Сказкотерапия

Контрольная работа

Сказкотерапия

Содержание

Введение

. Научные основания и философия сказкотерапии

. История возникновения

. Основные понятия

. Терапевтические техники.

. Творческий аспект психотерапии

Заключение

Список литературы

Введение

Сказкотерапия один из самых древних методов практической психологии и один из самых интересных, т.к. все мы в детстве любили сказки не прочь бы вернутся в счастливое время опять.

Первые упоминания о научных теориях сказкотерапии относятся к XVIII веку. Посредством сказок люди передавали из поколения в поколение нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Еще до того, как психотерапия получила официальный статус научного метода, сказки являлись своеобразным инструментом обучения и воспитания, средством народной психотерапии.

На сегодняшний день сказкотерапия активно используется в практической психологии — буквальная расшифровка термина — «лечение сказками». Известный в настоящее время психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов «передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека» [1].

Сказкотерапия один из наименее травмоопасных и безопасных способов психотерапии. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но ещё сказка помогает взрослым найти общий язык с ребёнком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые трудности. Процесс сказкотерапии позволяет ребёнку осознать и увидеть свои проблемы, актуализировать их. И это очень важно! Ведь всегда больше всего пугает то, чего мы не понимаем, а при помощи сказки страх приобретает реальные черты и тем самым даёт действенное оружие против себя.

Используя исследования ученых и педагогов, в данной работе определим роль сказки в психодиагностике и психокоррекции.

1. Научные основания и философия сказкотерапии

сказка дефектология песочный психодиагностика

Сказкотерапия появилась еще в древние времена и активно применяется до настоящего времени. В сказках наши предки передавали нам свои знания о мире, о философии жизни и каждое поколение перечитывало и впитывало их. Понятие «сказкотерапия» говорит о способе передачи знаний, о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие взрослые считают, что они выросли и сказки для них — это воспоминание из прошлого, но если бы они попробовали решать свои личностные проблемы посредством сказкотерапии, то наверняка бы поняли, что возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. И в доказательство, вышесказанному, выделим следующие задачи сказкотерапии:

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... нормализацию психосоматического статуса, подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову ... многие заболевания, особенно протекающие хронически. В основе невроза лежит расстройство отношений человека. Невроз – это функциональное личностное расстройство, обусловленное в большинстве случаев психогенными ...

. Научиться тому, как учить;

. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос — это способ адаптации;

. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития).

Однако имеются особенности применения сказкотерапии в области дефектологии.

2. История возникновения

Как самостоятельное направление в практической психологии сказкотерапия возникла не так давно, и сразу же приобрела большую популярность. В научном мире сказкотерапия существует только 16 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии в России в Санкт-Петербурге считается 1997 год.

В развитии метода сказкотерапии огромное влияние оказали работы Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского, исследования и опыт Б. Беттельхейма, К.Г. Юнга, М.Л. фон Франца, Ш. Коппа, идеи Э. Фромма, Э. Гарднера, Э. Берна, позитивная терапия притчами Н. Пезешкиана, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, работы И. Вачкова, Н. Сакович, А. Осиповой, Н. Киселевой.

Сегодня замечается тенденция активного использования метода сказкотерапии, к которому обращаются все больше специалистов: психологи, врачи, дефектологи, педагоги. В связи с этим стали появиляться сказкотерапевтические программы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н. Сакович, А. Лисиной и др. Сказкотерапию как метод стали не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами в развитии, исправительные учреждения (для подростков с девиантным поведением), высшие учебные заведения.

6 стр., 2701 слов

14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств

... негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками Первая ...

Активно развиваясь как отдельное направление, стала известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [5; 33].

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

I.этап — устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается и по сей день.

II.этап — собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах… Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов так же продолжается и по сей день.

III.этап — психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

IV.этап — интегративный, связанный с «формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков» [4; 87-88].

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия — это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

. Основные понятия

Сказкотерапию можно рассматривать с нескольких сторон, учитывая область воздействия и ее непосредственного применения. Исходя из этого, целесообразно выделить несколько понятий «сказкотерапии».

Сказкотерапия — это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка» [3; 43].

В информационных источниках определение «сказкотерапия» используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

25 стр., 12408 слов

Использование сказкотерапии как метода психокоррекции агрессивности ...

... Сказки в символической форме описывают процессы, происходящие в нашей психике. В нашем исследовании мы используем метод психологической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии, ...

Дадим несколько определений понятию «сказкотерапия» в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума [5; 17].

Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его [2; 67]. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

. Терапевтические техники

Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. С помощью сказки специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи, а также с различными психосоматическими заболеваниями, проблемами поведения.

Сказкотерапевтическая работа может быть проведена различными способами:

1.Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

2.Сказка может сочиняться совместно, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

.Клиент может сочинять сказку самостоятельно.

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.

Художественные сказки очень полезны. Прежде всего, в сказке ценен её воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и помогающие им животные, и предметы — все стремятся созидать добро.

14 стр., 6531 слов

Сказкотерапия 4

... разнообразным жанром является сказка - вымышленная история, содержащая невозможные или неправдоподобные с точки зрения слушателя события или явления. Сказкотерапия имеет многовековую ... в практическом применении сказки как диагностической, коррекционной и развивающей техники. Четвертый этап - интегративный - связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии как "природосообразной, органичной ...

Авторские психологические (или терапевтические) сказки — это особые сказки. Они целенаправленны, разрабатываются специально под каждый конкретный случай. Они чётко ориентированы на решение определённой проблемы или избавление от конкретного страха.

Психокоррекционные сказки используются в случаях, когда ребёнок, сталкиваясь со сложной жизненной ситуацией, никак не может найти из неё выход. Также сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.

Медитативные сказки — это специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения так называемых психологических «Медитаций». Сказки — медитации — это бесконфликтные сказки, в них нет никакого зла, в них нет злых, отрицательных или даже просто не очень приятных персонажей. В них хорошо, светло и уютно.

По мнению Чех Е.В. [6] можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

·Рассказывание сказки.

·Рисование сказки.

·Сказкотерапевтическая диагностика.

·Сочинение сказки.

·Изготовление кукол.

·Постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы [7].

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом [6].

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс (Цитат. по [8]), если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала — все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г. [9], любое изготовление куклы — это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

С точки зрения З.Фрейда (цитат. по [2]), все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов [7], при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

·звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

·дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

·необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

11 стр., 5064 слов

Современные программы развития речи

... и об обучении их языку, поскольку развитие речи включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи. Развитие речи – это формирование речевых навыков и ... исследований помогут направления в изучении психолого-педагогических проблем речевого развития, выделенные сотрудниками лаборатории развития речи. И хотя выделенные направления классифицировали, в первую очередь, ...

·все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи (Цитат. по [2]):

. Проведение психодиагностики.

. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

. Развитие коммуникативных навыков.

. Развитие самосознания.

. Развитие грубой и мелкой моторики.

. Разрешение внутренних конфликтов.

. Профилактика и коррекция страхов.

. Развитие речи.

. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

. Коррекция отношений в семье.

. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

Метод использования карт «Мастер сказок»

В работе используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт «Мастера сказок» является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.[2].

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

·Дорога

·Государство

·Помощник

·Творец

·Сезонность

·Доброе сердце — холодное сердце

·Тело боли

·Авгиевы конюшни

·Распутье

·Божественное вымя.

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

3 стр., 1320 слов

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

... из круга, и прикладывают руки к груди Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой · Тема (какова наиболее значимая сфера жизни ... занятия этап назначение содержание Ритуал « входа» в сказку Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнении. Например, взявшись ... дети могут использовать новый опыт 7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в ...

Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами) (Цитат. по [7]).

Х. Дж. Джинотт (Цитат. по [7]) рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см. (Цитат. по [7]).

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя [7].

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Метод «Песочная терапия» <#»justify»>1.Фаза предварительной беседы (15-20 минут).

На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

.Фаза релаксации (1-5 минут).

Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

.Фаза представления образа (в среднем около 20 минут).

Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

.Фаза обсуждения (5-10 минут).

Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания [7]:

10 стр., 4640 слов

Сказкотерапия 5

... Эган и др.). Тема нашей работы: "Сказкотерапия как метод коррекции". 1. Сущность сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки ... психология образования явно недостаточно использовала развивающий и психотерапевтический потенциал сказок. Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку ...

. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

. Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

. Недостаточная мотивация.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

1.Функция зеркала — содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.

2.Функция модели — сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.

4.Функция хранения опыта — после окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.

5.Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития — сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление, удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает содержание.

6.Функция альтернативной концепции — сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть.

7.Функция изменения позиции — сказка неожиданно вызывает у взрослого или у ребенка новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции .

. Творческий аспект психотерапии

В детстве каждый из нас прошел этап развития путем прослушивания сказок и каждый из нас воображал себя главным героем любимой сказки. Самое важное то, что каждый из нас когда-либо сочинял истории, ведь сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, потому как в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.

К сожалению, многие родители запрещают детям много фантазировать, а зря, потому как очень часто детские фантазии и выдуманные истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы [11, c. 10].

Сказки, сочиняемые детьми, не только отражают их внутреннюю реальность, проблемы, волнующие их, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие их личностному развитию, и разрешению затруднений. Замечено, что сочинение сказок благотворно сказывается на психологическом здоровье: ребенок становится более уравновешенным, легче справляется с жизненными трудностями [12, c. 32].

Рассмотрим как проходит творческая работа по мотивам сказки:

·Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

·Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

·Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

·Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки [13, c. 12].

Исходя из выше написанного, можно сделать вывод что сказкотерапия актуальна в любые времена и для всех возрастов.

Заключение

В заключении можно сказать, что специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

Используя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому человеку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется в жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Посредством сказкотерапии удается достигать следующих целей:

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но — в первую очередь — его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира…

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией, с гешталът-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.

Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической сказки в психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтов Вачкова И.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Ефимкина Р. П., Сакович Н.А., Ткач Р.М. и других авторов.

Список литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика Сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.

. Защиринская О.В., Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия [Текст] / О.В. Защиринская — М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2003. — 123с.

. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с.

. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Речь, 2003. — 146с.

.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова — Харьков, 1996 год. — 126с.

. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. — 144 с.

. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь, 2007. — 296 с.

. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. — СПб.: Речь, 2007. — 80 с.

. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. 176 с.

. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. — СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1996.

. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб.: Речь, 2005.