Изучение темперамента с использованием факторного анализа

Типология К. Г. Юнга

Карл Густав Юнг также делил людей на типы, исходя из психологических различий, которые он считал врожденными. К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертированный. Термины «экстраверт» и «интроверт» были в английских словарях уже с 1755 года, однако в научный обиход эти понятия были введены Юнгом.

Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других лю­дей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окру­жающей действительности.

У интроверта субъективное всегда превалирует над объек­тивным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей.

Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную установку, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознатель­ная.

 

Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу

Польский психолог Яков Стреляу попытался синтезировать подходы школ Павлова, Теплова и Мерлина (80-е гг.).

Под темпераментом он понимает совокупность стабильных свойств, определяемых особенностями врожденных нервных и эндокринных механизмов. Стреляу выделяет две основные характеристики темперамента: активность и реактивность. Реактивность проявляется в интенсивности реакции на стимул и определяет работоспособность, выносливость и порог чувствительности. Активность проявляется в количестве и разнообразии действий. Активность и реактивность находятся в реципрокных отношениях, то есть обратно пропорциональны. Согласно Стреляу, для того, чтобы определить тип темперамента, необходимо наблюдать человека в разной деятельности, так как разрядка энергии у разных людей происходит в разных сферах: интеллектуальной, двигательной, висцеральной и т.д.

Изучение темперамента с использованием факторного анализа

Одной из первых попыток определения структуры темперамента с помощью факторного анализа были исследования английского психолога С. Берта. Он выделял три фактора:1) общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость); 2) стенические (экспрессивные) эмоции — астенические (заторможенные) эмоции; 3) положительные эмоции — отрицательные эмоции.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... окружающей среде с целью самоподдержания (т.е. деятельность соотносима с активность лишь людей). Активность животных определяют как поведение. Еще К.Маркс отмечал, что свободная ... и составляет родовой характер человека. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается ...

Дж. Гилфорд предложил 13-факторную теорию, определяющую структуру темперамента. Эти факторы не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта. Это дало основание Дж. Гилфорду отнести выделенные им факторы к темпераменту, а не к личности.

К. Лоуэлл выделила на основании модели Гилфорда четыре суперфактора: фактор I: вспыльчивость—сдержанность; фактор II: реализм; фактор III: эмоциональность; фактор IV: социальная адаптируемость. Эти факторы не зависимы друг от друга, о чем свидетельствует отсутствие корреляции между ними. Таким образом, индивид, обладающий определенной характеристикой по одному из указанных факторов, может занимать любую позицию в отношении остальных.

Л. Тэрстоун выделил семь факторов второго порядка и назвал их основными: Активность, Энергичность, Импульсивность, Доминантность, Стабильность, Социабельность, Рефлексивность. Изображая графически типичное для данного индивида значение каждого фактора, получают так называемый профиль темперамента, в ко­тором отражаются полученные оценки по всем измерениям, а также отношения между ними.

Представления о темпераменте Г. Айзенка

Английский психолог Ганс Айзенк вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой модели человеческой личности. Айзенк был глубоко убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью. Тип темперамента, согласно автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: «экстраверсия—интроверсия» и «эмоциональная стабильность—нейротизм». Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру. Вторая шкала – со стороны его эмоциональной устойчивости

Сочетание эмоциональной устойчивости с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии — с типом холерика; эмоциональной устойчивости с интроверсией — с типом флегматика, эмоциональной лабильности с интроверсией — с типом меланхолика.

 

Темперамент как стиль поведения

А. Басс и Р. Пломин считают, что в темпераменте должны, прежде всего, отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако, чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий: 1) наследственная обусловленность; 2) стабильность ее проявления в течение всей жизни; 3) иметь адаптивное значение, т. е. способствовать биологическому приспособлению; 4) обнаруживаться у животных. А. Басс и Р. Пломин выделяют три характеристики (свойства) темперамента: эмо­циональность, активность и социабельность.

А. Томас и С. Чесс под темпера­ментом также имеют в виду стиль поведения. У детей первых лет жизни они выделили девять независимых друг от друга характе­ристик поведения:

1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормле­ния, купания, соотношение активного и пассивного поведения в течение дня);

2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реак­ций, например, появление чувства голода, и продолжительность состояния во вре­мени, например, длительность сна);

14 стр., 6950 слов

Эмоциональный фактор в творческом воображении

... (или историческое), в силу допущенного начала, что филогенез и онтогенез, вообще, идут согласно между собою. I Первый период. Он нам известен; это - возраст, с которого ... количеством рассудочности. Заметим, что здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют "взрослыми детьми", но о простоте ...

3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и двигательных реак­ций на новые стимулы);

4) адаптивность (реакция на новую или изменяющуюся ситуацию);

5) интенсивность реакции независимо от ее качества и направленности;

6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности;

7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенно­сти);

8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведе­ния);

9) длительность внимания и настойчивость (способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

Согласно авторам, в соответствии с определенным сочетанием данных характеристик поведения можно выделить три типа темперамента, или стиля поведения: «легкие», «трудные» и «заторможенные». Для «легких» детей характерны устойчивая ритмичность, положительная реакция на новую стмуляцию, быстрая адаптация, преобладание положительного фона настроения. Для «трудных» детей характерны колебания биологических ритмов, преобладание негативного фона настроения, низкая адаптивность, высокая степень отвлекаемости. У «заторможенных» детей проявляются такие характеристики, как устойчивый ритм, медленная адаптация, высокий порог реактивности и низкий уровень активности.

ХАРАКТЕР

 

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

 

Тема 3. История характерологии

Характер изучался еще в античности (Платон, Теосфат).

Множество работ посвящено изучению характера. (Галль, Лазурский, Левитов, Асмолов, Климов, Рубинштейн, Фромм, Фрейд, Хорни, Братусь, Юнг, Павлов).

В своей работе «Очерк науки о характерах» (1909) П.Ф. Лазурский представил оригинальную концепцию научной характерологии, в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью НС. Согласно Лазурскому, характер – это совокупность наклонностей, имеющих анатомо-физиологическую основу. Под наклонностью он понимал возможность неоднократного повторения у наблюдаемого лица того или иного душевного процесса.

Сходную точку зрения имел и Нечаев (1929).

В своей работе «Характер человека» он дает следующее определение характера: «Характер – это природные черты, которые являются врожденными особенностями организма, которые укрепляются и расшатываются последующими воздействиями среды». Однако, согласно Нечаеву, решающими остаются все же природные, наследственные характеристики. Нечаев выделял три типа характера: спокойный, возбудимый и стремительный, а также промежуточные, например, спокойно-стремительный.

Лесгафт в своей работе «Семейное воспитание ребенка» разводит понятия «характер» и «темперамент». Согласно Лесгафту, характер, в отличие от темперамента, формируется в обществе, в процессе общения. Основным фактором формирования характера является семья. Так, Лесгафт анализирует, каким образом семья влияет на образование «школьных» типов детей. Выделяет шесть типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, злостно-забитый, мягко-забитый, угнетенный. Лесгафт показывает, каким образом семья оказывает влияние на формирование типов характера. Так, дети честолюбивого типа вырабатываются в семьях, где принято восхищаться детьми, стараясь внушить им желание первенствовать. Добродушный характер вырастает под влиянием спокойной и разумной домашней обстановки, где любящие родители относятся с вниманием и пониманием к нуждам ребенка, но не балуют и не изнеживают его.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения ... складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического ...

В 1944 году Левитов в работе «Проблема характера в психологии» рассматривает характер как свойство личности и дает два определения характера: частное и общее. Общее: Характер – качественное своеобразие личности, представляющее известное единство с его психическим складом. Частное: Характер – психический склад личности, определяемый главным образом чертами направленности и воли.

В.Н. Мясищев определяет характер, как «все то, что в свойствах психики присуще одному человеку и отличает его от других, это личность в ее своеобразии».

З. Фрейд выделяет в характере как биологическую, так и социальную составляющую. Концепция характера была сформулирована Фрейдом в 1908 году. Согласно Фрейду, при фиксации на той или иной психосексуальной стадии развития формируется определенный тип характера. В. Райх развил концепцию Фрейда. Он полагал, что характер формируется как некая защитная структура, обращенная против возникающей в сознании ребенка тревоги, вызванной интенсивными сексуальными переживаниями и сопровождающим их страхом наказания. В результате сдерживания импульсов у человека со временем формируется характерный панцирь. Райх постоянно призывал своих пациентов ясно осознавать собственные черты характера. Когда пациент переставал относиться к внешним проявлениям своего характера, как к само собой разумеющемуся, его мотивация к изменению в лучшую сторону усиливалась.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Э.Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможно­сти удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет лю­дям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем. Согласно Фромму, личность – это сумма врожденных и приобретенных свойств, которые характеризуют индивида и определяют его уникальность. Характер – основное приобретенное свойство; это относительно постоянная совокупность всех устремлений индивида, которая не является инстинктивной по своей природе, при помощи которого человек соотносит себя с культурной и природной средой (например, эгоистичный и альтруистичный характер).

Характер воспитывается и восполняет недостаток инстинктов. Характер может не осознаваться своим носителем. Главные свойства нашего характера позволяют нам вести себя последовательно и эффективно. (Действительно, мы часто не задумываемся над тем, как нам отреагировать или как поступить; просто делаем, и наши поступки в своей повторяемости создают характер).

3 стр., 1300 слов

Типы личности 2

... и развлечениям, болтливость, хвастовство, согла­шательство, лицемерие, трусость, безответственность. Люди этого типа пассивны, стараются избегать конфликтов. Контакты в целом беспорядочные и ... риск и приключения, развлечения и контакты теряют свою прежнюю привлекательность. Человек становится на время «домоседом».  В перечень конфликтогеппых ситуаций следует включить:   ...

Согласно Фромму, люди соотносятся с окружающим миром в основном по двум направлениям: 1) через ассимиляцию (приобретение и использование вещей и людей) – непродуктивный путь и 2) через социализацию (познание себя и других) – продуктивный путь. Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современ­ных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных по­требностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоро­вые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирую­щий, накапливающий и рыночный характер. Категорию продуктивных представ­ляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отме­чал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на пси­хическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

 

Тема 4. Современные представления о характере

Характер – это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер заключается в индивидуализации свойств личности. И эти свойства используются для того, чтобы социализироваться (адаптироваться) в этом мире. Характер – результат индивидуализации и социализации свойств индивида.

Формирование характера зависит от социальных условий, принятия типической нормы. Когда речь идет о характере, тогда мы характеризуем отношения этого человека с окружающими. Характер указывает, как действует человек, а личность указывает на то, ради чего человек действует, какую цель он выбирает. Проявление характера – это руководство своими желаниями. Личность в своем развитии «снимает» характер, т.е. руководствуется не только хотением, но и моральными, этическими ценностями.

Основа характера – это генетические свойства темперамента. Наличие некоторых генетических предпосылок характера не равно утверждению о его генетической предопределенности (близнецы в разных семьях).

Средовой и генетический факторы равнозначны в формировании характера. Характер формируется в течение всей жизни. Изменения в характере появляются в критических, стрессовых, трудных, болезненных состояниях.

Следует отличать характер от психических состояний (настроений).

Он отличается большей степенью устойчивости и постоянства. Хотя психическое состояние, если оно устойчивое и постоянное, может превратиться в свойство характера. Условия формирования свойств характера – это формирование устойчивого отношения, зависящего от социально-типического отношения, а не от ситуационного.

Функции характера:

1. Характер определяет способ действия, с помощью которого и проявляется отношение личности к цели.

2. Для выражения качественного отношения личности к происходящему, т.е. экспрессия (вежливость, резкость, небрежность), стилистика речи (устной, письменной).

Структура характера

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут выделяться отдельные черты, или стороны. Эти черты не изолированы друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, то есть основания полагать, что он и не будет обладать качествами инициативности (опасается неблагоприятного оборота инициированного им поступка), решительности (принятие решения предполагает ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может ущемить его собственные интересы, что для него опасно).

3 стр., 1033 слов

ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

... Е. Личко. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. Выделяют 10 основных типов акцентуации. ... уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности. 6. Циклотимность. Резкие ... интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. 4. Черты характера и отношения личности Характер человека определяется его отношением ...

Но при этом очень вероятно, что трусливый человек обладает такими чертами, как угодливость (по отношению к сильному), конформность, жадность, недоверчивость. Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, будет обладать именно такой структурой характера. В различных ситуациях эта структура может быть значительно преобразована, и в ней даже могут появиться такие черты, которые, казалось бы противоположны, например, трусливый может быть наглым. Структурность характера выражается также в определенной иерархичности его черт. Среди черт характера выделяют основные и второстепенные. Основные черты задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Второстепенные определяются основными.

Как мы уже сказали, характер – сложное психическое образование, состоящее из многочисленных черт. Эти черты выражают отношение человека к своему делу, окружающим людям и к самому себе.

в отношении к своей деятельности и труду могут проявляться такие черты характера, как трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, чувство нового или консерватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду.

в отношении к другим людям проявляются такие черты, как общительность и замкнутость, коллективизм и индивидуализм, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т.д.

в отношении человека к себе для характера показательны: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного достоинства или недооценка себя.

Соотношение характера и темперамента

 

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от типа нервной системы. Свойства темперамента откладывают свой отпечаток на проявления характера. Прежде всего, темперамент определяет динамические характеристики проявлений характера. В конечном счете, темперамент и характер образуют неразделимый сплав, который обусловливает общий облик человека. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика – серьезная проблема – преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющегося в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников – усидчивости, у флегматиков и меланхоликов – активности и т.д.

 

Тема 5 . Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр Карл Леонгард (1904 — 1988), у 20-30% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера (термин Леонгарда) — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии (болезненное уродство характера, в результате резко ухудшаются отношения с людьми, тотальна, необратима, приводит к социальной дезадаптации).

3 стр., 1202 слов

Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков

... и теоретическая значимость исследования. В данной работе изучены различные аспекты социальной ситуации развития подростков с агрессивным и условно нормальным поведением, включая семейную и школьную ситуации и ... зрения. Актуальность темы. Изучение и профилактику негативных эмоций и агрессий в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с ...

Но в отличие от психопатии акцентуации проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Наиболее известная распространенная типология психопатий принадлежит П. Б.

Ганнушкину Он выделял эпилептоидную, шизоидную, истероидную, параноидную и другие психопатии. Сам Ганнушкин говорил о том, что «понятия «личность» и «индивидуальность» с одной стороны и «норма», «средняя величина» с другой стороны не совместимы. То же относится и к выражению «нормальный характер»…ведь если бы мы имели человека с нормально-идеальной психикой, то едва ли можно было говорить о наличии у него характера. Такого рода человек был бы бесхарактерным, в том смысле, что действовал бы он без предвзятости, и внутренние импульсы его деятельности постоянно регулировались бы внешними агентами» (Ганнушкин П.Б. «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» в сборнике «Избранные труды по психиатрии»)

А. Е. Личко предлагает свою, развернуто описанную и доста­точно полную типологию особо выраженных, или акцентуирован­ных, характеров подростков. Свое внимание к этому возрасту ав­тор объясняет следующим образом: «в подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психо­генных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротив­ления», могут наступать временные нарушения адаптации, откло­нения в поведении».

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвиж­ностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходя­щие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспо­койные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплиниро­ванность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, при­поднятое. Со взрослыми, родителями и педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообраз­ных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоце­нивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стре­мятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздра­жительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже не­значительные неприятности, на замечания реагируют крайне раз­дражительно. Настроение у них периодически меняется от при­поднятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3 стр., 1018 слов

Психофизическое развитие подростков

... человек, а в компании с друзьями - совсем другой. Бесспорно, такое двуличие негативно сказывается на развитие личности. Учитывая это, можно сделать вывод: учащиеся-подростки ... людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами. Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков ... Каковы взаимоотношения учеников (старших классов) подростков с родителями? Чтобы ответить на этот ...

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Представители лабильного типа «способны погрузиться в уныние и мрачное распо­ложение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому на­строению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хоро­шо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздра­жительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сенситивный тип. Ему свойственна повышенная чувстви­тельность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают боль­шую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ран­ним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нере­шительностью, а безапелляционность суждений со скоропали­тельностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, пред­почитают быть одни, находиться в компании взрослых. «Духов­ное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем про­явлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... профессиональной деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей с ...

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. «Такие дети любят мучить животных, …избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина». Их типичные черты — жесто­кость, себялюбие и властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких груп­пах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного ре­жима они чувствуют себя нередко на высоте, «умеют угодить на­чальству, добиться определенных преимуществ, завладеть… по­стами, дающими в их руки… власть, установить диктат над дру­гими».

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хва­лит их товарища, когда другим уделяют большее внимание, чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью». Для та­ких подростков характерны претензии на исключительное положе­ние среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10 Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и к праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым автори­тетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть, как все». Это тип «приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко не одно».

СПОСОБНОСТИ

 

Способности – определяются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

Способности (по Теплову) – не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Но последние объясняют, обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление, использование на практике. Эти индивидуально-психологические особенности, которые различают людей, связаны только с успешным выполнением деятельности, но не сводятся к ЗУН; способности находятся в постоянном процессе развития, одни могут компенсироваться сильным развитием других.

 

Тема 6. История воззрений на природу способностей

Само понятие «способности» ввел в науку Платон. Он говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления, другие – для вспомоществования, а иные – для земледелия и ремесленничества». Именно благодаря Платону возникло представление о врожденном неравенстве людей по способностям. Теории, утверждающие врожденность, предопределенность того или иного качества или свойства, обычно называют «теориями преформизма». Источник развития способностей помещается внутрь человека, они обусловлены наследственным генетическим фактором. К теориям преформизма примыкают и воззрения испанского врача Хуана Уарте («Исследование способностей к наукам», 1575 год).

Уарте также говорил о врожденности способностей: «Пусть плотник не занимается земледелием, а ткач – архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных…»

Приверженцем теории преформизма принято считать и Фрэнсиса Гальтона («Наследственный гений», 1869 год).

Он является основоположником эмпирического подхода к изучению способностей. Испытывая на себе влияние теории Ч. Дарвина, Гальтон утверждает, что способности имеют наследственную природу, передаются от родителей к детям и «полезные» способности передаются в ряде поколений. К полезным способностям Гальтон относил талант и утверждал, что социальная элита формируется на основе наследуемого таланта. Гальтон высказывал идею о том, что необходимо улучшить британскую расу: повысить умственные способности путем селективного отбора. В 1883 году его идея получает название евгеники. Тогда же Гальтон публикует еще одну книгу «Исследование способностей человека и их развитие», считающуюся первым научным трудом по проблеме индивидуальных различий. Другими представителями теории преформизма можно назвать Ф.Бэкона, Дидро, И. Прохазку, А.Н. Радищева.

Впоследствии теория преформизма критиковалась, и в противовес ей стали возникать другие теории, которые мы можем объединить под названием «теории чистой доски» (tabula rasa).

Сюда примыкают воззрения Джона Локка, который решительно критиковал идею о врожденности способностей, а также Томаса Гоббса, который высказывался относительно равенства в способностях от рождения всех людей. Согласно теории tabula rasa ведущую роль в происхождении способностей играет воспитание. Источник развития находится вне человека, в той социальной среде, в которой человек растет.

Первые две теории используют понятие «источник развития», дабы выявить природу происхождения способностей. В теории конвергенции двух факторов вводится понятие «условие развития». Согласно данной теории, источником развития является наследственность, а условием развития является среда.Носителями данной точки зрения можно считать Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова.

 

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Прежде чем определить, что является источником, а что условиями развития способностей, Выготский сначала предлагает определиться с понятиями «наследственность-врожденность» и «среда». Говоря о наследственном и врожденном факторе в отношении способностей, Выготский предлагает использовать понятие «задатки».

Задатки – это морфологические и функциональные особенности НС, анализаторов, двигательной системы, с которыми ребенок появляется на свет. Задатки являются неповторимыми и уникальными. Задатки не являются только лишь наследственными (определяются генами), но и формируются под влиянием врожденного фактора (фактор внутриутробного влияния).

Среда – это все, что существует вне субъекта, это люди, предметы, природа. Это все, что влияет на человека. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития». Это те элементы среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Из всей среды влияет только то, что переваривается через деятельность, становится объектом деятельности.

В качестве источника развития Выготский определяет среду, а в качестве условия развития – задатки. Выготский предлагает использовать метафору «Зерно и почва». Зерно – это элемент социо-культурного кода, которое попадает в почву задатков. Социальная ситуация развития предопределяет, что будет формироваться (какое зерно посадим), а почва предопределяет, как это будет формироваться (прорастет – не прорастет, засохнет, разрастется, расцветет).

 

Тема 7. Современные представления о способностях

На сегодняшний день принято определение способностей, предложенное Б.М. Тепловым. Он делает акцент на трех основных моментах:

1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способности – это не всякие общие индивидуальные особенности, и только лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

3. Понятие способностей не сводимо к тем знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), которые уже выработаны у данного человека.

Если человек достигает успешных результатов в новой ситуации при разрешении новых задач, по отношению к которым не были усвоены определенные ЗУН, тогда условием успеха следует считать способности. Способности не сводимы к ЗУН, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Например, абсолютный слух не существует у ребенка как способность до того, как он впервые встал перед задачей – распознавать высоту звука. До этого существовал лишь задаток как анатомо-физиологический факт. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Согласно Теплову, недостающая способность может быть скомпенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека способностями.

 

Классификация способностей

Естественные – обусловлены биологически. Это общие для человека и животных способности (восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии).

Они непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (условно-рефлекторные связи, оперантное обусловливание, импринтинг).

Специфические способности – это способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Обеспечивают жизнь человека и развитие в социальной среде. К ним относятся:

1. Общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой. Общие – определяют успехи человека в разных видах деятельности (умственные, развитая память, совершенная речь).

Специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода (музыкальные, математические, спортивные).

2. Теоретические и практические. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические – к конкретным практическим действиям. Вместе эти способности встречаются у одаренных людей.

3. Учебные и творческие. Учебные – определяют успешность обучения и воспитания, усвоения ЗУН. Творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, индивидуальное творчество.

4. Предметные и межличностные способности в наибольшей степени социально обусловлены. Предметные – познавательного плана, способности к различным видам теоретической и практической деятельности. Межличностные – речь как средство общения, ее коммуникативная функция; особенности межличностного восприятия и оценивания; способности к социально-психологической адаптации, способности к социально-психологической адаптации, способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

 

Качественная и количественная характеристика способностей

Говоря о количественной характеристике способностей, мы, прежде всего, имеем в виду использование измерительных процедур. Тестирование способностей имеет длительную и богатую историю, простирающуюся на четыре тысячелетия в прошлое, когда китайцы использовали некий вариант проверки способностей при отборе людей на государственную службу. Даже в Библии встречается упоминание о судебной экспертизе способностей. На сегодняшний день распространено мнение, будто с помощью тестов выявляются способности и измеряется степень их выражнности.

Первым попытался измерять способности Ф. Гальтон. Им была организована специальная лаборатория в 1884 году. За год работы было обследовано более 9 тыс. испытуемых. В качестве основного показателя способностей были выбраны преимущественно сенсорные характеристики человека (скорость реакции, особенности восприятия).

В 1904 году во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей по более сложным проявлениям – особенностям памяти, внимания, успешности решения задач. Автор этого метода А. Бине предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст. В 1912 году немецким психологом В. Штерном был предложен показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Позже эта процедура измерения критиковалась в том плане, что здесь мы не выявляем в действительности способности человека, а выявляем наличие у него тех или иных ЗУН, которые не следует смешивать со способностями.

В общем, тестирование не выявляет способности и уж тем более не измеряет их, поскольку нельзя измерить компонент, который мы не можем выделить из сплава врожденного и приобретенного. Способности можно выявить только в процессе выполнения деятельности. Однако успехи в любой деятельности зависят от многих факторов (силы мотива, желания, условий деятельности, мастерства педагогов и т.д.), а не только от способностей. Например, в свое время Ч. Дарвин был исключен из университета, как неспособный. А такие выдающиеся ученые, как Ньютон, Менделеев, Лобачевский в школе учились плохо и имели посредственные достижения в изучении физики, химии и математике. Гоголя учителя считали неспособным к изучению русского языка. Преподаватели Академии художеств относительно работ Сурикова сказали, что «с такими рисунками надо запретить даже мимо Академии ходить». Этот список можно продолжить. Более того, известны случаи, когда выполнение деятельности не только не способствует обнаружению способностей, но даже маскирует их. Например, высокая результативность высокого баскетболиста принимается тренером за меткость, хотя на самом деле игрок не обладает высокой меткостью. Наоборот, меткий, но не устойчивый к психическим напряжениям баскетболист не может проявить во время сложной игры свою способность.

Есть еще один путь прогнозирования способностей – по количеству и по степени выраженности имеющихся у человека задатков (например, с помощью биохимического, гистологического анализа).

Однако при этом надо знать, какие задатки относятся к той или иной способности.

Количественная характеристика способностей не позволяет выявить, за счет чего человек достигает положительного результата. В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнений какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Недостающая способность может компенсироваться за счет других способностей.

Принято выделять следующие типы компенсации способностей:

1. Компенсация за счет опыта (Б.М.Теплов).

При данном виде компенсации эффективность деятельности зависит от применения ЗУН при недостаточной выраженности определенных способностей. Компенсация такого вида хорошо просматривается в учебной деятельности, в спорте: недостаточно быстрое реагирование на сигналы и плохое распределение внимания компенсируется мыслительными операциями, способствующими прогнозированию изменений ситуаций в ближайшем будущем.

2. Компенсация за счет стиля деятельности. Подробно вопрос рассматривается В.С. Мерлиным Однако такая компенсация возможна, если от человека не требуется сверхзатрат, не требуется проявления максимальных способностей. Например, студенты с разными умственными способностями могут одинаково успешно обучаться на факультете (за счет того, что менее способные уделяют больше времени обучению), тогда как только действительно способные сориентируются в ситуации неожиданного экзамена или среза знаний. Климов говорит о том, что не во всех профессиях ИСД может компенсировать необходимые способности. Поэтому, если деятельность предъявляет более жесткие условия, всплывает актуальность измерения способностей при профотборе.

Компенсация также может происходить за счет другой способности. Например, недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индифидуальные и групповые различия в поведении. 2001.

2. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. Воронеж. 1998.

3. Купер К. Индивидуальные различия. М. 2000.

4. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М. 2000.

5. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М. 1998.

 

Дополнительная

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учеб. пособие (С.172 – 178.)

2. Ганнушкин Б.П. Избранные труды по психиатрии. Ростов н/Д. 1998.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

4. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей //Вопросы психологии.1991. № 4. С. 82 – 88.

 

5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:

6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2004.

7. Лазурский А.Ф. О составе личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2000.

8. Левитов Н. Д. Психология характера. М.1969.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб. 2000.

10. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М. 1983.

11. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследова­ния. Пермь. 1988.

12. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосоз­нание. Учеб. пособие к спецкурсу. Пермь. 1990.

13. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986.

14. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л. 1960.

15. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера.Тбилиси. 1989.

16. Психология индивидуальных различий. Тексты. МГУ. 1982.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М., 1989. (Темперамент и характер. С. 211 – 235.)

18. Русалов В. М. Биологические свойства индивидуально-психологи­ческих различий. М. 1979.

19. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре ин­дивидуальных свойств человека //Вопросы психологии.1985. №11.С. 19—33.

20. Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2000.

21. Страхов К. В. Психология характера. Саратов. 1970.

22. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. 1982.

23. Теплов Б.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2000.

24. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личнос­ти. М. 1986.