает о надвигающейся беде.

Это может означать, что, в метафорическом смысле, для нас «умерла», то есть, утратила значение, какая-то наша часть или установка, которая изображена в сновидении в виде знакомого человека. Ну, или что-то подобное. Для меня, сон — это обратная связь со своей душой. Очень эффективная связь.

 Как и любой спектакль, сновидение имеет свой сценарий — последовательный динамический сюжет. Во сне мы видим не статическую картинку, а события, разворачивающиеся на той или иной сцене. Как я уже говорил, для понимания сновидения нам важны, во-первых, отдельные значимые образы, во-вторых, динамика и смысловая нагрузка их взаимоотношений. Я рассматриваю каждое сновидение, как повествование, у которого есть завязка, кульминация и развязка. Кульминация — самое важное, что происходит во сне; завязка — это предыстория событий, а развязка — это последствия, которые, вероятно наступят, если человек ничего не изменит в своей жизни. Структура сюжета может быть и другой, но, так или иначе, изучение и анализ структуры — это первый этап при моей работе со сновидением. Только, узнав структуру сюжета и описав основные связи между образами сновидения, можно продолжить работу — поиск смысловой нагрузки.

 Забыл упомянуть важную деталь — для понимания сновидения очень важны те эмоции и чувства, которые человек испытывал во сне и сразу после того, как проснулся. Эмоции и чувства — гораздо более важны для понимания смысла тех или иных образов сновидения, чем их визуальное изображение. Например, совершенно жуткого вида чудовище, при всем при том может вызывать чувство спокойствия и безопасности, а, безобидно выглядящая телефонная трубка, вызывать панический ужас. Поэтому говорить о сновидении, не обращая внимания на испытанные человеком чувства, — это трата времени.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... свою семеричную шкалу напряжения и утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных степеней разрежения и огненности входят в ... судить, насколько красочна и напряженна там жизнь. Все чувства вибрируют привычно ответно на тонкие воздействия. Хорошо, когда чувства утонченны и внетелесны. Ночь открывает окно в Беспредельность. ...

 Возьмем для примера такой сюжет: девушке снится, что она находится в центре огромного города; вокруг много людей; в какой-то момент она поднимает голову и видит, что в небе висит прекрасный белоснежный дворец; она испытывает радостные чувства, восхищается этим дворцом; потом она поворачивается к людям, которые находятся рядом и пытается привлечь их внимание к этому дворцу, поскольку никто на него не обращает внимания; люди реагируют прохладно и в тот момент, когда девушка снова смотрит на дворец, она видит на его месте скучное желтое здание; дворец исчез; девушка испытывает разочарование и опустошение.

 Сначала рассмотрим структуру сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное волшебное воодушевляющее, потом по какой-то причине она хочет привлечь внимание окружающих, а, когда ей это удается, видение сменяется на что-то малопривлекательное. Еще короче — есть положительный образ, девушка совершает действие, образ сменяется на нейтральный. Завязка — большой город, дворец в небе, воодушевление, кульминация — попытка привлечь внимание и трансформация дворца в простой дом, развязка — разочарование и опустошение.

 Проделав такую работу, мы уже прошли половину пути к пониманию послания, которое душа хочет донести до сознания. Во многих случаях, можно остановиться на этом этапе, поскольку дальше все становится очевидным. С нашим примером тоже можно сделать некоторые выводы — девушка совершает ошибку, желая поделиться своим видением с людьми. Она хочет, чтобы все вокруг радовались и восхищались так же, как она (материал для дальнейшего анализа).

А, передав свое видение посторонним людям, она вдруг обнаруживает потерю его ценности.

Когда она пытается рассказать всему миру о том, что видит у себя в душе, она растрачивает энергию. Ее ошибка в желании поделиться, в неумении довольствоваться единоличным переживанием своего видения. Вместо того чтобы отдаться ему полностью, она бросается к людям с восклицанием — «Смотрите! Смотрите!», а в результате, ни люди не видят ничего особенного, ни она сама. И приходит разочарование и опустошение. Кратко можно сказать, что, вероятно, девушка в жизни пытается донести до окружающих ее людей свои внутренние переживания и образы, а, проделав это, она обесценивает их для себя и утрачивает с ними связь. Пытаясь словами выразить невыразимое, человек тратит силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным и волшебным (дворец), после попыток объяснить и передать это другим, превращается в пустую бессмыслицу (простой дом).

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по ...

Оговорка — в данной трактовке сделано допущение, что люди из сновидения соответствуют реальным, пусть не конкретным, людям. Может быть и другой вариант — люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в глазах которого девушка и пытается «оправдать» ценность своего видения. Чтобы определиться более точно, нужно учитывать жизненный контекст сновидицы. На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь ведет человек, чем занимается и, что с ним вообще в данный момент происходит.

 Однако надо учитывать, что далеко не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной работы над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не получается. Кстати, вполне надежным критерием правильной трактовки сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы. Если реакция отсутствует — то есть человек не чувствует внутри никакого отклика на предложенную трактовку, значит что-то в ней не так, что-то упущено или понято не верно.

 Так вот, если «инсайт» не наступает сразу, приходит время следующего этапа. После того, как определена структура и выделены основные действующие лица и их взаимоотношения, можно приступить к их анализу. Тут есть два дополняющих друг друга подхода. Первый — поиск индивидуального смысла каждого отдельного образа, второй — определение смысла с точки зрения коллективного символизма. В обоих случаях, каждый образ изучается, сначала, отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и общим течением сюжета.

 При поиске индивидуального смысла, обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от психоаналитической техники свободных ассоциаций).

Не надо понимать поиск ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций тоже может быть эффективным).

Напомню, что за каждым образом сновидения стоит некая психическая структура — это может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая другая заморочка. Так вот, понять смысл образа — значит, докопаться до того, на что этот образ указывает. Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, один и тот же образ сновидения может у разных людей указывать на совершенно разные вещи.

Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью и дружбой, а кого-то с волками и опасностью. Поэтому, поиск индивидуального, вытекающего из личного опыта, смысла — второй по важности момент при анализе сновидения.

 Чтобы нащупать глубинный индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть глаза и погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те чувства и мысли, которые он вызывает. Часто, эффективным бывает другой подход — поиск для образа параллелей из реальной жизни, того, что созвучно этому образу или как-то его напоминает. И тот, и другой подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке образа. Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется интересным — человека просят рассказать свое сновидение с точки зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все те чувства, которые он (образ) испытывает. Как и все остальные практики в гештальт-терапии, такое проговаривание должно происходить в такой форме, как если бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще не пользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной.

14 стр., 6985 слов

Образ маленького человека в прозе Ф.Сологуба

... должен соответствовать новый герой. От Рахметова до Алеши Карамазова - таков диапазон поисков нового человека. Русская реалистическая литература - это литература не только вопросов, но и ответов. ... сладострастный "Санин" мог действительно вызвать скандал. Внешность героини, как правило, описана таким образом, что тело кажется "полуплотью". Трудно представить себе, что Сонечка Мармеладова - несчастная ...

 Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения — это тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения коллективной символики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного человека. Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга — это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга).

Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу — это центр большого города, в котором происходит действие и волшебный дворец. Подробно расписывать символику этих образов не буду — по этому вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) — самую глубинную сердцевину человеческой души. То, что девушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает.

 Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий).

А поиск индивидуального смысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические проблемы человека.

 Примерно таким вот образом происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только несколько деталей, которые надо учитывать.

 Часто одно и то же сновидение повторяется несколько раз в течение жизни — это надо расценивать, как указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается передать.

 Кошмары — это более жесткое предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар заканчивается тем, что человек просыпается от страха — это говорит о том, что психика начинает терять терпение. Здесь уже можно начинать волноваться за свое душевное благополучие.

 Многие сновидения на столько мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются отрывочно, или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы. Такие сновидения можно считать не важными, но только в том случае, если они не вызывают тревожного состояния у сновидца.

10 стр., 4722 слов

Образ человека в психоаналитической философии

... комплекса гуманитарных знаний. Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом ... Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1900 г. С тех пор в ... ортодоксальной науки. Во многом она служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур. Важнейшим ее положением было раскрытие ...

 Отсутствовать вообще сны могут по одной причине — душевная тупость или, если угодно, черствость. Если вам не снятся сны, значит, вы их слишком долго учились игнорировать. Короче, это плохо.

 По идее, у человека постоянно должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений. Конечно, есть люди, которые со временем находят более эффективные средства для ведения такого диалога, но это люди редкие. В этом смысле, важно такой диалог налаживать и поддерживать. Сновидец и его душа — это, как два собеседника.

Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходит в тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами.

 Вариантов и техник налаживания продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много. Например, можно сны зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе, подобные техники можно использовать и в тех случаях, когда человеку «не снятся» сны или их сюжет слишком запутан и не ясен. Когда общение налажено, язык сновидения становится простым и понятным. Сложность и навороченность сюжета — признак того, что слишком много накопилось такого, что душа хочет сказать человеку.

 Все. Хватит. Есть масса других тонкостей и важностей, но расписывать их все — лень. И без того масса книг по этому вопросу уже написана. А для тех, кто еще только хочет попробовать анализировать свои сны, намек — оно того стоит! Приз велик.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psychology.net.ru/