Школьная служба примирения

Содержание

Введение

1. Школьная служба примирения

1.1 Организация школьной службы примирения

1.2 Понятие школьной медиации

2. Порядок работы службы примирения

2.1 Проект положения о службе примирения

2.2 Этапы выполнения программы примирения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В школах России (раньше и до сих пор) типичными являются «вертикальные» отношения между директором и педагогами, а также педагогами и учениками. В школах России распространены вызов родителей в школу, вызов ребенка к директору и другие административные воздействия как способ реагирования на конфликты и правонарушения. В школах России нет эффективного способа реагирования на правонарушения учащихся (кражи, драки), поэтому школа стремится скрыть факт правонарушения, либо передает информацию в полицию.

Поэтому было принято решения, что:

. Службы примирения будут использовать модель восстановительного правосудия, позволяющую работать, в том числе, и с правонарушениями.

. Будет сразу проектироваться служба примирения, как структура внутри школы обеспечивающая работу медиатора и имеющая свои юридические документы, отдельный кабинет, взрослого куратора службы и т.д.

. В службе примирения в качестве медиаторов в службе примирения будут работать школьники старших классов, чтобы служба могла проводить медиации без участия взрослых (там, где участники взрослым не доверяют).

. Будет разрабатываться восстановительная медиация, которая основываясь на принципах восстановительного правосудия, позволяла бы работать, в том числе со школьными ситуациями некриминальных конфликтов.

В нашей работе по распространению школьных служб примирения можно выделить три больших этапа:

. Разработка модели «школьной службы примирения» как школьной медиации с учетом Российских условий.

. Разработка модели поддержки школьных служб примирения при их массовом распространении со стороны территориальных служб примирения и ассоциаций медиаторов.

. Разработка концепции ШСП как воспитательно-образовательной технологии с опорой на понятие «восстановительная культура».

Цель школьной службы примирения — восстановить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые ... и произвольного поведения. § 3. Развитие психических функций Доминирующей функцией в младшем школьном возра­сте становится мышление. Благодаря этому интенсивно раз­виваются, перестраиваются сами ...

1.Школьная служба примирения

1.1Организация школьной службы примирения

В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учениками и учителями, учениками и родителями. Доходит иногда даже до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа — частичка общества. Каково общество — такая и школа. Не случайно одним из методик разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

«Стрелки» в подростковой среде выступают как форма насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания статуса и власти, борьбы за воздействие и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также как форма самоутверждения. В то же время «стрелки» становятся методом бизнеса для доли подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» остальных подростков, записывают их на видео. И предстоящем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.

Детский рэкет также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.

Одной из попыток разрешить сформировавшуюся ситуацию стало творение школьной службы примирения (далее — ШСП).

Идея создания ШСП взята в следствии рубежа. Такие службы есть в Новой Зеландии, Северной Америке, Австралии, фактически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» наиболее 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учеником и учителем (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 города Москвы 16 декабря 2001 года.

Служба примирения — это новая разработка решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, угрозе наказанием и формальному разрешению. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому нужно мириться»), которое срабатывает в младшем школьном возрасте, в старшей и средней школе не даёт действенного итога. Конфликт не завершается. ШСП же гарантирует вероятность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.

ШСП — это форма социально-психологической поддержке всем соучастникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, вариантах преступлений обучающихся. Школьная служба примирения — это волонтерское движение.

Задачи:

проводить примирительные программы по появляющимся конфликтам в школе;

научить детей общаться с окружающими и друг с другом, привлечь к работе новых ребят;

популяризировать деятельность ШСП среди родителей и педагогов.

7 стр., 3477 слов

Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, ...

... ее членов; ) высокая сплоченность всех членов группы 2. Понятие конфликта, основные черты и формы проявления Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем ... и стрессам. Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия ...

Принципы:

добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);

конфиденциальность;

нейтральность.

Возможные варианты

. Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, способствовать устранению обстоятельств противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным преподавателем, психологом и другими школьными специалистами, которые занимаются проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.

. Педагогический (воспитательный) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько возникновение в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие деловые и нравственные качества через вовлечение к добровольчеству.

Основные формы работы

. Программа примирения (медиация) между соучастниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто стороны находящиеся в конфликтной ситуации не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены недоверием друг к другу и негативными эмоциями. Поэтому нужен нейтральный посредник — медиатор, одинаково поддерживающий обе стороны и контролирующий соблюдение правил встречи и сохранность ситуации. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники ощущают себя довольно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу по собственной воли.

. Проведение кругов общества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, формирующим вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их строгим соблюдением, несет ответственность за атмосферу, которая создаётся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, имеет право говорить лишь тот, кто держит его в руках. Круг длится до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу.

Результативность. Подросток, который совершил проступок, может осознать предпосылки собственного поведения и его последствия, загладить доставленный вред, принести извинения, восстановить отношения, вернуть себе уважение. Пострадавший избавляется от желания мести и негативных эмоций. Учителя и родители помогают ребенку в тяжелой ситуации, развивают у него чувство ответственности.

Преимущества ШСП:

элемент новизны: новое время диктует новейшие технологии;

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

... окружения. Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности. В чрезмерном увлечении факторным анализом и компьютерной ... как, например, «привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д. Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных ...

педагоги меняют способы разрешения конфликтов на восстановительные и интерактивные;

увеличивается количество детей, вовлеченных в социальную практику, растет их моральное формирование, дети получают новые гражданские познания и навыки по праву, культуре и демократии мира, видят вероятность разрешения конфликтов методом диалога, сочувствия, сострадания.

Правовые основы. В собственной деятельности ШСП руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе примирения, положение о школьном совете профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др.

В настоящее время обучает и координирует работу служб примирения по всей стране публичный центр «Судебно-правовая реформа», который располагается в городе Москве.

Алгоритм создания ШСП:

осуществление и разработка проекта создания ШСП;

разработка и принятие документов, которые обеспечивают формирование и функционирование ШСП;

формирование команды инициаторов и усвоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;

разработка формы по сбору информации, оценке и мониторингу;

анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.

Организация и структура деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (традиционно это замдиректора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и более) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, также включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, ориентирует работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

Информация о мелких и конфликтных криминальных ситуациях (драках, кражах, порче имущества) в начале работы службы традиционно поступает от администрации и преподавателей. В предстоящем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться родители и школьники.

Медиаторы, традиционно работающие в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и функционального проведения ею медиаций занимает примерно один год.

Примерный список документация ШСП:

приказ директора школы о создании Школьной службы примирения;

Положение о службе;

15 стр., 7254 слов

Психологическая готовность к обучению в школе детей

... мотивационная готовность старших дошкольников. Предмет исследования: мотивационная готовность к обучению в школе детей из полных и неполных семей. Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу ... характеристику полным и неполным семьям; сравнить мотивационную готовность к обучению в школе детей из полных и неполных семей. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на ...

должностная аннотация куратора службы;

формы обращений в ШСП, отчетов;

журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций;

кодекс сотрудничества членов ШСП;

информационные листы о работе ШСП;

программа сопровождения учащихся ШСП;

программа занятий;

Помощь в организации ШСП вам может оказать региональное общество кураторов ШСП (при наличии).

По мнению экспертов школьная служба примирения — это путь, который учит обучающихся окружающих и себя, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без колебаний и сомнений.

1.2Понятие школьной медиации

Школьная медиация — это новый подход к предотвращению и разрешению конфликтных и спорных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Слово «школа» в русском языке имеет чрезвычайно обширное значение. В обычной трактовке оно означает место для получения начальных познаний. Но нередко мы применяем остальные смыслы этого слова. Под «школой» часто предполагается и приобретение опыта и система образования, и комплекс определенных методик исследования какой — либо отрасли познания, и направленность (в науке, искусстве, философии и т. п.), которое владеет определенными отличительными качествами, и, наконец, элементарно группа учеников, последователей, единомышленников. Именно благодаря настолько широкой трактовке слова «школа» определение «Школьная медиация» в совершенной мере отображает целый диапазон возможностей, раскрывающие данный подход раскрывает для российского образования.

В России постоянно ценились базовые (фундаментальные) знания. Еще со времен Петра Первого в русском языке укоренилось выражение «чувствуется школа». В таком контексте слово «школа» подразумевает присутствие системы, объединяющая теоретические познания и практический опыт. Подобная система в особенности принципиальна, когда речь идет об обучении взаимодействию в конфликтных ситуациях и о предотвращении конфликтов.

Лишь научившись соединять концепцию и практику, мы сможем объединить усилия заинтересованных институтов и групп людей, бросив их на разрешение спора.

Школьная медиация — это собирательное понятие, которое применяется ко всему многообразию вариантов общения детей, молодежи и подростков в целом как между собой, так и с представителями остальных возрастных групп. При настолько широком диапазоне общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация предполагает, что мы можем уменьшить численность схожих столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно позволять конфликтные ситуации и уметь их предупреждать можно обучить. И чем раньше начнётся это обучение — тем лучше. Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми как с воспитателями, так и в группе. Не всегда есть и понимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок проверяет на себе прессинг посторонних родителей, таковым образом защищающие своих собственных детей.

28 стр., 13885 слов

Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения ...

... с целью коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предмет исследования: ... эффективность подобранных и проведенных игровых упражнений в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, ...

Негативный опыт поведения самого ребёнка в конфликте, несправедливое отношение остальных людей и всего мира вокруг оказывают суровое действие на психику ребенка. Формируются установки и стереотипы, которые он позже переносит во взрослую жизнь.

В предстоящем это чревато осложнениями и может потребовать вмешательства специалистов, внедрения комплекса реабилитационных мер. Но переучивать всегда сложнее, чем изучать. Поэтому дети дошкольного возраста не менее других нуждаются в том, чтобы наравне с действием познания мира они имели вероятность осмыслять искусство конструктивного взаимодействия с иными людьми.

Подобное обучение дошкольников постоянно проистекает в игровой форме и не имеет возрастных противопоказаний. Это вполне естественно, так как спонтанное взаимодействие находится в любом возрасте — вне зависимости от того, обучен человек «правильному» общению или нет.

Общение — это естественная часть жизни, а конфликт является ее неотъемлемой составляющей. Но дети, которые прошли подготовку в области медиативного взаимодействия в дошкольных учебных заведениях или в специально организованных группах, лучше ориентируются в житейских ситуациях. Еще одним аргументом в пользу раннего обучения детей основам медиации является тот факт, что оно позволяет лучше подготовить ребенка к школе. Дети, прошедшие такое обучение, менее подвержены стрессу, который связан с приходом в густонаселенную среду школы, где конфликты проистекают практически на каждом шагу.

В школьные годы диапазон нужных навыков для обучения поведению в конфликте и его превенции становится еще просторнее. Появляется вероятность обучать школьников для работы в качестве школьных медиаторов, либо в качестве помощников школьных медиаторов (в тех вариантах, когда начинающему «медиатору» нужна помощь со стороны взрослых или наиболее опытных учащихся).

Эта работа проистекает вне школьных уроков, то есть ребенок приобретает вероятность учиться интересной для себя деятельностью, которая не связана с учебой.

Мотивация к подобным занятиям чрезвычайно высока, так как она связана с признанием школьника человеком, наделённым ответственностью, чтобы помогать другим в разрешении спора. Это настоящая «взрослая» деятельность, в итоге которой ребенок приобретает вероятность осознанно принимать окружающий мир и свое место в нем. Не только обучение, но и предстоящая «профессиональная» деятельность в роли школьного медиатора осуществляется в узком контакте со взрослыми, и в ее базе лежит общность интересов взрослого и ребенка.

15 стр., 7352 слов

Адаптационные возможности современной школы для детей с особенностями в развитии

... в развитии Предмет исследования: условия современной школы для детей с особенностями в развитии. Цель курсовой работы: изучить адаптационные возможности школы для детей с особенностями в развитии. В соответствии ... включает в себя по два параграфа и вывод. адаптация школа младший школьник Глава 1. Проблемы адаптации к школе детей с особенностями в развитии 1.1 Социально-психологические особенности ...

Самую главную роль в контакте между детьми и взрослыми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку нужно выучиться обдумывать себя как развивающуюся и самоценную личность, способная на основании собственных внутренних критериев совершать ответственный и свободный выбор. И этот выбор касается не только личного времяпрепровождения, пристрастий и интересов. Ребенок самостоятельно определяет свое пространство в жизни, описывает круг собственных идеалов.

Но, как не раз уже говорилось, школа — это зеркальное отображение «большого» общества. Это пространство, где концентрируются общественные процессы и тенденции, — как негативные, так и положительные. Вот почему в концепции школьной медиации общеобразовательная школа не рассматривается как отдельный элемент образования, а является принципиальным связующим звеном: от детского возраста к молодости и зрелости. От того, как будет организован процесс осмысливания и познания конфликтов на всех шагах взросления ребенка, зависит и то, с каким грузом выйдет он во взрослую жизнь. В подобном познании и исследовании на равных с ним могут принять роль и взрослые. Преподаватели, родители либо психологи, которые не получили в свое время нужных умений и познаний, имеют вероятность обучиться навыкам медиативного разрешения конфликта совместно с детьми.

Школа является мини — социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать со сверстниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка — их негативные последствия отразятся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного осмысливания собственного оппонента, такой положительный опыт может быть плодовито применен в предстоящем.

Коммуникация не будет представлять для такого человека угрозы, что существенно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в собственной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых — так как дети не всегда добровольно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать труднее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват суровыми последствиями. Во многих схожих конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, которые втянуты в конфликт вопреки собственному желанию.

Особенно часто это проистекает в школьных компаниях, либо в неформальных объединениях подростков. Иметь собственный круг общения и быть долею группы, которая обделена общностью интересов, — естественное желание человека. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок упорно отыскивает группу сверстников, с которой бы его что — то связывало. Эта потребность так высока, что часто дети оказываются в компаниях, которые исповедуют асоциальные идеалы только потому, что у них не остается выбора.

17 стр., 8359 слов

Рабочая программа дисциплины Самоопределение и профессиональная ...

... организация профориентационной работы в школе. тест 3.3. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения. контроль-ные ... Ситникова) Заведующий  кафедрой_____________________________ (Е.Н.Ткач) Уполномоченный по качеству кафедры _______________ (Е.В. Гончарова) Программа одобрена на заседании кафедры психологии от «09» сентября ...

Создание «групп равных» на базе школ, досуговых учреждений, институтов в рамках идеи школьной медиации — прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не лишь «занять» детей занятием, научить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят сообщество от роста преступности. Комфорт и безопасность — главные условия, позволяющие рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями. Возглавляемые психологами и преподавателями, которые обучены способу школьной медиации, «группы равных» способны курировать подростка и ребёнка, пристально прослеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и методикам их внедрения на практике. Навыки деятельности школьного медиатора нужны не лишь школьникам. Студенчество также нуждается в разработках, содействующих приобретению навыков комфортного существования в социуме. Осознанная организация собственной жизни молодыми людьми требует убежденности в способности реализации собственных жизненных планов.

Конфликт — немаловажное препятствие, которое может появиться на этом пути. Умея ориентироваться в ситуациях конфликта, прогнозировать эти ситуации, молодой человек может рассчитывать на свои силы, а не зависеть от воли событий. Стабильность во взаимоотношениях с людьми сформировывает в человеке доверие миру, общительность.

Личность, полностью уверенная в себе, не нуждается в проявлениях агрессии как в защитной форме поведения. Медиация — это и эффективная методика разрешения споров между различными уровнями большого коллектива. В связи с этим отдельного интереса заслуживают преподаватели, психологи и администрация учебных и воспитательных заведений. Ведь работа с детьми и молодежью связана с большой частей ответственности, так что эмоциональное истощение здесь может настать слишком быстро.

Неграмотно выстроенные отношения с сотрудниками и учащимися являются дополнительным стрессогенным фактором. В итоге очень часто у преподавателей, школьных инспекторов, социальных педагогов, административных работников средних и высших учебных заведений происходят эмоциональные срывы, могут развиваться серьезные заболевания, ухудшается настроение.

Невозможность возобновлять трудовую деятельность в учебных заведениях приводит к частой сменяемости кадров, что в свою очередность отрицательно воздействует на отношениях в коллективе из — за дополнительного стресса при замене организаторов процесса обучения и педагогов. В итоге страдает качество обучения школьников и студентов, которые не смогут в полной мере состояться как специалисты и прийти на смену своим учителям. Возникает замкнутый круг, в выходе из которого заинтересована вся воспитательно — образовательная система страны.

8 стр., 3756 слов

Рабочая программа 25

... Научно-исследовательская работа (далее – НИР) является обязательным разделом основной образовательной программы (далее – ООП) бакалавриата и направлена на формирование универсальных и профессиональных ... научно-исследовательская работа является обязательным видом учебных занятий основной образовательной программы б по направлению 030300.62 Психология. Она непосредственно ориентирована на овладение ...

Первыми мерами по урегулированию данной ситуации является создание критерий для нормализации межличностных отношений в коллективе, будь то группа подростков или педагогический коллектив детского сада, института, школы. Обучение медиации дает вероятность формировать здоровую обстановку в коллективе уже за счет того, что с его поддержкой выявляются интересы каждого отдельного члена группы. Но не следует забывать, что, получая интерес и заботу в образовательных и воспитательных учебных заведениях, подрастающее поколение проводит огромную часть дня вне их стен. И, очевидно, любой ребенок по — прежнему нуждается в помощи семьи.

При всей значимости роли детского сада, института и школы в образовании и воспитании детей и молодежи, — жизнь в семье остается наиболее принципиальной частью жизни подростка, девушки либо юноши. Семья является ближним социальным окружением человека, даже если в силу различных событий он проводит в ней только небольшую часть времени. По данным социологических изучений, конкретно семья оказывает наибольшее воздействие на создание личности ребенка. Именно из семьи он берет модели построения отношений и поведение с иными людьми. Эти модели поведения впоследствии могут стать преобладающими, и если они основаны на ложных ориентирах, то урон, причиняемый ими взрослому человеку, тяжело измерить.

Практически в каждой семье со временем появляются большие или меньшие трудности, так как семья является развивающейся системой. Ребенок взрослеет, и с изменением его способностей и потребностей изменяются и роли в семье. Это процесс чрезвычайно динамичный и требует стремительной перестройки и привыкания всех членов семьи — что на практике происходит далеко не всегда. Вот почему конфликты являются неизбежными спутниками изменения отношений и ролей внутри семьи. Если эта перемена ролей и связанный с нею конфликт является осмысленным процессом — он легко поддается устранения. Но если проблемы ребенка и других членов семьи замалчиваются, тогда они получают постоянный характер. В социальных масштабах это выглядит как девиантное поведение, рост правонарушений на почве межнациональной розни, создание преступных группировок и т. д.

Вот почему особенно важно чуткое отношение к ребенку подросткового возраста. Именно в это время у него проистекает пересмотр ценностей, а вместе с тем и поиск новых авторитетных фигур, новых видов деятельности, новых кумиров. Школьная медиация позволяет вплотную заниматься проблемами ребенка, так как она ставит в центр внимания конкретно потребности личности.

Обучение школьной медиации полезно родителям, так как способствует им наладить общение со своими детьми. В семье часто появляются конфликты, которые сопровождаются бурным всплеском эмоций. Если члены семьи умеют отрефлексировать, осмыслить свои ощущения, то такие конфликты не носят разрушительного характера, ибо в схожих ситуациях конфликт — проявление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таковых вариантах требует устранения лишь форма их общения. Грамотные с точки зрения медиативного подхода к конфликту, то есть умеющие, раз обраться в противостоянии члены семьи не нуждаются в том, чтобы подвергать свои ощущения испытаниям. Семья может не превращаться в испытательный полигон, где апробируются военные стратегии для предстоящего «общения» с другими людьми. Семья может и должна оставаться местом, где близкие люди получают понимание и поддержку.

Таким образом, школьная медиация, опираясь на преемственность обучения и внедрения медиации в воспитательно — образовательные учреждения, начиная с детского сада и заканчивая институтом, может сопровождать человека на всех шагах его жизненного пути, обеспечивая содействие в разрешении жизненно принципиальных вопросов.

Школьная медиация как система необходима российскому образованию, потому что до настоящего времени у нас отсутствовал механизм грамотного и мягкого разрешения конфликтов, так или по-другому касающихся молодежи и детей. Кроме того, введение школьной медиации приводит к всеобщему улучшению обстановки в коллективе, где каждый — ребенок, родитель, преподаватель — начинает ощущать себя в большей степени защищенно.

школьный примирение медиация

2.Порядок работы службы примирения

2.1Проект положения о службе примирения

. Общие расположения

.1. Служба примирения является объединением преподавателей и учащихся, работающей в образовательном учреждении на базе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).

.2. Служба примирения действует на основании работающего законодательства, реального Стандартов и Положения восстановительной медиации, школьного Устава.

. Задачи и цели службы примирения

.1. Целью службы примирения является:

.1.1. распределение среди учащихся, преподавателей и родителей цивилизованных форм разрешения конфликтов;

.1.2. содействие в разрешении криминальных и конфликтных ситуаций на базе принципов восстановительной медиации;

.1.3. понижение численности административного реагирования на правонарушения.

.2. Задачами службы примирения являются:

.2.1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, семейных и школьных конференций, кругов общества и т. д.) для соучастников криминальных и конфликтных ситуаций;

.2.2. обучение школьников цивилизованным способам урегулирования ответственности и конфликтов;

.2.3. информирование преподавателей и учеников о ценностях и принципах восстановительной медиации;

. Принципы деятельности службы примирения

.1. Деятельность службы примирения основана на последующих принципах:

.1.1. Принцип добровольности, которая предполагает как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на роль в примирительной программе.

.1.2. Принцип конфиденциальности, которая предполагает обязанность службы примирения не разглашать приобретенные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся правонарушении, а также примирительный договор (по согласованию с соучастниками встречи и подписанный ими).

.1.3. Принцип нейтральности, которая запрещает службе примирения принимать сторону одного из соучастников конфликта. Нейтральность подразумевает, что служба примирения не выясняет вопрос о невиновности либо виновности той или другой стороны, а является независящим посредником, который помогает сторонам самостоятельно отыскать заключение.

. Порядок формирования службы примирения

.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-11 классов, уже прошедшие обучение проведению примирительных программ.

.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или другой педагогический работник школы, на которого возлагаются повинности по управлению службой примирения приказом директора школы.

.3. Руководителем службы примирения может быть человек, уже прошедший обучение проведению примирительных программ.

.4. Родители дают согласие на работу собственного ребенка в качестве водящих примирительных встреч.

.5. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, которые входят в состав службы, и другие вопросы, не регламентированные реальным Положением, могут складываться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

. Порядок работы службы примирения

.1. Служба примирения может получать информацию о вариантах криминального либо конфликтного нрава от преподавателей, родителей, учащихся, членов службы примирения, администрации школы.

.2. Служба примирения воспринимает заключение о невозможности либо способности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на роль в предоставленной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление для проведения программы также нужно согласие родителей или их роль во встрече.

.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на шаге дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится взаимодействие с надлежащими органами внутренних дел.

.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит управляющий службы примирения.

.6. В трудных ситуациях (как правило, если в ситуации имеется физический вред, среди соучастников есть родители либо взрослые, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает роль в программе.

.6. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

.7. Служба примирения самостоятельно определяет этапы и сроки проведения программы в каждом отдельном случае.

.8. В случае если в процессе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к договору, достигнутые итоги могут закрепляться в устном соглашении либо письменном примирительном договоре.

.10. При необходимости работа примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

.11. Служба примирения способствует определить способ исполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их исполнение. При возникновении проблем в исполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать предпосылки проблем и пути их преодоления, что должно быть оговорено в устном либо письменном соглашении.

.13. Деятельность службы примирения фиксируется в отчетах и журналах, являющиеся внутренними документами службы;

.14. Куратор службы гарантирует мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соотношение их деятельности принципам восстановительной медиации.

. Организация деятельности службы примирения

.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для проведения и сборов примирительных программ, а также вероятность применять другие ресурсы школы — такие, как оргтехника, оборудование, средства информации, канцелярские принадлежности и остальные.

.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди школьников и преподавателей.

.3. Служба примирения имеет преимущество воспользоваться услугами социального педагога, психолога и остальных специалистов школы.

.4. Администрация школы способствует службе примирения в организации взаимодействия с преподавателями школы, а также социальными службами и иными организациями. Администрация стимулирует преподавателей обращаться в службу примирения либо самим применять восстановительные практики.

.5. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Семейной конференции либо Круге сообщества), то административные действия в отношении данных соучастников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости восстановления административных действий принимается после получения информации об итогах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

.6. Администрация школы поддерживает роль куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

.7. Раз в четверть проводятся совещания между службой примирения и администрацией по улучшению работы службы и ее взаимодействия с преподавателями с целью предоставления возможности роли в примирительных встречах большему числу желающих.

.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, власть школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также других документов в качестве материалов, которая характеризует личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного вреда и другие действия, направленные на заглаживание ущерба, причиненного потерпевшему.

.9. Служба примирения может вносить на обсуждение администрации предложения по понижению конфликтности в школе.

. Заключительные расположения

.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения данного документа.

.2. Изменения в настоящее состояние вносятся директором школы по предписанию органов школьного самоуправления либо службы примирения.

2.2Этапы выполнения программы примирения

Перед началом работы службы нужно:

Определить в школе тип и присутствие конфликтных ситуаций в общем, соответствующий им тип программ восстановительного правосудия и их численность.

Определить «агентов», то есть людей, от которых зависит обычная для данного учреждения реакция на конфликтные ситуации. Это могут быть учителя, администраторы, лидеры класса и т. д.

Направления работы:

Администрирование:

поиск помещения для данной программы;

организация финансирования данной программы;

Координация:

организация обучения новых соучастников программы;

организация курсов повышения квалификации, выездов в другие территории для обмена опытом;

подписание и подготовка нужных организационных документов (положения о службе, контракта и т. д.);

анализ процессов, которые приводят к выпадению из социализации;

организация взаимодействия с социальными педагогами и психологами.

Проведение программ:

заполнение регистрационных карточек;

проведение программ;

оценка итогов (через промежуток времени);

написание отчетов.

Методическая работа:

организация рефлексии у ведущих по результатам проведенных программ, анализ способов работы с тяжелыми ситуациями;

организация общения между ведущими программ для обмена опытом;

определение ведущих для тех или иных программ (в зависимости от уровня подготовки и их занятости);

введение и приспособление новейших программ восстановительного правосудия.

Этапы организации ШСП:

диагностика учащихся на предмет необходимости организации в их школе таковой службы;

дискуссия этого вопроса (по результатам диагностики) на педсовете;

утверждение устава и положения службы директором школы;

назначение ответственного куратора службы;

набор ребят на добровольной базе для обучения восстановительным технологиям проведения примирительных встреч;

разработка плана работы службы примирения;

разработка методик получения информации;

отчётность результатов службы перед администрацией школы.

Взрослый, который курирует детскую службу примирения, обязан уметь осуществить неформальную подростковую группу и поддерживать взгляды восстановительного правосудия.

Кроме подготовки подростков в качестве ведущих программ нужно действовать над созданием подросткового сообщества вокруг службы: группы поддержки. Это ребята, которые самостоятельно не проводят программы, но при этом принимают идеи восстановительного правосудия. Поэтому, когда они в школе выяснят о конфликте, то могут грамотно сориентироваться в происходящем и направить соучастников в службу примирения. В итоге работа будет находиться не в «безвоздушном пространстве», а непрерывно ориентироваться в происходящем. Расширение «группы поддержки» формирует коллектив единомышленников, который с позитивной стороны влияет на культурный и эмоциональный школьный фон.

Очень принципиально, будет ли у двух школьных полюсов — у учеников и администрации — площадка, на которой они вместе смогут действовать над повышением свойства жизни в школе и изменением отношений. Служба примирения — это возможность без опаски высказать свою точку зрения и услышать другую. Создание таковой постоянной площадки — одна из основных задач службы.

Заключение

Все взрослые хотят видеть своих детей успешными, счастливыми и самостоятельными. Хотят, чтобы дети жили среди добрых и интересных людей, помогали друг другу.

Чтобы дети избежали войн и насилия. Чтобы чувствовали себя в безопасности. Чтобы жили не в борьбе за «место под солнцем», а в творчестве и созидании.

Но в мире растет конкуренция, перемешиваются разные культуры и религии, возникает напряжение между властью и народом. Когда случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются правонарушения, людей захватывают эмоции и предубеждения. Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы. А еще они стараются привлечь сторонников через обращение в СМИ, к власти и в правоохранительные органы, чтобы те решили за них проблему, «надавили» на противоположную сторону или наказали ее. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях.

Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.

Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим».

Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей.

Если ребенок не чувствует себя в школе в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков.

Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, — он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими.

Если для достижения высокого рейтинга в классе принято унижать, подавлять, проявлять насилие, то амбициозный подросток невольно становится на путь формирования агрессивных (а то и криминальных) черт характера.

Что можно предложить в ответ? Центр «Судебно-правовая реформа» с 2000 года создает в России школьные службы примирения — российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях).

Цель службы — способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов.

В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят.

Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор).

Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Встреча проводится только при добровольном согласии участников.

Идея школьной службы примирения, разрабатываемая общественным центром «Судебно-правовая реформа», базируется на стандартах восстановительной медиации, принятых в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, и соответствующим этим стандартам порядке работы медиатора. На этой основе разработана модель школьной службы примирения, описанию которой посвящено немало публикаций.

За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Волгограде и Волжском, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других.

В 2010 году, по данным Фонда защиты детей от жестокого обращения, школьные службы примирения вошли в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка». В 2011 году Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было принято постановление о создании в каждом общеобразовательном учреждении службы примирения. В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей 2014-2017 гг.» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2014-2017 годы».

Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в московской школе No 464, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Медиация проводилась по конфликту между учителем и учеником, конфликт был успешно разрешен. По данным мониторинга, проведенного Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на 2011 год в разных регионах России действовали 615 школьных и 61 территориальная служба примирения. В ходе разных восстановительных программ было разрешено более трех тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали около десяти тысяч человек. Районные (муниципальные) службы примирения проводят примирительные встречи по делам из судов, комиссий по делам несовершеннолетних, а также поддерживают школьные службы примирения на своей территории. В своей работе они опираются на стандарты восстановительной медиации.

Список использованной литературы

1. «Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы». Автор: Коновалов, А.Ю., 2005 год.

. «Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися»., 2007 год.

. «Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе». Автор: П.В. Миков, Н.А. Русакова., 2007 год.

. «Права вашего ребенка». Автор: П.В. Миков, Н.А. Русакова., 2008 год.

. «Творчество и конфликт в зеркале психологии». Автор: Грановская Р.М., 2011 год.

. «Школьная служба примирения». Автор: Коновалов А.Ю., 2008 год.

. «Психология школьного конфликта». Автор: Лукманов Е.В., 2008 год.

. «Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации». Автор: Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю., 2009 год.

. «Стандарты восстановительной медиации» //Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Вып. 7. -М.: Центр «СПР», 2010 год.

. «Современное воспитание: тенденции и перспективы развития теории и практики». Автор: Селиванова Н.Л., 2011 год.

. «Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников». Автор: Шакурова М.В., 2011 г.

. «Проблемы обеспечения качества современного образовательного процесса». Автор: Е.Н. Васильева., 2011 год.

. «О готовности педагогического состава школ к модернизации образования в России». Автор: Баныкина С.В., 2007 год.

. «Образование и образованность: критерии различия». Автор: Сушкова В.Н., 2011 год.