И. И. Соколова
(Санкт-Петербург)
5 марта 2008 года на базе Государственного научного учреждения «Институт профессионально-технического образования» Российской академии образования, основанного в 1963 году, Постановлением Президиума Российской академии образования было создано Учреждение РАО «Институт педагогического образования», переименованное в декабре 2011 года в Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО), которыми с марта 2007 года руководит директор Института Ирина Ивановна Соколова, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования.
24 октября 2013 года ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО как правопреемнику Института профессионально-технического образования РАО исполняется 50 лет со дня основания.
Необходимость создания данного научного учреждения была обусловлена влиянием и важнейшей ролью профессионального педагогического образования в социально-экономическом развитии общества, возросшими требованиями социального заказа на подготовку педагогических кадров нового социально-интегративного типа, обладающих высоким педагогическим профессионализмом и социально-личностными качествами, способствующими эффективному и качественному обучению, воспитанию и развитию обучающихся, формированию у них научного мировоззрения, активной жизненной позиции, развитию их творческого потенциала и ценностных ориентаций, а также необходимостью развития профессионального образования взрослого населения в условиях возрастающей значимости человеческого фактора в инновационной экономике страны.
Педагогическое образование и образование взрослых является социокультурным фактором развития и национальной безопасности страны, обеспечивает доступность качественного образования на протяжении всей жизни в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики, потребностями каждого гражданина. Педагогическое образование и образование взрослых тесными узами связано с динамично происходящими в социуме и общей системе образования процессами, что требует их опережающего развития, быстрого реагирования на происходящие изменения. Модернизация педагогического образования и образования взрослых прежде всего требует от фундаментальной науки обоснования создания гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал.
Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...
... и организации консультаций. Развитие умений анализировать образовательный процесс с психолого- педагогических позиций, реализации принципов профессионально- педагогического образования в вузе. Оформление индивидуального творческого, исследовательского стиля к решению ...
Исходя из современных мировых и отечественных тенденций, образовательных целей и задач государственной политики в области образования, вообще, и профессионального педагогического образования и образования взрослых, в частности, были определены основные цели деятельности ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, актуальная проблематика фундаментальных и прикладных исследований в современных социально-экономических условиях инновационного развития Российской Федерации [1, 2, 3].
Основными целями деятельности Института являются: теоретико-методологическое, психолого-педагогическое, профессиологическое, технологическое и методическое обеспечение управления и развития непрерывного педагогического образования и образования взрослых в современных условиях интеграции российского и европейского образовательного пространства; взаимодействие с научными и образовательными организациями России и СНГ по проблемам непрерывного педагогического образования и образования взрослых; определение приоритетных направлений и тематики фундаментальных и прикладных научных исследований в области педагогического образования и образования взрослых; содействие образовательной, профессиональной и просветительской педагогической деятельности.
Основные темы и задачи научно-исследовательских и опытно-экспериментальных исследований Института были сформулированы на основе Государственного задания Российской академии образования и Программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы и на 2013–2020 годы [4, 5].
В 2012 году Институт завершил пятилетний цикл фундаментальных исследований по 20 темам НИР и 15 темам ОЭР по проектам: 6.3. «Социально-педагогические основы развития педагогического образования в интегрированном образовательном пространстве современного мира», 6.4. «Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства стран СНГ», 6.5. «Методология, теория и практика педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения учащейся молодежи и взрослого населения в условиях непрерывного образования» и 7.2. «Методология подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования», – охватывающим актуальные проблемы развития педагогического образования и образования взрослых.
За прошедшие годы Институт провел научные исследования по проблемам методологии и теории прогнозирования развития непрерывного педагогического образования, разработки его терминологического аппарата; дидактики и профессиологии педагогического образования и обучения; психологии и акмеологии педагогического образования, развития ценностно-смыслового содержания деятельности современных педагогов, самореализации и воспитания личности педагога; проектирования и использования инновационных систем и процессов в педагогическом образовании; информатизации и дистанционного педагогического образования; мониторинга и оценки качества педагогического образования; развития систем последипломного и дополнительного профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; прогнозирования развития систем формального и неформального образования взрослых; содержания, форм, методов и технологий андрагогического обеспечения образования и воспитания взрослого человека и др.
Развитие потенциала личности педагога дополнительного образования
... развития профессионального самосознания, использование наработанных алгоритмов решений педагогических задач. Модель профессионального развития предполагает: - способность педагога выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической ... интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования. §3. Профессиональное развитие педагога потенциал личность педагог профессиональный ...
Среди значимых для теории и практики результатов фундаментальных и прикладных исследований Института отметим следующие:
– обоснованы и раскрыты принципы прогнозирования развития педагогического образования; проведен сравнительный анализ теории и практики прогнозирования развития педагогического образования в России и за рубежом; разработан Тезаурус педагогического образования; определены методолого-теоретические основы прогнозирования и развития педагогического образования на региональном уровне; разработана концепция совершенствования этического образования педагогов [6, 7];
– обобщены и систематизированы технико-технологические основания, механизм, инструментарий и организационно-педагогические условия реализации комплексного мониторинга качества педагогического образования; разработаны методолого-теоретические основы оценки качества педагогического образования; установлены закономерности и принципы, механизмы взаимодействия формального и неформального дополнительного образования педагогических работников в контексте обучения через всю жизнь; обоснованы критерии и показатели качества содержания постдипломного педагогического образования на основе социокультурного, модульного, компетентностного и праксеологического подходов [8, 9];
– создана концепция, определены структура и содержание дидактики непрерывного многоуровневого педагогического образования и обоснованы ее направляющие идеи и закономерности; обобщены методолого-теоретические положения профессиональной дидактики и предложена технология дидактического обеспечения педагогического образования; разработан критериально-оценочный аппарат дидактического обеспечения педагогического образования;
– выполнен сравнительный анализ профессиональных квалификаций педагогов профессионального образования в России и за рубежом; разработана структура и содержание педагогических профессий; определена система критериев и показателей, процедур мониторинга оценивания деятельности педагогов с позиций теории профессиологии; выявлены общие педагогические требования к разработке учебных программ по педагогическим учебным дисциплинам; разработана интегративная методология и теория профессиологии педагогического образования [10, 11];
– разработана концепция, раскрыты тенденции и факторы культурологического, социологического и педагогического исследования развития ценностно-смыслового содержания деятельности современных педагогов; обосновано содержание психолого-педагогического потенциала личности педагога в аспекте его самореализации; выявлены особенности возрастных кризисов педагога, определены формы и методы психолого-педагогического сопровождения педагогов в процессе их самореализации; обоснованы структура, сущность, содержание и механизмы становления профессиональной зрелости педагога, и разработана акмеологическая концепция самореализации педагога; разработаны теоретические основы профессионального самоопределения будущего педагога и интегративная модель непрерывной самореализации личности педагога профессиональной школы [12, 13];
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
... контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням ... Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд ... развитие межличностных отношений; · познание людьми друг друга; · общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания. В ходе общения формируется т.н. продукт общения - образования ...
– обоснована система социально-педагогических условий эффективного формирования междисциплинарной системы гуманитарных и профессиональных компетенций современных педагогов; раскрыты сущность и механизмы интеграции организационных и воспитательных компонентов эффективного формирования современной профессиональной культуры педагогов [14];
– разработаны теоретические положения проектирования инновационных процессов; раскрыты сущность и структура современного инновационного потенциала педагогов профессиональных лицеев и колледжей как важнейшего фактора развития смыслового содержания их профессиональной деятельности; определены механизмы нивелирования негативных процессов ресоциализации инноваций [15];
– систематизированы дидактические механизмы интенсификации учебного процесса, разработана методика проектирования интенсивных методических систем; разработаны вариативные модели продуктивного обучения школьников, и определены организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций в процессе дидактического и методического сопровождения педагогов в продуктивном обучении; разработаны научно-методические основы подготовки педагогических кадров в области разработки и использования интенсивных методических систем, а также в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на основе интегративно-модульного подхода [16, 17];
– разработаны научно-методические основы создания эффективной инфраструктуры системы образования взрослых; сформирован понятийно-категориальный аппарат, и определена общая структура программно-дидактического сопровождения непрерывного образования взрослых; обоснованы андрагогические и праксеологические подходы к информатизации открытого образования взрослых и дидактические условия их профессиональной подготовки на различных ступенях непрерывного образования; определены научные основы разработки стандартов качества профессионального образования специалистов [18, 19];
– в исследованиях, направленных на создание эффективной инфраструктуры систем образования взрослых в России и СНГ, разработаны научно-методические основы создания и механизм развития образовательного пространства при взаимодействии социокультурных институтов, определены условия реализации моделей их взаимодействия; разработаны теория и технология обеспечения внутри и межведомственного взаимодействия институтов в системе образования взрослых в России и СНГ; выявлены основные направления согласования управления педагогическим образованием в РФ и других государствах СНГ и ЕврАзЭС; разработана теория сложных методов управления педагогическим образованием [20].
В качестве важнейших достижений РАО, полученных Институтом в ходе исполнения Государственного задания Программы фундаментальных исследований государственных академий наук на 20082012 гг. признаны: профессиологическая теория педагогического образования; социально-педагогические условия формирования междисциплинарной системы гуманитарных и профессиональных компетенций личности как элементов подготовки молодых педагогов; теоретические основы междисциплинарного механизма интеграции организационных и воспитательных компонентов формирования современной культуры педагогов и студентов в условиях модернизации социально-педагогической среды; теоретико-технологические основания создания инструментария мониторинга качества педобразования; научно-методические основы создания эффективной инфраструктуры системы образования взрослых в России и СНГ; теоретические подходы к обеспечению внутри- и межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития системы образования взрослых; теория и технология андрагогического обеспечения инновационного развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; научная база разработки стандартов качества профессионального обучения специалистов с учетом требований реализации потенциала андрагогических технологий.
Образование как объект педагогической психологии
... Педагогическая психология. – М., 1998. 7. Якунин В.А. Педагогическая психология. – М., 1998. 1. Образование в общекультурном контексте Образование рассматривается как социальный институт, ... Этим трем видам формального развития соответствуют гуманитарно-научное, естественнонаучное и математическое образование. Все последующее образование осознанно или интуитивно основывается ...
Полученные результаты нашли отражение в подготовленных и опубликованных 639 научных работах: 48 монографиях, 12 концепциях, 54 сборниках научных трудов и статей, более чем 300 научных статьях, в том числе в зарубежных изданиях и отечественных рецензируемых журналах, 72 учебных методических пособиях и рекомендациях, 6 словарях, 104 аналитических обзорах, докладах и научных отчетах, 14 образовательных программах и др., являющихся основными видами научной продукции Института, многие из них были внедрены в практику работы образовательных учреждений разного уровня.
В рецензируемом журнале «Человек и образование», входящем в список ВАК и издаваемом Институтом, публикуются материалы отечественных и зарубежных исследователей по проблемам педагогического образования и образования взрослых, развитию образовательного пространства государств–участников СНГ, просветительской деятельности.
Развитие Института невозможно без взаимодействия с отечественными и зарубежными организациями, без наличия экспериментальной базы.
Институт имеет широкую экспериментальную базу, включающую более 40 опытно-экспериментальных площадок (школы, колледжи, лицеи, университеты и вузы и др.) в различных регионах и городах России, где он проводит экспериментальную работу в соответствии с заключенными договорами о творческом сотрудничестве.
Институт осуществляет также широкое международное сотрудничество с зарубежными коллегами ближнего и дальнего зарубежья: из Армении, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, а также из Великобритании, Германии, Латвии, Польши, Финляндии, Хорватии и Эстонии. Институт как базовая организация МПА СНГ подготовил проекты модельных законов «О начальном и среднем профессиональном образовании», «Об образовании взрослых», «О просветительской деятельности», «О статусе работников образования», а также рекомендации «О правовом обеспечении образования взрослых в государствах–странах СНГ» и др. документы. Одним из значимых продуктов деятельности базовой организации является разработка Концепции развития образования взрослых в Российской Федерации и других государствах–участниках СНГ, а также Плана мероприятий по реализации данной Концепции.
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий ...
... подростков 15-летнего возраста; Выбрать методы экспериментального изучения социально-педагогической деятельности по развитию социальной активности подростков 15-летнего возраста. Выявить и изучить ... взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ...
Представители Института регулярно принимают участие в работе рабочих групп по подготовке и проведению заседаний Совета по сотрудничеству в области образования государств–участников СНГ и конференций министров образования стран Содружества.
Из года в год расширяется сфера влияния и повышается статус Института, растет его научный и образовательный потенциал благодаря реализации научных программ, образовательной и экспертной деятельности, работе диссертационного совета, проведению различных научно-практических мероприятий, публикации научных трудов, развитию системы повышения квалификации педагогов.
Ученые Института принимали участие в реализации 38 федеральных целевых, региональных, ведомственных и других внеакадемических научных программ и грантов. Организовали и провели более 70 научно-практических конференций и форумов, круглых столов, методологических семинаров и мастер-классов международного, всероссийского и регионального уровней. Сотрудники Института сделали более 350 научных докладов на научно-практических мероприятиях. Кроме этого подготовили более 300 официальных экспертных заключений на различные нормативно-правовые документы, образовательные программы, научно-исследовательские проекты и отчеты, диссертационные работы, учебные и методические разработки в области педагогического образования и образования взрослых.
В Институте сохранена преемственность научных школ по проблемам профессионально-технического образования с развитием научных школ в области исследований по проблемам педагогического образования и образования взрослых, педагогической инноватики и др.
В Институте имеется аспирантура и функционирует Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.
Подготовка аспирантов ведется по дневной и заочной формам на основе бюджетного финансирования, а также аспирантов и соискателей по договорам с физическими и юридическими лицами об оказании образовательных услуг на платной основе.
Институт организует и выполняет по договорам с заказчиками: фундаментальные и прикладные исследования; экспертизу педагогических проектов, образовательных программ, учебников, учебно-методических печатных и электронных пособий, контрольно-измерительных материалов; образовательную деятельность по подготовке и повышению квалификации преподавателей и руководителей учебных заведений на основе имеющейся лицензии и другие виды деятельности, которые Институт вправе оказывать сверх государственного задания за оплату для юридических и физических лиц, перечисленных в Уставе Института.
За прошедшие 5 лет Институтом проделана значительная работа по созданию необходимого нормативно-правового и научно-организационного обеспечения, позволившего активно приступить, развернуть и реализовать научные и экспериментальные исследования по Программе фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы и Плану фундаментальных исследований РАО на 2008–2012 годы по проектам 6.3. и 6.4., где Институт выступал как головная научная организация РАО.
Образование и развитие малой группы:
... не дает сложившейся системе отношений застыть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, 2. информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта ... сплочению коллективов единомышленников; 4. снимает "синдром покорности", стимулирует активность людей; 5. стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости; 6. выявляются ...
За сравнительно короткий срок Институт стал головным научно-исследовательским институтом в стране, занимающимся комплексными фундаментальными и прикладными исследованиями в области прогнозирования и развития непрерывного педагогического образования, общего и профессионального образования взрослых. Лидирующая роль Института определяется также его статусом базовой организации Межпарламентской ассамблеи государств–участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности.
В нём трудятся ученые разных отраслей научного знания: педагоги, философы, психологи, физиологи, социологи, экономисты, инженеры различных профилей. Такая междисциплинарность Института обусловлена многогранностью его предметной научной деятельности и исследуемого системного объекта.
Новым этапом в развитии Института является проведение в 2013–2020 годах приоритетных научных исследований по Программе фундаментальных исследований государственных академий наук на 2013–2020 гг. по направлению 9. «Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России» и его проектам: 9.1. «Теоретико-методологические основы развития системы непрерывного педагогического образования в условиях современного мира», 9.2. «Инновационные механизмы и организационно-педагогические условия повышения качества педагогического образования», 9.3. «Модели и механизмы сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования разных уровней в подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров» и 9.4. «Профессиологические, психолого-педагогические и акмеологические основания развития профессиональной деятельности педагога», а также по направлению 12. «Теоретико-методологические основы структурирования и развития профессионального образования разных уровней» и его проекту 12.5. «Научное обеспечение инновационного развития образования и социализации взрослых в условиях социально-экономических перемен», по которым Институт назначен головной научной организацией.
Кроме этого Институт является соисполнителем в исследованиях по проекту 3.4. «Теоретико-методологические основания формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях непрерывного образования» и проекту 4.2. «Теоретико-методологические основания подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационных и коммуникационных технологий».
В ходе реализации указанных проектов будут получены новые ожидаемые результаты, имеющие новизну, теоретическую и практическую значимость для инновационного развития российского непрерывного педагогического образования и образования взрослых, в том числе в государствах–участниках СНГ [6].
Институт сегодня – это современное, междисциплинарное научное учреждение, имеющее в своем арсенале хороший научно-исследовательский кадровый потенциал и нормативно-правовую основу деятельности. Коллектив Института видит задачу развития института в выстраивании такого сектора научных исследований и оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования, которые соответствовали бы современному заказу общества российскому педагогическому образованию и образованию взрослых на подготовку современных педагогических кадров, с одной стороны, и индивидуальным потребностям педагогического роста и их развития, с другой.
Основные этапы развития педагогической психологии
... психолога в образовании – это функция развития и самого образования, и всех его субъектов (ребенка и детского коллектива, педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения). 4. Методы исследования в педагогической психологии ...
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, № 1662-р).
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г., № 61).
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года, № 2227-р).
4. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года, № 233-р).
5. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2012 года, № 2237-р).
6. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образование на 2013–2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года, № 792-р).
7. Колесников А. С. Тезаурус педагогического образования. Т.1 : Философия и методология образования : компаративный аспект / под общ. ред. И. И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 166 с.
8. Научное и практическое обеспечение национальной инициативы «Наша новая школа» в педагогическом образовании : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. – СПб.: УРАО ИПО, 2011. – 320 с.
9. Шилова О. Н. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях сетевой распределенной системы повышения квалификации: монография. – СПб.: УРАО ИПО, 2008. – 148 с.
10. Александрова Н. М. Профессиология педагогического образования: концепция. – СПб.: УРАО «Институт педагогического образования», 2010. – 88 с.
11. Александрова Н. М., Ламанова Л. А., Мелехин В.А. [и др.]. Теория профессиологии педагогического образования: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 230 с.
12. Социально-профессиональный портрет педагога: научный доклад / И. И. Соколова, Н. М. Александрова, А. С. Мищенко [и др.]. – СПб.: УРАО ИПО, 2009. – 102 с.
13. Батаршев А. В. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы : монография. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 192 с.
14. Успешный педагог: социокультурные аспекты его развития и исследования : монография / под общ. ред. И. И. Соколовой, О. Б. Даутовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – 112 с.
15. Образование и современность : коллект. монография / под науч. ред. Н. Н. Суртаевой, О. В. Ройтблат. – СПб., Тюмень : ТОГИРРО, 2012. – 208 с.
16. Сопин В. И. Проектирование информационно-технологических методических систем личностно ориентированного предметного обучения: монография. – СПб.: УРАО ИПО, 2008. – 208 с.
17. Подготовка педагогических кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на основе интегративно-модульного подхода : монография / под общ. ред. М. Б. Лебедевой.– СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012.– 165 с.
18. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых : монография / под ред. А. Е. Марона, Л. Ю. Монаховой. – СПб.: УРАО ИОВ, 2011. – 350 с.
19. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: монография / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова [и др.]; под ред. А. Е. Марона. – СПб.: УРАО ИОВ, 2012. – 400 с.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы ...
20. Педагогическое образование в государствах–участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – Ч. 1. – 356 с. ; Ч. 2. – 331 с.
Соколова И. И. Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие // Человек и образование. – 2013. – № 3. – С. 4-9.–.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://obrazovanie21.narod.ru/