Словарь терминов по психологии

  Словарь терминов

А

АДАПТАЦИЯ (англ. — adaptation, нем. — Adaptuerung) — приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Различают адаптацию: физиологическую; медицинскую; анализаторов (как изменение их чувствительности); социально-психологическую (как взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой при включении в новую группу); профессиональную (при включении в новые условия труда).

   АДАПТИВНОСТЬ (англ. — adaptability, нем. — Anpassungsvermogen) — способность к адаптации.

   АДЕКВАТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (англ. — adequitness of mental respons, нем. — Aquivalenz der mental Reizantwort) — соответствие психических реакций значению стимула.

   АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (англ. — adequate stimulus, нем. — Normalreiz) — раздражитель, на который сенсорный орган (анализатор) реагирует нормально.

   АКТУАЛИЗАЦИЯ (англ. — actualization, нем. — Artualization) — переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное. Понятие разработано Б.Г. Ананьевым и его учениками.

   АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (англ. — ambivalence, нем. — Ambivalenz) — одновременное существование или несовместимых эмоций и чувств (смеха и плача, любви и ненависти и т.д.) у человека к одному и тому же объекту.

   АМНЕЗИЯ (англ. — amnesia, нем. — Amnesie) — отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти; потеря памяти.

   АНАЛИЗАТОР (англ. — analysor, нем. — Analysator) — орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Термин введён в 1909 году И.П. Павловым вместо устаревшего «орган чувств». Каждый анализатор состоит из трёх частей: периферического, или воспринимающего отдела — рецептора (все органы чувств — глаз, ухо и др.), проводящих путей и высших нервных центров в коре головного мозга. Различают анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, термический, кинестатический (двигательный).

   АНКЕТА (англ. — questionary, нем. — Fragebogen) — один из методов психологии: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы в строго определённой форме (этим анкета отличается от вопросника, где ответы даются в свободной форме)

8 стр., 3991 слов

Модуль 1. Органы слуха (28 часов)

... сенсорных систем. Анатомия и физиология органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Возрастные особенности органов слуха. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы ...

   АНИТИЦИПАЦИЯ (англ. — anticipation, нем. — Antizipation) — способность человека предвидеть, предугадывать события.

   АППЕРЦЕПЦИЯ (англ. — apperception, нем. — Apperzeption) — проявление избирательности восприятия, его зависимости от опыта и направленности индивида. Термин введён Г. Лейбницем.

   АССОЦИАЦИЯ (англ. — association, нем. — Assoziation) — связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, двигательными актами).

Основное понятие ассоциативной психологии (англ. — association psy chology), объяняющей динамику психических процессов с помощью принципа ассоциации. Различают ассоциацию по сходству, контрасту, смежности (во времени или пространстве).

Такое деление предложено Аристотелем. Термин введён Дж. Локком.

   АФФЕКТ (англ. — affect, нем. — Affect) — бурно протекающая кратковрменная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный радражитель.

Абстрагирование -мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных.  Авторитарность -склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения.  Агрессия -мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт.  Адаптация психологическая -приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам.  Адаптация теста -комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных методик применительно к условиям другой социальной и культурной среды.  Акцентуации характера -крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилины.  Амбивалентность чувств-противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения, принятия и отвержения.  Амнезия -нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга.  Анализ -интеллектуальная операция, заключающаяся в разделении целого на составляющие части или описывающие признаки.  Аналитическая психология -система взглядов швейцарского психолога К.Г.

Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное.  Анамнез -совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения личности.  Апперцепция -влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия.  Ассертивность -способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. Ассоциация -связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других.  Атрибуция -приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков.  Аттитюд -складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений  Аутогенная тренировка -комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может использоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.  Аффект -кратковременная, быстро возникающая и бурно протекающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушениями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления аффекта могут бытьярость, гнев, ужас.  Аффилиация -проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и принимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само общение, независимо от его цели.   Б

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...

   БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (англ. — psychological barrier, нем. — psychologische Barriere) — мотив, препятствующий выполнению определённых действий (в частности, общению с определённым человеком или группой людей).

   БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, БЕЗУСЛОВНАЯ РЕФАКЦИЯ (англ. — unconditional response, нем. — nightbedingle Reaktion) — врождённое инстинктивное реагирование на безусловный стимул (англ. — unconditional stimulus).

Основное понятие рефлекторной теории психики, разработанной И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.

   БИХЕВИОРИЗМ (англ. — behaviorism, нем. — Behaviorismus) — ведущее направление американской психологии первой половины ХХ века, в основе которого лежит понимание поведения человека (и животных), как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных (речевых) и эмоцилнальных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Данное положение выражается их непосредственной связью по схеме «стимул — реакция». Основоположники бихевиоризма — Э. Торидайк и Д. Уотсон

Барьер психологический-неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотношениях людей препятствуют установлению между ними открытых и доверительных отношений.  Барьер смысловой -непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуется ими по-разному.  Батарея тестов -группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест.  Бессознательное -совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение.  В

 ВАЛИДНОСТЬ (англ. — validity, нем. — Validital, Gultigkeit) — степень соответствия параметров психологического метода (анкеты, опросы, тесты) параметрам оцениваемой деятельности или функции.

   ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ (англ. — verbal thinking, нем. — Verbal Denken) — переход субъективных явлений в словах внешней или внутренней речи. Всё, что вербализовано (высказано), — осознано человеком.

7 стр., 3319 слов

Психические состояния личности

... момент и проявление психических свойств человека. Каменская Е.Н. Психология личности. Конспект лекций. - М.: Феникс, 2010. - 160 с. С позиций функционирования психическое состояние личности проявляется в том, насколько быстро ...

   ВНИМАНИЕ (англ. — attention, нем. — Aufmerksamkeit) — сосреботоченность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают виды понимания: непрозвольное (пассивное), произвольное (активное, когда выбор объекта внимания осуществляется сознательно, преднамеренно), послепроизвольное (волевой компонент заменяется интересом и выработанными навыками).

Характеристики внимания: объём (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределение (способность одновременно удерживать в поле сознания различные объекты), концентрация (возможность произвольного сокращения его объёма до одного объекта), интенсивность, направленность, переключение, устойчивость.

   ВНУШАЕМОСТЬ (англ. — suggestibility, нем. — Suggestibilitat) — предрасположенность личности к внушению.

   ВНУШЕНИЕ, СУГГЕСТИЯ (англ. — sussestion, нем. — Suggestion) — оздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершенению человеком поступка без обдумывания и борьбы мотивов. Объектом внушения может выступать отдельный человек, группа, социальный слой.

   ВОСПРИЯТИЕ (англ. — awareness, perception, нем. — Warnehmung, Perzeption) — свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа. В отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно и предметно.

   ВПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imptession, нем. — Eindruck) — свойственное высшим животным, и особенно человеку, психическое явление, в котором нечёткое восприятие усиливается эмоциональной окраской, вследствие чего переживание преобладает над познанием. Впечатлительность как свойство личности выражается в преобладании впечатлений над познавательной функцией восприятия окружающего мира.

Валидность -свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой информации об изучаемом психическом явлении. Валидность показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает.  Ведущий тип деятельности -деятельность, являющаяся определяющий, решающей для психического развития в конкретный период развития человека.  Вербальный -словесный; речевой; выраженный словами.  Внушаемость -свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию.  Внушение (суггестия) -вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается.  Вытеснение -один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека.   Г

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... В связи с этим появляется необходимость изучения деструктивного влияния педагогической деятельности на личность учителя, проявляющегося в стагнации, профессиональных кризисах и деформациях. Оснащение педагогов ... случаев профессиональной деформации, которая есть в первую очередь особенность отношения человека к своей деятельности, а не количество работы, например. Можно работать долго и упорно ...

Гендерные различия -социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами.  Геронтопсихология -отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.  Гештальттерапия -направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности  Гипноз -психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода психотерапевтического воздействия.  Гипнопедия -методика обучения во время сна.  Гипнотерапия -метод лечения, основанный на гипнотическом внушении.  Групповая динамика -внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др.  Групповая совместимость -социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.    Д

   ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ (англ. — practical play, нем. — Geschafsspielen) — метод моделирования различных управленческих ипроизводственных ситуаций с целью обучения принятию решений.

   ДЕПРЕССИЯ (англ. — depression, нем. — Depression) — психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчёмности, со снижением порога побудительных мотивов, заторможенностью движений.

   ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — differential psychology, нем. — differentielle Psychologie) — отрасль психологии, изучающая различия личностей как их индивидуальности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение -поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные проявления — преступность и аморальность  Делинквент (правонарушитель) -человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия.  Деперсонализация -изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего «Я», возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий.  Депрессия -состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности.  Дефектология -наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания.  Дискомфорт -состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами.  Диспозиция -готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку.  Дистресс -чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы.  Дифференциальная психология -отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми.  З

2 стр., 573 слов

Диагностика эмоциональных состояний личности.

... чувств в познавательной, практической деятельности человека. Функции эмоций и чувств. 3. Эмоции и эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, ... практические) как результат общественного развития. Диагностика эмоциональных состояний личности. 6. Формы проявления чувств. 7. Общее понятие о ... 1. /краткий конспект/ 8. Одаренные дети: Пер. с англ. – М., 1991. 9. Савенков А.И. Детская одаренность ...

Задатки -анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, «качества человека, на основе которых возникают и развиваются его способности  Защита психологическая-бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах.  Защитные механизмы -понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте — это чаще всего фантазирование.  Значимый другой -человек, являющийся авторитетом для другого человека.  И

    ИМПРИТИНГ, ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imprinting, нем. — Pragung) — запечатление в памяти раздражителей, ключевых для некоторых видов инстинктивного поведения; приобретается человеком вскоре после рождения как заимствованное из поведения родителей или других людей. Понятие и термин введены в начале 40-х годов ХХ века К. Лоренцем.

   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — individual psychology, нем. — Individualpsychologie) — одна из трёх основных психологических наук, наряду с общей психологией и социальной психологией. Предметом индивидуальной психологии являются психические явления, свойственные индивиду.

   ИНТРОВЕРСИЯ (англ. — introversion, нем. — Introverzion) — ориентация на свой внутренний мир;

   ИНТРОВЕРТ (англ. — introvert, нем. — Introvert) — тип личности, направленность которой в большей степени определяется внутренним миром с выраженным развитием Я, памяти и воображения. Понятие и термин введены К.Г. Юнгом.

   ИНТРОСПЕКЦИЯ (англ. — introspection, нем. — Introzpection) — самонаблюдение.

Игровая терапия -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.  Идентификация -отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.).

В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой.  Идентификация межличностная -готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.  Идентичность -свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе.  Идентичность социальная -представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии).  Иерархия -общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот).

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Использование детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного учреждения Содержание: Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. ...

Употребляется для характеристики социальных, психологических, математических, физиологических, лингвистических и др. структур.  Измененные состояния сознания -состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства.  Индивид -человек как единичное природное существо или отдельный представитель человеческой общности.  Индивидуальная психология -одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению .как главного источника мотивации поведения человека.  Индивидуальность -совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповторимость.  Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) -характерная для данного человека система приемов и способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая больший или меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при выполнении ее разными способами, приемами.  Индифферентность -нейтральность, равнодушие, безучастность.  Интеллект -совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя восприятие, память, воображение, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.  Интеракция -взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений.  Интерес -мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания.  Интериоризация -процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности.  Интернал -тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности себе, а не окружающим обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не других людей или окружающие обстоятельства.  Интроспекция -наблюдение человека за своей собственной психической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение.  Интуиция -1) способность личности находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без логического продумывания, обоснования; 2) своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно; интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли.  Инфантилизм -проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей и. выражается в задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста.  Ипохондрия -психическое состояние, при котором проявляются угнетенность, болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к формированию соответствующей черты характера.  К

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой такую организацию деятельности человека, ... и количественными значениями. Организация и ее элементы Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели, совокупность взаимоотношений прав ...

КАТАРСИС (англ. — catharsis, нем. — Katharsis) — очищение; в психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии. Психологическая сущность катарсиса в вытеснении и смене одних эмоций другими. Понятие внедрено Аристотелем в его учении о трагедии и музыке как очищение души от плохого после сильных переживаний.

   КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — psychological categories, нем. — psychologische Kategorie) — наиболее общие и фундаментальные понятия психологической науки, отражающие существенные свойства и отношения психических явлений и процессов. Категории психологические упорядочены в следующую иерархическую лестницу: философские категории; общенаучные понятия; категории общепсихологические; категории частнопсихологические; категории психологических наук.

   КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — general psychological categories, нем. — allgemein psychologische Kategorie) — предельно широкие психологические понятия: формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики. При этом категории общепсихологические упорядочены в следующую иерархию: психика (основная психологическая категория) понимается через формы психического отражения; их дополняют потребности (как толчок), внимание (как организация) и психомоторика (как объективизация), объединяемые в категорию психических явлений; их высшее обобщение — сознание; носителем его выступают личность, проявляющаяся в только ей свойственной деятельности и являющаяся основным фактором развития психики на всех этих иерархических ступенях.

«.

   КОГНИТИВНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (англ. — cognitive, нем. — kognitiv) — относящийся к познанию только на основе мышления, через призму собственной познавательной системы.

   КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. — perceptual constancy, нем. — Wahrnechmungskonstanz) — качество восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущение.

   КОНФАБУЛЯЦИЯ (англ. — confabulation, нем. — Konfabulation) — иллюзия мышления, при которой человек верит в свою выдумку.

   КОНФОРМНОСТЬ (англ. — conformity, нем. — Konformitat) — усвоение индивидом определённых групповых норм, привычек, ценностей; свойство «быть как другие», попадать в жёсткую зависимость от группы.

Катарсис -термин древнегреческой философии (введен Аристотелем), обозначавший состояние внутреннего очищения души в результате переживания зрителем чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии трагедии, приводящего к эмоциональной разрядке. В психоанализе — очищение, душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического воздействия. Проявляется в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта, феномен освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания.  Клиническая психология-область медицинской психологии, направленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической).

10 стр., 4825 слов

Мотивы деятельности личности

... значимого материала. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий ... внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, ...

Составные разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.  Когнитивный -психологический термин, характеризующий познавательные процессы.  Когнитивный диссонанс-состояние психического дискомфорта, возникающее в ситуации, когда в сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от этого состояния и потому старается устранить это противоречие. Для этого он ограничивает поток внешней информации, если она вносит противоречие в уже существующие установки, приспосабливает новые знания к полученным ранее, перестраивает свои знания и установки относительно соответствующих объектов и событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято. Термин введен американским психологом Л. Фестингером.  Когнитивный стиль -относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека, которые проявляются в используемых им познавательных стратегиях.  Коммуникабельность -способность к легкому установлению социальных контактов, общительность.  Компенсация -способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером.  Компенсация психических функций -возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.  Комплекс неполноценности -совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности.  Комплекс превосходства-совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих истинных возможностях.  Константность -постоянство, неизменность. Константный — постоянный  Конфликт -психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений. Осознается как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.  Конфликт внешний -конфронтация между субъектами.  Конфликт внутренний -столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями человека.  Конформизм -соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.  Конформность -тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих; стремление приспособиться к требованиям большинства.  Конфронтация -противодействие, противопоставление, противоборство.  Кризис психологический-состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром.  Кризисы возрастные -особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития.    Л

Лабильность -одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения.  Либидо -одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности.  Личность -человек с индивидуальным складом характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств.   М

Словарь терминов по психологии — Стр 2

Маниакальное состояние -характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания.  Мания -болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо.  Маргинальная личность-человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью.  Маскулинность -понятие для обозначения качеств человека, традиционно относящихся к мужским чертам личности.  Медитация -1) действия человека, направленные на достижение состояния углубленной сосредоточенности; 2) техника, позволяющая изменить состояние сознания путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли. Сопровождается расслабленностью (релаксацией), отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира.  Медицинская психология -прикладная наука, в задачи которой входит: — изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; — изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; — изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; — разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.  Меланхолик -тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении).  Мимика -изменение выражения лица, отражающее внутреннее состояние человека.  Мнемический процесс -процесс памяти  Мнемоника, мнемотехника -система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Мобильность -подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность.  Модальность -понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет — в зрении, тембр — в слухе, запах — в обонянии и т.п.).  Модифицировать -частично изменять, не затрагивая сути.  Мониторинг -наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения).  Монотония -психическое состояние, вызванное однообразным длительным раздражителем и проявляющееся в снижении внимания, сонливости, утомлении, падении психической активности.  Мотив -побуждение к деятельности; психологическая причина, побуждающая активность человека; то, ради чего осуществляется действие, достигается цель.  Мотивировка -обоснование, объяснение человеком причин своих действий. Может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его.  Моторный -двигательный.  Музыкотерапия -целенаправленное воздействие музыкой на психику человека с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики.  Н

Навык -полностью или частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и волевых усилий для его выполнения.  Навязчивые состояния -непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить, ни подавить.  Надежность -свойство методики (теста), характеризующее точность психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов теста к влиянию посторонних случайных факторов.  Направленность личности -совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека.  Невербальный -несловесный, неречевой — коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п.  Неврастения -невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, эффект «взрыва» эмоций возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается расстройствами сна и функций вегетативной нервной системы.  Неврозы -функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем, других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные проявления и соматические расстройства. Сопровождаются болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недостижимости жизненных целей, потери. Преобладают эмоциональные расстройства, сохраняется способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.  Невротизм -психическое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека.  Невротичность -свойство личности, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.  Негативизм -немотивированное демонстративное стремление человека к противодействию любым, в том числе и разумным, советам, мнениям, требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в защите своего «я». Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов.    О

Объективный -существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя.  Обыденное сознание -совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.  Одаренность -совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере.  Оккультизм -общее название учений, признающих существование особых духовных сил в человеке и в космосе, недоступных для простого человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших особую инициацию и специальную психическую тренировку.  Онтогенез -процесс индивидуального развития человека. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.  Оперативная память -вид памяти, предназначенный для хранения информации в течение времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого действия.  Ориентировочная реакция -реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов.   П

Парапсихология -обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся научных знаний. К феноменам парапсихологии относятся «экстрасенсорное» восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение), телепатия (передача мыслей на расстоянии от одного человека к другому), телекинез (перемещение предметов без непосредственного контакта).  Патология -1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонение от нормы  Патопсихология -раздел медицинской психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.  Перенос -переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, безобидную и более социально приемлемую.  Пограничные состояния-слабо выраженные нервно-психические расстройства, являющиеся по степени тяжести переходными между психическим здоровьем и выраженной патологией. Обычно к ним относятся психогении (неврозы, реактивные состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности.  Подсознательное -совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания.  Полевое исследование -исследование, проведенное в естественных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории.  Посттравматический синдром -совокупность признаков негативных психических последствий, возникших в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям.  Посттравматический стресс -возникший в результате психической травмы комплекс реакций: повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции при столкновении с чем-то, что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п.  Проекция -один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания.  Просоциальное поведение -поведение человека в отношениях с людьми, направленное на то, чтобы делать им добро.  Профессиограмма -совокупность психологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней.  Профориентация -система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.  Профотбор (профессиональный отбор) -отбор людей для профессионального обучения или для выполнения определенной трудовой деятельности. Осуществляется на основании изучения состояния здоровья, уровня развития профессионально важных качеств и подготовленности, психологических особенностей человека.  Психоанализ -общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом.  Психогении -группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния).  Психогенетика -область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимости от генотипа.  Психогигиена -отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой.  Психодиагностика -оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик.  Психозы -расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реальной действительности, изменении обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему.  Психокоррекция -психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития.  Психологическая совместимость -способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом.  Психопрофилактика -система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также отклоняющегося поведения.  Психосоматика -направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии, нейродермита).  Психосоматические расстройства -расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.  Психотерапия -комплексное лечебное воздействие на человека с помощью психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека.  Психотропные средства -группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным влиянием на психику человека (подавляющих и успокаивающих центральную нервную систему, стимулирующих психическую активность, настроение, работоспособность, дезорганизующих деятельность мозга), а также вещества дифференцированного воздействия на психические функции (поведение, память, работоспособность и т.д.).  Психофармакология -отрасль психологии и одновременно фармакологии, занимающаяся созданием психотропных средств и изучением их воздействия на психику.  Р

Рационализация -механизм психологической защиты, состоящий в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих действий, в объяснении собственных поступков благовидными, социально одобряемыми мотивировками, в самооправдании, придумывании искусственных оправдательных причин. Направлена на обеспечение психического комфорта, сохранение чувства собственного достоинства, целостности своего «Я», предотвращение нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.), рассчитана на моральное оправдание и снятие угрызений совести.  Регрессия поведения -форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом оказывались успешными.  Релаксация -снижение психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности.  Реминисценция -самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем забыт.  Рефлексия -1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний’ 2) (в социальной психологии) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми.  Ригидность -индивидуальная особенность психики, проявляющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.  Роль (в социальной психологии) -совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).     С

Самоактуализация -стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способностей, личностных возможностей  Самоактуализирующаяся личность -тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей  Самореализация -реализация индивидом своего уникального, неповторимого «Я», своей личности  Саморегуляция психическая -система действий человека, направленных на достижение и поддержание необходимого психического состояния, управление своей психикой  Самосознание -осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков  Сангвиник -человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью  Сензитивный возраст -период в онтогенетическом развитии человека, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств  Сенсорная депривация -лишение или ограничение возможности удовлетворения потребности организма в получении внешних впечатлений; возникает в условиях изоляции или при расстройстве каких-либо органов чувств  Смысловой барьер -возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл  Сопереживание (сочувствие) -способность человека отождествлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции  Социализация -процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении  Социальная ситуация развития -специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми; понятие введено Л.С. Выго  Социально-психологическая компетентность -способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, хорошее владение умениями, навыками и средствами социального взаимодействия  Социальные ожидания -ожидание другими людьми от человека определенных суждений, действий и поступков, соответствующих его социальной роли  Спонтанный -возникающий без специальной подготовки, например, спонтанная речь — речь, не обдуманная заранее  Способности -индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности обусловливающие быстроту и легкость усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения этой деятельности. Однако следует иметь в виду, что слово «способности» в психологической литературе нередко употребляется и в другом значении: возможность, умение что-нибудь делать как результат накопленного опыта  Стереотип социальный -устойчивые социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием жизненного опыта или мнения других людей  Стресс -состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и сверхсильных раздражителей окружающей среды. Обеспечивает адаптацию человека к быстро и резко изменяющимся обстоятельствам жизни  Стрессор (синоним — стресс-фактор) -сильное или сверхсильное внешнее или внутреннее воздействия, вызывающее стресс  Сублимация (замещение)-один из механизмов психической защиты, при котором напряжение человека в конфликтной ситуации снимается путем преобразования в формы, более приемлемые для индивида и социального окружения. Частным случаем сублимации является переключение энергии сексуальных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом  Суггестия -внушение, гипноз  Суггестопедия -обучение, основанное на гипнотическом внушении  Суицид -самоубийство  Субтест -тестовое задание, входящее в комплексный тест, направленный на измерение сложной психической функции или качества  Субъективный -основанный на индивидуальной интерпретации человеком фактов, событий, явлений; зависимый от установок или эмоций человека  Супер-эго (синоним — сверх-Я) -одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.   Т

ТЕЗАУРУС (англ. — theasaurus, нем. — Tezaurus) — систмеа слов, связанных иерархией обозначаемых ими понятий и ассоциациями с ключевыми словами: 1) словарь, в котором показаны родовидовые и другие отношения между лексическими единицами; 2) в психологии — система содержания понятий, связанных: с образами, вызываемыми воображением; с образами и атрибутами познания. Термин введён автором словаря английского языка Р. Роже в 1852 году.

   ТЕМПЕРАМЕНТ (англ. — temperament, нем. — Temperament Gemutsart) — качество личности, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной степени определяющее стиль его поведения и деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Учение о четырёх основных типах темперамента восходит к Гиппократу и Галену. Теория зависимости темперамента от конституционного типа телосложения предложена Э. Кречмером и У. Шелдоном. И.П. Павлов разработал концепцию обусловленности темперамента особенностями высшей нервной деятельности (его зависимости от типа нервной системы).

   ТЕСТ (англ. — test, нем. — Prufung) — экспериментальный психологический метод исследования того или иного психического процесса, личности в целом ил группы. Применение тестов построено по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа.

   ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (англ. — type of nervous system, нем. — Nervensystemer) — физиологическое понятие и термин, положенные в основу теории темпераментов. Введены И.П. Павловым в 1927 году. Различают сильный и слабый типы нервной системы.

   ТРЕМОР (англ. — tremor, trembling, нем. — Tremor) — непроизвольные ритмические мышечные сокращения, колебательные движения конечностей, головы при поражении нервной системы либо как следствие сильного утомления. Является противопоказанием к ряду профессий.

Телекинез -термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия  Темперамент -совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний  Тест (проба, испытание)-стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психических функций и качеств человека, предполагающая выполнение им определенных заданий (ответы на вопросы, решение задач, выполнение каких-либо движений, действий).

Предполагает количественное выражение оценок характеристик и соотнесение их с нормативными данными среднего нормального человека  Толерантность -способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям  Тревожность -индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в самых различных жизненных ситуациях  Тренинг -обучение практического характера, направленное на формирование знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных качеств  Тренинг социально-психологический -метод групповой психологической работы, ориентированный на развитие определенных социально-психологических умений и навыков    У

Умственная отсталость -стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной нервной системы  Уровень притязаний -максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя способным  Установка -готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации  Ф

Фатализм -представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше  Фемининный -имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.п., которые считаются психологическими признаками женщины  Фиксация (негибкость) -склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов  Филогенез (в психологии) -процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии  Флегматик -человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией  Фобия -навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.).

Развиваются при некоторых психозах  Фрустрация -психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии  Х

Характер -совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях  Харизма -приписывание личности «богом данных» свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности. Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти неудачи также используются для прославления лидера  Холерик -человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения   Ц

Циклоид (по классификации Э. Кречмера) -тип личностей, представляющих собой в психическом плане «прямые несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем каждому понятны».  Ч

Честолюбие -стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих  Чувства -устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности  Ш

Шизофрения -болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей  Школьная психологическая служба-специализированое подразделение в системе народного образования, основная задача которого — обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции  Э

   ЭКСТРАВЕРСИЯ (англ. — extraversion, нем. — Extraversion) — ориентация на внешние впечатления.

   ЭКСТРАВЕРТ (англ. — extravert, нем. — Extraverierter) — тип личности, направленность которой в большей степени определяется внешними воздействиями и впечатлениями. Экстраверт (в противоположность интроверту) внешне направлен; общителен, легко вступает в контакты.

   ЭМОЦИИ (англ. — emotion, feeling, нем. — Emotion, Gefuhl) — особая форма психического отражения, свойственная человеку и животным; реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции охватывают все виды чувствительности и переживаний и связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей. У взрослого человека эмоции обычно проявляются как компонент чувств.

Словарь терминов по психологии — Стр 3

   ЭМПАТИЯ (англ. -empathy, нем. — Emmpathie, Einfuhlung) — способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; необходимый компонент полноценного общения.

   ЭТАПЫ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ (англ. — stages of volitional action, нем. — Willkurhandlungphase) — в типичном проявлении следующие: осознание цели; проявление стремление стремления достичь её; осознание возможностей достижения цели; появление мотивов. утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения. Эти этапы могут перекрывать друг друга и не осознаваться человеком.

   ЭТАПЫ СМЫСЛОВОГО ЗАПОМИНАНИЯ (англ. — stages of meaning memorizing, нем. — Sinngedachtnisphase) — следующие: осознание цели запоминания; понимание его смысла; анализ понятий материала; выявление наиболее существенных мыслей; их обобщение; запоминание обобщённого.

Эгоизм -предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества  Эгоцентризм -употребляется в психологической литературе в двух основных значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, игнорировании того, что происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним эгоизма).  Эзотерический -тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных  Эйдетическая память -зрительная память, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов, способность воспроизводить их в течение достаточно длительного времени. Человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие  Эйфория -психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных  Экзситенциальная психотерапия -форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого человека и помогающая ему обрести смысл жизни  Экспертиза психологическая -привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике судебно-следственных органов, органов здравоохранения, социального обеспечения, образования, трудоустройства и т.д.  Экспрессия -выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний  Экстернал -тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность  Экстраверсия -психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления  Экстраверт -индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный  Эмпатия -понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека  Эффект ореола -явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия

    Я

«Я» -понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности  Я-концепция -динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности.