Словарь терминов по психологии

  Словарь терминов

А

АДАПТАЦИЯ (англ. — adaptation, нем. — Adaptuerung) — приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Различают адаптацию: физиологическую; медицинскую; анализаторов (как изменение их чувствительности); социально-психологическую (как взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой при включении в новую группу); профессиональную (при включении в новые условия труда).

   АДАПТИВНОСТЬ (англ. — adaptability, нем. — Anpassungsvermogen) — способность к адаптации.

   АДЕКВАТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (англ. — adequitness of mental respons, нем. — Aquivalenz der mental Reizantwort) — соответствие психических реакций значению стимула.

   АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (англ. — adequate stimulus, нем. — Normalreiz) — раздражитель, на который сенсорный орган (анализатор) реагирует нормально.

   АКТУАЛИЗАЦИЯ (англ. — actualization, нем. — Artualization) — переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное. Понятие разработано Б.Г. Ананьевым и его учениками.

   АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (англ. — ambivalence, нем. — Ambivalenz) — одновременное существование или несовместимых эмоций и чувств (смеха и плача, любви и ненависти и т.д.) у человека к одному и тому же объекту.

   АМНЕЗИЯ (англ. — amnesia, нем. — Amnesie) — отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти; потеря памяти.

   АНАЛИЗАТОР (англ. — analysor, нем. — Analysator) — орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Термин введён в 1909 году И.П. Павловым вместо устаревшего «орган чувств». Каждый анализатор состоит из трёх частей: периферического, или воспринимающего отдела — рецептора (все органы чувств — глаз, ухо и др.), проводящих путей и высших нервных центров в коре головного мозга. Различают анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, термический, кинестатический (двигательный).

   АНКЕТА (англ. — questionary, нем. — Fragebogen) — один из методов психологии: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы в строго определённой форме (этим анкета отличается от вопросника, где ответы даются в свободной форме)

8 стр., 3991 слов

Модуль 1. Органы слуха (28 часов)

Учебные цели 1. Сформировать у студентов прочную теоретическую медико-биологи-ческую основу понимания причин и механизмов развития нарушений слуха, а также особенностей этих поражений связанных с причиной, механизмами и возрастом на момент развития дефекта. 2. Сформировать у студентов современные и профессиональные представления о строении и нормальной физиологии слухового анализатора. 3. ...

   АНИТИЦИПАЦИЯ (англ. — anticipation, нем. — Antizipation) — способность человека предвидеть, предугадывать события.

   АППЕРЦЕПЦИЯ (англ. — apperception, нем. — Apperzeption) — проявление избирательности восприятия, его зависимости от опыта и направленности индивида. Термин введён Г. Лейбницем.

   АССОЦИАЦИЯ (англ. — association, нем. — Assoziation) — связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, двигательными актами).

Основное понятие ассоциативной психологии (англ. — association psy chology), объяняющей динамику психических процессов с помощью принципа ассоциации. Различают ассоциацию по сходству, контрасту, смежности (во времени или пространстве).

Такое деление предложено Аристотелем. Термин введён Дж. Локком.

   АФФЕКТ (англ. — affect, нем. — Affect) — бурно протекающая кратковрменная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный радражитель.

Абстрагирование -мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных.  Авторитарность -склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения.  Агрессия -мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт.  Адаптация психологическая -приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам.  Адаптация теста -комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных методик применительно к условиям другой социальной и культурной среды.  Акцентуации характера -крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилины.  Амбивалентность чувств-противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения, принятия и отвержения.  Амнезия -нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга.  Анализ -интеллектуальная операция, заключающаяся в разделении целого на составляющие части или описывающие признаки.  Аналитическая психология -система взглядов швейцарского психолога К.Г.

18 стр., 8686 слов

Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности

Тема курсовой работы: Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности Содержание Введение Глава I. Теоретическое обоснование проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности 1.1 Сущность и основные характеристики адаптации 1.2 Особенности адаптации младших школьников 1.3 Социально-педагогическая деятельность ...

Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное.  Анамнез -совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения личности.  Апперцепция -влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия.  Ассертивность -способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. Ассоциация -связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других.  Атрибуция -приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков.  Аттитюд -складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений  Аутогенная тренировка -комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может использоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.  Аффект -кратковременная, быстро возникающая и бурно протекающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушениями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления аффекта могут бытьярость, гнев, ужас.  Аффилиация -проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и принимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само общение, независимо от его цели.   Б

9 стр., 4264 слов

Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

... чему-нибудь, устойчивость, законченность, определенный тип. Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Человек – биологическая сущность Личность – социальная сущность Индивидуальность – неповторимость ... они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние ... детей, по нынешней зарубежной терминологии IQ (англ. intellectual quotient). Вот примеры этих тестов. ...

   БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (англ. — psychological barrier, нем. — psychologische Barriere) — мотив, препятствующий выполнению определённых действий (в частности, общению с определённым человеком или группой людей).

   БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, БЕЗУСЛОВНАЯ РЕФАКЦИЯ (англ. — unconditional response, нем. — nightbedingle Reaktion) — врождённое инстинктивное реагирование на безусловный стимул (англ. — unconditional stimulus).

Основное понятие рефлекторной теории психики, разработанной И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.

   БИХЕВИОРИЗМ (англ. — behaviorism, нем. — Behaviorismus) — ведущее направление американской психологии первой половины ХХ века, в основе которого лежит понимание поведения человека (и животных), как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных (речевых) и эмоцилнальных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Данное положение выражается их непосредственной связью по схеме «стимул — реакция». Основоположники бихевиоризма — Э. Торидайк и Д. Уотсон

Барьер психологический-неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотношениях людей препятствуют установлению между ними открытых и доверительных отношений.  Барьер смысловой -непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуется ими по-разному.  Батарея тестов -группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест.  Бессознательное -совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение.  В

 ВАЛИДНОСТЬ (англ. — validity, нем. — Validital, Gultigkeit) — степень соответствия параметров психологического метода (анкеты, опросы, тесты) параметрам оцениваемой деятельности или функции.

   ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ (англ. — verbal thinking, нем. — Verbal Denken) — переход субъективных явлений в словах внешней или внутренней речи. Всё, что вербализовано (высказано), — осознано человеком.

3 стр., 1216 слов

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic

Натан Шварц-Салант Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic Character Disorders НФ Класс, 2007 год ISBN: 978-5-86375-142-8 Количество страниц: 296, ил. Содержание 7..............Предисловие к русскому изданию 11...........Предисловие 13........Введение 13...................1. ...

   ВНИМАНИЕ (англ. — attention, нем. — Aufmerksamkeit) — сосреботоченность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают виды понимания: непрозвольное (пассивное), произвольное (активное, когда выбор объекта внимания осуществляется сознательно, преднамеренно), послепроизвольное (волевой компонент заменяется интересом и выработанными навыками).

Характеристики внимания: объём (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределение (способность одновременно удерживать в поле сознания различные объекты), концентрация (возможность произвольного сокращения его объёма до одного объекта), интенсивность, направленность, переключение, устойчивость.

   ВНУШАЕМОСТЬ (англ. — suggestibility, нем. — Suggestibilitat) — предрасположенность личности к внушению.

   ВНУШЕНИЕ, СУГГЕСТИЯ (англ. — sussestion, нем. — Suggestion) — оздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершенению человеком поступка без обдумывания и борьбы мотивов. Объектом внушения может выступать отдельный человек, группа, социальный слой.

   ВОСПРИЯТИЕ (англ. — awareness, perception, нем. — Warnehmung, Perzeption) — свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа. В отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно и предметно.

   ВПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imptession, нем. — Eindruck) — свойственное высшим животным, и особенно человеку, психическое явление, в котором нечёткое восприятие усиливается эмоциональной окраской, вследствие чего переживание преобладает над познанием. Впечатлительность как свойство личности выражается в преобладании впечатлений над познавательной функцией восприятия окружающего мира.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества. ...

Валидность -свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой информации об изучаемом психическом явлении. Валидность показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает.  Ведущий тип деятельности -деятельность, являющаяся определяющий, решающей для психического развития в конкретный период развития человека.  Вербальный -словесный; речевой; выраженный словами.  Внушаемость -свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию.  Внушение (суггестия) -вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается.  Вытеснение -один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека.   Г

Гендерные различия -социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами.  Геронтопсихология -отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.  Гештальттерапия -направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности  Гипноз -психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода психотерапевтического воздействия.  Гипнопедия -методика обучения во время сна.  Гипнотерапия -метод лечения, основанный на гипнотическом внушении.  Групповая динамика -внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др.  Групповая совместимость -социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.    Д

20 стр., 9509 слов

Деятельность как философская категория

Содержание Введение Глава 1. Историко-философский анализ деятельности 1.1 Категория деятельности в домарксистский период 1.1.1 Древнегреческая философия. Выявление категории деятельности 1.1.2 Категория деятельности в рамках теории познания в философии Нового времени 1.2 Понимание деятельности в философии 19 и 20 века 1.2.1 Характеристика деятельности в немецкой классической философии 1.2.2 ...

   ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ (англ. — practical play, нем. — Geschafsspielen) — метод моделирования различных управленческих ипроизводственных ситуаций с целью обучения принятию решений.

   ДЕПРЕССИЯ (англ. — depression, нем. — Depression) — психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчёмности, со снижением порога побудительных мотивов, заторможенностью движений.

   ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — differential psychology, нем. — differentielle Psychologie) — отрасль психологии, изучающая различия личностей как их индивидуальности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение -поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные проявления — преступность и аморальность  Делинквент (правонарушитель) -человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия.  Деперсонализация -изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего «Я», возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий.  Депрессия -состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности.  Дефектология -наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания.  Дискомфорт -состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами.  Диспозиция -готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку.  Дистресс -чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы.  Дифференциальная психология -отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми.  З

Задатки -анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, «качества человека, на основе которых возникают и развиваются его способности  Защита психологическая-бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах.  Защитные механизмы -понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте — это чаще всего фантазирование.  Значимый другой -человек, являющийся авторитетом для другого человека.  И

    ИМПРИТИНГ, ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imprinting, нем. — Pragung) — запечатление в памяти раздражителей, ключевых для некоторых видов инстинктивного поведения; приобретается человеком вскоре после рождения как заимствованное из поведения родителей или других людей. Понятие и термин введены в начале 40-х годов ХХ века К. Лоренцем.

   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — individual psychology, нем. — Individualpsychologie) — одна из трёх основных психологических наук, наряду с общей психологией и социальной психологией. Предметом индивидуальной психологии являются психические явления, свойственные индивиду.

   ИНТРОВЕРСИЯ (англ. — introversion, нем. — Introverzion) — ориентация на свой внутренний мир;

   ИНТРОВЕРТ (англ. — introvert, нем. — Introvert) — тип личности, направленность которой в большей степени определяется внутренним миром с выраженным развитием Я, памяти и воображения. Понятие и термин введены К.Г. Юнгом.

   ИНТРОСПЕКЦИЯ (англ. — introspection, нем. — Introzpection) — самонаблюдение.

Игровая терапия -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.  Идентификация -отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.).

В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой.  Идентификация межличностная -готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.  Идентичность -свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе.  Идентичность социальная -представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии).  Иерархия -общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот).

Употребляется для характеристики социальных, психологических, математических, физиологических, лингвистических и др. структур.  Измененные состояния сознания -состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства.  Индивид -человек как единичное природное существо или отдельный представитель человеческой общности.  Индивидуальная психология -одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению .как главного источника мотивации поведения человека.  Индивидуальность -совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповторимость.  Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) -характерная для данного человека система приемов и способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая больший или меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при выполнении ее разными способами, приемами.  Индифферентность -нейтральность, равнодушие, безучастность.  Интеллект -совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя восприятие, память, воображение, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.  Интеракция -взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений.  Интерес -мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания.  Интериоризация -процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности.  Интернал -тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности себе, а не окружающим обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не других людей или окружающие обстоятельства.  Интроспекция -наблюдение человека за своей собственной психической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение.  Интуиция -1) способность личности находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без логического продумывания, обоснования; 2) своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно; интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли.  Инфантилизм -проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей и. выражается в задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста.  Ипохондрия -психическое состояние, при котором проявляются угнетенность, болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к формированию соответствующей черты характера.  К

КАТАРСИС (англ. — catharsis, нем. — Katharsis) — очищение; в психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии. Психологическая сущность катарсиса в вытеснении и смене одних эмоций другими. Понятие внедрено Аристотелем в его учении о трагедии и музыке как очищение души от плохого после сильных переживаний.

   КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — psychological categories, нем. — psychologische Kategorie) — наиболее общие и фундаментальные понятия психологической науки, отражающие существенные свойства и отношения психических явлений и процессов. Категории психологические упорядочены в следующую иерархическую лестницу: философские категории; общенаучные понятия; категории общепсихологические; категории частнопсихологические; категории психологических наук.

   КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — general psychological categories, нем. — allgemein psychologische Kategorie) — предельно широкие психологические понятия: формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики. При этом категории общепсихологические упорядочены в следующую иерархию: психика (основная психологическая категория) понимается через формы психического отражения; их дополняют потребности (как толчок), внимание (как организация) и психомоторика (как объективизация), объединяемые в категорию психических явлений; их высшее обобщение — сознание; носителем его выступают личность, проявляющаяся в только ей свойственной деятельности и являющаяся основным фактором развития психики на всех этих иерархических ступенях.

«.

   КОГНИТИВНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (англ. — cognitive, нем. — kognitiv) — относящийся к познанию только на основе мышления, через призму собственной познавательной системы.

   КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. — perceptual constancy, нем. — Wahrnechmungskonstanz) — качество восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущение.

   КОНФАБУЛЯЦИЯ (англ. — confabulation, нем. — Konfabulation) — иллюзия мышления, при которой человек верит в свою выдумку.

   КОНФОРМНОСТЬ (англ. — conformity, нем. — Konformitat) — усвоение индивидом определённых групповых норм, привычек, ценностей; свойство «быть как другие», попадать в жёсткую зависимость от группы.

Катарсис -термин древнегреческой философии (введен Аристотелем), обозначавший состояние внутреннего очищения души в результате переживания зрителем чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии трагедии, приводящего к эмоциональной разрядке. В психоанализе — очищение, душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического воздействия. Проявляется в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта, феномен освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания.  Клиническая психология-область медицинской психологии, направленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической).

Составные разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.  Когнитивный -психологический термин, характеризующий познавательные процессы.  Когнитивный диссонанс-состояние психического дискомфорта, возникающее в ситуации, когда в сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от этого состояния и потому старается устранить это противоречие. Для этого он ограничивает поток внешней информации, если она вносит противоречие в уже существующие установки, приспосабливает новые знания к полученным ранее, перестраивает свои знания и установки относительно соответствующих объектов и событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято. Термин введен американским психологом Л. Фестингером.  Когнитивный стиль -относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека, которые проявляются в используемых им познавательных стратегиях.  Коммуникабельность -способность к легкому установлению социальных контактов, общительность.  Компенсация -способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером.  Компенсация психических функций -возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.  Комплекс неполноценности -совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности.  Комплекс превосходства-совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих истинных возможностях.  Константность -постоянство, неизменность. Константный — постоянный  Конфликт -психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений. Осознается как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.  Конфликт внешний -конфронтация между субъектами.  Конфликт внутренний -столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями человека.  Конформизм -соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.  Конформность -тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих; стремление приспособиться к требованиям большинства.  Конфронтация -противодействие, противопоставление, противоборство.  Кризис психологический-состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром.  Кризисы возрастные -особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития.    Л

Лабильность -одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения.  Либидо -одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности.  Личность -человек с индивидуальным складом характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств.   М

Словарь терминов по психологии — Стр 2

Маниакальное состояние -характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания.  Мания -болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо.  Маргинальная личность-человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью.  Маскулинность -понятие для обозначения качеств человека, традиционно относящихся к мужским чертам личности.  Медитация -1) действия человека, направленные на достижение состояния углубленной сосредоточенности; 2) техника, позволяющая изменить состояние сознания путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли. Сопровождается расслабленностью (релаксацией), отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира.  Медицинская психология -прикладная наука, в задачи которой входит: — изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; — изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; — изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; — разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.  Меланхолик -тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении).  Мимика -изменение выражения лица, отражающее внутреннее состояние человека.  Мнемический процесс -процесс памяти  Мнемоника, мнемотехника -система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Мобильность -подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность.  Модальность -понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет — в зрении, тембр — в слухе, запах — в обонянии и т.п.).  Модифицировать -частично изменять, не затрагивая сути.  Мониторинг -наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения).  Монотония -психическое состояние, вызванное однообразным длительным раздражителем и проявляющееся в снижении внимания, сонливости, утомлении, падении психической активности.  Мотив -побуждение к деятельности; психологическая причина, побуждающая активность человека; то, ради чего осуществляется действие, достигается цель.  Мотивировка -обоснование, объяснение человеком причин своих действий. Может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его.  Моторный -двигательный.  Музыкотерапия -целенаправленное воздействие музыкой на психику человека с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики.  Н

Навык -полностью или частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и волевых усилий для его выполнения.  Навязчивые состояния -непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить, ни подавить.  Надежность -свойство методики (теста), характеризующее точность психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов теста к влиянию посторонних случайных факторов.  Направленность личности -совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека.  Невербальный -несловесный, неречевой — коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п.  Неврастения -невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, эффект «взрыва» эмоций возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается расстройствами сна и функций вегетативной нервной системы.  Неврозы -функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем, других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные проявления и соматические расстройства. Сопровождаются болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недостижимости жизненных целей, потери. Преобладают эмоциональные расстройства, сохраняется способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.  Невротизм -психическое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека.  Невротичность -свойство личности, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.  Негативизм -немотивированное демонстративное стремление человека к противодействию любым, в том числе и разумным, советам, мнениям, требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в защите своего «я». Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов.    О

Объективный -существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя.  Обыденное сознание -совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.  Одаренность -совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере.  Оккультизм -общее название учений, признающих существование особых духовных сил в человеке и в космосе, недоступных для простого человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших особую инициацию и специальную психическую тренировку.  Онтогенез -процесс индивидуального развития человека. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.  Оперативная память -вид памяти, предназначенный для хранения информации в течение времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого действия.  Ориентировочная реакция -реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов.   П

Парапсихология -обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся научных знаний. К феноменам парапсихологии относятся «экстрасенсорное» восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение), телепатия (передача мыслей на расстоянии от одного человека к другому), телекинез (перемещение предметов без непосредственного контакта).  Патология -1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонение от нормы  Патопсихология -раздел медицинской психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.  Перенос -переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, безобидную и более социально приемлемую.  Пограничные состояния-слабо выраженные нервно-психические расстройства, являющиеся по степени тяжести переходными между психическим здоровьем и выраженной патологией. Обычно к ним относятся психогении (неврозы, реактивные состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности.  Подсознательное -совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания.  Полевое исследование -исследование, проведенное в естественных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории.  Посттравматический синдром -совокупность признаков негативных психических последствий, возникших в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям.  Посттравматический стресс -возникший в результате психической травмы комплекс реакций: повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции при столкновении с чем-то, что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п.  Проекция -один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания.  Просоциальное поведение -поведение человека в отношениях с людьми, направленное на то, чтобы делать им добро.  Профессиограмма -совокупность психологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней.  Профориентация -система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.  Профотбор (профессиональный отбор) -отбор людей для профессионального обучения или для выполнения определенной трудовой деятельности. Осуществляется на основании изучения состояния здоровья, уровня развития профессионально важных качеств и подготовленности, психологических особенностей человека.  Психоанализ -общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом.  Психогении -группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния).  Психогенетика -область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимости от генотипа.  Психогигиена -отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой.  Психодиагностика -оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик.  Психозы -расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реальной действительности, изменении обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему.  Психокоррекция -психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития.  Психологическая совместимость -способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом.  Психопрофилактика -система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также отклоняющегося поведения.  Психосоматика -направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии, нейродермита).  Психосоматические расстройства -расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.  Психотерапия -комплексное лечебное воздействие на человека с помощью психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека.  Психотропные средства -группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным влиянием на психику человека (подавляющих и успокаивающих центральную нервную систему, стимулирующих психическую активность, настроение, работоспособность, дезорганизующих деятельность мозга), а также вещества дифференцированного воздействия на психические функции (поведение, память, работоспособность и т.д.).  Психофармакология -отрасль психологии и одновременно фармакологии, занимающаяся созданием психотропных средств и изучением их воздействия на психику.  Р

Рационализация -механизм психологической защиты, состоящий в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих действий, в объяснении собственных поступков благовидными, социально одобряемыми мотивировками, в самооправдании, придумывании искусственных оправдательных причин. Направлена на обеспечение психического комфорта, сохранение чувства собственного достоинства, целостности своего «Я», предотвращение нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.), рассчитана на моральное оправдание и снятие угрызений совести.  Регрессия поведения -форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом оказывались успешными.  Релаксация -снижение психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности.  Реминисценция -самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем забыт.  Рефлексия -1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний’ 2) (в социальной психологии) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми.  Ригидность -индивидуальная особенность психики, проявляющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.  Роль (в социальной психологии) -совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).     С

Самоактуализация -стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способностей, личностных возможностей  Самоактуализирующаяся личность -тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей  Самореализация -реализация индивидом своего уникального, неповторимого «Я», своей личности  Саморегуляция психическая -система действий человека, направленных на достижение и поддержание необходимого психического состояния, управление своей психикой  Самосознание -осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков  Сангвиник -человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью  Сензитивный возраст -период в онтогенетическом развитии человека, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств  Сенсорная депривация -лишение или ограничение возможности удовлетворения потребности организма в получении внешних впечатлений; возникает в условиях изоляции или при расстройстве каких-либо органов чувств  Смысловой барьер -возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл  Сопереживание (сочувствие) -способность человека отождествлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции  Социализация -процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении  Социальная ситуация развития -специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми; понятие введено Л.С. Выго  Социально-психологическая компетентность -способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, хорошее владение умениями, навыками и средствами социального взаимодействия  Социальные ожидания -ожидание другими людьми от человека определенных суждений, действий и поступков, соответствующих его социальной роли  Спонтанный -возникающий без специальной подготовки, например, спонтанная речь — речь, не обдуманная заранее  Способности -индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности обусловливающие быстроту и легкость усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения этой деятельности. Однако следует иметь в виду, что слово «способности» в психологической литературе нередко употребляется и в другом значении: возможность, умение что-нибудь делать как результат накопленного опыта  Стереотип социальный -устойчивые социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием жизненного опыта или мнения других людей  Стресс -состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и сверхсильных раздражителей окружающей среды. Обеспечивает адаптацию человека к быстро и резко изменяющимся обстоятельствам жизни  Стрессор (синоним — стресс-фактор) -сильное или сверхсильное внешнее или внутреннее воздействия, вызывающее стресс  Сублимация (замещение)-один из механизмов психической защиты, при котором напряжение человека в конфликтной ситуации снимается путем преобразования в формы, более приемлемые для индивида и социального окружения. Частным случаем сублимации является переключение энергии сексуальных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом  Суггестия -внушение, гипноз  Суггестопедия -обучение, основанное на гипнотическом внушении  Суицид -самоубийство  Субтест -тестовое задание, входящее в комплексный тест, направленный на измерение сложной психической функции или качества  Субъективный -основанный на индивидуальной интерпретации человеком фактов, событий, явлений; зависимый от установок или эмоций человека  Супер-эго (синоним — сверх-Я) -одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.   Т

ТЕЗАУРУС (англ. — theasaurus, нем. — Tezaurus) — систмеа слов, связанных иерархией обозначаемых ими понятий и ассоциациями с ключевыми словами: 1) словарь, в котором показаны родовидовые и другие отношения между лексическими единицами; 2) в психологии — система содержания понятий, связанных: с образами, вызываемыми воображением; с образами и атрибутами познания. Термин введён автором словаря английского языка Р. Роже в 1852 году.

   ТЕМПЕРАМЕНТ (англ. — temperament, нем. — Temperament Gemutsart) — качество личности, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной степени определяющее стиль его поведения и деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Учение о четырёх основных типах темперамента восходит к Гиппократу и Галену. Теория зависимости темперамента от конституционного типа телосложения предложена Э. Кречмером и У. Шелдоном. И.П. Павлов разработал концепцию обусловленности темперамента особенностями высшей нервной деятельности (его зависимости от типа нервной системы).

   ТЕСТ (англ. — test, нем. — Prufung) — экспериментальный психологический метод исследования того или иного психического процесса, личности в целом ил группы. Применение тестов построено по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа.

   ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (англ. — type of nervous system, нем. — Nervensystemer) — физиологическое понятие и термин, положенные в основу теории темпераментов. Введены И.П. Павловым в 1927 году. Различают сильный и слабый типы нервной системы.

   ТРЕМОР (англ. — tremor, trembling, нем. — Tremor) — непроизвольные ритмические мышечные сокращения, колебательные движения конечностей, головы при поражении нервной системы либо как следствие сильного утомления. Является противопоказанием к ряду профессий.

Телекинез -термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия  Темперамент -совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний  Тест (проба, испытание)-стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психических функций и качеств человека, предполагающая выполнение им определенных заданий (ответы на вопросы, решение задач, выполнение каких-либо движений, действий).

Предполагает количественное выражение оценок характеристик и соотнесение их с нормативными данными среднего нормального человека  Толерантность -способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям  Тревожность -индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в самых различных жизненных ситуациях  Тренинг -обучение практического характера, направленное на формирование знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных качеств  Тренинг социально-психологический -метод групповой психологической работы, ориентированный на развитие определенных социально-психологических умений и навыков    У

Умственная отсталость -стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной нервной системы  Уровень притязаний -максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя способным  Установка -готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации  Ф

Фатализм -представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше  Фемининный -имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.п., которые считаются психологическими признаками женщины  Фиксация (негибкость) -склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов  Филогенез (в психологии) -процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии  Флегматик -человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией  Фобия -навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.).

Развиваются при некоторых психозах  Фрустрация -психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии  Х

Характер -совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях  Харизма -приписывание личности «богом данных» свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности. Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти неудачи также используются для прославления лидера  Холерик -человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения   Ц

Циклоид (по классификации Э. Кречмера) -тип личностей, представляющих собой в психическом плане «прямые несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем каждому понятны».  Ч

Честолюбие -стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих  Чувства -устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности  Ш

Шизофрения -болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей  Школьная психологическая служба-специализированое подразделение в системе народного образования, основная задача которого — обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции  Э

   ЭКСТРАВЕРСИЯ (англ. — extraversion, нем. — Extraversion) — ориентация на внешние впечатления.

   ЭКСТРАВЕРТ (англ. — extravert, нем. — Extraverierter) — тип личности, направленность которой в большей степени определяется внешними воздействиями и впечатлениями. Экстраверт (в противоположность интроверту) внешне направлен; общителен, легко вступает в контакты.

   ЭМОЦИИ (англ. — emotion, feeling, нем. — Emotion, Gefuhl) — особая форма психического отражения, свойственная человеку и животным; реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции охватывают все виды чувствительности и переживаний и связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей. У взрослого человека эмоции обычно проявляются как компонент чувств.

Словарь терминов по психологии — Стр 3

   ЭМПАТИЯ (англ. -empathy, нем. — Emmpathie, Einfuhlung) — способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; необходимый компонент полноценного общения.

   ЭТАПЫ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ (англ. — stages of volitional action, нем. — Willkurhandlungphase) — в типичном проявлении следующие: осознание цели; проявление стремление стремления достичь её; осознание возможностей достижения цели; появление мотивов. утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения. Эти этапы могут перекрывать друг друга и не осознаваться человеком.

   ЭТАПЫ СМЫСЛОВОГО ЗАПОМИНАНИЯ (англ. — stages of meaning memorizing, нем. — Sinngedachtnisphase) — следующие: осознание цели запоминания; понимание его смысла; анализ понятий материала; выявление наиболее существенных мыслей; их обобщение; запоминание обобщённого.

Эгоизм -предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества  Эгоцентризм -употребляется в психологической литературе в двух основных значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, игнорировании того, что происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним эгоизма).  Эзотерический -тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных  Эйдетическая память -зрительная память, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов, способность воспроизводить их в течение достаточно длительного времени. Человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие  Эйфория -психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных  Экзситенциальная психотерапия -форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого человека и помогающая ему обрести смысл жизни  Экспертиза психологическая -привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике судебно-следственных органов, органов здравоохранения, социального обеспечения, образования, трудоустройства и т.д.  Экспрессия -выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний  Экстернал -тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность  Экстраверсия -психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления  Экстраверт -индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный  Эмпатия -понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека  Эффект ореола -явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия

    Я

«Я» -понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности  Я-концепция -динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности.