Сказкотерапия 4

Контрольная работа

Сказкотерапия

Содержание

1. Общая характеристика метода сказкотерапии

2. Основные типы сказок

3. Организация процесса сказкотерапии, формы, методы работы

4. Диагностический аспект сказкотерапии

Литература

1. Общая характеристика метода сказкотерапии

Сказка является произведением искусства и как почти каждый вид искусства становится своего рода психотерапией. Дословно сказкотерапия означает лечение сказкой, хотя точнее было бы сказать лечение повествованием, так как в ней используются самые разные литературные жанры: притчи, былины, басни, легенды, мифы, сказки, анекдоты, байки, фэнтези, любовные романы и т.п. — все, что описано метафорой, что имеет иносказательный смысл. Самым разнообразным жанром является сказка — вымышленная история, содержащая невозможные или неправдоподобные с точки зрения слушателя события или явления.

Сказкотерапия имеет многовековую историю, но свое название как самостоятельный психотерапевтический метод получила недавно, хотя нет, наверное, такого теоретического направления в психологии, представители которого не использовали бы сказки в своей практической работе.

Такие психоаналитики, как К.Г. Юнг, Э. Фромм, Б. Беттель — хейм и другие занимались их исследованием. Они считали, что язык сказок — это язык символов и образов, язык, на котором с нами говорит бессознательное. Сказка, которая произвела в детстве сильное эмоциональное впечатление, а потом была забыта или вытеснена в бессознательное, может быть связана с судьбой человека, его внутренним миром, поступками и переживаниями. В психоанализе К.Г. Юнга структура личности состоит из сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Все, что содержится в бессознательном, стремится проявиться вовне. Единицами коллективного бессознательного являются архетипы — первичные формы, схемы, организующие психическое содержание, мифологические мотивы, общие для всех людей. Результатом их актуализации являются архетипические идеи, которые становятся основным содержанием мифологических представлений. Эти архетипы могут ожить у человека при прочтении или прослушивании сказки. Сказочный сюжет Юнгом рассматривается как отражение внутреннего мира слушателя, в сказке описывается индивидуация как процесс своеобразного внутреннего путешествия к самому себе, в котором, например, принц (сознание) ищет принцессу (аниму), и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и т.д. [см.: Вачков, 2012; Зинкевич-Евстигнеева, 1998].

13 стр., 6015 слов

Сказкотерапия как метод в психологии

... Одной из причин этого является, по-видимому, буквальная расшифровка слова «сказкотерапия» - «лечение сказками». Вообще понятия, имеющие в своем составе слово «терапия» ( ... работы: . Изучить теоретические аспекты понятия «сказка» в психологии. . Рассмотреть исторический аспект развития сказкотерапии. . Выявить сущность сказкотерапии как метода в психологии. . Анализировать психологические ...

С точки зрения представителей бихевиорального подхода сказки содержат описание различных моделей поведения, и, работая с ними, можно помогать клиенту усваивать продуктивные модели, реконструировать непродуктивные, простраивать модели будущего поведения.

В трансактном анализе основное внимание уделяется ролевым взаимодействиям в сказках, при этом каждый герой изображает определенную роль, которую человек может играть в жизни или даже брать за основу жизненного сценария.

Гипнотический подход к сказкам основывается на сходстве между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. При наведении транса напрямую идет обращение к бессознательному, не провоцируя сопротивления со стороны человека. Сама атмосфера способствует внушению: клиент засыпает, человек, которому он доверяет, ритмично что-то рассказывает, при этом постоянно повторяя какие-то формулы (присказки и т.п.).

Это недирективное внушение [см.: Вачков, 2012; Соколов].

В отечественной практической психологии сказкотерапия как самостоятельное психотерапевтическое направление имеет короткую историю — чуть более 20 лет. Как правило, отечественные сказкотерапевты работают не в рамках какой-нибудь одной психологической школы, а используют самые разнообразные методы психологического и психотерапевтического применения сказок из разных подходов, т.е. речь идет об интегративной [см.: Вачков, 2012], комплексной [Зинкевич-Евстигнеева, 1998] сказкотерапии. Среди наиболее авторитетных сказкотерапевтов можно назвать Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву, И.В. Вачкова, А.В. Гнездилова и ряд других специалистов, каждый из которых делится собственными теоретическими представлениями о сказкотерапии и опытом практической сказкотерапевтической работы. Процесс создания единой концепции продолжается.

Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева выделяет четыре этапа в развитии сказкотерапии, причем каждый этап — это начало нового процесса, который никогда не заканчивается, уступая место новому.

Первый этап сказкотерапии представляет собой устное народное творчество. Это непрерывный процесс, начало которого затеряно в глубине веков и который продолжается по сей день.

Второй этап — собирание и исследование сказок и мифов. Этот этап в первую очередь связан с психологическими, глубинными исследованиями сказок и мифов К.Г. Юнга, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др. Познание скрытого смысла сказок и мифов не менее актуально и сегодня.

Третий этап — психотехнический. Суть его — в практическом применении сказки как диагностической, коррекционной и развивающей техники.

Четвертый этап — интегративный — связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии как «природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков» [Зинкевич — Евстигнеева, 2000, с.7].

6 стр., 2753 слов

(внутренние, внешние педагогические процессы, этапы педагогического процесса)

... — это социально-педагогическая задача и способы ее решения. Характеристика социально-педагогического процесса. Основные компоненты социально-педагогического процесса (этапы, субъект, объект, подходы) Социально-педагогический процесс – целенаправленная последовательность действий педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное ...

Раскрывая это широкое определение сказкотерапии, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева конкретизирует его различные стороны. Сказ — котерапия — это и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс объективизации проблемных ситуаций; процесс активизации ресурсов, потенциала личности; совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки [см.: Зинкевич-Евстигнеева, Грабен — ко, 2003; Зинкевич-Евстигнеева, 2000].

И.В. Вачков дает следующее определение интегративной сказ — котерапии: это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развивать самосознание и строить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности [см.: Вачков, 2007; Вачков, 2012].

Именно метафора является главным средством психологического воздействия в сказкотерапии, то насколько она будет эффективна, в большой степени зависит от глубины и точности подобранной метафоры. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева считает, что сказкоте — рапию даже правомерно называть метафоротерапией [см.: Вачков, 2007; Зинкевич-Евстигнеева, 2000].

Метафора (от греч. metaphora — перенесение, образ) — употребление слова, выражения, истории в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии. Это параллель между двумя, иногда, казалось бы, совсем не связанными, понятиями. При этом метафоры обеспечивают эмоциональную окраску сообщения, например, выражения «ревет в три ручья», «ревет как белуга» гораздо ярче передают эмоциональное состояние человека, чем простая констатация его плача.

Сказочная метафора имеет свои особенности. Внутри самой сказки метафоры, как перенесение свойств одного предмета на другой, встречаются даже реже, чем в других литературных жанрах, так как мир сказки сам по себе наполнен чудесными событиями, и те выражения, которые в других текстах носят метафорический смысл (абсурдны в буквальном прочтении), в сказках воспринимаются как норма. Роль метафоры в сказке шире, она является мостом, соединяющим реальный мир с его фантастическим изображением в сказке, это ядро сказки. Через понимание метафоры, расшифровку метафорических образов у детей расширяется сознание, развиваются воображение, интуиция, мышление, они опосредованно учатся нормам поведения, приобретают нравственные ценности. У каждого человека, будь то ребенок или взрослый, — свое семантическое пространство, в котором каждый элемент наполнен особым значением, смыслом [см.: Вачков, 2012]. Например, слово «дом» может иметь несколько смыслов: кров, убежище от непогоды и опасностей («мой дом — моя крепость»); символ жизни семьи, домашнего очага (грустно, когда тебя дома никто не ждет); личностное интимное пространство («я у себя, заходи ко мне»); тело человека — плотский дом души («у него ума палата», «у него не все дома»); последнее пристанище человека (домовина — гроб) [см.: Осорина]. Это же слово имеет совершенно разное значение для бомжа, строителя, эколога, крестьянина. Психолог и клиент также являются носителями уникальных семантических пространств, они могут говорить вроде бы об одном и том же, но неправильно понимать друг друга из-за несовпадения этих пространств. Метафора служит средством, позволяющим психологу естественным образом их связывать, порождая общее семантическое пространство, особенно если она облечена в форму сказки [см.: Вачков, 2012].

4 стр., 1615 слов

Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей ...

... работы педагога по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – ... Столь широкое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Ю.П. Лисицын считает, что ...

На основании анализа литературы и собственного опыта Н. Пезешкиан [см.: Пезешкиан] предложил достаточно полный перечень функций, которые выполняют сказки, истории в психотерапевтической работе:

Функция зеркала. Содержание истории становится тем зеркалом, которое отражает внутреннее Я человека, облегчая тем самым идентификацию с ним. Мысли, переживания человека, вызванные историей, могут стать предметом терапевтической работы.

Функция модели. Истории по сути являются моделями конфликтных ситуаций, возможных способов их решения и их последствий.

Функция опосредования. История выступает в качестве посредника между психологом и клиентом, снижая тем самым его сопротивление, не провоцируя защитных механизмов.

Функция хранения опыта. Благодаря образности, истории после окончания психотерапевтического сеанса продолжают работать в повседневной жизни человека.

Функция помощников в возвращении на более ранние этапы индивидуального развития. Сказки помогают человеку, пусть и на короткое время, вернуться к прежней радостной непосредственности далекого детства. Они вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, способствуют пробуждению детских и творческих сил, активизируют его работу на уровне интуиции.

Функция альтернативной концепции. В психотерапевтической работе альтернативные концепции предлагаются в виде рецепта. Познакомившись с ней, подумав, человек может принять ее через какое-то время или отвергнуть.

Функция изменения позиции. Истории могут неожиданно вызывать у человека новое переживание, в его сознании непроизвольно происходит изменение позиции.

И.В. Вачков отмечает, что раз сказки в течение веков сохраняются в культуре, то они удовлетворяют какую-то чрезвычайно важную потребность человека, а именно потребность быть создателем своего мира и его активным преобразователем [см.: Вачков, 2012].

Часто люди, не знакомые со сказкотерапией, считают, что она адресована только детям, причем дошкольного возраста. В действительности это не так, хотя ее и правомерно назвать «детским методом», поскольку сказка обращена к детскому началу человека любого возраста. В сказкотерапии «ребенок» понимается более широко, как «внутренний ребенок» в каждом человек. А предметом сказкотерапии, соответственно, является процесс воспитания «внутреннего ребенка», развитие души, приобретение знаний о законах жизни, моделях социально-приемлемого поведения.

Причины многих проблем, таких как агрессивность, страхи, тики, неуверенность, низкая самооценка, трудности в общении, комплексы неполноценности, как правило, лежат в раннем детстве. Они закладываются на иррациональном уровне, ведь маленький ребенок — существо эмоциональное. Каждая психологическая школа по-своему объясняет причины проблем и предлагает свои пути помощи. В сказкотерапии все эти проблемы можно обозначить одним словосочетанием — «внутренняя дисгармония развития человека», а помощь — «достижение внутренней гармонии».

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его структурно-функциональных систем. В становлении функций организма ребенка первого года жизни исключительно важное значение имеет ...

Гармоничный человек и в сказке, и в жизни — созидатель, а дисгармоничный — разрушитель, тот кто причиняет боль и дискомфорт другим людям, сознательно и бессознательно вредит своему здоровью, своему развитию. Метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу созидателя над разрушителем, вечное противостояние добра и зла. В сказках противостояние добра и зла почти всегда очевидно, и это противостояние черно-белое. И дети учатся на сказках пониманию того, что хорошо, а что плохо, причем эти знания прочно фиксируются на подсознательном уровне.

В сказкотерапии используется понятие нравственный иммунитет — способность человека противостоять негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социального окружения. Нравственный иммунитет фильтрует любую информацию, и если информация признается позитивной для развития личности, то она включается в систему ценностей человека, если определяется как разрушительная для личности, то она поступает в копилку «иммунной памяти» и позволяет быстро распознавать действие аналогичной информации. Сказкотерапия помогает формировать такой «нравственный иммунитет» [см. об этом: Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко, 2003].

Чем взрослее становится человек, тем больше он понимает, что в жизни почти нет черного и белого, а есть лишь оттенки серого. И вот с какого-то момента мы начинаем буквально тонуть в этих оттенках. Мы находим причины и оправдания своим и чужим негативным поступкам. Наше сознание строит сложнейшие умозаключения, устанавливает немыслимые, но успокаивающие нас причинно-следственные связи происходящих событий. Но на под — сознательном-то уровне мы знаем, что такое хорошо, что такое плохо. Мы это чувствуем, и эти чувства те же самые, которые мы испытывали в детстве, когда совершали те или иные поступки, те, которые мы испытывали, когда слушали сказки и переживали за героев. И как результат — внутренний конфликт, своеобразным методом решения которого может быть возвращение к сказкам, воспоминание или открытие вновь простых и глубоких истин. Ведь и природа позаботилась об этом, мы на протяжении жизни возвращаемся к одним и тем же сказкам, читая их детям, внукам, и каждый раз находим в них что-то новое для себя.

Сказка является самым любимым литературным жанром детей, а восприятие сказки — еще одним видом деятельности этого возраста (наряду с ведущей игровой, изобразительной).

Возникает вопрос, при чем тут деятельность, если ребенок сидит и слушает. Дело в восприятии маленького ребенка, которое отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Отечественными психологами было выделено специфическое действие для этой деятельности — содействие, когда ребенок становится на позицию главного героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Сопереживание, мысленное содействие сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре [см.: Обухова].

3 стр., 1320 слов

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

... круга, и прикладывают руки к груди Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой · Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев). · Герой (особенности его самосознания - ... значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт 7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию ...

Дети очень любят сказки, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, в них запрограммирована их взрослая жизнь. Через сказку ребенок получает знания о мире, взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Через сказку у ребенка формируется символический «банк жизненных ситуаций».

Какие же особенности сказки делают ее столь привлекательной для детей?

сказкотерапия сказка ролевое взаимодействие

В первую очередь, доступность простого и в то же время загадочного языка сказок. Стиль сказки также понятен ребенку, который еще не умеет мыслить логически, а сказка и не утруждает его логическими рассуждениями, в ней все случается чудесным способом, «откуда ни возьмись». Ребенок просто наслаждается сказочными образами и незаметно для себя усваивает важную информацию.

Герои сказок просты, типичны и лишены всякой индивидуальности, часто они не имеют даже имен; их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию, которые доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость, т.е. все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо полностью плохие. что упрощает определение симпатий ребенка, разграничение им добра и зла и упорядочивает его порой амбивалентные чувства. Ребенок, как правило, отождествляет себя с положительным героем, не потому, что он хороший по природе, а потому, что положение этого героя в сказке более привлекательно. Так сказка прививает добро [см.: Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко, 2003; Обухова].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 2000] сформулировала важные для сказкотерапии идеи, заложенные в сказках:

Окружающий нас мир — живой. Эта идея важна для бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает (люди, растения, вещи).

Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.

Разделение добра и зла, победа добра. Это важно для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизмов целеполагания и терпения.

Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Перечисленные философские идеи могут являться темами обсуждения с клиентами.

2. Основные типы сказок

Вопросом классификации сказок занимаются представители разных наук, поэтому единой общепризнанной типологии сказок не существует и ни одна из классификаций не является исчерпывающей. Наиболее широко используемой в отечественной сказкотерапии является типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич — Евстигнеевой [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998; Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко, 2003; Зинкевич-Евстигнеева, 2000]. Согласно этой типологии основой всех сказок, используемых и создаваемых в процессе сказкотерапии, являются художественные сказки, которые делятся на народные сказки и авторские истории. И те, и другие могут быть и психокоррекционными, и психотерапевтическими, и дидактическими, и медитативными. И.В. Вачков предложил еще один вид сказок — психологические сказки [см.: Вачков, 2007; Вачков, 2012].

Перечислим основные виды сказок.

Народные сказки. Датский психолог и психиатр Бруно Бетель — хейм, работая с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении, пришел к выводу, что только народная сказка задевает все стороны личности ребенка, способствует повышению его уверенности в себе и своем будущем [см.: Обухова].

Народные сказки идут из глубины веков, когда природа для людей была живой, поэтому в них растения, животные, вещи, явления природы, чувства, отношения «оживотворяются» и персонифицируются. Они заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении веков, затрагивают экзистенциальные проблемы старения, смерти, пределов нашего существования, показывают в символической форме способы разрешения этих проблем. Современные истории для маленьких детей в большинстве своем обходят острые проблемы. Выделяют несколько видов народных сказок.

Сказки о животных. Чаще всего применяются в сказкотерапевтической работе с детьми до 5 лет. Мышлению детей этого возраста присущ анимализм, поэтому они лучше воспринимают жизненный опыт, идентифицируя себя с животными.

Бытовые сказки. Очень полезны в семейном консультировании и в работе с подростками, так как формируют образ семейных отношений. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтов, формируют здравый смысл и здоровый юмор по отношению к жизненным невзгодам, раскрывают маленькие семейные хитрости (особенно восточные сказки).

Страшные сказки. Это сказки про нечистую силу и сказки — страшилки в современной детской субкультуре. Их психотерапевтический эффект связан с опытом детской самотерапии, когда ребенок много раз моделирует и переживает тревожную ситуацию в сказке и тем самым отреагирует и снимает напряжение (актуальны с 7 лет).

Волшебные сказки. Эти сказки — кладезь жизненной мудрости, через них в бессознательное поступает информация о духовном развитии человека, возможности изменений, превращений. Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей старше 5 лет [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998; Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко, 2003].

Каждый знает или хотя бы чувствует, что большинство сказок самых разных народов, несмотря на многообразие содержания, обладает одинаковой структурой. В сказке легко заменить Ивана — царевича на Аленушку или Мальчика-с-пальчика, молодильные яблоки — на волшебную дудочку или сапоги-скороходы — структура сказки, ее сюжет и окончание от этого не изменятся. Наиболее удачное исследование структуры волшебной сказки принадлежит русскому лингвисту Владимиру Яковлевичу Проппу. В качестве основания морфологии «волшебной» сказки он ввел понятие функции. Функция — это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. В результате исследований 100 русских сказок из сборника Афанасьева В.Я. Пропп пришел к выводу, что волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из семи героев: царевна — искомый персонаж, отправитель, герой, даритель, помощник, антагонист, ложный герой, а сюжет содержит в себе 31 функцию в строго определенной последовательности. Причем эта структура относится и ко многим сказкам о животных, бытовым сказкам [см.: Пропп; Соколов].

7 стр., 3411 слов

Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника

... обычно выделяют три большие группы: 1. сказки о животных 2. волшебные сказки 3. бытовые (сатирические) сказки Сказки о животных Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому ... театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. 2. Виды и тип сказок Существует самая разнообразная классификация сказок. По ...

Авторские художественные сказки. Эти сказки более трепетные, образные, чувственные, чем народные, они чаще всего раскрывают частные стороны жизни, в них глубже и тоньше интерпретации. Считается, что в авторских сказках присутствуют личностные проекции автора, его внутренние конфликты и собственные, не всегда оптимальные пути их решения, а некоторые авторские сказки даже формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Х.К. Андерсена может формировать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Но это не так, просто данные сказки бывают недостаточно осмысленны, автор не виноват в неприятных переживаниях и несложившейся жизни читателя. Читатель выбирает из сказки то, что ему близко в данный момент, например, чувство одиночества и покинутости [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998].

Дидактические сказки. Это сказки, в которых передаются новые знания, умения, навыки. Такие сказки часто используются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, ноты, арифметические действия) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Психологи также используют этот тип сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих и сказкотерапевтических занятиях. Например, можно показать необходимость, смысл, важность каких-то знаний, умений и навыков: необходимость быть вежливыми или убирать игрушки на место и т.д.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующий алгоритм создания дидактической сказки:

1.Введение в сказочную страну, где живет символ, рассказ о жизни, нравах, привычках в этой стране.

2.Разрушение благополучия. Разрушителями могут быть злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

3.Обращение к ребенку. Только он, выполнив задание, может все спасти.

Психокоррекционные сказки. Создаются для мягкого влияния на поведение и установки ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективной модели поведения на более продуктивную и объяснение смысла происходящего. Такие сказки эффективны до 11-13 лет.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

подобрать героя, близкого по полу, возрасту и характеру ребенку;

потом описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы клиент нашел сходство со своей жизнью;

затем поместить героя в проблемную ситуацию ребенка и приписать ему реальные переживания ребенка;

далее герой начинает искать выход из создавшегося положения или ситуация углубляется и приводится к логическому негативному концу, что тоже подталкивает героя к изменениям. Важно, что психолог может показать ситуацию с разных сторон, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

При этом важно понимать причину деструктивного поведения ребенка. Например, если он желает привлечь к себе внимание, то в сказке должны содержаться модели положительных способов привлечения внимания. Если ребенок стремится к власти над взрослыми, сверстниками, то в сказке нужно предложить позитивную модель лидера, который прежде всего заботится о своих друзьях и т.п.

Сказка только тогда становится психокоррекционной, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение. Поэтому психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, солдат и пр. При работе с детьми 5-6 лет лучше всего опираться на волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи [см.: Ткач].

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, можно обсудить, если он этого хочет. В любом случае, независимо от его реакции сказка все равно оставит след в душе ребенка и через некоторое время проявится в поведении.

Д.Ю. Соколов считает, что сочиненная сказка может предложить три решения проблемы клиента [см.: Соколов]:

«правильное», т.е. всеобщее, культурально принятое (наименее эффективное);

решение самого терапевта, т.е. способ, который он сам использовал в жизни (по сути — это замаскированный совет);

собственное, личное решение клиента (самое ценное, но и самое трудное).

Психотерапевтическая сказка. Сказка, врачующая душу; раскрывающая глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки всегда глубоки и проникновенны, не всегда имеют отчетливый конец и часто оставляют человека с вопросом, что как раз и стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, любви, жизненному пути [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998]. Эти сказки могут помочь там, где другие психологические техники бессильны, где требуется психологическая поддержка и избавление от страданий, связанных с психотравмой.

Медитативные сказки. Создаются для снятия психоэмоционального напряжения, накопления положительного образного опыта, создания насыщенного положительного эмоционального состояния. Их отличительная особенность — отсутствие четкого сюжета, строгого начала, понятного конца, конфликтов, злых героев. В сказкотерапии выделяются три типа медитативных сказок:

направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас»;

отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человека и окружающим миром и т.д.;

направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации.

Главное назначение таких сказок — сообщение бессознательному человека позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Часто медитативные сказки используются психологами до или после психологической работы. Для такой сказки должна быть комфортная обстановка в помещении, чтобы человек мог расслабиться. Лучше рассказывать медитативную сказку под спокойную музыку [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998].

Психологическая сказка. Это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Такие сказки знакомят детей с основными психологическими понятиями и могут использоваться в преподавании психологии [см.: Вачков, 2007].

3. Организация процесса сказкотерапии, формы, методы работы

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему комплексной сказкотерапии, которая включает в себя разнообразные формы, методы, приемы работы.

Сказкотерапия может проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Причем групповая форма сказкотерапии наиболее популярна и считается более эффективной, так как она динамичнее, позволяет использовать большее количество игр, драматизаций, импровизаций.

Количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Для маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития оптимальны небольшие группы (4-6 человек).

Частота встреч — 2 раза в неделю по 25-30 мин. Группа подростков и взрослых может состоять из 12-14 человек. Частота встреч — 1 раз в неделю по 60-90 мин. Возможен вариант интенсивного тренинга по 5-6 час.

Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которой можно пользоваться при составлении коррекционных программ. Алгоритм каждого занятия включает в себя три части: вводную, основную, заключительную. Вводная часть представляет собой ритуал «входа» в занятие, который помогает создать настрой на совместную работу и обсуждение темы занятия. Основная часть представляет собой непосредственно коррекционно-развивающую работу с использованием сказкотерапевтических методов и приемов. Заключительная часть включает подведение итогов того, что происходило на занятии, и ритуал «выхода» из занятия. С подробным вариантом структуры сказкотерапевтического занятия можно познакомиться в работе [Зинкевич-Евстигнеева, Грабен — ко, 2003, с.17].

Для сказкотерапии характерно многообразие форм, методов работы, в том числе за счет интеграции с методами других направлений экспрессивной терапии (арт-терапии, игровой, песочной терапии, драматерапии, библиотерапии, куклотерапии, имидж-терапии), что позволяет использовать ее для работы с широким спектром проблем и с людьми практически всех возрастов, поскольку сказку можно рассказывать, анализировать, сочинять, рисовать, драматизировать, в том числе с помощью кукол, медитировать на сказку [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998; Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко, 2003; Зинкевич-Евстигнеева, 2000].

Анализ сказок. Психологическая работа со сказкой начинается с ее анализа, обсуждения. Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь и архитипическое и индивидуальное значение, что открывает широкое поле для их понимания и интерпретации. Каждая сказочная ситуация содержит в себе скрытый смысл, который можно найти и расшифровать.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко предложили подробную схему размышления над сказками [см.: Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко, 2003, с.16, 17], в которой обозначены основные акценты анализа:

основная тема сказки;

мотивы поступков героев;

способы преодоления ими трудностей;

отношение героев к окружающему миру и к себе;

актуализированные чувства;

образы и символы в сказке;

оригинальность сюжета.

Анализ сказки применяется и для взрослых, и для детей в возрасте с 5 лет, при этом глубина анализа, конечно, зависит от возраста клиента. Выявляемые при этом сказочные смыслы в процессе обсуждения необходимо связывать с реальными жизненными ситуациями.

Рассказывание сказок. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок в сказ — котерапии имеет свои особенности и формы. Различают индивидуальное рассказывание (рассказывание от 1-го или от 3-го лица) и групповое рассказывание (придумывание сказки «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки) [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998].

Рассказывание от 3-го или 1-го лица (рассказывает ведущий).

В этом случае нужны актерские умения и навыки. Нужно вжиться в образы героев сказки: передавать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций и то, какие из них способствуют развитию человека или разрешению проблем, психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты. Таким образом, у человека активизируются собственные бессознательные процессы, стимулирующие его личностный рост [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998].

В индивидуальной психокоррекции успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам организации данного процесса относятся:

Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, тогда у ребенка будет сохраняться ощущение, что это понарошку, что позволит ему не чувствовать себя виноватым, не испытывать смущения.

Сказку надо рассказывать непреднамеренно, как будто случайно. Например, в ходе консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, или во время случайного перерыва).

У сказки должно быть разумное основание. Можно начинать сказку словами: «Сегодня утром я видела по телевизору передачу.» или: » У одной моей знакомой девочки тоже есть. «

Нельзя обсуждать и анализировать сказку сразу после ее окончания. Надо дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами. Можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку на следующей встрече.

Нельзя перегружать ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он «не утратил к ним чувствительность» [см.: Ткач, с.11].

Групповое рассказывание «по кругу» известной всем сказки (с 5,5-6 лет).

В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей (подростков, взрослых).

Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно. В детской группе ведущий участвует в данном процессе.

Групповое придумывание сказок «по кругу» (с 4-х лет).

Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был. «), следующий участник присоединяет одну-две фразы и т.д. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга и имела свой конец [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998].

Сочинение сказок. Здесь также подразумеваются различные формы работы: переписывание сказок, дописывание сказок, сочинение новых сказок и историй.

Групповое рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана «по кругу», участники придумывают к ней продолжение (каждый по маленькому кусочку), причем последний участник должен закончить сказку.

Индивидуальное придумывание, переписывание или дописывание сказки. В первую очередь, это важный диагностический материал. Подростки и взрослые сами сочиняют сказку. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно или вместе с психологом. Так, Р.М. Стиртцингер предложил метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка. Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего Я, осознать свой гнев и выразить его без опаски [см.: Ломакина].

Переписывание сказки имеет смысл тогда, когда клиенту чем — то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, конец сказки, и он вносит свои изменения. Психокоррекционный смысл заключается в том, что человек сам находит тот вариант разрешения ситуации, который освобождает его от внутреннего напряжения [см.: Осипова].

Индивидуальное придумывание и рисование сказки. Преимущественно эффективно в работе с детьми с 6 лет. Здесь также используется метод «общего сочинения историй» ребенком и психологом. Ребенок начинает придумывать историю и сразу ее рисует, психолог подключается к рисованию, вводя в сказку или новый персонаж, или принимая на себя роль одного из персонажей ранее озвученных ребенком. В процессе совместного сочинения и рисования психолог вводит в рассказ проблемную ситуацию, показывает негативные последствия для героя его поведения в этой ситуации и стимулирует ребенка найти наиболее адекватный выход из нее. При этом можно использовать неограниченное количество рисунков, в результате получается целая история в картинках. Преимущество такой формы работы перед простым придумыванием сказки в том, что она дает психологу больше времени для обдумывания и направления сюжета в психотерапевтическую сторону.

Кроме того, образы сказки материализуются на листе бумаги, становятся зримыми и с ними можно наглядно производить позитивную трансформацию.

Групповое придумывание и рассказывание нарисованной сказки. Для занятия требуются: большой лист ватмана, краски, кисти, спокойная музыка. Дети по очереди рисуют на ватмане свой кусочек сказочной страны, затем внимательно смотрят на общий готовый рисунок и могут еще что-нибудь добавить. Процесс группового рисования дает важную информацию о групповой сплоченности, распределении ролей в группе.

После того как сказочная страна нарисована, есть два варианта работы:

начать придумывать по очереди, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет там происходить;

попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки и придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной сказочной стране [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998].

Сказочная куклотерапия. Куклы в сказкотерапии — это реальное воплощение образов. Куклотерапия основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мультфильма, она применяется для разрешения внешних и внутренних конфликтов, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, психотравмами.

В сказочной куклотерапии используются несколько вариантов кукол: марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

изготовление кукол (в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы — процесс творения новой сказочной жизни);

использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Кукла-марионетка. Обычно состоит из головы и платья с вшитыми кистями рук, она очень проста в управлении (одна нить служит для управления головой, другая — руками) и достаточно самостоятельна, так как находится на расстоянии от кукловода. Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером его наделяет. Кукла может иметь или одно лицо, или сменные лица, позволяющие моделировать различные эмоции, или вообще не иметь лица, стимулируя фантазию ребенка о ее настроении, что позволяет диагностировать его актуальные проблемы. Манипуляция такой куклой дает ребенку возможность проявлять через нее свои эмоции, состояния, которые он испытывает, но по каким-либо причинам не проявляет в реальности.

Пальчиковые куклы. Самым простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Можно изготавливать такие куклы и в виде цилиндров из плотного картона, соответствующих размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы изготавливаются из черного или темного картона или бумаги и используются преимущественно для работы с детскими страхами. Обычно страх невидим, материализация же в кукле лишает его пугающей составляющей, снижает эмоциональную напряженность, ведь ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

Можно использовать эти куклы в теневом театре, проецируя их на экран — большую коробку с вырезанным дном и прозрачной бумагой вместо него. Ребенок может играть на экране своей куклой, рассказывать ее историю.

Веревочные куклы. Используются для работы с проблемами идентификации, общения, высокой тревожности у детей. Такая кукла обычно бывает в рост ребенка и довольно проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы, что позволяет ребенку имитировать движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Обычно их вырезают из плотного картона или фанеры, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и могут свободно двигаться. Такая кукла может иметь набор лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Как правило, используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа Я [см.: Зинкевич — Евстигнеева, Грабенко, 2003; Осипова].

В групповой коррекционно-развивающей работе с детьми оптимально использовать систему комплексной сказкотерапии, многообразие методов и форм работы которой позволяет работать с широким спектром проблем, при этом дает возможность делать каждое занятие особенным, интересным, не похожим на другие. Эффективность комплексной сказкотерапевтической программы, направленной на работу с детьми с высоким уровнем тревожности, включающей методы индивидуального и группового рассказывания сказок, их анализ, драматизацию, рисование медитации на сказку, сказочную куклотерапию, была доказана экспериментально [см.: Пермякова, Корепина, Ершова].

4. Диагностический аспект сказкотерапии

Известно, что в любых продуктах творчества всегда присутствует частичка личности автора, они всегда содержат проекции его личных переживаний, проблем, внутренних конфликтов. По сути все методы сказкотерапевтической работы являются проективными тестами. Проекция — особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам особых свойств, присущих самому индивиду; это — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. В ее основе лежит извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности в связи с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности [см.: Бурлачук].

Сочинение или рисование сказки. В процессе сказкотерапии эти процессы предоставляют объемную диагностическую информацию об эмоциональном состоянии человека, его позиции (активной или пассивной, агрессивной или страдательной), сфере внутренних или внешних конфликтов, трудности социальной адаптации, об уровне невротизации. Например, самостоятельное придумывание сказки или ее продолжения позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (покраснение, бледность, потливость); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется желание начать сказку с начала — это следует рассматривать как признаки невротического состояния [см.: Савченко].

Интерпретация рисунков: выбор цвета, взаиморасположение и размеры объектов тоже дают много информации.

В сказкотерапии психодиагностические и психокоррекционные процессы неразрывно связаны «здесь и сейчас». Причем акцент в этих процессах делается на поиске ресурсов человека.

Решение сказочных задач. Данный процесс является информативным диагностическим методом, который способствуют развитию творческого мышления и воображения. Этот метод подробно описан в работах Т.Д. Зинкевич-Евтигнеевой [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998; Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко, 2003]. Цель сказочной задачи — стимулировать процесс «генерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций. Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт.

Например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил — был царь. И была у него дочь, царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда — ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и назвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских — ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?» [Зинкевич-Евстигнеева, 1998, с.51].

В этой простой задаче содержится психологический вопрос: «Что вас огорчает, есть ли в вашей жизни стрессогенная ситуация?» Ответы будут самые разные. В этих ответах будет содержаться проекция травмирующих человека ситуаций, а следовательно, и уникальная проективная диагностическая информация.

А далее с помощью этой задачи можно строить и коррекцию: «А что можно сделать, чтобы царевна улыбнулась, рассмеялась? Мы в сказочной стране и нам доступны все средства». В ответе человек расскажет на метафорическом уровне о том, что поднимает ему настроение, что его может вывести из сложного эмоционального состояния.

Сказочная задача должна отвечать следующим требованиям:

Задачу предлагает какое-либо сказочное существо (Волшебник, Баба-яга.).

Сказочные задачи служат испытанием. Дети оказываются в ситуации выбора, в которой важен опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее характерные для него способы взаимодействия с миром.

Ситуация не должна иметь «правильного» ответа.

Образы, герои и события должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.

Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему. Сказочная задача должна быть направлена на преодоление препятствий (если у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя), взаимопомощь и взаимодействие (если ребенку свойственен «непроработанный эгоцентризм»), самоорганизацию и прогнозирование своих действий (если ребенок неорганизован) и т.п.

Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, зачем это нужно, что будет, если произойдет то-то и то-то).

Примеры сказочных задач:

Решил Иван-царевич поступить на службу к Бабе-яге, чтобы заработать меч-кладенец. А Баба-яга очень хитрой была, всем, кто хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Какое же задание она дала Ивану-царевичу и почему?

Выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти да белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит — навстречу ему идет Старичок-лесовичок, от голода спотыкается. Что делать Ивану-царевичу и почему?

В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку? [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998, с.51-56].

Проективные графические методики. Сегодня практические психологи широко используют графические методики для определения состояний человека, его отношения к себе и окружающим, его проблем. Несмотря на популярность таких методик, как «Дерево», «Человек», «Рисунок семьи» и др., продолжается дискуссия по поводу их психологического анализа и интерпретации. Чаще всего эти рисунки интерпретируются с позиции поиска проблем клиента, и при этом недостаточно внимания уделяется такой стороне, как поиск его ресурсов. Сказкотерапия делает акцент в психологическом анализе рисунков именно на «ресурсных» проявлениях их автора. Такой подход обусловлен ориентацией на быструю психологическую помощь, которую ожидает клиент, обращаясь к сказкотерапевту.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что на основании одного лишь рисунка довольно сложно составить представление об особенностях клиента. Поэтому в сказкотерапии становится традиционным давать для рисования несколько заданий (обычно три) и получать серии рисунков. Лучше подбирать их таким образом, чтобы иметь возможность исследовать внутренний мир клиента и его жизнь с разных точек зрения. На сегодняшний день предлагаются три сказкотерапевтические серии графических методик [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998, с.106].

В первую серию, направленную на исследование отношения человека к самому себе, самовосприятие, включены следующие рисунки: «В какое сказочное существо я бы превратился у входа в сказочную страну», «Во что бы меня заколдовали», «Волшебная страна чувств», «Мой маскарадный костюм».

Вторая серия, состоящая из трех рисунков семьи («Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев»), позволяет получить диагностическую информацию об отношении клиента к семье, о внутрисемейных проблемах.

Третья серия рисунков — «Дождливая серия» («Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране») — направлена на диагностику такого ресурса социальной адаптации, как стрессоустой — чивость, способности человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. Она позволяет изучать особенности реагирования, ситуативного поведения клиента в условиях моделируемого стресса. В качестве «стрессового фактора» выступает фактор внешней среды — дождь. Поиск ресурсов идет с помощью рисунка «Дождь в сказочной стране», который является символическим выходом из стресса и отражает благоприятную перспективу разрешения трудной ситуации на бессознательно-символическом уровне [см.: Зинкевич-Евстигнеева, 1998; Зинкевич-Евстигнеева, Кудзилов].

В данном учебном пособии не рассматриваются принципы и правила интерпретации рисуночных тестов. Интересующиеся могут найти их в изданиях из списка рекомендуемой литературы.

Литература

1.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.

2.Арт-терапия. Диалог: Россия — Великобритания. М.: Островитянин, 2008.

.Арт-терапия в эпоху постмодерна / под. ред.А.И. Копытина. СПб.: Речь, 2002.

.Арт-терапия — новые горизонты / под ред.А.И. Копытина. М.: Коги — то-центр, 2006.

.Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психологии. 1997. № 5. С.3-19.

.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

.Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопр. психологии. 1993. № 5. С.5-19.

.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007.

.Вачков И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С.111-118.

.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурмен — ская, Е.И. Захарова. М.: Академия, 2002.

.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.

.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Директ-Медиа, 2008.

.Джинотт X. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред.А.И. Копытина. СПб.: Психотерапия, 2012.

.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Изд-во «Союз», 2000.

.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998.

.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.

.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2003.

.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.

.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.

.Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005.

.Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. М.: Когито-центр, 2008.

.Копытин А.И. Арт-терапия женских проблем. М.: Когито-центр, 2010.