29. Проза 1930-х годов в героико-трагических обстоятельствах времени (А.Платонов, М.Булгаков, И.Эренбург, Н.Островский и др.)
Своеобразную летопись этого времени составляют произведения М. Шагинян «Гидроцентраль», И. Эренбурга «День второй», Л.Леонова «Соть», М.Шолохова «Поднятая целина», Ф.Панферова «Бруски». Развивается исторический жанр («Петр I» А.Толстого, «Цусима» Новикова – Прибоя, «Емельян Пугачев» В.Шишкова).
Остро ставится в литературе проблема воспитания людей. Она нашла свое разрешение в произведениях «Люди из захолустья» А.Малышкина, «Педагогической поэме» А.Макаренко.
В форме малого жанра оттачивается искусство наблюдения жизни, навыки краткого и точного письма. Рассказ и очерк становятся действенным средством познания нового в быстротекущей современности, лабораторией художественно–публицистического мастерства. Обилие и оперативность малых жанров позволяют широко охватить все стороны жизни. Малые жанры прозы 30–х годов отмечены нравственно–философским наполнением новеллы, социально–публицистическим движением мысли в очерке, социологическими обобщениями в фельетоне.
Выдающимся новеллистом 30–х годов является А.Платонов, художник–философ, он сосредоточил внимание на нравственно–гуманистических темах. Платонов тяготеет к жанру рассказа–притчи. Событийный момент и географический колорит в таком рассказе резко ослаблены. Внимание художника сосредоточено на духовной эволюции персонажа («Фро», «Бессмертие», «В прекрасном и яростном мире»).
В 30–е годы эволюцию переживают малые жанры в области сатиры и юмора. Это видно на примере М.М.Зощенко. В начале 1930–х у Зощенко появляется новый тип героя – человек, «потерявший человеческий облик», «праведник» («Коза», «Страшная ночь»).
Этот герой не принимает морали мещанского окружения, у него другие этические нормы, он хотел бы жить по высокой морали. Но его бунт кончается крахом. Бунт героя Зощенко лишен трагизма: личность поставлена перед необходимостью духовного сопротивления нравам своей среды. Писатель требователен и не прощает ей компромисса и капитуляции.
Развитие технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях ...
... работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на четвертом году жизни. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили ... обучении детей методам изображения животных, в выборе форм ознакомления детей с анималистическим жанром, в руководстве творческой деятельностью анималистического содержания. Исходя из выше сказанного, можно говорить ...
Идейно–художественная перестройка Зощенко сходна с рядом аналогичных процессов, совершавшихся в творчестве его современников. В частности, те же тенденции можно обнаружить у Ильфа и Петрова. Наряду с сатирическими рассказами и фельетонами печатаются их произведения, выдержанные в лирико–юмористическом ключе («Чудесные гости», «Тоня»).
Начиная со второй половины 30–х годов, появляются рассказы с более радикально обновленным сюжетно–композиционным рисунком. Существо этой перемены заключалось во введении в традиционную форму сатирического рассказа положительного героя.
В 30–е годы ведущим жанром становится роман, представленный и романом–эпопеей, и социально–философским, и публицистическим, психологическим романом. Утверждение труда как творчества, возвышенное изображение производственный процессов – все это изменило характер конфликтов, обусловило формирование новых типов романов. Выделился тип социально–философского романа («Соть»), публицистического («День второй»), социально–психологического («Энергия»).
Все большее распространение получает новый тип сюжета. Эпоха раскрывается через историю какого–либо дела на комбинате, электростанции, колхозе и т.п. Авторское внимание привлекают судьбы большого числа людей, и ни один из героев уже не занимает центрального положения.
В «Гидроцентрали» М.Шагинян «идея плановости» хозяйствования не только стала ведущим тематическим центром книги, но и подчинила себе основные компоненты ее структуры. Сюжет в романе соответствует этапам строительства гидроэлектростанции. Судьбы героев, связанных с возведением Мезингэса, подробно анализируются в соотношении со строительством (образы Арно Арэвьяна, главинжа, учительницы Малхазян).
В русло искания новых форм крупного прозаического жанра с целью отражения новой действительности входит и роман И.Эренбурга «День второй». Это произведение — лирико–публицистический репортаж, написанный непосредственно в гуще больших дел и событий. Герои этого романа (бригадир Колька Ржанов, Васька Смолин, Шор) противостоят Володе Сафонову, который избрал для себя сторону наблюдателя. Принцип контрастности, вообще–то важный составляющий момент в любом произведении искусства, в прозе Эренбурга нашел оригинальное выражение. Этот принцип не только помогает полнее показать многообразие жизни. Он был нужен, чтобы воздействовать на читателя, поразить его свободной игрой ассоциаций остроумных парадоксов, основу которых составлял контраст.
Поэтизация труда в сочетании с горячим чувством любви к родному краю нашла свое классическое выражение в книге уральского писателя П.Бажова «Малахитовая шкатулка». В те годы существовала также и линия социально–психологического (лирического) романа, представленная «Последним из Удэге» А.Фадеева и произведениями К.Паустовского и М.Пришвина («Кащеева цепь», «Жень-Шень»).
В 30–е годы работает над романом «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. Это многоплановый философский роман. В нем слилось воедино несколько творческих тенденций, характерных для произведений Булгакова 20–х годов. Центральное место в романе занимает драма мастера–художника, вошедшего в конфликт со своим временем.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... навыков, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов, регулируется бытовая деятельность с помощью ... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. ... качеств, как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы ...
Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя. История пребывания Сатаны в Москве 1930–х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Безродный.
События совершались на глазах множества людей и, тем не менее, остались не понятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе дано восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и верность, адекватность описания Мастером и настоящего. Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным», роман Булгакова может быть назван, по общеизвестному определению, энциклопедией советской жизни. Быт и нравы новой России, человеческие типы и характерные поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, – все это развернуто перед читателем с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней.
На протяжении 30–х годов значительно расширяется диапазон тем, разрабатываемых мастерами исторической художественной прозы. Это обогащение тематики происходит не только за счет хронологически большего охвата различных тем и моментов истории. Что знаменательно и важно, меняется сам подход литературы к исторической действительности, который постепенно становясь более зрелым, углубленным и разносторонним. В художественном освещении прошлого появляются новые аспекты. Творческие устремления романистов 20–х годов почти всецело замыкались в кругу одной главной темы – изображения борьбы различных социальных групп. Теперь в историческом романе в дополнение к этой прежней линии возникает новая, плодотворная и важная идейно–тематическая линия: писатели все чаще обращаются к героической истории борьбы народа за свою независимость, берутся за освещение формирования важнейших этапов национальной государственности, в их книгах воплощаются темы воинской славы, истории национальной культуры.
Во многом по–новому решает теперь литература и проблему положительного героя в историческом романе. Пафос отрицания старого мира, которым был проникнут исторический роман 20–х годов, обуславливал преобладание в нем критической тенденции в отношении к прошлому. Вместе с преодолением такой односторонности в исторический роман входят новые герои: выдающиеся государственные деятели, полководцы, деятели науки и искусства.
Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов
... Раскольникова. Сколько их в романе? Проанализируйте все сны героя. 4. Возвращение Раскольникова к жизни по мере его ... Можно ли сказать, что его литературными предшественниками являются герои романа «Отцы и дети» и «Что делать?». Теория ... человека»: «амбиция» и самоуничижение как выражение самосознания героя. Функция в романе сквозного образа «ветошки» (проанализируйте соответствующие фрагменты). ...
30–е годы – время подведения значительных социально–исторических, философско–этических итогов в прозе. Не случайно все крупнейшие эпопеи, берущие начало в 20–е годы («Тихий Дон», «Жизнь Клима Самгина», «Хождение по мукам»), получают завершение именно в этот период.
Жизнь Николая Островского стала подвигом, он был человеком воли и мужества, человеком, который неразрывно связал свою судьбу с судьбой Родины. Описанное в романе «необыкновенное время» включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и психологию героев романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые общественные отношения. В романе очень много действующих лиц (около 200), и всех их можно разделить на два противостоящих лагеря. В этой борьбе двух враждебных сил выковывался новый человек, формировались новые представления о жизни, новая мораль.Автор стремился показать как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося всегда впереди, на линии огня. Островский, объясняя смысл заглавия романа говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью».
В эпизодах романа действуют многочисленные персонажи, многие из которых очерчены довольно бегло. Массовость революционного движения в романе показана именно через эту множественность параллельных человеческих судеб. Павел Корчагин и окружающие его товарищи по борьбе, жизнь, идеалы которых в той или иной степени повторяют его жизнь и духовный облик, как раз и создают тот типичный «образ молодого бойца, на которого равнялась бы молодежь». Павел Корчагин словно вбирает в себя черты главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева, воплощая целый характер современника с присущими ему душевной чистотой и воинствующей идейностью, простой и вместе с тем необыкновенной героичностью. Павел Корчагин представляет собой «тип такого положительного героя, который непосредственным примером всей своей жизни учит жить, бороться, побеждать.
Жизнь Николая Островского стала подвигом, он был человеком воли и мужества, человеком, который неразрывно связал свою судьбу с судьбой Родины. Описанное в романе «необыкновенное время» включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и психологию героев романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые общественные отношения. В романе очень много действующих лиц (около 200), и всех их можно разделить на два противостоящих лагеря. В этой борьбе двух враждебных сил выковывался новый человек, формировались новые представления о жизни, новая мораль.Автор стремился показать как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося всегда впереди, на линии огня. Островский, объясняя смысл заглавия романа говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью».
О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. ...
... не характеризует от себя»2 . Однако, не все критики прочли в романе реалистичную жизнь человека с его утверждениями и сомнениями, увидели заявленную проблему личности и разрешение ... горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной»3 . 2. Речь героев романа Художественное внимание Достоевского распределяется между двумя задачами: во-первых, проанализировать сложные ...
В эпизодах романа действуют многочисленные персонажи, многие из которых очерчены довольно бегло. Массовость революционного движения в романе показана именно через эту множественность параллельных человеческих судеб. Павел Корчагин и окружающие его товарищи по борьбе, жизнь, идеалы которых в той или иной степени повторяют его жизнь и духовный облик, как раз и создают тот типичный «образ молодого бойца, на которого равнялась бы молодежь». Павел Корчагин словно вбирает в себя черты главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева, воплощая целый характер современника с присущими ему душевной чистотой и воинствующей идейностью, простой и вместе с тем необыкновенной героичностью. Павел Корчагин представляет собой «тип такого положительного героя, который непосредственным примером всей своей жизни учит жить, бороться, побеждать.
Несравненно углубились пути производственной и колхозной тематики в советской литературе, т. е. разработка самых центральных тем социалистической действительности, которым посвящены последние произведения М. Шолохова, Ф. Гладкова, Я. Ильина, Б. Галина, В. Катаева , И. Эренбурга, Б. Ясенского, К. Паустовского и мн. др. Новая эпоха решительно повернула самое направление в творческой разработке этих тем. Стали возникать живые образы людей, борющихся за социализм. Классовая борьба и классовая ненависть, борьба за социализм в городе и деревне показываются уже как личное дело, как дело жизни новых людей, героев социалистической эпохи, их чувств и мыслей. Именно в этом состоит главная ценность таких произведений, как «Большой конвейер» (1933) Я. Ильина, «Люди Сталинградского Тракторного» (1933) Б. Галина, «Поднятая целина» (1932) М. Шолохова. Эти произведения открывают дорогу к самой глубокой теме социалистической литературы — теме человека, как главной ценности, «самого драгоценного капитала» развивающегося советского общества. Здесь и лежит причина огромной популярности этих книг их подлинно-народного читательского успеха.
Однако необходимо подчеркнуть, что далеко не всегда проблема социалистического человека решается сейчас в производственной тематике на подлинно глубоких путях социалистической правды, на путях реализма. Такие романы, как «День второй» (1934) и «Не переводя дыхания» (1935) И. Эренбурга, отличаются от произведений Шолохова и Я. Ильина и идейной направленностью и стилем. Производственные романы И. Эренбурга при всей их внешней стилистической эффектности страдают порой недостаточной глубиной идейного содержания. Идеи мужества, дружбы и социалистической семейно-бытовой морали у Эренбурга выражены гл. обр. в лирических декларациях героев на соответствующие темы. Подойдя вплотную к образам строителей нового общества, он не сумел раскрыть их с той степенью реалистической полноты и убедительности, какая характеризует напр. образ рабочего-двадцатипятитысячника Давыдова в романе Шолохова. О росте Эренбурга как советского писателя гораздо больше говорят его яркие художественные очерки — политические памфлеты о фашистской Европе, о росте международной пролетарской борьбы. Так, эренбурговские «Письма об Испании» — блестящая книга, свидетельствующая о превосходном знании европейской жизни, насыщенная подлинной политической страстностью и остротой очерка-памфлета, жанрово и познавательно обогащающего советскую литературу.
Роль информации в жизни человека и общества
... по определенному поведению компасной стрелки. Скажем, если было время социалистическое, о котором многие хорошо помнят, то нам с ... вами внушалась идея, что все социалистическое — правильно, все антисоциалистическое — неверно. Был задан один ... от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ничего человеку в принципе дать не ...
Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы “Государственный житель” и “Усомнившийся человек”, раскрывающие силу, и перспективу бюрократизма в нашем обществе. После выхода рассказов Платонова подвергли резкой и несправедливой критике. Обвиняли писателя в тяжелых идейных грехах. Наклеивали ярлык “кулака” и “правоуклониста”. Отныне все произведения Платонова объявлялись вражескими, их печатание запрещалось. Единственное, что разрешалось печатать,— это критика“Епифанские шлюзы” повествуют о событиях XVIII века, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на женитьбу. Никого не щадя, инженер гибнет сам в пыточной башне Кремля. Он од-шовременно жертва и палач. Историческая повесть “Епифанские шлюзы” вполне прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства.В 1927—1929 годах писатель работает над повестью “Сокровенный человек” и романом “Чевенгур”. В них Платонов (описывает события недавней истории — революцию.Повесть котлован – замысел относится к осени 1929 года, когда он работал в наркомате земледелия. Материал наблюдений за ходом коллективизации накапился в записной книге платонова. Главный образ повести вызывает у нас многообразные исторические, мифологические и литературные ассоциации: с библейской вавилонской башней, с мировой литературной традицией добровольного путешествия героя в ад (божественная комедия).
Первые страницы повести перенасыщены тревогой героя. Который озабочен «смыслом жизни», «душевным смыслом», «смыслом житья» листа, , «сущностью», «истиной». Вощеву платонов отдал не только черты собственной биографии, но и ключевые сюжеты собственных раздумий над вопросами жизни. В ней Платонов говорит о том, что самый большой враг человечества — тайна смысла жизни. Не имея смысла жизни, человек не может жить. Главный герой «Котлована» Вощев «…почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться…». Не имея истины, Вощев начинает «задумываться среди общего темпа труда» и искать ее. Он ждет подсказки от природы, но та молчит, так как в ней царит такая же скука, как и в душе Вощева. Может быть, истина заключена в осмысленном труде? И постичь ее можно, разумно преодолевая, но, в то же время, и одухотворяя природу? И вот Вощев встречает людей, роющих котлован. Несомненно, они являются носителями нового сознания. Они убеждены в том, что истина им известна, и что «вещество существования» они постигли. Вощев «со скупостью надежды, со страхом утраты» наблюдает за работой этих » людей». Обретение истины для Вощева было бы настоящим торжеством, и он перестает верить людям, спокойно «похоронившим» в себе истину, когда наконец понимает, что истины-то и не было, а был лозунг, который обманул людей. Кроме Вощева и нескольких других ищущих и сомневающихся героев, у Платонова есть иные люди, живущие по принципу: «Смотри на людей и живи, пока родился». Им вообще не нужна истина, для них она заключается в классовой ненависти пролетариата. Они роют котлован для будущего счастья, но не понимают, что счастье в единстве всего со всем, и готовы уничтожить всех, мешающих и портящих, по их мнению, жизнь пролетариату. Они не способны засомневаться и «не умеют морщить лицо для печали и плача». Именно для таких людей, для Жачева, Чиклина и Сафронова в повести появляется ребенок. У Платонова, унаследовавшего гуманистические идеи Достоевского, ребенок является миру для того, чтобы люди проверили правильность своей жизни. Ребенок чувствует смысл, сущность жизни, которую успели растерять взрослые. Согласно Платонову, все без исключения взрослые несут ответственность за ребенка, и поэтому такие, как Вощев, ищут смысл, «вещество существования», чтобы отдать его детям. Что же сказал Платонов в своем «Котловане» нам, сегодняшним читателям? Что унаследовал он от гуманистической мысли девятнадцатого века, чтобы передать веку двадцатому? В плоть и кровь учения Андрея Платонова о мире и смысле жизни вошло великое открытие Достоевского, считавшего, что «здание судьбы человеческой» не может быть построено на единой слезинке ребенка, а повесть «Котлован» стала не только «духовным завещанием» писателя новым поколениям, но , к сожалению, сбывшимся пророчеством.
Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека
... параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно ... отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но ...