Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
Глоссарий
«АНАНДА МАРГА ПРАЧАРАКА САМГХА» – организация «Ананда Марга».
«АНАНДА МАРГА» – « Путь Блаженства».
AНУЧЧХУ НЬЯ(anucchúnyá)– названиеШАКТИ, когда Брахма находится в необусловленном состоянии.
АБХИДХЬЯ НА(abhidhyána)– интенсивная идеация Бога.
АВАДХУ ТА(м.) или АВАДХУ ТИКА(ж.) (avadhúta, avadhútika)– букв.: тот, кто абсолютно чист ментально и духовно; монах или монахиня системы, близкой к традициям шиватантры.
А ВАРАНИША КТИ(ávarańii shakti) – затмевающая (скрывающая) сила;
АВИДЬЯ – невежество, внешненаправленная, экстравертная сила, аспект космического действующего Начала, который обеспечивает движение от тонкого к грубому.
АВИДЬЯМА ЙЯ(avidyámáyá)– центробежная сила, направленная от Ядра, сила невежества.
А ГЬЯЧАКРА (ájiná cakra)– находится в центре головы.
АДХА РМА(аdharma) – действия, которые противоречат дхарме; неправедные действия.
АКА ШАТА ТТВА(ákáshatattva)– эфирный фактор, один из пяти фундаментальных факторов.
АКХАНДА КИРТАН – непрерывный круговой киртан, длящийся количество часов, кратное трем (3 часа, 6 часов и т.д.).
АМАВАСЬЯ – новолуние.
АМРИ ТА(amrta) – секрет блаженства, «нектар», выделяемый шишковидной железой.
АНАНДА – божественное блаженство.
А НАНДАМ(ánandam)– бесконечное удовольствие, блаженство, находящееся за пределами ограниченного мира и вне ограниченного разума.
АНАХА ТАЧА КРА(anáhata)– находится в позвоночнике в области сердца, контролирует воздушный фактор.
АННАМА ЯКО ША(annamaya kośa) – « ко!ша, состоящая из пищи»; ко!шуобразуют пять фундаментальных факторов, и здесь преобладает статичное начало Пракри!ти.
АНУДХЬЯ НА(anudhyána)– интенсивное стремление к высшему Сознанию, погоня за ним.
АПАТА ТТВА(ápatattva)– жидкостный фактор, один из пяти фундаментальных факторов.
АПТАГЬЯ НА (áptajiṋána) – абсолютное трансцендентальное всеобъемлющее знание, приобретаемое в результате духовных практик.
АРЧАНА(arcane) – внешнее подношение Богу, неискреннее внешнее поклонение.
Стр. 1 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
А САН (ásana – позы, в которых тело остается неподвижным в течение некоторого времени; происходит давление на определенные железы тела, вследствие чего, балансируется секреция желез, предотвращаются заболевания, сохраняется гибкость тела, становится спокойным и сконцентрированным разум. Третья ступень
АТИМАНА САКО ША(atimánasa kośa) – ко!ша«высокого разума»; первый из трех слоев расширенного сверхсознательного «причинного» разума; проникновение в этот слой дает способность «видеть» прошлое, настоящее и будущее;
АТМАГЬЯ НА(átmajiṋána)– желание познать внутреннюю Суть.
А ТМАН(Átman) – душа, или чистое Сознание, вибрация которого представляет собой волну бесконечной длины; является сутью всех слоев разума; это чистое Сознание, лишенное двойственности, не подверженное изменениям, удовольствию и боли, находящееся в сфере полнейшего покоя и абсолютного блаженства; обладает знанием «я существую».
АХА М(Aham) – часть разума, в которой присутствует чувство деятельности, или эго, – « я делаю», «я действую».
АХА МТАТТВА(аhámtattva)– то же, что ахам.
АЧАРЬЯ – духовный учитель, имеющий право давать инициацию и обучать всем урокам медитации.
АШТАПАША – восемь оков разума.
БАБА – имя, с любовью данное Шри Шри Анандамурти его последователями.
БА ЛА(bala) – внешнее давление тамогу!нына твердую структуру; сила, действующая на объект извне и являющаяся центростремительной, направленной внутрь объекта.
БО ДХИ(bodhi) – интуиция.
БРА ХМА(Brahma) – высшая Сущность, представляющая собой единство Пуру!ши, или Ши!вы, и Пракри!ти, или Ша!кти.
БРА ХМАВИДЬЯ(Brahma vidyá)– влияние А!тмана, высшего Сознания, на хираньяма!яко!шу.
БРАХМА МАДХУ – сладостный Брахма.
БРА ХМАЧА КРА(Brahma Cakra) – круг Брахмы; космическая система, космический порядок.
БРА ХМАБХА ВА(brahmabhava) – идеация Брахмы.
БРА ХМАВИДЬЯ(Brahmavidya) – наука познания Бога.
БРАХМАЧА РЬЯ(brahmacarya) – практика, которая помогает видеть проявление высшего Сознания во всем творении.
БРИХАДЕ ШАНА(brhadeśańá)– одна из трех эволюционных сил, действующих в единичной структуре; духовная сила, рождающаяся из стремления к великому, ее влияние порождает в человеке желание самому стать великим и неудовлетворенность тем состоянием, в котором он
Стр. 2 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
находится на данный момент.
БУ ДДХИ(buddhi) – интеллект, аналитический разум.
БХА ВА(bháva)– чувство любви к Богу, которое испытывает разум, когда в чи!ттепреобладает саттвагу!на.
БХАГАВА Н(Bhagavána)– одно из имен Та!ракаБра!хмы, данное ему потому, что он обладает шестью бха!гами(атрибутами).
БХАГАВА ТДХА РМА(bhagavad dharma) – дха!рма, которая ведет к Бхагава!ну, к Господу; повинуясь бхагава!тдха!рме, индивидуум направляет всю свою жизненную энергию на поиски Бесконечного.
БХАЙРА ВА(Bhaeravа) – название свидетельствующего Пуру!шина второй стадии творения (на!да).
БХАЙРАВИ!(Bhaeravii) – Пракри!тина второй стадии творения (на!да), получившая возможность проявить себя.
БХА КТА(bhakta) – человек, преданный Богу.
БХА КТИ(bhakti) – стремление к Высшему, преданность; существует различные типы преданности.
БХУ ВАРЛО КА(bhúvarloka) – мир, в котором формируются не преобразованные еще в материю фундаментальные факторы; вибрации таких тенденций, как аппетит, жадность, сон, лень происходят именно в этой сфере разума, отвечающей за работу физического тела.
БХУРЛО КА(bhúrloka) – существует как объективная внешняя реальность для индивидуальных разумов, но является внутренней для космического Разума; мир пяти фундаментальных факторов, сотворенная Вселенная.
БХУ ТАВИДЬЯ(bhúta vidyá)– гипнотизм; явление, возникающее, когда манома!яко!шаодного человека влияет на камама!яко!шудругого человека.
БХУ ТЫ(bhútas)– фундаментальные факторы; контролируются пятью чакрами.
ВАЙРА ГЬЯ(vaerágya)– непривязанность, не означающая отречения и ухода от мира.
ВАРАБХАЯ МУДРА – жест, выполняемый духовным учителем. Обе ладони открыты, левая рука лежит на левом бедре (вара мудра), правая рука поднята (абхая мудра).
ВАРНАРГХЬЯДАНА (то же, что гуру пуджа) – предложение цветов разума Гуру.
ВА Ю(váyus)– « жизненные ветры», потоки энергии, работающие в теле; существует пять внутренних и пять внешних ва!ю.
ВАЮТА ТТВА(váyutattva)– воздушный фактор.
Стр. 3 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
ВИБХУ Т (vibhútis – оккультные силы.
ВИВЕ КА(viveka) – понимание того, что является вечным, а что преходящим, способность распознавать вечное абсолютное Сознание в стремительно сменяющих друг друга картинах материального мира.
ВИГЬЯНАМА ЯКО ША(vijiṋánamaya kośa) – коша «особого знания»; средний слой причинного разума, способный полностью осознавать существование объективного мира, воспринимать все танма!тры, обладает абсолютным знанием о прошлом, настоящем и будущем.
ВИДЬЯ – знание, центростремительная, интровертная сила, аспект космического действующего Начала, который обеспечивает движение от грубого к тонкому.
ВИДЬЯМА ЙЯ(vidyámáyá)– центростремительная сила, направленная к Ядру, сила знания.
ВИКА ЛЬПА(vikalpa) – одна из двух основных функций разума, заключающаяся в воплощении психической идеи в фактическое действие, во внешнюю материальность.
ВИКХЕ ПИША КТИ(vikśepii shakti) – искажающая сила, отталкивающая единичное существо от Ядра.
ВИКХИ ПТА(vikśipta) – бессознательное состояние.
ВИНА ША(vinásha)– уничтожение, разрушение: причина превращается в следствие
ВИПА КА(vipáka)– возвращение чи!ттыв первоначальное состояние.
ВИСТА РА(vistara) – расширение психического восприятия, расширение разума, способность постоянно адаптироваться и изменяться, расти в новых обстоятельствах.
ВИШУ ДДХАЧАКРА (vishuddha cakra) – находится в позвоночнике напротив яремной впадины, контролирует эфирный фактор.
ВРИ ТТИ(vrtti) – ментальные тенденции, наклонности, способы выражения.
ГАНДХА РВАВИДЬЯ!(gandharva vidyá)– влияние вигьянама!яко!шина атимана!сако!шучерез музыку или красноречие.
ГЕОСЕНТИМЕНТЫ – сентименты, основывающиеся на любви к родной земле или стране; чрезмерная привязанность к определенной географической области в ущерб другими территориям.
ГРИХИ – домохозяин.
ГУМАНИЗМ ТРАДИЦИОННЫЙ – см. Социосентименты.
ГУНАДХИ ША(guńádhiisha)– Пуру!ша, управитель гун.
ГУНАТИ ТА(guńatiita) – Брахма в необусловленном состоянии.
ГУ НЫ(guńas) – космические силы, которые сковывают космическое Сознание, образуя из него
Стр. 4 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
различные формы и идеи. Существует три типа гун.
ГУ РУ(guru) – тот, кто рассеивает тьму невежества, освобождает разум ученика от оков; существует три типа гуру.
ГУРУ ВАНДАНА – шлоки, стихи, выражающие почтение к Гуру. Используются в варнаргхьядане.
ГУРУ МАНТРА – мантра второго урока ананда марга садханы.
ГУРУ ПУДЖА – см. Варнаргхьядана.
ГУХА(guha) – « пещера»,
ДАЙВИВИДЬЯ(daevii vidya) – влияние хираньяма!яко!шина вигьянама!яко!шу.
ДЕВА – с точки зрения мифологии, божество, божественность; с точки зрения философии, проявление, вибрация, исходящая от космического Ядра.
ДЖАГА Т(jagat) – Вселенная.
ДЖА ГРАТА(jágrta)– состояние бодрствования, в котором работают все три слоя разума: грубый, тонкий и причинный (сознание, подсознание и бессознательный разум), но сознательный слой, обладающий самой грубой волной, активен более других.
ДЖАГРИТИ – буквально: «место пробуждения»; духовный центр в «Ананда Марге».
ДЖАДАСПХО ТА(jadasphota) – процесс, в результате которого самый грубый твердый фактор превращается в более тонкие; его можно назвать обратной санча!рой.
ДЖАМА И НИЯМА –
ДЖА НАРЛО КА(janarloka) – эта сфера также называется вигьянама!яло!ка; истинное знание, мудрость и непривязанность господствуют в этой сфере.
ДЖАНУСПАРША МУДРА – жест, который выполняет духовный учитель; обе руки лежат на бедрах ладонями вверх.
ДЖА ПА(japa) – повторение мантры.
ДЖИ ВА(jiiva) – единичная сущность.
ДЖИВАКО ТИ(jiivakoti) – ординарные личности.
ДЖИВА ТМАН(jiivátman)– то же, что джи!ва.
ДУ КХАМ(duhkham) – чувства, которые чи!ттане желает испытывать (печаль, несчастье).
ДХАРАНА – удержание потока разума, ограничение процесса представления, т.е. таттва дхарана означает удержание потока разума от стремления к фундаментальным факторам, от представления фундаментальных факторов.
ДХА РМА(dharma) – природа, неотъемлемая характеристика любого существа; одна из ври!тти;
Стр. 5 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
также духовность, путь праведности и социальной справедливости.
ДХАРМАЧАКРА – коллективная медитация.
ДХЬЯНА – медитация, во время которой все психические проявления направляются к Сознанию.
И НДРИИ(indriyas) – органы восприятия: пять сенсорных и пять моторных органов.
ИЧЧХАБИ ДЖА(icchábiija)– « зерно желания»; вершина треугольника, из которой вытекает тонкая сила в процессе санча!ры.
ИШВАРА ПРАНИДХАНА (iishvara prańidhána) – полная самоотдача космическому Управителю посредством медитации; первый урок Ананда Марга садханы.
И ШВАРАКО ТИ(iishvarakoti) – личности, которые развили духовную силу своими собственными усилиями.
КАМАБИ ДЖА(kámabiija)– то же, что иччхаби!джа.
КАМАМА ЯКО ША(kámamaya kośa) – ко!шажелания объектов материального мира; контролирует и!ндриии инстинкты, активирует аннама!якошу, чтобы удовлетворять основные инстинкты: голод, сон, секс и страх.
КА РМА(karma) – букв.: действие; позитивные или негативные действия, которые создают самскары.
КА РМАПХАЛАБХО ГА(karmaphalabhoga) – переживание расплаты за действие; то же, что випа!ка пра!птирпхалабхо!га.
КАРМА ШАЯ(karmáshaya)– совокупность всех самска!р, «корзина ка!рмы», где хранятся непережитые реакции, которую существо несет с собой из жизни в жизнь.
КЕВА ЛЬЯ(kaevalya) – абсолютная тождественность с божественной сутью; то же, что ту!рия.
КИРТАН – коллективное воспевание имени Бога, в определенных случаях сопровождается танцем, который символизирует самоотдачу.
КО ША(kośa) – слой разума.
КРИПА(krpá)– сострадание, милость Бога, которая одинаково проливается на всех, на каждый объект.
КУНДАЛИ НИ(kuńdalinii) – букв.: свернувшаяся в кольцо змея; духовная сила, находящаяся в основании позвоночника; спящая божественность.
КХИТИТА ТТВА(kśititattva) – твердый фактор, один из пяти фундаментальных факторов.
ЛАЛИ ТАСАХАСРАНА МА(lalitásahasranama)– предание себя на Его волю.
ЛИ ЛА(liila) – игра Бога.
ЛО КИ(lokas) – различные стадии трансформации Субъекта в объективный мир; их семь.
МАДХУВИ ДЬЯ(madhuvidyá)– второй урок Ананда Марга са!дханы, сутью которого является создание идеи о Высшем перед каждым действием; таким образом все энергии направляются к Цели.
Стр. 6 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
МА Й (máy – творческое Начало, т.е. Пракри!ти, в фазе созидания. Одним из аспектов ма!йи является энергия, порождающая иллюзию того, что конечные сотворенные объекты являются абсолютной реальностью.
МА ЙЯ(máyá)– творческий аспект Пракри!ти; название Пракри!ти, воздействующей на необусловленное Сознание.
МАНА НА(manana) – размышление исключительно о высшем Сознании.
МАНИПУ РАЧАКРА (manipura cakra) – находится в позвоночнике напротив пупка, контролирует световой фактор.
МАНОМА ЯКО ША(manomaya kośa) – « ментальный слой»; контролирует сознательный разум и выполняет четыре функции: память (смара!на), размышление (мана!на), переживание боли и удовольствия, сновидение.
МАНТРА – звук или совокупность звуков, медитация на которые ведет к духовному освобождению.
МАРАНА М(marańam) – смерть.
МАРГА ГУРУ – Гуру «Ананда Марги», Шри Шри Анандамуртиджи.
МА РГИ(margi) – член «Ананда Марги».
МАХАМРИ ТЬЮ(mahámrtyu)– духовная смерть, или великая смерть; наступает в том случае, если, благодаря интенсивной са!дхане, разум достигает му!ктиили мо!кши, слияния с космическим Разумом (Пара!маПуру!шей), и покидает тело, которое после этого умирает.
МАХАПА ПА(mahápápa)– великий грех.
МАХА РЛО КА(maharloka) – « надсознательная сфера»; именно в этой сфере появляется первичная пульсация самска!ры, первое стремление к са!дхане, впервые проявляется вдохновение души; другое название – атимана!сало!ка.
МАХА Т(Мahat) – первый и наиболее тонкий слой космического Разума; образуется тогда, когда саттвагу!навырывается из одной из вершин треугольника и начинает воздействовать на необусловленное Сознание; имеет начало, но неистощим;
МАХАТТА ТВА(mahattattva) – то же, что махат.
МО КША(mokśa) – абсолютное освобождение, состояние, когда парамагати становится постоянным.
МУ КТИ(mukti) – освобождение, но оно не является ни окончательным, ни абсолютным; состояние, когда са!ришт!хи, чувство «я есть Он», становится постоянным.
МУЛАДХА РАЧАКРА (múládhára cakra)– находится в промежности, контролирует твердый фактор.
НАГАР КИРТАН – шествие по улицам города, сопровождаемое пением киртана.
НА ДА(náda)– вторая фаза творения, во время которой зерно эволюции прорастает и движется
Стр. 7 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
вперед по прямой.
НАМА МАНТРА – « именная» мантра, подготовительный урок Ананда Марга садханы.
НАРАЯНА СЕВА – служение, раздача пищи нуждающимся.
НИВРИ ТТИМА РГА(nivrtti márga)– путь са!дханы.
НИРБИ ДЖАСАМА ДХИ(nirbiija samádhi)– сама!дхи«без зерна»; состояние полного слияния разума с Ниргу!наБра!хмой, больше не остается потенциальных переживаний, которые могли бы вернуть разум са!дхакиназад, и он навечно входит в состояние бесконечного покоя.
НИРВИКА ЛЬПАСАМА ДХИ(nirvikalpa samádhi)– состояние абсолютной безобъектности, недвойственности, когда маха!тполностью сливается с космическим Сознанием, А!тманом.
НИРГУ НАБРА ХМА(Nirguńa Brahma) – состояние Брахмы; находится вне пределов Вселенной, никак с ней не связан.
ОМ ШАНТИ – Брахма есть покой.
ОМКА РА(oṋḿkára)– космический звук, совокупная форма всех звуков; вибрация бесконечной космической Чи!тты, существующая на протяжении вечности, основа всех танма!тр, зерно всех вибраций.
О ТАЙОГА (ota yoga) – межличностные отношения, соединяющие Пара!маПуру!шус каждой проявленной единичной сущностью, о которой он заботится, как любящий отец.
ПАРАША НТИ(pará shánti)– состояние абсолютного покоя, в котором находится Пуруша.
ПАРАМА БРАХМА – Брахма, высший Брахма.
ПАРА МАПУРУ ША(Parama Puruśa) – высшая свидетельствующая Сущность; материальная и действующая причина творения.
ПАРА МАПУРУ ША(Parama Puruśa) – высшее Сознание.
ПАРАМА ГАТИ(paramágati)– необусловленное состояние, Ниргу!наБра!хма, в котором три гу!ныневыражены; такое состояние слившегося с Сознанием разума, в котором больше не остается отношений
ПАРАМА ТМА(Paramátmá)– то же, что Сагу!наБра!хма.
ПАРАМА ТМАН(Paramátman)– космическая Душа.
ПАРАМАШИ ВА(Paramashiva) – высший Шива; то же, что Пуруш!оттама.
ПАРАША НТИ(paráshántí)– состояние абсолютного покоя; наступает, когда подсознательный разум, ведомый инстинктом, не вторгается в причинный разум и не вынуждает сознательный разум гнаться за грубой материальностью.
ПИ ТХА(piitha) – точка в мозге, соответствующая органу зрения.
ПРАБХАТ САМГИТЫ – 5018 духовных и
Стр. 8 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
ПРАВРИ ТТИМУКХ (pravrttimukhii) – тенденция трех сил (саттвагуны, раджогуны и тамогуны) к обретению соответствующих им тождественностей, к выходу из равновесия, к выходу из состояния чистого Сознания.
ПРАКРИ ТИ(Prakrti) – сила, создающая разнообразие форм.
ПРАКРИТИЛИ НАВА СТХА(Prakrtilinavastha) – состояние слияния с Пракри!ти.
ПРА НА(práńa) – общее название внешненаправленной и внутренненаправленной сил, возникающих в результате действия ба!лы; каждое твердое тело обладает пра!ной.
ПРА НАХ(práńáh) – каждый из пяти фундаментальных факторов в объекте обладает своим собственным контролирующим ядром, когда результирующая внутренненаправленная сила создает общее ядро, которое контролирует все пять ядер внутри структуры, возникает пра!нах, жизненная энергия, объект перестает быть неорганическим; является сочетанием десяти ва!ю (жизненных ветров) внутри структуры.
ПРАНА ША(prańásha)– уничтожение, разрушение; следствие трансформируется в причину, объект принимает свою изначальную форму.
ПРАНАЯМА – четвертая ступень
ПРАНАЯ МА(práńáyáma)– наука о дыхании, имеющая целью контроль над движением пра!наха.
ПРАНЕ НДРИЯ(práńendriya) – общее название для десяти ва!ю; «психический орган», который категоризирует и анализирует ощущения, поступающие от органов чувств; «шестое чувство», формирующее оценочные суждения и субъективные ощущения.
ПРАНИДХА НА(prańidhána)– возникновение сильного желания Великого и решительные действия для осуществления этого желания; процесс направления всей 1000 свойств разума в определенную точку и из этой точки, посредством концентрации на мантре, к Пара!маПуру!ше.
ПРАПТАГЬЯ НА(práptajiṋána) – относительное нетрансцендентальное знание, имеющее надостатки, обусловленные невежеством, либо объективными изменениями, происходящими с течением времени.
ПРАТИК – символ «Ананда Марги».
ПРАТИКРИТИ – фотография Марга Гуру.
ПРАТИСАНЧА РА(pratisaiṋcara) – процесс движения единичных существ к космическому Ядру.
ПРАТЬЯХАРА – пятая ступень
Стр. 9 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
ПРАТЬЯХА Р (pratyáhár – отрешение, перенаправление всех чувств внутрь себя.
ПРАУТИСТ – последователь ПРАУТа (от англ. PROgressive Utilization Theory (PROUT) – теория прогрессивного использования, социальное учение «Ананда Марги»).
ПРЕ МА(prema) – притяжение к интегральной всеобъемлющей целостной Сущности.
ПРО ТАЙОГА (prota yoga) – коллективная связь Пара!маПуру!шисо всей Вселенной.
ПРОТОДУХОВНЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ, ПРОТОПСИХИЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ –
стремление разума (духа))к духовности, носящее не непрерывный, а нестабильный, непостоянный характер.
ПУ НЬЯ(punyá)– добродетель.
ПУРНИМА – полнолуние.
ПУРОДХА – опытный духовный учитель.
ПУРУШО ТТАМА(Puruśottama) – ядро самой большой ча!кры, Брахма Ча!кры(космической системы).
РАДЖОГУ НА(rajoguńa) – одна из трех гун; динамичная сила, сила изменчивости, активное начало; ее вибрационный цвет – красный.
РАКХАСИВИДЬЯ(rákśasii vidyá)– « демоническое влияние», возникающее когда атимана!са ко!шаодного человека влияет на маном!аяко!шудругого.
РА СА(rasa) – поток психических волн различной длины, создающий разнообразие существ.
САБИ ДЖАСАМА ДХИ(sabiija samádhi)– сама!дхи«с зерном»; высшее состояние, в которое входит разум, содержащий зерна
САВИКА ЛЬПАCАМА ДХИ(savikalpa samádhi)– состояние условного растворения, когда в процессе расширения единичного сознания аха!ми чи!ттапреобразуются в космический Маха!т.
САГУ НАБРА ХМА(Saguńa Brahma) – обусловленное состояние Брахмы, управляемого гунами; сочетание двух компонентов: Пурушоттамы и его психического объекта, Вселенной.
САДВИПРА – духовный революционер.
САДГУ РУ(sadguru) – совершенный Гуру; всепроникающая, всезнающая духовная сущность.
СА ДХАКА(sádhaka)– духовный искатель.
СА ДХАНА(sádhaná)– букв.: непрерывное усилие; духовная практика, медитация.
САЛО КЬЯ(sálokya)– стадия савика!льпасама!дхи, когда кундали!нипересекает вторую чакру, свадхиштха!ну; у человека возникает чувство, что не одинок, что высший Отец – с ним, что он и Пара!маПуру!шапребывают в одной сфере.
САМАДХИ – восьмая ступень
Стр. 10 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Словарь санскритских терминов — Стр 2
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
САМБХУ ТИ(sambhúti)– все сотворенные существа.
САМВЕ ДА(saḿveda) – ментальная мыслеволна.
САМВИ ТША КТИ(samvit shakti) – сила духовного пробуждения.
САМГХА – организация; «Ананда Марга Прачарака Самгха».
САМИ ПЬЯ(sámiipya)– стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает мани!пуру, третью ча!кру, и духовный искатель чувствует близость к высшему Отцу.
САМКА ЛЬПА(saḿkalpa) – одна из двух основных функций разума, заключающаяся в принятии решения о выполнении некоторого действия и создании ментального образа этого действия.
САМСКАРА (saḿskára)– ответный психический импульс, потенциальная ментальная реакция.
САНЧА РА(saiṋcara) – это внешненаправленное движение Пракри!ти, в процессе которого она постепенно приводит Пуру!шупод влияние гун; экстравертная фаза творения, в которой движение происходит от тонкого к грубому.
САНЬЯСА – отречение.
СА РИШТХИ(sárśthi) – стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает а!гьяча!кру; во время сари!штхидуховной искатель чувствует «я есть Он».
САРУ ПЬЯ(sárupya)– стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает вишу!ддха ча!кру, и ученик испытывает чувство «я един с Ним».
САТСАНГА – хорошая компания.
САТТВАГУ НА(sattvaguńa) – одна из трех гун; пробуждающая сила, сила осознанности, осознающее начало; ее вибрационный цвет – белый.
СА ТЬЯЛО КА(satyaloka) – состояние Ниргу!наБра!хмы; здесь присутствуют все три гу!ны, но они не проявлены; в са!тьяло!кеобитает только Пуру!ша.
САХАСРА РАЧАКРА (sahasrára cakra)– находится в центре макушки головы.
САЮ ДЖЬЯ(sáyujja)– стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает четвертую ча!кру, анаха!ту, и духовный искатель испытывает близкий контакт с Пара!маПуру!шей, переживает соприкосновение с Ним.
СВАБХА ВИКАДХА РМА(svabhávika dharma)– естественная дха!рма: питание (аха!ра), сон (ни!дра), страх (бха!я) и секс (майтху!на); она одинакова как для животных, так и для людей.
Стр. 11 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
СВАДХИШТХА НАЧАКРА (svádhiśthána cakra – находится в позвоночнике, в области половых органов, контролирует жидкостный фактор.
СВАДХЬЯЯ – один из пунктов джамы и ниямы; чтение и понимание духовной литературы.
СВА ПНА(svapna) – снови!дение.
СВАРА СА(svarasa) – собственный поток, ментальная волна существа, являющаяся результатом взаимодействия всех его волн.
СВАРЛО КА(svarloka) – называется миром манома!я; именно здесь человек переживает удовольствие и боль, здесь хранятся самска!ры.
СВАСТИКА – буквально: «благополучие»; символ победы.
СВАЯ МБХУ(svayambhu) – последняя, предельная точка творения.
СЕ ВА(sevá) – бескорыстное служение; существует две формы служения: внешняя и внутренняя.
СНАНА МАНТРА – мантра, которая произносится после купания.
СОЦИОСЕНТИМЕНТЫ – приверженность определенной социальной группе в ущерб остальным. Деление на группы может основываться на расовых, религиозных, кастовых, национальных и прочих различиях. Сентименты minimitis означают привязанность только к своей семье, сентименты maximitis или excellencio означают верность всему человечеству, которая не распространяется, однако, на другие менее развитые существа (тж. гуманизм традиционный).
СУКХА М(sukham) – чувство, в котором чи!ттажелает оставаться долгое время, счастье.
ТАМОГУ НА(tamoguńa) – одна из трех гун; огрубляющая сила, сила инертности и пассивности, статичное начало; ее вибрационный цвет – черный.
ТАНДАВА – энергичный мужской танец, выполняемый духовными учениками, введен в
практику Шивой. Танец улучшает работу желез, благодаря чему развиваются такие качества, как мужество и отвага. Исполняемый Шивой (Шива Натарадж), танец символизирует высшее Сознание, которое наполняет Вселенную вибрациями, заставляя, в свою очередь, вибрировать каждый объект, существующий во Вселенной.
ТАНМА ТРЫ(tanmátras)– вибрации, постоянно излучаемые объектом и несущие в себе характеризующую его суть; существует пять основных категорий танма!тр: звук (ша!бда), осязание (спа!рша), форма (ру!па), вкус (ра!са) и запах (га!ндха).
ТАНТРА (tantra) – духовная традиция, возникшая в Индии в доисторические времена и впервые систематизированная Шивой. Делает упор на необходимости развития силы в человеке, помогающей преодолевать все страхи и слабости, что можно сделать как посредством медитации, так и переживая сложные жизненные ситуации. Также писание, в котором изложены принципы этой духовной традиции.
ТАПАРЛО КА(taparloka) – эта сфера также назвается хираньяма!яло!ка; здеь преобладает саттвагу!на, менее активной является раджогу!на, меньше всех проявлена тамогу!на, здесь знание присутствует в непроявленном виде, и даже эго, или
Стр. 12 из 13 |
25.02.2013 15:02 |
Глоссарий |
http://anandamarga.ru/book/export/html/935 |
ТА РАКАБРА ХМ (Táraka Brahma – тот, кто освобождает, освобождающий Бра!хма; «мост» между Сагу!наи Ниргу!наБра!хмой, находящийся на границе сотворенной Вселенной и непроявленной сферы.
ТАТТВИК – человек, обучающий элементарной философии «Ананда Марги», буквально: «тот, кто знает суть философии».
ТА ТТВЫ(tattvas) – то же, что бхуты.
ТЕДЖАСТА ТТВА(tejastattva) – один из пяти фундаментальных факторов; световой фактор.
ТИЛАКА – знак, наносимый между бровями сандаловой пастой, киноварью и т.п.
ТУ РИЯ(turiiya) – состояние недвойственности, переживаемое за пределами всех гун.
УЧЧХУ НЬЯ(ucchúnyá)– Ша!ктив проявленном состоянии.
ХИРАНЬЯМА ЯКО ША(hirańyamaya kośa) – означает «золотой слой»; здесь чувство «я» дремлет, осознание себя как единичной сущности не проявлено, присутствует только огромная тяга к Высшему, лишь тонкая завеса отделяет са!дхакуот А!тмана, от высшего Сознания, желание единства становится почти невыносимым и нарастает до тех пор, пока, наконец, не происходит божественное слияние.
ХЛА ДИНИША КТИ(hládinii shakti)– сила, дающая счастье и блаженство.
ЧИ ТТА(Сitta) – объективированная часть разума; когда власть раджогу!нызаканчивается, и тамогу!на(статичное начало), начинает воздействовать на часть космического Аха!ма, возникает космическая Чи!тта, и космический Разум воспринимает объективированную часть себя, Маха!т и Аха!могут принять Чи!ттув качестве своего объекта и думать: «я сделал это».
ЧИ ТТАБО ДХАХ(cittabodhah) – чувство объективированного «я», то есть чувство «я – объект», возникающее при сочетании в существе множества эктоплазматических частиц.
ШАДАРИ ПУ(śadripu) – шесть врагов разума.
ША КТИ(Sakti) – способность создавать
ШАМБХУЛИ НГА(shambhúliuṋga) – первая точка, с которой начинается творение.
ШИ ВА(Shiva) – Тот, в ком пребывают все объекты; Пуру!ша, космическое Сознание.
ШРАВА НА(shravana) – слушание историй о Боге (ха!рика!тха), коллективное (ки!ртан) и индивидуальное (бхаджа!н) воспевание Его имени.
ШРАДДХА – поминальная церемония.
ШУДДХИ – очищение разума, включены в процесс медитации.
ЭКТОПЛА ЗМА(ectoplasm) – то же, что чи!тта.
Стр. 13 из 13 |
25.02.2013 15:02 |