Словарь санскритских терминов

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

Глоссарий

«АНАНДА МАРГА ПРАЧАРАКА САМГХА» – организация «Ананда Марга».

«АНАНДА МАРГА» – « Путь Блаженства».

AНУЧЧХУ НЬЯ(anucchúnyá)– названиеШАКТИ, когда Брахма находится в необусловленном состоянии.

АБХИДХЬЯ НА(abhidhyána)– интенсивная идеация Бога.

АВАДХУ ТА(м.) или АВАДХУ ТИКА(ж.) (avadhúta, avadhútika)– букв.: тот, кто абсолютно чист ментально и духовно; монах или монахиня системы, близкой к традициям шиватантры.

А ВАРАНИША КТИ(ávarańii shakti) – затмевающая (скрывающая) сила;из-засилы а!варани ша!ктимежду высшей Душой, Парама!тмой, и единичным сознанием опускается «чёрный занавес».

АВИДЬЯ – невежество, внешненаправленная, экстравертная сила, аспект космического действующего Начала, который обеспечивает движение от тонкого к грубому.

АВИДЬЯМА ЙЯ(avidyámáyá)– центробежная сила, направленная от Ядра, сила невежества.

А ГЬЯЧАКРА (ájiná cakra)– находится в центре головы.

АДХА РМА(аdharma) – действия, которые противоречат дхарме; неправедные действия.

АКА ШАТА ТТВА(ákáshatattva)– эфирный фактор, один из пяти фундаментальных факторов.

АКХАНДА КИРТАН – непрерывный круговой киртан, длящийся количество часов, кратное трем (3 часа, 6 часов и т.д.).

АМАВАСЬЯ – новолуние.

АМРИ ТА(amrta) – секрет блаженства, «нектар», выделяемый шишковидной железой.

АНАНДА – божественное блаженство.

А НАНДАМ(ánandam)– бесконечное удовольствие, блаженство, находящееся за пределами ограниченного мира и вне ограниченного разума.

АНАХА ТАЧА КРА(anáhata)– находится в позвоночнике в области сердца, контролирует воздушный фактор.

АННАМА ЯКО ША(annamaya kośa) – « ко!ша, состоящая из пищи»; ко!шуобразуют пять фундаментальных факторов, и здесь преобладает статичное начало Пракри!ти.

АНУДХЬЯ НА(anudhyána)– интенсивное стремление к высшему Сознанию, погоня за ним.

АПАТА ТТВА(ápatattva)– жидкостный фактор, один из пяти фундаментальных факторов.

АПТАГЬЯ НА (áptajiána) – абсолютное трансцендентальное всеобъемлющее знание, приобретаемое в результате духовных практик.

АРЧАНА(arcane) – внешнее подношение Богу, неискреннее внешнее поклонение.

Стр. 1 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

А САН (ásana – позы, в которых тело остается неподвижным в течение некоторого времени; происходит давление на определенные железы тела, вследствие чего, балансируется секреция желез, предотвращаются заболевания, сохраняется гибкость тела, становится спокойным и сконцентрированным разум. Третья ступеньаштанга-йоги(восьмеричной йоги).

АТИМАНА САКО ША(atimánasa kośa) – ко!ша«высокого разума»; первый из трех слоев расширенного сверхсознательного «причинного» разума; проникновение в этот слой дает способность «видеть» прошлое, настоящее и будущее;

АТМАГЬЯ НА(átmajiána)– желание познать внутреннюю Суть.

А ТМАН(Átman) – душа, или чистое Сознание, вибрация которого представляет собой волну бесконечной длины; является сутью всех слоев разума; это чистое Сознание, лишенное двойственности, не подверженное изменениям, удовольствию и боли, находящееся в сфере полнейшего покоя и абсолютного блаженства; обладает знанием «я существую».

А ТМА-СУКХАТА ТТВА(átma-sukha tattva)– принцип эгоистического удовольствия.

АХА М(Aham) – часть разума, в которой присутствует чувство деятельности, или эго, – « я делаю», «я действую».

АХА МТАТТВА(аhámtattva)– то же, что ахам.

АЧАРЬЯ – духовный учитель, имеющий право давать инициацию и обучать всем урокам медитации.

АШТА НГА-ЙО ГА(aśtáuga yoga) – « восьмеричная йога»; каждая из ее ступеней развивает и совершенствует одну или несколько кош.

АШТАПАША – восемь оков разума.

БАБА – имя, с любовью данное Шри Шри Анандамурти его последователями.

БА ЛА(bala) – внешнее давление тамогу!нына твердую структуру; сила, действующая на объект извне и являющаяся центростремительной, направленной внутрь объекта.

БО ДХИ(bodhi) – интуиция.

БРА ХМА(Brahma) – высшая Сущность, представляющая собой единство Пуру!ши, или Ши!вы, и Пракри!ти, или Ша!кти.

БРА ХМАВИДЬЯ(Brahma vidyá)– влияние А!тмана, высшего Сознания, на хираньяма!яко!шу.

БРАХМА МАДХУ – сладостный Брахма.

БРА ХМАЧА КРА(Brahma Cakra) – круг Брахмы; космическая система, космический порядок.

БРА ХМАБХА ВА(brahmabhava) – идеация Брахмы.

БРА ХМАВИДЬЯ(Brahmavidya) – наука познания Бога.

БРАХМАЧА РЬЯ(brahmacarya) – практика, которая помогает видеть проявление высшего Сознания во всем творении.

БРИХАДЕ ШАНА(brhadeśańá)– одна из трех эволюционных сил, действующих в единичной структуре; духовная сила, рождающаяся из стремления к великому, ее влияние порождает в человеке желание самому стать великим и неудовлетворенность тем состоянием, в котором он

Стр. 2 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

находится на данный момент.

БУ ДДХИ(buddhi) – интеллект, аналитический разум.

БУДДХИТА ТТВА(buddhi-tattva) – чувство «я есть»; то же, что махатта!ттва.

БХА ВА(bháva)– чувство любви к Богу, которое испытывает разум, когда в чи!ттепреобладает саттвагу!на.

БХАВАСАНГХА РША(bháva-saugharśa) – одна из трех эволюционных сил, действующих в единичной структуре; психическая сила, возникающая благодаря конфликту в психической сфере, который поднимает разум на более высокий уровень; зачастую подобный конфликт является результатом контакта одного разума с другими разумами или с другими идеями.

БХАГАВА Н(Bhagavána)– одно из имен Та!ракаБра!хмы, данное ему потому, что он обладает шестью бха!гами(атрибутами).

БХАГАВА ТДХА РМА(bhagavad dharma) – дха!рма, которая ведет к Бхагава!ну, к Господу; повинуясь бхагава!тдха!рме, индивидуум направляет всю свою жизненную энергию на поиски Бесконечного.

БХАЙРА ВА(Bhaeravа) – название свидетельствующего Пуру!шина второй стадии творения (на!да).

БХАЙРАВИ!(Bhaeravii) – Пракри!тина второй стадии творения (на!да), получившая возможность проявить себя.

БХА КТА(bhakta) – человек, преданный Богу.

БХА КТИ(bhakti) – стремление к Высшему, преданность; существует различные типы преданности.

БХУ ВАРЛО КА(bhúvarloka) – мир, в котором формируются не преобразованные еще в материю фундаментальные факторы; вибрации таких тенденций, как аппетит, жадность, сон, лень происходят именно в этой сфере разума, отвечающей за работу физического тела.

БХУРЛО КА(bhúrloka) – существует как объективная внешняя реальность для индивидуальных разумов, но является внутренней для космического Разума; мир пяти фундаментальных факторов, сотворенная Вселенная.

БХУ ТАВИДЬЯ(bhúta vidyá)– гипнотизм; явление, возникающее, когда манома!яко!шаодного человека влияет на камама!яко!шудругого человека.

БХУ ТЫ(bhútas)– фундаментальные факторы; контролируются пятью чакрами.

ВАЙРА ГЬЯ(vaerágya)– непривязанность, не означающая отречения и ухода от мира.

ВАРАБХАЯ МУДРА – жест, выполняемый духовным учителем. Обе ладони открыты, левая рука лежит на левом бедре (вара мудра), правая рука поднята (абхая мудра).

ВАРНАРГХЬЯДАНА (то же, что гуру пуджа) – предложение цветов разума Гуру.

ВА Ю(váyus)– « жизненные ветры», потоки энергии, работающие в теле; существует пять внутренних и пять внешних ва!ю.

ВАЮТА ТТВА(váyutattva)– воздушный фактор.

Стр. 3 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

ВИБХУ Т (vibhútis – оккультные силы.

ВИВЕ КА(viveka) – понимание того, что является вечным, а что преходящим, способность распознавать вечное абсолютное Сознание в стремительно сменяющих друг друга картинах материального мира.

ВИГЬЯНАМА ЯКО ША(vijiánamaya kośa) – коша «особого знания»; средний слой причинного разума, способный полностью осознавать существование объективного мира, воспринимать все танма!тры, обладает абсолютным знанием о прошлом, настоящем и будущем.

ВИДЬЯ – знание, центростремительная, интровертная сила, аспект космического действующего Начала, который обеспечивает движение от грубого к тонкому.

ВИДЬЯМА ЙЯ(vidyámáyá)– центростремительная сила, направленная к Ядру, сила знания.

ВИКА ЛЬПА(vikalpa) – одна из двух основных функций разума, заключающаяся в воплощении психической идеи в фактическое действие, во внешнюю материальность.

ВИКАЛЬПА ТМАКА(vikalpát-maka) – одна их двух основных психических функций ахамта!ттвы– психический образ трансформируется в действие при помощи чи!тты, сенсорных и моторных органов.

ВИКХЕ ПИША КТИ(vikśepii shakti) – искажающая сила, отталкивающая единичное существо от Ядра.

ВИКХИ ПТА(vikśipta) – бессознательное состояние.

ВИНА ША(vinásha)– уничтожение, разрушение: причина превращается в следствие

ВИПА КА(vipáka)– возвращение чи!ттыв первоначальное состояние.

ВИСТА РА(vistara) – расширение психического восприятия, расширение разума, способность постоянно адаптироваться и изменяться, расти в новых обстоятельствах.

ВИШЕША-ЙОГА – высшая йога.

ВИШУ ДДХАЧАКРА (vishuddha cakra) – находится в позвоночнике напротив яремной впадины, контролирует эфирный фактор.

ВРИ ТТИ(vrtti) – ментальные тенденции, наклонности, способы выражения.

ГАНДХА РВАВИДЬЯ!(gandharva vidyá)– влияние вигьянама!яко!шина атимана!сако!шучерез музыку или красноречие.

ГЕОСЕНТИМЕНТЫ – сентименты, основывающиеся на любви к родной земле или стране; чрезмерная привязанность к определенной географической области в ущерб другими территориям.

ГРИХИ – домохозяин.

ГУМАНИЗМ ТРАДИЦИОННЫЙ – см. Социосентименты.

ГУНАДХИ ША(guńádhiisha)– Пуру!ша, управитель гун.

ГУНАТИ ТА(guńatiita) – Брахма в необусловленном состоянии.

ГУ НЫ(guńas) – космические силы, которые сковывают космическое Сознание, образуя из него

Стр. 4 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

различные формы и идеи. Существует три типа гун.

ГУ РУ(guru) – тот, кто рассеивает тьму невежества, освобождает разум ученика от оков; существует три типа гуру.

ГУРУ ВАНДАНА – шлоки, стихи, выражающие почтение к Гуру. Используются в варнаргхьядане.

ГУРУ МАНТРА – мантра второго урока ананда марга садханы.

ГУРУ ПУДЖА – см. Варнаргхьядана.

ГУХА(guha) – « пещера»,«я-чувство»каждого индивидуума.

ДАЙВИВИДЬЯ(daevii vidya) – влияние хираньяма!яко!шина вигьянама!яко!шу.

ДЕВА – с точки зрения мифологии, божество, божественность; с точки зрения философии, проявление, вибрация, исходящая от космического Ядра.

ДЖАГА Т(jagat) – Вселенная.

ДЖА ГРАТА(jágrta)– состояние бодрствования, в котором работают все три слоя разума: грубый, тонкий и причинный (сознание, подсознание и бессознательный разум), но сознательный слой, обладающий самой грубой волной, активен более других.

ДЖАГРИТИ – буквально: «место пробуждения»; духовный центр в «Ананда Марге».

ДЖА ДАСАНГХА РША(jadasaug-harśa) – одна из трех эволюционных сил, действующих в единичной структуре; физическая сила, возникающая благодаря конфликту в физической сфере, в процессе которого единичная сущность развивает первый и самый грубый слой разума, чи!тту; зачастую подобный конфликт является результатом взаимодействия разума с материей.

ДЖАДАСПХО ТА(jadasphota) – процесс, в результате которого самый грубый твердый фактор превращается в более тонкие; его можно назвать обратной санча!рой.

ДЖАМА И НИЯМАморально-нравственныепринципы.

ДЖА НАРЛО КА(janarloka) – эта сфера также называется вигьянама!яло!ка; истинное знание, мудрость и непривязанность господствуют в этой сфере.

ДЖАНУСПАРША МУДРА – жест, который выполняет духовный учитель; обе руки лежат на бедрах ладонями вверх.

ДЖА ПА(japa) – повторение мантры.

ДЖИ ВА(jiiva) – единичная сущность.

ДЖИВАКО ТИ(jiivakoti) – ординарные личности.

ДЖИВА ТМАН(jiivátman)– то же, что джи!ва.

ДУ КХАМ(duhkham) – чувства, которые чи!ттане желает испытывать (печаль, несчастье).

ДХАРАНА – удержание потока разума, ограничение процесса представления, т.е. таттва дхарана означает удержание потока разума от стремления к фундаментальным факторам, от представления фундаментальных факторов.

ДХА РМА(dharma) – природа, неотъемлемая характеристика любого существа; одна из ври!тти;

Стр. 5 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

также духовность, путь праведности и социальной справедливости.

ДХАРМАЧАКРА – коллективная медитация.

ДХЬЯНА – медитация, во время которой все психические проявления направляются к Сознанию.

И НДРИИ(indriyas) – органы восприятия: пять сенсорных и пять моторных органов.

ИЧЧХАБИ ДЖА(icchábiija)– « зерно желания»; вершина треугольника, из которой вытекает тонкая сила в процессе санча!ры.

ИШВАРА ПРАНИДХАНА (iishvara prańidhána) – полная самоотдача космическому Управителю посредством медитации; первый урок Ананда Марга садханы.

И ШВАРАКО ТИ(iishvarakoti) – личности, которые развили духовную силу своими собственными усилиями.

КАМАБИ ДЖА(kámabiija)– то же, что иччхаби!джа.

КАМАМА ЯКО ША(kámamaya kośa) – ко!шажелания объектов материального мира; контролирует и!ндриии инстинкты, активирует аннама!якошу, чтобы удовлетворять основные инстинкты: голод, сон, секс и страх.

КА РМА(karma) – букв.: действие; позитивные или негативные действия, которые создают самскары.

КА РМАПХАЛАБХО ГА(karmaphalabhoga) – переживание расплаты за действие; то же, что випа!ка пра!птирпхалабхо!га.

КАРМА ШАЯ(karmáshaya)– совокупность всех самска!р, «корзина ка!рмы», где хранятся непережитые реакции, которую существо несет с собой из жизни в жизнь.

КЕВА ЛЬЯ(kaevalya) – абсолютная тождественность с божественной сутью; то же, что ту!рия.

КИРТАН – коллективное воспевание имени Бога, в определенных случаях сопровождается танцем, который символизирует самоотдачу.

КО ША(kośa) – слой разума.

КРИПА(krpá)– сострадание, милость Бога, которая одинаково проливается на всех, на каждый объект.

КУНДАЛИ НИ(kuńdalinii) – букв.: свернувшаяся в кольцо змея; духовная сила, находящаяся в основании позвоночника; спящая божественность.

КХИТИТА ТТВА(kśititattva) – твердый фактор, один из пяти фундаментальных факторов.

ЛАЛИ ТАСАХАСРАНА МА(lalitásahasranama)– предание себя на Его волю.

ЛИ ЛА(liila) – игра Бога.

ЛО КИ(lokas) – различные стадии трансформации Субъекта в объективный мир; их семь.

МАДХУВИ ДЬЯ(madhuvidyá)– второй урок Ананда Марга са!дханы, сутью которого является создание идеи о Высшем перед каждым действием; таким образом все энергии направляются к Цели.

Стр. 6 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

МА Й (máy – творческое Начало, т.е. Пракри!ти, в фазе созидания. Одним из аспектов ма!йи является энергия, порождающая иллюзию того, что конечные сотворенные объекты являются абсолютной реальностью.

МА ЙЯ(máyá)– творческий аспект Пракри!ти; название Пракри!ти, воздействующей на необусловленное Сознание.

МАНА НА(manana) – размышление исключительно о высшем Сознании.

МАНИПУ РАЧАКРА (manipura cakra) – находится в позвоночнике напротив пупка, контролирует световой фактор.

МАНОМА ЯКО ША(manomaya kośa) – « ментальный слой»; контролирует сознательный разум и выполняет четыре функции: память (смара!на), размышление (мана!на), переживание боли и удовольствия, сновидение.

МАНТРА – звук или совокупность звуков, медитация на которые ведет к духовному освобождению.

МАРАНА М(marańam) – смерть.

МАРГА ГУРУ – Гуру «Ананда Марги», Шри Шри Анандамуртиджи.

МА РГИ(margi) – член «Ананда Марги».

МАХАМРИ ТЬЮ(mahámrtyu)– духовная смерть, или великая смерть; наступает в том случае, если, благодаря интенсивной са!дхане, разум достигает му!ктиили мо!кши, слияния с космическим Разумом (Пара!маПуру!шей), и покидает тело, которое после этого умирает.

МАХАПА ПА(mahápápa)– великий грех.

МАХА РЛО КА(maharloka) – « надсознательная сфера»; именно в этой сфере появляется первичная пульсация самска!ры, первое стремление к са!дхане, впервые проявляется вдохновение души; другое название – атимана!сало!ка.

МАХАСАМБХУ ТИ(mahá-sumbhúti)великий Гуру, который для выполнения самостоятельно выбранной миссии создает свою собственную физическую форму из пяти фундаментальных факторов, строит свою чи!тту; сущность, созданная с целью осуществления великой задачи.

МАХА Т(Мahat) – первый и наиболее тонкий слой космического Разума; образуется тогда, когда саттвагу!навырывается из одной из вершин треугольника и начинает воздействовать на необусловленное Сознание; имеет начало, но неистощим;«Я-чувство».

МАХАТТА ТВА(mahattattva) – то же, что махат.

МО КША(mokśa) – абсолютное освобождение, состояние, когда парамагати становится постоянным.

МУ КТИ(mukti) – освобождение, но оно не является ни окончательным, ни абсолютным; состояние, когда са!ришт!хи, чувство «я есть Он», становится постоянным.

МУЛАДХА РАЧАКРА (múládhára cakra)– находится в промежности, контролирует твердый фактор.

НАГАР КИРТАН – шествие по улицам города, сопровождаемое пением киртана.

НА ДА(náda)– вторая фаза творения, во время которой зерно эволюции прорастает и движется

Стр. 7 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

вперед по прямой.

НАМА МАНТРА – « именная» мантра, подготовительный урок Ананда Марга садханы.

НАРАЯНА СЕВА – служение, раздача пищи нуждающимся.

НИВРИ ТТИМА РГА(nivrtti márga)– путь са!дханы.

НИДИ ДХЬЯ САНА(nidhi-dhyásana) вручение своего разума Богу.

НИРБИ ДЖАСАМА ДХИ(nirbiija samádhi)– сама!дхи«без зерна»; состояние полного слияния разума с Ниргу!наБра!хмой, больше не остается потенциальных переживаний, которые могли бы вернуть разум са!дхакиназад, и он навечно входит в состояние бесконечного покоя.

НИРВИКА ЛЬПАСАМА ДХИ(nirvikalpa samádhi)– состояние абсолютной безобъектности, недвойственности, когда маха!тполностью сливается с космическим Сознанием, А!тманом.

НИРГУ НАБРА ХМА(Nirguńa Brahma) – состояние Брахмы; находится вне пределов Вселенной, никак с ней не связан.

ОМ ШАНТИ – Брахма есть покой.

ОМКА РА(oṋḿkára)– космический звук, совокупная форма всех звуков; вибрация бесконечной космической Чи!тты, существующая на протяжении вечности, основа всех танма!тр, зерно всех вибраций.

О ТАЙОГА (ota yoga) – межличностные отношения, соединяющие Пара!маПуру!шус каждой проявленной единичной сущностью, о которой он заботится, как любящий отец.

ПАРАША НТИ(pará shánti)– состояние абсолютного покоя, в котором находится Пуруша.

ПАРАМА БРАХМА – Брахма, высший Брахма.

ПАРА МАПУРУ ША(Parama Puruśa) – высшая свидетельствующая Сущность; материальная и действующая причина творения.

ПАРА МАПУРУ ША(Parama Puruśa) – высшее Сознание.

ПАРАМА ГАТИ(paramágati)– необусловленное состояние, Ниргу!наБра!хма, в котором три гу!ныневыражены; такое состояние слившегося с Сознанием разума, в котором больше не остается отношенийсубъект-объект,не остается никаких различий между познающим и познаваемым, есть только космический поток.

ПАРАМА ТМА(Paramátmá)– то же, что Сагу!наБра!хма.

ПАРАМА ТМАН(Paramátman)– космическая Душа.

ПАРАМАШИ ВА(Paramashiva) – высший Шива; то же, что Пуруш!оттама.

ПАРАША НТИ(paráshántí)– состояние абсолютного покоя; наступает, когда подсознательный разум, ведомый инстинктом, не вторгается в причинный разум и не вынуждает сознательный разум гнаться за грубой материальностью.

ПИ ТХА(piitha) – точка в мозге, соответствующая органу зрения.

ПРАБХАТ САМГИТЫ – 5018 духовных ипсихо-духовныхпесен, написанных Прабхатом Ранджаном Саркаром (Шри Шри Анандамурти).

Стр. 8 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

ПРАВРИ ТТИМУКХ (pravrttimukhii) – тенденция трех сил (саттвагуны, раджогуны и тамогуны) к обретению соответствующих им тождественностей, к выходу из равновесия, к выходу из состояния чистого Сознания.

ПРАКРИ ТИ(Prakrti) – сила, создающая разнообразие форм.

ПРАКРИТИЛИ НАВА СТХА(Prakrtilinavastha) – состояние слияния с Пракри!ти.

ПРА НА(práńa) – общее название внешненаправленной и внутренненаправленной сил, возникающих в результате действия ба!лы; каждое твердое тело обладает пра!ной.

ПРА НАХ(práńáh) – каждый из пяти фундаментальных факторов в объекте обладает своим собственным контролирующим ядром, когда результирующая внутренненаправленная сила создает общее ядро, которое контролирует все пять ядер внутри структуры, возникает пра!нах, жизненная энергия, объект перестает быть неорганическим; является сочетанием десяти ва!ю (жизненных ветров) внутри структуры.

ПРАНА ША(prańásha)– уничтожение, разрушение; следствие трансформируется в причину, объект принимает свою изначальную форму.

ПРАНАЯМА – четвертая ступеньаштанга-йоги(восьмеричной йоги); контроль жизненной энергии, достигаемый посредством контроля над дыханием. Один из уроков Ананда Марга садханы.

ПРАНАЯ МА(práńáyáma)– наука о дыхании, имеющая целью контроль над движением пра!наха.

ПРАНЕ НДРИЯ(práńendriya) – общее название для десяти ва!ю; «психический орган», который категоризирует и анализирует ощущения, поступающие от органов чувств; «шестое чувство», формирующее оценочные суждения и субъективные ощущения.

ПРАНИДХА НА(prańidhána)– возникновение сильного желания Великого и решительные действия для осуществления этого желания; процесс направления всей 1000 свойств разума в определенную точку и из этой точки, посредством концентрации на мантре, к Пара!маПуру!ше.

ПРАПТАГЬЯ НА(práptajiána) – относительное нетрансцендентальное знание, имеющее надостатки, обусловленные невежеством, либо объективными изменениями, происходящими с течением времени.

ПРА ПТИРПХАЛАБХО ГА(prá-ptirphalabhoga)– процесс восстановления чи!ттойсвоего изначального равновесного состояния через переживание реакции на действие.

ПРАРАМБХИКА-ЙОГА – элементарная йога.

ПРАТИК – символ «Ананда Марги».

ПРАТИКРИТИ – фотография Марга Гуру.

ПРА ТИ-САМВЕ ДА(prati-saḿveda) – контрмыслеволна, представляющая собой отражение мыслеволны.

ПРАТИСАНЧА РА(pratisaicara) – процесс движения единичных существ к космическому Ядру.

ПРАТЬЯХАРА – пятая ступеньаштанга-йоги(восьмеричной йоги); отвлечение разума от физических ощущений.

Стр. 9 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

ПРАТЬЯХА Р (pratyáhár – отрешение, перенаправление всех чувств внутрь себя.

ПРАТЬЯ ЯМУ ЛАКА(pratyaya-múlaka) – исходные действия, в результате которых накапливаются потенциальные реакции.

ПРАУТИСТ – последователь ПРАУТа (от англ. PROgressive Utilization Theory (PROUT) – теория прогрессивного использования, социальное учение «Ананда Марги»).

ПРЕ МА(prema) – притяжение к интегральной всеобъемлющей целостной Сущности.

ПРО ТАЙОГА (prota yoga) – коллективная связь Пара!маПуру!шисо всей Вселенной.

ПРОТОДУХОВНЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ, ПРОТОПСИХИЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ

стремление разума (духа))к духовности, носящее не непрерывный, а нестабильный, непостоянный характер.

ПУ НЬЯ(punyá)– добродетель.

ПУРНИМА – полнолуние.

ПУРОДХА – опытный духовный учитель.

ПУРУШО ТТАМА(Puruśottama) – ядро самой большой ча!кры, Брахма Ча!кры(космической системы).

РАДЖОГУ НА(rajoguńa) – одна из трех гун; динамичная сила, сила изменчивости, активное начало; ее вибрационный цвет – красный.

РАКХАСИВИДЬЯ(rákśasii vidyá)– « демоническое влияние», возникающее когда атимана!са ко!шаодного человека влияет на маном!аяко!шудругого.

РА СА(rasa) – поток психических волн различной длины, создающий разнообразие существ.

САБИ ДЖАСАМА ДХИ(sabiija samádhi)– сама!дхи«с зерном»; высшее состояние, в которое входит разум, содержащий зернакаких-либосамска!р.

САВИКА ЛЬПАCАМА ДХИ(savikalpa samádhi)– состояние условного растворения, когда в процессе расширения единичного сознания аха!ми чи!ттапреобразуются в космический Маха!т.

САГУ НАБРА ХМА(Saguńa Brahma) – обусловленное состояние Брахмы, управляемого гунами; сочетание двух компонентов: Пурушоттамы и его психического объекта, Вселенной.

САДВИПРА – духовный революционер.

САДГУ РУ(sadguru) – совершенный Гуру; всепроникающая, всезнающая духовная сущность.

СА ДХАКА(sádhaka)– духовный искатель.

СА ДХАНА(sádhaná)– букв.: непрерывное усилие; духовная практика, медитация.

САДХАРАНА-ЙОГА – средняя ступень йоги.

САЛО КЬЯ(sálokya)– стадия савика!льпасама!дхи, когда кундали!нипересекает вторую чакру, свадхиштха!ну; у человека возникает чувство, что не одинок, что высший Отец – с ним, что он и Пара!маПуру!шапребывают в одной сфере.

САМАДХИ – восьмая ступеньаштанга-йоги(восьмеричной йоги); «растворение» единичного разума в космическом Разуме (савикальпа самадхи) или в Атмане (нирвикальпа самадхи).

Стр. 10 из 13

25.02.2013 15:02

Словарь санскритских терминов — Стр 2

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

СА МА-СА МАДЖАТА ТТВ(sama-samájatattva– принцип социального равенства.

САМБХУ ТИ(sambhúti)– все сотворенные существа.

САМВЕ ДА(saḿveda) – ментальная мыслеволна.

САМВИ ТША КТИ(samvit shakti) – сила духовного пробуждения.

САМГХА – организация; «Ананда Марга Прачарака Самгха».

САМИ ПЬЯ(sámiipya)– стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает мани!пуру, третью ча!кру, и духовный искатель чувствует близость к высшему Отцу.

САМКА ЛЬПА(saḿkalpa) – одна из двух основных функций разума, заключающаяся в принятии решения о выполнении некоторого действия и создании ментального образа этого действия.

САМКАЛЬПА ТМАКА(saḿkal-pátmaka)одна их двух основных психических функций ахамта!ттвы: создается психический образ действия в чи!тте, то есть ментальная подготовка к совершению действия.

САМСКАРА (saḿskára)– ответный психический импульс, потенциальная ментальная реакция.

САМСКА РАМУ ЛАКА(saḿská-ramúlaka)реактивные действия, в результате которых самска!рыуничтожаются, то есть переживается расплата.

САНЧА РА(saicara) – это внешненаправленное движение Пракри!ти, в процессе которого она постепенно приводит Пуру!шупод влияние гун; экстравертная фаза творения, в которой движение происходит от тонкого к грубому.

САНЬЯСА – отречение.

СА РИШТХИ(sárśthi) – стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает а!гьяча!кру; во время сари!штхидуховной искатель чувствует «я есть Он».

САРУ ПЬЯ(sárupya)– стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает вишу!ддха ча!кру, и ученик испытывает чувство «я един с Ним».

САТСАНГА – хорошая компания.

САТТВАГУ НА(sattvaguńa) – одна из трех гун; пробуждающая сила, сила осознанности, осознающее начало; ее вибрационный цвет – белый.

СА ТЬЯЛО КА(satyaloka) – состояние Ниргу!наБра!хмы; здесь присутствуют все три гу!ны, но они не проявлены; в са!тьяло!кеобитает только Пуру!ша.

САХАДЖА-ЙОГА – продвинутая йога.

САХАСРА РАЧАКРА (sahasrára cakra)– находится в центре макушки головы.

САЮ ДЖЬЯ(sáyujja)– стадия савикальпа самадхи, когда кундали!нипересекает четвертую ча!кру, анаха!ту, и духовный искатель испытывает близкий контакт с Пара!маПуру!шей, переживает соприкосновение с Ним.

СВАБХА ВИКАДХА РМА(svabhávika dharma)– естественная дха!рма: питание (аха!ра), сон (ни!дра), страх (бха!я) и секс (майтху!на); она одинакова как для животных, так и для людей.

Стр. 11 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

СВАДХИШТХА НАЧАКРА (svádhiśthána cakra – находится в позвоночнике, в области половых органов, контролирует жидкостный фактор.

СВАДХЬЯЯ – один из пунктов джамы и ниямы; чтение и понимание духовной литературы.

СВА ПНА(svapna) – снови!дение.

СВАРА СА(svarasa) – собственный поток, ментальная волна существа, являющаяся результатом взаимодействия всех его волн.

СВАРЛО КА(svarloka) – называется миром манома!я; именно здесь человек переживает удовольствие и боль, здесь хранятся самска!ры.

СВАРУ ПАПАРИНА МА(svarúpa-parińámá)трансформация, постоянный взаимный обмен свойствами между тремя фундаментальными началами (силами).

СВАСТИКА – буквально: «благополучие»; символ победы.

СВАЯ МБХУ(svayambhu) – последняя, предельная точка творения.

СЕ ВА(sevá) – бескорыстное служение; существует две формы служения: внешняя и внутренняя.

СНАНА МАНТРА – мантра, которая произносится после купания.

СОЦИОСЕНТИМЕНТЫ – приверженность определенной социальной группе в ущерб остальным. Деление на группы может основываться на расовых, религиозных, кастовых, национальных и прочих различиях. Сентименты minimitis означают привязанность только к своей семье, сентименты maximitis или excellencio означают верность всему человечеству, которая не распространяется, однако, на другие менее развитые существа (тж. гуманизм традиционный).

СУКХА М(sukham) – чувство, в котором чи!ттажелает оставаться долгое время, счастье.

ТАМОГУ НА(tamoguńa) – одна из трех гун; огрубляющая сила, сила инертности и пассивности, статичное начало; ее вибрационный цвет – черный.

ТАНДАВА – энергичный мужской танец, выполняемый духовными учениками, введен в

практику Шивой. Танец улучшает работу желез, благодаря чему развиваются такие качества, как мужество и отвага. Исполняемый Шивой (Шива Натарадж), танец символизирует высшее Сознание, которое наполняет Вселенную вибрациями, заставляя, в свою очередь, вибрировать каждый объект, существующий во Вселенной.

ТАНМА ТРЫ(tanmátras)– вибрации, постоянно излучаемые объектом и несущие в себе характеризующую его суть; существует пять основных категорий танма!тр: звук (ша!бда), осязание (спа!рша), форма (ру!па), вкус (ра!са) и запах (га!ндха).

ТАНТРА (tantra) – духовная традиция, возникшая в Индии в доисторические времена и впервые систематизированная Шивой. Делает упор на необходимости развития силы в человеке, помогающей преодолевать все страхи и слабости, что можно сделать как посредством медитации, так и переживая сложные жизненные ситуации. Также писание, в котором изложены принципы этой духовной традиции.

ТАПАРЛО КА(taparloka) – эта сфера также назвается хираньяма!яло!ка; здеь преобладает саттвагу!на, менее активной является раджогу!на, меньше всех проявлена тамогу!на, здесь знание присутствует в непроявленном виде, и даже эго, или«я-чувство»,не выражено ясно, а пребывает в латентном состоянии.

Стр. 12 из 13

25.02.2013 15:02

Глоссарий

http://anandamarga.ru/book/export/html/935

ТА РАКАБРА ХМ (Táraka Brahma – тот, кто освобождает, освобождающий Бра!хма; «мост» между Сагу!наи Ниргу!наБра!хмой, находящийся на границе сотворенной Вселенной и непроявленной сферы.

ТАТТВИК – человек, обучающий элементарной философии «Ананда Марги», буквально: «тот, кто знает суть философии».

ТА ТТВЫ(tattvas) – то же, что бхуты.

ТЕДЖАСТА ТТВА(tejastattva) – один из пяти фундаментальных факторов; световой фактор.

ТИЛАКА – знак, наносимый между бровями сандаловой пастой, киноварью и т.п.

ТУ РИЯ(turiiya) – состояние недвойственности, переживаемое за пределами всех гун.

УЧЧХУ НЬЯ(ucchúnyá)– Ша!ктив проявленном состоянии.

ХИРАНЬЯМА ЯКО ША(hirańyamaya kośa) – означает «золотой слой»; здесь чувство «я» дремлет, осознание себя как единичной сущности не проявлено, присутствует только огромная тяга к Высшему, лишь тонкая завеса отделяет са!дхакуот А!тмана, от высшего Сознания, желание единства становится почти невыносимым и нарастает до тех пор, пока, наконец, не происходит божественное слияние.

ХЛА ДИНИША КТИ(hládinii shakti)– сила, дающая счастье и блаженство.

ЧИ ТТА(Сitta) – объективированная часть разума; когда власть раджогу!нызаканчивается, и тамогу!на(статичное начало), начинает воздействовать на часть космического Аха!ма, возникает космическая Чи!тта, и космический Разум воспринимает объективированную часть себя, Маха!т и Аха!могут принять Чи!ттув качестве своего объекта и думать: «я сделал это».

ЧИ ТТАБО ДХАХ(cittabodhah) – чувство объективированного «я», то есть чувство «я – объект», возникающее при сочетании в существе множества эктоплазматических частиц.

ШАДАРИ ПУ(śadripu) – шесть врагов разума.

ША КТИ(Sakti) – способность создаватьчто-либо;Пракри!ти, космическое действующее начало.

ШАМБХУЛИ НГА(shambhúliuga) – первая точка, с которой начинается творение.

ШИ ВА(Shiva) – Тот, в ком пребывают все объекты; Пуру!ша, космическое Сознание.

ШРАВА НА(shravana) – слушание историй о Боге (ха!рика!тха), коллективное (ки!ртан) и индивидуальное (бхаджа!н) воспевание Его имени.

ШРАДДХА – поминальная церемония.

ШУДДХИ – очищение разума, включены в процесс медитации.

ЭКТОПЛА ЗМА(ectoplasm) – то же, что чи!тта.

Стр. 13 из 13

25.02.2013 15:02